Самая неприступная крепость в мире: описание, история и интересные факты. Самые труднодоступные сооружения в мире

Форты с давних времен служат для защиты и укрытия от вражеских нападений. Некоторые из таких сооружений не только надежны и функциональны, но и просто поражают воображение. В этой подборке собраны самые могучие военные крепости: от старинных замков до современных военных баз.

1. Гибралтарская скала.

Скала, расположенная в Гибралтарском проливе, в южной части Пиренейского полуострова. Долгое время она служила крепостью для английского гарнизона, а во время Второй мировой войны была укреплена и стала ключевой точкой британской обороны в Средиземном море.

2. Подземный комплекс в горе Шайенн.


В горе Шайенн расположен Центр объединенного командования воздушно-космической обороны Северной Америки. Главная особенность форта – массивная входная дверь весом в 25 тонн. С июля 2006 года подземный комплекс начали использовать в невоенных целях – там проводились съемки популярного сериала «Звездные врата».

3. Форт Читторгарх.


Крупнейший форт в Индии, занимающий 700 акров земли, расположен на вершине 590-метровой горы. Неприступное сооружение со сторожевыми башнями и железными дверями в металлических шипах. Внутри форта имеется система резервуаров для сбора дождевой воды, вмещающая до миллиарда галлонов, благодаря чему форт мог выдерживать многолетнюю осаду.

4. Виндзорский замок.


Один из старейших и крупнейших замков в мире, он служил домом для британской королевской семьи в течение целого тысячелетия. Построен Вильгельмом Завоевателем в качестве стратегического военного форта. Стены замка, до сих пор остаются крепкими и в нем по-прежнему проводятся официальные церемонии и встречи, связанные с королевской семьей Великобритании.

5. Форт Джефферсон.


Форт XIX века, расположенный на острове Гарден-Ки. Некогда служил тюрьмой для участников заговора с целью убийства президента Линкольна. В настоящее время является туристическим объектом.

6. Пражский град.


Один из самых больших замковых комплексов в мире, его площадь составляет более 230 тысяч квадратных метров. Поначалу Пражский град выполнял функцию бастионного укрепления, а позднее замок стал резиденцией чешских королей.

7. Боинг Б-17 «Летающая крепость».


Тяжелый цельнометаллический четырехмоторный бомбардировщик, участвовал в боях во время Второй мировой войны. Известен своей несокрушимостью: самолет не раз возвращался с поля боя при очень значительных повреждениях.

8. Замок Мариенбург.


Крупнейший из средневековых кирпичных замков в мире, в XIV и XV веках он служил резиденцией для Тевтонского ордена. В 1410 году крепость успешно выдержала продолжительную осаду.

9. Авианосец «Нимиц», плавающая крепость.


Настоящая автономная плавающая крепость, оснащенная ядерной силовой установкой. Способен перевозить на борту 60 самолетов и более 5000 военнослужащих.

10. Форт Нокс.


Военная база, на территории которой находится хранилище золотых запасов США. Стены форта состоят из гранита, покрытого бетоном, а входная дверь сделана из стали и весит 20 тонн. Помимо этого, форт охраняется посредством цифрового и визуального наблюдения и оборудован всеми мыслимыми и немыслимыми высокотехнологичными системами защиты.

11. Форт Самтер.


Расположенный на небольшом скалистом острове, гранитный форт был построен для защиты порта Чарльстон. Помимо крепких стен, форт был оборудован многоуровневой артиллерийской батареей.

12. Крепость Аламо.


Изначально Аламо была построена в качестве католической миссии, но позднее стала использоваться в качестве крепости для мексиканской, а затем для техасской армии.

13. Крепость Кёнигштайн.


Одна из крупнейших крепостей в Европе, ее стены возвышаются на высоту до 41 метра. Также известна своим вторым по глубине колодцем в Европе, благодаря которому осажденные никогда не страдали от жажды.

14. Форт Кастильо-де-Сан-Маркос.


Самый старый каменный форт в США, был построен для защиты от нападения пиратов.

15. Морская крепость Маунселла.


Морские зенитные форты, построенные для защиты крупных промышленных центров Великобритании от нападений немецких бомбардировщиков.

При обороне архитектура крепости играла решающую роль. Месторасположение, стены, оснащение - все это определяло насколько будет успешен штурм и стоит ли вообще его предпринимать.

Афинские длинные стены


После победы в греко-персидских войнах начинается расцвет Афин. Для защиты от внешнего врага огромный полис был прикрыт крепостной стеной, окружавшей не только город, но и защищавшей путь до главных морских ворот Афин - порта Пирей. Сооруженные в сжатые сроки длинные стены простирались на шесть километров. Поскольку в V веке до нашей эры снабжение Афин хлебом велось из колоний Северного Причерноморья стратегически важным было сохранить возможность снабжения громадного города по морю. Внешняя угроза для Греции на тот момент отсутствовала, большинство греческих полисов обладали куда меньшими чем Афин армиями, а главный вероятный противник афинян - спартанцы были непобедимы в полевом сражении, но крепостей брать не умели. Поэтому Афины теоретически превращались в неприступную крепость, способную выдерживать многолетнюю осаду без перспектив для врага овладеть городом. На деле так и оказалось - для победы над Афинами Спарте пришлось строить флот и только после того как морские пути были перекрыты Афины были вынуждены капитулировать и по условиям мирного договора уничтожить длинные стены, которое впоследствии были восстановлены и окончательно разрушены лишь в римскую эпоху.

Замок Крак де Шевалье


В Средние века, когда друг против друга воевали небольшими армиями, состоявшими из нескольких десятков, сотен и крайне редко тысяч человек, мощные каменные стены, окруженные рвом были практически неприступны. Длительные осады, требовавшие колоссального напряжения сил тоже практиковались крайне редко. Только в кинематографе и ряде произведений художественной литературы можно встретить лихое описание штурма средневекового замка. В реальности - это задача трудновыполнима и исключительно сложна. Одной из самых мощных крепостей крестоносцев на территории современной Сирии стал замок Крак де Шевалье. Усилиями ордена госпитальеров была возведена стена толщиной от 3 до 30 метров, усиленная семью башнями. В XIII веке замок имел гарнизон до 2000 человек и огромное количество запасов, позволявших выдержать длительную осаду.. Крак де Шевалье был фактически неприступен, неоднократно отражая натиск противника.. Его не раз осаждали, но всегда безуспешно. Только в 1271 году крепость была взята, правда, не штурмом, а только при помощи военной хитрости.

Сан-Эльмо. Мальта


К середине XVI века оплот мальтийских рыцарей представлял собой внушительную крепость. Она была окружена системой крепостных стен с бастионами, а батареи имели возможность вести перекрестный огонь, нанося значительный урон атакующим. Чтобы разрушить крепость, необходимо было планомерно обстреливать ее артиллерийским огнем. Мальтийский флот был надежно укрыт во внутренней бухте за линией оборонительных сооружений города Борго. Узкий вход в бухту перегороживался массивной цепью. В 1565 году при попытке турок овладеть крепостью, гарнизон состоял из 540 рыцарей, 1300 наемных солдат, 4000 моряков и нескольких сотен жителей Мальты. Осадная армия турок насчитывала до 40 тысяч человек В ходе боев туркам ценой колоссальных потерь удалось взять форт Сан-Эльмо, но в дальнейшем пришлось отказаться от попыток штурма других укреплений крепости и снять осаду.

Шуша


Безопасность крепости далеко не всегда зависит от массивности ее стен и оборонных сооружений. Выгодное расположение может свести на нет любое численное превосходство осадной армии. Например, как в случае с крепостью Шуша в Карабахе, которую русские войска обороняли в 1826 году. Возведенная практически на отвесных скалах цитадель была фактически неприступна. Единственный путь в крепость представлял собой извилистую тропу, которая прекрасно простреливалась из крепости, а два установленных вдоль нее оружия, могли картечью отразить любую попытку приблизиться к воротам. В 1826 году Шуша выдержала 48-дневную осаду 35-тысячной персидской армии. Две попытки штурма были отбиты с огромными потерями для осаждавших. Опять же особенности положения крепости не позволяли врагу полностью блокировать крохотную крепость, которая получала из вне продовольствие. Примечательно, что за время осады гарнизон крепости потерял всего 12 человек убитыми и 16 пропавшими без вести.

Бобруйская крепость


К началу Отечественной войны 1812 года укрепления Бобруйска считались новой и одной из сильнейших крепостей на западных рубежах Российской империи. Основная оборонительная линия крепости включала 8 бастионов. Четырехтысячный гарнизон имел на вооружении 337 орудий, огромные запасы пороха и продовольствия. В успехе лобового штурма укреплений противник никогда не мог быть уверен, а длительная осада означала, что крепость выполняла свою главную роль - задержать врага и выиграть время. В Отечественной войне 1812 года Бобруйская крепость выдержала многомесячную блокаду, находясь в глубоком тылу наполеоновской армии в течение всей войны. 16-тысячный польский отряд, осуществлявший осаду, после нескольких неудачных столкновений ограничился лишь блокадой Бобруйской крепости, оставив попытки штурма.

5 cамых неприступных крепостей в истории

При обороне архитектура крепости играла решающую роль. Месторасположение, стены, оснащение — все это определяло, насколько будет успешен штурм, и стоит ли вообще его предпринимать.

Афинские длинные стены

После победы в греко-персидских войнах начинается расцвет Афин. Для защиты от внешнего врага огромный полис был прикрыт крепостной стеной, не только окружавшей город, но и защищавшей путь до главных морских ворот Афин — порта Пирей. Сооруженные в сжатые сроки длинные стены простирались на шесть километров. Поскольку в V веке до нашей эры снабжение Афин хлебом велось из колоний Северного Причерноморья, стратегически важно было сохранить возможность снабжения громадного города по морю.

Внешняя угроза для Греции на тот момент отсутствовала, большинство греческих полисов обладали куда меньшими, чем Афины, армиями, а главный вероятный противник афинян — спартанцы - были непобедимы в полевом сражении, но крепостей брать не умели. Поэтому Афины теоретически превращались в неприступную крепость, способную выдерживать многолетнюю осаду, без перспектив для врага овладеть городом. На деле так и оказалось — для победы над Афинами Спарте пришлось строить флот, и только после того, как морские пути были перекрыты, Афины были вынуждены капитулировать. По условиям мирного жители города были вынуждены уничтожить стены, которое впоследствии были восстановлены и окончательно разрушены лишь в римскую эпоху.

Замок Крак де Шевалье

В Средние века, когда друг против друга воевали небольшими армиями, состоявшими из нескольких десятков, сотен и крайне редко тысяч человек, мощные каменные стены, окруженные рвом, были практически неприступны. Длительные осады, требовавшие колоссального напряжения сил, тоже практиковались крайне редко. Только в кинематографе и ряде произведений художественной литературы можно встретить лихое описание штурма средневекового замка. В реальности это задача трудновыполнима и исключительно сложна. Одной из самых мощных крепостей крестоносцев на территории современной Сирии был замок Крак де Шевалье. Усилиями Ордена госпитальеров была возведена стена толщиной от 3 до 30 метров, усиленная семью башнями. В XIII веке замок имел гарнизон до 2000 человек и огромное количество запасов, позволявших выдержать длительную осаду. Крак де Шевалье был фактически неприступен, неоднократно отражая натиск противника.. Его не раз осаждали, но всегда безуспешно. Только в 1271 году крепость была взята, правда, не штурмом, а только при помощи военной хитрости.

Сан-Эльмо. Мальта

К середине XVI века оплот мальтийских рыцарей представлял собой внушительную крепость. Она была окружена системой крепостных стен с бастионами, а батареи имели возможность вести перекрестный огонь, нанося значительный урон атакующим. Чтобы разрушить крепость, необходимо было планомерно обстреливать ее артиллерийским огнем. Мальтийский флот был надежно укрыт во внутренней бухте за линией оборонительных сооружений города Борго.

Узкий вход в бухту перегораживался массивной цепью. В 1565 году, когда турки предприняли попытку овладеть крепостью, гарнизон состоял из 540 рыцарей, 1300 наемных солдат, 4000 моряков и нескольких сотен жителей Мальты. Осадная армия турок насчитывала до 40 тысяч человек. В ходе боев туркам ценой колоссальных потерь удалось взять форт Сан-Эльмо, но в дальнейшем пришлось отказаться от попыток штурма других укреплений крепости и снять осаду.

Шуша

Безопасность крепости далеко не всегда зависит от массивности ее стен и оборонных сооружений. Выгодное расположение может свести на нет любое численное превосходство осадной армии. Например, как в случае с крепостью Шуша в Карабахе, которую русские войска обороняли в 1826 году. Возведенная практически на отвесных скалах цитадель, была фактически неприступна. Единственный путь в крепость представлял собой извилистую тропу, которая прекрасно простреливалась из крепости, а два установленных вдоль нее орудия могли картечью отразить любую попытку приблизиться к воротам.Бобруйская крепость

К началу Отечественной войны 1812 года крепость Бобруйска считалась новой и одной из сильнейших на западных рубежах Российской империи. Основная оборонительная линия крепости включала 8 бастионов. На вооружении четырехтысячного гарнизона было 337 орудий, огромные запасы пороха и продовольствия. В успехе лобового штурма противник никогда не мог быть уверен, а длительная осада означала, что крепость выполняла свою главную роль - задержать врага и выиграть время. В Отечественной войне 1812 года Бобруйская крепость выдержала многомесячную блокаду, находясь в глубоком тылу наполеоновской армии в течение всей войны. 16-тысячный польский отряд, осуществлявший осаду, после нескольких неудачных столкновений ограничился лишь блокадой Бобруйской крепости, оставив попытки штурма.

Всё-таки средневековые архитекторы были гениями - они строили замки, роскошные сооружения, которые были ещё и на редкость практичными. Замки, в отличие от современных особняков, не только демонстрировали богатство своих владельцев, но и служили мощными крепостями, которые могли удерживать оборону в течение нескольких лет, и при этом жизнь в них не останавливалась.

Даже сам факт, что многие замки, пережив войны, удары стихии и беспечность хозяев, до сих пор стоят целыми, говорит о том, что надежнее жилища пока не придумали. А ещё они безумно красивы и будто появились в нашем мире со страниц сказок и легенд. Их высокие шпили напоминают о временах, когда за сердца красавиц сражались, а воздух был пропитан рыцарством и отвагой.

Замок Райхсбург, Германия

Тысячелетний замок первоначально был резиденцией короля Германии Конрада III, а потом короля Франции Людовика XIV. Крепость была сожжена французами в 1689 году и канула бы в лету, но немецкий бизнесмен приобрел её останки в 1868 году и потратил большую часть своего богатства на восстановление замка.

Мон-Сен-Мишель, Франция


Ласточкино гнездо, Крым


Вначале на скале мыса Ай-Тодор располагался небольшой деревянный домик. А свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Он решил построить романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах реки Рейн.

Замок Сталкер, Шотландия


Замок Сталкер, что в переводе означает «Соколиный охотник», был построен в 1320 году и принадлежал клану МакДугалов. С этого времени его стены пережили огромное количество распрей и войн, что сказалось на состоянии замка. В 1965 году владельцем замка стал полковник Д. Р. Стюарт из Оллварда, который собственноручно вместе с женой, членами семьи и друзьями восстановил строение.

Замок Бран, Румыния


Замок Бран - это жемчужина Трансильвании, таинственный музей-форт, где родилась знаменитая легенда о графе Дракуле - вампире, убийце и воеводе Владе Цепеше. По преданию, он ночевал здесь в периоды своих походов, а лес, окружающий замок Бран, был любимым местом охоты Цепеша.

Выборгский замок, Россия


Выборгский замок был основан шведами в 1293 году, во время одного из крестовых походов на Карельскую землю. Он оставался скандинавским вплоть до 1710 года, когда войска I отбросили шведов далеко и надолго. С этого времени замок успел побывать и складом, и казармой, и даже тюрьмой для декабристов. А в наши дни здесь располагается музей.

Замок Кашел, Ирландия


Замок Кашел был резиденцией королей Ирландии несколько сотен лет до норманнского вторжения. Здесь же в V веке н. э. жил и проповедовал Святой Патрик. Стены замка стали свидетелями кровавого подавления революции войсками Оливера Кромвеля, который здесь заживо сжигал солдат. С тех пор замок превратился в символ жестокости англичан, настоящего мужества и стойкости духа ирландцев.

Замок Килхурн, Шотландия


Очень красивые и даже немного жуткие руины замка Килхурн расположились на берегу живописного озера Эйв. История этого замка, в отличие от большинства замков Шотландии, протекала достаточно спокойно - здесь жили многочисленные графы, которые сменяли друг друга. В 1769 здание пострадало от удара молнии и вскоре было окончательно оставлено, каким остается и по сей день.

Замок Лихтенштайн, Германия


Построенный в XII веке, этот замок несколько раз был разрушен. Его окончательно восстановили в 1884 году и с тех замок становился местом съемок для многих фильмов, в том числе для картины «Три мушкетера».

Основное наступательное вооружение бомбардировщика - безусловно, его бомбы. Но для защиты от смертельного врага – истребителей – часть грузоподъёмности приходится тратить на оборонительное стрелковое вооружение. Чтобы эффективно выполнять свои функции, пулемёты и пушки сопряжены с установками – конструктивными системами, обеспечивающими крепление оружия, его подвижность в двух плоскостях, подачу боекомплекта, прицеливание. Конструкция установок менялась со временем, адаптировалась по месту установки на летательном аппарате и т.д. Показательным примером этому может послужить американский бомбардировщик B-17.

В-17 – большой четырехмоторный самолет с объемным фюзеляжем и неплохой грузоподъемностью. Он создавался в середине 30-х годов, когда большое внимание уделялось аэродинамике самолетов, когда еще не были отброшен опыт Первой мировой войны, велся поиск тактических приемов использования тяжелобомбардировочной авиации. На прототипе и предсерийных экземплярах стояли оборонительные установки с ручным управлением, но оригинальной конструкции. В ходе войны самолет постоянно модифицировался, усиливалось вооружение, опробовались установки всевозможных типов и конструкций, так, что В-17 можно назвать своеобразной «выставкой достижений» авиационного оборонительного вооружения.

Носовые установки. У опытных XB-17 и предсерийных YB-17 в носу стоял остеклённый обтекатель-кок, который мог проворачиваться в вертикальной плоскости (за ручки на его обечайке). В круглом вырезе на его поверхности была смонтирована карданная пулеметная установка, закрытая почти сферическим экраном. Благодаря вращающемуся коку можно было перебрасывать установку по кругу в сторону цели.


Начиная с В-17В, носовое остекление было переделано. Сложная карданная установка была заменена на простую яблоковую. Она представляла собой шар с отверстием для ствола пулемета, который свободно вращался между двух сжимающих его фланцев. Фланцы можно было закрепить прямо на плексигласе любого экрана или окошка, проделав в нем соответствующее отверстие. У В-17В стояло одно “яблоко”, затем их количество увеличили.


Яблоковые шарниры имели ограничения – при их установке на боковых иллюминаторах или носовом коке повернуть ствол по курсу было невозможно. Самым простым решением стало «вдавливать» плексиглас термическим способом, чтобы «развернуть» «яблоко» вперёд.


На B-17F иногда в бортовых окнах яблоковые установки заменяли на карданные, при этом выдавливался спонсон-обтекатель, позволявший переместить простреливаемый конус ближе к оси самолета.


Начиная с B-17F были увеличены размеры боковых окон. У некоторых самолетов карданная пулеметная установка была закреплена в переднем щитке. Позже такая установка стала стандартной на B-17G.


На варианте истребителя сопровождения YB-40 под кабиной бомбардира смонтировали установку, аналогичную подфюзеляжной башне фирмы «Бендикс», которую ставили на первых В-17Е. Позже она стала стандартной для модификации “G”, только что закрывалась несколько изменённым куполом.


Один из YB-40 имел башенные установки фирмы «Консолидейтед» в носу и в хвосте, по образцу В-24.


Верхние установки. Начиная с модификации В-17Е на гаргроте появилась двухпулеметная башенная установка компании «Сперри», которую обслуживал бортинженер.


Верхняя установка в конце гаргрота над кабиной радиста. Первоначально был установлен шкворень с параллелограммным кронштейном, заменённый дугой с яблоковым шарниром по центру. Дуга шарнирно крепилась к боковинам люка.


На YB-40 в кабине радиста вместо верхнего люка поставили башенную турель “Бендикс”.


Нижние установки. На предсерийных самолётах и В-17В заднюю полусферу обороняли четыре блистерные установки: верхняя, подфюзеляжная и две боковые примерно одинаковой конструкции. На В-17С и В-17D вместо блистера поставили «ванну». Пулеметы вместе с патронными коробами крепились на кольце с горизонтальным шарниром. Кольцо могло передвигаться по бортовым желобам. В походном положении установку перемещали назад.


На модификации B-17Е нижнюю ванну сначала заменили на башенную установку фирмы «Бендикс», наводимую дистанционно с помощью перископа. Перископ стоял за башней, ближе к хвосту, его головка закрывалась прозрачным блистером.


Начиная со 113-го экземпляра «Бендикс» поменяли на обитаемую выдвижную башню компании «Сперри» с шарообразным экраном всем известного вида.


Боковые установки. На YB-17 по бортам фюзеляжа пулеметы устанавливались на карданах: пулемет шарнирно крепился в кольце, кольцо – шарнирно на прозрачном экране оживальной формы в виде блистера. Экраны для стрельбы проворачивались внутрь фюзеляжа.


На В-17В, В-17С и В-17D боковые блистеры заменили плоскими сдвижными экранами эллиптической формы со сдвижными створками, оставив старые вырезы в бортах. Пулеметы вращались на наклонных шкворнях, позволявших перебрасывать пулемёт вдоль окна.


На В-17Е и В-17F окна для боковых пулемётов делались прямоугольной формы, от ветра они закрывались сдвижной панелью с иллюминатором посредине. Перед окном имелся выдвижной ветровой щиток. У В-17Е пулеметы стояли на вертикальных шкворнях, боепитание осуществлялось из съемных коробов.

Затем весь проем застеклили, карданная пулеметная установка монтировалась по центру окна на «подоконнике».


У YB-40 для защиты бортстрелков на боковые пулемёты поставили по два бронещитка.


Также вместо одного пулемёта устанавливали по два, при этом проёмы сдвинули уступом, несимметрично, чтобы стрелки не мешали друг другу при одновременной стрельбе.


Начиная с В-17Е, была переделана хвостовая часть: в торце смонтировали двухпулемётную установку, наводимую вручную, и кабину пулемётчика.


На B-17G кормовая установка стала внешне напоминать установку В-29, но имела ручное наведение.

Поделиться: