131 закон в новой редакции. О принципах местного самоуправления

В законодательные (представительные)
и высшие исполнительные
органы государственной власти
субъектов Российской Федерации

При реализации части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) следует иметь в виду, что она предусматривает безусловное сохранение представительного органа поселения и главы поселения. Кроме того, она не имеет императивного характера. Ее применение возможно только в том случае, если соответствующие решения примут и представительный орган поселения, и представительный орган муниципального района.
По нашему мнению, применение положения части 4 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ возможно осуществить в следующем порядке.

1. Уставами муниципального района и поселения, являющегося его административным центром, определить субъектов, наделенных полномочиями по инициированию процедуры перехода к исполнению администрацией муниципального района полномочий администрации поселения, являющегося его административным центром (далее - администрация поселения). Данным правом могут быть наделены представительные органы указанных муниципальных образований, а также главы данных муниципальных образований. При этом предусмотреть количество голосов, необходимых для поддержания инициативы. Представляется, что это может быть как простое большинство, так и большинство в две трети голосов от установленной численности депутатов соответственно представительного органа поселения и представительного органа муниципального района.

2. В случае, если инициатива будет поддержана необходимым количеством голосов, для согласования дальнейшей процедуры перехода к осуществлению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района представляется целесообразным заключить соглашение между представительным органом поселения и представительным органом муниципального района, в котором определить порядок и сроки внедрения новой схемы осуществления полномочий администрации поселения. Установив определенный срок для подготовки проекта указанного соглашения, логично возложить обязанность по подготовке текста соглашения на глав муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района.
При определении в соглашении поэтапных сроков принятия и вступления в силу соответствующих решений представительных органов поселения и муниципального района необходимо учитывать следующие положения Федерального закона № 131-ФЗ.

1) Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего соответствующее решение. Решение об исполнении администрацией муниципального района полномочий администрации поселения означает ликвидацию последней, то есть изменение структуры органов местного самоуправления поселения. Следовательно, такое решение вступит в силу только по истечении срока полномочий представительного органа поселения, что и должно быть отражено в соглашении. Как истечение срока полномочий следует рассматривать как непосредственное завершение временного периода, на который был избран представительный орган муниципального образования, так и досрочное прекращение полномочий по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ.
Обращаем внимание на то, что в случае перехода к исполнению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района отсутствует изменение структуры органов местного самоуправления муниципального района, происходит только расширение круга полномочий его администрации. Поэтому на решение о внесении изменения в устав муниципального района об исполнении администрацией муниципального района полномочий администрации поселения не распространяется действие части 8 статьи 44 Федерального закона.

2) Использование в тексте части 4 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ слов «образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения» не означает, что создается некая новая администрация муниципального района. В данном случае слово «образование» используется постольку, поскольку необходимо подчеркнуть расширение объема полномочий администрации муниципального района. При этом существующая администрация муниципального района продолжает работать.

3) В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования может исполнять полномочия главы местной администрации. Если глава поселения исполняет именно эти функции, то применении новой схемы осуществления полномочий администрации поселения возможно только по истечении срока его полномочий, поскольку часть 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривает досрочное основание прекращения полномочий главы муниципального образования в рассматриваемой ситуации.

4) В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ в случае исполнения полномочий администрации поселения администрацией муниципального района при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Таким образом, из смысла данной нормы следует, что осуществление администрацией муниципального района полномочий администрации поселения возможно, если главы и муниципального района, и поселения исполняют полномочия председателя представительного органа соответствующего муниципального образования, так как только в этом случае местную администрацию возглавляет лицо, замещающее должность по контракту. Если в муниципальном районе и (или) поселении глава исполняет полномочия руководителя администрации, представляется необходимым внести соответствующие изменения в уставы муниципального района и поселения. При этом следует иметь в виду, что решения об изменении полномочий указанных глав вступают в силу после их государственной регистрации и опубликования, но не применяются к действующим главам. Они будут применяться к следующим главам, поэтому в соглашении требуется также учитывать и данные сроки.

5) В том случае, когда главой администрации поселения является лицо, назначенное по контракту, необходимо обратить внимание на то, что среди оснований досрочного расторжения контракта, предусмотренных частью 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, отсутствует такое основание, как ликвидация администрации поселения в связи с осуществлением ее полномочий администрацией муниципального района. Поэтому определение хронологического порядка перехода к новой форме исполнения полномочий администрации поселения необходимо осуществлять с соблюдением указанной нормы Федерального закона № 131-ФЗ, то есть с учетом срока истечения контракта.
Если главой администрации муниципального района является лицо, назначаемое по контракту, то необходимо учитывать, что и его полномочия не могут быть прекращены досрочно в силу указанного положения части 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, необходимо исходить из того, что выбор кандидатов на должность главы местной администрации, исполняющей полномочий администрации поселения, должен осуществляться конкурсной комиссией, включающей в себя представителей поселения. Действующий глава администрации муниципального района назначен конкурсной комиссией, в которой поселение не было представлено. Таким образом, он должен исполнять полномочия до истечения срока контракта. Применение новых требований возможно только к следующему главе администрации муниципального района.

3. Полагаем, что подготовленный проект соглашения необходимо направить на рассмотрение представительных органов поселения и муниципального района для его утверждения. Количество голосов, необходимых для принятия решения, возможно определить в решении о подготовке проекта соглашения. Представляется, что в данном случае это должно быть большинство в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа поселения и большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального района. При этом голосование, естественно, проводится самостоятельно в каждом из указанных органов.

4. В соответствии с заключенным соглашением представительный орган поселения и представительный орган муниципального района готовят проекты решений о внесении изменений в уставы своих муниципальных образования в части исполнения администрации муниципального района полномочий администрации поселения. Процедура внесения этих изменений осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными положениями Федерального закона № 131-ФЗ для внесения изменений в устав муниципального образования, в том числе и в части проведения публичных слушаний.

5. После вступления в силу изменений в устав поселения и муниципального района (с учетом всех положений, перечисленных в пункте 2) администрация поселения ликвидируется, соответственно, муниципальные служащие и иные сотрудники администрации увольняются с соблюдением требований Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации. В случае необходимости возможен перевод каких-либо муниципальных служащих администрации поселения в администрацию муниципального района.

6. Несмотря на то, что администрация поселения будет ликвидироваться, ее полномочия должны быть определены в уставе поселения, иначе неясен перечень полномочий, который должна вместо нее исполнять администрация муниципального района. Но естественно, что одновременно в уставе должно быть положение о том, что указанные полномочия исполняются администрацией муниципального района. Указанные полномочия не могут определяться в уставе муниципального района.

7. Для того, чтобы обеспечить возможность учета мнения представительного органа поселения при оценке деятельности главы местной администрации муниципального района, замещающего должность по контракту, полагаем, что в уставе муниципального района необходимо предусмотреть отчет главы администрации не только перед представительным органом муниципального района, но и перед представительным органом поселения в части исполнения полномочий администрации поселения, установив право представительного органа поселения ставить вопросы перед главой администрации муниципального района. При этом закрепить положение о том, что этот аспект его деятельности также учитывается при оценке ее результатов.

По нашему мнению, образование местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, при прекращении исполнения местной администрацией муниципального района полномочий местной администрации указанного поселения может осуществляться в том же порядке, в котором осуществляется образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.

Председатель Комитета
В.С.Тимченко

Местное самоуправление — организация, которая контролирует деятельность жителей. Она занимается решением вопросов локального значения и учитывает интересы жителей. Широкое обозначение этого понятия регламентирует способность управлять публичными делами, а также действовать в рамках Федерального закона под свою ответственность или в интересах локальных жителей.

Местное самоуправление (МСУ) — является одним из главных аспектов Конституционного строя РФ. Подобные виды организаций работают по всей территории Российской Федерации.

Под МСУ понимается народная власть, которая придерживается Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов субъектов РФ.

131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит следующие аспекты :

  • Общие положения;
  • Основные принципы территориальной организации местного самоуправления;
  • Вопросы МСУ;
  • Наделение органов локального самоуправления отдельными полномочиями;
  • Формы, при которых народная власть участвует в организации выборов и решает вопросы местного самоуправления;
  • Муниципальные правовые акты;
  • Экономическая основа МСУ;
  • Межмуниципальное сотрудничество;
  • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • Особенности организации локального самоуправления и т.д.

Последние изменения, внесенные в 131-ФЗ

При последней редакции от 7 июня 2017 года были внесены поправки в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в пункт 2 части 6 статьи 36. В статье определяется, кто может быть главой муниципального образования. Руководителем становится высшее должностное лицо муниципального образования. Оно наделяется полномочиями в соответствии с действующим Федеральным законом.

В соответствии с недавними изменениями Федерального закона, были внесены поправки относительно муниципальных выборов. Теперь, согласно ФЗ, глава избирается на муниципальных выборах или представителем органов муниципального образования. Комиссия определяет количество кандидатов и на основе конкурса публикует результаты. В частности, при последней редакции ФЗ был изменен пункт 2 части 6 статьи 36.

П 2 ч 6 ст 36 ФЗ-131

В пункте 2 устанавливаются отношения на муниципальных выборах главы МСУ.

Определяется факт наличия :

  • Счетов или их открытие;
  • Хранение наличных денежных средств;
  • Драгоценностей в иностранных банковских организациях;
  • Использование финансовых инструментов в момент, когда кандидаты были зарегистрированы в виде участников конкурса.

Скачать закон

Люди, которые проживают в различных районах страны, согласно ФЗ-131, могут воспользоваться правом на участие в управлении государством. Для этого был принят Федеральный закон 6 октября 2004 года, который вступил в силу через несколько дней. С течением времени в редакцию вносились различные изменения и корректировались нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Чтобы скачать Федеральный закон с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В статье исследуются вопросы правоприменения норм Федерального за-В.Г. ЕРМАКОВ кона РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Рассматриваются недостатки и положи -

Елецкий государст- тельные черты, присущие федеральному закону, а также их влияние на реа-

венный университет лизацию его положений.

им. И.А. Бунина

Ключевые слова: Российская Федерация, местное самоуправление, нормативное регулирование, ответственность.

Принятие Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 стало одним из важных событий в законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ в 2003 г. Как известно, данный Закон является четвертым (первым был Закон СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», затем были приняты Закон РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» и Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Первые шаги по реализации нового Федерального закона выявили как положительные, так и противоречивые моменты. Положительным, в первую очередь, является то, что новый Закон регулирует гораздо более широкий круг отношений в сфере местного самоуправления (его объём в три раза превышает Закон 1995 г.).

Отрицательной чертой нового Закона является то, что он централизовал нормативное регулирование многих вопросов местного самоуправления, переводя его с регионального на федеральный уровень. «Федеральная составляющая» общих принципов организации местного самоуправления, находящихся согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, в новом Законе значительно перевешивает «региональную». В результате существенно изменилась вся система законодательства о местном самоуправлении. Целью этого является приведение нормативной модели местного самоуправления в соответствие с общественной практикой.

Существенно изменился подход к территориальной организации местного самоуправления. Закон 1995 г. указывал лишь на возможность существования в границах одного муниципального образования других муниципальных образований. В новом Законе теперь четко определяется необходимость создания различных типов муниципальных образований. Определяется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах и муниципальных районах. Это предполагает, что местное самоуправление теперь будет развиваться не только в городских центрах и посёлках, как это было до сих пор, но и на всех сельских территориях, включая небольшие населённые пункты. Тем самым новый Закон исключает возможность наличия «бесхозных» территорий. Немаловажным является и то, что новым Законом закреплён исчерпывающий перечень предметов ведения муниципальных образований различных уровней (раньше они разграничивались законами субъектов Российской Федерации).

Новый Закон в определении вопросов местного значения большое место отводит принципу субсидиарности. В соответствии с этим принципом в ведение муниципальных образований разных уровней включены те полномочия, которые на этом уровне могут реализовываться наиболее эффективно. Законом предусматривается, что

1 Федеральный закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.

объём вопросов, которыми должны заниматься городские и сельские поселения, меньше возложенного на муниципальные районы и городские округа. Кроме того, с учетом реальных возможностей решение некоторых вопросов, которые ранее входили в круг обязанностей органов местного самоуправления, теперь передаются органам государственной власти субъектов Федерации. К примеру, в Федеральном законе 1995 г. содержалась довольно расплывчатая обязанность муниципальных образований организовывать и содержать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования. В новом Законе из числа вопросов местного значения, решаемых муниципальными образованиями, исключена организация профессионального образования.

Новый Федеральный закон относительно ясно разграничивает полномочия органов местного самоуправления и государственных полномочий, которыми они могут наделяться. Законом устанавливается правило, которым предусмотрен определённый заслон так называемым федеральным и региональным мандатам, которые ранее устанавливались «сверху» и не обеспечивались соответствующими материальными и финансовыми ресурсами.

Новый Закон устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Данный порядок обязателен как для федеральных, так и для региональных органов государственной власти. Несоблюдение данного порядка, признанное соответствующим судом, является основанием для отказа от исполнения.

Федеральным законом 2003 г. установлена новая форма прямой муниципальной демократии - публичные слушания. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся проект устава муниципального образования, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, вопросы преобразования муниципального образования и др. Всё это значительно усиливает самоорганизацию населения в осуществлении местного самоуправления.

Серьёзные изменения вносит новый Закон и в систему органов местного самоуправления. Федеральный закон 1995 г. устанавливал альтернативные возможности создания этих органов. Окончательное решение организационных вопросов отдавалось на усмотрение муниципалитетов и их населения (исключение касалось лишь обязательных представительных органов). Новый Закон достаточно жестко определяет перечень основных органов местного самоуправления: представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольный орган. Таким образом, права населения самостоятельно определить структуру органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ) теперь существенно ограничены. Можно по-разному к этому относиться, но главное состоит в том, что новый Закон таким образом добивается единообразия этой структуры, т. к. современная практика характеризуется неоправданной пестротой организационных систем местного самоуправления.

Ст. 36 нового Закона предусматривает, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, что является новеллой данного Закона. Помимо этого, в системе органов местного самоуправления предусматривается наличие исполнительно-распорядительного органа. Новым Федеральным законом определяется возможность назначения лица на должность главы этого органа (главы администрации) по контракту, который заключается на основе конкурса. Таким образом, в правовые отношения между органами местного самоуправления вносятся элементы сдержек и противовесов, которые характерны для системы разделения властей на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В конечном итоге всё это должно оптимизировать разделение труда разных муниципальных органов, повысить эффективность их деятельности.

Безусловно, новый Закон в значительной степени изменяет статус муниципальной собственности. В нем подробнее определяется состав имущества, находящееся у муниципальных образований, которое должно использоваться только для решения вопросов местного значения. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, то оно должно быть либо перепрофилировано, либо отчуждено. Раньше речь шла о праве создания предприятий, учреждений и

32 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ЕЯ № 8 (48) 2008

организаций для осуществления хозяйственной деятельности без каких бы то ни было ограничений. По новому Закону эти структуры образуются только для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Этим самым, практика создания предприятий, не связанных с решением задач местного самоуправления (например, ликёроводочных заводов), становится незаконной.

В соответствии с новым Законом даже небольшое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет. Каждое муниципальное образование должно утвердить свой финансовый план, включающий доходные и расходные статьи. Сметы в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений возможны только у отдельных населённых пунктов, не являющихся поселениями.

В новом Федеральном законе достаточно ясно прописаны условия, при которых полномочия органов местного самоуправления переходят к органам государственной власти. Одно из важных из них - крупная просроченная задолженность муниципального образования (если она превышает 30% собственных доходов бюджета). Правда, объективности ради надо отметить, что данная мера включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. А это противоречит Конституции РФ, которая устанавливает самостоятельность и обособленность органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти.

Теперь рассмотрим нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые предусматривают ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, и складывающееся их правоприменение.

Глава 10 названного закона называется «Ответственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью»2. В соответствии со ст. 70 органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение ими Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов и других правовых актов, невыполнение возложенных на них населением муниципального образования обязанностей.

Таким образом, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные последствия, наступающие в силу принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

В свою очередь, ответственность подразделяется на позитивную (проспективную) и негативную (ретроспективную). Под позитивной ответственностью понимается возложение на субъекта правоотношений обязанности отвечать за совершение (или несовершение) каких-либо действий. Позитивная ответственность в отличие от негативной не является юридической. Негативная ответственность - это необходимость понести неблагоприятные последствия в связи с совершением (несовершением) каких-либо действий.

Ст. 73 комментируемого закона устанавливает ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, в частности, основания и процедуру роспуска представительного органа муниципального образования. Возможность такого роспуска, кстати, предусматривалась и законом 1995 г. Соответствие данной процедуры Конституции РФ было подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Основные отличия между законами 1995 г. и 2003 г. состоят в следующем:

2 Федеральный закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №42. Ст.4902.

Новый закон увеличивает срок, в течение которого представительный орган муниципального образования обязан принять меры по исполнению решения суда с десяти дней до трёх месяцев;

Новый закон не требует судебного подтверждения того, что установленные действия повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

Новый закон не предусматривает в качестве обязательного этапа процедуры привлечения представительного органа муниципального образования к ответственности вынесение письменного предупреждения представительного органа о возможности привлечения к ответственности;

Новый закон требует обязательного судебного подтверждения факта неисполнения первого судебного решения;

Новый закон предусматривает обязательность законодательной инициативы высшего должностного лица субъекта РФ при принятии закона о роспуске представительного органа муниципального образования (ранее законодательный орган субъекта Федерации мог и сам выступить с такой инициативой).

Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 16 октября 1997 г. указал, что «положение о возможности прекращения полномочий законом субъекта РФ является особой гарантией прав местного самоуправления: в отличие от иных видов решений (в том числе постановлений) закон принимается в более усложненной процедуре (обязательные стадии законодательного процесса); закон подлежит подписанию президентом республики либо главой исполнительной власти, и, следовательно, прекращение полномочий должно быть результатом согласия законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, по крайней мере решения его законодательного органа, принятого квалифицированным большинством голосов. Поэтому предписание п.3 ст. 49 рассматриваемого Федерального закона о необходимости принятия соответствующего решения в форме закона не противоречит Конституции Российской Федерации»4.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Федерации о его роспуске. Порядок вступления в силу законов субъектов РФ определяется самими субъектами.

Новый закон в отличие от ранее действовавшего не устанавливает обязанности назначения новых выборов представительного органа муниципального образования. Исходя из постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г., они могут быть назначены тем же законом субъекта Российской Федерации5.

Кстати, впервые в российской практике, нормы нового Закона об ответственности представительного органа муниципального образования перед государством были применены в отношении Елецкого городского Совета депутатов.

Даже такое краткое перечисление новелл нового Федерального закона свидетельствует о серьёзном шаге вперёд на пути развития местного самоуправления в Российской Федерации. Однако, и он не лишен изъянов и противоречий, что подтверждается начавшейся практикой его реализации.

В первую очередь это касается следующего. По замыслу Федерального закона в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предполагается либо отмена не обеспеченных материальными и финансовыми ресурсами федеральных мандатов, либо об их дополнительном обеспечении этими ресурсами. Но и в этом случае остаётся опасность чрезмерной перегрузки муниципальных образований государственными полномочиями. И особенно это касается муниципальных районов и городских округов. Отсюда вытекает задача законодательного урегулирования оптимальной меры допустимого объёма государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

Новый Федеральный закон предполагает значительное расширение правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Однако, эффективность такой деятельности представляется сомнительной, т.к. у многих работников местного самоуправления нет достаточного опыта и знаний для профессиональной подготовки право-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

вых актов. В этой связи необходима помощь муниципалитетам со стороны федеральных и региональных органов государственной власти. А действенной формой подобной помощи может служить подготовка модельных муниципальных правовых актов.

Федеральный закон страдает и более мелкими неточностями. К примеру, ст. 36 устанавливает, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Но в соответствии со ст. 402 Уголовно-процессуального кодекса РФ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора. Возникает вопрос: должен ли глава муниципального образования занять прежнюю должность, если в порядке надзора его дело было пересмотрено, и он был оправдан. Ответа на данный вопрос Федеральный закон не даёт.

Заключая, хотелось бы отметить, что позитивный эффект, на который рассчитывают инициаторы новой реформы местного самоуправления, будет иметь место только в том случае, если при реализации Федерального закона будет проявлена такая же политическая воля, как и при его подготовке и принятии. Тем более что объективных проблем, в том числе правовых, требующих последовательного и системного решения, немало.

1. Федеральный закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №42.

TO A QUESTION ON REALISATION OF THE FEDERAL LAW №131-FL «ABOUT THE GENERAL PRINCIPLES OF THE ORGANISATION OF LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION»

Список литературы

Yelets state university of name I.A. Bunin

In article questions law applying правоприменения norms of the Federal law of the Russian Federation №131-FL «About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation» are investigated. Lacks and the positive lines inherent in the federal law, and also their influence on realization of its positions are considered.

Keywords: the Russian Federation, local government, standard regulation, responsibility.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Поделиться: