Почему символом супружеской любви и верности стали святые петр и феврония. Кто такие петр и февронья - символы дня семьи любви верности

В России появился новый праздник - День семьи, любви и верности. Он отмечается летом, в день святых Петра и Февронии. Их брак в православной церкви считается образцовым.

Праздник часто противопоставляют традиционному на Западе Дню святого Валентина. День которого является ромашка, многие называют "Деть Петра и Февронии". Устанавливать памятники этой супружеской чете христиан считается хорошим тоном. Однако есть люди, чье мнение не совпадает с общепринятым: они не думают, что именно Петр и Феврония являются образцами верности и любви. Давайте посмотрим, что говорит о них древнее предание.

Повесть: очень сокращенное содержание

Петр спас жену своего брата от Змея, который прилетал каждую ночь обольщать ее. Умирая от меча Петра, Змей обрызгал его своей кровью, отчего все тело победителя покрылось неизлечимыми струпьями. Прослышал он, что есть в селе Ласково девушка-целительница. После некоторых словесных игр и соревнований в сообразительности, Феврония велела передать Петру, что она его вылечит, но только в том случае, если станет его супругой. У многих уже этот момент вызывает сомнение в ее бескорыстии и милосердии. Но продолжим, ведь история святых, в честь которых празднуют День Февронии и Петра, еще не закончена. Петр согласился, втайне решив, что не пристало ему жениться на дочери древолаза. То есть сразу замыслил обман.

Девушка налила хлебной закваски и велела будущему супругу попариться в бане, но не трогать один струп. Уже утром Петр был здоров и вернулся в Муром. Но поскольку он не стал брать в жены Февронию, от единственного оставшегося струпа болезнь распространилась снова. У бедного Петра не осталось выбора, и он вынужден был вернуться к Февронии и жениться на ней, хотя, ведь это абсолютно ясно, сделал это от безысходности. И вот такая история легла в основу празднования Февронии и Петра стал Есть люди (и их немало!), которые уверены: брак, основанный на коварстве девушки и беспомощности юноши, не может быть образцом для подражания. Ведь у бедного Петра просто не оставалось выбора: стоило ему покинуть супругу, он мог умереть от страшной и неизлечимой болезни. Возможно, в те времена, когда День Февронии и Петра еще не праздновали, такие отношения были нормой.

Но сегодня цивилизованные люди против любой зависимости в браке. О какой верности и любви можно говорить, если в случае разлуки с женой муж обречен на болезнь или смерть? Впрочем, дальше повесть говорит о том, что Петр отказался от княжения и отправился с Февронией, которую изгнали из города. Он старался жить по христианским заветам. Но почему же тогда после смерти тела супругов исчезли из индивидуальных гробов и оказались в одном, совместном, приготовленном еще при жизни? Ведь это категорически противоречит законам, которым подчиняются иноки (а супруги приняли монашество)? Не вырисовывается в этой повести ни образ истинного христианина, ни образец верного супруга. Не все придерживаются такого мнения, но оно есть, и игнорировать его нельзя. Конечно, многие с удовольствием отмечают праздник семьи, который, к сожалению, носит другое название - День Февронии и Петра. Только истинные влюбленные обходятся без ложных символов и пафосных памятников: они любят друг друга без принуждения.

Почему именно Петр и Феврония?

Эти святые прославляются Церковью не как преподобные, хотя они и приняли в конце своей жизни схиму, не как мученики и исповедники, хотя они и были изгнаны из своего города. Пост и молитва были частью их семейной жизни, а унижениям и опасностям они подвергались за то, что хранили верность друг другу. Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.

Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет, убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”. Они воистину стали покровителями христианского брака.

Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Тем самым святые Петр и Феврония включены в величественную картину по-христиански понятой истории мира, они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Этим они исполнили свое призвание христиан. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Комментарий Священника

Протоиерей Андрей Ефанов:

«О жизни святых Петра и Февронии достоверно мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество. Как единственное в своем роде исключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу.

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистника князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

Сегодня День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак. Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине - не значит в одиночестве.

Телесюжет о праздновании дня Семьи, Любви и Верности в Самаре

Тематические подборки раздела Традиции

О Петре и Февронии Муромских

У же несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.

Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

Житие святых Петра и Февронии. Автограф Ермолая (Еразма) (РНБ. Солов.. № 287/307. Л. 134)

Святая Феврония. Художник Александр Простев

Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление. Фрагмент иконы 17 века

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона

Икона благоверных святых Петра и Февронии.Икона благоверных святых Петра и Февронии.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

Почему символом супружеской любви и верности стали святые Петр и Феврония Россияне отмечают День любви, семьи и верности 8 июля, в день почитания святых супругов Петра и Февронии Муромских.

6 июля в Киров привезли икону с частицами мощей этих покровителей брака. Верующие смогут помолиться перед ней о даровании супружеского счастья в храме Иоанна Предтечи. А сегодня, 7 июля, от храма отправится крестный ход к памятнику Петру и Февронии. «Русская планета» узнала, как и почему князь и княгиня из Мурома стали символом супружеской любви и верности. Тристан, Изольда и Золушка Муромский князь Петр и его жена Феврония были канонизированы в качестве местночтимых святых в 1547 году. И светскими, и церковными авторами написаны десятки вариантов их жития. Но все они восходят к единому литературному источнику - «Повести о Петре и Февронии Муромских», созданной в XVI веке. Ее автором считаются православный священник Ермолай Погрешный, в иночестве принявший имя Еразм.

Покров с изображением Петра и Февронии. Фото: wikipedia.org – В XV веке в Муроме существовала церковная служба, посвященная этой княжеской паре, и в ней упоминались основные моменты сюжета будущей повести - победа Петра над змеем, женитьба на крестьянке и смерть супругов в один день, - напоминает корреспонденту РП кандидат филологических наук Татьяна Мошкина. - Поэтому Ермолай по примеру многих средневековых агиографов, создавая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», собрал и обработал бытовавшие в Муроме жития, легенды и предания. Жемчужина древнерусской литературы не может называться житием ни по форме, ни по содержанию, отмечал российский историк Василий Ключевский. – По агиографическому канону в любом житии должны быть композиционные части: появление на свет от благочестивых родителей, первые проявления святости, искушения, тяжкие труды, подвиги во имя веры, чудеса (прижизненные и посмертные), славная гибель, - продолжает Татьяна Мошкина. - А в «Повести о Петре и Февронии Муромских» практически ничего из этого нет - ни страданий за веру, ни мученической кончины, ничего. Зато есть элементы волшебной сказки, причем соединены сразу три распространенных ее сюжета. Первый - о победе над чудовищем. Второй - о мудрой деве, излечившей героя от ран, подобно тому, как Изольда спасла Тристана, заболевшего от крови сраженного им дракона. Третий - о простой девушке, «Золушке», сумевшей покорить своей добродетелью и скромностью прекрасного принца. Поэтому очевидно, что эта повесть объединила народные предания о Петре и Февронии, которые веками передавались от поколения к поколению, обрастая сказочными подробностями. Ведь даже финал у нее сказочный - «Жили долго и счастливо, и умерли в один день». Подобно Георгию Победоносцу В «Повести о Петре и Февронии Муромских» говорится, что благоверный Петр приходился младшим братом муромскому князю Павлу, с женой которого случилось несчастье. К ней стал прилетать и искушать ее крылатый змей, принимавший образ супруга. Невольно согрешившая женщина решила не скрывать позорную тайну и созналась во всем мужу. Князь приказал жене любым путем выведать у змея, как можно его погубить. Оказалось, что уничтожить совратителя может только Петр и только Агриковым мечом. Младший брат князя повторил подвиг святого Георгия Победоносца - храбро сразился со змеем и сразил его ударом меча. Но в самый последний момент испачкался в ядовитой крови чудовища, от которой по всему его телу пошли струпья и язвы. Ни один лекарь не сумел исцелить героя, и он уже приготовился к смерти, когда во сне Петру открылось, что надежда есть. Нужно лишь отыскать дочь древолаза (Бортника, зарабатывавшего на жизнь добычей дикого меда. - Примеч. РП) Февронию, жившую в деревне Ласковая возле Рязани. Петр так и поступил. Однако крестьянка, славившаяся на всю округу своими способностями целительницы, поставила князю условие: если она спасет его жизнь, то он из благодарности женится на ней. Петр сначала дал такое обещание, но потом, излечившись, решил его нарушить. Однако предусмотрительная девушка заранее предвидела такой исход, и вылечила на теле князя все струпья, кроме одного. Поэтому вскоре страшная болезнь вернулась снова, на этот раз Петр взял в жены простолюдинку. Впрочем, вскоре он перестал жалеть о своем решении, искренне полюбив свою незнатную, но добрую и мудрую супругу. После смерти старшего брата Петр правил в Муроме. Но бояре и особенно их жены не пожелали признавать княгиней девушку из бедной семьи. Они потребовали, чтобы Феврония покинула город. Тогда Петр вместе с женой добровольно отправился в изгнание. Но вскоре супругов попросили вернуться - борясь за власть, бояре пролили много крови и отдали титул князя законному владельцу. Петр и Феврония правили долго и милосердно, сотворив тысячи добрых дел. Княгиня со временем заслужила искреннюю любовь всех горожан, целиком посвятив себя благотворительности и став заступницей сирых и убогих. А в старости супруги приняли постриг, став монахами в разных монастырях. Но и после вынужденной разлуки больше всего любящая пара хотела умереть в один день и час, и их горячие молитвы были услышаны. Незадолго до своей смерти Петр и Феврония завещали, чтобы их тела похоронили в одной заранее изготовленной по их заказу каменной гробнице, разделенной на две части тонкой перегородкой. Однако исполнителям их воли это показалось неподобающим для монахов, и они приняли решение захоронить тела Петра и Февронии в разных гробах и монастырях. А уже на следующий день обнаружили, что супруги лежат рядом друг с другом, в одном гробу. Еще два раза их тела пытались разнести по разным храмам, но они снова оказывались рядом. Лишь после этого люди смирились и похоронили неразлучную пару в едином гробе в кафедральном Борисоглебском соборе. Князь из летописей Повесть, объединившая все народные сказания о Петре и Февронии, была написана по заказу московского митрополита Макария. Однако она получилась недостаточно соответствующей канону, и митрополит решил не включать ее в составленные им «Великие Четьи-Минеи», что не помешало повести продолжить свое существование в качестве апокрифа. Крепла местная традиция почитания святых супругов. Общероссийской она стала после того, как князь Иван Грозный решил возвести в их честь в Муроме новый каменный собор взамен обветшавшего Борисоглебского. 8 июля - день, когда мощи Петра и Февронии были перенесены в этот собор, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, - и стал официальным днем почитания этих святых. – Невероятно популярной оставалась и «Повесть о Петре и Февронии Муромских», благодаря чему сохранилось множество вариантов ее текста. На сегодняшний день известно 300 списков и 8 различных редакций, - говорит Татьяна Мошкина. Историки уже долгие годы спорят, кем были исторические прототипы ее героев, чьи тела покоятся в гробнице канонизированной пары. Большинство исследователей склоняются к версии, что это известный по летописным текстам муромский князь Давид Юрьевич и его супруга. – К Давиду Юрьевичу муромский престол перешел после смерти его старшего брата Владимира, возможно, принявшего имя Павел после крещения, - рассказывает корреспонденту РП историк Владимир Ткаченко. - О его жене княгине Ефросинье, ставшей после пострига Февронией, никаких достоверных сведений не сохранилось. Не исключено, что она действительно происходила из незнатного рода и отличалась благочестием. Известно также, что в этом браке родилось трое детей, а сам Давид Юрьевич, как и его супруга, принял перед смертью постриг, взяв имя Петр. Любовь, отлитая в бронзе В 1934 году муромский Богородицкий собор был закрыт, а потом и вовсе снесен. А мощи Петра и Февронии были выставлены в экспозиции местного историко-художественного музея, где использовались для антирелигиозной пропаганды. Лишь в 1989 году святыню вернули Русской православной церкви, поместившей мощи в Благовещенский собор Мурома. В 1992 году останки княжеской четы было решено перенести в Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря. После этого они оказались на том же самом месте, где были похоронены изначально, ведь раньше на месте Троицкого собора стоял Борисоглебский. Так замкнулся посмертный круг странствий любящих супругов, не разлучившихся и после смерти. – День последнего перенесения мощей Петра и Февронии, 19 сентября, решением Священного Синода признан еще одним днем почитания этих святых, - говорит корреспонденту РП протоиерей, кандидат богословия Максим Широков. - Это решение было принято потому, что 8 июля выпадает на Петров пост, когда запрещено совершать таинство брака. Однако государственный праздник День любви, верности и согласия был установлен по более старой дате, 8 июля. Начиная с 2004 года во многих российских городах к этому дню с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II устанавливают скульптурные памятники святым супругам. Это первый за всю историю православия прецедент массового тиражирования скульптур православных святых.

Поделиться: