Конкурс на поставку товаров для государственных нужд. Какой закон регулирует проведение конкурсов и викторин? Глава i

Не совсем понятно, о каком конкурсе Вы ведете речь, но общие положения о проведении публичного конкурса содержаться в Гражданском кодексе РФ...

"Глава 57. Публичный конкурс

Статья 1057. Организация публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.
3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.
Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.
4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока.
2. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен.
3. В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене.
Лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.
4. Если при изменении условий конкурса или при его отмене были нарушены требования, указанные в пунктах 1 или 2 настоящей статьи, лицо, объявившее конкурс, должно выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям.

Статья 1059. Решение о выплате награды

1. Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе.
2. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В случае, если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения.

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы".

Участие в тендере представляет собой соревнование между организациями-конкурентами за право сотрудничества с заказчиком, который ищет для себя надежного партнера для выполнения разового заказа или заключения деловых взаимоотношений на длительный срок. Чтобы процедура конкурсного отбора была прозрачной и честной, был разработан специальный ФЗ о тендерах, который дает четкое разъяснение правил проведения торгов как для участников аукциона, так и для его заказчиков и организаторов.

Виды тендеров

Законодательство России разделяет проведение тендеров на несколько категорий:

  • торги открытого типа;
  • торги закрытого типа;
  • (могут быть как открытыми, так и закрытыми);
  • запросы котировок;
  • двухэтапный аукцион.

Вне зависимости от того, какой вид тендера будет использован, его проведение должно соответствовать всем правилам и условиям, которые четко обозначает федеральный закон о тендерах и аукционах.

Закон №44 ФЗ

Закон «О контрактной системе…» в 2013 году заменил закон №94 ФЗ и вступил в силу с 01.01.2014 года. Данный Федеральный закон занимается регулированием взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, касающихся обеспечения муниципальных и государственных нужд. Закон 44 о тендерах состоит из 11 статей. Каждая из них регулирует те правоотношения, которые ранее не рассматривал закон №94 ФЗ.

ФЗ-44 разработан с целью повышения уровня эффективности и результативности проведения тендеров на закупку товаров, услуг или каких-либо видов работ. Кроме этого, он позволяет прозрачно проводить торги и предотвращать возникновение коррупционной деятельности и прочих злоупотреблений в данной сфере госзакупок.

ФЗ 44 о тендерах применяется в следующих случаях:

  • при планировании приобретения большой партии продукции или услуг;
  • при определении исполнителей (поставщиков);
  • при подписании гражданско-правого договора на приобретение услуг, товаров или работ;
  • при необходимости уточнить особенности выполнения контракта;
  • в момент проведения мониторинга закупок;
  • для аудита в области приобретения партий товара, услуг, работ;
  • для контроля за соблюдением законодательных норм России и прочих нормативных документов относительно контрактной системы в области закупок продукции, приобретения услуг и работ.

В отличие от ФЗ-94, использование ФЗ о тендерах от 2013 года значительно сократило риски возникновении коррупции в области госзакупок. Теперь обозначены основные механизмы изменения квалификации конкурсантов торгов и антидемпинговые меры, которые помогают заказчику подписать договор о сотрудничестве с честным поставщиком.

Также порядок деятельности государственного интернет-ресурса по закупкам, который указан в законе о тендерах ФЗ №44, теперь включает в себя возможность подачи запросов на участие в аукционе при помощи функционала сайта.

К остальным особенностям данного закона о проведении тендерных мероприятий стоит отнести:

  • расширение списка методов обозначения начальной и максимальной цены контракта (это гарантирует сокращение случаев преднамеренного завышения стоимости сделки);
  • новые требования к организационной комиссии, в состав которой должны входить лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повысили свою квалификацию в закупочной сфере.

Ввиду всех изменений и нововведений стоит отметить, что проводить тендеры по 44 ФЗ стало намного выгоднее как для заказчика, так и для исполнителя.

Административный кодекс РФ

Не так давно, а именно 22 апреля 2014 года, был принят новый Федеральный закон о внесении изменений в Административный кодекс России. Эти изменения коснулись сферы проведения тендерных мероприятий.

На данный момент федеральный закон о тендерах предусматривает несение административной ответственности тем лицам, которые занимаются коррупцией в области закупок товаров или услуг среди юридических лиц. Теперь любое правонарушение в сфере проведения тендеров приведет к административной ответственности с дальнейшими неприятными последствиями для бизнеса нарушителя.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирская Академия Государственной Службы»
(СибАГС)
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса

Доклад
по дисциплине: «Правовое регулирование обеспечения государственных (муниципальных) нужд »
Тема: «История и причины принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Выполнила:
студентка 5 курса
группы 07135
Поткина А.Н.

Проверила:
Канунникова К.А.

Новосибирск
2011

Содержание:

Введение

Целью данного исследования является изучение истории и причин принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Далее – Закон № 94).
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить законодательство о государственных и муниципальных закупках, действующее до принятия Закона № 94;
выявить причины и цели принятия ФЗ № 94.
Объектом исследования выступают отношения по поводу обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования является история и причины принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В данной работе были использованы аналитический, формально-юридический и исторический.
Актуальность данной темы по-настоящему велика. Закон № 94 призван обеспечивать публичные потребности посредством государственных и муниципальных заказов и контрактов. Изучение причин принятия ФЗ № 94 позволяет оценить эффективность реализации целей и задач, которые ставились законодателем до принятия Закона.
В данной работе были изучены и использованы материалы научных трудов таких авторов, как: Андреева Л.В., Щербаков В.А., Карпов В.А., Борисов А.Н. и др.


1. История и причины принятия Федерального закон а «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В России достаточно рано появились специальные нормативные акты, регулирующие отношения по удовлетворению потребностей государства в соответствующих товарах, работах и услугах. Так, «в 1595 г. царь Алексей издает Указ «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости». Исторический опыт нормотворчества неоднозначно повлиял на современное законодательство о государственных и муниципальных закупках. Ряд положений получили развитие в соответствии с новыми экономическими условиями. Однако некоторые полезные наработки не были использованы современным законодателем, и это является упущением. Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками. Весь этот ценный опыт должен быть рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации» 1 .
До принятия Федерального закон а «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (Далее – Закон № 94) законодательство Российской Федерации о закупках для государственных нужд не имело единой системы. Отношения по закупкам были регламентированы целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. На уровне субъектов Российской Федерации была сформирована отдельная система законодательства о закупках.
До принятия Закона № 94, основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими отношения в сфере его действия, являлись Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Первый из указанных Законов полностью утратил силу с принятием Закона № 94 2 , второй же действует и в настоящее время, но в связи с принятием Закона № 94 в него внесены существенные изменения.
Необходимо также упомянуть Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Небезынтересным является то, что в этих же целях Указом Президента РФ от 25 июня 1997 г. № 630 даже установлено звание «Поставщик продукции для государственных нужд России».
В целях совершенствования регулирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в Закон № 94 неоднократно вносились изменения.
Одним из существенных моментов в необходимости разработки и принятия Закона № 94 явился инициированный Президентом РФ процесс гармонизации отечественного законодательства, приведение его в соответствие с нормами и положениями Всемирной Торговой Организации (ВТО). «То, что присоединение России к ВТО остается государственным приоритетом, отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций». В Послании следующего года «России надо быть сильной и конкурентоспособной» Президент РФ прямо обозначил задачу «по гармонизации нашего законодательства, нашей правовой базы с нормами ВТО» 3 .
Проект Закона № 94 внесен в Государственную Думу Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 1040-р) 4 .
«Законопроект ФЗ № 94 был разработан с учетом отечественного и иностранного законодательства, международно-правовых документов, актов Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирного банка и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)» 5 .
Принятие Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» было связано с решением следующих основных задач:
«1) систематизация законодательства Российской Федерации о государственных закупках; создание основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок;
2) обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и экономии бюджетных средств;
3) устранение возможностей злоупотреблений посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок;
4) приведение законодательства Российской Федерации о государственных закупках в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций» 6 .
Среди основных концептуальных положений, на которых базировался законопроект, в пояснительной записке к нему названо следующее:
«сфера применения распространена на размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), осуществляемое на территории Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств государственных и муниципальных заказчиков Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
обеспечен доступ к участию в конкурсах и поставках продукции для государственных и муниципальных нужд посреднических организаций при условии выполнения ими определенных квалификационных требований;
даны определения понятий « государственные и муниципальные нужды» и «государственный и муниципальный заказчик». В действующем законодательстве эти понятия в ряде случаев противоречивы и неполны;
введено четкое разделение на конкурсные и внеконкурсные способы закупок (запрос котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя));
уточнены положения, регулирующие размещение заказов на конкурсной основе, среди которых порядок формирования конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, разъяснение и изменение конкурсной документации, оценка и сопоставление конкурсных заявок, порядок ведения протокола конкурса;
изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчиками для представления конкурсных заявок при проведении открытого конкурса: вместо 45 и более дней срок составит не менее 30 дней. Это обусловлено тем, что в ряде случаев установление большего срока представляется неоправданным (например, при проведении конкурсов на размещение заказов на поставку простых товаров);
установлены права двух и более заказчиков проводить совместные конкурсы при размещении заказов на поставки одноименных товаров;
закрытый конкурс применяется исключительно в случае, если предметом государственного или муниципального контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части, составляющей государственную тайну, что обеспечивает расширение сферы применения открытых конкурсов;
установлены общественно признанные критерии оценки конкурсных заявок и определения победителя конкурса;
предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль за проведением процедур размещения (при размещении заказов для федеральных нужд), либо соответствующем уполномоченном органе субъекта Российской Федерации (при размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации) или соответствующем уполномоченном органе местного самоуправления (при размещении заказов для нужд муниципального образования). При этом порядок защиты нарушенных прав не исключает для участника возможности их защиты в судебном порядке;
предусмотрена соответствующая мировой практике государственная поддержка предприятий уголовно-исполнительной системы и общественных организаций инвалидов;
сняты действующие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем для защиты экономических интересов Российской Федерации и отечественных товаропроизводителей Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать запреты и ограничения при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на товары (работы, услуги), происходящие с территории иностранного государства и (или) группы государств» 7 .
«Практика применения Закона № 94 показала положительное влияние на урегулирование отношений в сфере государственных и муниципальных закупок. В полной мере определены формы и порядок размещения заказов в Российской Федерации - путем проведения торгов (в форме открытых или закрытых конкурсов и аукционов) либо без проведения торгов (путем запроса котировок, размещения заказа у единственного поставщика, на товарных биржах). Также предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения исполнения государственного и муниципального заказа, включающие в себя ведение специального реестра недобросовестных поставщиков, в который заносятся сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с нарушением ими государственных или муниципальных контрактов» 8 .
Законодательство, которое действовало до 1 января 2006 года в сфере государственного и муниципального заказа, не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически неограниченные возможности для злоупотреблений.
В Российской Федерации отсутствовал полноценный контроль над размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Так, Счетная палата Российской Федерации осуществляла контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
В функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора входило проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
и т.д.................

Малых Андрей Аркадьевич

Здравствуйте, Ксения.

"Глава 56. Публичное обещание награды

Статья 1055. Обязанность выплатить награду

    Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения.

    Обязанность выплатить награду возникает при условии, что обещание награды позволяет установить, кем она обещана. Лицо, отозвавшееся на обещание, вправе потребовать письменного подтверждения обещания и несет риск последствий непредъявления этого требования, если окажется, что в действительности объявление о награде не было сделано указанным в нем лицом.

    Если в публичном обещании награды не указан ее размер, он определяется по соглашению с лицом, обещавшим награду, а в случае спора судом.

    Обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.

    В случаях, когда действие, указанное в объявлении, совершили несколько лиц, право на получение награды приобретает то из них, которое совершило соответствующее действие первым.

Если действие, указанное в объявлении, совершено двумя или более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если действие совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере.

  1. Если иное не предусмотрено в объявлении о награде и не вытекает из характера указанного в нем действия, соответствие выполненного действия содержащимся в объявлении требованиям определяется лицом, публично обещавшим награду, а в случае спора судом.

Статья 1056. Отмена публичного обещания награды

    Лицо, объявившее публично о выплате награды, вправе в такой же форме отказаться от данного обещания, кроме случаев, когда в самом объявлении предусмотрена или из него вытекает недопустимость отказа или дан определенный срок для совершения действия, за которое обещана награда, либо к моменту объявления об отказе одно или несколько отозвавшихся лиц уже выполнили указанное в объявлении действие.

    Отмена публичного обещания награды не освобождает того, кто объявил о награде, от возмещения отозвавшимся лицам расходов, понесенных ими в связи с совершением указанного в объявлении действия, в пределах указанной в объявлении награды.

Глава 57. Публичный конкурс

Статья 1057. Организация публичного конкурса

    Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

    Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

    Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

    Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

    К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

    Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

    Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен.

    В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене.

Лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

  1. Если при изменении условий конкурса или при его отмене были нарушены требования, указанные в пунктах 1 или 2 настоящей статьи, лицо, объявившее конкурс, должно выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям.

Статья 1059. Решение о выплате награды

    Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе.

    Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В случае, если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения.

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.

Глава 58. Проведение игр и пари

Статья 1062. Требования, связанные с организацией игр и пари и участием в них

    Требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в пункте 5 статьи 1063 настоящего Кодекса.

    На требования, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, правила настоящей главы не распространяются. Указанные требования подлежат судебной защите, если хотя бы одной из сторон сделки является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, либо хотя бы одной из сторон сделки, заключенной на бирже, является юридическое лицо, получившее лицензию, на основании которой возможно заключение сделок на бирже.

Требования, связанные с участием граждан в указанных в настоящем пункте сделках, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже.

Статья 1063. Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению

    Отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей - юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном законом, - и участниками игр основаны на договоре.

    В случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом.

    Предложение о заключении договора, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.

В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба.

    Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.

    В случае неисполнения организатором игр указанной в пункте 4 настоящей статьи обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора".

С 1 января 2014 г. изменилось регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) утратил силу.

Вместо него начал действовать Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Закон № 44-ФЗ) .
Закон № 44-ФЗ стал результатом компромисса между ФАС России и Минэкономразвития России. Проект последнего предусматривал кардинальное реформирование системы государственных и муниципальных закупок, в то время как антимонопольный орган настаивал на сохранении преемственности с Законом № 94-ФЗ.

Усложнение регулирования

Для обеспечения нормального функционирования Закона № 44-ФЗ требуется принятие множества подзаконных нормативных актов, а также ряда документов регионального уровня. Например, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать дополнительные перечни товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме(п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Основная роль в подзаконном регулировании сферы государственных и муниципальных закупок отводится Правительству РФ, которое до вступления Закона № 44-ФЗ в силу должно было принять более 30 конкретизирующих постановлений.
Таким образом, значительный круг вопросов, касающихся контрактной системы в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отнесен к сфере регулирования подзаконных нормативных актов и региональных документов. От их содержания и своевременности принятия будет напрямую зависеть эффективность функционирования контрактной системы в России.

Выбираем поставщика

В отличие от Закона № 94-ФЗ, которым предусматривалось проведение торгов в форме конкурса и аукциона (в т. ч. аукциона в электронной форме), а также закупок без проведения торгов(п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) , Закон № 44-ФЗ существенно расширяет перечень способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Так, ст. 24 Закона № 44-ФЗ относит к способам определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
_ открытый конкурс;
_ конкурс с ограниченным участием;
_ закрытый конкурс;
_ закрытый конкурс с ограниченным участием;
_ двухэтапный конкурс;
_ закрытый двухэтапный конкурс;
_ электронный аукцион;
_ закрытый аукцион;
_ запрос котировок;
_ запрос предложений.

Вводя новые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), законодатель стремился учесть специфику отдельных предметов закупки (например, товаров, носящих инновационный характер, научно-исследовательских работ) и обеспечить ее эффективность.

В ходе обсуждения Закона № 44-ФЗ возникли разногласия в отношении основной формы проведения закупок. ФАС России предлагала сохранить указанный статус за аукционом, тем самым сохранив цену контракта в качестве ключевого критерия определения победителя процедуры.

Минэкономразвития России настаивало на том, чтобы основной формой закупок стал конкурс. Возобладала последняя позиция. Закон № 44-ФЗ ограничил сферу применения электронного аукциона только закупкой простых, типовых товаров, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный перечень, определенный субъектом РФ(ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Тем не менее данное нововведение не всеми оценивается позитивно. Так, отдельные представители органов законодательной власти обеспокоены тем, что в рамках конкурсов «субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам», в результате чего будет потеряна открытость и прозрачность процедуры государственного (муниципального) заказа(см.: Депутаты СР: Новый закон о госзакупках вызывает много вопросов // Госзаказ: портал государственных закупок: сайт. Дата размещения: 17.04.2013. URL: www.pro-goszakaz.ru/news/86372/ (дата обращения: 16.12.2013)) .

Законом № 44-ФЗ изменены последствия признания конкурса несостоявшимся(ст. 55 Закона № 44-ФЗ) . Ранее заказчик имел возможность выбирать между проведением повторного конкурса и заключением контракта с единственным поставщиком. Теперь же он утратил подобное право, и такие последствия зависят только от основания признания конкурса несостоявшимся. Так, в случае если не была подана ни одна заявка либо ни один из участников не был допущен к торгам, закупка у единственного поставщика не допускается.

В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик больше не вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить его. Он может потребовать лишь возмещения убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки(п. 4 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) .

Этапы проведения государственных (муниципальных) закупок

Одно из основных отличий Закона № 44-ФЗ от действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ заключается в том, что он регулирует всю сферу государственных (муниципальных) закупок в целом, начиная от их планирования и заканчивая исполнением государственного контракта, а также оценкой эффективности процедуры.

Планирование

Требование об обязательном планировании государственных (муниципальных) закупок вступает в силу с 1 января 2015 г. Такое планирование должно будет осуществляться посредством утверждения заказчиком планов закупок и планов-графиков закупок(ст. 16 Закона № 44-ФЗ) .
План закупки утверждается заказчиком на трехлетний период и содержит информацию о целях, объемах, сроках и обоснованиях закупок. В соответствии с ним каждый год формируются планы-графики, содержащие перечень закупок товаров, работ, услуг и являющиеся основанием для их осуществления. Указанные документы являются публичными – законодательство предусматривает обязанность заказчика размещать их в единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой обеспечивается посредством соответствующего сайта в сети Интернет.

Закон № 44-ФЗ расширяет обязанность заказчика обосновывать закупки. Если ранее от него требовалось обосновывать лишь начальную (максимальную) цену контракта, то теперь он должен устанавливать соответствие планируемой закупки целям ее осуществления, предусмотренным ст. 18 Закона № 44-ФЗ.

Новым для системы государственных (муниципальных) закупок является также введение их нормирования. Оно заключается в установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков(ст. 19 Закона № 44-ФЗ) .

Оценка эффективности

Регулирование процесса оценки эффективности государственных (муниципальных) закупок также претерпело существенные изменения. В дополнение к контролю, являвшемуся единственным способом оценки эффективности закупок по Закону № 94-ФЗ, Законом № 44-ФЗ предусматриваются два новых метода: мониторинг и аудит.
Мониторинг в сфере государственных (муниципальных) закупок осуществляется Минэкономразвития России, а аудит – Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Полномочиями по контролю в сфере государственных (муниципальных) закупок наделяются:
_ ФАС России;
_ Рособоронзаказ;
_ Казначейство России;
_ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
_ органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
В соответствии со ст. 102 Закона № 44-ФЗ, помимо уполномоченных государственных органов, контроль за государственными (муниципальными) закупками могут осуществлять также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля.
Изменилась и направленность мероприятий по оценке эффективности государственных (муниципальных) закупок. Мониторинг, аудит и контроль согласно Закону № 44-ФЗ ориентированы на проверку эффективности закупки, осуществленной заказчиком, а не формального соответствия процедуры законодательству, как это было ранее.

Есть отличия!

Кроме рассмотренных выше отличительных черт Закона № 44-ФЗ, можно выделить и другие нововведения. Так, заметно скорректирован порядок обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Установление обеспечения теперь является обязанностью заказчика независимо от способа определения исполнителя контракта(ст. 96 Закона № 44-ФЗ) . Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в случае с которыми установление обеспечения их исполнения является лишь правом заказчика. В качестве способа обеспечения исполнения контракта могут выступать внесение денежных средств на счет заказчика либо предоставление банковской гарантии. Помимо этого, ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры в отношении участников закупки. В случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена участником закупки на 25% и более, то он может быть заключен только после предоставления таким участником повышенного (в 1,5 раза) обеспечения исполнения контракта. Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн руб., то он обязан предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность.
Также ст. 31 Закона № 44-ФЗ введен ряд новых требований к участникам закупок, например:
_ правомочность заключать контракт;
_ отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики.
При проведении конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предусмотрена возможность Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Советы по адаптации

1. Проведите обучение сотрудников требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.
2. Обновите внутренние регламенты и процедуры под новые правила.
3. Следите за формирующейся практикой контрольно-надзорных органов и судов по применению Закона № 44-ФЗ.
4. Займите активную общественную позицию, т. к. Закон № 44-ФЗ направлен именно на публичность сферы государственных (муниципальных) закупок и привлечение общественности к регулированию данной сферы.

Поделиться: