Селфридж и Selfridges. Все без ума от Гарри! Мистер Селфридж

Тут выше в рецензиях все написали — о чем сериал, о ком сериал, так что даже не хочу тратить время на повторение.

Я вообще не про сюжет хотела тут написать, а про атмосферу сериала.

Смотреть я его начала потому, что больше смотреть было особо нечего — все мои «старые» сериалы выпускают серию раз в неделю, а тут уже три готовых сезона и четвертый на подходе. Подумала и решила одним глазком, а вдруг.

И была приятно удивлена, да так что «залипла» на нем.

Во-первых, хочется отметить работу людей, отвечающих за костюмы и прически — герои одеты и причесаны в соответствии со временем, о котором идет речь в сериале, а в сериале десятилетия сменяют друг друга, все же мистер Селфридж жил достаточно долго и достаточно долго руководил магазином. Я даже смотрела специальный ролик про костюмы в сериале, настолько меня впечатлили образы героев. И за эволюцией моды наблюдать не менее интересно, чем за внутренними переживаниями.

Во-вторых, очень хорошо показано развитие самого магазина «Селфридж» — начиная от сопротивления чопорных англичан новому стилю торговли и заканчивая предлагаемым ассортиментом товаров, опять же соответствующим времени, про которое рассказывается в данном сезоне. И когда смотришь, то начинаешь понимать, что все, к чему ты привык как к данности, отвоевывалось такими людьми как Гарри, именно отвоевывалось, с боем.

В-третьих, более-менее верно отражены мировые события и их последствия для Англии, а ведь начало 20 века было очень богато событиями, в том числе и внутри страны.

В-четвертых, жизнь героев после работы тоже показана с характерными для того или иного десятилетия особенностями — театры и оперы сменяет джаз в кафе, а его подпольные казино.

Так что я бы не сказала, что это сериал об одном человеке! Как он может быть об одном человеке, когда отражены сменяющие друг друга эпохи — начало 20вв, 20-е, 30-е (это где я остановилась, судя по биографии мистера Селфриджа, будут еще и 40-е), отражена жизнь целой страны на примере работников одного магазина, рассказано про их судьбы, даже затронута тема внутренних переживаний героев, вернувшихся с фронта? В сериале показан срез английского общества от лорда до работников погрузки. Человек, который более-менее знает историю, поймет это сразу.

В тоже время сериал шикарно, просто шикарно смотрится визуально — декорации настолько красивы, что ощущение истинности не покидает при просмотре — внутренние убранства помещений, костюмы героев, прически, ткани, баночки на прилавке, товары и остальные мелочи — все-все продумано, нет ничего лишнего или смущающего. Любуешься и лицами героев (хотя, английских женщин они сильно приукрасили, не в обиду им будет сказано, если просто сравнивать с другими английскими сериалам).

Игра актеров хороша, сделала такой вывод, потому что не вызывает отторжения и ощущения лживости, что нередко встречается в сериалах.

Резюмируя, хочу сказать, что те, кто надеется просто посмотреть биографию про очередного успешного чувака и как он там всех крутит и обходит, будут немного разочарованы, ибо это биография не только мистера Селфриджа, а скорее всей Англии, это не просто визуальная «жвачка», это заставляет немного думать.

Мне кажется, наиболее интересно его будет смотреть тем, кто хоть немного представляет что такое начало 20 века, что такое 20-е годы, что такое 30-е. По крайней мере, они получат большее удовольствие, чем те, кто ждет кто на ком женится и кто с кем разведется.

Лично мне очень хочется, чтобы таких вот умных и красивых сериалов становилось больше. Потому что основные сюжеты не меняются веками, если не тысячелетиями, и нет особой разницы, кто там кого любит и пользует — домохозяйка мужа, вампир человека, богатый бедного и т. п. и т. д. в итоге по десятому разу смотреть это скучновато, много перематываешь, чтобы увидеть развязку и не смотреть тупые сопли. В случае с сериалом «Мистер Селфридж» я ни одного раза не перематывала серию, чтобы увидеть концовку — настолько все хорошо сделано, настолько приятно смотреть картинку и интересен сюжет.

Спасибо создателям.

Биография и эпизоды жизни Гарри Селфриджа. Когда родился и умер Гарри Селфридж, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты бизнесмена, фото и видео.

Годы жизни Гарри Селфриджа:

родился 11 января 1856, умер 8 мая 1947

Эпитафия

«В Америке, если уж ты разбогател, надо быть гением или патологически алчным, чтобы вновь вернуться к нищете».
Ирвин Шоу, «Богач, бедняк»

Биография

Гарри Селфридж - человек, которого можно назвать отцом современных торговых центров. Именно Селфридж трансформировал магазин из скучного места совершения покупок в развлекательную площадку с атмосферой радости и уюта - то есть в то, какими мы видим магазины сегодня.

Биография Селфриджа - воплощение той самой, заманчивой и волшебной, истории американского успеха. Мальчик рос без отца и уже в десять лет был вынужден подрабатывать разносчиком газет, а в 14 — бросил школу. Юный Селфридж несколько раз менял работу, пока ему не повезло устроиться рабочим склада в огромный процветающий чикагский универмаг «Маршал Филдс». Там Гарри проработал 25 лет, поднявшись по карьерной лестнице до должности младшего компаньона и нажив неплохое состояние.


В основу успеха Селфриджа легла инновационная для своего времени маркетинговая стратегия, которая была реализована в магазине на Оксфорд-стрит. Выходец из США отказывался считать потребительство феноменом исключительно американского мышления. Он постарался сделать шопинг развлечением, формой отдыха, превратив торговый центр в социальную и культурную достопримечательность — что-то вроде первого в мире клуба для женщин. На крыше здания, откуда открывался замечательный вид на Лондон, были устроены зелёные террасы, кафе, поле для мини-гольфа и исключительно женский тир.

Селфридж сам интересовался наукой и привлекал в свой магазин посетителей регулярными образовательными и научными выставками. Так, в 1909 г. после первого перелёта через Ла-Манш моноплан Луи Блерио был выставлен в «Селфриджес», где его увидели 12 000 человек. А в 1925 г. в универмаге прошёл первый публичный показ движущегося телевизионного изображения.

В годы Великой депрессии, увы, удача отвернулась от Селфриджа, и сам он в немалой мере этому способствовал. Он увлёкся азартными играми и часто проигрывал, тратил деньги на танцовщиц и прочие развлечения. В конце концов он был отстранён от управления универмагом, который сам же и создал. Последние годы жизни Гарри Селфридж существовал на урезанную пенсию, а в возрасте 89 лет скончался от бронхиальной пневмонии и был похоронен в Дорсете рядом с женой и матерью.

Линия жизни

11 января 1856 г. Дата рождения Гарри Гордона Селфриджа.
1870 г. Уход из школы и начало работы в банке.
1876 г. Начало работы в крупнейшем чикагском магазине «Маршал Филдс».
1890 г. Женитьба на Роуз Бакингем.
1906 г. Поездка в Англию. Селфридж инвестирует собственные средства в строительство здания и открытие универмага в Лондоне.
1909 г. Открытие магазина «Селфриджес».
1918 г. Выход в печать книги Селфриджа «Романтика в коммерции».
1926 г. Основание компании «Selfrige Provincial Stores», которая впоследствии объединила 16 магазинов в провинциальных городах.
1941 г. Селфридж отходит от дел.
8 мая 1947 г. Дата смерти Гарри Селфриджа.
12 мая 1947 г. Похороны Гарри Селфриджа.
1951 г. Оригинальный «Селфриджес» на Оксфорд-стрит переходит в руки другой торговой сети.
1998-2003 гг. Открытие трёх новых магазинов «Селфриджес» в Манчестере и Бирмингеме.
2013 г. Выход на экраны первого сезона телесериала «Мистер Селфридж» (Великобритания).

Памятные места

1. Рипон, штат Висконсин (США), где родился Гарри Селфридж.
2. Джексон, штат Мичиган, где Селфридж жил в детстве.
3. Аннаполис, штат Мерилэнд, где Селфридж пытался поступить в военно-морскую академию, а впоследствии работал бухгалтером.
4. Чикаго, где Селфридж 25 лет проработал в «Маршал Филдс».
5. Первый магазин «Селфриджес» на Оксфорд-стрит в Лондоне.
6. Путни в Лондоне, где провёл последние годы жизни и умер Гарри Селфридж.
7. Кладбище при церкви Св. Марка в Хайклиффе (Дорсет), где похоронен Гарри Селфридж.

Эпизоды жизни

Флагманский магазин на Оксфорд-стрит - второй по величине магазин Великобритании (после «Хэрродс»).

Все здания «Селфриджес» представляют собой архитектурные диковинки - как первое, лондонское, так и новейшие — в Бирмингеме и Манчестере. Витражи, скульптуры, фонтаны, причудливые материалы и силуэты делают их полноценными городскими достопримечательностями.

Могила Гарри Селфриджа (крайняя справа) на церковном кладбище в Хайклиффе

Заветы

«Босс вызывает страх; лидер вызывает энтузиазм».

«Босс приводит в движение своих людей; лидер учит их».

«Босс говорит „я“; лидер - „мы“».


Трейлер сериала «Мистер Селфридж» (2013 г., английский язык)

Соболезнования

«Селфридж - это вид Лондона в той же степени, что и Биг-Бен. С его утренним пиджаком, белой манишкой, жемчужной булавкой для галстука и орхидеей в бутоньерке, он — подвижная достопримечательность столицы».
Цитата из лондонской газеты первой половины XX в.

«Ничто не ускользало от его орлиного взора, от пятна на ковре до затупившегося карандаша».
Линди Вудхед, автор книги «Мистер Селфридж»


…ее ошеломила витрина с готовыми дамскими нарядами<…>ничего подобного она никогда еще не видывала; от изумления она даже не могла сдвинуться с места.

В глубине широкие полосы очень дорогих брюггских кружев спускались вниз наподобие алтарной завесы, распростершей рыжевато-белые крылья; дальше гирляндами ниспадали волны алансонских кружев; широкий поток малинских, валансьенских, венецианских кружев и брюссельских аппликаций был похож на падающий снег. Справа и слева мрачными колоннами выстроились штуки сукна, еще более оттенявшие задний план святилища.

В этой часовне, воздвигнутой в честь женской красоты, были выставлены готовые наряды; в центре было помещено нечто исключительное — бархатное манто с отделкой из серебристой лисицы; по одну сторону красовалась шелковая ротонда, подбитая беличьим мехом; по другую — суконное пальто с опушкой из петушиных перьев; наконец, тут же были выставлены бальные накидки из белого кашемира, подбитые белым же, отделанные лебяжьим пухом или шелковым шнуром.

Здесь можно было подобрать себе любую вещь по вкусу, начиная от бальных пелерин за двадцать девять франков и кончая бархатным манто ценою в тысячу восемьсот.
Пышные груди манекенов растягивали материю, широкие бедра подчеркивали тонкость талии, а отсутствующую голову заменяли большие ярлыки, прикрепленные булавками к красному мольтону шеи.
Зеркала с обеих сторон витрины были расположены так, что манекены без конца отражались и множились в них, населяя улицу прекрасными продажными женщинами...

В этом году на экраны телевизоров вышел британский сериал “Мистер Селфридж”, рассказывающий о жизни удачливого американца. Сериал я не смотрела, а книгу, по которой он был поставлен, полистала.

Когда-то в 1906 году в Лондоне чикагский бизнесмен купил магазинчик на ничем ни примечательной Оксфорд стрит.
А в 1909 году произошло открытие нового магазина, готового реализовать любые желания клиентов.

Приглашение на открытие магазина Селфриджа

Индустриальное развитие Англии было причиной появления класса людей, желающих продемонстрировать свое богатство. Они готовы были вкладывать быстро накапливающиеся у них деньги в дело или тратить их на удовольствия.
Новые богачи скупали дома, заводили огромный штат прислуги, давали приемы. Эти дома нужно было обставлять, прислугу -одевать, а гостей на приемах - нужно было удивлять.

Для удовлетворения этого неограниченного спроса Селфиридж появился как нельзя кстати.

В центре Лондона не было недостатка в магазинах. Но в то время большие магазины Парижа и Лондона были просто большими магазинами, где продавалось очень много товаров. Продавцы в них были не всегда любезны, и их отношение к клиенту часто зависело от финансовых возможностей этого клиента.

Селфридж совершил в Лондоне маленькую революцию. Во-первых, он решил продавать в своем магазине абсолютно все, он решил открыть универмаг. Во-вторых, он сконцентрировал свое внимание не на тех, кто пришел в магазин купить определенную вещь, а на тех, кто пришел в магазин лишь посмотреть.

В начале двадцатого века прекрасные представительницы среднего класса имела массу свободного времени, их супруги пропадали на работе, занимаясь бизнесом или политикой, дети проводили свой день с нянями и гувернантками, хозяйством занимался целый штат прислуги. Женщины, скучая, листали дамские журналы, а оттуда на них обрушивалась масса соблазнов - модные новинки сезона, советы о том, как стать красивой и новые чуда-средства.

Говорят, эмансипация женщин началась с того момента, когда женщины получили возможность самостоятельно делать покупки. Женщина двадцатого века не хотела сидеть дома, она хотела быть самостоятельной, и Гарри Селфридж предоставил ей такую возможность.

“Я появился, когда женщины захотели выйти и почувствовать самостоятельность. Они пришли в мой магазин и реализовали свои мечты”-

Гарри Селфридж.

Многие лондонские дамы, до этого момента имевшие привычку покупать товары в лавках и мелких магазинах, были ошеломлены размахом нового предприятия, Селфридж практически полностью изменил их отношение к покупкам.
Успех торговли теперь зависел от успехов соблазнения покупателя. И на реализацию этой цели были направлены все возможные средства.

Итак, объектом соблазнения была выбрана женщина.

…женщины останавливались, толпились перед окнами, возбужденные от желаний.

И ткани оживали под действием страстей, кипевших на улице; кружева чуть колыхались, таинственно скрывая за своими ниспадающими складками недра магазина; даже толстые четырехугольные штуки сукна дышали соблазном;
пальто на оживших манекенах принимали все более округлые формы, а роскошное бархатное манто, гибкое и теплое, вздувалось, точно покоясь на женских плечах, облегая волнующуюся грудь, трепещущие бедра.

От магазина веяло жаром, как от фабрики, и этот жар исходил главным образом от прилавков, где шла оживленная продажа и была сутолока, которая чувствовалась даже за стенами здания.

В помещении стоял непрерывный гул, точно от машины, находящейся в движении в беспрестанно обрабатывающей покупательниц, — их сбивали в кучу перед прилавками, одурманивали товарами, а затем перебрасывали к кассам.

И все это — с механической точностью, с силой и логикой передаточного механизма, захватывающего целые толпы женщин.

С этой целью парфюмерия и косметика размещались прямо у входа в универмаг, чтобы тонкие ароматы будоражили воображение, расслабляли и создавали романтически-мечтательное настроение. Оформлению витрин уделялось особое место, они создавались мастерами своего дела, как произведение особого искусства. Посетителей привлекали утонченностью и изысканностью.

Прилавки исчезали под грудами белоснежных шелков и лент, перчаток и платков.

Вокруг железных колонок вились облака белого муслина, местами перехваченные белым фуляром.

Лестницы были убраны белыми драпировками — то пикейными, то бумазейными; драпировки тянулись вдоль перил, опоясывали залы и поднимались до третьего этажа.

Казалось, белые ткани взлетели на крыльях, там сбиваясь в кучу, тут рассыпаясь, как стая лебедей.

Отделы кипели жизнью, публика осаждала лифты, теснилась у буфетов и в читальном зале, словно целый народ странствовал в занесенных снегом просторах.

По контрасту толпа казалась черной и напоминала конькобежцев на льду какого-нибудь польского озера в декабре.

В нижнем этаже волновалась, как море в час прилива, темная людская масса, в которой можно было разглядеть прелестные восхищенные лица женщин.

В пролетах железного остова, по лестницам, по воздушным мостам бесконечной вереницей поднимались вверх маленькие силуэты, точно путники, заблудившиеся среди снежных утесов. .

Уровень услуг, оказываемых продавцами, был ошеломляющим. Этому Селфридж научился у другого знаменитого торговца, американца Терни Стюарта .

Гарри Селфридж (в середине) на террассе устроенного на крыше магазина ресторана,
излюбленного места встреч английских суфражеток.1911 год.

Тени Стюарт был владельцем нью-йоркского магазина, который называли Мраморным дворцом .
Стюарт нанимал только симпатичных мужчин, которые работали продавцами-консультантами и владели всеми тонкостями общения с дамами.

Время, потраченное молодым продавцом на уговоры и обслуживание покупательницы нередко было несоизмеримо с самой покупкой, которая могла быть покупкой лишь одной пуговицы.

Однако, Терни был расчетливым психологом: после приятного общения покупательницы не утрачивали интереса, наоборот, они стремились получить новое удовольствие. Они продолжали свой путь по магазину, вновь и вновь останавливаясь у заинтересовавшего их товара, и подвергаясь новому и новому обольщению.

Терни Стюарт первым ввел художественное оформление витрин и оснащение магазина зеркалами в рост человека. С таким опытом в Лондоне Селфриджу не было равных.

Гарри Селфридж, 1910 г.

До открытия магазина Селфриджа леди, в отсутствии мужчин, не могла позволить себе где угодно выпить чаю, чтобы не нарушить приличий. Таких мест, где бы можно было встретиться с подругами, и в располагающей к тому обстановке обсудить сделанные покупки, или последние новинки моды, было не так уж много.

Теперь же в распоряжении дам были не только уютные кафе и рестораны, но и читальные залы, а также комнаты для отдыха матери и ребенка с профессиональными нянями. Для удобного перемещения покупательниц Селфридж оснастил магазин лифтами и эскалаторами.

Г-же Гибаль надоело стоять среди движущейся толпы, и она сказала:

— Ну, вы, очевидно, будете тут еще покупать, а мы пойдем наверх.
— Нет, нет, подождите меня! — воскликнула г-жа Марти.
— Я тоже наверх… Там парфюмерный отдел. Мне необходимо зайти в парфюмерный отдел.

Этот отдел, открытый лишь накануне, находился рядом с читальным залом.

Чтобы избегнуть толкотни на лестнице, г-жа Дефорж предложила было воспользоваться лифтом, но от этого пришлось отказаться, так как возле него выстроилась длинная очередь.

Наконец наши дамы очутились у открытого буфета, где была такая давка, что один из инспекторов занялся обузданием аппетитов и стал впускать проголодавшихся покупателей только маленькими группами.

От самого буфета дамы уже почувствовали близость парфюмерного отдела по резкому запаху саше, которым благоухала вся галерея. Здесь покупательницы вырывали друг у друга мыло «Счастье» — гордость фирмы.

Под стеклянными крышками прилавков, на хрустальных полочках этажерок стояли рядами баночки с помадой и пастой, коробки с румянами и пудрой, флаконы с туалетной водой и эссенциями; в особом шкафчике красовались щеточки, гребни, ножницы и карманные флакончики.

Изобретательные продавцы декорировали выставку белыми фарфоровыми баночками и флаконами из белого хрусталя.

Но в особенности восхищал всех серебряный фонтан, устроенный в центре и изображавший пастушку, стоящую посреди боскета; из фонтана непрерывно била струйка фиалковой воды, стекая с мелодичным журчанием в металлический бассейн. Вокруг распространялось чудесное благоухание, и дамы, проходя мимо фонтана, смачивали в нем носовые платки. <…>

— Ну вот, теперь все кончено, я к вашим услугам, — сказала г-жа Марти, нагрузившись туалетной водой, зубным порошком и косметикой.

— Пойдемте к госпоже де Бов.

На площадке большой центральной лестницы ее внимание приковали японские изделия <…>

На этот раз г-жа Дефорж, хотя и не без досады на себя, — ибо она только что поклялась больше ничего не покупать, — не устояла перед вещицей из слоновой кости тончайшей работы.

Для создания располагающего для покупок настроения, в магазине устраивались показы мод с живой музыкой, для чего приглашались хорошие музыканты.

Во времена, когда не было ни радио, ни телевизора, а кино лишь зарождалось, магазин Селфриджа развлекал покупателя таким гламуром, какой можно было увидеть лишь в мюзик-холле.

Покупателей поражали высокие потолки, огромные пространства,
на которых хранились в открытом доступе массы товаров, электрическое освещение, шикарные люстры.

Торговый дом Селфриджа для многих покупательниц стал уютнее, чем их собственный дом.

После Вестминстерского аббатств и Тауэра, магазин Селфриджа стал третьи чудом Лондона, на которое привозили полюбоваться туристов. Там публика покупала то, что ей было нужно, и то, о чем она даже не помышляла, но соблазнилась после великолепной демонстрации товара.

Оформление витрины с демонстрацией чемоданов.

В своих амбициях расширения покупательной сферы Селфридж произвел революционный переворот в сознании, он внедрил новый принцип торговли - обслуживание всех слоев общества. Торговый дом принял в свои объятия представительниц аристократических семейств и скромных белошвеек, жен депутатов парламента и фабричных работниц.

Торговый дом предлагал им все, от пуговиц и тесьмы до роскошных манто, от галантерейных товаров до фотографического оборудования. Все зависело от покупательных возможностей клиента.

"Я готов торговать всем, от аэропланов до сигар", - заявлял Гарри Селфридж.

О том, чтобы покупка была удобна, изящно упакована и вовремя доставлена по назначению, заботился магазин.
Для этих целей пятьдесят фургонов, в которых были запряжены крепкие лошади, трижды за день отправлялись, нагруженные товаром к покупателям, со временем их заменили автомобили.


“Следите за покупками своей супруги. Она может быть очаровательной в вашей гостиной, но у прилавка она может превратиться в вампиршу”
Мужчины удалились в соседнее помещение, а тем временем продавщицы принялись обыскивать графиню и даже заставили ее снять платье, чтобы осмотреть бюст и бедра.

Кроме спрятанных в рукава воланов алансонскнх кружев, которых оказалось двенадцать метров по тысяче франков за метр, они нашли у нее на груди новый носовой платочек, веер и галстук, измятые и теплые, — всего тысяч на четырнадцать.

Г-жа де Бов, охваченная бешеной, неодолимой страстью, воровала таким образом уже целый год.

Припадки усиливались, приобретали все более серьезный характер, окрашиваясь каким-то сладострастием, удовлетворения которого требовало все ее существо; она теряла всякое благоразумие и предавалась воровству с наслаждением тем более острым, что рисковала на глазах у всех своим именем, своей честью и высоким положением мужа. <…> хотя карманы у нее и были набиты деньгами; она воровала ради воровства, как любят ради любви; ее подстрекало необузданное желание, она была во власти душевного недуга, который развился у нее на почве ненасытного стремления к роскоши, в свое время внушенного ей необоримыми, грубыми соблазнами больших магазинов. .

Печатные издания стали всерьез обсуждать влияние магазинов на дамское безумие, тому были все основания, ярким примером была вдова президента Линкольна. Мэри Линкольн, чтобы забыться после смерти мужа, занялась шоппингом, в результате чего ее счет магазину составил 48 тысяч долларов (сейчас эта сумма тянет на миллион долларов), после чего ее родные объявили ее сумасшедшей и опротестовали ответственность за ее долги.

Но остановить эту женскую страсть было невозможно.
И ничего удивительно нет в том, что главными покупательницами Гарри Селфриджа оказались английский суфражистки.

Продолжение следует

Сегодня трудно поверить, что универмаг, ставший символом люксового шопинга в Лондоне, был построен в самой непрестижной части с сомнительными перспективами коммерческого успеха.

  1. Размер имеет значение

Универмаг Гарри Гордона Селфриджа впервые открыл двери перед покупателями 15 марта 1909 года. Изначально в его названии присутствовал апостроф - Selfridge`s, указывающий на то, что магазин является личным бизнесом мистера Селфриджа. Этот универмаг был самым молодым в обойме престижных лондонских торговых центров и единственным, построенным специально для этих нужд, - остальные открывались на имеющихся или расширенных и адаптированных под торговлю площадках. На сегодняшний день Selfridges – второй по размеру торговых площадей универмаг в Соединенном королевстве, больше него только Harrods.

  1. Мне бы в небо

Через четыре месяца после открытия магазина Selfridge`s французский авиатор Луи Блерио впервые в истории перелетел Ла-Манш. Гарри Селфридж разумно посчитал, что не может быть лучшего аттракциона для его магазина, как выставить самолет Блерио на показ публике. Расчет предпринимателя оправдался - за четыре дня экспозиции универмаг посетили 150 000 человек.

  1. Танцы на крыше

С первых дней работы магазина крыша Selfridges стала одной из самых модных площадок лондонской богемы. Известно, что летом 1913-го года благотворительный бал Мориса Мове и Флоренс Уолтон собрал на крыше универмага 2 000 человек. Во время Лондонского Блица крыша Selfridges была сильно повреждена при бомбежках, и после войны на протяжении семидесяти лет площадка была закрыта для посещений. Вторая жизнь террасы началась в 2009 году, когда французский шеф-повар, обладатель звезды Michelin Пьер Коффманн рискнул открыть на ней поп-ап ресторан с видом на Оксфорд-стрит. С тех пор популярность и шик вечеринок на крыше Selfridges год от года набирает обороты.

  1. Шопинг с сейсмографом

В тридцатых годах Гарри Селфридж предпринял новую удачную попытку привлечь внимание посетителей, установив в холле универмага настоящий сейсмограф. Аппарат простоял в торговом центре несколько лет, и некоторым покупателям довелось своими глазами видеть регистрацию его датчиками подземных толчков на другом конце света. Сейчас этот сейсмограф выставлен в экспозиции Британского музея.

  1. Повелительница Времени

В 1931-м году на фасаде над входом в здание были установлены часы с украшением в виде крылатой женщины. Четырехметровая бронзовая скульптура с эмалевым покрытием The Queen of Time была создана известным британским мастером Джилбертом Бэйсом по случаю двадцатилетия бренда Selfridge`s.

  1. Люксовый бункер

Фундамент и коммуникации Selfridges уходят на 60 метров под землю, поэтому неудивительно, что во время Второй Мировой войны подземные площади универмага использовались в оборонных целях. Американцы, пользуясь близостью Selfridges к своему посольству, устроили там бункер и проложили защищенную линию телеграфной связи. В подвалах универмага в годы войны неоднократно встречались Уинстон Черчилль и Дуайт Эйзенхауэр.

  1. Потерянный апостроф

К началу Первой Мировой войны Гарри Селфридж стал одним из самых богатых лондонских предпринимателей, однако в начале тридцатых годов потерпел крах, став жертвой собственной расточительности, сластолюбия и самоуверенности. В 1936-м году он был вынужден признать себя банкротом, задолжав партнерам по бизнесу астрономическую сумму в 150 000 фунтов. У него было только два выхода – найти деньги и отказаться от поста президента компании и потерять право на торговое имя. Селфридж подал в отставку и последние десять лет жизни довольствовался пенсией в 6 000 фунтов в год, а универмаг, по решению совета директоров, в 1939-м году лишился именного апострофа в знак того, что основатель компании более не имеет на него никаких прав. Говорят, что престарелого Селфриджа неоднократно видели стоящим на Оксфорд-стрит напротив входа в универмаг и грустно разглядывающим изменившуюся вывеску.

  1. Запоминающийся номер

Никто не знает, при каких обстоятельствах (но явно не за «спасибо») Гарри Селфридж смог получить у Главного управления почты и телеграфа Лондона лучший из возможных телефонных номеров. На протяжении нескольких лет было достаточно набрать “1”, чтобы оператор соединил абонента с Selfridges.

  1. «Наследница» Selfridge

Дочерняя компания Miss Selfridge появилась в Лондоне через много лет после смерти основателя компании. Руководство универмага в 60-х годах решило привлечь внимание молодежной и прогрессивной аудитории к своему бренду, основав новую марку. Miss Selfridge находился в здании универмага, но имел собственный вход с Duke Street; в нем, в частности, была собственная кофейня и фирменный магазин Пьера Кардена.

  1. Рай для шопоголика

Сегодня Selfridges претендует на статус универмага с самым большим обувным отделом во всем мире, в котором одновременно продается более 4000 пар обуви. Кроме того универмаг считается законодателем современного стандарта мерчендайзинга парфюмерии и декоративной косметики: раньше универмаги прятали такие отделы в глубине торговых залов, и именно Selfridge первым выставил товары для женской привлекательности на первую линию торговой галереи.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гарри Гордон Селфридж
Harry Gordon Selfridge
Гарри Гордон Селфридж, ок. 1910 года
Гарри Гордон Селфридж, ок. 1910 года
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

США 22x20px США

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ранние годы

Его мать Лоис воспитывала своих детей одна. Оба брата Гарри умерли в раннем возрасте, вскоре после окончания войны, так что Гарри остался единственным ребенком. Лоис нашла работу школьным учителем, изо всех сил стараясь сводить концы с концами. В свободное время она рисовала поздравительные открытки и в конечном счете стала директором Джексонской старшей школы. Гарри и его мать всю жизнь были в хороших отношениях и всегда жили вместе .

Карьера

Когда Гарри исполнилось 10 лет, он начал подрабатывать разносчиком газет. В возрасте 12 лет устроился работать в галантерею Леонарда Филда, что позволило ему, вместе со своим школьным другом Питером Лумисом, создать ежемесячный журнал для детей. Журнал приносил доход от рекламы.

Селфридж, бросив школу в 14 лет, нашел работу в банке в родном городе. После провала вступительных экзаменов в военно-морскую академию США в городе Аннаполис, штат Мэриленд , Селфридж устроился бухгалтером в местной мебельной фабрике. Через несколько месяцев фабрика обанкротилась, и Гарри переехал в Гранд-Рапидс , где начал работать страховым агентом.

В 1876 году его прошлый работодатель, Леонардо Филд, написал Селфриджу рекомендательное письмо для Маршалла Филда в Чикаго , старшего компаньона в Филд, Лейтер и Ко, одного из самых успешных магазинов города (который был переименован в Маршал Филд и Ко , позднее купленный сетью розничной торговли Macy"s). Начав как складской рабочий в оптовом отделе, в течение последующих 25 лет, Селфридж поднялся по карьерной лестнице. В конце концов он сделался младшим компаньоном, женился на Розали Бекингем и заработал значительное состояние .

Работая у Маршала Филда, Гарри впервые организовал рождественские скидки под лозунгом «Всего ___ дней до Рождества», который быстро подхватили владельцы других магазинов. Также он впервые употребил фразу «клиент всегда прав» . Позднее Сезар Риц рекламировал свои гостиницы с лозунгом «клиент никогда не ошибается» .

Селфриджес

В 1906 году Селфридж отправился на праздники в Англию . Неудовлетворенный качеством британской розничной торговли, он заметил что новейшие идеи в торговле, принятые в США , до сих пор не дошли до Лондона . Гарри решил инвестировать 400 000 фунтов в собственное здание и универмаг. Новый магазин, названный «Селфриджес (англ.) русск. », открылся 15 марта 1909 года, тем самым установив новые стандарты в розничной торговле. Магазин просуществовал до 1951 года как независимое предприятие, хотя сам Гарри оставил своё детище намного раньше - в 1941 году .

Кинематограф

В 2013 году вышел британский телесериал «Мистер Селфридж ».

Напишите отзыв о статье "Селфридж, Гарри"

Примечания

Ссылки

  • (англ.) . IMDb . Проверено 18 марта 2013. .

Отрывок, характеризующий Селфридж, Гарри

– Как вы себя чувствуете? – как можно приветливее спросила я.
Я честно не желала зла этому несчастному, спасённому такой дорогой ценой незнакомцу. Это была не его вина, и мы со Стеллой прекрасно это понимали. Но страшная горечь потери пока ещё застилала мне гневом глаза, и, хотя я знала, что по отношению к нему это очень и очень несправедливо, я никак не могла собраться и вытолкнуть из себя эту жуткую боль, оставляя её «на потом», когда буду совсем одна, и, закрывшись «в своём углу», смогу дать волю горьким и очень тяжёлым слезам... А ещё я очень боялась, что незнакомец как-то почувствует моё «неприятие», и таким образом его освобождение потеряет ту важность и красоту победы над злом, во имя которой погибли мои друзья... Поэтому я постаралась из последних сил собраться и, как можно искреннее улыбаясь, ждала ответ на свой вопрос.
Мужчина печально осматривался вокруг, видимо не совсем понимая, что же здесь такое произошло, и что вообще происходило всё это время с ним самим...
– Ну и где же я?.. – охрипшим от волнения голосом, тихо спросил он. – Что это за место, такое ужасное? Это не похоже на то, что я помню... Кто вы?
– Мы – друзья. И вы совершенно правы – это не очень приятное место... А чуть дальше места вообще до дикости страшные. Здесь жил наш друг, он погиб...
– Мне жаль, малые. Как погиб ваш друг?
– Вы убили его, – грустно прошептала Стелла.
Я застыла, уставившись на свою подружку... Это говорила не та, хорошо знакомая мне, «солнечная» Стелла, которая «в обязательном порядке» всех жалела, и никогда бы не заставила никого страдать!.. Но, видимо, боль потери, как и у меня, вызвала у неё неосознанное чувство злости «на всех и вся», и малышка пока ещё не в состоянии была это в себе контролировать.
– Я?!.. – воскликнул незнакомец. – Но это не может быть правдой! Я никогда никого не убивал!..
Мы чувствовали, что он говорит чистую правду, и знали, что не имеем права перекладывать на него чужую вину. Поэтому, даже не сговариваясь, мы дружно заулыбались и тут же постарались быстренько объяснить, что же здесь такое по-настоящему произошло.
Человек долгое время находился в состоянии абсолютного шока... Видимо, всё услышанное звучало для него дико, и уж никак не совпадало с тем, каким он по-настоящему был, и как относился к такому жуткому, не помещающемуся в нормальные человеческие рамки, злу...
– Как же я смогу возместить всё это?!.. Ведь никак не смогу? И как же с этим жить?!.. – он схватился за голову... – Скольких я убил, скажите!.. Кто-нибудь может это сказать? А ваши друзья? Почему они пошли на такое? Ну, почему?!!!..
– Чтобы вы смогли жить, как должны... Как хотели... А не так, как хотелось кому-то... Чтобы убить Зло, которое убивало других. Потому, наверное... – грустно сказала Стелла.
– Простите меня, милые... Простите... Если сможете... – человек выглядел совершенно убитым, и меня вдруг «укололо» очень нехорошее предчувствие...
– Ну, уж нет! – возмущённо воскликнула я. – Теперь уж вы должны жить! Вы что, хотите всю их жертву свести на «нет»?! Даже и думать не смейте! Вы теперь вместо них будете делать добро! Так будет правильно. А «уходить» – это самое лёгкое. И у вас теперь нет больше такого права.
Незнакомец ошалело на меня уставился, видимо никак не ожидая такого бурного всплеска «праведного» возмущения. А потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Как же ты любила их!.. Кто ты, девочка?
У меня сильно запершило в горле и какое-то время я не могла выдавить ни слова. Было очень больно из-за такой тяжёлой потери, и, в то же время, было грустно за этого «неприкаянного» человека, которому будет ох как непросто с эдакой ношей существовать...
– Я – Светлана. А это – Стелла. Мы просто гуляем здесь. Навещаем друзей или помогаем кому-то, когда можем. Правда, друзей-то теперь уже не осталось...
– Прости меня, Светлана. Хотя наверняка это ничего не изменит, если я каждый раз буду у вас просить прощения... Случилось то, что случилось, и я не могу ничего изменить. Но я могу изменить то, что будет, правда ведь? – человек впился в меня своими синими, как небо, глазами и, улыбнувшись, горестной улыбкой, произнёс: – И ещё... Ты говоришь, я свободен в своём выборе?.. Но получается – не так уж и свободен, милая... Скорее уж это похоже на искупление вины... С чем я согласен, конечно же. Но это ведь ваш выбор, что я обязан жить за ваших друзей. Из-за того, что они отдали за меня жизнь.... Но я об этом не просил, правда ведь?.. Поэтому – это не мой выбор...
Я смотрела на него, совершенно ошарашенная, и вместо «гордого возмущения», готового тут же сорваться с моих уст, у меня понемножечку начало появляться понимание того, о чём он говорил... Как бы странно или обидно оно не звучало – но всё это было искренней правдой! Даже если мне это совсем не нравилось...
Поделиться: