Капитализируемые платежи при ликвидации. Капитализируемые платежи при ликвидации Банкротство: Судебная практика

1. В случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда.

2. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Законом или иными правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых может быть произведена капитализация платежей.

Комментарий к Ст. 1093 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила возмещения вреда в случае прекращения юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина. Согласно ст. ст. 57 — 65 ГК РФ прекращение деятельности юридического лица возможно либо в результате реорганизации, либо в результате его ликвидации.

Положения данной статьи призваны защитить права и охраняемые законом интересы потерпевшего или лиц, понесших ущерб в результате смерти кормильца. Исходя из общего правила п. 1 ст. 1092 ГК РФ, установившего, что выплата причитающихся гражданину сумм в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами, т.е. длительное время и периодически до восстановления трудоспособности либо до достижения определенного возраста или наступления другого юридически значимого обстоятельства (см. ст. 1088 ГК и комментарий к ней), законодатель предусмотрел порядок возмещения вреда и на тот случай, когда причинитель вреда — юридическое лицо прекратит свое существование ранее момента прекращения его обязанности по выплате соответствующих платежей.

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи в случае реорганизации юридического лица обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. Данное положение ГК РФ полностью согласуется с правилами универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц (ст. 58 ГК).

К правопреемнику могут быть предъявлены требования о возмещении вреда. Это означает, что гражданин может обратиться с данным требованием к правопреемнику и в том случае, когда увечье или иное повреждение здоровья либо смерть потерпевшего имели место в период существования реорганизованного юридического лица (самого причинителя вреда), но к моменту предъявления требования оно уже прекратило свое существование. К правопреемнику можно обратиться с требованием об увеличении размера возмещения вреда (п. 1 ст. 1090 ГК). В свою очередь, лицо, которое несет ответственность за вред в порядке правопреемства, также вправе при наличии указанных в законе обстоятельств потребовать уменьшения размера возмещения вреда (п. 2 ст. 1090 ГК).

Одним из прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, права требования которых возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, является право потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (п. 2 ст. 60 ГК в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ). Представляется, что существо обязательства по возмещению вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, не всегда позволяет должнику исполнить его досрочно по причине невозможности заранее определить размер будущего возмещения. Вместе с тем в некоторых случаях, например в случае возмещения вреда несовершеннолетним или учащимся старше 18 лет в связи со смертью кормильца, соответствующее обязательство по требованию кредитора может быть исполнено реорганизуемым юридическим лицом досрочно.

3. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК).

Часть первая ГК РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица в добровольном порядке (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или в принудительном порядке (по решению суда, в частности, в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также в иных случаях, предусмотренных ГК). Наиболее распространенным случаем ликвидации юридического лица до сих пор остается ликвидация юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (ст. ст. 61, 65 ГК).

В случае ликвидации юридического лица ГК РФ предусматривает, что соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Данное положение гражданского закона является исключением из общего правила о том, что гражданско-правовое обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (ст. 419 ГК). В этом случае обязательство ликвидируемой организации по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, возлагается законом на иных лиц — страховые организации, однако только в случае обязательного социального страхования, или в силу п. 3 ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — на Российскую Федерацию.

Капитализация платежей означает, что организация — причинитель вреда в случае ликвидации производит расчет будущих выплат гражданам, перед которыми она несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и по общему правилу перечисляет сумму соответствующих выплат (капитализированные платежи) в установленном порядке на счет страховщика (Фонд социального страхования РФ).

Следует отметить, что механизм капитализации платежей не позволяет с точностью определить размер будущих выплат. Вместе с тем законодательный подход к капитализации основан на принципе, согласно которому страховые организации должны производить выплаты потерпевшему или лицам, которые понесли ущерб в результате смерти кормильца за счет капитализированных сумм, перечисленных организацией — причинителем вреда в установленном порядке на счет страховщика, и при этом предполагается, что этих сумм должно быть достаточно на весь период возмещения. Однако неизвестность перед будущим не позволяет достичь такого баланса, в связи с чем деятельность страховщика носит алеаторный (рисковый) характер. Нередко, к сожалению, ликвидируемая организация не имеет достаточно средств, необходимых для удовлетворения требований даже кредиторов первой очереди.

Цель капитализации может быть достигнута и другими способами, в частности в результате перехода права требования гражданина в сумме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации и исполнения Российской Федерацией обязательства организации — причинителя вреда.

4. В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, определен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно подп. 10 п. 2 ст. 18 которого Фонд социального страхования РФ обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.

Во исполнение п. 2 ст. 23 Закона об обязательном социальном страховании Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 2000 г. N 863 утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Порядок внесения капитализированных платежей).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2000. N 48. Ст. 4693.

Указанный Порядок внесения капитализированных платежей распространяется на юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ликвидируемых как в добровольном, так и в принудительном порядке (в том числе в связи с признанием лица несостоятельным (банкротом)) (см. также п. 6 настоящего комментария).

Согласно Порядку внесения капитализированных платежей ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий в 10-дневный срок с даты их назначения направляет страховщику по месту регистрации страхователя уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) на основании полученного от страховщика списка граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, рассчитывает размер капитализируемых платежей и согласовывает его со страховщиком в двухнедельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу — страхователю.

Расчет размера капитализируемых платежей производится в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2001 г. N 72 (далее — Методика расчета размера капитализируемых платежей).

———————————
Финансовая газета. 2001. N 37.

5. Как было отмечено выше, размер капитализированных платежей должен быть максимально приближен к реальному размеру выплат, которые будут произведены в будущем. Вместе с тем достичь этого равенства практически невозможно. Именно поэтому Методика расчета размера капитализируемых платежей базируется на применении коэффициентов капитализации и основывается на информации о фактическом возрасте и поле получателя платежей, нуждаемости пострадавшего в обеспечении по страхованию, степени утраты им профессиональной трудоспособности, размере его среднего месячного заработка и размере ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком. Также, поскольку заранее не известны уровень инфляции и расходы в связи с повышением стоимости жизни (ст. 1091 ГК), зарезервировать данные суммы на будущее время невозможно, в связи с чем предусмотрено, что индексация ежемесячных страховых выплат будет производиться за счет возможных накоплений от размещения страховщиком (Фондом социального страхования РФ) капитализированных платежей в государственные ценные бумаги и банковские вклады. Фонду социального страхования РФ предоставлено право инвестировать часть временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. При этом помещение таких средств Фонда в банковские вклады может производиться лишь в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период (п. 7 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101).

6. Некоторые особенности установления размера требований о выплате капитализированных платежей в деле о банкротстве и порядка их выплаты гражданину предусмотрены Законом о банкротстве. В силу того, что Закон об обязательном социальном страховании регулирует отношения по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью только застрахованным в соответствии с данным Законом лицам, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 30 ноября 2006 г. N 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 57) разъяснил, что порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию. Капитализации в соответствии со ст. 135 Закона о банкротстве подлежат также требования лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в части, превышающей обеспечение по страхованию, на которое указанные лица имеют право в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании (см. п. 2 ст. 1 данного Закона, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 57). Вместе с тем в настоящее время неурегулированными остаются отношения по возмещению вреда жизни или здоровью, причиненного лицам, на которых не распространяется действие Закона об обязательном социальном страховании, и при этом причинителем вреда является организация, ликвидируемая по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ.

7. Следует заметить, что порядок капитализации платежей при банкротстве должника существенно отличается от предусмотренного Законом об обязательном социальном страховании порядка возмещения вреда жизни и здоровью ликвидируемым юридическим лицом. Специфика определения размера капитализируемых платежей и порядка их выплаты должником-банкротом заключается в следующем:

— при капитализации учитываются повременные платежи, подлежащие выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. В случае если возраст гражданина превышает 70 лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет 10 лет (п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве);

— капитализации подлежат повременные платежи, уплачиваемые на основании п. 1 ст. 1085, п. 1 ст. 1092 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь. При расчете размера повременных платежей не подлежит применению Методика расчета размера капитализируемых платежей (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57);

— право требования гражданина к должнику в сумме капитализированных повременных платежей с согласия гражданина может перейти к Российской Федерации. При этом согласия Российской Федерации на переход к ней обязательств должника не требуется (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

Как отмечает А.В. Егоров, «предоставляемое кредитору право выбора — принять сумму в полном объеме или отдать свое требование государству, получая взамен повременные платежи, — является наиболее справедливым средством регулирования поведения личности в гражданском обществе» . Однако Высший Арбитражный Суд РФ указал, что Фонд социального страхования РФ вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и выплаты Фонду, а не гражданину капитализированной суммы (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

———————————
Егоров А.В. Капитализация повременных платежей в законодательстве о несостоятельности // Вестник ВАС РФ. 2004. N 5.

8. Несмотря на то что согласно п. 8 Порядка внесения капитализированных платежей указанные платежи по решению страховщика направляются для предоставления обеспечения по страхованию и формирования финансовых резервов для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, капитализированные платежи согласно п. 2 комментируемой статьи предназначены для выплаты конкретному гражданину, а не неопределенному кругу лиц. Данный вывод подтверждается также судебной практикой.

9. Требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, подлежат удовлетворению в первую очередь (п. 1 ст. 64 ГК).

«В случае ликвидации по каким бы то ни было основаниям предприятий (государственных, смешанных, кооперативных, общественных и частных) причитающиеся с них на основании судебных решений или по иным основаниям платежи за увечье или смерть в пользу потерпевшего лица или членов его семьи подлежат уплате последним через органы государственного страхования».

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 31.12.1928

«О капитализации пенсий и платежей за увечье или смерть, причитающихся с ликвидируемых предприятий»

Вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 23 Закона № 125-ФЗ при ликвидации страхователя – юридического лица он (страхователь) обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ.

Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 863 «Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно ему ликвидируемое (в том числе в связи с признанием банкротом) юридическое лицо – страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносит в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер капитализируемых платежей, как отражено в пункте 4 указанного Порядка, рассчитывается в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Такая методика утверждена также Фондом социального страхования РФ в постановлении от 30.07.2001 № 72.

Методика расчета размера капитализируемых повременных платежей (далее Методика) базируется:

На нормативном методе формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

На применении коэффициентов капитализации для расчета размера капитализируемых повременных платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц – страхователей;

На применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.

У бюджетных учреждений-страхователей возникает вопрос: на какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по внесению в доход бюджета ФСС РФ капитализированных платежей? Ведь указанные расходы не могут быть в силу своей природы отнесены как на статью 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», так и на статью 220 «Приобретение услуг».

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, расходы по внесению в доход бюджета Фонда социального страхования РФ сумм капитализированных платежей для обеспечения социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации учреждения следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления, а также по соответствующим показателям классификации расходов бюджетов, в рамках которых осуществляется финансирование мероприятий по ликвидации учреждения.

При этом в платежном поручении на внесение указанных платежей следует указать код 000 1 17 04000 01 0000 180 «Поступления капитализированных платежей предприятий » классификации доходов бюджетов Российской Федерации с указанием в 1 – 3-м разрядах кода значения 393 «Фонд социального страхования Российской Федерации».

Следует отметить, что нарушение порядка внесения страхователем капитализированных платежей страховщику влечет ответственность в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Во время судебных процессов очень часто возникают вопросы, связанные с капитализацией выплат при введении процедуры банкротства на предприятие. По этому поводу Высший Арбитражный Суд выработал определенные советы, которые мы и рассмотрим.

  • На данный момент представлять дела о несостоятельности предприятий как орган государственной власти, обязана налоговая служба. Важно то, что требования Фонда соцстрахования к уже признанному банкротом задолжавшему предприятию (страхователю) об уплате капитализированных средств фонду или же о капитализации выплат гражданам, имеющим право на получение выплат по страховке, представляются в конкретном деле о несостоятельности именно налоговой службой. Подобные требования относят к третьей очереди и рассматриваются в судебном порядке.
  • На стадии конкурсного производства суд обязан объяснить определенному кругу лиц о наличии у них права согласится на переход их права требования к должнику непосредственно государству. Также этим лицам необходимо разъяснить последствия подобного согласия (повременные платежи будут производиться уже государству). К этому кругу лиц относят граждан, которые пострадали от должника (был причинен вред жизни или здоровью), застрахованных граждан и тех, которые по какой-либо причине имеют право на получение страховой выплаты.

В случае согласия данных лиц, они обязаны подать соответствующее заявление. Указанные граждане к решению этого вопроса могут не привлекаться, и тогда суд единолично принимает решение о согласии данных лиц. Они могут обжаловать такое решение в установленном законом порядке.

Обязательство должника перед данными лицами полностью перейдет к государству.

  • Важным является то, что дата возникновения требований указанных лиц (о возмещении причиненного вреда здоровью или жизни) значения не имеет. Рассматриваются и те требования, которые возникли после введения процедуры банкротства (до ее завершения).

В очередности, установленной законам, ежемесячно производятся выплаты по указанным выше требованиям. По ним капитализация будущих выплат будет осуществляться после уплаты текущих платежей. При этом одновременно будет осуществляться капитализация выплат по требованиям, относящимся к первой очереди (если они были должным образом включены в соответствующий реестр согласно действующему закону).

Материал опубликован помощником арбитражного управляющего Казаковой О.В. При возникновении правильности толкования информации и соответствия нормативно-правовым актам РФ, просьба обращаться непосредственно к профессиональному арбитражному управляющему, руководителю проекта – Петрову Андрею Александровичу.

Во время деятельности организации были два несчастных случая. Сотрудники уволились по собственному желанию и получают выплаты из ФСС. Действия организации при ликвидации.

Вопрос: При обращении в ФСС, сотрудница отдела по капитализируемым платежам при ликвидации пояснила следующее: Во время деятельности организации были два несчастных случая, по которым был произведен весь документооборот с фондом, предоставлены б/листы и расчеты. Сотрудники уволились по собственному желанию до 2015 года. С того момента производятся выплаты данным сотрудникам из Фонда социального страхования пожизненно, в общей сумме 94 595,71 руб. в месяц. Но так как данная организация ликвидируется и перестанет оплачивать страховые взносы от несчастных случаев по работающим сотрудникам, то на ОАО "*" ложиться обязательство выплатить ФСС предполагаемую сумму, по данному расчету размера капитализируемых платежей, в общей сумме 15 402 345,97руб. Правомерно ли это? У ОАО нет средств на погашение данных обязательств. Какие пути решения могут быть?

Ответ: Да, правомерно. Прежде чем ликвидировать организацию, ее собственники проверяют, есть ли у нее обязательства перед сотрудниками по выплатам на «травматизм». Чтобы обеспечить пожизненные выплаты, ликвидационная комиссия перечисляет в ФСС России капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). ФСС будет находиться в вашем реестре кредиторов. Очередность уплаты капитализированных платежей - третья. Срок и порядок уплаты ликвидационная комиссия согласовывает с фондом. В отсутствии денежных средств, акционерное общество может расплатиться с кредиторами имуществом.

Обоснование

Как перечислять и учитывать капитализированные платежи по взносам «на травматизм» при ликвидации организации-страхователя

Прежде чем ликвидировать организацию, ее собственники проверяют, есть ли у нее обязательства перед сотрудниками по выплатам на «травматизм». Некоторые такие выплаты бывшие сотрудники или их родственники вправе получать и после того, как предприятие закроется. Чтобы обеспечить пожизненные выплаты, ликвидационная комиссия перечисляет в ФСС России капитализированные платежи. Такое правило установлено пунктом 2 статьи 23 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Рассчитайте капитализированные платежи по формулам, которые приведены в Методике , утвержденной постановлением ФСС России от 30 июля 2001 г. № 72 . Для этого в течение 10 календарных дней с даты, когда собственники назначили ликвидационную комиссию, направьте в территориальное отделение ФСС России уведомление о ликвидации организации. Получив его, сотрудники фонда в течение двух недель пришлют список людей, которым положены страховые обеспечения. По каждому виду страхового обеспечения страховщики укажут размер выплат.

Согласуйте результат расчета капитализированных платежей с территориальным отделением фонда с ФСС России. Для этого направьте туда письмо, например, с такой формулировкой: «Просим согласовать размер капитализированных платежей, уплачиваемых в ФСС России при ликвидации организации…». Сделайте это в течение двух недель с даты, когда будет закрыт реестр требований кредиторов к ликвидируемой организации. Это предусмотрено пунктами 2-5 Порядка, утвержденного .

В каком порядке платить

Капитализированные платежи перечисляйте в территориальное отделение ФСС России, где зарегистрирована ликвидируемая организация. Срок уплаты ликвидационная комиссия согласовывает с фондом (п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 863).

Очередность уплаты капитализированных платежей - третья. Поясним, почему так.

В первую очередь при ликвидации возникают текущие расходы, которые напрямую связаны с данной процедурой (например, организационные и судебные). После того как эти расходы оплачены, с кредиторами рассчитываются в таком порядке:

первая очередь - расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;

вторая очередь - зарплата сотрудникам и вознаграждения по авторским договорам;

третья очередь - расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

четвертая очередь - расчеты с другими кредиторами.

Так установлено пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

К первой очередности капитализированные платежи не относятся. Они - один из источников, за счет которых ФСС России формирует средства социального страхования. Это нецелевые выплаты для расчетов с работниками, которые получили производственную травму или профзаболевание. Согласия человека на уплату капитализированных платежей в орган соцстраха не требуется. Поэтому такие платежи - это не расчеты за причинение вреда жизни и здоровью. Такие же выводы есть в

Президиум Высшего арбитражного суда РФ на состоявшемся недавно заседании рассмотрел проект информационного письма «О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве». Поговорим о проблемах, затронутых на заседании.

Прежде чем перейти к обсуждению проекта информационного письма (далее — проект), приведем основные положения законодательства о капитализации платежей при банкротстве.

Правовая база

В статье 64 ГК РФ установлено, что при ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Капитализация средств осуществляется в целях их дальнейших выплат в пользу как застрахованных, так и иных лиц, имеющих право на получение возмещения.

Согласно ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) размер названных требований определяется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст гражданина превышает 70 лет, период капитализации повременных платежей - десять лет. В пункте 3 ст. 135 Закона о банкротстве предусмотрено, что с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае требование также удовлетворяется в первую очередь.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при ликвидации страхователь - юридическое лицо обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ. Капитализация средств в такой ситуации осуществляется в целях их дальнейших выплат в пользу застрахованных лиц, имеющих право на получение возмещения. Страховщиком по данному виду страхования является ФСС России, который обязан аккумулировать данные платежи.

Справка

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 867 утвержден Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением ФСС России от 30.07.2001 № 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.

Ранее ВАС РФ уже разъяснял применение законодательства, связанного с капитализацией платежей. Этому вопросу посвящены постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 57), от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“» и письмо ВАС РФ от 18.08.98 № С5-7/УЗ-645 «О Федеральном законе „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“».

ФСС России предоставляет обеспечение по данному виду страхования застрахованным и иным лицам, имеющим право на страховые выплаты. На основании п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ Фонд соцстраха имеет право требования к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате ему капитализированной суммы. В проекте сказано, что такое требование предъявляется и представляется в деле о банкротстве в соответствии с п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 57. Фонду предоставляется право голоса на собрании кредиторов согласно п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве.

Участие налоговой службы

Как уже отмечалось, на основании п. 3 ст. 135 Закона о банкротстве к Российской Федерации переходит право требования гражданина, который не является застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты, и перед которым должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, в сумме капитализированных платежей. В этом случае исходя из п. 5 постановления Пленума ВАС РФ № 57 указанное требование от имени государства вправе предъявить должнику Федеральная налоговая служба как орган, уполномоченный представлять в делах о банкротстве требования Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам, в том числе по выплате капитализированных платежей. Данное разъяснение основано на положении п. 2 постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротствае».

Гражданин передает право требования

В пункте 3 проекта разъяснена процедура передачи гражданином государству своего права требования к должнику в сумме капитализированных платежей. Арбитражные суды, рассматривающие дела о банкротстве, обязаны разъяснять всем гражданам, имеющим такие требования, о наличии у них права давать согласие на переход требований к Российской Федерации, а также о последствиях согласия в виде перехода обязанности по выплате повременных платежей к государству. Граждане могут выразить согласие путем сообщения об этом арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. При наличии согласия об этом указывается в судебном акте, который может быть вынесен без привлечения лиц, участвующих в деле. Этот судебный акт можно обжаловать.

В проекте обращается внимание на то, что соответствующее обязательство должника переходит к РФ в полном объеме, включая не уплаченные платежи за периоды до такого перехода.

Рассмотрев заявление, суд может обязать государство, к которому перешло обязательство должника, выплачивать гражданину периодические пожизненные ежемесячные платежи, в том числе взыскать накопившиеся просроченные платежи. Арбитражный суд должен выдать исполнительный лист на взыскание названных платежей, который подлежит исполнению Минфином России в порядке, установленном ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.

Справка

В статье 242.2. БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В статье, в частности, сказано, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении их в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся изменения в сводную бюджетную роспись.

Заявление гражданина рассматривается судьей в судебном заседании с извещением заявителя и Российской Федерации в лице Минфина России. Это ведомство в части рассмотрения указанного заявления пользуется правами лица, участвующего в деле о банкротстве. В проекте обращается внимание на то, что гражданин вправе подать заявление о переходе своего требования к государству и после завершения конкурсного производства. Это обстоятельство не препятствует суду удовлетворить данное заявление.

В проекте также отмечается, что в силу ч. 2 ст. 27 АПК РФ споры между гражданином и Российской Федерацией о последующем изменении размера возмещения вреда неподведомственны арбитражным судам.

Порядок удовлетворения требований

В статье 135 Закона о банкротстве установлены размер и порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди. В пункте 4 проекта разъяснено, что положения названной статьи распространяются на требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, независимо от даты их возникновения. Это относится и к требованиям, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве. По текущим требованиям такого рода в конкурсном производстве осуществляются ежемесячные платежи в очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.

Справка

Согласно п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности.

В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц.

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

В третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Из содержания приведенного пункта следует, что требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, по текущим платежам удовлетворяются в четвертую очередь. В проекте говорится, что капитализация платежей по таким текущим требованиям производится одновременно с капитализацией платежей по требованиям первой очереди, включенным в реестр требований кредиторов.

Поделиться: