Сельский клуб — сердце культуры и общения. Новая жизнь сельского клуба

Фото: Владимир Романов / krassever.ru

Три миллиарда рублей потратит государство на развитие сельских домов культуры. Об этом сообщил на прошлой неделе на омском форуме «Культура - национальный приоритет» премьер-министр России Дмитрий Медведев. Задача не только в строительстве сельских клубов или реконструкции прежних, но и в том, чтобы вдохнуть в них новую жизнь и наделить новыми общественными функциями, которых требует время. Корреспондент «Русского мира» расспросил руководителей сельских ДК, каким они видят деревенский клуб будущего.

Окно в мир

По словам Дмитрия Медведева, выделенные средства на строительство сотни новых домов культуры на селе, кроме того, двести ДК будут отремонтированы и получат новое оборудование. В частности, компьютеры с выходом в Интернет. Кроме того, при муниципальных культурных центрах появятся автоклубы, которые будут находиться в непрерывных гастролях по деревням и селам. После реализации этих планов программу не планируют останавливать, а объём средств может даже вырасти.

Споры о будущем сельских клубов и прочей культурной инфраструктуры в глубинке активно ведутся в последние годы. В какой-то степени их спровоцировала появившаяся в разных регионах России мода на переезд из городов в деревню. Избалованные городскими возможностями переселенцы не желают мириться с покосившейся холодной избой с полустёршейся вывеской, в которой раз в неделю устраивают танцы «под радиолу». И пытаются влиять на ситуацию.

И зачастую спор перерастает в обсуждение вопроса о том, каким должен быть современный сельский дом культуры. Вопрос остаётся риторическим. В советские времена сельские ДК были призваны если не стереть, то уменьшить различие города и деревни. Там показывали фильмы и концерты, которые колхозникам негде было посмотреть, и читали лекции, в том числе научные, которые, опять-таки, деревенским негде было услышать. В современной ситуации, когда спутниковые телеантенны и быстрый Интернет добрались до самых отдалённых уголков страны, обгоняя подчас газификацию, фильмом или рассказом об освоении космоса селянина не удивишь.

Какую же функцию в таком случае должен (и может) нести сельский клуб сегодня? Некоторые убеждены в том, что ДК нужно напичкать чипами и пикселями, транслировать театральные постановки или открыть интернет-филиалы ведущих музеев России и мира – в городах, крупных и поменьше, такие отделения, дающие возможность видеть новые и постоянные экспозиции в высоком качестве, пользуются большим спросом. Другие уверены, что сельский дом культуры не должен существенно меняться, дабы остаться в нашу электронную эпоху оазисом подлинной народной культуры и живого общения. С кружками рукоделия, авиамоделирования и фольклорными ансамблями.

Третьи считают, что сельский дом культуры может привлечь людей, если будет предлагать широкий спектр услуг. В прошлом году было объявлено о разработке типового проекта сельского ДК с библиотекой, зрительным залом, а также залами для занятий хореографией и гимнастикой.

Из деревни – в Англию

Подобные дома культуры в России уже существуют, но типовыми их не назовешь. Разбирая, отчего ДК в одном посёлке зачах, а в другом – превратился в комплекс и оброс «допуслугами», почти всегда натыкаешься на закономерность: клубы выжили и развиваются там, где сложился триумвират из понимающей местной власти, бизнеса и активного населения.


Концерт в Фёдоровском доме культуры. Фото: страничка ДК «Вконтакте»

Дом культуры деревни Фёдоровское, расположенной в Тосненском районе Ленинградской области, как раз из таких. Многие годы ДК занимает первые места в районных и областных конкурсах и смотрах. А директор Татьяна Изотова как заурядную новость сообщает: «На днях девочка из Фёдоровского, которая у нас занимается тхэквондо, вернулась из Англии с соревнований с золотой медалью. Две наших танцовщицы поступают в Санкт-Петербург на хореографическое отделение».

При доме культуры существуют народный танцевальный коллектив, ансамбль русской песни, оркестр народных инструментов, детская вокальная группа, театральная студия, студия изобразительного искусства, хореографический кружок, упомянутое тхэквондо и футбольная секция. «В наших кружках и секциях, а они все до одной бесплатные, занимаются около четырехсот детей, а всего в деревне Фёдоровское проживают три с половиной тысячи человек Многие не верят этой цифре. Спрашивают, у вас что, все дети Фёдоровского занимаются? Получается, что почти все. Знаете, от нашей деревни до Павловска ехать 10 минут, а до Санкт-Петербурга – полчаса. Некоторые дети туда в кружки ездят, но большинство ходят к нам. Близко и удобно, многие на несколько кружков ходят».

В здании, которые было капитально отремонтировано несколько лет назад, имеются зрительный зал и зал для тренировок, а рядом с ДК расположено футбольное поле.

«Каким должен быть современный сельский ДК? Во-первых, доступным и бесплатным, на детях зарабатывать нельзя , – говорит Татьяна Изотова. – Если ввести плату, возможности для детей не будут равными, а одной из главных функций домов культуры на селе я бы назвала выявление талантливых ребятишек и помощь в развитии их способностей. В городе возможностей несравнимо больше, и ребенок не останется незамеченным. А в деревне – запросто».

Коня на ходу остановит. И клуб восстановит

В старом советском фильме «Дело было в Пенькове» сельская молодёжь, которой надоело мёрзнуть в ветхом клубе, выстроила новый, работая по вечерам и в выходные. В карельском селе Берёзовка, в котором без малого 700 жителей, тоже «дело было», и оно продолжается до сих пор. Местная жительница Надежда Варлевская выкупила пустовавшее здание старого клуба и восстановила его силами своей семьи и с участием неравнодушных односельчан.


Надежда Варлевская. Фото: asi.org.ru

Она известна на всю Карелию, про неё снимают сюжеты и пишут статьи с обязательными цитатами из Некрасова – «есть женщины в русских селениях» . Вместе с мужем Надежда Варлевская вырастили 11 детей, организовали семейную ферму, на которой все и работают. Днём дел полон рот, только поворачивайся, а вечером некуда выйти. Так и возникла идея с домом культуры.

«Это отняло много сил и средств, но результатом я довольна , – говорит Надежда. – Наш клуб объединил сельчан, стали вместе отмечать Новый год, Рождество и другие праздники. Мероприятия для детей и взрослых готовим, что называется, всем миром, люди сами вызываются. Как таковых работников в клубе нет, но оказалось, что в Берёзовке живёт много творческих людей».

По мнению Надежды Варлевской, сельские клубы необходимы современным жителям глубинки как место встреч представителей разных поколений для передачи местных традиций и мудрости. «В городе эта нить давно нарушена, люди съехались из разных мест и часто имени соседа не знают , – говорит она. – А в деревне живую преемственность ещё можно сохранить. Когда из уст в уста, из глаз в глаза передаётся. Я сама много раз видела: сидят бабушки и рассказывают молодым, где в молодости под гармошку плясали, где произошло то или иное событие из жизни села и о тех, кто жил в нём в прежние годы. И это раскрывает посёлок с новой стороны и порождает ту самую любовь к малой родине, без которой никакое развитие глубинки невозможно».

В селе Кай Кировской области «завклубом» сам Феликс Дзержинский. В Кае одна достопримечательность – музей «железного Феликса», расположенный в доме, где он отбывал ссылку. И откуда убежал, несмотря на дремучие леса, окружающие село. Современное население Кая, в котором живёт менее двухсот человек, пошло другим путем – вышло с инициативой к местным властям и депутатам реконструировать музей Дзержинского, дабы придать импульс развитию села. Инициативу поддержали, и в сентябре в Кае откроется настоящий культурно-исторический центр (к музейной избе пристроили новое большое здание) с экспозицией об истории села и окрестностей. «Мы ждём интереса от туристов, а для местных жителей работают кружки по интересам , – рассказала нам хранитель музея Дзержинского Татьяна Копчикова . – Дети изучают историю и культурные традиции нашего края, а взрослые собираются для бесед на различные темы» .

Чего хочет молодёжь?

Блогер из Белгорода Михаил Койнов не занимает государственных и муниципальных должностей, не состоит в общественных объединениях и даже не является деревенским жителем. Но он много ездит по глубинке и общается с людьми. Его статья о современных сельских клубах писалась им как комментарий к проекту возрождения сельских ДК. И породила обсуждение в обществе. Да такое, что Михаила пригласили представить свои инициативы перед экспертной комиссией администрации Белгородской области. В своём обращении блогер попытался посмотреть на развитие сельских клубов глазами молодёжи.


Сельский клуб в Белгородской области. Фото М. Койнова

«В сельских клубах дискотеки не нужны, кинопоказы тоже отметаем, это атавизм, – считает он. – Остаётся вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) – место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер. Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодёжной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке. В зале клуба разместятся кресла с журнальными столиками между ними. Здесь компания может поиграть в настольные игры, почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука. Я пересказываю всё то, чем молодёжь занимается в городских заведениях подобного формата».

Так вот она, наверное, искомая смычка города и деревни. Ведь от сельских домов культуры ждали и, наверное, всегда будут ждать выхода в большой мир.

Творческий подход к своей работе директора МКУК «Будановский СДК» Елены Анатольевны КОНОВАЛОВОЙ вызывает неизменный интерес одновременно у людей всех возрастов, ибо каждое поколение находит в нём что-то близкое для себя. Талантливая, озорная, весёлая, три года назад она пришла работать в сельский клуб директором. Её энтузиазм, позитивное настроение и профессионализм в организации досуга жителей деревни Будановка был ими оценён. С мнениями неравнодушных и самого директора знакомит читателей Галина ГОРЯИНОВА.

Елена Анатольевна Коновалова

Клубная работа - это моё призвание. Я с раннего детства отличалась неукротимой фантазией, которую теперь с удовольствием воплощаю в своей любимой работе. В зону обслуживания Будановского СДК входят шесть населённых пунктов, в которых проживает 2501 человек. Анализируя своё трёхлетнее пребывание на посту директора, отмечу, что ни одна категория населения не осталась без внимания. Тесно сотрудничая с администрацией Будановского сельсовета, школой, библиотекой, мы стремимся привлечь в Дом культуры максимальное количество жителей Будановки, в первую очередь, это дети.

На базе учреждения культуры функционируют восемь клубных формирований - шесть детских и два взрослых. У нас так заведено: если что сложилось, то это надолго.

Фольклорный ансамбль «Досуг» ведёт свою историю с 1991 года, на начальном этапе своего становления коллектив назывался «Будановские припевочки». С 2000 года переименован в «Досуг». И в этом же году за творческие успехи, активную просветительскую деятельность и пропаганду фольклора был удостоен высокого звания «Народный». Фольклор лёг в основу всей дальнейшей деятельности коллектива, ведь красота народной песни, её задушевность приковывает к себе внимание, придаёт людям силы, ибо в каждой песне - мудрость, накопленная веками. Ансамбль участвовал в многочисленных концертах на районных и областных сценах, побеждал в конкурсах сценического мастерства, принимал участие в съёмках телепередачи «Играй, гармонь любимая!», участвовал в юбилейном вечере журналистки и известной писательницы, нашей землячки Галины Скворцовой в Карелии.

Руководитель ансамбля Тамара Андреевна Горяйнова - человек одарённый, талантливый самородок земли Золотухинской. Сочинённая ею песня «Коренная» исполняется на главной сцене на открытии Коренской ярмарки. С момента образования поёт в нём и Нина Фёдоровна Рыкова. Помимо любви к исполнению народных песен, есть у неё и ещё отрада - рукоделие. Подворье Золотухинского района на ежегодной Коренской ярмарке всегда украшено её красочным ковром ручной работы, многочисленными вышивками и вязаными изделиями. По итогам областного смотра-конкурса «Живая нить традиций» мастерица была удостоена Диплома Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки в номинации «Сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел». Дополняет своеобразное талантливое досуговое сообщество и Ольга Андреевна Дивина, умело подбирая ткани, со вкусом украшая костюмы вышивкой не только для ансамбля, но и для всех творческих проектов клуба. Рушник её работы есть в музее «Курские рушники», организованном при областном отделении Союза женщин России. За участие в областном смотре-конкурсе «Живая нить традиций» награждена Дипломом I степени Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки в номинации «Сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел».

Продолжают традиции титулованных народных исполнителей самодеятельный коллектив «Хорошие девчата», а также детские коллективы в разных жанрах: и поют, и танцуют, и учатся декламировать. С большим интересом участвуют дети в музыкальных спектаклях, где задействуется около тридцати ребят в возрасте от 7 до 14 лет. Их потрясающая и честная игра, многообразие костюмов, пошитых специально к каждому спектаклю, смена красочных декораций, сопровождающихся песнями и танцами, игры и конкурсы, проводимые по окончании представления, и детская дискотека - всё это неизменно вызывает восторг и отличное настроение и у зрителей разных возрастов, и у артистов. Творческая жизнь наших детей и молодёжи в стенах клуба заполнена тематическими программами, вечерами, турнирами знатоков, конкурсами рисунков, караоке, беседами и показательными акциями о здоровом образе жизни, вреде курения, алкоголизма, наркомании, часами размышлений, спортивными играми и экскурсиями в лес, спектаклями, утренниками, дискотеками.

Трепетно относимся к теме Великой Отечественной войны. Возле Дома культуры находится памятник исторического наследия «Воину-освободителю», который каждый год коллективом СДК озеленяется и ремонтируется. Героическое прошлое и славное настоящее нашей Родины, её победы, успехи и достижения в политической, культурной и социальной жизни - всё то, что слилось в единое целое, олицетворяющее историю России, находит отражение в наших мероприятиях: концертных программах к знаменательным датам и традиционным праздникам, митингах, Уроках мужества, встречах с участниками и вдовами ветеранов Великой Отечественной войны, экскурсиях по местам боевой славы, в сборе материалов по истории села и оформлении уголка старины. Доброй традицией стали чаепития к Международным дням инвалидов и пожилых людей, поздравления участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС на дому.

Чтобы в нашем Доме культуре было уютно и тепло, в последние годы для этого сделано много: подведен газ, проведен косметический ремонт здания, обновлена сцена, заменены шторы для занавеса и кулис, вставлены окна.

Привели в порядок и прилегающую к Дому культуры территорию - вырубили кустарники, убрали мусор, разровняли почву и разбили клумбы. Приятно отметить, что в Год культуры, объявленный Президентом РФ, мы победили в конкурсе на получение денежного поощрения муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений, и сейчас стали участниками ещё одного смотра-конкурса учреждений культурно-досугового типа по организации молодёжного досуга на открытых площадках «Каждому клубу - чистую зону отдыха». Решили оборудовать детский мини-городок с фонтаном. Зона отдыха в 120 квадратных метров уже обсажена по периметру вязами и дубами. В дальнейшем, разбитая на сектора отдыха и украшенная цветочными композициями, она будет оснащена детскими спортивными сооружениями, набором качелей, горок, песочниц и других малых форм для детей младшего возраста.

Владимир Соловьёв,

популярный диджей в нашем районе

Я веду дискотеки в Будановском Доме культуры. У нас самая зажигательная музыка дискотек прошлого и настоящего времени в обработке лучших диджеев планеты, задорные конкурсы и хорошее техническое обеспечение: мощные колонки, множество светомузыки - стробоскопы, лазеры различных цветов, дым-машина, сканеры и прочие светодиодные приборы. Мы следим за порядком в клубе во время дискотеки, поэтому нас выбирают многие. К нам приезжают из самых разных деревень, посёлков, районов и даже городов. Лично я сам тоже много, где бывал, но такого, как у нас, не встречал нигде. Я проводил множество опросов, где посетители отвечали: почему выбирают именно наш клуб. Вот некоторые из отзывов моих знакомых:

Виталий, д.Жерновец

Отдыхали с друзьями. Всё очень понравилось. На фоне всех клубов нашего района будановский, пожалуй, единственный, с поистине клубной атмосферой. Ощущаю себя, чуть ли не на Казантипе.

Анжелика, г.Курск

Я думала, что в деревне дискотеки всегда скучные и однообразные, пока подруга не пригласила в Будановский Дом культуры - он не уступал, а в некоторых показателях даже превосходил городские ночные клубы. Я осталась довольна. Теперь каждую субботу - в Будановке.

Евгений, п.Золотухино

Жаль, у нас такого нет, мне у вас нравится тем, что каждая дискотека отличается от предыдущей. Постоянно новые лица, по-настоящему «культурная» обстановка. Всё как надо.

София, м.Свобода

Много места, много народа, много светоэффектов, зажигательная музыка, много всего, чего не хватает всем в унылые будни. Всем советую.

Юлия Гладких,

десятиклассница Будановской школы

Диджеи каждый раз радуют нас новой музыкой, различными конкурсами, интересными музыкальными номерами от заманчивых необычных танцевальных номеров до чтения рэпа. Благодаря культорганизатору Евгению Егоровичу Коновалову и директору Елене Анатольевне Коноваловой в нашем СДК на модные дискотеки собирается вся молодёжь района и не только.

Эмма Алексеевна МАМОНТОВА,

бывший председатель Будановского сельсовета

Скажу, что в Будановском Доме культуры мероприятия проводятся для всех категорий населения - это День матери, День семьи, День пожилых, День инвалида, Масленица... Впечатлениями о прошедших праздниках я и сама не раз делилась на страницах газеты «Золотухинская жизнь». Все мероприятия проходят с сюрпризами и подарками, с участием всех творческих коллективов, уже так полюбившихся нам всем - это детский фольклорный ансамбль «Весенняя капель», детский танцевальный кружок «Василёк», эстрадный ансамбль «Хорошие девчата», народный ансамбль «Досуг», а вот недавно появился дуэт «Вдохновение» - и всё это под чутким руководством директора Елены Анатольевны Коноваловой. Благодаря её усилиям, в Доме культуры открыт музей народных промыслов «Родник», посещают который и воспитанники детского сада, и школьники, и мы, взрослые. Елена Анатольевна много внимания уделяет благоустройству прилегающей территории, диву даёшься, и когда только успевают и праздники проводить, и цветы высаживать.

Александр Алексеевич ШУМСКИЙ,

председатель первичной ветеранской организации

Благодаря Елене Анатольевне, её стараниям, энергии, активной жизненной позиции и, главное, неравнодушию Дом культуры возобновил свою деятельность в другом качестве, оснастился современными техническими средствами, приоритетным направлением стало военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Большим интересом пользуются мероприятия, формирующие у молодёжи понятия о простых семейных ценностях, - любви, верности, кровного родства. Вся клубная деятельность, актуальная по содержанию и тематической направленности, сопровождается разнообразными музыкальными номерами, интересными презентациями и видеороликами. Всё большее число жителей Будановки стали проводить свой досуг не только у экранов телевизора, сидя дома на диване, а потянулись в СДК с огромным удовольствием. Радуют зрителей эстрадный ансамбль «Хорошие девчата», танцевальный кружок «Василёк», активно продолжающий работу народный ансамбль «Досуг». Елена Анатольевна сумела создать вокруг себя сплочённый творческий коллектив единомышленников, неравнодушных к своему делу.

Галина Викторовна САФОНОВА,

продавец магазина «Визит» д. Будановка

Я с удовольствием посещаю и участвую во всех мероприятиях, которые проводятся директором Будановского Дома культуры Еленой Анатольевной Коноваловой. Это и вечера отдыха «Кому за тридцать» с интересными конкурсами, масштабные по времени и песенному содержанию праздничные концертные программы, тематические вечера. Завораживают и взрослых, и детей необычные постановки детских музыкальных спектаклей, которые проходят со сменой декораций и сценических костюмов. Причём весь постановочный реквизит и костюмы сделаны и сшиты руками работников клуба и добровольных помощников. Наши дети идут в СДК как в уютный, добрый дом, где живут феи и эльфы. Само здание, кстати, требует капитального ремонта и немалых материальных затрат. И тем более удивительно, что при явной скромности денежных средств, здесь царит атмосфера уюта, добра, присутствует яркое творческое начало.

Другие действуют на бесплатной основе (за счёт спонсирования государством или частными лицами).

Автомобильные клубы

Автомобильный клуб - это клуб для владельцев или любителей какой-либо марки или модели автомобиля.

Спортивные

Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат архитектору К. С. Мельникову . Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. Однако, можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов , которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц , что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры .

Сельские клубы

Во времена СССР сельский клуб создавали на селе (в деревне или посёлке): там, где, как правило, размещался производственный участок колхоза (бригада) или совхоза (отделение). Часто сельский клуб занимал помещение бывшей церкви .
В сельском клубе, как правило, имелся зрительный зал, где проходили репетиции и концерты художественной самодеятельности и демонстрировались художественные кинофильмы , а также библиотека .

Клубы по интересам

Политические клубы

Объединяют политические организации и целые страны, связанные каким-либо общим интересом (см., например, Ядерный клуб).

Деловые клубы

Франция

Во Франции для обозначения клуба употребляется слово cercle, что первоначально означало собрание княгинь и герцогинь, которые в присутствии королевы сидели, образуя круг. Впоследствии это понятие расширилось, и при Людовике XIV cercle означало собрание мужчин и женщин, сходившихся по вечерам для беседы. Затем появились клубы в эпоху великой революции, чисто политические, совершенно прекратившие свое существование при консульстве. Июльская революция 1830 года породила в Париже два политических клуба: Société des amis du peuple и Société des droits de l"homme, но они имели лишь мимолетное существование, как и многочисленные клубы, возникшие в 1848 году , из которых наиболее известен клуб, основанный под именем Société républicaine centrale Луи Огюстом Бланки. Все эти клубы были закрыты после июльского восстания.

В XIX веке французские cercles - это клубы по образцу английских, помещения для чтения журналов, для игры на бильярде, в карты и т. д. И во Франции клубы возникали с различными целями: литературные, художественные, политические, военные, торговые, духовные и т. д. Наиболее известны в Париже: земледельческий клуб, жокей-клуб, артистический союз, Клуб Сен-Симона (исторический), клуб изящных искусств и т. д. Как всякие ассоциации, клубы находились в ведомстве министерства внутренних дел и подчинялись дирекции общественной безопасности.

Разрешение открыть клуб давалось лишь при определённых условиях, из которых главные: организация комитета, ответственного за все издержки, производимые от имени клуба; в клуб не имеют доступа женщины и несовершеннолетние, не допускаются азартные игры, дебаты о политических и религиозных вопросах; воспрещается изменять устав без разрешения администрации; каждый год представляется список всех членов и т. д. Эти условия не всегда соблюдались: некоторые клубы существовали исключительно благодаря азартным играм, другие не получали разрешений. С клубов, имеющих задачей одно лишь приятное препровождение времени, взимался особый налог , причем законом 1890 года все такие клубы разделены на 3 класса: 5% с общей суммы членских взносов платят клубы, в которых сумма эта не превышает 3000 франков, 10% - если сумма эта колеблется от 3 до 8 тыс. франков, и 20% - если она превышает 8 тыс. франков. Налог этот относят к числу налогов на предметы роскоши .

Католические клубы (Cercles catholiques) впервые появились во Франции в 1841 году . Особенно быстро они начали распространяться, благодаря энергической деятельности и пропаганде виконта де Мен. Это - общества ремесленников, организуемые клерикалами и следующие началам католического социализма. В 1888 году таких клубов было до 350, число членов доходило до 37000. Каждый год проходил общий съезд делегатов всех католических клубов. Они имеют свой орган под названием "l"Association catholique".

Военные клубы во Франции. В XVIII веке офицеры собирались в каком-нибудь кафе, куда воспрещался вход нижним чинам. Впоследствии встречаются собрания офицеров в домах командиров. Военные клубы, общие для офицеров всех родов оружия одного гарнизона, появляются только в 1872 году . Они назывались Réunion des officiers, и имли целью распространение и популяризацию военных наук, устраивают библиотеки, публичные лекции и т. д. В 1886 году в Париже был открыт Cercle national des armées de terre et de mer, a затем открыты и в провинции военные клубы, членами которых обязательно состоят все офицеры действительной службы, а офицеры запаса и территориальной армии - по желанию. При парижском Cercle national выходит еженедельный орган "Revue du cercle militaire".

Германия

В Германии клубы появились в конце XVIII века . Были клубы политического характера (майнцские клубисты -1793 годов), но имперским законом 1793 года они были запрещены. Революционные движения в различных странах Европы (и в Польше в 1830 году) сопровождались учреждением политических клубов, но они имели лишь краткое существование, не исключая и многочисленных клубов, возникших в 1848 году . В XIX веке в Австрии клубами назывались иногда парламентские группы: клуб Гогенварта (образованный в апреле 1891 году депутатами австрийской палаты, в числе около 70, из представителей крупной поземельной собственности в Чехии, немецких консерваторов, словаков, хорватов и румын), клуб Лихтенштейна и другие. Обыкновенно название клуб дается в немецких землях увеселительным обществам. Офицерские клубы пользовались пособиями из казны и главным своим назначением имеют служить столовыми для неженатых офицеров, называются казино; для унтер-офицеров и нижних чинов также устроены казино.

Россия

В России клубы, официально именуемые собраниями , имели своей задачей доставить членам возможность приятного препровождения времени, для чего устраивались разные игры, балы , маскарады , танцевальные и музыкальные вечера, драматические представления, реже литературные и научные чтения. Клубы выписывали книги, газеты и другие периодические издания.

Впервые клубы появились в Санкт-Петербурге по инициативе иностранцев. В первые годы царствования Екатерины II многие из иностранцев, пребывавших в Петербурге, большей частью англичане, люди торговые, собирались несколько раз в неделю в одной гостинице, которую содержал голландский выходец Корнелий Гардинер. В начале 1770 года он закрыл свою гостиницу. Тогда один из обычных посетителей, фабрикант Фрапцис Гарднер, предложил своим сотоварищам учредить клуб. Таким образом создался древнейший и наиболее фешенебельный из русских клубов - петербуржское Английское собрание или клуб. 50 учредителей его избрали своим девизом: concordia et laetitia. В конце 1771 года число членов дошло до 260, а к 1780 году наплыв желающих поступить в члены клуба был так велик, что установлена была высшая норма в 300 человек. Вместе с тем решено было не принимать в члены лиц выше бригадирского чина; но правило это не могло устоять против натиска генералов и в 1801 году было отменено.

Уже в 1780-е годов Английский клуб стал весьма популярен среди русской знати, а с началом текущего столетия мода посещать Английский клуб усилилась и продолжалась долго: быть членом Английского клуба, значило иметь светское положение. Членами его состояли Карамзин, Пушкин , Жуковский, Крылов, Сперанский, граф Милорадович, Кочубей, Строганов и многие высшие сановники. В 1817 году норма числа членов повышена была до 350, а в 1853 году - до 400. Тем не менее в 1850-е годы считалось до 1000 кандидатов, которые по старшинству и занимали открывавшиеся вакансии. Виднейшие люди домогались чести вступить в число членов Английского клуба; князь Чернышев и граф Клейнмихель так и умерли, не попав в число избранных. С 1798 года существует в Английском клубе звание почётного члена, которого удостаивались лишь высшие сановники, например Кутузов в 1813 году , Паскевич в 1828 году , впоследствии князь Горчаков.

В одно время с Английским клубом возник и "Шустер-Клуб", основанный немцем Шустером; в 1772 году он стал именоваться "Большим бюргер-Клубом" и одно время представлял довольно дружное общество, состоявшее из заслуженных чиновников, артистов, богатых русских и иностранных купцов и зажиточных ремесленников; уделял значительные средства благотворительности, имея более 150 пенсионеров. В XIX веке он существовал под названием "Санкт-петербургского первого общественного собрания" (Немецкий клуб). При нём в 1869 году была учреждена вдовья касса.

В 1784 году в Санкт-Петербурге был создан клуб "Коммерческое общество". При Екатерине II возникло в Петербурге и несколько других клубов, в том числе два музыкальных, просуществовавших лишь несколько лет, и "танцклуб", основанный в 1785 году гробовым мастером Уленгутом и славившийся в 1850-е годы своими скандалами. Составлялись также каждую зиму одно английское и одно немецкое купеческое общество для балов.

В конце XIX века в Санкт-Петербурге было 20 клубов, в том числе два яхт-клуба, клуб для врачей, для инженеров, шахматный, членами которого могли быть лица обоего пола, "Собрание экономистов", "Новый клуб", предназначенный для высшего петербургского общества.

В Москве В конце XIX века было 10 клубов, они впервые возникли также при Екатерине II и сначала имели, по-видимому, временный характер (например, учрежденный в 1780 году московский дворянский клуб). Первый постоянный клуб, исключительно для дворян, учрежден был в Москве в 1783 году сенатором М. Ф. Соймоновым и князем А. Б. Долгоруким и первоначально именовался "Московским благородным собранием". Хотя он был учрежден в самый разгар деятельности московских мартинистов и людьми, среди которых было много масонов , но он остался чуждым общественных движений, и потому его не коснулся разгром московских масонских кружков. В 1803 году для Московского благородного собрания составлены были правила, в которых оговорено, что "никакие разговоры в предосуждение веры, правительства или начальства в нем терпимы быть не могут". Его балы приобрели всероссийскую известность и блеском своим изумляли даже Потемкина. Император Александр I , состоявший его членом, особым рескриптом 1810 года присвоил этому "форуму" дворянства наименование "Российского благородного собрания". К 1844 году финансовые средства этого собрания пришли в упадок. Для поднятия их решено было теснее сплотить собрание с московским дворянством: Высочайшим повелением 20 сентября 1849 года постановлено считать дом Российского благородного собрания собственностью московского дворянства.

При Екатерине II возник в Москве и Английский клуб, но он был закрыт Павлом I , который хотел было уничтожить и санкт-петербургский Английский клуб (последний отстоял член его князь П. В. Лопухин, в честь которого санкт-петербургский Английский клуб и учредил звание почётного члена). С какой подозрительностью император Павел I относился к клубам, видно из Высочайшего повеления его, по которому прусский купец Ширмер, "просивший позволения учредить общество, в коем гражданские чиновники, равно и учёные, купцы и художники могли бы найти препровождение времени по вечерам", был в январе 1801 года , по выдержании на хлебе и воде в течение одного месяца, выслан за границу ("Русская Старина", 1873 г., т. VII, стр. 576). При Александре I московский Английский клуб был в 1802 году восстановлен, и к концу того же года число членов его возросло до 600 человек. До 1833 года членом этого клуба состоял А. С. Пушкин ; «в палате Английского клуба» ораторствовал П. Я. Чаадаев; император Николай I иной раз справлялся, что говорят о той или другой правительственной мере в московском Английском клубе.

В провинциальных городах клубы стали возникать, главным образом, благодаря съездам дворян для выборов, т. е. со времен Екатерины II, и первоначально имели временный характер. Другим элементом, стремившимся к учреждению клубов, было офицерство, которое для устройства балов привлекало "господ граждан" или в качестве гостей, бесплатно, или же в качестве членов, с обязательным взносом. В конце XIX века не только в губернских, но и во многих уездных городах существует клуб, иногда и два или больше, из которых один именуется "благородным" или "дворянским собранием". Большую долю доходов клубы получали от азартных игр. Так, например, в 1838 году Киевское дворянское собрание получило членских взносов 8600 рублей ассигнациями, что составило 2/3 всех доходов собрания; за одну зиму дан 41 бал. В

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

КЛУБ НА СЕЛЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!

Тема настоящей статьи настолько избита, что вызывает жалость. Но жизнь в нынешней России всё же доказывает, что нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить ещё один раз! Итак, речь всё о тех же муниципальных учреждениях культуры на селе.
Расходы на ремонт крыши, санузлов, водопровода, пожарную безопасность, устройство интерьера клубных учреждений бюджету не нужны, - это трата денег, которых в муниципальных кошельках и так не хватает! Да и зачем изводить деньги на вещи, которые бюджету не нужны?! Неужели, чтобы произвести впечатление на людей, которых бюджет не выносит?! То есть посетителей клубов, а ещё конкретнее, жителей села…В итоге получается, что село имеет ту культуру, какую ему финансируют. Иначе говоря - никакую!.. Это значит, что сельские клубы и Дома культуры так и будут пребывать в состоянии «вечного анабиоза». Сами они не в силах выдавить из себя родимые пятна социализма – нищету, запущенность, инфантильную зависимость от бюджетного «ошейника» и запретительных административных догм (клубы и Дома культуры - не коммерческие заведения – упаси вас Боже гнаться в их стенах за прибылью!) А вокруг уже расплодились бары, казино, частные досуговые заведения, которые щедро облагораживаются, обзаводятся яркими «цацками», всякими «заманухами», - понятное дело: ради прибыли! Они, в отличие от клубных учреждений, легко обстроились и вписались в новый общественно-политический строй, который мы всё ещё боимся назвать этим неприятным словом - капитализм!
Что ж, тогда зададимся вопросом: а нужны ли сегодня вообще сельские клубы и Дома культуры? Может, пустить им контрольный выстрел в голову и дело с концом?!
В последние годы мы печально наблюдаем за тем, как родное государство перегоняет село из одного тупика в другой – ещё тупее! Никакого сострадания к сельскому жителю, к его быту и духовной культуре. Материнские наши деревни вымирают на глазах. Всё труднее удержать молодёжь на селе. В поисках достойного заработка и перспектив молодые люди пускаются во все тяжкие по городам и весям страны, разделяя судьбу миллионов нелегальных гастарбайтеров…И конца этим «хождениям» пока не видно.
Сам собой напрашивается вопрос: есть ли у нашего государства вообще какая-нибудь политика на селе? Смягчим вопрос: хотя бы в области культуры?
Нам говорят, что есть (ладно, Бог всё видит!). Тогда кто же претворяет её в жизнь? Может, эта социально-культурная миссия возложена на бары, казино и другие частные увеселительные заведения, расплодившиеся как грибы после дождя? Ничуть не бывало! Частный бизнес не обременяет себя никакими другими мотивами и обязательствами, кроме получения прибыли! Остаются, по всей видимости, лишь государственные и муниципальные учреждения культуры. Им-то чиновники и заявляют: действуйте смелее, внедряйте в свою работу новые прорыночные установки…
Какой цинизм, братцы мои! И как он далёк от истинного положения дел! Стыдно сказать, но нынешние клубы на селе живут запасами технических средств, приобретённых ещё в перестроечные времена, в начале 90-х годов прошлого века! Кроме того, каждое муниципальное сельское учреждение культуры – солидное самостоятельное хозяйство: здание требует регулярного текущего ремонта; отопительное, сантехническое и энергетическое оборудование не обойдутся без должной профилактики и ухода. Кадры тоже стареют, а низкий престиж работника культуры на селе (отсутствие жилья, должной зарплаты, перспективы роста) непривлекателен для молодёжи. Вот и получается «картина маслом»! Пока сельские очаги культуры носят бюджетный ошейник и накрепко привязаны к порогу наших сельских администраций, которые, в свою очередь, сами находятся в меркантильной зависимости от всякого рода «спонсоров» и «меценатов» (когда ещё народятся на селе настоящие Морозовы да Третьяковы!), о каких таких прорыночных установках может идти речь? Даже самые благополучные клубы и Дома культуры, стремящиеся всеми правдами и неправдами вписаться в рыночную канву, и те уже безнадёжно увязли в распрях и юридических тяжбах по имущественным отношениям с местными органами власти, исповедующими непререкаемый бюджетный завет: «Имущество клубов и Домов культуры – муниципальная собственность». Это значит, она обязана сохранять некую «девственность», а любые отношения с ней должны носить характер непорочного зачатия…
Идущая до сих пор чиновничья возня в финансовых ведомствах вокруг дальнейшей судьбы сельских клубов и Домов культуры ни к чему не привела. Вопрос так и завис в воздухе. Руководствуясь доводами формальной логики, чиновники рассуждают примерно так: в условиях рыночной стихии услуги государственного клубного учреждения рьяно потреблять никто не рвётся! (Правильно, их вынуждены оплачивать только те, у кого нет денег пойти в частные диско-бары и развлекательные заведения! – АВ) И все разговоры о том, что нужно поддерживать государственную культуру, все эти сельские КДУ (культурно-досуговые учреждения) у чиновников-«рыночников» вызывают лишь циничный смех. Они предлагают свой вариант «оптимизации бюджетной сферы»: сотнями, тысячами смело сокращать эти учреждения. Во всяком случае, сегодня мы наблюдаем явную тенденцию к сокращению клубной сети на селе, и никто не утруждает себя мыслями о выработке «особых подходов», учитывающие специфику сельской культуры.
Между тем, совершенно необходим новый подход к оценке клубной деятельности на селе. И одним из главных определяющих этого подхода должен стать сам факт, что местные учреждения культуры выполняют ответственную миссию по проведению государственной культурной политики на селе! Говоря на армейском языке: в зоне военных действий! Потому что здесь сплелись в один узел множество негативных составляющих. Во-первых, чудовищно низкая платежеспособность населения. Во-вторых, крайняя изношенность зданий и клубного оборудования. В-третьих, отсутствие кадровых и финансовых ресурсов. В силу этого невозможно рассчитывать не только на какие-нибудь «городские» и коммерческие формы досуга, но, что очень важно, на действенные культурно-воспитательные и патриотические акты…
Вывод напрашивается сам собой: исполнять культурную миссию на селе кроме государственных и муниципальных клубных учреждений, по большому счёту, более некому! А если учесть, что выполнять эту миссию на селе значительно труднее, чем в городе, то и финансирование сельских государственных и муниципальных учреждений культуры должно происходить строго на федеральном уровне – как финансирование особых стратегических объектов! Для пущей наглядности приведу лишь один пример. По данным Министерства обороны, 75 процентов личного состава Российской армии укомплектовано выходцами из деревень, сёл и небольших провинциальных посёлков! Неужели кто-то думает, что эти парни выросли в диком лесу, сами по себе? Ведь наверняка значительную роль в их гражданском и патриотическом становлении сыграли и продолжают играть те самые сельские культурно-досуговые учреждения. Уже один этот аспект (не считая множества других!) ставит решения судеб сельских клубов в список первоочередных стратегических задач государства – стратегических и для выживания села!

ВЛАДИМИР АВЕТИСЯН,
Директор Сёминского Дома культуры «Радуга»,
Ковернинский район Нижегородской областиКЛУБ НА СЕЛЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!

Поделиться: