«Азбука безопасности» в библиотеках Нерюнгринской ЦБС. Книжные выставки Книжная выставка по безопасности жизнедеятельности

Цели:

  • познакомить детей с профессией пожарного, как одной из мужественных и героических;
  • показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека;
  • воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.

Оборудование:

  • выставка книг, проектор, компьютер, огнетушитель;
  • для конкурсов: мешочек с мелкими различными предметами, платок (завязать глаза), телефон;
  • для сценки: утюг, зеркальце, вещи.

Выставка книг:

  • С. Маршак “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”;
  • Л. Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”;
  • Б. Житков “Пожар в море”, “Дым”, “Пожар”;
  • Е. Пермяк “Как огонь воду замуж взял”.

1. Органицационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опыта учащихся.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика) В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

3. Формулирование темы и целей занятия путем создания проблемной ситуации.

Но, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? А догадаться вам поможет ребус. Разгадайте его. (слайд 2)

Если быть точнее, то сегодня урок посвящается пожарной безопасности. (слайд 1)

4. Изучение нового материала.

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Чем может быть опасен пожар?

Отчего может возникнуть пожар?

Главные виновники пожара – люди.

Очень часто возникает по вине детей, от детской шалости. Особенно много бывает пожаров в летние каникулы. Только в августе 2007года произошло 5 пожаров, виновниками которых стали дети, из-за их игры со спичками. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила:

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят!

Очень большую опасность представляют собой костры, которые ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы). Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать костры, сжигать мусор или тополиный пух. Пожар возникает и из-за нарушений пожарной безопасности. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные. А каким должен быть пожарник. Конкурс “В дыму”. На пожаре ничего не видно, поэтому пожарный должен уметь ориентироваться на ощупь. Участвуют 2 человека. Глаза участников завязаны платочком. Ребята по очереди из мешочка достают предметы и называют их. Кто больше правильно отгадает, тот и победит. Каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом пожарной охране. Назовите номер телефона пожарной части.

Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”.

Игра “Вызов по телефону пожарной команды Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре. Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  1. называет адрес, где горит;
  2. свой номер телефона;
  3. свою фамилию;
  4. на каком этаже горит;
  5. как лучше подъехать к дому;
  6. сколько подъездов в доме.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок. Запомните правило одно:

Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01
Сразу всё уладится.

Скажите, почему профессия пожарных героическая? А какие награды получают пожарные при тушении пожара? Героев награждают медалями за “Отвагу”, “За спасение погибших”, орденом Мужества, “За заслуги перед Отечеством” (слайд4)

Пожарное дело - для крепких парней,

Пожарное дело - спасение людей,

Пожарное дело-отвага и честь,

Пожарное дело - так было и есть

Ребята, вы очень хорошо усвоили все правила пожарной безопасности, молодцы! А еще мы с вами читали книги о пожарах и пожарных, вот сейчас давайте вспомним как называются эти произведения. (ответы ребят)

Что советуют пожарные каждому из вас:

5. Релаксация.

Скажите “да” или “нет”

Я знаю, как пользоваться телефоном.

Я знаю, как позвонить в пожарную часть.

Я знаю. что сказать.

Я знаю свой адрес и телефон.

Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки.

Если у вас получилось 5 “да”, то я за вас спокойна. Вы знаете, как поступить. На этом наш урок закончен. Спасибо за сотрудничество! Презентация к уроку. Раздаточный материал для ребят- приложение 2

юных пожарных в 4 “б” классе

Цели:

  • закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии “пожарный”;
  • воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии;
  • прививать навыки осторожного обращения с огнем, воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения.

Оборудование:

  • выставка книг по пожарной безопасности;
  • эмблема у каждой команды;
  • плакаты по правилам пожарной безопасности;
  • знаки пожарной безопасности.

Проведение КВН

Друзья! Сегодня нашу сцену
Мы предоставим Ка Вэ Эну
Дорог у КВНов много…
У нашего одна дорога.

У нас сегодня КВН для тех, кто любознательный.
У нас сегодня КВН пожарно-развлекательный.

Клуб веселых, Клуб задорных,
Клуб находчивых ребят.
Две команды наших сборных
Начинают свой парад.

На сцену выходят команды ДЛП (Дружба любит побеждать) в составе 7 человек и КИП (Команда искателей победы) с тем же количество участников. Капитаны представляют команды с расшифровкой названия.

Конкурс № 1 “Отгадай задачку”

Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется (дым)

Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает (свеча)

Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего
И все любят меня и все губят меня (огонь)

В бумажном домике проживают гномики
Уж такие добряки – раздают всем огоньки (спички)

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…. (отнять)

Конкурс № 2 “Вызов пожарных”

Дети становятся в колонну. По одному подбегают к телефону, поднимают трубку, вызывают 01, бегут обратно.

Конкурс № 3 “Вопрос-ответ”

  1. Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему? Что входит в первичные средства пожаротушения?
  2. Как тушить загоревшуюся одежду на человеке? Чем опасны лесные и торфяные пожары?
  3. Может ли загореться искусственная елка?
  4. Чем опасна в доме печь? Почему нельзя трогать печную заслонку?

Пока жюри подводит итоги 3-х конкурсов, мы проведем конкурс болельщиков. По очереди болельщики каждой команды будут называть пословицы и поговорки на противопожарную тему:

  1. От искры пожар рождается.
  2. В огне и железо плавко.
  3. Огонь не вода, схватит – всплывешь.
  4. С огнем не шути – сгореть можно.
  5. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  6. Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.

Слово жюри.

Пожар во все века был и остается одной из самых больших бед на Руси. Недаром в народе говорят: “Вор хоть стены оставит, а пожар – ничего” И следующий наш конкурс называется “Осторожно, огонь!

Конкурс № 4 “Осторожно, огонь!”

Горит дом. Нужно его потушить. Ребенок бежит с ведром “воды”, перепрыгивает через “препятствие”. Пролезает в “окно” (обруч), тушит огонь. Возвращается, передает ведро следующему.

Все мы силы приложили,
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело.
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.

А сейчас разминка-шутка. Я буду задавать вопросы, а вы все вместе должны ответить: “Это я, это я, это все мои друзья”. Но будьте внимательны.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
  2. Кто из вас, завидев дым, говорит: “Пожар! Горим!”
  3. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
  4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?
  5. Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
  6. А признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?

Конкурс № 5

Из каких произведений взяты следующие строки:

(Произведения К. Чуковского “Путаница”, С. Маршака “Кошкин дом”, С. Михалкова“Дядя Степа”)

Какие произведения о пожаре вы знаете еще?

Слово жюри.

Конкурс капитанов.

Сейчас мы проверим вашу подготовку. Знаете ли вы, что может гореть, а что нет.

Капитаны в течение минуты внимательно заполняют карточку. В этой карточке представлены названия предметов. Необходимо правильно определить ответы к ним.

Пока капитаны отвечают на вопросы, команды составляют всевозможные слова из букв слова “огнетушитель” (уши, туши, гони, гон, нить и т. д.). За каждое слово команда получает очко, если слово не повторяется – 2 очка.

Какими, на ваш взгляд, должны быть пожарные?

(Смелыми, храбрыми, отважными, сильными, находчивыми, умными, сообразительными).

Каких людей не возьмут в пожарные?

(Ленивых, трусливых, слабых).

И следующий наш конкурс.

Конкурс № 6 “01 спешит на помощь”

Дети бегут змейкой между килями к обручу с фигурками животных. Берут одну, возвращаются. Побеждает та команда, где дети быстрее перенесут “животных”.

Часто возникают пожары по вине детей. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят вблизи строений. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Какими? (Бензин, ацетон, лак).

Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах. И здесь надо помнить о пожарной безопасности.

Конкурс № 7 “Правила пожарные без запинки знайте”

Команды по очереди рассказывают правила пожарной безопасности.

Слово жюри.

Награждение команд.

Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем! Ваши жизни берегут.

В рамках объявленного на территории Нерюнгринского района с 16 мая по 16 июня 2018 года месячника пожарной безопасности, в библиотеках состоялись следующие мероприятия.

В библиотеке № 3 п. Серебряный Бор организованы противопожарные мероприятия: противопожарный инструктаж, противопожарная тренировка сотрудников, а так же познавательно-игровая программа для детей «Азбука безопасности» . К мероприятиям оформлена книжно-информационная выставка «Сигнал опасности». Участники мероприятий учащиеся МБОУ СОШ № 14 с 1 по 5 классы познакомились с проблемами пожарной безопасности, освоили поведенческие нормы, необходимые для выживания в экстремальных ситуациях. Цель «Азбуки безопасности» содействие обучению детей правильным действиям в случае возникновения пожара и формировать психологическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях, знать набор номера пожарной охраны, уметь набирать его соответственно мобильного оператора: МТС, Мегафон, Теле2, Билайн. Так как основные знания по безопасности жизнедеятельности ребята получают в школе, библиотека напомнила им основные правила и закрепила действия в игровой форме. Участники мероприятия тушили импровизированный пожар, эвакуировали животных из огня, звонили в пожарную охрану, сами спасались от дыма. Старались выполнять задания согласно полученным знаниям. Мероприятие прошло информативно насышенным. Дети, оказавшись в учебной ситуации, принимали быстрое решение, рассчитывая на свои силы и знания. Всем участникам вручены флаеры «Памятка противопожарной безопасности для детей».

Мероприятия по пожарной безопасности с пользователями организовала библиотека № 4 п. Беркакит . Для детей 22 мая проведена познавательная программа «Огонёк всегда такой, и хороший, и плохой». Детям среднего и старшего школьного возраста вручены буклеты «Опасные забавы: о правилах поведения в лесу».

Иенгринская модельная сельская библиотека совместно с этноцентром «Эян» 31 мая провела беседу «Добрый огонь, он не должен быть злым…» У эвенков поклонение огню проявилось в разных обрядах. Одним из обязательных обрядов является кормление, угощение духа огня. Огонь кормят по всевозможным случаям и почти ежедневно, т.к. вся жизнь эвенка зависит от огня. Все можно просить у духа огня: зверя – значит, сытую жизнь, благополучия для семьи – не будут болеть родные, т.к. ты поручаешь ему заботу о здоровье, счастье – он убережет тебя и твоих родных от всевозможных неудач, несчастных случаев. ИМТЫ – самый всеобъемлющий и всеохватывающий обряд. По представлениям эвенков, огонь – это посредник между человеком и высшим божеством БУГА. Обряд кормления огня простой по форме, не обременительный, не требующий специальных приготовлений. Вот почему он жив, и до сих пор соблюдается в любом доме и любой семье. Но бывает огонь и злым – не затушенная сигарета, не до конца разметанный костер губителен для тайги и его обитателей:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника — и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть? Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костер забыт, а пламя

Уже гудит, уже идет за мной…

Вадим Шефнер «Лесной пожар» (1940)

Беседу прослушали учащиеся начальной классов Золотинской общеобразовательной школы-интерната им. Г. М. Василевич. Организаторы рассказали также о самых простых правилах пожарной безопасности и мерах предосторожности. Среди них проведена ситуационная игра «Как вести себя при пожаре? ».

Поставленная цель месячника пожарной безопасности достигнута, библиотеки познакомили учащихся с основными причинами возникновения пожаров и основными требованиями правил пожарной безопасности.

А. Ю. Зангеева, заведующая инновационно-методическим отделом МБУК НЦБС

На территории Российской Федерации в феврале проводился Месяц Безопасности, направленный на реализацию специальной программы «Безопасные регионы – безопасная Россия». В библиотеках нашего района в рамках месячника были проведены следующие мероприятия:

Адреевское поселение:

В отделе информации «Андреевского ИДЦ» была проведена беседа-презентация «Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет». Для школьников подготовлена информационная выставка «Полезный и безопасный Интернет», изданы информационный буклет «Основные правила безопасного использования Интернета», мини – закладка «Ребенок в Интернет» (список Интернет – ресурсов).

В начале встречи рассказали, что такое Интернет, какие возможности он дает, но и какие опасности можно встретить. Далее более подробно разбирали каждую опасность и как ее избежать. Были рассмотрены такие опасности как преступники в Интернете, вредоносные программы, азартные игры, онлайновое пиратство, интернет - хулиганство и т.д. Каждому школьнику на память о беседе была подарена мини – закладка «Ребенок в Интернет».

Еще одним мероприятием по безопасности стал урок безопасности «Правила дорожные знать каждому положено». Во время урока было рассказано о правилах безопасности на дорогах с целью предупрежденья дорожно-транспортного травматизма. Разобраны конкретные ситуации поведения детей на дороге, проведены несколько конкурсов, и дети ответили на вопросы шуточной викторины.

В-Солянской и Петрятской библиотеках для детей и родителей были подготовлены и проведены познавательные часы «Уроки безопасного Интернета», «Безопасный Интернет для детей и родителей». В Медведевской библиотеке библиотекарем подготовлена и распространена среди читателей памятка «Безопасное поведение в Интернете».

Кордонское поселение:

В рамках Месячника Безопасности в библиотеки оформлен информационный стенд «Мы за безопасность: всегда, везде, во всем!». Для участников детского клуба «Лесовичок» проведена игра-викторина «Правил житейских на свете немало…». Для детей младшего школьного возраста в библиотеке был организован конкурс детского рисунка « Осторожно! Зона повышенной опасности».

Посадское поселение:

Для детей детского сада была подготовлена и проведена викторина «Знатоки правил безопасности». В библиотеке для детей проведена игра «Что? Где? Когда? на тему безопасности (правила дорожного движения, правила пользования интернетом, пожарная безопасность и т.д.), увлекательная викторина «Личная безопасность детей»

Осинцевское поселение:

В мечиснкой библиотеке им. Ф.Ф.Павленкова проведены следующие мероприятия: Учащиеся и преподаватели Мечинской школы были приглашены на слайд-беседу «Терроризм – угроза обществу». Целью этого мероприятия было: познакомить ребят с понятием слов терроризм, террор, террористы; акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана); ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта. По окончанию мероприятия каждому участнику была вручена Памятка поведения.

В библиотеке была оформлена выставка-предупреждение «Терроризм – угроза, которая касается каждого». На ней были представлены документы, взятые из сети Интернет. Для раздаточного материала библиотекарем были подготовлены: Буклет «Профилактика терроризма» , в котором говорится что такое «террор», кто такие террористы и общие рекомендации как вести себя в той или иной ситуации, связанной с террором, Информационный материал о международной системе борьбы с террористическими актами, где указаны международные конвенции по борьбе с терроризмом, российские законодательства, Памятки о правилах поведения в случае террористической угрозы, памятка школьникам, Информационный список литературы по антитеррору ГБОУ СПО РМЭ «ЙОСТ». Для чтения читателям была предложена книга Г.Н. Зайцева «Альфа» - моя судьба. После мероприятия ребятам были заданы вопросы по теме мероприятия и о том, как бы они повели себя в той или иной ситуации.

В Спасо-Бардинской библиотеке им. Ф.Ф. Павленкова для учеников 3 - 4 классов был проведен познавательный час «Всемирная паутина» где было рассказано о видах информации и современных технологиях ее распространения. С ребятами 1- 2 классов была проведена беседа по сказке Ш. Перро «Красная шапочка», в начале были зачитаны выдержи из сказки, где Красна шапочка разговаривает с незнакомым персонажем, затем, где бабушка открыла дверь незнакомцу и он ее съел. В ходе беседы обсудили как правильно вести себя по отношению к незнакомым людям. Что категорически запрещается ребенку.

В Мазуевской библиотеке им. Ф.Ф.Павленкова для участников клуба «Беседа» был подготовлен и проведен обзор периодических изданий на тему «Смертельные шаги террора». Для взрослых читателей библиотеки проведен час-размышление « А что будет, если…?» (Читатели разбирали различные ситуации, которые могут произойти с человеком). Для детей проведен час безопасности «Будьте внимательны!». Библиотекарь обсудила с детьми как правильно вести себя на дороге, в общественных местах. Как нужно вести себя дома, когда ты остаешься один дома и другие различные ситуации.

Кишертская центральная межпоселенческая библиотека имени Н.Г.Кинева

В рамках месячника по безопасности библиотекари отдела обслуживания оформили:

Информационный стенд «Предупрежден, значит вооружен», со следующей информацией: «Сегодня люди живут в благоустроенных домах, ходят в супермаркеты, и самые страшные животные, которые попадаются на пути это соседская собака и вездесущий комар. Но современный мир наполнен опасностями, просто они стали другими. Пешеходы не достанутся на обед голодному зверю, зато могут угодить под колеса автомобиля. Причиной смертельного отравления оказывается не укус змеи, а просроченное лекарство из собственной аптечки, или просроченные продукты из домашнего холодильника. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими».

Провели для старшеклассников:

Час – предупреждение «Колесо безопасности». Все мы живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на жизненном пути. Для того чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации или вообще ее избежать необходимо, знать: какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда. Были рассмотрены самые распространенные ситуации, которые встречаются в повседневной жизни:

Какая опасность может грозить со стороны учеников,

Правила безопасности на железной дороге,

Безопасность при террористических актах,

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера,

Как не попасть в ловушку тоталитарной секты,

Меры безопасности при участии в массовых мероприятиях.

Хочется верить, что мы справимся с той или иной ситуацией. И сможем обезопасить себя и своих близких.

Выставка материалов по основам безопасности жизни

С 26 января 2016 года в библиотеке техникума работает выставка литературы к месячнику безопасности жизни. Выставка состоит из двух разделов. В первом разделе под заголовком «Мир полон угроз» представлена учебная и популярная литература по основам безопасности жизнедеятельности. Второй раздел содержит две части под общим заголовком «Основы безопасности жизни». В нем подобраны журналы, содержащие актуальные материалы по темам «Второго Чернобыля Земля не переживёт», «От твоей зависимости зависит твой мир», «Какой след ты оставишь», «Экология в тебе и вокруг тебя». Отдельной полкой выставлены тематически организованные подборки материалов из журналов «ОБЖ. Основы безопасности жизни» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Темы подборок охватывают вопросы поведения во время теракта, в кризисных ситуациях, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, в криминогенной среде, выживания в дикой природе, психологической безопасности при воздействии манипуляторов и СМИ, профилактике заражения вирусного, бактериального и другого характера и т.д

1 февраля, в день начала месячника безопасности жизнедеятельности, в библиотеке проведён обзор материалов выставки для инженерно-педагогического коллектива библиотекарем АПТ Мирошниковой Т.Н. Кроме того вниманию слушателей было предложено более 40 памяток о поведении в ЧС, предоставленных руководителем ГО АПТ Пономарем В.М.

Поделиться: