Задержан ст 91 упк рф. Теория всего

Сотрудники органов дознания/следствия вправе применять меры воздействия к подозреваемым в преступлениях. В качестве одной из них выступает задержание в порядке ст. 91 УПК РФ . Эта норма предусматривает использование меры принуждения к субъектам, подозреваемым в деяниях, наказание за которые может назначаться в виде тюремного заключения. Для осуществления процессуального действия в порядке ст. 91 УПК РФ уполномоченное лицо должно иметь соответствующие основания. Они приведены в части первой данной нормы.

Порядок применения ст. 91 УПК РФ

В качестве оснований для осуществления указанного выше процессуального действия выступают следующие обстоятельства:

  1. Субъект застигнут при совершении преступления либо после него.
  2. Очевидцы или потерпевшие указывают на лицо как на злоумышленника.
  3. На субъекте или его одежде, при нем либо в его жилище выявлены явные следы совершенного посягательства.

Дополнительно

В части второй ст. 91 УПК РФ предусматривается, что в отношении субъекта может использоваться мера пресечения и при иных обстоятельствах, позволяющих подозревать его в преступлении. Если же гражданин пытается скрыться, его личность не установлена, дознаватель/следователь, с согласия своего руководства/прокурора, направляет в суд ходатайство о заключении субъекта под стражу. Аналогичное положение действует в отношении лиц, не имеющих постоянного места проживания.

Ст. 91 УПК РФ с комментариями

Действие, предусмотренное в норме, является мерой процессуального принуждения. Она используется органами дознания/следствия. В случаях, предусмотренных ст. 91 УПК РФ, срок , в течение которого может действовать мера, - не больше 48 часов. Исчисление осуществляется с момента фактического взятия гражданина по подозрению в посягательстве. Суть задержания заключается в кратковременном помещении субъекта под стражу без получения предварительного разрешения от следственного органа, суда или прокурора.

Дифференциация мер

На практике задержание может быть двух видов. Эта мера может использоваться в отношении обвиняемого и подозреваемого. Кроме этого, уголовное законодательство допускает задержание уже осужденного гражданина в случае, если он уклоняется от отбывания наказания, которое не связано с тюремным заключением. Пребывание лица под стражей в этом случае будет длиться до момента принятия решения о замене вынесенного ранее приговора на более строгий. Срок задержания при этом устанавливается судом. Он может составлять до 30 суток. Продолжительность действия меры и предварительное постановление судебной инстанции приравнивают ее к содержанию под стражей для обеспечения исполнения вынесенного приговора. Для ее реализации сотрудники ОВД могут задержать лицо на 48 ч. Однако в этом случае будут действовать правила УИК. В отличие от помещения под стражу, мера, предусмотренная в ст. 91 УПК РФ , является кратковременным и неотложным мероприятием. Ее использование обуславливается особыми основаниями. Законодательство определяет и специальную процедуру задержания. Эта мера всегда предшествует вероятному заключению под стражу.

Запреты

Выше упоминалось о неотложности меры, установленной ст. 91 УПК РФ. Срок задержания не может быть увеличен. В связи с неотложностью меры она используется без согласия прокурора, руководителя отдела или решения суда. При этом закон не допускает производить повторное задержание субъекта, подозреваемого в одном преступлении. Это обуславливается потерей неотложности ситуации. Запрещено повторно задерживать обвиняемого по тому же ходатайству о заключении его под стражу.

Цели и документирование

Процессуальное действие, установленное в ст. 91 УПК РФ , могут осуществлять органы дознания/следствия и их сотрудники. Решение служащего и протокол, составленный им, не требует обязательного утверждения начальником. В качестве цели задержания выступает установление:

  1. Причастности гражданина к преступлению.
  2. Необходимости заключения лица под стражу и обеспечения реализации данной меры пресечения.

Если указанные обстоятельства уже были выяснены, задержание производить не допускается. Данная мера не должна использоваться с целью получения от подозреваемого признательных показаний.

Специфика нормы

Осуществление действия, определенного ст. 91 УПК РФ , разрешается при подозрении лица в преступлениях, за которые может быть назначено тюремное заключение на более чем 2 года. Из этого следует, что использование меры возможно при наличии соответствующего постановления о начале производства по уголовному делу. В ст. 449 предусматривается особый порядок для осуществления задержания граждан, наделенных служебным иммунитетом.

Особенности оснований

Рассматриваемая норма предусматривает 4 обстоятельства, при наличии которых субъект может быть задержан. По п. 1 статьи, допускается захват гражданина при пресечении преступного деяния. Фактическое задержание также производится при покушении и приготовлении к преступлению. Данное процессуальное действие совершается на месте происшествия либо в процессе преследования злоумышленника непосредственно после деяния. Фактическое задержание может осуществить любое лицо. Это может быть не только сотрудник органов следствия/дознания, но и иных правоохранительных структур, а также очевидцы, потерпевший. Служащие, осуществившие задержание, подлежат отводу, если действие было предпринято до возбуждения производства и иные очевидцы происшествия отсутствовали. В данном случае следователь/дознаватель приобретают статус свидетелей.

Источники доказательств

Не могут выступать в качестве оснований для задержания домыслы и предположения очевидцев или потерпевших. Не будет считаться достаточной информация, приведенная на основании слухов, или из неизвестных источников. Для обнаружения явных следов деяния не требуются специальные познания, поскольку они очевидны. В качестве них, например, выступают телесные повреждения, капли крови, орудие преступления и так далее. Другие данные, позволяющие подозревать субъекта в совершении посягательства, как основание задержания считаются менее вескими уликами. Ими, в частности, могут являться явка с повинной, сходство внешности лица с описанием подозреваемого, показания граждан, которые не были очевидцами. Эти улики используются при наличии одного из условий, приведенных в части второй ст. 91 УПК РФ.


Осуществление действия в отношении обвиняемого

Задержание этого лица осуществляется для кратковременного помещения его под стражу с целью незамедлительного доставления субъекта в суд. В инстанции рассматривается ходатайство о реализации меры пресечения в отношении к гражданину. Задержание обвиняемого направлено на предотвращение заочного помещения субъекта под стражу. В этом случае процессуальное действие имеет специфические цели, основания, условия и мотив. В качестве последнего выступает опасение, что гражданин может уклониться от явки в заседание. Условием является вынесение мотивированного постановления о привлечении лица в статусе обвиняемого. В исключительных случаях оформляется акт, поскольку при осуществлении дознания, в соответствии с общими правилами, заключение под стражу не может применяться. Целью выступает немедленное доставление гражданина в суд. Основанием задержания обвиняемого служит необходимость рассмотрения ходатайства.

Заключение

Представляется, что основания для задержания гражданина должны устанавливаться с помощью доказательств уголовно-процессуального характера. К ним относят, в частности, протоколы выполненных следственных мероприятий и прочие документы. Условия задержания по "иным данным" могут определяться без осуществления действий органами предварительного расследования.

Гражданин, совершивший преступление, должен быть наказан. Однако для вменения ему соответствующей санкции, он должен быть сначала задержан. Уполномоченные служащие производят задержание в порядке ст. 91 УПК РФ . Рассмотрим далее особенности нормы.

Основания для ограничения свободы в порядке ст. 91 УПК РФ

Следователь/дознаватель может задержать гражданина, подозреваемого в противоправном деянии, за которое предусмотрено тюремное заключение, когда:

  • Этот субъект застигнут при непосредственном совершении действия или сразу после него.
  • Очевидцы/потерпевшие укажут на этого гражданина, как на причастного к деянию.
  • На лице, одежде, при нем, в его жилище обнаружены следы, явно указывающие на совершение этим лицом посягательства.

Для задержания достаточно одного из указанных обстоятельств.

Дополнительно

Во второй части 91 статьи предусматривается, что в случае наличия сведений, дающих основание предполагать причастность гражданина к преступлению, он может быть задержан, если:

  • пытался скрыться;
  • у него нет постоянного места проживания;
  • его личность не установлена;
  • в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу.

Ст. 91 УПК РФ с комментариями

Ограничение свободы гражданина, подозреваемого в причастности к посягательству, является одной из процессуальных мер принуждения. О ней говорится в 5 статье кодекса. Согласно п. 11 указанной нормы, срок задержания по ст. 91 УПК РФ - не более 48 ч. Течение указанного периода начинается с момента фактического принудительного ограничения свободы субъекта.

Необходимо отметить, что возможность ограничения прав на личную неприкосновенность и свободу предусмотрено Конституцией. Как устанавливается во 2 части 22 статьи Основного Закона, заключение и разрешено исключительно по судебному постановлению. До его принятия свобода лица может ограничиваться при применении ст. 91 УПК РФ на срок не более 2-х суток.

Конституция, предусматривая возможность применения к субъекту меры пресечения, связывая ее с необходимостью защиты конституционного строя, государства, населения, здоровья других граждан, их интересов и прав, не закрепляет конкретные основания, порядок и условия, при которых допускается задержание, относя этот вопрос к компетенции федерального законодателя.

Нюансы

Нормы УПК, устанавливающие правила задержания, не вводят каких-либо ограничений, выходящих за рамки Конституции. Напротив, по мнению экспертов, статьи кодекса существенно сужают возможность их применения.

Моментом фактического принудительного ограничения свободы субъекта считается момент лишения его возможности свободно передвигаться. Задержание может сопровождаться применением спецсредств и личным объявлением лицу о реализации меры пресечения.

Подозреваемый

Им выступает субъект:

  • В отношении которого начато уголовное производство по правилам и основаниям, закрепленным 20 главой кодекса.
  • Задержанный в соответствии со ст. 91, 92 УПК РФ .
  • В отношении которого применена процессуальная мера пресечения до официального предъявления согласно 100 статьи кодекса.
  • Уведомленный о подозрении в его причастности к деянию.

Данный перечень содержится в 46 норме кодекса и считается исчерпывающим.

Особенности задержания и заключения под стражу

Применяя положения ст. 91 УПК РФ , уполномоченные служащие должны соблюдать установленные кодексом сроки ограничения свободы субъекта. Им надлежит незамедлительно освободить любого гражданина, незаконно задержанного, помещенного в стационарное медучреждение, в том числе психиатрический диспансер, а также необоснованно находящегося под стражей свыше установленного законодательством срока.

Согласно требованиям части 1.1 108 статьи кодекса, под стражу не может быть помещен субъект, обвиняемый/подозреваемый в деяниях по 160, 159-159.6 УК, если они были совершены в сфере предпринимательства. Аналогичное правило действует в отношении в причастности к деяниям по 185-185.4, 180-183, 176-178, 171-174.1 УК. Соответственно, задержание данных лиц по ст. 91 УПК РФ недопустимо, если отсутствуют обстоятельства, закрепленные пунктами 1-4 1 части 108 статьи УПК.

Особые случаи

Специальные правила предусмотрены для лиц, обладающих депутатской неприкосновенностью. О них говорится в 449 статье кодекса. К ним относят:

  • Членов СФ.
  • Депутатов Госдумы.
  • Судей федерального, мирового суда.
  • Прокурора.
  • Председателя, его заместителя, аудиторов Счетной палаты.
  • Бывшего президента РФ.
  • Уполномоченного по правам человека.

В случае их задержания на основании положений ст. 91 УПК РФ , они должны быть незамедлительно отпущены после установления личности.

Если мера пресечения была применена к помощнику члена СФ или депутата Госдумы, об этом информируется соответствующий парламентарий немедленно. Соответствующее предписание содержится в 37 статье ФЗ № 3.

Цель меры

Задержание по 91 и 92 статьям Кодекса допускается исключительно по открытому уголовному производству. Оно направлено на выяснение причастности субъекта к деянию, решение вопроса о помещении его под стражу.

Законодательством запрещено использовать положения ст. 91 УПК РФ для получения от лица признания в преступлении. Никто не обязан подтверждать свою непричастность к посягательству. а также опровержение доводов, приведенных в защиту лица, возлагается на сторону обвинения.

Пределы применения мер

Принимая во внимание презумпцию невиновности, задержание субъекта по правилам ст. 91 УПК РФ, заключение его под стражу в дальнейшем, должно являться крайней мерой, выступать не правилом, а, скорее, исключением из него. При этом лишение свободы нужно рассматривать как санкцию, подлежащую вменению в последнюю очередь. Такое наказание допустимо применять, если другая мера в соответствии с характером и тяжестью деяния будет явно недостаточной.

Ограничения, которые налагаются на граждан, задержанных по подозрению в причастности к преступлениям, должны соответствовать цели, с которой они применялись, и являться минимально необходимыми.

Доставление в правоохранительные органы

Задержание и привод субъекта к следователю/дознавателю производится до открытия уголовного производства. Вместе с тем, если в правоохранительный орган доставлен гражданин, обоснованно подозреваемый в деянии, вопрос о процессуальном задержании этого лица решается одновременно с составлением постановления о возбуждении дела.

Сообщение о преступлении

Нужно учитывать, что в качестве первоисточника информации о деянии, сообщаемой гражданином, его совершившим, выступает заявление, написанное им собственноручно или зафиксированное в протоколе о явке с повинной. В судебном производстве этот документ признается самостоятельным доказательством.

По смыслу законодательства, а также пояснений Пленума ВС, закрепленных в Постановлении № 2 от 2007 г., сообщение лицом о посягательстве, сделанное им после задержания, не исключает признание этого заявления в дальнейшем в качестве смягчающего обстоятельства.

Важный момент

Если правоохранительные органы располагали данными о преступлении (процессуальными документами, сообщениями потерпевших, свидетелей и пр.), а задержанному субъекту, в свою очередь, об этом было известно, подтверждение им факта причастности к деянию не может рассматриваться как явка с повинной. Оно признается другим смягчающим обстоятельством.

Заключение

В 91 статье четко определены основания, при которых допускается задержание субъекта. В случае их отсутствия, в том числе, при наличии только намерения следователя направить в судебную инстанцию ходатайство о заключении подозреваемого под стражу, задержание гражданина недопустимо. Любые действия, направленные на это, считаются нарушающими предписание законодательства.

Основания 91 статьи непосредственно связаны с моментом получения информации о причастности гражданина к посягательству. Они не могут оставаться достаточными по истечении продолжительного периода времени.

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 91

1. Задержание — это мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в лишении свободы на краткий (до 48 часов) срок до судебного решения. Задержание применяется только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

2. Задержание возможно только по возбужденному уголовному делу. Оба решения могут быть приняты одновременно. Поскольку для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нужен меньший объем данных, указывающих на признаки преступления, чем для задержания лиц по подозрению в совершении преступления, то при наличии основания для задержания есть основание и для возбуждения уголовного дела.

3. Следует различать фактическое и юридическое задержание. Фактическое задержание означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания, к следователю или прокурору. Его могут осуществлять как работники правоохранительных органов, так и их общественные помощники, потерпевшие и другие граждане.

4. Право юридического (уголовно-процессуального) задержания принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом. Перечень их является исчерпывающим. К ним относятся: орган дознания; дознаватель; следователь; начальник следственного отдела (поскольку в соответствии со ст. 39 УПК он вправе принять уголовное дело к своему производству и провести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы); прокурор.

5. Задержание может осуществляться только при наличии оснований. Комментируемая статья предусматривает их исчерпывающий перечень. Они указаны в коммент. статье.

6. Лицо считается застигнутым при совершении преступления с момента начала и до окончания осуществления преступных действий. Лицо считается застигнутым непосредственно после совершения преступления сразу после окончания преступных действий на месте преступления либо при попытке скрыться.

7. Под указаниями потерпевших или очевидцев имеются в виду их объяснения, которые указывают на лицо как на совершившее преступление. Они должны наблюдать совершение преступления непосредственно. Обоснованные предположения, догадки, сведения, полученные из иных источников, нельзя относить к фактическим данным, составляющим данное основание.

Для принятия решения о задержании достаточно одного указания потерпевшего или очевидца. Оно должно быть конкретным и убедительным.

8. Представляется, что показания обвиняемых, подозреваемых о своих сообщниках следует относить к иным данным, составляющим основания для задержания, указанным в ч. 2 ст. 91 УПК. Эти лица не несут ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их информация требует более тщательной проверки и оценки.

9. Под явными следами преступления понимаются орудия преступления; похищенное имущество; другие предметы и документы; кровоподтеки, ссадины, царапины, раны; повреждения на одежде; следы крови и других различных веществ, находившихся на месте происшествия, следы применения специальных технических средств и др.

10. Особенностью задержания лица по иным данным является обязательное наличие одного из обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 91 УПК:

Если лицо пыталось скрыться;

Если оно не имеет постоянного места жительства;

Если не установлена его личность;

Если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

11. Под иными данными, дающими основания подозревать лицо в совершении преступления, понимаются фактические данные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению. К ним относятся: показания свидетелей и потерпевших, которые не являются очевидцами преступления; показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках; результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц; материалы ревизий, инвентаризаций; сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т.д.

12. Использование фактических данных, полученных в результате ОРД, для принятия решения о задержании по ч. 2 ст. 91 УПК возможно лишь в случае, если они будут отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК.

13. Под попыткой скрыться следует понимать реальную возможность уклонения от органа дознания и предварительного следствия, например, когда лицо пытается убежать из служебного или иного помещения, куда оно вызвано на допрос, внезапно уезжает с места жительства, увольняется с работы, снимается с воинского и регистрационного учетов, приобретает проездные документы и т.д.

14. Следует иметь в виду, что Законом о праве граждан на свободу передвижения введены понятия «место пребывания» и «место жительства».

15. Нахождение лица в месте пребывания в связи с командировкой, отпуском, поездкой в гости и т.д. не следует связывать с отсутствием места жительства.

16. Личность подозреваемого считается неустановленной, когда отсутствуют соответствующие документы, а проверить, уточнить сообщенные сведения не представляется возможным или когда в представленных документах обнаружены признаки подчисток, исправлений, подделки, повреждения.

17. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

18. Лицо, в отношении которого в суд направлено ходатайство о заключении под стражу, должно иметь процессуальный статус подозреваемого.

19. Об особенностях избрания меры пресечения в отношении подозреваемого см. коммент. к ст. 100.

20. Наличие оснований для заключения подозреваемого под стражу означает, что имеются основания и для его задержания по подозрению в совершении преступления. Наличие ходатайства об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу является в большей степени формальным основанием для задержания. Фактическим основанием будут выступать иные данные и обстоятельства, указывающие на возможность: а) продолжать преступную деятельность; б) угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства; в) уничтожить доказательства (либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу), которые являются основанием для избрания меры пресечения (см. коммент. к ст. 97), но не совпадают с обстоятельствами ч. 2 ст. 91 УПК.

Поделиться: