Логические формы мышления. Логические операции мышления

Формы мышления. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:

суждения;

умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

общими и единичными;

конкретными и абстрактными;

эмпирическими и теоретическими. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;



опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

истинными;

частными;

единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок". (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

индуктивное;

дедуктивное;

по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Операции мышления. Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

сравнение;

абстрагирование;

обобщение;

классификация;

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так, в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа, синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

общие как сходные признаки;

общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Высшей ступенью познания мира является мышление. Без него невозможно получить представление о недоступных нам в чувственном плане объектах, особенностях, взаимосвязях действительности. Формы мышления разнообразны. Оно является объектом исследования во многих науках, особенно таких как логика, психология, нейрофизиология.

Мыслительный процесс

Мышление представляет собой особый процесс, имеющий ряд признаков. Отдельно рассматривают механизм протекания, и операции мыслительного процесса.

  • Обобщение . Мышление отражает окружающую действительность в обобщенной форме. Человек применяет обобщения для единичных предметов, явлений.
  • Еще один признак мышления - опосредованное познание окружающего мира , то есть человек способен характеризовать и судить об объектах без прямого контакта, с помощью анализа информации.

Рациональное и интуитивное мышление

Рациональными являются виды и формы мышления, четко следующие логическим связям и ведущие к определенной цели без учета чувственной сферы. Отбрасывается сфера желаний, импульсов, предчувствий, переживаний и впечатлений. Если сложная ситуация погружает человека в бурю эмоций, он может взять себя в руки благодаря рациональному способу мышления. Рациональное мышление дает только четкие и беспристрастные характеристики объекта из любой сферы. Личные эмоции при рациональном мышлении отсутствуют, но оно не всегда является продуктивным. Выделяют такие формы рационального мышления, как понятие, суждение, умозаключение.

Иррациональное мышление, наоборот, осуществляется при отсутствии логики, целей и взаимосвязей. Интуитивный взгляд на ситуацию - это основа образного мышления. Оно не предполагает использования анализа. Интуитивные виды и формы мышления не требуют выражения в словесной форме. Язык, пусть и мысленно, необходим в рациональной сфере, основанной на словесно-понятийной базе. Результат интуитивного мышления зависит от вложения в образ личного и смыслового содержания, что необходимо творческим людям, создающим произведения искусства.

Понимание между людьми происходит просто, когда они оперируют рациональными понятиями, ведь их суть точно определена. Донести свои ощущения и чувства до собеседника довольно сложно. Чувства, выраженные через речь, уже не так будут восприняты слушателем. По поводу непонимания в общении Тютчев метко подметил: «Мысль изреченная есть ложь».

Формы реализации мыслительных процессов

Для лучшего понимания мы все формы сгруппировали в приведенную ниже таблицу

Критерии

Характеристика

  • Понятийная форма

Понятие как форма мышления способствует познанию сути существующего объекта (предмета, явления), выявлению предметных взаимосвязей, определению отношений, обобщению признаков.

Свойства каждого объекта или явления разнообразны, могут быть существенными и несущественными.

Понятие как форма мышления существует в словесном виде. Слова обозначают понятия единичного («планета», «край»), общего («термин», «элемент»), конкретного или абстрактного («зло» и «добро») характера.

Большой объем признаков - это свойство родовых понятий («животное», «мебель»), меньшим числом признаков обладают видовые понятия («примат», «диван»).

  • Форма суждений

Суждение как форма мышления содержит подтверждение/не подтверждение какого-либо факта, положения предмета, связь с явлениями, свойствами, событиями. Оно может быть оспоримым, общим и единичным.

Для проявления суждений необходимо применять полноценные фразы. Суждение как форма мышления тождественно предложению. К суждениям не относят все фразы из междометий и некоторые из нескольких слов («Ах!», «Ну что еще?»)

  • Форма умозаключений

Умозаключение как форма мышления возникает при объединении нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

Метод индукции предполагает обобщение, объединение отдельных элементов. С его помощью выделены закономерности и правила при исследовании разнообразных явлений.

Метод дедукции предполагает ход мыслей от общей картины к отдельным деталям, фактам. Это получение знаний на базе существующих закономерностей.

Вышеперечисленные формы мышления человек реализует во всех их видах с учетом решаемых задач.

Суждение

Суждение - форма мысли, устанавливающая логические взаимосвязи понятий, совпадение которых (тождественность) выражается связкой «есть», противоречие - «не есть». Взаимосвязь или не тождественность выражается в виде предложений, например, как сказал Уэтли: «Логика есть наука о языке». Предложения являются лишь словесной оболочкой суждений, но они не могут быть одним и тем же. Например, логические формы мышления не могут быть отражены в вопросительных и побудительных предложениях. Любые суждения возможно выразить в форме предложений, но не все фразы относятся к суждениям. Истинные суждения реально отражают суть и особенности объекта, а ложные - неадекватно.

Умозаключение как форма мышления

Умозаключение позволяет на базе имеющейся информации получить «свежие» знания. Оно образуется как результат перехода от каких-либо высказываний о реальном мире к новому выводу, являющемуся новым знанием о ситуации. Например, совпадение геометрического центра и центра тяжести тела возможно, когда его плотность совпадает во всех его частях. Астрономические наблюдения показали, что данные центры у Земли не совпадают. Следует умозаключение: Земля имеет разную плотность в своих разных частях. Таким образом можно получить новое знание, не исследуя объект.

Процессы мышления

Работа над разнообразными задачами и ситуациями (в теории, на практике) невозможна без использования следующих процессов в различных комбинациях.

  • Анализ

Мысленный процесс: объект (явление, ситуация) мысленно делится на составные части. Сопровождается отделением несущественных связей.

  • Синтез

Восстановление целого из разрозненных элементов - процесс, обратный анализу. Преобладание анализа или синтеза в складе мышления зависит от склонности индивида к разным мыслительным формам.

  • Сравнение

Сравнить объекты (понятия, вещи) - значит сопоставить их, увидеть в них общее и различное, классифицировать (объединить по одному признаку).

  • Абстракция

Процесс, при котором рассматривают объект под определенным ракурсом: выделяют один признак (свойство, сторону) объекта и «абстрагируются» (не замечают), отвлекаются от других признаков.

  • Конкретизация

Оперирование конкретными явлениями, обратное абстрагированию

  • Обобщение

Выявление максимального числа близких признаков, особенностей и связей между объектами (вещами, понятиями), отбрасывание особенностей, являющихся единичными, случайными.

Научное мышление

Начало процессу мышления может положить возникновение проблемной ситуации и необходимость ее решения. Мыслительный процесс неосуществим без умения поставить вопрос, увидеть непонятное, непознанное.

Формы научного мышления - это формулировка проблемы (вопрос), определение доказательств или опровержений какого-либо факта, гипотеза и теория. Последние две формы относятся к опережающему познанию и необходимы для стимулирования научных исследований, обоснования результатов.

Принципы, законы и другие категории не относят к формам научного мышления, так как они являются либо понятиями, либо суждениями.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное

Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).

Наглядно-образное

Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).

Словесно-логическое

Основа - логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Особенности мышления

Основные формы мышления существуют на базе психологических законов c учетом развитости ума и интеллекта разных людей. От каких особенностей зависят качества ума?

  • Гибкость - умение приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, менять ход действий.
  • Глубина - умение проникнуть в суть сложной проблемы, найти ее причины, увидеть новые задачи там, где их не замечают другие.
  • Скорость - способность быстро применять основные формы мышления, решить ситуацию, принять решение. Она зависит от объема знаний, развитости навыков мышления, опытности.
  • Самостоятельность - умение поставить новую цель и достичь ее без участия другого индивида. Она формируется на базе информации, переданной от окружающих людей. Человек, самостоятельно мыслящий, может подойти к изучению мира с творческой точки зрения, найти варианты разрешения ситуации.
  • Широта - способность охватывать большое число тем, вопросов. Она отражает уровень эрудиции, интеллекта и разностороннюю развитость.
  • Последовательность - умение следовать логике, поддерживать логическую преемственность при выражении мыслей, обосновывать суждения.
  • Критичность - способность при познании не оказываться под влиянием чужих мыслей. Индивид критически мыслящий может трезво оценить сильные и слабые стороны, особенности объекта, явления. Он склонен к тщательной проверке своих решений и требовательной оценке мыслей.

Формирование всех мыслительных качеств происходит в комплексе и всегда идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Уровень способности результативно решать встающие на пути ситуации и проблемы называется интеллектом. Совершенствование важных мыслительных качеств, развитость личности во многих направлениях зависят от хорошей организации учебной и профессиональной деятельности.

Практические задания по применению мысленных процессов

№ 1. Сравнение

Задание : найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие - к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

№ 2. Рассуждение

Задание : Суахили - это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ - «никупенда».

№. 3. Игра «Царь и трое пленников»

Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные - белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

Различают общелогические формы мышления, к которым относят понятия, категории, суждения, умозаключения, и локально-логические формы теоретического мышления: закон, гипотеза, теоретическая идея, теория.

Общелогические формы используются всеми типами мышления: обыденным, практическим, научным. Теоретическое мышление наряду с ними использует свои локальные, специфические логические формы.

До сих пор продолжается спор о том, что является первичным в системе логических форм: понятие или суждение (Гегель считал первичным понятие, Кант -- суждение). Сейчас большинство исследующих проблемы логики считают «понятие» исходной и конечной логической формой. С «понятия» начинается логическая операция, «понятие» развивается на основе развития суждения, умозаключения, закона, гипотезы, теории. В традиционной логике понятие определяется как форма мышления, отражающая предметы, явления в их существенных признаках.

В логике диалектической понятие определяется как итог познания, результат и обобщение массы единичных явлений и предметов. Эти определения не являются взаимоисключающими. Определение, используемое традиционной логикой, основано на абстрагировании от развития и его противоречий. Оно верно, поскольку в определенных границах («границах меры») происходят только такие изменения, от которых, как несущественных, можно отвлечься.

Диалектическая логика изучает процесс формирования и развития понятия как ступени познания, как итого познавательной деятельности. Понятие нередко охватывает целую систему знаний (пример понятия -- капитализм, империализм, социализм и т.д.).

Определение понятия в традиционной логике есть частный момент по отношению к определению, даваемому в диалектической логике. Это означает возможность пользоваться обоими определениями применительно к конкретной предметной области научного исследования.

Отправляясь от определения понятия, используемого в традиционной логике, остановимся, прежде всего, на терминах: признак, существенный и не существенный признак, общий и единичный признак. Признак предмета -- это то, в чем предметы сходны или отличаются друг от друга. Иными словами -- это любые черты, стороны, состояния предмета или отсутствие каких-либо черт, состояния, свойства.

Любой предмет обладает множеством признаков. Среди них есть существенные -- выражающие сущность предмета, его внутреннюю природу, и несущественные, которые могут принадлежать или не принадлежать предмету.

Понятие -- это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории -- существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры -- длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство -- обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» -- то, что это прибор для измерения температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером. логика мышление понятие диалектический

Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже чело века вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие -- более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движение со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

В процессе общественно-исторического развития познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятий. Так, понятие «атом» раньше имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого понятия изменилось, расширилось, углубилось.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение--это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например:

«Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение--это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва-столица России », «Пушкин -- великий русский поэт».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление -- значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем

Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения -- доказательство геометрических теорем.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений -- индуктивными и дедуктивными.

Индукция -- это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция -- это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

В отличие от других совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения или отрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

В отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Логические формы мышления

Мышление изучают и психология, и логика, но они изучают разные стороны мышления. Психология изучает мышление как процесс : выявляет мотивацию мышления, то есть психологические причины, которые порождают процесс мышления, изучает взаимосвязь мышления со способностями человека как субъекта мышления. Логика изучает результат мышления , мысли, соотношение между отдельными мыслями.

В логике выделяют три логические формы мышления :

1. Понятие - мысль, выраженная словами, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем определяется количеством объектов, охватываемых этим понятием (человек – все люди, а студент – часть людей). Содержание понятия определяется теми признаками, которые входят в данное понятие. Между объемом и содержанием понятия существует обратная зависимость. Чем уже объем, тем шире содержание и наоборот. Бывают понятия, имеющие содержание, но не имеющие объема – искусственные или сказочные понятия (Змей Горыныч).

Существует множество способов введения понятий :

- указание (это береза, это Маша Иванова и так далее).

Указание того, что делает объект , каковы его функции.

- перечисление внешних признаков , которыми обладает данный объект.

Указание того, чем не является данный объект.

- указание ближайшего родового признака и видовых отличительных признаков (так вводятся научные понятия). Цель любого обучения – цель научных понятий (определения ощущений).

Наряду с научными различают житейские понятия, которые употребляются в быту. Научные понятия легко поддаются определению, а житейские – трудно, но зато житейские усваиваются легче, чем научные.

Житейские понятия отражают те сферы жизни и деятельности людей, которые еще не стали объектами научного исследования, но отражают важные для жизнедеятельности людей явления.

Каждое понятие усваивается человеком и результат этого усвоения не совпадает с тем определением, которое дается в словаре. В связи с этим возникают два аспекта в изучении понятийной сферы человека:

1) формирование понятий

2) строение понятийной сферы человека.

2 .Суждение – это мысль, выраженная словами, в которой отражаются связи между двумя понятиями. Каждое суждение состоит из двух понятий и связано между ними (Иванова Катя – студентка. Иванова Катя – первое понятие, студентка – второе понятие, пропущенное лет – третье понятие).

Они бывают : - истинные – соответствуют реальной действительности,

- ложные – не соответствуют реальной действительности.

Суждения могут относиться к определенному объему объектов данного класса. По этому признаку различают :

1. Единичные суждения. Относятся к отдельному объекту данного класса (студентка Иванова – отличница).

2. Частные суждения. Относятся к определенной части объекта данного класса (некоторые студенты нашей группы – отличники).

3. Общие суждения. Относятся ко всем объектам данного класса (все студенты нашей группы переболели гриппом).

3. Умозаключение – это вывод нового суждения из двух или нескольких имеющихся суждений. Существует три вида умозаключений :

1 . Индуктивные умозаключения представляют собой переход от единичных суждений к общим суждениям (Алюминий, железо и медь проводят электричество. Они металлы. Следовательно, металлы электропроводны). Индуктивные умозаключения имеют прогностический характер, так как обобщение распространяется и на те объекты, которые не изучались, то есть делается прогноз их свойств. Поэтому всегда остается место для сомнения относительно того, что впоследствии может обнаружиться такой объект, который не будет соответствовать полученному умозаключению.

2 . Дедуктивные умозаключения п редставляют собой переход от общего суждения к частному или единичному суждению (Сократ – человек. Все люди смертны. Следовательно, Сократ смертен).

3 . Умозаключения по аналогии представляют собой переход от частного к частному, опираются на предположение о том, что если два объекта сходны в одном отношении, то они сходны и в другом отношении (Медь проводит электричество. Медь – металл. Алюминий тоже металл. Следовательно, алюминий проводит электричество.

Поделиться: