Специфика философии. Специфика и функции философии

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием - предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обнов­ляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи и провизоры в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями и природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины. В отдельные периоды развития цивилизации и в отдельных регионах Земли философские системы прямо или косвенно предопределяли статус медицинского знания. Таковы, скажем, врачебные и аптечные традиции Востока. Они с древнейших времён и до сих пор представляют собой какую-то смесь мифологии, философии и медицины. Роскошная и предельно опасная для жизни природа тропических широт Азии и Африки предопределила особенности политического устройства и вообще культуры. Восточная традиция интуиции и фатализма, ощущения случайности и непредсказуемости отдельной жизни предопределили системную заботу о теле, пока оно здорово, и смирение перед всепоглощающей смертью. Восточный человек ощущает себя песчинкой в океане мироздания. Каждый - раб случая да стихии. Восточные владыки порабощали целые народы, и время от времени уничтожали их поголовно. Перед фараоном, раджой, ханом все подданные падали ниц. Восточные единоборства («пустая рука») как-то компенсировали оружие, отобранное у большинства населения.

Европейская традиция врачевания на своём старте в античности также пошла по пути, указанному философией, но другой по духу, нежели восточная - мудростью разумной, с опорой на знания и предметные действия по их реализации. «Человек - слуга и хозяин природы» (Френсис Бэкон). Отрицание смерти обусловило борьбу за жизнь до конца и во что бы то ни стало. Жизнь каждого человека на Западе уникальна.

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Философия в переводе с греческого - это любовь к мудрости (phileo - люблю, sofic - мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.) по отношению к людям стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление термина «философия» связано с именем Платона. Первым греческим и вместе с тем первым европейским философом считают Фалеса.

Место и роль философии в системе знаний:

Философское знание отличается от чисто научного тем, что если в науке человек нацелен на познание, то в философии на понимание мира с позиции своих ценностных идеалов. То есть наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду то, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека.

Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Исходя из этого философский способ мышления называют критически рефлексивным.

Философия в отличие от науки, по характеру более национальна, чем интернациональна поэтому можно сказать: «русская философия», но абсурдно звучит «немецкая физика» и т. д.

Подчеркивая качественную определенность философского и научного знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

Философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

Философия выступает методологией науки;

Философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

Философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет.

Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Функции философии:

Основными функциями философии являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая.

Мировоззренческая функция - это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.

Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем.

Гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формулируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.

Активный, действенный характер научной философии проявляется не только в том, что она учит и воспитывает, дает новое знание и общий взгляд на мир, но и в ее методологической функции, то есть в том, что она конкретно направляет сознательную и практическую деятельность людей, определяет ее последовательность и применяемые средства.

Методологическую функцию философия выполняет в двух видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.

Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей.

Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.

Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.

Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

Структура философского знания

Как система научного знания современная философия имеет свою внутреннюю структуру. Она складывалась постепенно. Так для многих учений XVII–XIX веков было характерно разделение философии на онтологию (греч. ontos - сущее), то есть учение о бытии как таковом, бытии самом по себе, гносеологию (греч. gnosis - знание), то есть учение о познании и логику - учение о законах и формах мышления.

В лоне философии развились и приобрели известную самостоятельность следующие философские дисциплины и направления:

Социальная философия - более детальное распространение философских принципов на изучение социальных исторических явлений. Она изучает не только проявление всеобщих законов развития в жизни общества, но и действие особых, общесоциологических законов, источники и движущие силы общественного развития;

История философии - изучает объективные закономерности и этапы становления и развития философии, основных ее исторических типов;

Этика - (греч. Ethos - привычка, обычай) - учение о сущности морали, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни;

Эстетика - (греч. Disthetikos - чувственный) - философская дисциплина, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т. п.;

Аксиология - (греч. Axio - ценность) - философское учение о сущности, структуре и назначении ценностей;

Философия культуры - философское осмысление сущности культуры как особой формы бытия;

Философия науки - философское осмысление сущности и специфики научного познания в тесной связи с человеческой деятельностью;

Философская антропология - философское учение о человеке;

Философия истории - философское учение, которое занимается постижением закономерностей процесса развития общества во времени.

Философия техники - это раздел философии, который занимается исследованием техники.

Философия природы (натурфилософия) - это умозрительное постижение природы.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

1.2 Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет – мировоззрение, науку, идеологию,

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции Философия и мировоззрение Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

Функции философии Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего – это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ Становление философии в Древнем Китае имело свои социальные корни. Все общественные отношения были подчинены ритуалу, имевшему мировоззренческое значение. Ритуал обеспечивал постоянство неба, порядок земли и

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

2. Основное содержание и функции философии Предварительное представление о проблемах, вынесенных в заголовок, может дать образная и лаконичная формулировка одного из основоположников немецкой классической философии – И. Канта. По его мнению, философия должна дать

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

5. Философия в системе культуры. Функции философии Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

1.11. Функции философии Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии - неспособность человека выделить себя из окружающей среды и

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ Ренессанс - эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Специфика языка философии Поскольку философия – это обращение к всеобщему, закономерному, невидимому, когда «искатель мудрости» стремится преодолеть, отбросить видимые части бытия (или, если сказать яснее, желает за деревьями увидеть лес, абстрагируясь от признаков

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора

3. Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира,

Из книги автора

I. Место функции философии в связи душевной жизни, общества и

Из книги автора

1. Функции философии, вытекающие из техники понятий в культурной жизни Осознание человеком своих действий и стремление его к общеобязательному знанию развивалось не только через мировоззрение. Еще до выступления философов уже произошло на почве политической

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОДУЛЬ 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Что такое философия

1.1 Начало философии

Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в Греции.

Слово «философия», которое впервые ввел в употребление, как полагают, Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.), происходит от греческих корней (фило (люблю) и софия (мудрость) и переводится буквально как «любовь к мудрости». Однако древнегреческое слово «софия» не вполне соответствует русскому слову «мудрость», а имеет более широкий смысл.

Философия с самого начала понималась не как собрание застывших, раз и навсегда данных истин, а как стремление к истине.

Великий Платон (427-347 гг. до н. э.) писал, что философ всегда находится между знанием и незнанием, он занимает «срединное» положение между ними и стремится восходить от незнания к знанию, от менее совершенного знания к более совершенному.

Философия есть, по словам Платона, «искусство разумения и справедливости» - искусство проникать мыслью в подлинную сущность вещей и человеческих отношений. Если, например, какой-нибудь человек - военачальник, ремесленник или поэт -- делает что-то мудрое, то это еще не означает, что он обладает философской мудростью. Философом он становится только тогда, когда стремится попять основания и причины человеческих действий, выяснить общие принципы, которыми должен руководствоваться человек в свой жизни и деятельности.

Первые успехи философии были основаны на открытии силы рационального мышления. Сущность этой силы -- в логической необходимости, т. е. в том, что из признания истинности посылок с необходимостью вытекает истинность выводимых из них следствий. Это значит, что можно устанавливать и доказывать истину па основе логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, без обращения к непосредственной проверке ее в опыте.

Философия изначально была искусством добывать истинное знание с помощью разума, логики, мысленных выкладок. Искусство такого рода древние греки называли теоретическим. Таким образом, философия явилась той культурной формой, в которой впервые стало развиваться теоретическое мышление.

1.2 Сущность философии

На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. Но философия никогда полностью не теряла из виду задачи, поставленные еще античными мыслителями.

С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.

Примеры философских идей и принципов

¦ идея вечности материального мира и противоположная ей идея божественного творения;

¦ принцип детерминизма (причинной обусловленности всех явлений) и противостоящий ему принцип индетерминизма (признание существования беспричинных явлений);

¦ принципы познаваемости или, наоборот, непознаваемости бытия;

¦ идеалы гуманизма, свободы, равенства, справедливости и др.

Исходя из сказанного, можно дать краткое определение философии.

> Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности.

Принципиальная особенность философского мышления -- в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом. Дойдя до самых, казалось бы, «предельных», «последних» оснований какого-либо знания, оно подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремится добраться до еще более глубоких основ. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за несомненную и непоколебимую истину, для философии часто служит лишь отправным пунктом размышлений.

Философское мышление -- не удел избранных. В большей или меньшей мере с философскими проблемами сталкиваются все. Начать философствовать легко, это может сделать и время от времени делает, наверное, каждый. Гораздо труднее продолжать. И еще труднее -- довести философское исследование до критического анализа того, что кажется само собой разумеющимся, до выхода за рамки общепринятых стандартов мысли. Но зато это освобождает человеческую личность от плена предубеждений и предрассудков.

1.3 Состав философского знания

В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем.

Принято выделять три главных раздела философского знания.

1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания).

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия).

3. Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает

· этика (теория морали),

· аксиология (учение о ценностях, т. е. о том, что люди ценят, -- например, добро, справедливость, истина, красота, польза и т. д.),

· социальная философия (теория общественной жизни).

Важное место в составе философского знания занимает история философии. Можно даже сказать, что философия и история философии -- это в некотором смысле одно и то же. Ибо история философии и есть философия, обрисованная в ее историческом развитии. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории.

В истории философии было немало философов, прославившихся своими трудами по какой-либо отдельной философской дисциплине. Но наиболее выдающимся мыслителям удавалось создавать философские учения, в которых объединялись в целостную систему проблемы, относящиеся к разным разделам философии. Таковы, например, философские системы Декарта (1596-1650), Спинозы (1632-1677), Канта (1724-1804), Гегеля (1770-1831), Рассела (1872-1970), Гуссерля (1859-1938), Хайдеггера (1889-1976) и др. Часто такого рода философские системы получают название по имени их творцов (спинозизм, кантианство, марксизм) или по своей главной идее (феноменологическая философия, прагматизм, экзистенциализм).

1.4 Как философы мыслят

Чем бы ни занимались философы, предмет их исследования с древности и до современности -- смыслы, т. е. имеющиеся в культуре знания, ценности, регулятивы (и притом исходные, наиболее общие). Исходным материалом для их размышлений обычно служит имеющаяся в культуре информация: это могут быть сведения, добытые в ходе практической деятельности людей, факты, установленные различными науками, и любые другие данные, так или иначе запечатленные в мифах, религии, искусстве и пр. Философ может подмечать такие обстоятельства, которые хотя и известны другим людям, но проходят мимо их внимания. Он может прояснять и по-новому трактовать какие-то смутные, неотчетливые представления, из которых исходят люди в своей жизни. Он может, наконец, для объяснения наблюдаемых фактов придумывать некие оригинальные, никому до него не приходившие в голову соображения, идеи, принципы. Но находить новые факты -- это дело науки, а не философии. Философия же пользуется фактическим материалом, который в том или ином виде уже представлен в содержании человеческого сознания, закреплен в культуре общества.

Философия опирается на накопленный и воплощенный в культуре опыт людей, но не сводится лишь к его анализу: она выдвигает идеи и принципы, которые должны его объяснять. Она не просто отображает и фиксирует сложившиеся в культуре представления о человеке и мире, а очищает их от противоречий и неясностей, подводит под них основания и разрабатывает систему взглядов, упорядочивающую эти представления и приводящую их в единство. Философия, таким образом, -- это продукт свободной творческой деятельности человеческого разума. Разумеется, эта свобода ограничена необходимостью учитывать имеющиеся в культуре знания, ценности, регулятивы. Однако в деле их обоснования и трактовки философ вправе предлагать собственные, оригинальные и далеко не очевидные решения.

Итак, философская мысль имеет два источника -- культура общества и конструктивное воображение личности. Ее основным методом является рефлексия. Этот термин (от лат. reflexio -- обращение назад) означает отражение мышлением самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания.

> Рефлексия -- это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, предпосылок и установок.

Философская рефлексия может проводиться в разнообразных формах. Поэтому существует множество различных методов философского исследования.

Методы философского исследования

Многие выдающиеся философы изобретали оригинальные методы, с помощью которых они создавали свои учения. Вот некоторые из наиболее известных философских методов.

¦ Метод Сократа -- майевтика (буквально: повивальное искусство), которая включает в себя иронию (критику понятий и суждений собеседника) и индукиию (наведение собеседника на осмысление и определение их общего смысла).

¦ Метод Декарта -- всеобщее сомнение и поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины («мыслю, следовательно, существую»).

* Метод Спинозы -- «геометрический метод», состоящий в формулировании исходных философских аксиом и выведении из них различных следствий.

¦ Метод Канта -- «критический метод», требующий анализа предпосылок, на которых строится человеческое познание.

¦ Метод Гегеля -- диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития.

¦ Метод Маркса -- материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия.

¦ Метод Бергсона -- интуиция.

¦ Метод Витгенштейна -- логический анализ языка.

¦ Метод Гуссерля -- «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне его отношения к внешнему миру.

¦ Метод Ясперса -- трансиендирование, которое заключается в познание смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу.

¦ Метод Гадамера -- герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.

Тема 2. Функции философии

Вопрос о функциях философии -- это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское знание. Рассмотрим следующие основные функции философии: мировоззренческую, социальную и методологическую.

2.1 Мировоззренческая функция

Понятие мировоззрения не поддается достаточно четкому определению. В обыденной речи и в философской литературе его смысл толкуется по-разному. Однако отсутствие общепринятого определения этого понятия не означает, что при употреблении его неизвестно, что имеется в виду.

Можно выделить такие основные характеристики мировоззрения:

* оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;

* эти взгляды представляют собой не просто знания о действительности, а такие знания, которые стали убеждениями;

* мировоззрение определяет направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни; оно проявляется в поведении личности.

Существуют разнообразные виды и варианты мировоззрений, в которых указанные характеристики выступают по-разному. Людям первобытного общества было свойственно мифологическое мировоззрение. Одним из наиболее широко распространенных в обществе с древности и до наших дней является религиозное мировоззрение. В противостоянии с ним развивается атеистическое мировоззрение. Стремление решать мировоззренческие вопросы на основе науки приводит к формированию научного мировоззрения. Говорят также и о более частных формах последнего -- естественно-научном, гео- и гелиоцентрическом, механистическом и других вариантах научного мировоззрения.

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.

Какое же отношение имеет к мировоззрению философия? Философские размышления -- это средство разработки мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях в конечном счете выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах философов, получить признание и распространение в обществе.

Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов.

2.2 Социальная функция

Социальная функция философии состоит в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. В сфере философии общество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери.

Важной задачей философской мысли в каждом обществе является анализ и критика существующей социальной действительности. Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направляет главный удар против укоренившихся догм, стандартов мышления, «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, подобно шорам мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения.

В социально неоднородном обществе интересы и стремления различных классов и социальных групп сталкиваются, вступают в противоречие друг с другом. Философия, отражая общественную жизнь эпохи, не может уйти от этого факта. В философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды разных социальных слоев общества. Это делает ее ареной борьбы различных идеологий.

> Идеология -- это совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий.

В философских учениях развивается и обосновывается идеология определенных классов и социальных групп. В этом заключается идеологическая функция философии.

Идеологическую функцию философии нельзя понимать упрощенно -- как унижающее «приспособленчество», как «обслуживание» интересов той или иной социальной группы, при котором философы, желая во что бы то ни стало защитить ее интересы, утрачивают объективность, жертвуют истиной и начинают проповедовать даже заведомую ложь, лишь бы она была на пользу этой группе. Конечно, есть философы и такого сорта. Но философия, не стремящаяся к истине, перестает быть философией. Философ, предающий истину, предает и философию.

Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами «защищать» интересы какого-то класса, а в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций, идеалов и жизненных ценностей. Это чрезвычайно важное дело, поскольку только в столкновении разных идеологий могут совершенствоваться представления о средствах решения социальных проблем и путях общественного прогресса.

2.3 Методологическая функция

Метод -- это способ действий. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках -- методологическими знаниями.

Задачей методологии является исследование и совершенствование методов, используемых в данной сфере деятельности, оценка их общности и эффективности, условий и границ их применения. Но методологические знания в любой сфере деятельности не могут ограничиваться рассмотрением только ее методов. Дело в том, что оценка методов самым существенным образом зависит от того, какого рода результаты дает тот или иной метод, и каково отношение этих результатов к конечным целям деятельности. Следовательно, методология обязательно должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

> Методология -- это знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях.

Действительно, дать знание о том, чем должны руководствоваться люди в своей жизни и деятельности - центральная задача философии. Философия -- это своего рода «наука о должном», о нормативах (принципах, идеалах, ценностях), определяющих цели и характер человеческой деятельности. Из философских представлений о мире и человеке вытекают методологические рекомендации, которые помогают ориентироваться в окружающей человека действительности и позволяют во всех сферах деятельности определить -- пусть хотя бы в самой общей и предварительной форме -- какие-то исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели.

В различных сферах человеческой деятельности методологическая функция философии реализуется по-разному В жизни отдельной личности она проявляется через влияние мировоззренческих убеждений на выбор целей и способов поведения. В социально-политической практике механизм ее действия связан с социальной функцией философии. В искусстве методологическая функция философии выражается в ее воздействии на развитие художественного стиля, на общую ориентацию художника в жизни, на понимание им смысла своего творчества.

Особенно велика роль философских идей в революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий. Философские идеи при этом выполняют эвристическую функцию, выступая в качестве методологических средств для определения и оценки путей и перспектив дальнейшего развития научного знания. Они выполняют селективную функцию при выборе (селекции) исходных принципов теории, на основе которых формулируются другие ее законы 1 . Им свойственна также конструктивная функция: с их помощью строится истолкование (интерпретация) «физического смысла» новых теорий и объяснение их места и роли во всей системе научных знаний.

Тема 3. Философия в системе культуры

3.1 Философия и наука

Характерными общими чертами науки и философии являются следующие.

1. Теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении Важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях.

> Основные понятия философии и науки называются категориями.

В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике -- теплота, энергия, энтропия и пр.). К философским категориям относятся как понятия хорошо знакомые каждому (сознание, время, свобода, истина и др.), так и понятия малоупотребительные в обиходе, но играющие основополагающую роль в тех или иных философских системах (монада, вещь в себе, трансцепзус, экзистенция и др.).

2. Отношение к истине как к высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, и к нему стремятся как к средству достижения этой цели.

Пример: Шофера, обнаружившего неисправность мотора, интересует истинное знание о ее причинах -- но не само по себе, а лишь для того, чтобы устранить эту неисправность. Судье необходимо установить истину, чтобы на этой основе вынести справедливый приговор.

Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая. Истинное знание в сфере этой деятельности добывается ради него самого, и если уж используется в ней как средство, то лишь как средство получения нового истинного знания.

Что отличает философию от науки?

1. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее интересует объективное знание о явлениях действительности, а не субъективное мнение людей о них. Философия же, занимаясь исследованием принципов человеческого понимания действительности, имеет дело именно с этим пониманием, а не с самой действительностью. Она изучает мысли, суждения, мнения, убеждения людей, т. е. содержание их знания.

Таким образом, философская мысль в отличие от науки всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек -- отправная точка философских суждений о мире.

2. Научное знание отражает действительность, т. е. то, что существует, что есть (или было, или будет). А философия не просто отражает существующее -- она нацелена главным образом на описание и объяснение того, что, согласно принятым за основу идеям и принципам, должно быть.

3. Научное знание зиждется на прочной почве фактов. Даже самые смелые научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным. Но философские идеи, касающиеся исходных, «предельных» оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью опытных фактов. Причина этого кроется именно в «предельном» характере таких идей: «предельность» их в том и состоит, что они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы (правила, принципы) мышления о том, что в опыте не дано.

В самом деле, философские суждения о ценностях и идеалах опираются не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Поэтому никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей о ценностях и идеалах невозможно.

Как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой? В принципе возможны четыре различных ответа:

а -- философия включает в себя науку;

б -- философия входит в состав науки;

в -- философия и наука -- это разные области знания;

г -- философия и наука -- это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания.

Решение «а» отражает ситуацию, сложившую в античности, когда все науки считались ветвями философии. Такой взгляд, однако, отражал лишь начальный этап развития философии и в последующей ее истории был пересмотрен.

Решение «б» соответствует традиционному представлению об общности философии и науки. Согласно этому представлению, наука вышла за рамки философии, но философия сохранила за собою статус науки и стала одной из ее областей. Однако из сказанного выше вытекает, что при наличии определенного сходства между философским и научным знанием философия все же представляет собою особую форму знаний, которую нельзя безоговорочно подводить под понятие науки.

Решение «в» в противоположность предыдущему игнорирует общность философского и научного знания и не учитывает реальных связей между ними.

Наиболее отвечающим действительному положению дел является решение «г». Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь проявляется как в традиции строить философские учения в «науко-подобных» теоретических формах, так и том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философские проблемы физики, биологии, психологии), решение которых ведет к получению научно-философского знания. Вместе с тем значительная часть философского знания не носит научного характера и не входит в состав науки, не получает теоретического оформления и излагается в виде рассказов, притчей, собраний афоризмов и свободных рассуждений («эссе», «дискурс»).

3.2 Философия и искусство

Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство -- художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт -- художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное -- эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует прежде всего на их чувства и через это воздействие побуждает их к размышлению (да и то не всегда). В философии же автор прямо и непосредственно обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его за собой главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом лишь вспомогательную роль.

Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие из крупнейших деятелей человеческой культуры были одновременно и видными философами и прекрасными писателями (Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Радищев, Л. Толстой и др.).

Нередко литературно-художественное произведение, написанное в форме поэмы или романа, несет в себе глубокое философское содержание (хотя далеко не всякие философские идеи могут быть выражены в такой форме). Подобного рода произведения трудно однозначно отнести либо к искусству, либо к философии.

В мировой художественной литературе имеется множество произведений, в которых ставятся и обсуждаются серьезнейшие философские вопросы: «Божественная комедия» Данте, «Рубайята» Омара Хайяма, «Фауст» Гете, романы Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», Т. Манна «Доктор Фаустус» и «Иосиф и его братья», О. Хаксли «Желтый Кром» и «О, дивный новый мир», Г. Гессе «Игра в бисер», В. Тендрякова «Покушение па миражи» и пр.

Иногда в художественных произведениях встречаются вставки, в которых автор, переходя с художественно-образного языка на язык философской теории, в систематической форме излагает свой философскую концепцию по какой-либо проблеме. Так, Л. Толстой в эпилоге «Войны и мира» помещает настоящий философский трактат о свободе и необходимости в истории, а Т. Манн в свою «Волшебную гору» включает философское исследование проблемы времени.

Наоборот, некоторые философы прибегают к литературно-художественным жанрам для выражения и популяризации философских концепций. Это делали, например, крупнейшие представители современной философии экзистенциализма Ж.-П. Сартр (1905-1980), написавший роман «Тошнота», и А. Камю (1913-1960), автор повестей «Посторонний», «Падение» и др. Существуют и произведения, которые можно отнести к художественно-философской прозе («философские эссе»). В таком стиле писали русские мыслители П. Чаадаев (1794-1856) и В. Розанов (1856-1919), датский философ С. Кьерке-гор (1813-1855), немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) и др. Блестящим примером этого жанра является знаменитая «Исповедь» Л. Толстого.

Следует заметить, что все сколько-нибудь крупные философы даже в самых строгих философско-теоретических трудах не пренебрегали возможностями художественно-образного выражения мысли.

Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее частично пересекаются друг с другом. Соотношение их аналогично соотношению философии и науки (рис. 3.3).

3.3 Философия и религия

философия общество мировоззрение идеология

Давний интерес человечества к религиозным вопросам, многие из которых предшествовали возникновению зачатков философии, заставляет самых разных мыслителей исследовать смысл утверждений тех или иных религиозных систем и оснований, на которых эти утверждения покоятся; рассматривать критерии, позволяющие нам их оценить; изучать вопрос, могут ли эти утверждения стать составными частями какой-либо общей теории об устройстве вселенной.

Некоторые из философов, поднимающих эти вопросы, стремятся показать убедительность или даже обоснованность некоторых постулатов веры.

Другие хотят опровергнуть или посеять сомнения в определенных религиозных подходах.

Есть и такие, которые подходят к данной проблематике "нейтрально", просто пытаясь установить, связано то или иное воззрение с религиозной тематикой и есть ли нужда в применении к ним каких-либо стандартов.

Таким образом, для некоторых философов философия религии является областью, в которой они пытаются рационально обосновать или истолковать близкие им религиозные системы, для других это сфера оценки оснований и объяснения причин их неверия, а для остальных -- просто возможность исследования одного из направлений человеческих интересов и видов опыта.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Общественно-истрический характер философской мысли. Роль и значение философии в жизни общества и человека. Теория и метод философии как науки. Диалектика и метафизика, их исторические типы и виды. Структура, предмет, специфика и функции философии.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Характерные черты русской идеалистической философии, основные представители и их взгляды. Сущность аксиологической, эвристической, гуманистической и методологической функций философии. Специфика философского знания, ее основные отличия от религии.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Предмет философии и ее функции. Главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости. Основные разделы философии. Возникновение философии, этапы ее развития. Основные философские проблемы. История мировой философии.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2003

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Понятие философии, ее основные разделы, круг изучаемых вопросов и отличия от всех других наук. Мифология и религия как истоки возникновения философии. Характеристика основных функций философии. Основная специфика и особенности философского знания.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    К вопросу о философии. Философия и мировоззрение. Проблема метода в философии. Функции философии и ее место в обществе. Специфика философии. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости. Стремление к высшему познанию.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Уровни мифологии: образный; смысловой. Замена образов понятиями как точка перехода от мифологии к философии. Предпосылки становления философии. Роль деятельности Сократа в становлении философии. Культурная специфика философии. Связь философии с религией.

Предмет и специфика философии

Термин “Философи я” (φιλοσοφια) –происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости , стремление к познанию, к наукам. “Фило софос”– это человек, стремящийся к мудрости, к пониманию сути вещей.
Однозначное определение философии устроило бы всех, но оно практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии - опыт самопостижения» 1 . В ней приведены высказывания о философии более 270 выдающихся философов. У каждого - свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии - объяснить все существующее» (В. Соловьев)
«Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы - конечного смысла». (М. Мамардашвили).
Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на цель нашего пребывания в мироздании.
Философия - это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления и на самостоятельности предмета философии. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности - природы, обществ, человека, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, а субъект как общее, как универсальная категория. В этом смысле философия рассматривает не только проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я.
Философия как форма духовной активности возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления - с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир. С течением истории наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала эта установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1.Основная специфика филос-го знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

(Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Структура философского знания(осн разделы фил)

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры

Основные функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Типы онтологий

  • Мета-онтологии - описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
  • Онтология предметной области - формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
  • Онтология конкретной задачи - онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
  • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

Материя - это объективная реальность, данная в ощущениях. В ощущениях даны только материальные объекты, но не материя, как субстанция (первооснова вещи, ее сущность, ей противопоставляют акциденцию - это приходящие, несущественное свойство вещи. Если ученые признавали наличие только одной субстанции, то такое направление греческие ученые назвали - монизм. Если ученые признают наличие равнозначных субстанций, то такое понятие называется - дуализм. Если ученые признают наличие нескольких субстанций, то такое направление называется - плюрализмом. Основными формами бытия материи являются время и пространство. Время – характеризует последовательность смены состояний, и длительность бытия объектов и процессов. Пространство - это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, и взаимодействие элементов. К важнейшим понятиям антологии следует отнести также движение. Общее определение движению логически дать невозможно, но можно дать определение каждому из видов движения. Наиболее точно характеризует движение "изменение состояний". Многих ученых, занимавшихся проблемой бытия волновала проблема души.

Основная проблема философии - отношение ценностей к действительности. Ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов, они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащие по ту сторону субъекта и объекта. "Ценности трансцендентальны (не зависят от чувств)".
Блага и оценки представляют собой соединение ценностей с действительностью. Философия должна начинать свое исследование с культурных благ, характерных для общества. В конце философского исследования мы должны понять систему ценностей, лежащую в основе культуры. Таким образом, философия будет истолковывать смысл жизни. Понятие о мире складываются из трех компонентов: действительности, ценности и смысла жизни.

Риккерд выделял шесть сфер ценностей:

1.Логика - сфера ценностей истины

2.Эстетика - это сфера ценностей прекрасного.

3.Этика -это сфера морали.

4.Мистика - это сфера безличностной святости.

5.Мир любви - это сфера счастья и эротики.

6.Религия - сфера личностной святости.

Гносеология:осн проблемы

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.
Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.

Логика и диалектика

Вопрос о соотношении логики и диалектики, а также о понимании термина диалектическая логика возникает в этом сообществе достаточно регулярно. Свое мнение я частично высказывал в различных комментариях. Однако, думаю, что его неплохо бы сформулировать в виде отдельного поста.
И так, что такое логика. Тут есть два понимания. 1) Логика – это наука о связи рассуждений и о правилах вывода. 2) Логика – наука о мышлении, или, иначе говоря, мышление о мышлении. Часто эти два понимания смешивают в одно, например: «Не существует двух логик о формах и законах правильного мышления; существует одна наука, и эта наука – логика или формальная логика». С другой стороны встречается утверждение, что логика, как наука о мышлении, является диалектической логикой. Также термин «диалектика» часто употребляется самостоятельно, без прямого упоминания логики и так же понимается, как учение о мышлении, точнее о всеобщих законах мышления и т.д. На мой взгляд, такое смешение терминологии не случайно, а получается из-за такого понимания мышления, которое считает, что нет мышления вне языка, что реальность мысли проявляется в языке. В этом случае действительно наука о связи суждений в языке должна быть в тоже время наукой о мышлении.
Я решительно не согласен с тем, что мышление происходит исключительно с помощью языка. Поэтому для себя выработал следующее разделение терминологии и понимания. Логика – это наука о правилах вывода, этот термин также можно уточнить, указав: Формальная логика (ФЛ). ФЛ занимается языком и связью выражений в языке. Причем язык может пониматься достаточно широко, в том числе и как математика, которая есть язык для других наук. Поэтому математика строится исключительно с помощью ФЛ 1) . Так понимаемой логике изоморфна релейная схема. И действительно, такие схемы, включая компьютеры, строятся на основе законов ФЛ.
Но язык сам по себе не равен мышлению, хотя и имеет к нему вполне определенное отношение. Мышление же не тождественно языку (и уж тем более не изоморфно релейной схеме 2)), поэтому термин «логика» в таком контексте будет обозначать совершенно другое, а именно науку о мышлении, т.е. гносеологию. В таком смысле этот термин использует Гегель, но думаю, что не только он. Приверженцы диалектики в философии часто используют термин «Диалектическая логика».
Мне лично нравиться использовать просто термин Диалектика , для обозначения определенной теории познания и термин Логика для обозначения ФЛ. Однако, использование терминов «Диалектическая логика» вместо просто «Диалектика», или использование просто «Логика» вместо «Формальная (математическая) логика» встречается часто и не менее часто будет встречаться впредь. С этим в общем-то нет особых проблем, из контекста обычно не сложно понять, о чем идет речь. Путаница здесь может возникнуть исключительно из-за того, что не разделяются мышление и язык.
Поэтому, совершенно согласен с тем, что Обзор содержания диалектической логики в её диаматовской интерпретации показывает значительный уклон предмета в область гносеологии и онтологии … ДЛ каждый раз оказывается ни чем иным, как диалектической гносеологией.. И также считаю, что когда говорят, что ФЛ есть наука о формах и законах правильного мышления, то оказывается, что под мышлением понимается исключительно мысль уже выраженная в том или ином языке.

1) Тут важно не спутать (не отождествить) собственно математику и мышление, связанное с математикой, в том числе и мышление математиков.
2) Это мнение в частности опирается на огромные трудности в создании мыслящей машины. Однако, если когда-нибудь удастся создать мыслящий автомат, построенный на основе законов ФЛ, то это мнение придется поменять.

Этика Нового Завета

Христоцентричность морали НОВОГО ЗАВЕТА, скандализирует ветхозаветную нравственность, в первую очередь тем, что упраздняет этическую косность, формализм и национализм, ставя на первое место заповеди Искания Божией Правды, Любви и Свободы. Основной принцип новозаветной морали выражен с предельной ясностью самим Христом: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Матф.). Но это искание Царства Божия имеет ценность лишь в том случае, если оно определяется не внешними мотивами (напр. страхом наказания), а вытекает из глубины нашего существа, являясь свободным движением духа. Христианство часто называют религией свободы, поскольку ее мораль глубочайшим образом связана именно со свободой духа, и ее наивысшей ценностью является свободное устремление к Богу, с другой стороны, и сам дар свободы раскрывается лишь в Богоискании. Как естественное свойство нашего духа, дар свободы носит на себе печать первородного повреждения - и по нашему больному естеству свобода часто влечет нас ко злу, извращая этим тайну свободы, как творческой силы. Неустойчивость и двусмысленность нашей свободы может восполниться только духом сотворившего нас Бога. Указывая нам на условия истинной свободы, Христос сказал - «познайте истину, и истина сделает вас свободными», - и это значит, что подлинно свободны мы только тогда, когда пребываем в истине. Стремление к истине зависит от состояния нашего сердца, поскольку именно оно является средоточием наших влечений. В нашем сердце всегда есть и доброе, и злое, о чем говорит Спаситель: «добрый человек из доброго сокровища (сердца) выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матф. гл. 12). Но кто или что руководит нами в том, хотим мы быть добрыми или злыми, идти путем добра или зла? Это есть функция нашей свободы, субъектом которой и является наше «я». Дар свободы сообщает нашему «я», нашему духу эту способность выбирать между добром и злом, - и мы только в той мере ответственны за наши поступки, в какой мы свободны. Но свобода выздоровления от греха, как от болезни души, вовсе не означает благополучия в мире нашего материального бытия. Здесь часто действует закон обратного соотношения ценностей. Чем более возвышен и ценен какой-либо аспект бытия, тем более он хрупок, беззащитен и уязвим перед проявлением бытия низшего по своему достоинству и ценности.

Если обратиться к области этики, можно с сожалением отметить, что все, что есть в человеческой жизни чистого, доброго, благородного, часто оказывается поверженным и побежденным нечестием, неблагодарностью и злобой. Честность, добро и правда являются безоружными и бессильными против зависти, клеветы, вероломства и насилия. Однако столь очевидное попрание добра в метафизическом смысле вовсе не означает его поражения, но, напротив, означает его нравственную победу над злом. Человек часто оказывается обречен в той степени, в какой он благороден; но в той степени, в какой он обречен, он торжествует нравственную победу над теми, кто стал причиной его обреченности в этом мире.

Фил антропология

Фил-я антропология - течение современной фил-й мысли в центре внимания -проблема человека, а основная идея - создание "синтетической" концепции человека. Его главные представители - М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер.
Принципиальной задачей фил-й антроп-гии явл-ся разработка проблемы сущности чел-ка. По мнен Шелера, фил-я антроп-я - базисная наука о сущ-ти и сущностном строении чел-ка: о его отношении к различным сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении и его физ-м и псих-м,дух-м начале в мире, о силах, к-рые движут им к-рые движет он, об основных направления его биолог-го, псих-го, духовно-исторического и соц-го развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действит-ти этих возможностей. Фил-я антроп-я - учение о чел-к с точки зр Бытия самого чел-ка.
Шелер полагал, что такой сущностной идеей чел-ка явл-ся антрополог-й дуализм духа и жини. Сущностное опр-е челка есть одновременно опр-е его особого положения в порядке бытия. Соотв-но, принцип атроп-го дуализма будет основан в качве сущностой хар-ки чел-ка, если буде доказао на основе этого принципа особое положение чел-ка в бытии И поскльку жизь явл-ся чем-то общим для чел-ка и остального орг-го мира, то чел-к может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни. В его работе "Положение челка в космосе" статус чел-го бытия выявл-ся в космолог-й перспективе через соотнесение чел-ка с др формами орг-го мира. Ш. Убежден, что чел-к - естестествнный чел-к - есть животное. Он не развился из жив-го царства, а был, есть и всегда останется жив-м. Однако между чел-м и др. жив-м миром есть сущностное различие - наличие у чел-ка духа. Наиб важной базисной хар-кой чел-го духа объявл-ся его "открытость миру". Жив-е ограничены средой обитания, а дух чка преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.Сущностная особенность чел-ка связывается Ш с го онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. В силу этого чел-й дух предстает как объективность. Из этих базовых качеств чел-го духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру(любовь). Всякий дух носит личностный хар-р. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа.
Специфику и сущность чел-ка Гелен связывает с особой исключительностью биолог-й организации чел-ка. По его мнению "чел-к - существо, открытое миру". Эта "открытость" опр-ся его биолог-м недоразвитием и недостатчностью, т.е. неприспособленностью, неспециализированностью, примитивизмом. Чел-к как биолог-ки "недостаточное", "неготовое", "не установившееся" существо долен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу этого чел-к явл-ся действующим существом. Действие - это форма чел-го владения природой в целях обеспечения его жизнедят-ти. "Открытость миру" и дйственность чел-ка обуславливают гл. принцип его существования - "принцип освобождения от бремни".Суть принципа - недостатки чел-й конструкции, к-рые в естественных, жив-х усл-ях предст собой тяжкое бремя для его жинеспособности, чел-к самостоят-но превращает в усл-я своего ущ-я. Результат процесса - становление чел-ка как культурного существа. С т. зр. Гелена, культура явл-ся опр-щей сущностью чел-ка. Не существует "естественного" чел-ка. Отсутствие готовых средств и ресурсов физ-й организации чел-ка восполнятся, компенсир-ся его "второй природой" - культурой. В основе культуры лежит духовное начало. Т.о. Гелен приходит к тому же выводу о дуалистической сущности чел-ка.
Плесснер понимает, что свободу чел-ка, его способность к культурному творчеству нельзя объяснить лишь специфической биолог-й структурой. Он обращается к отдельным отличительным способностям чел-го индивида, в частности к особенностям его психики. Чел-к отл-ся от жив-го так называемой Экс-центрической позицией. В силу этой позиции чел-к способен отделять свое "Я" от своего физ-го существования и след-но, осознавать свою собственную "самость", осознавать себя как личность. Экс-центрическая позиция задает не только структуру внутреннего мира чел-ка, но и способы реализации чел-го существования, отношения чел-ка к бытию. Основные формы этого отношения опр-ся тремя базовыми антропологическими законами. 1) Чел-к должен сам себя сделать тем, что он есть. Чел-к сам управляет своей жизнью с помощью культурного творчества. 2) Второй закон определяет способ, каким даны объекты чел-ку в познавательном и эмоциональном отношении к миру. 3) Закон утопического места. Хар-ет неукорененность чел-ка в бытии. Неукорененность означает сознание ничтожности своего бытия и тем самым ничтожности бытия всего мира. Собсвенное существование, как и существование всего сущего, осознается чел-ком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не подвержна случайности, явл-ся абсолют-м бытием, Богом. В этом Плесснер видит ядро всякой религиозности.
Антропология - учение о природе и сущности человека. Центральная проблема - что есть человек. Термин "философская антропология" ввел Кант, как раздел философии и интерес который прикован к проблеме автономности человека. Занимается выработкой идеи человека на основе знаний, накопленных в разных науках о человеке. Современная западная фил. Антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеческой личности, ее творческих возможностей, смысл существования. Человек - особый род сущего. Философы, писатели, ученые сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной, принимая это мнение как аксиому. Бердяев: "Человек ест принцип новизны в природе...". Человек творит мир культуры. Человек сложен и неисчерпаем, в нем самом удивительное сплетение природы и социальных качеств.
Душа - главное в человеке, его сущность. По Аристотелю душа - это все. Понятие души древнее, чем дух. Для антропологии человек - сверхприродный субъект. По Фрейду человек - подвал низменных желаний. Юнг считал бессознательное человека - пещерой сокровищ. Человек -пересечение двух миров, мира горнего возвышенного и дольнего, природного. В этом специфика человека как особого рода сущего. Природа человека многообразна. Человеческое в человеке - это способность различать добро и зло.

Проблема чел-ка в фил. Античность . Природа превосходит человека. Человек как микрокосмос, полит., живот., разумное сущ-во. Средневековье . Чел-к сотворен и одухотворен богом, возвыш.над природой. Это творенье Божье, дуализм дух.(божетсв.)и телес.(грехов). Новое время . Превосх-во чел-ка над природой. Это мыслящая вещь(Декарт), машина(Ламетри), разум.животное. Нем .клас.фил-я : предмет.сущ-во; субъект произ-ва; нравст.природ.сущ-во(Кант). Марксизм: ансамбль всез общ.отнош-й; общ.-предметное, деят.сущ-во; творец мира и самого себя. Психоанализ : бессознат. Неоклассич.фил-я : воля к жизни(Шопенгауэр); воля к власти(Ницше); жизн.порыв энергии(Бергсон).

Чел-к заключает в себе уровни бытия: природный (биол. основания жизнедеят-ти ч.), рац. (осознано познават. ориентация ч.), культурно-духовный (отношение к универс. ценностям). Соц. связи и отнош-я складываются между людьми в процессе их совместной деят-ти. Чел-к – существо родовое. Индивид (атом ) – неделимый, единый, - чел-к как часть коллектива, совокупности рода чел.. Индивид является началом, основанием для формир-я личности. Чел-к как индивид-ть обладает и специф. чертами, кот.позволяют отличить его от др. членов рода(психол.особ-ти, отношение к ср-вам произв-а, хар-р его деят-ти, полит- ориентацию, положение в обществе). Личность – индивид. выраж-е общ отнош-й и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обяз-тей, соц. норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результир.св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Важн. фил. проблема: соотношения прир. и соц. в его историч. и индивид. развитии.

Глав.двигателем общ. развития явл. борьба за сущ-е и естеств. отбор . Выживают только сильнейшие, погибают все слабые и неприспособленные к среде.

Человек – социобиолог. существо. Как личность он явл. социолог. Челов. природа являет нам сознат-ть, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоят-в. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойств-ть всегда заставляла философов искать сущность человека. Без соц. факторов, не м.б. человека . С др.стороны, человек – существо физ., телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы.

Под проблемой человека в фил. понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, души и тела, свободы, поиск места человека в окр. мире и т. д.

Милетская школа

Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы) постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был Милет - город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным центрам Ближнего Востока позволила милетским мыслителям раньше, чем это удалось другим философам Греции, встретиться с естественнонаучными ценностями Египта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четко осознали существование мира как единого целого, упорядоченного, гармоничного и доступного пониманию человеческим разумом. Глубина и последовательность мышления, отличавшая первых натурфилософов означали значительный шаг в формировании целостного представления о мире. Впервые сознательно был поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства, о первоначалах, определяющих изменение действительности.

Вступление про Гераклита

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского.

Гераклит жил в напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за свою независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще) "отцом" всего, "царём" всего.

Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. Он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.

Гераклитова философия является вершиной стихийного диалектического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.

Софисты и сократ

Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления. Философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом.

В отличии от других наук, специализированных на конкретных вопросах (математических, исторических, экономических, педагогических), философия занимается универсальными, фундаментальными проблемами. По отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания.

Философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта.

Существует точка зрения, о том, что философия не может считаться наукой, поскольку она не обладает безличностью, объективностью, которые характерны для любого научного знания. Вопрос – спорный.

Философия объединяет ценности истины, добра и красоты в жизни человека.

Прогресс философских знаний в определенном смысле имеет место. (Вообще прогресс философских знаний – это описание приключений идей). Он принципиально отличается от прогресса в научном знании. Здесь нет наслаивания знаний. Есть углубление, приближение к истине. (истина где-то рядом, но как правило человеческой жизни не хватает, чтобы её поймать).

Философии как особому типу мировоззрения присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф , ни религия , ни научный кругозор.

Функции философии.

Они совпадают с разделами философии. Это онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, антропологическая, праксиологическая.

1. Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения , то ей присущи все мировоззренческие функции : познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная.

2. Методологическая функция состоит в определении способов достижения какой-либо цели.

3. Социальная функция – формирование гражданского самосознания.

«Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность"./Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М. 1965 Т. 1. С. 571-572.

Было дано определение философии, как целостного понимания отношения человека к миру. Развернутая система философского знания включает в себя следующие разделы.

1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).

2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (антропос – человек).

3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

5. Учение о природе ценностей – это аксиология.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно.

К комплексу общего философского знания примыкают:

1. Этика – учение о нравственности.

2. Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

3. Логика – учение о правилах мышления.

4. Религия.

Особая область – история философии. Большинство философских проблем рассматриваются в контексте предшествующего опыта их решения. В отдельные периоды истории разные разделы философии поочередно выходят на первый план.

В истории философии выделяются следующие этапы:

1. Философия Древнего Востока (Древние Индия и Китай)

2. Античная философия (Философия Древней Греции)

3. Средневековая философия (Философия Западной Европы V – XV вв.)

4. Философия эпохи Возрождения (Философия Западной Европы XVI в.)

5. Философия эпохи Просвещения (Философия Западной Европы XVII –XVIII вв).

6. Немецкая классическая философия (19 век.)

7. Русская философия 12 -20 вв.)

8. Современная западная философия (Западная Европа 20 в.)

Поделиться: