Повод для взаимного общения. Произведения поэтов и писателей России

Я часто задавалась вопросом – в чем же состоит польза от совместного чтения с ребенком? В чем состоит его главное преимущество? И ответ лежал на самой поверхности. Он находиться в самом основании нашего существования - все дело в любви. Оказалось, что просто читая вслух своему ребенку, можно приобретать и отдавать любовь в огромных количествах. И все настолько просто! Хотя, не скрою, на первый взгляд думалось, что это невероятный и титанический труд. Вот касаешься ребенка своей кожей, чувствуешь его кожу на своей, впитываешь запах малыша, и он, в ответ, впитывает твой. А ведь это и является главной составляющей особенно на раннем этапе развития ребенка. Ребенок с ранних лет начинает понимать, что значит твое тепло и любовь. Совместное чтение как бы сцепляет нас друг с другом, связывает узами любви. Огромный мир открывается перед ребенком, когда сидишь с ним вот так, обнявшись, держишь его маленькую ручку в своей руке и тихонько читаешь ему вслух книжку.

Часто вспоминаю, насколько детям нравится грызть, есть и баловаться с книгой. Многие мои подруги начинали ругать ребенка, тут же отбирать книгу из рук и грозить больше не давать им красивейшей книги стоимостью в несколько сотен рублей. Какова реакция на такие заявления у ребенка? Да он тут же начинал хныкать, а сверху еще папа прикрикивал за его новую «истерику». И ничего удивительного. Такая реакция вполне предсказуема. Мама забрала самую удивительную и познавательную вещицу – книгу! Откуда же потом у ребенка появиться желание снова взять ее в руки, если только что его ругали за это. И если вдуматься, то ребенок еще не совсем то и понимает, в чем же именно он провинился перед книгой и Вами лично.
Вместо того, чтобы ругать - радуйтесь! Ребенок использует один из лучших и доступных ему инструментов познания книги. Используя губы, пробуя все на вкус, запах. Все это является частью раннего исследования книг (как и окружающего мира). Потерпеть то не так уж и сложно! Вскоре он или она сами начнут переворачивать страницы и отвечать на книги своей искренней радостью, удивлением, смехом и любопытством.

И вот мы перешли к любопытству к книгам, к разглядыванию картинок, содержания. И тут сразу же вырисовается вопрос. А какие же книги следовало бы читать моему ребенку? Вопрос не из самых легких. Захожу я в книжный магазин, а на полке в детском разделе ну просто бесчисленное количество книг. Потеряться можно – и та красивая, и та с веселыми картинками, и другая вся изобилует всевозможным музыкальным и голографическим материалом. И лишь на собственном опыте и прочитав массу литературы по данному вопросу, понимаешь, что малыш любит праздновать музыкальность языка рифмы, стихов. И в этом плане очень полезны и очень увлекательны для самого ребенка русские народные потешки, частушки, сказки Пушкина (к примеру). Мой ребенок сразу же подхватил все происходящее и начал махать ручками, улыбаясь мне в ответ. Не нужно забывать и о русских классиках детской литературы. Попробуйте прочитать Маршака, малыш порадуется вместе с Вами, а Вы вспомните свое детство. Дети любят учиться, любят открывать потаенные двери книги, в которых можно раскрыть что-то новое, то, что дает подсказки. Это и есть первые шаги на пути к правильному восприятию книг во взрослом возрасте.
И не забывайте, малыши очень любят картинки. Иллюстрации одно из самых важных составляющих книг. И здесь нашлись новые нюансы. Знала ли я, что картинки в книге должны быть большими, животные, к примеру, должны выглядеть как можно более естественными (медведь не должен походить на робота или непонятной природы существа). А картинка, не перегруженная деталями, воспринимается гораздо лучше малышом, чем накрученная 3D деталями книга за 1000 рублей. К тому же, лучше всего для малыша воспринимается отдельно иллюстрация, отдельно содержание. К примеру – на одной стороне мишка, а с другой веселый стишок про него. Такие книги есть. И их легко найти.
Однажды я узнала, что дети способны различать огромное количество естественных оттенков, начиная уже с трехмесячного возраста. Я отправилась все в тот же книжный магазин (а иногда можно заказать и через интернет) и приобрела карточки с различными оттенками цветов. И даже если я не разбиралась в их названии, там все было подписано. Занятие это настолько оказалось увлекательным и веселым для ребенка, что уже на второй день она стала, пусть и не в идеале повторять название за мной. Я называю, а она повторяет. Мы вместе от души веселились, когда проводили время таким образом. Много времени этому я не уделяла, да и не стоит, наверное. Главное в совместном чтении это систематичность и не перегруженность. Всего 3-5 минут в день. Но каждый день. С психологической и педагогической точки зрения это очень важно. А у ребенка развивается всестороннее мышление, организованность, появляются новые знания.
Трудно и усадить своего гиперактивного ребенка, а еще и почитать. Он и 5 минут не может посидеть, так как же можно сотворить это чудо? Наверняка у многих из Вас возникала такая проблема. И решение является совсем простым и нисколько не уникальным, по своей сути. В один из моментов я просто поняла – а зачем мне бороться с моим ребенком, если можно сыграть в его же игру. И все пошло как по маслу. Мы начали превращать процесс познания и чтения в игру. Вспомните себя молодыми и поймете, насколько не хотелось сидеть на одном месте, хотелось бегать, ведь энергии хоть отбавляй, а скучное и ничем не увлекающее действие больше отвлекало от процесса, чем приносило пользу. Так чем отличается от меня мой ребенок? Вместе вы отвлечетесь и этот, казалось бы, утомительный момент (но внутри осознаете, что важный) переполнится любовью и заботой. А затем может повернуться все совсем другой стороной.
Сначала просто разглядывали картинки. Потом запоминали что на них нарисовано - кто больше деталей вспомнит. Потом читали отдельные слова и искали их на картинке. Потом предложения, - и так далее... включайте свою фантазию на полную катушку! Иллюстрируйте предложения или абзацы или стихи сами - окружающими предметами. Рисуйте (обязательно вместе). Демонстрируете друг другу движения и звуки...
Моей малышке стало все больше нравиться проводить время с мамой и с книжкой. И она сама, все чаще, начала просить почитать.
Ок. А как же я решила – когда мне начинать читать с ней вместе? Здесь существует масса различных мнений, масса методик, известных всему миру. Допустим, в советское время была очень распространена методика Зайцева. Который считал, что ребенка следует учить читать с двух лет. Но это подходит лишь для детского сада, для группового использования. Я же узнала, что мозг ребенка, начинает воспринимать информацию уже с трех месяцев. И большинство знаний, полученных до 3-х лет, откладываются на всю жизнь и развивают те или иные способности ребенка. И при этом я не начала фанатично скидывать всю нужную и не нужную информацию, миллион книг и т.п. Вспомним о том, что говорила абзацем выше. Ну а если вы не уверены в том, что это работает, что информация действительно воспринимается, что малыш действительно понимает, что ему мама пытается прочитать, рассказать и показать. Это легко понять. На протяжении нескольких месяцев мы читали, играли, познавали. И когда игра заканчивалась, спрашивала ее на улице, в магазине, дома – где мишка или где дерево, а где «овау» (так она называет овал) и ребенок осознано показывал или пытался произносить звуки, слова…а вскоре и отчетливо называть предметы, цвета и т.п.
И напоследок несколько полезных правил:

Во время чтения ребенку вслух старайтесь держать книгу на уровне глаз ребенка
Книга должна быть простой и понятной - не должно быть в ней сложных слов и непонятных оборотов речи
Держите книгу на уровне вытянутой руки ребенка
Не сю-сюкайте, а произносите все звуки четко, следите за дикцией
После чтения или выполненного задания обязательно поддерживайте ребенка (о том как это делать в видео тренинге)
Читайте с чувством, интонируя, весело, забавно, заинтересовывайте ребенка

Вот и все. Попробуйте и Вы порадовать ребенка, открыть для себя и для него невероятно красочный и интересный мир книг! И помните, сколько любви и счастья дарите своему малышу.

Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой Буг Джейсон

Вместе читаем и вместе играем

Вместе читаем и вместе играем

Лучшая особенность третьего года жизни ребенка – это возможность как читать книги, так и играть с цифровыми устройствами вместе с ним. Когда малыш приблизится к трехлетнему возрасту, у вас будет достаточно времени познакомить его с зачатками грамотности. Мы купили целый мешок пластмассовых игрушек для ванной – набор ярких непотопляемых букв и цифр. Несколько месяцев Олив довольствовалась возней с ними, но к середине второго года начала называть буквы.

Мы придумали несколько «купальных игр», побуждавших ее называть буквы, которые она мыла, складывала в башни или заставляла участвовать в заплывах. Когда буква падала в воду, Олив выкрикивала ее. Почти одновременно она научилась узнавать большинство букв, обитавших в ванной, и практически самостоятельно петь песенку про алфавит, скача по дому.

Другой важный этап на пути к грамотности обозначила книга Доктора Сьюза «Прыгай на папе». В конце этой книги рассказчица сообщает, что ее маленький братик умеет читать простые слова наподобие «если» и «это». На иллюстрациях эти слова написаны огромными буквами. Чтение в одночасье, будто само собой, стало для Олив новой игрой.

Oceanhouse Media является разработчиком приложений по мотивам великого множества классических детских книг. Если вашему ребенку нравится та или иная печатная книга, поищите ее версию среди цифровых продуктов, чтобы вместе с малышом знакомиться с буквами. Среди них есть и цифровое издание «Прыгай на папе» с профессиональным закадровым чтением, но главное – ребенок может трогать отдельные слова. Убегая с экрана, они побуждают маленького читателя следить за чтением.

Тем не менее менеджер по маркетингу компании Oceanhouse Media Натали Аллер напоминает: цифровые издания при всех своих возможностях не освобождают родителей от необходимости читать детям. «Ключевую роль в пользовании приложений по книгам играет непосредственное взаимодействие родителя и ребенка, – поясняет она. – Родители должны сидеть рядом с детьми и читать им рассказ, поощряя своих маленьких книгочеев нажимать на экране слова и картинки. Как и в случае печатных книг, нужно задавать детям вопросы по сюжету. Это способствует лучшему пониманию прочитанного».

Зато с помощью приложений родители, бабушки и дедушки или другие близкие могут создать индивидуализированное цифровое издание любимой книги. Вот что Аллер рассказывает об этом инструменте, присутствующем в книге «Прыгай на папе» и многих других приложениях Oceanhouse: «Приложение позволяет родителям записать, как они читают рассказ детям, и те смогут услышать перед сном голос родителя, даже если тот в отъезде или живет отдельно. Кроме того, благодаря функции записи можно увековечить трогательные воспоминания о том, как ваш ребенок читает любимую сказку».

Примерно в то же время Олив начала играть в «Бесконечный алфавит» (Endless Alphabet) – великолепное приложение, обучающее ребенка буквам и звукам. Игра начинается с появления на экране слова, написанного огромными заглавными буквами. Потом на экране возникает компания симпатичных монстриков, растаскивающих слово по букве. На месте каждой пропажи в слове остается пустое место в форме этой буквы. Ребенок может вернуть буквы на место и собрать из них слово, будто пазл.

Если ребенок трогает буквы, они оживают – извиваются и издают каждая свой звук, когда малыш таскает их по экрану. В полной версии приложения на каждую букву алфавита предлагается большой список слов по 25 центов за штуку.

Из этого приложения Олив узнала слово «переработка». Мы-то думали, все слова выветриваются у нее из головы, но как-то вечером она вдруг выкрикнула: «Переработка!», дав толчок развернутому обсуждению сбора отходов в нашем доме. Олив нравилось, что она так много всего может проделывать с живыми буквами. Складывая из них пазлы-слова, она стимулировала свой растущий мозг, который так важно тренировать каждому двухлетке.

При этом мне почти постоянно приходилось приглядывать за ходом игры. Иначе Олив снова и снова бралась за одно и то же слово, просто чтобы опять насладиться анимацией, а не узнать что-нибудь новое.

Я сделал это приложение частью масштабного предприятия по обучению Олив чтению. Если ей не удавалось узнать какую-то букву среди тех, с которыми она купалась, я выбирал эту проблемную букву в компьютерной игре. Симпатичные монстрики растаскивали слова, начинающиеся с этой буквы, и Олив одновременно запоминала, что это за буква, и узнавала, как она читается.

Жизнь превратилась в книгу, которую мы могли читать вместе, и Олив очень этим гордилась.

Детский писатель Питер Рейнолдс издал книгу «Пятно» (The Dot) – короткую историю о маленьком мальчике, научившемся рисовать в классе. Эта умная книжка откроет для вашего ребенка радость творчества. Ему тут же захочется взяться за краски, карандаши и бумагу.

Рейнолдс преуспел и в качестве главы компании FableVision Studios, разрабатывающей приложения для лучших детских организаций Америки. Я попросил его порекомендовать родителям полезные онлайновые ресурсы, прежде всего те, с которыми он сотрудничал: детские сайты, созданные для Jim Henson Productions, Службы общественного вещания, «Улицы Сезам» и Национальной федерации по охране диких животных.

«Всегда выясняйте, кому принадлежит данный ресурс, – ответил Рейнолдс. – Ограничьтесь проверенными брендами и организациями, доказавшими, что их цель – добросовестное служение интересам детей (а не продажа товаров для них)». Он также подсказал, как лучше использовать все то, что вам удалось найти для малышей в Интернете: «Интернет – это безбрежное и не всегда безопасное для ребенка место, поэтому родителям и попечителям нужно проявлять разумную осторожность. Будьте рядом с детьми. Активно участвуйте в происходящем. Направляйте их активность. Учите безопасной навигации и, если этого требует возраст ребенка, лично контролируйте все его выходы в Сеть».

Рейнолдс призывает родителей подвергать тщательной проверке все ресурсы, к которым ребенок получает доступ. Впрочем, это правило касается всех сторон мира, который исследует малыш. «Самый верный подход – сначала самому пройти и протестировать приложение, которые вы выбрали для ребенка, – советует Рейнолдс. – Отдавайте предпочтение приложениям, перекликающимся с интересами малыша. Я бы также рекомендовал любое приложение, стимулирующее творческое мышление и творческую деятельность».

Очень забавно бывает найти в реальной жизни параллели тем образам, которые ребенок видит на экране. После нескольких недель игры в «Детский зоопарк» Олив страстно увлеклась дикобразами. Она была готова бесконечно нажимать на экране на одни и те же рисунки и любоваться, как в сопровождении сказочных звуковых эффектов дикобраз выпускает и прячет иглы. После нескольких недель общения с воображаемыми дикобразами я показал Олив ролик на YouTube, как дикобраз ест кукурузу. Олив захохотала, когда дикобраз вонзил в початок поразительно острые передние зубы. Так рисунок из компьютерной игрушки ожил для нее в реальности.

Лучшие печатные или электронные книги и приложения многое оставляют недосказанным, побуждая ребенка домысливать детали, в отличие от телевизионных программ и видеофильмов, где все показано в готовом виде. Думаю, самым надежным мостом, переброшенным от мира дикобразов в мир моего ребенка, стало именно сочетание книги и приложения.

Нетрудно накачать в цифровые устройства приложения, которые набьют голову ребенка цифрами, звуками, буквами, разного рода зубрежкой. Но не забывайте о контексте. Станет ли это приложение мостиком между знаниями, полученными ребенком из книг, и жизнью?

Я слишком много сил потратил на попытки контролировать время возни Олив с моим iPad. А следовало бы прежде всего обращать внимание на то, чему именно она учится с его помощью. Двадцать минут знакомства с дикобразами – обитателями ее воображаемого мира – приносили несравненно больше пользы, чем строго ограниченная по времени, но бестолковая, пустая игра.

Пусть ваши цифровые устройства помогут детям развивать свои интересы. Именно поэтому от мобильных устройств несоизмеримо больше проку, чем от традиционных экранных медиа.

Перестаньте считать планшеты и прочее электронными няньками – относитесь к ним как к эффективному обучающему средству. Дополняйте печатные книги возможностями цифровых устройств, и ребенок получит гораздо больше удовольствия и пользы, чем просто от интерактивного мультфильма, а вы с легкостью добавите интерактивность в чтение печатной версии. Помните: чем больше интерактивности в процессе чтения ребенку, тем проще вам будет рассказывать друг другу истории.

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Вместе с родителями Отличная традиция – совместные выезды вместе с родителями. Если вы видите в родителях единомышленников и хотите, чтобы они стали полноправными партнерами в создании педагогического процесса, предложите им программу, в которой они смогут принять

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Растим прирожденного читателя: читайте вместе. Это так называемая совместная игра. Обязательно играйте и читайте вместе с ребенком каждый день По мнению специалистов по детскому развитию из Клиники Майо, младенцы начинают фокусировать взгляд на лицах, формах и цвете

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

«Вместе будем строить дом, вместе будем жить в нем» И наконец, последний стиль – сотрудничество. И кто такую ерунду придумал? Просто какое-то унижение родительского достоинства! Карапуз от горшка два вершка, а туда же – в сотрудники! Изволь не покрикивать на него, а

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

…вместе с Гленном Ломаном Немного теории В основе метода обучения чтению, разработанного Гленном Доманом, лежит его убеждение в том, что учить ребенка необходимо в период роста его мозга, то есть с рождения и до 7–7,5 года. Учить его надо всему - в том числе чтению. И делать

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

…вместе с Сесиль Лупан Немного теории Сесиль Лупан не придумала новую методику обучения чтению. Ученица и последовательница Гленна Домана, она внесла в его метод несколько очень важных и существенных уточнений, которые помогут всем желающим облегчить обучение чтению

Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева Александра

…вместе с Оксаной Сорока Немного теории Автор методики Оксана Сорока - преподаватель Херсонского университета, специалист по раннему обучению иностранным языкам. Специфика предлагаемого ею метода заключается в том, что он основан на ситуативном общении взрослого с

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

…вместе с Николаем Зайцевым Немного теории Не учиться, а играть! Этот девиз, предложенный Николаем Зайцевым для обучения чтению, абсолютно применим и к его методике изучения английского языка. Идея Зайцева проста: если что-то можно показать, о том не надо долго

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

…вместе с Вадимом Курчевским Немного теории Рисование для ребенка не просто забава, а радостный творческий труд. От этой идеи отталкивался Вадим Курчевский, художник, режиссер-мультипликатор, автор хорошо известной многим советским телезрителям передачи «Выставка

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

…вместе с Павлом Тюленевым Немного теории Павел Тюленев разработал систему МИРР (метод интеллектуального развития ребенка), которая предназначена для детей с рождения и до трех лет. Ее обязательные компоненты:1) создание по особым строгим правилам развивающей,

Из книги автора

Вместе за покупками Решиться на совместный поход с малышом в магазин – шаг отважный. Не каждый ребенок способен выдержать утомительный час подбора нужных товаров. Как же скрасить малышу нелегкие «трудовые» будни? Опытные мамы советуют перво-наперво планировать

Из книги автора

Играем вместе с мамой Кто здесь лишний? Назови маму и ее детеныша. Соедини линией геометрическую фигуру и похожий на нее предмет. Как называются эти геометрические фигуры? Найди два одинаковых мячика. Соедини их линией. Найди каждому солнышку его пару. Найди пять

Из книги автора

Готовим вместе «Не мешай, мама занята! Пойди поиграй, а я пока приготовлю!» Сколько раз мы произносим эти слова, готовя обед или ужин, чтобы успеть вовремя всех покормить! А ребенок топчется под ногами и тормозит процесс. И ведь так ведут себя все малыши: и мальчики, и

Из книги автора

Глава 3 Первые дни вместе Правила В первые несколько дней ребенок в буквальном смысле обживает пространство. Поэтому родителям очень важно показать ему квартиру, назвать, какие вещи являются его личными. Объяснить порядки, существующие в доме. Основные требования должны

Из книги автора

Растем вместе Наш подход в следующих главах заключается в том, чтобы фокусироваться не только на росте ребенка, но также и на росте родителей – на росте взаимоотношений. Развитие ребенка и модное клише стимуляция ребенка означают не только то, что делает ребенок и что

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

Фрэнсис Бэкон

  1. Открыть книгу.
  2. Читать слова.
  3. Закрыть книгу.
  4. Взять следующую книгу.

Что может быть проще, не правда ли?

Да, действительно, если вы читаете просто для развлечения, просто чтобы убить время, то все примерно так и происходит. Но если вы хотите вынести из этого занятия нечто полезное, хотите получить знания и новый опыт, то все не так просто. И вот почему.

В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» , который сейчас считается классическим. Сегодня мы попробуем очень кратко познакомиться с некоторыми его положениями, высказанными около 75 лет назад, но не теряющими актуальность по наше время.

В этом исследовании выявлено, что существует целых четыре разных способа чтения.

  • Элементарный. Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
  • Инспекционный. Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
  • Аналитический. Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
  • Исследовательский. В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

Далее мы подробнее остановимся на втором и третьем виде чтения как наиболее актуальных и полезных навыках. Потому что элементарное чтение вам наверняка уже знакомо, раз вы читаете эти строки, а исследовательское чтение представляет собой довольно специфический род деятельности, который заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением совершенно другая картина: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют. Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой скилл чтения с элементарного на следующий уровень?

Инспекционное чтение

Как уже говорилось выше, такой вид чтения применим в целом ряде ситуаций. Например, вам в магазине необходимо быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги, быстро уяснить суть объемного доклада, быть в курсе последних событий в сфере своих интересов и так далее. В любом случае от вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка необходимой вам информации. Для этого вам необходимо сделать следующее.

Прочитайте название и изучите переднюю и заднюю обложки книги

Этот совет кажется очевидным, но очень многие им пренебрегают, сразу же переходя к содержанию. А ведь всем известно, что автор всегда придает огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намек на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным еще до первых строк текста.

Уделите особое внимание первым нескольким страницам

Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом, если они вас заинтересуют, приступить к знакомству с их доказательством.

Изучите отзывы

Если вы подбираете книгу в Сети, то для вас не составит труда познакомиться с мнением других читателей. Хотя эти комментарии надо воспринимать с известной долей скептицизма, так как иногда они бывают продиктованы корыстными побуждениями увеличить продажи или, наоборот, «утопить» автора. Но все же можно найти книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

Таким образом, выполнив эти простые пункты, вы легко сможете составить предварительное мнение практически о любой книге. Этот навык поможет вам буквально за 5-10 минут выбирать действительно стоящие материалы и отсекать ненужный балласт, что сэкономит вам целые годы жизни.

Аналитическое чтение

Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга - даже самая полезная и нужная - не сможет дать вам все, что в ней заложено автором. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

Узнайте немного больше про автора и другие его работы

Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. Или, например, роман про войну совсем по-другому будет читаться, если в биографии автора есть соответствующие эпизоды.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению

Перед погружением в глубины текста выделите немного времени для краткого предварительного знакомства, описанного в предыдущем разделе. Не пропускайте возможность получить информацию из анализа названия, содержания, предисловия и так далее.

Возвращайтесь к сложным моментам

Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Адлер называет это «поверхностным чтением», то есть таким, во время которого вы знакомитесь с содержанием книги, не слишком вдаваясь в отдельные детали. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

Подготовьте короткое резюме

После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчет, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Лучше всего, если вы составите его в форме ответов на следующие простые вопросы. Идеально, если вы сделаете это письменно.

  1. О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
  2. Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной - основные тезисы и доказательства концепции автора.
  3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  4. Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать все то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Да, подобный скрупулезный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след и вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.

Чтение нескольких книг одновременно - занятие не для каждого, но иногда бывает полезно и необходимо почерпнуть большое количество информации или же одновременно наслаждаться произведениями различных жанров. Переключаясь между книгами, каждая из них остается для вас новой, и это может быть хорошим способом сравнить их. Если не уверены, что читать, начиная несколько книг одновременно, можно принимать решения о выборе одной из них.


Шаги

    Выделите время для чтения. Если вы не читаете ни одной книги, то начав несколько одновременно, вы и вовсе замедлите процесс чтения. Даже если у вас на чтение есть лишь по несколько минут в день, все равно можете переключаться между различными книгами.

    Выберите несколько книг согласно своим интересам и побудительным причинам для чтения.

    • Книги могут быть связаны или не связаны, в зависимости от вашей цели. Если вы исследуете конкретную тему, то они будут, вероятно, связаны. Если вы читаете для забавы, книги могут быть любым выбором, которого вы пожелаете.
    • Выберите книги, которые привлекают вас. Будет проще возвратиться к книге, которой вы наслаждаетесь.
  1. Проверьте каждую книгу. Вы можете прочитать начало (по одному) или предисловие. Посмотрите на оглавление, прочитайте или просмотрите выводы, введения и заключения.

    Начните читать каждую книгу, в то время как ваше внимание к ней свежо. Попытайтесь начать в день, когда принесли ее домой, или в день, когда начинаете проект. Используйте свой свежий интерес, чтобы прочитать большую часть новой книги в первый заход. Полностью посвятите себя чтению каждой книги поочередно. Прочитав больше за первый раз, вы также получите хорошее преимущество.

    • Вы не должны начинать несколько книг в один день, чтобы читать их одновременно. Вместо этого попробуйте принцип "лестницы", приступая к следующей прежде, чем закончите первую.
  2. Разложите книги кругом. Оставьте одну на вашей тумбочке, другую возле обеденного стола и третью в вашей сумке. Читайте ту книгу, которая ближе к тому месту, где вы находитесь. Выбирайте книгу в соответствии с фокусом или настроением, которое вам присуще при посещении того или иного места.

    • Поместите одну в вашей домашней ванной в легкой досягаемости от туалета, особенно если это - научная литература с большим количеством коротких подтем. Вы будете удивлены тем, как часто вы читаете в ванной. Не помещайте ее там, где душ может ее намочить и обязательно во время приема ванны имейте полотенце, чтобы вытереть руки перед тем как касаться страниц. Возможно, стоит предусмотреть полку для книг в ванной комнате.
  3. Смешайте книги различных типов и форматов. Слушайте аудиокнигу в автомобиле, сохраните книгу в мягкой обложке или электронную книгу в вашей сумке, имейте электронные книги на своем iPad и т.д. В зависимости от вашей цели выберите книги по различным предметам, легкие и трудные для восприятия, так, чтобы у вас был выбор для различных мест и настроений. Чтение на различные темы поможет вам дифференцировать книги.

    • Ваш ум может справиться хорошо с восприятием различных книг, прочитанных в один и тот же период времени, но в различных местах. Так, имейте книги для машины или поезда, на работу и с работы, книги для сонного полудня и чтения перед сном, книги для получения инструкций, например, поваренные книги.
    • Следует иметь в виду, что чтение книжного тома с политической подоплекой перед сном пойдет тяжелее, чем чтение в легком жанре. Это еще одно серьезное основание для того, чтобы иметь несколько книг для чтения сразу! Хороший выбор для чтения перед сном - это перечитывание старого избранного, когда вы знаете, чем заканчивается сюжет, и проще отложить книгу, когда вы уже дремлете.
  4. Планируйте время чтения, даже если и не очень строго. Если библиотека или сроки проекта не заставляют вас читать быстрее, все равно обращайте внимание, когда начинаете каждую книгу и как продвигаетесь. Используйте эту информацию, чтобы сохранять фокус на книге.

    Не игнорируйте никакую из книг так долго, чтобы забыть сюжет или в каком месте читали. Книги, которые вы читаете одновременно, должны конкурировать за ваше внимание. Если книга интересует вас намного меньше, чем другие, измените свой подход. Читайте эту книгу отдельно. Читайте эту книгу вместе с другими такого же уровня интереса. Или вообще откажитесь от ее чтения.

    Читайте за один раз, если можете, всю главу или раздел или по крайней мере найдите хорошее место для остановки. Чтение всего раздела за раз поможет вам сохранять непрерывность, когда вы перейдете от одной книги к другой книге. Чтение одного или двух более коротких разделов книги за раз может также помочь лучше понять трудные для восприятия тексты.

    Пусть ваш фокус и предпочтения ведут вас. Если вы оказались захвачены книгами и испытываете желание продолжать дальше, идите вперед. Читайте книгу, которую вы в состоянии читать в данном настроении.

    Читайте трудную книгу, используя в качестве вознаграждения забавную книгу. Почитайте некоторое время забавную книгу после того, как пройдете через трудной книги.

    Делайте заметки в ключевых местах по мере чтения или отмечайте страницы, которые вы должны будете найти снова для проекта.

    Попытайтесь посвящать чтению концовок больше времени и на время уделять меньше внимания другим книгам. Окончания в беллетристике часто - самая интенсивная часть истории. В научной литературе они обычно содержат выводы, заключения и другую важную информацию. Так или иначе попытайтесь читать с большей непрерывностью ближе к концу.

  5. Библиотека - великолепное место, чтобы получить книгу на пробу, особенно если вы не уверены, что хотите читать.
  6. Делайте письменные заметки при чтении книг исследовательского характера. Вставляйте свои примечания как закладки. Если вы записали что-то, это поможет вам восстановить свой ход мыслей и вспомнить прочитанную информацию. Маленькие эскизы также могут помочь, если вы сможете потом в них разобраться.
  7. Если предпочитаете, можете читать много книг последовательно, особенно если параллельное чтение не приемлемо для вас.
  8. Подсчитайте, сколько книг вы можете одновременно комфортно читать. Начните с двух или трех книг и увеличьте число, когда приобретете опыт переключения между книгами.
  9. Читайте вместе о несвязанных предметах, жанрах и идеях. Это может помочь вам дифференцировать книги. Кроме того, это может иногда приводить к комбинации, которую вы иначе не рассмотрели бы. Воспользуйтесь возможностью, чтобы исследовать различные темы одновременно.
  10. Предупреждения

  • Особенно при чтении многочисленных книг жанра беллетристики, выберите те, сюжеты которых происходят в различные периоды, или имеют абсолютно различные темы, чтобы избежать путаницы персонажей и сюжетных линий.
  • Держите в голове даты и сроки начала и окончания чтения, если они установлены.
  • Примите меры предосторожности, чтобы не потерять и не повредить библиотечные книги.

Книги, книги, книги…сказки, романы, фэнтези… Сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет? Кто - то читает, чтобы занять время, а кто - то просто любит читать. А зачем детям нужно читать?

Сколько себя помню, я всегда читала книги. В детстве это были сказки и многочисленные повести и приключения, сейчас – классика и другая подобная литература. Сначала я читала, потому что надо, для оценок. А сейчас уже не понимаю, как можно прожить без книг. Меня никогда не заставляли сидеть за книжками и постоянно читать, скорее наоборот – просили беречь глаза (но это мало помогало, скажу вам по секрету).

Читать важно и нужно. Многие мамы начинают детям, пока те еще находятся в утробе. Так мы стараемся привить детям любовь к книгам, повлиять на их будущее развитие. После рождения – читаем перед сном, чтобы ребенок быстрее уснул. Для детей, которые еще не умеют читать – это возможность научиться общению с другими ребятами. Чтение вслух учит правильно составлять фразы и грамотно излагать свои мысли, поэтому после прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Вечный источник информации

Чтение важный навык для получения информации. Не читая книг – мы не будем знать например, когда родился Иван Грозный, что такое ДНК или почему идет дождь. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Развитие личности

Чтение дает отличную возможность почувствовать себя не просто ребенком или учеником, оно дает возможность примерить на себя роль любого понравившегося персонажа (например, Тома Сойера, Незнайки или т. п.). У ребенка развивается логическое мышление: даже взрослые при чтении книги всегда пытаются угадать – а чем же все закончится? Даже несложная загадка повысит уверенность детей в себе и своих способностях. Чем не важное достижение? А ведь как интересно самому в начала книги придумать концовку, а потом сравнивать – так или нет? У меня есть знакомые, которые в детстве сами сочиняли концовки для понравившихся книг, если их чем - то не устраивала существующая. И это не так плохо, как может показаться. Ребенок строит свою логическую цепочку и показывает свое видение мира книги и мира героя.

Из книг дети узнают, как важно помогать не только родителям, но и другим людям. Учатся уважать людей, животных и окружающую среду. Книги обогащают словарный запас ребенка и прививают навыки правильной речи.

Повод для взаимного общения

Чтение - это не обязательно одиночный процесс. Можно вместе с ребенком прочитать какую-нибудь книгу и устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми. На такое мероприятие можно позвать других ребят, и устроить что-то вроде мини-клуба любителей книг. Такая форма знакомства с книгами не может не заинтересовать ребенка.

Если вы хотите чтобы ваш ребенок читал – подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться. После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга – это все - таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Для современного мира технологий, где интернет наше все, первостепенное значение имеет умение эффективно использовать интернет - ресурсы и оценивать достоверность и ценность, находящейся там информации. Поэтому так важен навык чтения, который развивает умение критически мыслить.

Не стоит беспокоиться, если ребенок читайте одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать?

Для первоначального чтения детям необходимо обладать 5 навыками:

  1. – уметь слушать и распознавать интонации при устном чтении (выразительное чтение);
  2. – соотносить написанное в книге со звуками устной речи;
  3. – знать и понимать как можно больше слов;
  4. – понимать и извлекать смысл из прочитанного;
  5. – уметь читать быстро и точно.

А напоследок хочется сказать: обязательно читайте вместе с ребенком, открывайте вместе с ним новые сказочные миры и погружайтесь в мир детской литературы.

Поделиться: