Венчание подготовка к венчанию. Венчание в Церкви

Вступление в брак — большое событие, требующее серьезной подготовки. Все больше молодых людей решают не только расписаться, но и венчаться в церкви. Как это происходит, что необходимо, как правильно готовиться?

Хотя обряд является очень красивым, не внешний блеск является его целью. Церковь считает брак одним из своих таинств , поэтому верующим следует отнестись к нему серьезно. Венчаться надо лишь при полной уверенности в том, что вся жизнь будет посвящена избраннику (избраннице).

Для чего нужно венчание

Два верующих человека становятся не просто семьей, а малой церковью Христовой. Она создается ради того, чтобы люди поддерживали друг друга, воспитывали детей в православной вере. Сохранить благочестие на протяжении многих лет — нелегкая задача. Вот почему во время обряда используются венцы. Они ведь символизируют мученичество — отказ от собственных желаний, прихотей во имя блага ближних.

Христос Спаситель в Евангелии не так часто говорит о семейной жизни. Но первое чудо, совершенное им, происходило именно во время брачного пира . Очевидно, застолье проводили люди не очень богатые, раз им не хватило вина. А ведь был самый разгар веселья, объявить о том, что нет вина, значило навлечь позор на все семейство. И Господь приходит на помощь молодым, превращая воду в вино. Таким образом Он показывает, что честный брак угоден высшим силам.

Препятствия для венчания, как выбрать день

Намереваясь вступить в церковный брак, следует помнить, что по каноническим правилам «развенчивания» не существует. Однако, на практике разводы сегодня это обычное дело даже в церковной среде. Тем не менее более трех раз сочетаться браком в храме нельзя. Жених и невеста должны быть крещены и совершить законное бракосочетание в ЗАГСе.

Существуют и другие запреты .

Если предварительное согласие у священника получено, можно выбирать день. Делать это следует совместно с церковнослужителем, он знает все тонкости. Таинство можно провести лишь в определенные дни: понедельник, среда, пятница, воскресенье. Запрещено проводить церемонию во время продолжительных , их в году четыре:

  • Великий (перед Пасхой — он единственный является переходящим);
  • Петров;
  • Успенский;
  • Рождественский.

Православный человек должен посвятить это время исправлению, сокрушению о грехах. Не будут совершать таинство также и в Светлую седмицу, Масленицу, Святки. Запрещено венчать в дни некоторых праздников — об этом лучше точно узнать у настоятеля.

Что потребуется

Для тех, кто далек от церковной жизни, важным является вопрос стоимости проведения обряда . В каждом храме она будет разной. Где-то могут вообще не взять денег, тем более если сочетаться браком решили собственные прихожане. Заплатить придется лишь за хор, платье, необходимые обрядовые предметы (об этом чуть ниже). В некоторых церквях цена определяется самостоятельно, в других имеется «прейскурант». Нужно сначала выбрать место, потом уточнить, сколько потребуется денег. Но в целом таинство обойдется в разы дешевле обычной «гражданской» свадьбы. Именно поэтому их часто проводят в один день.

  • Для священника накрывать стол не нужно. Для него обряды — часть служения. Время приходского служителя обычно расписано по минутам, батюшке некогда будет сидеть за праздничным столом. Да это и не совсем уместно.

Поскольку венчание — церковный обряд, потребуется соответствующая атрибутика. На женихе и невесте должны быть нательные кресты .

  • Кольца выбираются на вкус молодоженов — в церковных лавках продаются с молитвами, крестами и т. п. Перед началом обряда их надо отдать священнику для освящения.
  • Родители должны благословить молодых при помощи образов Иисуса Христа и Божией Матери. Раньше их передавали по наследству, сегодня чаще всего покупают новые. Можно приобрести специальную венчальную пару.
  • Венчальные свечи — молодые возжигают их во время церемонии. Обычно это длинные витые свечи, выполненные специально для особого случая. Потребуется также рушник, на котором жених и невеста стоят во время молитв. Традиционно он белого цвета. Все, что необходимо, можно будет купить прямо в храме.

Священники обычно просят, чтобы гости и свидетели выглядели прилично — не должно быть оголенных плеч и коленей. Это касается и невесты. Если платье открытое, следует добавить накидку. Обязательна также фата, а для остальных женщин — платки.

Что касается съемки , служители могут предложить собственного мастера. Он хорошо будет знать порядок действий во время церемонии, сумеет запечатлеть все ключевые моменты. В храмах особенные правила поведения, фотограф должен хорошо их знать. Да и съемка проводится лишь в движении, нельзя попросить батюшку остановиться, чтобы «поймать» удачный ракурс.

Обряд

Невозможно заранее точно сказать, сколько длится венчание в церкви — это зависит от священника, певчих, остальных участников церемонии. Ориентировочно — от 40 минут до 2 часов. Это надо учесть, планируя время начала последующих мероприятий (обычно после храма все едут на банкет).

Сам обряд очень красивый, имеет древние корни . Сначала возле входа проводится обручение. Раньше оно проводилось отдельно, примерно за месяц до свадьбы. Сейчас для удобства людей все делается в один день. В процессе обручения молодым вручаются свечи, затем они обмениваются кольцами.

Затем жених и невеста проходят на середину храма, становятся возле аналоя, позади священника. Гости должны находиться на некотором удалении, чтобы не мешать передвижениям батюшки и его помощника.

Свидетели во время обряда должны держать венцы над головами молодых . Это физически довольно тяжело, поэтому следует выбрать людей крепких и достаточного роста.

  • Раньше свидетели играли особенную роль — они поручались перед Богом за то, что молодые готовы к браку, были их духовными наставниками. Как правило, это были люди зрелые, уже пожившие в браке, имеющие детей. Сегодня таких людей свидетелей не так легко найти, поэтому их присутствие - это, скорей, традиция.

Несколько раз на протяжении таинства священник будет поочередно обращаться к молодым с вопросами. Отвечать на них нужно на церковнославянском языке, поэтому ответы следует выучить заранее (это не просто «да» или «нет»).

Жениху и невесте дают испить вина из одной чаши — это символизирует их дальнейшую общую жизнь. Во время таинства надо будет мысленно молиться, когда нужно — совершать крестное знамение. Можно обвенчаться, но так и не понять всю смысл данного обряда. Ведь он, прежде всего, духовный. Поэтому проводить его только ради красивых снимков не следует.

Церковная подготовка

Перед тем, как венчаться, необходимо совершить некоторые другие церковные обряды. Как правило, их советуют пройти за пару дней до церемонии. И жених, и невеста должны посетить исповедника . Ведь призывать помощь Божию для новой семьи можно только с чистым сердцем. После этого надо отстоять , чтобы причаститься.

Для людей воцерковленных посещение таинств не будет чем-то непривычным. А если молодые нечасто ходят в храм, то придется постараться. Надо прочесть необходимое количество молитв, проделать большую духовную работу. Зато это прекрасная возможность поглубже вникнуть в христианскую жизнь.

В сам день венчания следует избегать обильных возлияний, буйного веселья, тем более ссор. И в храме надо вести себя подобающе: нельзя переговариваться, отвлекаться, это мешает окружающим сосредоточиться на сути происходящего. Касается это и гостей. Неприлично расхаживать по храму, поворачиваться к иконам спиной, смеяться. Подобным образом выказывается неуважение не только к верующим, которые по-настоящему молятся, но и к самому Богу. Ведь в минуты, когда священник читает молитвы о молодых, он испрашивает им благословение на всю последующую жизнь.

Решение о венчании должно быть принято молодыми единодушно и осознанно. Они должны понимать, что брак — это служение Господу, совместное исполнение Его воли. Идти в храм по воле родителей или из-за моды не следует. Только при обоюдном согласии провести всю жизнь вместе можно получить Божие благословение на брак. В другом случае это будет просто красивый обряд.

Венчание для православных прихожан является не только красивейшим обрядом, который знаменует благословение пары на семейную жизнь, но и одним из величайших таинств.

Описание

Нужно понимать всю серьезность и ответственность вступления в брак перед лицом Господа. Хотя данный процесс и является на сегодняшний день обратимым, однако делать этого не рекомендуется. Именно поэтому следует взвесить все вышесказанное и еще раз задать вопрос себе и будущему супругу, готов ли каждый из пары стать на этот путь. Случается так, что один из молодых не является верующим. Исходя из этого, существует множество нюансов, связанных с венчанием. Накануне этого действа молодая пара часто интересуется подробностями процесса. Ведь на самом деле важно знать, что нужно для венчания? И как именно все происходит?

Правила

В венчальной церемонии важно абсолютно все. Одинаковую ценность имеет внутреннее состояние, а также мысли жениха и невесты, и даже носовой платок, обмотанный вокруг свечи. Далее следует понимать, из каких действий состоит само венчание. Правила данного процесса разделяются на религиозные и социальные. Без соблюдения одних невозможно выполнение других. К одному из социальных правил относится, к примеру, предварительная регистрация брака в загсе с выдачей официального документа, подтверждающего данный факт. Далее еще несколько пунктов нужно соблюсти, чтобы пройти венчание. Правила также гласят о том, что допустимый для церемонии возраст молодоженов должен составлять не менее 18 лет.

Однако существуют отдельные случаи, в которых позволяется, чтобы невесте было 16. Также нельзя, чтобы кто-либо из будущих супругов имел зарегистрированный и не расторженный до сих пор брак с третьим лицом. Молодожены не могут быть допущены к церемонии венчания, если они состоят в кровном родстве между собой либо в соответствующей связи вплоть до третьего колена. Соблюдение всех правил является обязательным.

Нужно ли быть крещеным?

Есть еще несколько необходимых пунктов, которые нужны для венчания. К примеру, оба из сложившейся пары должны пройти в своей жизни обряд крещения. Если этого по каким-либо причинам до сих пор не произошло, то данный процесс необходимо предварительно осуществить перед венчанием. Отдельным случаем для рассмотрения является желание пары связать себя узами брака перед лицом Господа, когда один из молодоженов является представителем иного вероисповедания. К примеру, прихожанином католической и лютеранской церкви. Подобная ситуация разрешается следующим образом.

Пара допускается к церемонии венчания исключительно в случае, если каждый из супругов обязуется рожденных в данном союзе детей воспитывать согласно традициям и канонам православного вероисповедания. Недопустимым считается венчание молодоженов, которые уже состоят в церковном родстве. Например, крестники или крестные. Не разрешено связывать пару узами брака перед лицом Божьим, если жених или невеста открыто заявляют об атеизме или проведении обряда не по личной воле. В данном случае сторонниками венчания, как правило, становятся родители одной из сторон. В подобной ситуации священник имеет право отказать в проведении церемонии. Последнее правило гласит, что венчаться разрешено не более трех раз за всю жизнь. Хотя, разумеется, лучше осуществить данную церемонию единожды и навсегда.

Благоприятные дни

Особое внимание требуют дни венчания. Ведь церемония проводится в строго определенное время. Так, обряд разрешен в понедельник, среду, пятницу, а также воскресенье. Следует помнить, что церемонию венчания не допускается проводить в дни во время соблюдения постов. Например, в Великий, Рождественский, Успенский, а также Петров. Свадебное венчание не стоит планировать во время Святок, период с 7 по 19 января, Масленицы и на неделе после Православной Пасхи. Также из числа разрешенных дат выпадают дни религиозных праздников. К примеру, Сретенье - 15 февраля, Вознесение Господне, Святая Троица, Усекновение главы Иоанна - 11 сентября, Рождение Пресвятой Богородицы - 21 сентября, Воздвижение Креста Господнего - 28 числа того же месяца, а также Покрова - 13 октября. Не проводятся свадебные процессии в дни, предшествующие данным датам. Узнавая в выбранном для обряда храме, что нужно для венчания, молодожены, как правило, выясняют, в какие дни рекомендуется его проводить. Каждая церковь имеет свои внутренние праздники, часто связанные со служителями данного прихода. Конкретно обо всех нюансах лучше всего узнавать у настоятеля.

Причащение и исповедь - обязательные обряды перед венчанием

Важным этапом подготовки к таинству является причащение, а также исповедь каждого из пары. В преддверии этих обрядов следует соблюдать пост, который длится три дня. Он накладывает ограничение на данный период в виде запрета на употребление алкогольных напитков, а также интимную близость между супругами. Этот период лучше всего посвятить чтению молитв, общению со Всевышним и настраиванием на нужный лад. Это приводит в порядок мысли, а также приносит умиротворение. По истечении трехдневного поста следует непременно исповедаться, раскаявшись в своих грехах. После проведения всех предшествующих обрядов супруги считаются готовыми к венчанию.

Крестики и кольца для венчания

Что нужно для венчания? В день церемонии все, кто собирается на ней присутствовать, должны иметь при себе крестики. В первую очередь это касается, конечно же, молодоженов. Нательные крестики являются одним их главных и неотъемлемых атрибутов церемонии. Вторым важным элементом служат кольца. Раньше необходимо было подготовить пару колец, одно из которых было выполнено из золота и символизировало мужское начало и его силу. Второе было из серебра и олицетворяло женскую энергию. Сейчас эти традиции не обязательны к соблюдению. Главное, чтобы кольца нравились и были удобны для супругов.

Важным является соблюдение следующего правила. Кольца нужно отдать священнику, который будет проводить церемонию, до ее начала. Они будут находиться на престоле для освящения.

Иконы

Иконы - это то, что нужно для венчания в обязательном порядке. Их должно быть две: одна - Пресвятой Богородицы, другая - Христа. После обряда иконы нужно забрать и поместить в дом молодоженов. Это послужит очень сильным оберегом для защиты жилища и семьи в целом. Также заранее следует приобрести венчальные свечи и обязательно обмотать их белым платком, чтобы не обжечься растопленным воском. Важным атрибутом церемонии являются рушники со свадебной символикой. Один из них расстелют под ноги супругам, вторым обвяжут им руки. По окончании церемонии они должны быть сложены для хранения в доме молодоженов.

Требования к самой невесте

Отдельные требования должна соблюдать невеста. Венчание в церкви не допускает откровенных нарядов, в том числе оголения декольте, плеч и спины. Сегодня тяжело найти платье, отвечающее подобным требованиям. А если такое и произойдет, то вряд ли наряд будет отвечать современным тенденциям моды. Поэтому в данном случае используется накидка для венчания. Она может быть в виде жакета или манто. Эти элементы наряда должны быть также светлого цвета и прикрывать указанные части тела. Накидка для венчания может быть ажурной или кружевной. Такой элемент способен сделать внешний вид невесты просто потрясающим. Также необходимо помнить, что обязательно во время церемонии всем представительницам прекрасного пола быть с покрытой головой. Для невесты это может быть фата, шляпа. Подойдет также любой другой головной убор, который сочетается со свадебным нарядом.

Стоимость проведения обряда

Когда все подготовлено и наступил назначенный день, приступают непосредственно к проведению самого обряда. Молодоженов, естественно, интересует вопрос о том, во сколько им обойдется венчание. Цена самого церковного действия, как правило, священнослужителями не называется. Потому как в храме принято лишь добровольное пожертвование в такой сумме, которую считают нужной и достаточной сами молодожены и их родственники. Основные траты идут на приобретение свадебной атрибутики. К ней относятся нательные крестики, венчальные свечи и платки, рушники, иконы, накидка невесте, а также, разумеется, сами наряды.

Многие молодожены существенно облегчают процедуру, предварительно пройдя обряд обручения. Если его проводят в день венчания, то на это требуется значительно больше времени. Это таинство, как правило, происходит за месяц до основной процессии. На выбор молодоженов они могут пригласить гостей на одну из предсвадебных церемоний. По мнению многих пар, такое разделение обрядов весьма оправдано. Ведь на одном из них молодожены присутствуют вдвоем, не считая священника. Такая процедура воспринимается как настоящее таинство. Ведь присутствие большого количества людей никак не способствует данному ощущению. Если обряд обручения проводится отдельно, это значительно сокращает длительность венчальной процессии. Такое решение удобно в том случае, если на обряд приглашены гости пожилого возраста или дети.

Пожалуй, венчание – это один из самых значительных, радостных и красивых христианских обрядов, который своей возвышенной атмосферой навевает даже просто присутствующим на нем чувство радости и любви, не говоря уже о молодых, которые решили скрепить свой союз перед Богом.

Само венчание определяется как богослужение в церкви, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. В православном браке каждому из супругов надлежит занять свое место. Мужу надлежит быть главой семьи, отвечать за направление семейной жизни, за её благополучие и прочность. Жена же должна строить семейную жизнь, не допуская, чтобы повседневная суета разрушила его духовную основу. Если обобщить сказанное, то можно сказать, что женщина – душа любой семьи, а мужчина – тело.

Слово «брак» — славянского происхождения, и означает оно – «быть вместе». Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке. По церковным канонам супруги по заключении церковного брака соединяются «в плоть едину», т.е. становятся одним существом в своих стремлениях, определении ценностей, радости и горести.

Со времен Петра I вплоть до марта 1917г.
абсолютно для всех православных жителей Российского государства действительным считался только брак, заключенный в церкви путем венчания. В сегодняшнем обществе церковный брак не является обязательным, т.к. фактически не имеет юридической силы, однако огромное количество новобрачных стремятся зарегистрировать свой союз именно в церкви. Правда, и мотивация у всех пар совершенно разная, одни отдают дань моде, другие же выполняют родительские наставления. Третьи считают это просто необходимым для дальнейшей семейной жизни, по своим внутренним убеждениям.

В этой статье мне хотелось бы дать пояснения по некоторым вопросам, касающимся этого обряда, чтобы помочь молодым, только задумывающимся о семье, сделать правильные шаги.

Когда лучше венчаться?

Еще совсем недавно большинству людей, жившим в советском обществе, в принципе не приходило в голову венчаться, т.к. религия находилась в то время в «подполье». Но в начале девяностых годов началось её возрождение, а с ней и такого обряда, как венчание. И многие пары стали включать в свое свадебное торжество этот обряд, чтобы как-то его разнообразить и приукрасить. Однако понимание обряда, к сожалению, было у единиц, в принципе, как и сегодня. Конечно же, нынешние пары более просвещены в данном вопросе, но большинство по-прежнему не понимает сакрального смысла таинства. Для большинства это просто красивое «приложение» к свадьбе. Безусловно, таинство венчания весьма красивое и завораживающие действие, окутанное ореолом какой-то трогательности. И, конечно же, с регистрацией в Загсе его нельзя сравнивать. Сама обстановка в церкви, стены украшенные фресками, множество икон, везде горящие свечи – все это вызывает в человеке некое благоговение и трепет. Но внешняя атрибутика не должна браться за основу. Определяющим моментом должны являться те два человека, которые осознанно захотели прийти сюда и заключить брак.

Если ваша пара хочет венчаться в церкви, постарайтесь более осмысленно подойти к этому вопросу. Подумайте как следует, прежде чем сделать этот шаг, не торопитесь. Во главе угла должна стоять не красота обряда, а обязательства, которые берут на себя супруги. Гражданский брак официально регулируется семейным кодексом, в котором весьма четко прописаны все права и обязанности супругов. При венчании вы даете обещание любить друг друга всю жизнь, быть терпеливым и рассудительным, только даете вы это обещание ни кому-то, кто может в дальнейшем осудить вас за недостойное поведение, а по сути, самому себе. Вы всегда можете обмануть окружающих, но себя вряд ли. Не торопитесь со своими порывами, желание венчаться должно «вызреть в вашем сознании», стать необходимостью вашей жизни, а не просто одним из красивых моментов.

Многие пары сегодня совмещают официальную регистрацию в Загсе и венчание в церкви в один день. Это, на мой взгляд, не совсем верное решение по нескольким параметрам. Венчание – это в принципе праздник двоих , спокойствие и умиротворенность должны быть в его основе, а не шумное гуляние гостей.

Еще один параметр заключается в том, что этот обряд требует определенной подготовки , а хлопот вам и без того хватит. Правда тут многие возражают и говорят, мол, одним делом больше, одним меньше, какая разница? Но оказывается, что если все делать по правилам, то действительно хлопот будет не мало.

Кроме того, встает вопрос времени, я имею в виду то, что следует очень верно рассчитать, где и сколько вы будете находиться весь свадебный день. Одна знакомая пара из-за непредвиденного снегопада успела зарегистрироваться, но опоздала на венчание.

У другой пары наоборот все прошло успешно, однако были жалобы со стороны невесты, что тяжело все вместе в один день уложить, не только в свадебном расписании, но и в голове. Не говоря уже о физической усталости, которая возникнет после такого насыщенного дня.

Поэтому вполне разумным и удобным разделить эти два события как минимум по разным дням, а в некоторых случаях и годам. Правда и тут есть возражения со стороны молодых, которые говорят, что если не в этот же день произойдет венчание, то им потом некогда будет. На мой взгляд, это все глупости, потому как если вы вполне осознанно решили сделать такой шаг, то вам его в принципе никто и ничто не сможет помешать осуществить.

Еще один аргумент, который мне в свое время был приведен, это то, что слишком затратно разделять эти два праздника. На это мне хочется ответить следующее – как уже и было сказано – «венчание – это праздник для двоих» и на него в принципе не принято звать большое количество людей, обычно в список приглашенных входят только мамы, папы, бабушки, дедушки и родные братья и сестры. Само венчание вместе со всеми его составляющими частями обойдется вам примерно в три, ну максимум четыре тысячи (имеется в виду пожертвование для церкви, полотенце, иконы, свечи). Наряд при правильном, изначальном его выборе на регистрацию может и вовсе не потребовать покупки нового, а если что-то и потребуется приобрести, то это будут лишь аксессуары, которые так же не потребуют значительных финансовых затрат.

Банкет и вовсе можно будет организовать в домашних условиях, т.к. если следовать правилам и не приглашать большое количество людей, то всем вполне возможно уместиться и за одним столом дома. Но даже если вам захочется посидеть в кафе все в том же узком семейном кругу, то это так же обойдется вам не слишком дорого. Да и вообще, вы представьте, как это замечательно, когда в вашей памяти останутся два совершенно разных, но по духу единых праздника, а не один суматошный переполненный событиями день.

Как одеваться на венчание?

По возможности длина должна быть «в пол», максимальное допущение – это длина не выше колена. Некоторыми невестами рассматривается вариант платья со шлейфом. В принципе, это католическая традиция. На Руси платьев со шлейфами не шили, однако современные священнослужители вряд ли выкажут недовольство по этому поводу. Скорее всего, после венчания вы можете услышать множество претензий именно со стороны свидетельницы, т. к. на самом венчании достаточно сложно держать над головой венец и двигаться, одновременно не наступив на шлейф платья. Причем у той невесты, на чьём венчании присутствовала я в качестве свидетельницы, было платье без шлейфа, но достаточно объемное и до самого пола. И мне во время движения приходилось внимательно следить за тем, чтобы не наступить на него.

Само платье для венчания может быть любым, но предпочтительно закрытое. Не должны быть открытыми спина, декольте и плечи. В идеале это платье с длинными рукавами, неглубоким вырезом на груди и закрытой спиной. Хотя рукав может быть и коротким, самое главное, чтобы он прикрывал плечи.

Зачастую молодыми планируются в один день как гражданское бракосочетание, так и венчание, и здесь перед невестами встает достаточно сложный вопрос. Либо на обоих мероприятиях находиться в закрытом платье, либо приобретать два платья для двух мероприятий. Однако этот вариант может оказаться для многих весьма накладным. Правда, не стоит заранее расстраиваться, т.к. выход есть всегда. Например, открытое платье вполне можно дополнить аксессуарами, такими как длинные перчатки, на плечи можно накинуть палантин, кружевное болеро, которое сразу после венчания можно снять, красивую ажурную шаль или же специальную накидку для венчания. Не бойтесь прикрывать руки и плечи, вы вряд ли что-то потеряете в своей красоте, скорее приобретете, т.к. невесты в таком наряде выглядят достаточно нежно и трогательно. В принципе, можно обойтись и без всевозможных накидок, если у вас есть длинная и пышная фата, она и прикроет открытые участки тела.

Платье, в котором венчаются, не принято дарить, продавать, как и крестильные рубашки, все эти вещи, а так же венчальные свечи и иконы, хранят вместе.

Общеизвестно, что в православную церковь женщина должна входить с покрытой головой. Поэтому определяясь со свадебной прической и её украшением, следует учитывать этот момент. Следует заранее уточнить у вашего батюшки, будут ли венцы одеваться на голову или же их будут держать свидетели, т.к. от этого момента и будет зависеть ваш выбор головного убора и прически.

Прическа на венчание не должна быть высокой, исключается множество буклей и другие её элементы, которые могут быть примяты платком на венчании. Лучшим вариантом есть и остается фата, т.к. она позволяет невесте и прическу удобной сделать и выглядеть при этом великолепно. Правда и фата не должна быть слишком маленькой, она должна прикрывать макушку. Какой бы вы головной убор не выбрали, постарайтесь его закрепить, иначе во время церемонии он обязательно будет смещаться, а это вам непременно помешает, и вам то и дело придется поправлять его.

Невестам не рекомендуется одевать на венчание модельные туфли на большом каблуке, и дело тут не в обычаях, а в банальном удобстве ваших ног, т.к. в течение всего обряда вам придется простоять не мало времени. А выстоять на них будет довольно сложно, и после венчания вам уже ничего не захочется, кроме одного, как можно скорее избавиться от «колодок». Поэтому выбор стоит сделать в сторону туфель на сплошной подошве или же с минимальным каблуком.

Косметики на невесте должно быть минимальное количество. Кроме этого, макияж не должен быть слишком ярким, но большинство сегодняшних невест и без этого уточнения предпочитают естественные нотки. Единственным моментом на заметку является то, что женщинам запрещено целовать с накрашенными губами венец, крест, икону, но это поправимо простым снятием помады непосредственно перед входом в церковь. Поэтому запаситесь специальными средствами, как для её снятия, так и для повторного нанесения. В общем, во всем облике невесты должна проглядываться естественность.

Жених же на венчании должен выглядеть серьезно, поэтому для этого случая как нельзя кстати подойдет строгий костюм. Конечно, предпочтительными цветами как и в случае с невестой являются светлые, однако по отношению к женихам строгих правил в этом отношении нет. Безусловно, повседневная одежда спортивного типа, а также джинсовая – не подходящий наряд для венчания. Головного убора на женихе быть не должно.

Приглашенные гости так же должны соблюдать ряд требований. Для женщин обязательны головные уборы, закрытого типа одежда, желательно присутствие женщин в платьях и юбках, однако многими приходами не возбраняются и брючные костюмы. Все без исключения гости должны в этот день в обязательном порядке одеть свои нательные крестики включая, конечно же, как вы понимаете, свидетелей и молодых.

С уважением, Ирина Кравчук.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .

Поделиться: