Советы по съемке архитектуры. Архитектурная фотография

Фотограф имеет дело с весьма статичным и постоянным объектом. В отличие от других жанров, тут, за редким исключением, нельзя делать ставку на уникальность момента - приглянувшееся здание можно снимать в любой день, на протяжении многих десятилетий, выбирая погоду и освещение на свой вкус. Кроме того, велика вероятность, что идея сфотографировать интересное строение пришла в голову не только вам, особенно если оно красиво или имеет историческую ценность.

Для того чтобы получить хороший кадр, недостаточно просто запечатлеть результат работы архитектора - надо найти свежее оригинальное решение, подчеркнуть особенности здания, передать его суть и настроение.

Огромное значение в решении этой творческой задачи имеет правильный выбор точки съемки, и тогда получится найти выразительный ракурс, выстроить композицию кадра и планы.

Точка съемки определяется расстоянием, положением на плоскости и высотой. От расстояния зависит масштаб объекта и ракурс. Чем ближе фотограф к снимаемому предмету - тем тот получится крупнее. Ракурс - это перспективное искажение изображения. Дополнительную динамичность снимку можно придать, подойдя к зданию ближе и воспользовавшись широкоугольным объективом или наиболее коротким фокусным расстоянием в компакте. Ведь всегда интересно взглянуть на привычные очертания по-новому. Такой ракурс характеризуется сильно выраженной перспективой, образующей диагональные линии. Очень выигрышно смотрятся в этом ракурсе промышленные здания, мосты и стройки: подчеркиваются индивидуальные особенности конструкций, акцент смещается в сторону их мощи и значимости.

Съемка стандартными объективами и телевиками с большого расстояния, наоборот, дает более привычное взгляду изображение, тяготеющее к документальности и реалистичности.

Обойдя вокруг здания, смещая его в кадре чуть правее или левее, можно решить задачи композиции, переднего и заднего плана, а также найти наиболее выигрышный ракурс сооружения, сочетаемый с имеющимся освещением. Как правило, здания лучше снимать с угла, так, чтобы открыть взгляду две плоскости стен. Это передает объемность пространства и демонстрирует архитектурные особенности строения. В этом положении проще выявить диагонали, очень оживляющие изображение.

В некоторых случаях можно попробовать воспользоваться фронтальным ракурсом , но чаще всего он проигрывает в выразительности. Такой ракурс наиболее актуален в ситуациях, когда хочется подчеркнуть симметричность строения или продемонстрировать повторяющийся ритм образующих его элементов. Каноническим в этом плане является изображение Большого театра: снятое с фронтона, оно привлекает рисунком колонн, простотой геометрической формы крыши и некоторой обобщенностью силуэта. Скрасить скучноватое впечатление от идеального в целом изображения поможет присутствие переднего плана: деревьев, людей, малых архитектурных форм, а также умелое использование тональной перспективы и особенностей освещения.

Помимо переднего плана на фотографии, важно видеть и уметь анализировать фон. Снимки с размытым задним планом выглядят интереснее, для достижения этого эффекта надо правильно подобрать значение диафрагмы и выбрать позицию, с которой за снимаемым зданием есть промежуток до следующих (например, это может быть участок улицы). Передний план не должен отвлекать на себя слишком много внимания, но должен хорошо вписываться в композицию снимка и не сливаться со зданием. В идеале он должен отличаться от здания по тону или цвету, но не быть чрезмерно массивным или ярким. Хороши ажурные решетки, растения, скамейки, а также объекты, перекликающиеся формой с предметом съемки.

Отдельно хочется упомянуть о съемке из арки, когда изображение будто бы обрамляется некой рамкой. Чтобы избежать чрезмерного контраста освещенного пространства и темных стен подворотни, экспозиция замеряется по светлой части кадра, а стены арки и передний план лучше подсветить вспышкой небольшой мощности. В качестве альтернативного метода - при наличии штатива можно воспользоваться технологией HDR.

Часто проблему представляют провода, столбы и прочие малопривлекательные предметы, попадающие в кадр. При дальнейшей цифровой обработке снимка убрать их будет вовсе не сложно. Однако для облегчения этой задачи попробуйте с самого начала расположиться так, чтобы лишние артефакты попали на однотонные участки стен, неба, асфальта.

При выборе точки съемки необходимо учитывать положение солнца и прочих источников света. Желательно, чтобы свет падал на здание под углом, то есть источник света находился позади и сбоку от фотографа. Такое освещение подчеркнет украшающие здание детали и, за счет разной освещенности стен, продемонстрирует трехмерность объекта. Положение под углом против солнца предоставит возможность поймать красивые блики на окнах, особенно утром и вечером, когда светило достаточно низко над горизонтом. Такое освещение поможет скрыть недостатки здания или окружающего его пейзажа, снимок получится контрастным и броским.

В зависимости от положения по вертикали, различают нормальную, нижнюю и верхнюю точку съемки. Нормальной считается съемка приблизительно с высоты человеческого роста. Она позволяет передать вид на здание таким, как мы его обычно видим.

Нижняя точка наделяет монументальностью и величием, создает впечатление большего размера сооружения. В сочетании с резким ракурсом, получаемым при съемке на небольшом расстоянии широкоугольником, может возникнуть давящее ощущение нависающей громады (например, моста). При использовании нижней точки съемки, фоном для здания часто оказывается небо. Пушистые белые облака на голубом, цветовые переходы на восходе и закате необыкновенно украшают фотографии. Грозовое небо, особенно в сочетании с освещенностью фасада здания низко стоящим солнцем, создает тревожное настроение и придает всей сцене драматизм. Напротив, серое и скучное небо, равномерно затянутое унылыми дождевыми облаками, не лучшим образом сказывается на выразительности снимка, и, если только замысел фотографа не предусматривает передачи именно этого ощущения тоски, в такую погоду нижний ракурс лучше не использовать.

Верхняя точка съемки подчеркивает масштабность изображаемых пространств, показывает воздух, простор. Съемка сверху раскрывает общие планы изображения и приуменьшает значимость каждого отдельного строения. Снятые с большой высоты дома похожи на детские игрушки. Особого эффекта можно добиться при фотосъемке с высоты птичьего полета (из башен типа Останкинской, с вертолета или самолета). При таком взгляде проявляется неочевидный с земли рисунок улиц, кварталов, дорог и рек. Мы имеем дело уже не с архитектурными ансамблями, а с картиной города в целом. Еще интереснее снимать сельские участки: похожие на лоскутное одеяло разноцветные поля и аккуратненькие клеточки садов и огородов, с отчетливой планировкой и крошечными домиками-символами.

Верхний ракурс оригинален, отчасти именно потому, что нелегко устроить съемку при таких условиях. Он ассоциируется с романтическим настроением. К примеру, нарядные черепичные крыши старых городов будто приглашают побродить по ним, а ночные съемки мегаполисов придают ощущение мистического полета над дремлющим городом.

При съемке с крайних точек - нижней и, в особенности, верхней - большое значение приобретает положение линии горизонта, которую желательно размещать в точке золотого сечения (это приблизительно 35% от края кадра). В верхней или нижней части - зависит от того, на чем нужно сфокусировать внимание зрителя. Например, если это высокое здание на фоне красочного неба, то горизонт нужно опустить вниз; если требуется спроецировать строения на поверхность, приземлить их - располагаем линию в верхней части.

И наконец, поговорим о типичных проблемах, с которыми сталкивается фотограф при съемке архитектуры. Первая ошибка, которую обычно допускают начинающие фотографы - это съемка здания без нижней части. Из-за невозможности отойти достаточно далеко и при отсутствии широкоугольной оптики, все строение не умещается в кадр, - и вот уже рубятся кресты с куполов или (что бывает чаще) обрезается фундамент. Этого следует избегать - такие кадры почти никогда не бывают удачными. Если возможности уместить здание в кадре целиком нет, то лучше сосредоточиться на деталях, элементах отделки, фрагментах росписи, окнах, сфотографировав эти моменты крупным планом.

Менее очевиден, но крайне распространен еще один просчет: заваливающиеся вертикали. Снимая с нижней точки с близкого расстояния, фотограф получает очень активный ракурс: сильное перспективное схождение вертикальных линий здания. В результате искажается геометрия, и зрителю кажется, что строение будто бы падает. Небольшое перспективное искажение допустимо, считается естественным и придает ощущение высоты. Но при чрезмерном искажении, обусловленном использованием широкоугольников, очарование полностью пропадает, снимок становится неудобоваримым. Чтобы избежать этого, желательно отойти подальше и воспользоваться длиннофокусной оптикой. Если это невозможно, стоит поискать точку съемки приблизительно на середине высоты снимаемого здания, идеальный вариант - в доме напротив. Камеру надо держать вертикально: не в смысле ориентации кадра, а так, чтобы ось объектива проходила горизонтально, то есть не задирая вверх. Найти такую удобную позицию удается далеко не всегда, в этом случае отойдите так далеко, чтобы здание умещалось целиком в верхней половине кадра. Камеру держать надо вертикально, как и в предыдущем варианте. Впоследствии при кадрировании снимка избыточную нижнюю часть отрезают, и получается нормальное изображение без завалов.

авайте оглядимся по сторонам... Маленькие ветхие постройки, современные небоскребы, причудливой формы домики и завораживающие своей архитектурой храмы... Все это изо дня в день попадает в поле зрения городских жителей. На красивые картинки хочется смотреть не только глазами, но и через объектив фотоаппарата. Казалось бы, что сложного в фотографировании архитектуры? На самом же деле статичные объекты снимать совсем непросто.

Их внешний вид зависит от времени суток и сезона, особенностей погоды (как следствие, - от освещения), ракурса, окружающей обстановки. Порой то, что мы видим на снимках, вовсе не так красиво, как панорама, которая была перед глазами. Или же наоборот - ничем не приметный домик на фотографии выглядит драматично и очень живописно.

Архитектурная съемка весьма популярна, как самостоятельный жанр. Назвать ее простой не получится, однако сделать процесс фотографирования более понятным и результативным легко. Дадим несколько полезных советов и рекомендаций. Следуя им, вы постепенно улучшите навыки, будете помнить о важных моментах в композиции, кадрировании и освещении, сможете делать более оригинальные и разнообразные фотографии зодчества.

Поиск подходящего здания

Нас окружает бесконечное множество архитектурных объектов. Порой рука так и тянется к фотоаппарату, чтобы сделать еще и еще один кадр. Такой подход хорош для туристов, которым нужно «запомнить» как можно больше и привезти из поездки достаточное количество визуальных впечатлений, чтобы их хватило надолго. Тем же фотографам, кто хочет достичь определенного уровня мастерства в фотографии архитектуры, гнаться за количеством не стоит. Вы видите множество объектов съемки, но лишь некоторые выделяются из общей массы построек. Сконцентрируйтесь на них, изучите, определите, что именно привлекло ваше внимание и сделайте на этом акцент.

Современные строительные материалы (стекло, кирпич, пластик, металл) имеют разнообразные расцветки и текстуры. Это можно красиво обыграть на снимке. Например, осенним солнечным утром здание с огромными окнами будет заливать теплым светом. В тандеме с опавшими листьями, устилающими тротуары, такой цветовой ансамбль окажется весьма привлекательным для взгляда и создания художественного образа.

Особенности объекта съемки

Стиль, постановка, ракурс... Все это во многом зависит от того, фотографируете вы дом с многовековой историей или современную футуристическую постройку. В первом случае лучше всего использовать простую композицию, прямые ракурсы и показывать объект съемки таким, какой он есть, в естественном окружающем антураже.

Фотографируя современные здания, вы можете проводить самые смелые эксперименты, выбирать неожиданные ракурсы, использовать широкоугольные объективы, которые «заваливают стены». В данном случае будут актуальны абстрактные фото. Вовсе необязательно снимать архитектурное сооружение полностью. Можно запечатлеть толику его фрагмента.

Концентрация на объекте съемки

Всем известное правило третей позволяет сделать снимок содержательным и правильно расставить акценты, когда окружение достойно поддерживает главный объект съемки.

Определите для себя задумку снимка. Если вы фотографируете старинное здание в историческом районе города, окружающие новостройки лучше убрать из кадра или сделать достойным фоном старины.

Если же это домик в живописном загородном поселке, соответствующая обстановка может лишь усилить красоту фотографии.

Освещение

Свет является одним из ключевых моментов в работе фотографа, конечно же. Использовать искусственное освещение при архитектурной фотосъемке практически невозможно (и уж точно нецелесообразно!). А значит, важно правильно выбрать время, максимально полно используя возможности естественного освещения. Наилучший вариант - боковой и фронтальный свет. В таких условиях удастся хорошо проработать детали, передать текстуру и стилевые детали. Обилие света и игра теней сделают снимок объемным и живым.

Сложнее всего работать, если солнце освещает объект сзади. Здание становится темным и «плоским», с грубыми тенями и плохой детализацией. В таком случае нужна более долгая выдержка, которая сможет «вытянуть» темные области. Оптимально при подобном освещении фотографировать силуэты архитектурных объектов.

Ночная фотосъемка

Но не стоит отказываться от фотосессии, если на улице стемнело. Особое освещение и ночная иллюминация делают здания совершенно непохожими на те, что открываются нашему взору в дневное время. Безусловно, условия съемки в темное время суток более сложные, но результат зачастую оправдывают все старания.

И здесь самое главное - обеспечить стабилизацию камеры. Как правило, для съемки архитектурных объектов в ночное время используют . Установите минимальные параметры , чтобы избежать заметных цифровых шумов, используйте таймер и .

Если съемка ведется в закатное время, очень важно беречь не только матрицу фотоаппарата, но и глаза в первую очередь. Не смотрите на солнце даже сквозь линзу объектива. Для настройки датчиков, сместите камеру немного в сторону, а затем поверните в нужном направлении. Если расположение будет не совсем точным, снимок можно обрезать, убрав случайно попавшие в кадр предметы.

Важность деталей

Получить интересные снимки можно, фотографируя как здание целиком, так и его фрагменты. Это особенно актуально для старинных домов с лепкой, росписью, фактурными элементами, композициями, символизирующими отдельные эпохи.

Порой нечто особенное можно рассмотреть даже в причудливых орнаментах кованых решеток, заборов, парадных лестниц.

В архитектурной съемке очень важен свежий взгляд. Вовсе необязательно фотографировать легендарные здания и всемирно известные достопримечательности, нечто особенное можно увидеть во всем, что нас окружает.

Дисторсия и линейная перспектива

Зачастую при фотосъемке зданий возникают различные искажения: создается впечатление, будто стены наклонены, крыша завалена, а то и вовсе кажется, что дом скоро обрушится. Такое часто случается из-за неправильного выбора точки съемки, а также слишком близкого расположения к объекту. Устранить эффект можно, отдаляясь от здания.

Есть и другой визуальный эффект. Здесь уместна аналогия с железнодорожными рельсами. Глядя на параллельные прямые, уходящие вдаль, мы будто бы видим их сужающимися где-то на горизонте. Так и со зданиями - только в вертикальной плоскости. Пожалуй, такое искажение, порой, добавляет художественности фотоснимку.

В любом случае - освоение съемки архитектурных сооружений добавляет умений и улучшает навыки, а значит, выводит ваше мастерство на новый уровень возможностей.

Архитектура окружает нас каждый день, и она является очень популярным объектом съемки. Следуя этому руководству, вы сможете делать отличные фотографии архитектуры.

Архитектура охватывает широкий круг объектов съемки: от небоскребов до маленьких хижин. Ежедневно, куда бы мы ни пошли, мы окружены архитектурой, и не удивительно, что она является таким популярным направлением в фотографии.

Несмотря на все это многообразие, существует ряд общих принципов и технических приемов, применимых в большинстве случаев. Зная их, вы сможете лучше продумывать композицию, выбирать сцену и освещение.

Практика позволит вам подстроить ваши глаза под съемку архитектуры. Благодаря этому вы сможете снимать объекты более интересным способом, избегая избитых композиционных приемов и вкладывая больше индивидуальности в каждый кадр.

Старая архитектура

Когда во время съемки старой архитектуры используется прямая и простая композиция, обычно получаются хорошие фотографии, демонстрирующие естественную красоту и элегантность зданий. Обычно удачным решением будет включение в снимок части окружающего ландшафта, чтобы сделать фотографию здания более свободной.

Простая композиция делает старые здания более величественными. Автор фотографии Stephen Murphy .

Современная архитектура

Во время съемки новой архитектуры приветствуется использование более современного, абстрактного стиля. Экспериментируйте, используя широкоугольный объектив для получения необычной перспективы или снимая здания с непривычных ракурсов. Также, из-за того что современные здания часто прижаты друг к другу, допускается выкадровка до узкого кадра, так как это не делает снимок неестественным.

Более абстрактный стиль съемки очень идет современной архитектуре. Автор фотографии Rohit Mattoo.

Используйте окружающий ландшафт… либо нет

Ответ на вопрос, стоит ли включать в снимок ландшафт, окружающий объект, зависит от ситуации и того содержания, которое вы хотите донести до зрителя. Спросите себя, будет ли окружающий ландшафт дополнять или отвлекать от объекта на фотографии. Если пейзаж дополняет здание, сделайте более широкий снимок, а если нет - обрежьте его.

Включив часть ландшафта, вы сможете передать объект съемки в естественном контексте. Автор фотографии Rob Overcash.

На предыдущей фотографии представлено старое здание в центре современного города. Если бы вы захотели передать ощущение противоречивости, то стоило включить в кадр современные здания. Однако если мы хотим сконцентрировать внимание на красоте старой архитектуры, тогда соседние современны здания становятся отвлекающим фактором и их необходимо обрезать.

Освещение

Освещение является ключевым моментом съемки архитектуры. Конечно, мы лишены возможности выбирать местоположение и ориентацию здания в пространстве, поэтому вопрос освещения, зачастую, автоматически отпадает, а нам приходится довольствоваться теми условиями, которые предоставляет нам природа.

Боковое освещение, как правило, позволяет сделать лучшие снимки архитектуры. Оно обеспечивает достаточную освещенность, а также бросает длинные интересные тени на фасад здания, выделяя детали его поверхности и придавая объем.

Боковое освещение позволит вам подчеркнуть текстуру и детали архитектуры. Автор фотографии Gianni Domenici.

Контровое (заднее) освещение хуже всего для съемки архитектуры, потому что оно создает бесформенные темные поверхности объектов. Один из лучших способов решения данной проблемы - постараться убрать из кадра небо и использовать более длинную выдержку, чтобы получить хотя бы какие-нибудь детали здания. Также вы можете снимать здание просто как силуэт или дождаться, пока немного стемнеет.

Ночная съемка

Даже самая скучная архитектура может "ожить" ночью. На самом деле, многие современные здания изначально спроектированы с расчетом на ночное время. С наступлением темноты эти здания освещаются десятками ламп, украшающих фасады разноцветными огнями и бросающих причудливые тени на поверхность здания.

Эффектное ночное освещение способно по-настоящему "оживить" здание. Автор фотографии Trey Ratcliff.

Снимая архитектуру ночью, обязательно используйте штатив и устанавливайте минимально возможное значение ISO, чтобы снизить уровень цифрового шума.

Используйте длиннофокусные объективы

Если вы снимаете здание со слишком близкого расстояния, стены на фотографии могут получиться искаженными, словно все здание заваливается назад. Хотя сам по себе этот эффект может быть достаточно интересным, обычно мы стараемся уменьшить его проявление, чтобы он не отвлекал внимание зрителей.

Используя телеобъективы и фотографируя архитектуру издалека, вы сможете получить прямые линии стен здания.

Используйте телеобъектив, чтобы выпрямить перспективу и устранить искажения. Автор фотографии Álvaro Vega Fuentes .

Также, используя телеобъектив, можно добиться неповторимого абстрактного эффекта. Снимая с большого расстояния длиннофокусным объективом, вы получите здание с выровненной перспективой и параллельными линиями, что придаст фотографии сюрреалистичности.

Выбирайте интересные детали

Большинство объектов архитектуры содержат мелкие детали, такие как витиеватые окна с красивыми креплениями и декоративные карнизы, которые сами по себе представляют интерес для съемки.

Старайтесь искать интересные детали, на которых можно сосредоточиться, а не фотографируйте только здание целиком. Автор фотографии Paul Hocksenar

Фокусируйте свое внимание на подобных деталях и компонуйте снимок, чтобы подчеркнуть эти особенности характера архитектуры.

Речь идет не только о зданиях

Занимаясь съемкой архитектуры, легко зациклиться на идее, что "архитектура = здания". Хотя это не далеко от истины, в действительности большинство искусственных сооружений попадают под категорию архитектурной съемки: мосты, башни, ветряные мельницы, памятники и даже фонарные столбы. Посмотрите на съемку иначе, чтобы сделать интересные фотографии, которые большинство людей просто упустят.

Бруклинский мост на закате, Нью-Йорк. Автор фотографии Lou Bueno.

Съемка архитектурных сооружений — это искусство фотографии, которое позволяет сохранить всю неповторимость и грандиозность зданий, памятников архитектуры, соборов, церквей и т.д. Разбираясь в том, как фотографировать здания , понимаешь, что даже в обычной поездке в отпуск можно сделать удивительные фотографии, которые максимально смогут передать всю красоту мест, где побывали отдыхающие.

Если Вы заинтересовались как фотографировать здания, то эта статья для Вас. Когда происходит съёмка зданий , необходимо учитывать все факторы, которые влияют на снимок. Ведь наибольшая проблема фотографа, в данном случае, состоит в том, что он работает с большим статичным объектом. Здесь не подойдут правила, которые требуются при решении таких задач, . Тут сначала необходимо сначала определить ту часть архитектурного сооружения, которая окажется в кадре. А затем разобраться, когда именно солнце будет освещать эту часть фотографируемого здания. Необходимо занять позицию так, чтобы солнце максимально выгодно осветило сооружение. Не рекомендуется при фотографировании архитектуры делать кадры в контровом свете, то есть тогда, когда солнце находится перед фотографом и светит из-за здания. На иллюстрации ниже, показано как солнце движется в течение дня. Кстати сказать — со стороны севера оно никогда не светит.

Нужно обязательно следить за тем, чтобы во время съёмки здания тучи не закрывали солнечный свет. От этого кадр может стать безликим и неинтересным. Кроме того, при фотографировании в пасмурную погоду, нужно учитывать все те правила, которые относятся к съёмке при недостаточном освещении. Хотя, если Вы успели прочитать статью о том, это не станет для Вас проблемой.

Следует помнить, что в зависимости от того, на какой высоте по отношению к сооружению находится фотограф, будут получаться разные снимки. В конце фотосессии просмотрите получившиеся фотографии. Это поможет оценить отснятый материал, и, пока не поздно, сделать работу над ошибками. Чтобы в будущем не повторять просчёты и вспомнить приемы хорошей съемки.

Важно помнить, что чем ближе к объекту тем больше и массивнее он будет выглядеть на фотографии. Так, если снимать из под него снизу, то можно показать всю величественность и грандиозность архитектурного сооружения. Съемка зданий с близкого расстояния в профиль не рекомендуется. Если строение слишком большое для того, чтобы уместиться в рамках кадра, то постарайтесь сконцентрировать свое внимание на отдельных частях. Ни в коем случае, не стоит пытаться отрезать часть фундамента!

Зачастую при съемке с близкого расстояния возникает искажение перспективы . Это выражается в нарушении естественных пропорций объектов. К примеру, стены здания, которые должны быть параллельными, будут сходиться друг с другом в направлении вершины. Из-за этого может возникнуть ощущение, что здание сейчас упадет. Чтобы с этим бороться необходимо выбрать нужный ракурс. Как правило он находится точно в центре здания. Кроме того, можно обработать фотографии в программе Photoshop, которая поможет в коррекции перспективы.

Коррекция перспективы в «Фотошопе»

Для того, чтобы исправить снимок, откройте его в программе. Затем зайдите во вкладку Filter -> Lens Correction. Теперь выберите вкладку «Custom». Далее выберите ту коррекцию, которая подходит именно вам.

Чтобы убрать бочкообразное или подушкообразное искажение, переместите бегунок и настройте выпрямление вертикальных и горизонтальных линий, вогнутых или выгнутых относительно центра фотографии. Такую коррекцию можно выполнить с помощью инструмента «Remove Distortion». Бочкообразное искажение можно исправить перетаскиванием бегунка в правую сторону шкалы, а подушкообразное - перетаскиванием в левый край. Чтобы компенсировать края пустого снимка, нужно настроить параметр «Edge» на вкладке «Auto correction».

Эффект окаймления можно заместить настройкой значения одного канала цвета относительно другого. С помощью размера виньетирования определите количество дополнительного освещения или затемнения по краям фотографии.

Чтобы исправить перспективу фотографии, которая вызвана наклоном фотоаппарата вверх или вниз. Вертикальные линии необходимо сделать параллельными. Чтобы исправить перспективу фотографии горизонтальную необходимо горизонтальные линии сделать параллельными.

Также можно изменить поворот снимка, который позволит исправить наклон фотоаппарата или подкорректирует после исправления перспективы.
Можно увеличить или уменьшить масштабирование, чтобы удалить пустые зоны фотографии, которые возникают при исправлении подушкообразного искажения, поворота или перспективы.

Вот еще несколько советов как фотографировать архитектуру. Помните, что не нужно бояться экспериментировать с ракурсом изображения и , поскольку иногда именно эта необычность может сыграть очень важную роль. При съемке архитектуры лучше иметь дело с мягким светом. Однако, иногда и яркие контрасты могут очень выгодно подчеркнуть все достоинства сооружения. Не забывайте, что имеет значение дистанция между зданием и вами. Лучше использовать на фотоаппарате объектив с переменным фокусом. Также следует помнить, что при слишком большом расстоянии начинают искажаться вертикальные линии. И необходимо избегать этого. Если при ярком солнечном свете здание выглядит не слишком привлекательным, то вам поможет вечерний свет. Особенно зимой, когда воздух чистый и прозрачный. Помните, что важную роль играет на снимке фон. Размытый фон создаст объемность пространства, а объекты на переднем плане не должны останавливать на себе взгляд, и отвлекать от основного объекта съёмки — архитектурного сооружения.

Архитектурная съемка незаслуженно считается простым жанром фотографии. Здания неподвижны, пейзаж в городе минимально подвержены изменениям, только смена времени суток и сезонов года может повлиять на картинку. Каждое красивое здание в туристических местах в разных городах снимали тысячи раз со всех ракурсов и с любыми вариациями падающего света. Сделать оригинальный снимок достаточно сложно, требуется опыт и смелое творческое видение.

Шаблонные снимки никого не удивят, нужно смотреть глубже и шире, использовать отражения в окнах, природные рамки и обрамления, интересные ансамбли, колоритных личностей, фильтры и дополнительное оборудование.Но даже в такой ситуации не следует избегать соблюдения определенных правил. Чтобы не сделать типичные ошибки новичком при съемках городских пейзажей, нужно принять во внимание некоторые советы и рекомендации.

У архитектурной фотографии за многие годы сложились некоторые правила и традиции. К примеру, большие современные здания из бетона и стекла принято снимать ярким солнечным днем и добавлять в кадр людей, машины и движение, чтобы показать ритмичность и активность повседневной жизни. А старые исторические сооружения, памятники архитектуры логично дополнять закатным солнцем и тишиной – минимум людей и максимум деталей, показывающих ценность и долговечность постройки. Храмы и монастыри часто фотографируют на фоне рассветного солнца, показывая радость утра и свет. Таких «традиций» сложилось множество.

Чтобы красиво и технически правильно снимать здания, нужно знать несколько основных моментов. На что нужно обратить пристальное внимание при подготовке:

  • правильные ракурс – залог успеха всей съемки;
  • выбор времени суток, года и погоды;
  • композиция кадра, что добавить, а что убрать с фотографии;
  • естественное освещение;
  • необходимое оборудование;
  • настройки камеры.

Если учесть все моменты, то фотография получится качественная и профессиональная, а затем можно добавлять что-то от себя, экспериментировать с композицией, светом и настройками. Рассмотрим все важные моменты подробнее.


Выбор ракурса при съемке архитектуры

Вариантов ракурсов каждого здания десятки, можно обойти его со всех возможных сторон и посмотреть на него по-новому. Можно использовать другие здания, лужи, стекла из дома напротив и любые другие идеи. Есть основные приемы выбора ракурса:

  • Просмотрите фотографии этого здания у других людей, чего там не хватает, что лишнее;

  • Обойдите сооружение со всех сторон, прикидывая различные композиции и вариации;
  • Подойдете поближе, отойдите подальше, иногда смена расстояния до объекта может дать совершенно неожиданные результаты;
  • Присядьте на корточки или положите фотоаппарат на землю, так в кадр попадет часть земли перед зданием, цветки, заборчики и другие интересные детали;
  • Идеально смотрится постройка, если визуально горизонт находится в центре фотографии, а здания расположены четко соответственно ему;
  • Если есть возможность занять позицию выше здания, попробуйте ракурс сверху, так можно найти интересные решения;
  • Включите в картинку детали и различные элементы: лестницы, окна, комбинации орнаментов, балконы;
  • Используйте естественные рамки и обрамления из веток деревьев, сооружений, окружающих объектов.

Самый большой враг фотографа – отсутствие воображения и творческого видения кадра. Эти умения нужно развивать постоянной практикой, снимать различные объекты, так со временем придет понимание, что нужно делать.

Если вы хотите показать величие и массивность здания, подойдите к нему поближе или снимайте с нижнего ракурса, так оно зрительно увеличится и будет «надвигаться» на зрителя. Съемка с угла даст перспективу и объем, а если отойти подальше – сооружение потеряет свое величие и значимость. От фотографа зависит, какими качествами он наделит дом или сооружение, какой характер он ему придаст.


Погода, время суток и сезон года

Ракурс правильный выбрали, стоит приступать к проработке остальных факторов. Разные здания выглядят по своему при различных условия. Старинные здания отлично смотрятся в снегу, к примеру, а мосты лучше всего снимать летом и осенью, лес интереснее осенью. Каждое здание в разное время года и суток выглядит особенно. Снимите небоскреб днем при ярком солнце и ночью в отблесках тысячи окон, вывесок и фонарей – получатся две разные истории. Правил и обязательных условий не бывает, но есть советы и рекомендации:

  • Утром солнечный свет мягкий, людей мало, здания подернуты дымкой тумана. В 5-6 утра при хорошей погоде получаются отличные снимки архитектуры – все детали имеют золотистый оттенок и хорошо получаются детали на фотографии.

  • Днем при ярком полуденном солнце нужно чистое небо с минимальным количеством облаков позволит снять здания, без детализации. Найти точку, где прорисованы все линии, а свет мягко падает практически невозможно.
  • Вечернее время, когда солнце уже готовиться уходить за горизонт отлично подходит для архитектурной съемки. Лучше выбирать ракурс, когда солнце светит со спины, можно использовать зажигающиеся фонари, свет фар от машин и мягкий солнечный свет.

Время года тоже нужно выбирать подходящее под историю снимка. Летом все городские пейзажи дополнены яркой зеленью деревьев и газонов, цветами и вывесками. Зимой все снимки приобретают оттенок грусти и меланхолии, поэтому нужно выбирать сооружение, чтобы ему подходило настроение. Осень – праздник красок, тут даже не обязательно дополнять картинки яркими цветами и деталями, деревья и листья сделают работу за вас.

Погода влияет на настроения фотографии, на количество света, на интенсивность цветов улицы и количество людей. Солнечный день даст жесткие тени, а тучи рассеивают лучи и получается мягкий свет, дождь и снег дают блики и нечеткость изображениям.

Можно использовать особенности погоды для создания неповторимых снимков, каждое здание меняется в зависимости от сезона и погодных условий.


Компоновка кадра, композиция

Центром кадра является само здание, остальные элементы должны его дополнять, тогда получится гармоничная картинка. Причем его не обязательно помещать в центре, достаточно сделать на нем акцент. Фотографию можно заполнить деталями, снять здание в ансамбле с другими домами, вырвать его из привычной картины, как бы обособив. Любой из вариантов достаточно интересен. Кроме самих здания можно снимать элементы, сочетания деталей, участки стены или дома, лестницы, балконы, дверные проемы. Понимание художественной композиции приходит с опытом, после нескольких тысяч похожих снимков, вы научитесь видеть кадры вокруг.

Многие ненужные детали можно убрать длинной выдержкой, сменой ракурса, расстояния до объекта или объектива. Можно сделать несколько снимков в разное время суток или года и совместить их затем в редакторе. Можно сменить фокусировку, глубину резкости, выделить какие-то детали, отправить что-то в зону нерезкости.


Использование естественного света при съемках зданий

Определить идеальные соотношения света и тени можно только в процессе съемки, некоторые материалы и элементы красиво выглядят при добавлении теней от рядом стоящих деревьев. Какие-то стены должны быть идеальными, без бликов и отражений, Стекла и зеркальные поверхности, где отражаются солнечные лучи, фонари или фары машин, могут стать даже основной сюжетной линией фотографии.

Основные моменты при подборе освещения:

  • пасмурный день и отсутствие света значительно снижает четкость и детализованность объекта;
  • свет, падающий сбоку здания, позволяет максимально прорисовать детали архитектуры;
  • свет, падающий сверху или с нескольких сторон, может дать блики или конфликт спектров, что может исказить цвет объекта;
  • если снимать здание на фоне восходящего или заходящего солнца, то все внимание будет привлечено к контурам, а детали будут малозаметны;
  • тени могут быть частью художественного замысла или испортить кадр, отслеживайте их;
  • смягчить эффект жестких теней при ярком солнце помогут тучи или изменение расстояния до объекта. Облака являются естественными рефлекторами и смягчают свет. А если отойти от здания, то в кадр попадет участок голубого неба, тем самым разбавив снимок.

  • Самый лучший вариант для съемки здания – солнце за спиной фотографа, тогда и детали будут максимально прорисованы, и теней лишних не будет, и цвета будут сочными.

Технические параметры камеры и необходимое оборудование

Кроме камеры для архитектурной съемки могут понадобиться дополнительные инструменты и оборудование. С собой можно взять:

  • Штатив для стабилизации камеры на длинной выдержке. Без него снимки получатся нерезкими, особенно при использовании широкоформатных, телевиков и тилт-шифт объективов.

  • Варианты объективов. Широкоугольный даст расширение перспективы, при этом появляется побочный эффект – схождение вертикалей. Длиннофокусные, наоборот, сужают ее. Их можно использовать для выполнения художественной задумки. Телевики, или теле-объективы, позволяют снимать с дальних расстояний, что актуально, когда здание не помещается в кадр полностью.

Тилт-шифт объективы позволяют сместить перспективу или изменить глубину резкости, что дает возможность снять панораму без искажения вертикальных линий. Условно «универсальными» считаются объективы с фокусным расстоянием 24-35 мм.
- Фильтры, к примеру, поляризационный и цветные для достижения различных художественных эффектов.

  • Пульт управления или тросик. Их используют в комплекте со штативом, чтобы исключить дрожание руки во время спуска затвора.
  • Дополнительные инструменты, зависящие от типа съемок и ситуации: фонарик, термос с чаем, теплую одежду, сухую обувь, защитные козырьки для объектива, запасные карты памяти и аккумулятор.

Из настроек камеры можно отдельно выделить ISO - здание неподвижно, поэтому можно брать минимальное значение до 400. Остальные параметры настраиваются на месте и зависят от погоды, количества света, расстояния до объекта. Многие снимают с высокими значениями глубины резкости, такой подход считается классическим. Но для достижения задумки автора можно и изменять этот параметр до минимальных значений, делая акцент на деталях.


Типичные ошибки начинающего фотографа

Полностью избежать ошибок в начале пути все равно не получится, но их можно свести к минимуму. Есть классические проблемы и стандарты их корректировки еще в процессе съемки:



Где снимать нельзя?

По разным законодательным документам существуют места, где съемка запрещена полностью, где нужно брать специальное разрешение, где можно просто нарваться на неприятности, даже не переступая закон. Начинающему фотографу полезно подробно изучить запреты и ограничения:

  • В религиозных помещениях: храмах, церквях, монастырях есть условный запрет. Настоятель или другой священнослужитель может дать свое разрешение на съемки определенных помещений. Но даже в таком случае есть места, куда вас все равно не пропустят с камерой.

Есть места, где могут попросить убрать камеру, спорить с охранниками можно, но чаще всего бесполезно, а иногда и опасно для оборудования и здоровья. Если вам намекнули о запрете, проще всего извиниться и удалиться, а подойти чуть позже или на другой день, когда заступит более лояльная смена.

Самый главный совет для начинающих фотографов – снимайте как можно больше и чаще, чередуйте стили и типы съемок, участвуйте в семинарах, обучающих мероприятия и читайте как можно больше тематической литературы. Только погрузившись в тему полностью, отдавая до 80% своего время на начальном этапе и до 50% - впоследствии, можно получить результат и прогресс. Выберите для себя жанр и вид съемок по душе и развивайтесь.

А в архитектурной съемке нужно запомнить самые главные моменты:

  • здания не двигаются, поэтому бегать должен фотограф;
  • некоторые дома снимать нельзя, их нужно знать наперечет в своем городе;
  • камера и объектив играют большую роль в качестве снимка, особенно в детализации объекта;
  • используйте штатив, он позволит избежать сотни испорченных кадров;
  • подготовка к съемка важнее самой съемки – приходите на место несколько раз в разное время суток и сезон года;

  • кроме съемок снаружи, есть еще снимки внутреннего устройства зданий – это тоже архитектурная фотография;

  • снимайте как можно больше, только так можно наработать опыт и художественное видение.
Поделиться: