Формирование конкурсной массы из имущества должника. Понятие конкурсной массы и ее назначение

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Большинство мероприятий, которые проводятся в процессе банкротства , направлены на справедливое сформирование и распределение конкурсной массы среди всех участников дела. Что же такое конкурсная масса должника и как происходит ее формирование?

Понятие конкурсной массы

Конкурсную массу рассматривают в двух аспектах:

  • совокупность определенных активов организации-должника;
  • особый правовой режим, который применяется к активам должника.

Конкурсная масса представляет собой все активы должника, которые имеются на дату открытия конкурсного производства, или выявлены и приобретены в ходе конкурсного производства.

В ходе конкурсного производства в качестве активов необходимо учитывать любые материальные и нематериальные ценности, которые отвечают следующим признакам:

  • являются объектами административных или гражданских правоотношений
  • м огут быть преобразованы в денежные средства (проданы или преобразованы другим способом).

Конкурсная масса, как особый правовой режим, который должен применяться к активам должника: установление специальных правил для пользования и распоряжения активами в течение конкурсного производства.

Имущество должника, воплощенное в виде денежных средств, является наиболее стабильной формой конкурсной массы. Более того, окончанием процесса формирования конкурсной массы есть получение денежных средств от реализации имущества должника.

Имущество должника и денежные средства, которые поступили от его реализации, считаются конкурсной массой.

В соответствии с законом о банкротстве, с одной стороны, конкурсная масса – это совокупность имущества, а с другой стороны, требования кредиторов должны погашаться за счет конкурсной массы, т.е. денежными средствами с основного счета должника.

В течение конкурсного производства происходит формирование конкурсной массы и переход ее в денежные средства из состояния имущества и имущественных прав.

Кто формирует конкурсную массу

Формирование конкурсной массы осуществляется конкурсным управляющим. Это процесс выявления всего имущества должника, которое можно обратить в денежные средства.

Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, которое изъято из оборота, имущественные права, которые связаны с личностью должника, и другое имущество, предусмотренное Федеральным законом о банкротстве.

Отдельно должно учитываться и обязательно оценивается имущество должника, которое является предметом залога.

Основной способ выявления имущества для формирования конкурсной массы - является анализ бухгалтерских документов. Учет и бухгалтерская отчетность составляется на основе первичных документов. Их можно использовать и для доказательства права собственности, и для оспаривания финансовых сделок, а так же для реализации иных механизмов для увеличения конкурсной массы. Для правильного учета имущества должника, которое входит в конкурсную массу, конкурсный управляющий имеет право привлекать к работе бухгалтеров, аудиторов и других специалистов.

Наравне с другим имуществом в конкурсную массу должника включаются имущественные права должника, в том числе дебиторская задолженность.

Конкурсный управляющий законодательно наделен обязанностью выявлять и сохранять имущества должника. Он имеет права на реализацию этого имущества.

Согласно закону о банкротстве руководитель предприятия - должника в течение 3 дней от даты назначения конкурсного управляющего, обязан обеспечить передачу печатей, штампов, бухгалтерской и другой документации, а так же материальных и других ценностей конкурсному управляющему.

За невыполнение, руководитель должника будет привлекаться к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Что же происходит на практике? Словосочетание «обязан обеспечить» чаще всего трактуется руководителем предприятия – должника, как запрещение препятствовать доступу конкурсного управляющего ко всему имуществу должника. Руководители достаточно формально подходят к выполнению этого требования, в лучшем случае выделяют из числа работников предприятия сотрудника, в лучшем случае бухгалтера, который должен сопровождать конкурсного управляющего в процессе анализа документов и проведения инвентаризации.

К сожалению , законодательно не закреплена обязанность руководства передавать документацию и имущество конкурсному управляющему.

Например, через оформление соответствующего акта приема-передачи.

В этом акте должно быть описано все имущество и его состояние, признаки (характеристики) для идентификации имущества. Имущество, которое конкурсный управляющий не принимает, в конкурсную массу не включается.

Оно ляжет бременем недостачи на руководителя, который вынужден будет объяснить, куда и какое имущество выбыло, а так же подтвердить это документально.

Какое имущество входит в конкурсную массу при банкротстве граждан

Что из имущества включается в конкурсную массу

Конкурсная масса – это:

  • имущество, которое можно распределить между кредиторами;
  • денежные средства, полученные от реализации имущества;
  • неликвидное имущество.

В целях перехода конкурсной массы в имущественную массу конкурсный управляющий осуществляет определенные дополнения и изъятия.

Виды имущества, которые добавляются в имущественную массу:

  1. имущество должника, которое находится у третьих лиц без правовых оснований;
  2. имущество, полученное за реализацию дебиторской задолженности;
  3. денежные средства и имущество субъектов, которые своими действиями довели должника до банкротства;
  4. залоговое имущество;
  5. денежные средства, полученные управляющим на содержание определенных объектов, которые не были приняты третьими лицами.

Имущество должника, которое не включается в конкурсную массу

В конкурсную массу не включаются:

  • имущество, которое изъято из оборота;
  • имущественные права, которые связаны с личностью должника (права, основанные на разрешении (лицензии) на ведение определенных видов деятельности;
  • имущество третьих лиц, которое находится у должника без правовых оснований; - социально значимые объекты, а также объекты культурного наследия и иные, продажа которых осуществлена в соответствии законодательством путем проведения конкурсных торгов;
  • объекты коммунальной инфраструктуры и жилищный фонд.

Хотя такие объекты не входят в конкурсную массу должника, закон предусматривается их продажа в процедуре конкурсного производства;

Жилищный фонд социального использования продаже не подлежит.

Соразмерное удовлетворение требований кредиторов

После формирования конкурсной массы производят инвентаризацию и полную оценку имущества, которое будет реализовано для удовлетворения требований кредиторов. Основной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Материальный вопрос, чьи долги и в каком порядке будут погашены, какое имущество и кому будет продаваться, является главным.

Формирования конкурсной массы должника играет важнейшую роль в процессе банкротства.

Конкурсную массу составляет, как правило, все имущество банка, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Формирование конкурсной массы является одной из основных функций конкурсного управляющего.

Цель формирования конкурсной массы - удовлетворение из нее требований кредиторов.

В соответствии с действующим законодательством конкурсная масса охватывает не только имущество кредитной организации , имеющееся в наличии на день открытия конкурсного производства, но и имущество, выявленное в ходе конкурсного производства .

В конкурсную массу могут входить здания, сооружения, земельные участки и иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ). Значительную долю в конкурсной массе нередко составляет движимое имущество. К нему относятся автомобили, банковское оборудование, права требования, основанные на кредитных договорах, ценные бумаги (акции, облигации, векселя).

Вместе с тем следует знать, что не могут быть включены в конкурсную массу некоторые виды имущества, например, имущество, составляющее ипотечное покрытие банка, и имущество, изъятое из оборота (ст. 131 Закона о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ. 2002 г.).

В случае если должник осуществлял в соответствии с Законом N 152-ФЗ эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, конкурсный управляющий обязан открыть отдельный счет в банке или иной кредитной организации для зачисления на него денежных средств, составляющих ипотечное покрытие и поступающих в ходе конкурсного производства во исполнение обязательств, права требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также открыть специальный ипотечный счет для зачисления на него денежных средств, поступающих в ходе реализации ипотечного покрытия. Со специального ипотечного счета осуществляются выплаты кредиторам - владельцам облигаций с соответствующим ипотечным покрытием, а также оплата текущих обязательств, связанных с реализацией ипотечного покрытия

Осуществляя поиск, выявление и возврат имущества банка, конкурсный управляющий направляет запросы в органы, регистрирующие имущество, чтобы получить сведения о наличии или отсутствии у банка в собственности того или иного имущества. Он также обращается в судебные учреждения, чтобы выяснить наличие в производстве дел с участием банка. В налоговых органах и Банке России запрашиваются отсутствующие в банке бухгалтерские и иные документы, необходимые для обеспечения возврата имущества от третьих лиц. В случае выявления сделок, условия которых существенно, в худшую для банка сторону, отличаются от обычно устанавливаемых условий, конкурсным управляющим подаются иски в суд о признании таких сделок недействительными. Принимаются другие меры по защите прав и законных интересов банка и его кредиторов, предусмотренные законодательством.

Расчеты с кредиторами банка осуществляются денежными средствами. В этой связи материальные объекты и права (требования) подлежат продаже.

Продажа имущества кредитной организации представляет собой очень важный этап конкурсного производства, направленный на реализацию имущества с целью получения наибольшей выручки.

Продажа имущества кредитной организации осуществляется в соответствии со следующими принципами :

1) соблюдение при совершении сделок прав и законных интересов кредиторов кредитной организации;

2) транспарентность (прозрачность) сделок;

3) доступность процесса заключения сделок для максимального количества желающих;

4) заключение сделок по максимально высокой цене

Процесс продажи имущества строго регламентирован законодательством о несостоятельности , состоит из определенных процедурных этапов, основные из которых регламентируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. (см. ст. 139, ст. 110).

Продажа имущества банка осуществляется после проведения инвентаризации и оценки имущества кредитной организации , которые позволяют выявить состав имущества кредитной организации, его ликвидационную стоимость, а также спрогнозировать размер денежных средств, на которые продавец мог бы рассчитывать при благоприятной конъюнктуре.

Продажа имущества банка проводится, как правило, на открытых торгах в форме аукционов. Без торгов с согласия собрания (комитета) кредиторов может продаваться движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 100 тыс. руб. Организатором торгов является конкурсный управляющий или по договору с ним специализированная организация. Сообщение о продаже имущества с торгов публикуется в газете «Коммерсант» не позднее 30 дней до начала торгов.

При продаже имущества кредитной организации права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом (продажа кредитного портфеля кредитной организации ).

Единым лотом также может быть выставлено на торги имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга с одновременной уступкой прав требований по таким договорам.

Начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика (норма общего закона о несостоятельности (банкротстве), действует для всех организаций).

Конкурсный управляющий обязан предоставлять сведения о формировании и использовании конкурсной массы собранию (комитету) кредиторов в составе отчета о своей деятельности (ст.50.22 Закона).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Их режим в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Можно предположить два варианта решения данной проблемы: во-первых, исполнять требование по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями, когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Эти вопросы не уточнены в законодательном порядке.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности. Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее, теоретически это возможно. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных и т.п. Таким образом, не исключены ситуации, когда на стадии конкурсного производства, уже после формирования имущественной массы, выяснится, что у должника достаточно средств для расчета со всеми кредиторами. С одной стороны, отсутствие требований кредиторов - основание для прекращения производства по делу о банкротстве; с другой - такого основания для отмены уже принятого решения о конкурсном производстве, т.е. о ликвидации, Закон не предусматривает. Последнее позволяет сформулировать вывод, в соответствии с которым конкурсное право оканчивается ликвидацией в любом случае, за исключением исполнения обязательств должника третьими лицами; подтверждают этот вывод нормы п. 1 ст. 149 Закона. Такое правовое регулирование данной проблемы представляется достаточно спорным. В связи с этим В.В. Витрянский высказал обоснованное мнение, в соответствии с которым в Закон необходимо внести изменения, допускающие возможность "обратного хода" процедур банкротства, в частности, "среди судебных актов, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве (ст. 48 Закона о банкротстве), должно появиться определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению" 1 .

В ст. 146 возможность перехода к внешнему управлению (при этом речь не идет о финансовом оздоровлении) предусмотрена. Но такая возможность существует, только если, во-первых, ранее восстановительные процедуры в виде финансового оздоровления либо внешнего управления не вводились; во-вторых, данные финансового анализа подтверждают, что именно в ходе конкурсного производства появились основания предполагать возможность восстановления платежеспособности должника; в-третьих, у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Включение в Закон норм о возможности возврата к внешнему управлению из конкурсного производства подтверждают высказывавшуюся ранее мысль о продолжниковой направленности нового Закона. В связи с этим обращает на себя внимание непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам, если ранее они проводились, даже если доказана их успешность сейчас; если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицированно и впоследствии это доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению и т.д. Было бы целесообразно исключить из Закона препятствия для возврата из конкурсного производства во внешнее управление, если кредиторы готовы проголосовать за такое решение.

Распределение конкурсной массы, т.е. денежных средств, между кредиторами влечет погашение оставшихся неудовлетворенными требований. В соответствии со ст. 148 Закона кредиторы имеют право получить в счет неудовлетворенных требований неликвидное имущество должника. Недостатком Закона является отсутствие порядка регламентации передачи этого имущества, особенно в ситуациях, когда на него претендуют несколько кредиторов, в том числе относящихся к разным очередям.

Хотелось бы также отметить неурегулированность вопроса о проведении торгов при продаже конкурсной массы. Отсутствие детализированных правил продажи имущества в конкурсном производстве создает почву для злоупотреблений со стороны конкурсных управляющих и кредиторов и нивелирует преимущества торгов. Можно выделить следующие возможности для злоупотреблений, «заложенные» в закон о банкротстве:

    Законом не регламентирован перечень документов, необходимых для участия в торгах, что позволяет конкурсным управляющим заявлять необоснованные требования документов, при непредоставлении которых не допускать "ненужных" покупателей к торгам. В практике встречаются требования представить следующие документы: свидетельство о постановке на налоговый учет; копию бухгалтерского баланса 1 ; копию отчета о прибылях и убытках 2 ; социальный номер для покупателей - физических лиц 3 ; документ о назначении главного бухгалтера 4 ; справку налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом и т. д.

    Законом не регламентировано место проведения торгов, что позволяет назначать торги в удаленном, труднодоступном месте. В результате таких действий "ненужные" покупатели опаздывают на регистрацию и не допускаются к участию в торгах 5 . Торги по Закону можно провести даже в другом субъекте Федерации.

    Закон не регулирует порядок формирования лотов. В результате возможно укрупнение лотов, т. е. представление большого количества объектов либо всей конкурсной массы как один лот, что может отпугнуть потенциальных покупателей на отдельные объекты имущества и сделать невозможной участие в торгах небольших компаний.

    Законом не регламентирован порядок предоставления заявки и документов участниками торгов и информации конкурсным управляющим участникам. Это позволяет конкурсным управляющим требовать вручения заявки представителю организатора торгов 6 , либо допускать к ознакомлению с документами, имеющими отношение к торгам только после уплаты задатка 7 , либо устанавливать плату за документацию.

Подобные недочёты могут быть решены внесением изменений в Закон либо включением в него возможности регулирования механизма торгов специальным Постановлением Правительства РФ.

В целом можно характеризовать институт конкурсной массы, и, в частности, механизм её образования и урегулирования, не до конца урегулированным. Пробелы в правовом регулировании данного института позволяют заинтересованным лицам проводить махинации, де-юре не нарушающие закон, но де-факто приводящие к незаконному обогащению их самих и третьих лиц. Механизм регулирования конкурсной массы в данное время можно повернуть в любую сторону. Поэтому представляется необходимым дальнейшее уточнение правового регулирования данного вопроса.

Поделиться: