Ст ук рф оскорбление чувств верующих. Оскорбление чувств верующих

К трем годам и шести месяцам заключения условно блогера Руслана Соколовского, снявшего ролик о "ловле покемонов" в екатеринбургском Храме-на-Крови. Соколовский обвинялся по трем статьям Уголовного кодекса (УК) РФ: часть 1 статьи 282 ("Возбуждение ненависти по религиозному и национальному признакам"), часть 1 статьи 148 ("Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих") и статья 138.1 ("Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации").

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о том, как в России появилась и применялась статья об оскорблении религиозных чувств верующих.

История статьи

В июне 1993 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях была введена статья 193 "Нарушение законодательства о религиозных культах", предусматривавшая штраф до 50 руб. за воспрепятствование "совершению религиозных обрядов, не нарушающих действующее законодательство". В августе того же года после внесения в нее ряда изменений она была переименована в "Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания".

Впервые формулировка "оскорбление религиозных чувств" появилась в 2002 г. , когда вступил в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). В нем содержалась статья 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях". Часть 2 данной статьи предусматривала, что "оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда".

29 июня 2013 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан". Этот закон был внесен в Государственную думу межфракционной группой 26 сентября 2012 г. , принят Госдумой 11 июня 2013 г. , одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 г. Согласно поправкам в УК, лица, допустившие "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих", стали наказываться различными мерами: от штрафа и принудительных работ до лишения свободы на срок до одного года. Часть вторая данной статьи предполагает наказание в виде тюремного срока до трех лет за совершение тех же деяний в местах, специально предназначенных для богослужений.

Поправки в статью 148 были внесены после скандальной акции группы Pussy Riot в московском Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 г. В августе того же года участницам так называемого панк-молебна Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич был вынесен приговор по статье "хулиганство" - два года колонии общего режима. Самуцевич приговор был заменен на условный. В декабре 2013 г. Толоконникова и Алехина были амнистированы.

Случаи приговоров за оскорбление чувств верующих

Включая приговор Руслану Соколовскому, в СМИ публиковались сведения о шести приговорах по частям 1 и 2 статьи 148 УК РФ.

Первый приговор по части 1 статьи 148 УК РФ был вынесен в сентябре 2014 г. мировым судьей судебного участка №2 Первомайского района Ижевска. Местный житель (его имя не называлось), разместил в социальной сети "ВКонтакте" "информацию, направленную на оскорбление религиозных чувств верующих (мусульман)". Мировой судья назначил ему наказание в виде 200 часов обязательных работ.

24 февраля 2016 г. в Оренбурге суд вынес приговор в отношении Сергея Лазарова. В 2013 г. он разместил на своем сайте статью, в которой содержались резкие выпады в отношении православного христианства. В апреле 2016 г. Лазаров был признан виновным по части 1 статьи 148 УК РФ. Его приговорили к денежному штрафу в размере 35 тыс. руб. с освобождением от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

28 июля 2016 г. Элистинский городской суд вынес приговор дагестанскому спортсмену-борцу Саиду Османову. Причиной судебного разбирательства послужил инцидент: атлет зашел в буддийский храм, справил там малую нужду и нанес удар ногой в нос статуе Будды. В отношении Османова сначала было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 148 УК РФ, впоследствии к ней было добавлено обвинение по части 1 статьи 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти по религиозному и национальному признакам"). Он был приговорен к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.

12 апреля 2016 г. Кировский районный суд Екатеринбурга принял решение о направлении на принудительное лечение Антона Симакова (по его собственным словам, он являлся "магистром магии вуду"), в отношении которого ранее было заведено уголовное дело по части 1 статьи 148 УК РФ. Причиной судебного разбирательства послужил "обряд по магическому воздействию на власти Украины", совершенный Симаковым в присутствии журналистов.

31 мая 2016 г. мировой судья судебного участка №10 Вятскополянского судебного района Кировской области признал местных жителей Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина виновными в том, что осенью предыдущего года они водрузили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка (Вятскополянский район). Приговор вынесли по части 1 статьи 148 УК РФ: каждому из обвиняемых были назначены 230 часов обязательных работ.

Оскорбление чувств верующих карается Уголовным кодексом РФ, а именно - статьей УК РФ под номером 148. Так, необходимо быть в курсе закона, чтобы предостеречь себя от пагубных последствий в виде штрафов и лишения свободы. Что же подразумевается под оскорбление, и каково будет наказание, рассмотрим далее.

Законодательная база

Нарушение прав на свободу совести и вероисповеданий карается мерами, указанными в статье 148 УК. Субъектом правонарушения, который может понести наказание, может стать только физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С оригинальным текстом статьи 148 УК можно ознакомиться, .

В зависимости от тяжести нарушений, которые произведет нарушитель, суд устанавливает различные варианты наказания.

Неуважение, выказанное публично

Правонарушитель, который уличен в явном неуважении к религиозному сообществу или действиях, совершенных с целью оскорбления чувств паствы, в зависимости от тяжести, понесет одно из следующих наказаний:
  • Выплатит штраф. Его размер определяется в соответствии с доходом или заработной платой за период до двух лет (до 300 тысяч рублей).
  • Осуществит работы принудительного характера (до одного года) на благо общества.
  • Понесет лишение свободы (до одного года).

Нарушение деятельности религиозных обществ

Косвенное или прямое нарушение религиозных обрядов, собраний, богослужений, молитв и других проявлений деятельности религиозного общества наказывается:
  • лишением прав на свободу до 3-х месяцев;
  • работой исправительного характера на благо общества или религиозной организации (до одного года);
  • обязательной профилактической работой на срок до 360-ти часов;
  • взысканием суммы в размере доходов (зарплаты или иных поступлений средств) до 300 тысяч рублей.

Деяния, противоречащие религиозным убеждениям

Одним из самых серьезных наказаний подвергается нарушение первого пункта 148 статьи УК РФ. Они связаны с осквернением или надругательством, совершенных в местах, специально созданных для проведения обрядов и служб, а также памяток и религиозных символах.

Самой серьезной мерой наказания является ограничение свободы сроком от 1-го до 3-х лет. Наказание может быть вынесено в виде исправительных работ на тот же срок или обязательной отработкой повинности в течение 480-ти часов. В большинстве случаев назначается штраф в размере заработной платы или любого иного дохода, получаемого правонарушителем, в размере до 500 тысяч рублей.

Важно: В большинстве случаев, доказать, что деяния действительно противоречат убеждениям религиозного общества и были произведены умышленно, очень сложно. Перед судебным разбирательством обязательно оцените свои шансы на успешный исход дела, обратившись за консультацией к адвокату.

Наказание за оскорбление с применением служебного положения или угрозы насилия

В данном случае, максимальная мера наказания - является лишение свободы сроком до одного года или исправительные работы с тем же сроком. При меньшей провинности назначается штраф в размере до 200 тысяч рублей. Расчет суммы взыскания производится согласно источнику дохода физического лица или размера заработной платы.

В большинстве случаев, столь серьезные нарушения могут привести к тому, что правонарушитель будет лишен возможности занимать ответственные посты, связанные с его деятельностью. Возможен полный запрет на занятия деятельностью, связанной с нарушением. Запрет назначается сроком до двух лет.

Видео: Чем грозит оскорбление чувств верующих?

В следующей видео-презентации предлагается подробно узнать, какое наказание придется понести, если оскорбить чувства верующих:

– У наших соседей, в Ставропольском крае, недавно случилась история, достойная не начала 21 века, а времён царя Алексея Тишайшего или испанской инвизиции. Началось всё с того, что в соцсетях поспорили верующий с атеистом. Один в качестве довода в дискуссии привёл цитату из апостола Павла, а другой ответил ему, что «Бога нет», а «Библия – сборник еврейских сказок».

Казалось бы – ну поспорили и поспорили, мало ли на просторах Сети ежедневно случается стычек на разные темы, зачастую и ещё более острых? Но на этот раз «богословский» диспут получил совершенно неожиданное продолжение – верующие участники спора написали на атеиста заявление в полицию. И началась фантасмагория – на блоггера завели уголовное дело по статье «за оскорбление чувств верующих», изъяли компьютер, а самого его следствие отправило на месячную психиатрическую экспертизу. Сейчас идёт судебный процесс. Как вы прокомментируете эту историю?

– В связи с этим мне сразу вспомнилась другая история, которую меня тоже просили прокомментировать. Недавно пронеслась новость, что Церковь, якобы, хочет запретить изучение в школе Чехова, Бунина и Куприна. Я начал искать подробности в Интернете, и выяснилось, что протоиерей Артемий Владимиров (кстати, тоже писатель, член Союза писателей России, кандидат филологических наук и человек, который безумно любит русскую литературу и является её подлинным знатоком, так что обвинить его в том, что он является каким-то невежественным обскурантом и мракобесом, очень сложно) просто предложил заменить в школьной программе несколько рассказов, темы которых касаются супружеских измен и других неоднозначных предметов, на другие.

Я потом перечитал один из этих рассказов, чеховский «Про любовь», и полностью согласился с протоиереем, без этого рассказа школьникам вполне можно было бы обойтись. Без «Дамы с собачкой» и «Вишнёвго сада» обойтись нельзя, а без этого – можно. И отец Артемий сказал всего лишь, что совершенно необязательно рекомендовать школьникам именно эти рассказы. Однако же из этих слов отца Артемия раздули огромный скандал, просто утаив часть правды и исказив слова священника, чтобы обвинить его в обскурантизме и черносотенстве.

Мне почему-то кажется, что и в этой истории со ставропольским блоггером тоже имело место что-то подобное. Потому что много кто говорил и что «Бога нет», и что «Библия – сборник сказок», но ни к кому ещё на этом основании не приходили полицейские и не изымали компьютер. Вполне возможно, что имело место что-то ещё, более серьёзное, что осталось «за кадром».

– А как вы считаете, принятие закона о защите чувств верующих – это позитивное явление? Он действительно нужен верующим?

– Я уже не раз говорил, что, по-моему, как раз неверующие люди больше нуждаются в защите своих чувств, чем верующие. У нас почему-то принято считать, что религиозные чувства верующего оскорбить намного легче, но, на мой взгляд, дело обстоит совершенно наоборот. У верующего есть выход на перспективы Вечности. Он понимает, что если его здесь и сейчас кто-то безнаказанно оскорбляет и обижает, то в конечном итоге Бог всё расставит по своим местам. А у атеиста возможности такой апелляции нет. Для него остаётся только земной суд и закон, и только государство может защитить его чувства. Поэтому я считаю, что законы о защите чувств должны работать в обе стороны.

А вообще то, что граждане обращаются в суд – это нормальное явление. Что здесь плохого? Суды и законы нужны для правового регулирования отношений между людьми. А если закона не будет, то эти люди начнут сами регулировать свои отношения, и возможно самым нежелательным образом. Как пример можно привести того же Энтео и ему подобных. Я сторонник того, чтобы люди решали свои разногласия цивилизованным способом, в суде, а не варварскими методами на улицах.

При этом хочу ещё раз подчеркнуть, что законы не должны действовать однобоко. Если они будут защищать исключительно интересы верующих и игнорировать права неверующих, то это будет неправильно.

– А вправе ли христианин вообще писать какие-либо жалобы и обращаться в суд? Не говоря уже о том, чтобы доказывать свою правоту кулаками? Ведь если он настоящий христианин, то должен следовать словам Христа, который говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». А если он не следует заповедям Христа, то он по факту не является христианином, и тогда о каких оскорблённых христианских чувствах можно вообще говорить?

– Во-первых, у человека не могут быть отобраны гражданские права на основании того, что он – христианин. А право обратиться в суд – неотъемлемое право любого человека. Заповеди же Христа следует воспринимать как некий эталон, которого могут достичь далеко не все. И любовь к врагам, и ответ добром на зло – это высшие христианские ценности. А многие из нас не дошли ещё и до самых азов христианства.

Христос говорил: «Раздай имение своё нищим и следуй за Мной». При этом далеко не все христиане готовы отказаться от имущества, от собственности, и пойти в монахи. Но нельзя же им на этом основании отказать в звании христианина. Христос сказал, что если будете иметь веру, то сможете переставлять с места на место горы. Мы не можем переставлять горы, но это же не значит, что у нас совсем нет веры. Так и здесь – многие православные не готовы обращать другую щёку просто по причине своего несовершенства.

– А настоящий христианин, такой, каким он должен быть, например, кто-нибудь из Святых Отцов, не стал бы в аналогичном случае подавать в суд?

– Думаю, что скорее он написал бы какое-нибудь апологетическое сочинение, или сказал бы «Прости им, Господи, не ведают, что творят».

– Включая святого Николая Мирликийского, который, по церковной легенде, доказывал на Никейском соборе свою правоту еретику Арию затрещинами, или Иоанна Златоуста, призывавшего «освятить руку»?

– Есть все основания считать, что описание «заушения» святителем Николаем Ария – не более чем легенда, вставленная в жития святого не ранее XVI века. Ни в каких более ранних источниках – ни в житии, написанном в X веке Симеоном Метафрастом, ни «Четьях Минеях» этого эпизода нет.

Что же касается святого Иоанна Златоуста – во-первых, из его жития следует, что сам он, вопреки своим словам, никогда руку подобным образом не «освящал», а во-вторых, цитата эта, выдернутая из контекста того времени и тех культурно-исторических реалий, совершенно неправильно понимается и трактуется современными «энтео». На самом же деле речь идёт не столько о наказании, сколько о вразумлении богохульника, которым его можно спасти от наказания по действующим законам того времени, которое могло быть гораздо более тяжким. Как в наше время родители делают строгое внушение своему непослушному ребёнку, с тем, чтобы отвратить его от вещей, могущих принести ему большие проблемы в будущем. А телесные наказания для детей в ту эпоху были общепринятой практикой, и вопрос о правомерности или неправомерности их применения даже не стоял.

– Закон о защите чувств верующих был принят после приснопамятного панк-молебна группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Мнения православных по поводу этой выходки разделились. Большинство были за самые тяжкие кары для кощунниц, но другие, как например, Андрей Кураев выступили против их уголовного преследования и тюремных сроков. А на чьей стороне вы?

– Как я уже сказал, то, что верующие обратились за защитой своих чувств в суд – это нормальное явление. Но наказание, конечно, как я считаю, было чрезмерно строгим. Суд мог ограничиться штрафом или обязать принести извинения за свои действия. Подчеркну – не за свои атеистические взгляды, а за оскорбительный для других людей поступок.

То же самое касается и верующих. Я, например, тоже могу невзначай оскорбить чем-нибудь неверующего человека. И тогда я попрошу за это прощения. Это не будет означать, что я от этого принимаю его позицию и тоже становлюсь неверующим, я буду просить прощения лишь за то, что сказал или сделал что-то такое, что этого человека обидело.

– Один из оскорбившихся словами ставропольского блоггера на судебном заседании не смог вспомнить названия храма который он посещает, имя своего духовника, время и место последнего причастия, а также Символ Веры. Можно ли назвать такого человека христианином?

– Конечно, нет. И если так, то речь идёт не о конфликте верующего с атеистом, а о том, что какой-то сумасшедший подал в суд на другого такого же.

– Рискую подпасть под закон о защите чувств верующих, но всё же задам вопрос: а разве не является сказкой книга, в которой фигурируют великаны, говорящие животные, колдуны и прочие атрибуты этого жанра?

– А произведения, например, Булгакова, Пелевина или Стругацких можно с этой точки зрения назвать сказкой?

– Думаю, что да.

– Но они помогают что-то понять, в чём-то лучше разобраться?

– Без сомнения.

– Вот и верующим людям определённые символические и аллегорические трактовки каких-то явлений, событий и исторических фактов помогают лучше разобраться в предмете своей веры.

– Но произведения Пелевина не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.

– А кто сказал, что исторические книги Ветхого завета, например, на это претендуют?

– В таком случае, где в Священном Писании проходит та грань, где заканчивается аллегория и начинается объективность?

– В церковном Предании и в богословии на это существуют разные взгляды. Креационисты, например, утверждают, что Бог создал землю за семь дней, в буквальном смысле, и произошло это семь с половиной тысяч лет назад. Другие же, здравомыслящие и не менее верующие люди говорят, что не надо понимать книгу Бытие так буквально. И что вообще, в древнееврейском языке, на котором писались библейские тексты, многие слова имели не совсем то значение, как мы понимаем их в современных переводах, а зачастую и совсем не то. В этом нам помогают разобраться такие науки, как экзегетика и герменевтика.

Боговдохновенность же библейских книг совершенно не означает, что пророки или апостолы были некими медиумами. Было, конечно, и такое, что пророки транслировали слова Бога буквально. Но это не значит, что другие библейские книги, например, Пятикнижие Моисеево было написано в буквальном смысле «под диктовку» свыше. Кроме заповедей и прямых Божьих предписаний там присутствуют и легенды, и сказания, и мифология древнееврейского народа.

– Но если мы встаём на путь аллегорического толкования библейских текстов и принимаем допотопных великанов или Валаамову ослицу, которая говорит человеческим голосом, за аллегорию, то что мешает пойти дальше и считать, что таковой же является и Непорочное зачатие, и Боговоплощение, и Воскресение с Вознесением?

– Всё это уже было в истории богословия. Возникающие ереси заставляли Церковь яснее и чётче формулировать своё кредо и выкристаллизовывать догматы. И даже в границах ортодоксии ещё в 3 и 4 веках были разные традиции понимания ветхозаветных сюжетов у отцов Александрийской и Антиохийской богословских школ (соответственно, аллегорическая и буквальная). В нашем Символе Веры догматизируются всё же, в основном, события не ветхозаветной, а новозаветной истории. Поэтому человека, который подвергает сомнению, что каждый день творения равнялся 24 часам и человеческой истории семь с половиной тысяч лет, но при этом признаёт вочеловечение Сына Божия, можно назвать христианином, а того кто верит во все десять египетских казней, но отрицает воскресение Христа, увы, нет.

Проблема в том, что если человек с его несовершенным разумом остаётся один на один со священными текстами, то ошибки и непонимание неизбежны. Но не надо забывать о том, что есть Бог, который может вразумлять человека и помогать ему. Есть также двухтысячелетний опыт святых отцов, который мы называем Преданием. И, что немаловажно, понимание Писания – это ещё и область индивидуальных отношений человека с Богом, где работает евангельский принцип «Чистые сердцем Бога узрят». А сказать кому-то, что вот, тебе, а также всем остальным, надо понимать прочитанное в Библии именно так, а не иначе, нельзя.

Особенно это касается ветхозаветных текстов, чтобы их воспринимать, нужно иметь определённую подготовку. И помнить при этом, что для христианина Новый завет первичен, а Ветхий завет лишь подготавливает человека к принятию Христа.

Вот такая беседа состоялась у нас с настоятелем Калачёвского Свято-Никольского храма. Интересная, содержательная, и ещё раз подтвердившая, что верующий с атеистом вполне могут вести диалог спокойно и конструктивно, без перебранок, метания друг в друга кожурой от бананов и судебных тяжб.

С 2013 года в статье 148 УК РФ появились определяющие изменения, относящиеся к понятию оскорбление чувств верующих. До этого года закон предусматривал наказание лишь за действие, препятствующее обрядам людей и организаций, являющихся религиозными.

Статья 148 УК РФ в последней редакции — описание изменений про оскорбление верующих

Новая редакция данной статьи УК РФ перетерпела огромные изменения. То что было прописано ранее, теперь стало третьей частью статьи.

Отныне первая часть говорит о том, что действие можно считать преступным, если оно выражается публично в явном виде и при этом направлено на унижение чувств верующих, выражая неуважение к обществу, проповедующему определенное вероисповедание.

Интересно, что действие по принятию этого закона, стало дискуссионным. Объясняется этот факт, что в УК РФ есть определенные законы, где упомянут похожий состав. Например, в статье 213 предусмотрено наказание и ответственность за действие, которое является совершенным из-за ненависти к обществу, в том числе связанное с религиозными взглядами.

За унижение достоинства и возбуждение вражды по мотивам вероисповедание наказание прописано в статье 282 УК РФ. Если же осуществлено осквернение имущества, которое используется для религиозной цели, то ответственность наступает по 214 статье УК РФ.

Оскорбление чувств верующих – описание и признаки оскорбления

Оскорбление чувств верующих, согласно со статьей 148 УК РФ, имеет следующие критерии:

  • 1. Осуществлено публично (так что делать в кругу единомышленников можно что-либо, а одевать футболку с провокационной надписью нельзя).
  • 2. В нем выражается явное неуважение к определенному обществу.
  • 3. Основная цель действия – оскорбление чувств верующих.

Необходимо прояснить последний пункт. Поэтому стоит различать действия, которые не имели цели оскорбить людей, и те, которые такую цель преследовали. Поэтому по закону нужно обязательно доказывать, что в преступлении существовал прямой умысел.

Такое правонарушение — это ущерб, который причинен чести, достоинству, совести человека и выражен зачастую в не самых приличных формах, не соответствующих понятиям морали.

Оскорбление чувств верующих статья 148 УК РФ и наказание по статье

Статья 148 оскорбление чувств верующих УК РФ с последними изменениями посвящена именно этому вопросу. Судебная практика показывает, что бывает трудно определить само понятие «религиозные чувства». Как вариант – это глубокая привязанность к объектам поклонения определенной религии.

За такое действие как оскорбление чувств верующих по закону однозначно наступает наказание. Важно, чтобы, например, из уст правонарушителя прозвучало не оценочное мнение. Только в том случае, если определенно, что атеист действительно оскорбил другое лицо, есть вариант, что правонарушителя будут судить.

Наказание также наступит за препятствие в работе религиозных организаций, в том числе проведении церемоний и обрядов. Еще большее наказание последует за использование в своих недобросовестных целях служебного положения.

Закон об оскорблении чувств верующих – наказание и штрафы по закону в России

В зависимости от конкретных особенностей совершенного действия отличается и срок наказания. Например, в одних случаях штраф может составлять вплоть до 300 000 рублей, в других – 500 000 рублей. Если доказали вину человека и осудили его, то размер срока, на который могут лишить свободы по УК РФ, равен одному году.

Нарушение права в виде высказывания можно расценивать как оскорбление чувств верующих в соответствии с законом, если оно:

  • 1. Является негативным.
  • 2. Обращено прямо к людям с религиозными убеждениями.
  • 3. Характеризует личность потерпевшего.
  • 4. Его форма является неприличной.
  • 5. Было осуществлено публично (в СМИ, в документе на работе, в Интернете).
  • 6. Цель – унижение чести человека в связи с его религиозными убеждениями.

Интересно, что если хотя бы одного из вышеприведенных признаков нет, то возбуждение уголовного дела не имеет смысла, ведь оно к наказанию правонарушителя за его действие не приведет. И даже штраф, вероятнее всего, не будет выписан.

Поделиться: