Специфика развития и проблематики русской философии. Русская философия: особенности, основные направления и проблемы


Русская философия- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;– секуляризация общественной жизни.В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: – М.В. Ломоносов; – А.Н. Радищев; – Феофан Прокопович; – В.Н. Татищев; – А.Д. Кантемир и др.Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии. Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: – славянофилы (заложили основу русской религиозной философиивторой половины XIX в. – западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.Следующий этап (конец XIX – первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.Основными направлениями русской философии XIX в. являлись: декабристская философия; философия западников и славянофилов; философия Чаадаева; политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов; философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; широкое распространение в массах, понятность простому народу.

3. Особенности русской философии

Остановимся на трех характерных особенностях русской философии, хотя и до сих пор речь шла о ее своеобразии и самобытности.

Эти три особенности становятся очевидными при сопоставлении русской философии с европейской: они касаются ее предметного содержания, русского стиля философствования, характера системности и языка отечественной философии. Из этих основных особенностей, по существу, складывается специфика русской философии.

Первая особенность русской философии в нашей историко-философской литературе получила название онтологизма . Приведем некоторые высказывания на этот счет.

А. Лосев среди основных характерных черт русской философии на первое место ставит ее онтологизм, который определяет всю ее суть. «Русская философия, – пишет А. Лосев, – прежде всего, резко онтологична».

С. Франк придерживается того же взгляда: «Характерная черта русского мировоззрения: тяга к реализму, или, лучше сказать, к онтологизму, невозможность довольствоваться какой-либо формой идеализма или субъективизма».

Та же мысль у Н. Бердяева: «Русская философская мысль сознала себя существенно онтологической. Она размышляла не столько о познании, сколько о бытии. Она хотела понять познание как конкретное сущее». Русские философы противопоставляют онтологизм гносеологизму и идеализму европейской философии.

Онтологизм в русской философии означал, во-первых, новую концепцию бытия, которая одновременно оказывалась и новой онтологической гносеологией и новой философской антропологией. Другими словами, онтологизм означал, что речь идет о философии, способной дать целостное знание .

Классическая европейская философия рассматривала познание как рассудочное отношение познающего субъекта к познавательному объекту. При этом субъект сводился к его сознанию и находился вне бытия и над бытием. Следовательно, гносеологическое отношение сводилось к отношению мышления, сознания к бытию.

Русская философия заменяет классическое отношение на новое отношение. Вот как об этом пишет Н. Бердяев: «Субъект и объект – одинаково бытие. Бытию принадлежит изначальный и абсолютный примат. Различение субъекта и объекта совершается внутри самого бытия, и гносеология не может претендовать на то, чтобы занять место вне бытия» .

Такую же попытку «продвинуть эту онтологическую теорию сознания» делают С. Франк, А. Лосев и др. Реконструируя всю линию русского онтологизма, следующим образом можно концептуально представить онтологизм.

Бытие как мир природы, предметов, как мир вещественно-телесный, может существовать, будучи и немыслимым, непознаваемым. Первоначальное отношение человека к миру носит онтологический, а не гносеологический характер. Человек изначально входит в бытие, его нельзя отчуждать и выводить за пределы бытия. Бытие не располагается перед ним, поскольку человек с ним слит, сращен неразрывно. Он только в своем сознании, как мыслящее существо, ставит себя в отношение к миру. И прежде, чем мы рассмотрим человека в качестве чистого сознания, мыслящего субъекта, он является в первую очередь материально-чувствующим, предметно-деятельным, онтологически связанным со своим миром. Находясь внутри бытия, человек живет им, а не созерцает и сознает. Применительно к человеку не имеет смысла говорить о первичности материи, о ее определяющей роли, о примате бытия и т.п.

Чисто познавательное отношение человека к миру возникает в условиях весьма развитого общества, с разделением труда, появлением социальных групп и индивидов, занятых исключительно интеллектуальной деятельностью. А отношение человечества в целом к миру по-прежнему останется чувственно-предметным, практическим, лишь часть которого составляет созерцательно-гносеологическое, вплетенное в чувственно-предметную деятельность. Вследствие этого мы и не можем рассматривать бытие как равнодушную и нейтрально-отстраненную материю, «объективную реальностью». Слияние человека с бытием, более того, само присутствие человека в мире придает всему бытию смысл, оно становится иным от самого факта существования человека в мире: все вещи, предметы, все структуры бытия приобретают новые функции и значения. Подобно тому, как возникший органический мир преобразил, изменил мир в целом, в том числе и неорганический, так и человек своим появлением придал миру новое значение, новое содержание. Поэтому противопоставление человека и бытия как полярностей теряет смысл, поскольку человек, взятый во всей своей субъективности, столь же объективно реален, как и бытие, обступающее и обнимающее человека со всех сторон. Бытие утрачивает свою абсолютную объективность и должно быть взято субъективно.

С этой точки зрения, категория бытия есть предельно широкое понятие. В силу своей многозначности и многоликости оно охватывает как непосредственную принадлежность к миру в конкретном физическом и социально-историческом пространстве и времени, так и если оно мыслится вне времени. Под словом бытие, следовательно, мы понимаем как реальные действительно существующие вещи, предметы, тела, так и идеальные: идеи, образы, нормы и т.п. Таким образом, быть – это не только то, что есть, имеет место, пребывает, находится, но и то, что соответствует норме, понятию, идеалу, своему предназначению. Другими словами, бытие – это не только обозначение мира наличных вещей, но это и мир духовно-чувственный, духовно-становящийся.

Понятие бытия охватывает все сущее в его недифференцированном виде, обозначая их существование. Тем самым удается, с одной стороны, преодолеть деонтологизацию человека, исключение его из бытия и сведение к сознанию, а с другой стороны, преодолевается сведение бытия к его вещественности и предметности.

Пребывание человека внутри бытия – это жизнь человека, это его бытие. И у него нет сомнения в нем. Дискуссия появляется в связи с вопросом, в чем сущность бытия, что есть все сущее и в чем его сущность, в чем заключается основание всего сущего. О существовании сущего свидетельствует сама жизнь, для понимания сущности сущего непосредственно жизненных фактов мало. И здесь появляется возможность подменить предмет дискуссии: вместо вопроса, в чем сущность сущего, ставится вопрос, имеем ли мы сущее, оно ли нам дано в нашем жизненном мироощущении. И тогда появляется идея, мысль о небытии, об отсутствии бытия или о его неподлинности и т.п. Вполне здравый вопрос, что представляет собой в своей сути являющийся мир, таков ли он на самом деле, подменяется вопросом, а есть ли он в действительности.

Содержательно подход к определению бытия в качестве исходного берет отношение человек – мир человека, это отношение разных уровней внутри самого бытия, т.е. объективное, реально существующее отношение. И тогда анализ бытия оказывается анализом всей совокупности человеческих отношений с обступающим его бытием. Бытие, таким образом, раскрывается через его становление, изменение. Н. Бердяев пишет, что «все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхностей вещей. Если идти от человека во вне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей… Человек как бытие, равнокачественное миру» . Содержательный подход, который можно назвать экзистенциально-философским, экзистенциально-антропологическим, позволяет категорию бытия интерпретировать не только в значении всего сущего, в значении существования всего, но и в значении смысла всего сущего, поскольку человек введен в бытие. Следовательно, бытие уже не сводится к существованию, скажем, вещей, тел, объектов и т.п. – оно включает в себя и объективацию некой идеи, точнее, того, чем они могут стать, быть, развиться до тождества со свое функцией.

Таким образом, онтологизм русской философии позволяет преодолеть деление европейским рационализмом философии на гносеологию и онтологию. Разделяя философию на две самостоятельные философские дисциплины, философия закрывает путь к сущностному пониманию как бытия, так и познания. Своей концепцией онтологизма русская философия открывала выход из рационалистического тупика.

Остановимся на второй черте русской философии своеобразии русской философской рефлексии. Она теснейшим образом связана с первой: новое понимание бытия требовало и нового философствования над ним.

Человек, укорененный в бытие, познает его прежде всего не посредством категорий рассудка, а проживанием жизни: жизнь есть необходимое условие знания. Поскольку философия исследует предельные и запредельные основания бытия, то она не может ограничиться деятельностью рассудка. Если в европейской философии в основание познания кладется разум – ratio, то в русской философии – вся полнота жизненного опыта. Положив в основание познания только разум, мы можем прийти к тому, что все, не укладывающееся в границы разума, оказывается несуществующим.

Полнота бытия, положенная в основание познания, требует от познающего не ограничиваться деятельностью одного рассудка: истина не может быть открыта исключительно рационально-интеллектуальным путем. Поэтому внутренне строение русского философского мышления оказывается чрезвычайно сложным: в нем обнаруживаются элементы интуитивного, дорационального, художественного и даже мистического сознания.

С точки зрения русской мировоззренческой философии, истина не сводится к соответствию наших представлений об объекте самому объекту. Истина должна быть правдой. Следовательно, знание должно соответствовать всей жизни, жизни целостной и подлинной, смыслу жизни: познать – это пережить. Познание является переживанием: «Полное понимание – это «воссоздание», т.е. обращение разумеваемого в факт нашей собственной жизни» . Эта же мысль повторяется и у С. Франка: «Что-то «узнать» – означает приобщиться к чему-либо посредством внутреннего осознания и сопереживания…» . А. Лосев называет также знание, вытекающее из непосредственного чувства, верой.

Вера в русской философии – понятие специфическое. Ее ни в коем случае нельзя рассматривать как антипод знанию. Она включает в себя множество различных оттенков: доверие, убежденность, верность, религиозная вера. Вера понимается как знание, вырастающее из непосредственного повседневного опыта многих поколений и не нуждающееся в дополнительной проверке. Вера – бездоказательное знание, в чем-то она сродни кантовскому априоризму. Н. Бердяев так раскрывает диалектику знания и веры: знание есть форма веры – доверие к ограниченному опыту, вера есть тоже знание, но более полное .

В русской философской культуре, мы уже не раз говорили, философия понимается как мировоззрение. А мировоззренческая картина мира не может основываться только на научном знании: у него есть определенные границы. Поэтому научные знания в мировоззрении дополняются другими формами освоения и постижения мира, основанными на ином опыте, более богатом и более бесконечном, чем научный опыт. Существует еще духовный опыт .

Таким образом, мы действительно можем говорить об особом русском стиле философского мышления. Безусловно, речь идет не о противопоставлении его европейской философской культуре: мы лишь подчеркиваем национальную особенность философствования, существующую в мировом философском процессе.

О системности русской философии. Пожалуй, самым распространенным упреком в адрес русской философии является упрек, что она несистемна . И в этом якобы выражается ее незрелость, несформировванность. В действительности все обстоит гораздо сложнее. Критики русской философии не принимают во внимание ни наличие в русской философии ряда специфических тем и проблем, ни особую структуру философского мышления.

Русская философия системна, но системна по-своему. А. Лосев высказал по этому поводу парадоксальную мысль: «Вся русская философия являет собой до-логическую, до-систематическую или, лучше сказать, сверхлогическую, сверхсистематическую картину философских течений и направлений» . А. Лосев следующим образом разъясняет свою мысль: благодаря необычайной широте и глубине, всеохватности направленных тем, задач, выдвинутых идей русская философия не поддается формально-логической систематизации по примеру европейской классической философии. В этом смысле она не бессистемна, а сверхсистемна.

Сверхсистемность ее заключается в том, что русская философия системна художественно-эстетически, ее системность близка системности художественного произведения. С. Франк убедительно доказывает, что «литературной формой русского философского творчества является свободное литературное произведение, которое лишь изредка бывает отдано однозначно определенной философской проблеме, – обычно это произведение, которое, будучи посвящено какой-то конкретной проблеме исторической, политической или литературной жизни, попутно освещает глубочайшие, кардинальные мировоззренческие вопросы» .

Своеобразие русского философствования определило и ее особый язык. Многие категории и понятия в русской философии имеют другой смысл, чем в классической европейской философии. Например, в русской философии слова «любовь», «вера», «сердце», «душа» и др. содержат категориальный смысл, а не этический. В языковом отношении русской философии наиболее близок язык европейской экзистенциальной философии.

С того момента, когда философия перестает быть наукой, а становится мировоззрением, ее классическая формально-логическая системность становится невозможной. В сущности,гнорьт67 к такому же выводу пришли в середине XIXв. основатели марксистской философии: философией Гегеля заканчивается философия в старом смысле, вместе с ней приходит конец всякой абсолютной системе. Философия становится просто мировоззрением.

В середине XIXв. начался новый этап в истории философии – эпоха неклассической философии. О ней уже нельзя судить по стандартам европейской классической философии. Русская философия второй половины XIX – начала XX в. представляет новый тип философского мировоззрения. В сравнении с классической европейской философией она может показаться настолько уникальной, что не поддается никакому сопоставлению и сравнению. Но, сравнивая русскую философию с европейской неклассической философией, мы найдем много общих типологических черт.

В целом русская философия развивается в том же направлении, что и европейская, она не уклоняется от общей линии развития.

Русская философия- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

Декабристская философия;

Философия западников и славянофилов;

Философия Чаадаева;

Политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов;

Философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

Характерными чертами русской философии являются:

Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

Специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

Большая роль проблем морали и нравственности;

Широкое распространение в массах, понятность простому народу.

В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева . Содержащаяся в письме резкая критика российского рабского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект. Особенности исторической судьбы России он видел в ее трагической разорванности между восточной и западной цивилизациями и неопределенности выбора: «Мы не вполне Запад и не вполне Восток… русские – не название народа, а название исторического предприятия». Роль России в мире, по его мнению, заключается в примере того, как не нужно жить. Будущее Чаадаев видел в выборе одного – европейского пути. В это время формируется специфическая тема русской философии – есть ли у России особая роль и судьба в истории, в чем ее будущее («русская идея»).

Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками (Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков) и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Революции, прокатившиеся в сер. XIX в. по всей Европе, и общественные проблемы в самой России порожда­ют консервативное, либеральное и радикальное направления в со­циально-политической мысли. Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские круж­ки, разрабатывавшие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).


Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии , одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с А. С. Хомякова и В. С. Соловьева (1853- 1900). Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также - что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге. Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология).

Крупным представителем религиозного направления был философ и священник П.А. Флоренский (1882 - дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства.

Новой версией «русской идеи» явилось евразийство, усматри­вавшее единое будущее народов, населяющих пространство Евразии. Это интеллектуальное и социально-философское учение оформилось в 20-30-е гг. XX в. главным образом в среде российской эмиграции. Его основателями выступили Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, В. И. Вер­надский. Значимую роль в процессе возрождения идей евразийства в кон­це XX в. сыграло творчество Л. Н. Гумилева.

Оригинальный характер русской философии проявился в так назы­ваемом «русском космизме» . Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Отличительные особенности классической русской философии - ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической на­правленности, стремление к обоснованию синтетических форм миросо­зерцания, космологический и социокультурный синкретизм, глубокая связь с православием, выражение философских идей не только в нормативном, но и литературном жанре.

Русская философская мысль -- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути -- «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами...». В XIX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли». Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории». Эти же особенности русской философской мысли отмечали и такие исследователи русской философии, как А.И. Введенский, Н.А. Бердяев и др.

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенности к историческим судьбам России. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

Философия в России возникла поздно по сравнению с другими странами. Причины этого:

1) Господство на Руси языческой культуры и разрозненность человеческих сообществ, атомизация жизни.

2) Отсутствие устойчивых связей со сформировавшимися мировыми культурами.

Становление философской мысли в Древней Руси относится к X-XII векам -- времени глубоких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского государства -- Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии.

Начальный этап в развитии русской философской мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. В летописях, «поучениях», «словах» и других памятниках отечественной литературы отразился глубокий интерес русских мыслителей к историософским, антропологическим, гносеологическим и моральным проблемам. В этот период складывается обусловленный типом воспринятой вместе с христианством философской традиции своеобразный способ философствования, охарактеризованный В.В.Зеньковским как «мистический реализм». К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Послание к Фоме» Климента Смолятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучение» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора, «Моление» Даниила Заточника.

Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII--XIV века -- время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал, однако, культурной традиции. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников отечественной мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик». Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.

Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры.

Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм -- мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в XIII-XIV вв., уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижников IV-VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователей.

Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров -- Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая такие глубокие нравственно-политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы.

Одно из центральных мест в русской мысли XV-XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Взгляд на Московское православное царство -- Святую Русь -- как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию, нашел отражение в сформулированной старцем Филофеем историософской концепции «Москва -- третий Рим». Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Федора Карпова и Ивана Пересветова, отстаивавшего идеи укрепления самодержавного правления. Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения были в центре внимания выдающегося византийского гуманиста-просветителя Максима Грека, философское творчество которого стало величайшим достижением русской средневековой философии.

Существенное влияние на духовную жизнь русского общества XV-XVI веков оказывали еретические учения, связанные с европейским реформационно-гуманистическим движением. Наиболее видными представителями русского свободомыслия являлись Федор Курицин, Матвей Башкин, Феодосии Косой.

Заключительный этап развития русской средневековой философии характеризуется противоречивыми процессами формирования основ нового миропонимания, столкновением традиционной духовной культуры с возрастающим влиянием западноевропейской науки и просвещения. Наиболее значительные фигуры русской мысли этого периода -- протопоп Аввакум -- продолжатель и строгий ревнитель духовных традиций древнерусской культуры и противостоящие ему Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич -- проводники западноевропейской образованности и культуры. Важнейшими темами их размышлений был человек, его духовная сущность и нравственный долг, познание и место в нем философии, проблемы власти и роли различных социальных слоев в политической жизни общества. Значительную роль в распространении философских знаний играли крупнейшие центры образования и культуры -- Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.

Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен».

Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.

С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны -- эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н.Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западно-европейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии.

Существование на перекрестке различных культур во многом определило форму философствования и проблематику русской философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А.Ф. Лосевым, который показал, что русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего».

С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.

Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием. Говоря об этом, В.В.Зеньковский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой.

В настоящее время бесценный духовный опыт, добытый русской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.

Таким образом, основные этапы развития русской философии:

1) 10-17 вв. - период характеризуется этической философией. Философские нравоучения. Философия единства. Философия отражает связь светской и духовной жизни.

2) 18 -- сер 19 вв. - данный период характеризуется попытками заимствования западной философии и в то же время зарождением натур философии (философии природы) в лице Ломоносова.

3) Середина 19 и первые 3 десятилетия 20 в. Этот период характеризуется высшим развитием русской философии («золотой век»).

Кратко сформулируем общие формальные особенности русской философии:

1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности.

2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом.

3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными.

Основание западноевропейской философии -- ratio. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос.

Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос метафизичен и божествен.

Итак, русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом.

Русская самобытная философия дала России гениальных мыслителей, в русской философии, находящейся под западным влиянием и отличающейся крайней бесплодностью (она почти не выходит за рамки теории познания), также имеется много одаренных личностей. Следует надеяться, что представители заимствованной философии распрощаются с абстрактностью и бесплодностью и признают великую русскую проблему Логоса.

Наиболее выдающимися представители в русской философии были:

в рамках религиозного идеализма: Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев;

в рамках космизма: Циолковский, Федоров;

в рамках мистики: Шестов;

в рамках философии свободы: Бердяев;

в рамках социально-критической: Кропоткин и М. Бакунин;

Таким образом, русская философия этого периода была достаточно разнообразной и в основном идеалистической в различных формах.

Русская философия - феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);
целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность;
широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
проблема человека;
космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);
проблемы морали и нравственности;
проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
проблема власти;
проблема государства;
проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
проблема идеального общества;
проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси; относится к IX - XIII вв.
развитие собст-но философии началось с принятия христ-ва, когда вчерашний язычник, живущий ограниченным родовым сознанием призыв-ся к личн и моральн ответств-ти.
философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России); XIII - XVII вв
Проявление след идей:
- евразийск геополитич учение, ярким выражение кот стала проимперская доктрина: Москва-третий Рим» старца Филофе
Среди видных философов данного периода:
Сергий Радонежский, Максимилиана Грек,Андрей Курбский
философия XVIII в.; Первые философы появились на Руси в XVII-XVIII веках. Однако их философия не была самобытной
Приобщение к новоеропейской философии (прежде всего французской и немецкой) после реформ Петра 1 привело к появлению российских мыслителей просветительского плана: А. Радищева, Н. Новикова и др.
Основными представителями материалистического направле­ния были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии. большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу, торжество права.
философия XIX в.;
Знакомство с византийской и западноевропейской философией было необходимым подготовительным этапом формированиясамобытной русской философии. У историков философии нет единого мнения о том, к какому периоду отнести возникновение философии в России. Однако большинство согласны с тем, что спор западников (А. Герцен, В. Белинский, П. Чаадаев)и славянофилов(И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) о русском пути, начавшийся в 30-е годыXIX века, знаменовал собой пробуждение самосознания Российской культуры, собственной самобытной философии, появление самостоятельной философской мысли.
Спор славянофилов и западников о русском пути приходится на начало промышленного переворота в России: начались ломка традиций общества, переход к обществу индустриального типа. Таким образом, как и в других странах, философия зародилась в России в кризисный, переходный этап развития культуры и знаменовала вызревание в ней личностного начала.
русская и советская философия XX в.
Наивысшей своей продуктивности, своего творческого пика отечественная философия достигла в первой четверти ХХ века : этот период богат разнообразием философских школ (персоналисты, интуитивисты, соловьевцы) и выдающимися людьми, внесших вклад не только в отечественную, но и мировую неклассическую философию, интересом широкой общественности к философским вопросам. Этот период заканчивается в 1922 году высылкой большинства русских философов за пределы Советской России.
Советский период в развитии отечественной философии характеризуется тотальным господством идеологизированного марксизма – диалектического и исторического материализма. Зависимость от тоталитарной идеологии сказалась прежде всего на разработке проблем социальной философии. Однако в этот период успешно развивались проблемы гносеологии (в частности, по философии науки), эстетики и культурологи (особо следует отметить работы М.М. Бахтина и А.Ф. Лосева), истории философии.
Постсоветский период , начавшийся с сер. 80-х годов ХХ века и продолжающийся в настоящее время характеризуется отходом от догматизированных форм философии, пересмотром отношения к марксисиско-ленинской философии и ренессансом русской религиозной философии (широко изданы и изучаются классические труды религиозных мыслителей, в том числе – созданных в русском зарубежье). Открылся доступ к знакомству и широкому изучению новейших западных исследований по постмодернизму. Современный период характеризуется отсутствием какой-либо ведущей системы или доктрины, и, что вполне естественно в таких ситуациях, изрядным теоретическим и методологическим эклектизмом.

22. Проблема Россия - Запад в русской философии: «западники», «славянофилы». «Евразийство»
В II пол 19в в рус фил-фии сформ-сь 2 направления: запад-во и славян-во. Проблемы истории, выбора исторического пути для Рос­сии.
Западники (Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв). Их взгляды не укладывались только лишь в положител либо отрицательное отношение к Зап или Рос.
Западники считали человечество единым, видели неизбежным и полезным для России пройти тем же путем, что и ушедшие вперед западные страны. В отличие от славянофилов, которые были религиозными мыслителями и усматривали в вере и в церкви основу исторического развития, западники, в своём большинстве, придерживались материалистических воззрений и идей секуляризма
Славянофилы ( Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы) делали упор на самобытном развитии России, считали, что славянский мир должен не подражать западу, а наоборот, может обогатить его своими экономическими, нравственными и религиозными началами. Основы российской культуры: община, монархия и православие. Будучи единственной православной страной в мире, храня в себе христианскую идею (искаженную и католиками и протестантами), Россия несёт в себе миссию – заложить основы нового общеевропейского просвещения, вывести человечество на путь спасения.

Для западников, как и для славянофилов, характерно стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущие перспективы, критика без­думного заимствования и подражатель­ство Западу, осуждение самодержав­ного произвола и крепостничества. В отличие от славянофилов, западники делали ак­цент на творческом усвоении опыта За­падной Европы, особенно в области общественно-политической, в то время как славянофилы обращали первооче­редное внимание на актуализацию по­ложительных образцов отечественного наследия. Целью социально-политич. преобразований российского об­щества как для либерального крыла западников, так и для славянофилов являлось установление в России либе­рально-демократич. порядков, подразумевающих отмену крепостного права, обеспечение прав и свобод лич­ности, свободы слова, печати и др. Для достижения этих целей западники пре­дусматривали необходимость радикальных методов борьбы, настаивали на ко­ренной ломке традиций российского общества. Западники скептически или полностью отрицательно относились к исторической роли православия и не находили в нем достаточного потенци­ала быть основой для будущего развития России. Непониманию между двумя партиями способствовала острота общественных противоречий, требовавшая незамедлительных поли­тических решений, а также цензурные и иные ограничения (характерные для царствования Николая I), не дававшие возможности обсуждать общественно-политические вопросы в полной мере открыто и гласно.

23. Бытие и онтология. Возник натурфилос и космологии. Науч картина мира.
Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия, называется онтологией
Определением бытия можно считать целостность всего существующего.бытие - это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:
материальное бытие - существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей и явлений природы, окружающего мира;
идеальное бытие - существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;
социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Парменид был первым философом, который стал оперировать понятием «бытие». По Пармениду, бытие вечно, едино, неуничтожимо.

Натурфилософия (от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Наиболее значительную роль Н. играла в древности.
Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Дж. Кардано, Т. Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохи развивалась гл.обр. на основе пантеизма и гилозоизма.
Для обозначения структурированного, целостного, упорядоченного мира древнегреческие философы использовали слово «космос» (гр. kosmos – Вселенная). Впервые назвал Вселенную космосом Пифагор. Космос являлся основным предметом ранней греческой философии. Это обстоятельство позволяет охарактеризовать систему философских взглядо ранней греческой философии каккосмоцентризм . Поэтому философские воззрения первых греческих философов называют космологическими (гр. kosmos – Вселенная и logos – учение).Космология - это наука, изучающая Вселенную, взятую в целом. Если отдельные отрасли астрономии изучают отдельные виды небесных тел: планеты, звезды, галактики и т.п., то космология изучает общие законы строения и эволюции Вселенной.
Научная картина мира
Научная картина мира – это целостная система представлений о мире, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов . В основе научной картины мира лежит фундаментальная научная теория. Научная картина мира выполняет роль посредника между профессиональной наукой и общественным сознанием, культурой в целом. Через неё осуществляется переемственность между поколениями ученых. В силу своих, «популяризаторских» функций, научная картина мира содержит в себе не только концептуальный (понятийный), но и чувственно-образный компонент, то есть ряд наглядных представлений о природе.

Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической картине мира. Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода - до конца 19в.

24. Учение о материи в истории философии
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
субъективно-идеалистический подход - материи как самостоя­тельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, "галлюцинация") субъектив­ного (существующего только в виде сознания человека) духа;
позитивистский - понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке , философии (как и в со­ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и произ­водны от нее.
Философское понятие материи имеет давнюю историю. Впервые оно («хюле») было введено Аристотелем .
Главное стремление первых греческих натурфилософов – утвердить мир на единой незыблемой, вечной основе. В качестве такого вечного, всеохватывающего начала выступает у них материя; более того, она – живая, движущая и организующая, всемогущая божественная сила, обеспечивающая единство и стабильность космоса, неизменность и непреложность его законов
Осмысление материи, близкое современному пониманию этой категории, обнаруживается в онтологии Гольбаха П.А ., которая представляет собой, по сути, материалистическиймонизм . Согласно его учению, вселенная есть колоссальное соединение всего существующего, повсюду являющее человеку лишь материю и движение. Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя.
Всё существующее в природе образовано сочетанием мельчайших материальных частиц, которые Гольбах именует «молекулами» (иногда – атомами). Общие и первичные свойства материи – протяжение, делимость, тяжесть, твердость, подвижность, сила инерции. Движение – «это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи» . Между телами действуют силы притяжения и отталкивания, инерция – особый вид сил противодействия, свидетельствующий о внутренней активности тел. Движение Гольбах понимал преимущественно как пространственное перемещение, признавая в то же время скрытое внутреннее движение в телах, обусловленное сочетанием, действием и противодействием молекул материи. Идеи Гольбаха оказали влияние на последующее развитие материалистической философии.
В целом, французский материализм XVII века обязан своим учением о материи механистическим и атомистическим воззрениям , преобладавшим в естественных и прикладных науках того времени.
Диалектический материализм
Материя в этом контексте рассматривается как философская категория, вводимая для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от них. В этом определении выделено 2 основных признака: 1) материя существует независимо от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира.
Можно выделить основные свойства материи, не отделимые от неё и потому называющиеся атрибутами :
1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;
2) материя находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме;
3) она есть causa sui, причина самой себя (по мысли Спинозы).
Кроме атрибутов , неразрывно связанных со всей материей, различают еще и её модусы , т.е. такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность, электропроводность, наследственность и т.п.).

25. Представление о пространстве и времени в истории философии.
К основным атрибутам материи (атрибут – Неотъемлемое, то есть необходимое свойство) относятся пространство и время, которые представляют собой и особые формы бытия.
Основ точки зрения на время и прост-во.
1) субстанциальная концепция. (Демокрит, Эпи­кур) - считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Древнегреческие атомисты и их последователи, философы и ученые, придерживающиеся механистической картины мира, считали, что пространство есть всё то, что остается после того, как исчезнут вещи. В этом случае, по их мнению, в мире не останется ничего, кроме пустоты, которая не обладает никакими другими свойствами, кроме протяжённости и способности вмещать в себя всю существующую в мире материю. Время в этой концепции понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой всё возникает и исчезает.
И пространство, и время выступали здесь самостоятельными, не зависимыми от материи субстанциями.
2) реляционная. (Аристотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время ипространство как отношения, образуемые взаимодействием ма­териальных объектов. Основана на идее взаимосвязи, тесного взаимоотношения пространственных и временных характеристик материи как между собой, так и в зависимости от природы того или иного объекта. Вне взаимодействия пространство и время, согласно этой точке зрения, просто не существуют. Своё естественнонаучное обоснование реляционная концепция получила в теории относительности Эйнштейна и неевклидовых геометриях Лобачевского, Больяи и Римана. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта.
В настоящее время более достоверной (исходя из достиже­ний науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
время - форма бытия материи, которая выражает длитель­ность существования материальных объектов и последова­тельность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материаль­ных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во време­ни, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

ПРОСТРАНСТВУ присущ ряд отличительных свойств.
Во-первых, пространство обладает свойством протяженности ,которое обнаруживается в том, что у каждого материального объекта есть свое.ме­стоположение: один объект существует рядом с другим. Во-вторых, пространство реального бытия трёхмерно и в этой трехмерности пространства проявляются его бесконечность и неисчерпаемость. В -3, пространство однороднои изотропно. Однородность про­странства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений

Характеристики ВРЕМЯ
Длительность и последовательность времени проявляются в том, что все предметы и явления обладают способностью сменять друг друга, су­ществовать одно после другого или изменять свои состояния. Одномерность времени проявляется в том, что некоторое зафиксиро­ванное сознанием событие, оказывается, всегда можно связать с двумя дру­гими событиями, одно из которых предшествует данному, а второе - следует за ним. Зафиксированное событие оказывается всегда между 2мя другими событиями. Так, «сегодня» - это то, что нахо­дится между «вчера» и «завтра», и иначе быть не может.Необратимостьи асимметричность времени состоят в том, что все протекающие в мире процессы невозможно повернуть вспять. Они осуще­ствляются только в одном направлении: от прошлого - к будущему.

26. Понятие закона. Законы и закономерности.
ЗАКОН - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями.
Категория 3. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями).
Важнейшие черты 3. :

  • необходимость,
  • всеобщность,
  • повторяемость
  • инвариантность.

В макромире принято различать три типа 3.:

  • з- тенденция,
  • з.-однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике,
  • статистический 3. - 3. больших чисел.

В философских системах Древнего Востока и Греции под 3. понимался объективный порядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину "3. природы" Фома Аквинский. В эпоху Возрождения Бруно использует понятие "3. природы" для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие "3. природы" подвергается коренному переосмыслению. Начало широкому употреблению понятия "3. природы" в философии и науке Нового времени было положено Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами 3. являются неизменность и вечность. 3. у Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта. Чаще всего Кант использовал понятие 3. для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, 3. науки являются высшей формой рассудочного знания. Гегель увязывает 3. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные 3. диалектики.
Познание з-нов и есть основ задача науки Власть ч-ка над природой и историей измер-ся объемом и глубиной знания и умения использовать их з-ны.
Нужно различать законы природы и законы общества. Первые действуют стихийно. Вторые оказываются через сознательные действия людей. И это накладывает определенный отпечаток на действие законов. Законы общества могут игнорироваться, тормозиться людьми и т.п..
Закономе́рность - необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формыпроцесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.
Различают общие , специфические и универсальные закономерности.
С категорией ""закон" имеет связь категория "закономерность". Это - не тождественные понятия. Они являются однопорядковыми, так как в них отображенные необходимые, объективные, общие связи, которые существуют в объективной действительности.
Но закономерность есть более широким, чем закон понятием. Это совокупное действие многих законов, которые конкретизируют, наполняют определенным содержанием закономерность развития природы и общества.
Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития яв-ся категория закона, не только объясняющая прошедшее, но и частично прогноз-щее будущее. Ч-к заним особ место в этом процессе: в отличие от бессозн-но дейст-щих з-нов природы он сознат-но реализует иной раз скрытые потенции обществ-ых законов, оплодотворяя их своей творческой энергией.

27. Детерминизм и его категории.
Детермини́зм (лат. determinare - определять, ограничивать) - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Онтологический принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь и отвечает на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир это неупорядоченный хаос.
Детерминизм в науке
1) Всё определено в этом мире, и ничто не в состоянии этого изменить.
2) Всякое действие вызывает следствие подобно всему тому, что происходит в этой жизни.
На принципе детерминизма построена вся классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики.
Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности (См.Причинность), т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
Д. противостоит Индетерминизм , отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности.
Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII-XVIII в.в. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.
Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Один из сторонников этого типа детерминизма Б. Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем
Категории необходимости и случайности, причины и следствия.
Необходимое и случайное. В мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может быть иначе, чем оно есть. Случайные явления причинно обусловлены, но все равно не становятся необходимыми. Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть. Необходимость – это такое развитие явления, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Диалектика необходимости и случайности заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития процесса, и сами превращаются в необходимость.
Причина и следствие . Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.
Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. Главная причина – это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль.

28. Гносеол-я. Пробл сознания в филос. Созн. и отраж-е.
Гносеология (близкое понятие - эпистемология) - теория познания в философии, изучает закономерности и возможности процесса познания, соотношение нашего знания с объективной реальностью, условия и критерии достоверности и истинности познания.
Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII в
В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания.
Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию.
Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлена мысль.
Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира

Формы познания

  • Чувственное познание - уровень ощущений и восприятий.
  • Рациональное познание - уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.
  • Сверхчувственное познание - интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Основной вопрос - познаваем ли мир в принципе?
Категории:
Сознание (Для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект)
чувство
разум
рассудок
истина
Основные проблемы:

  • Проблема истины
    • Истина и смысл
  • Проблема метода
    • Сущность познания
    • Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)
    • Эмпирический и теоретический уровень познания.
    • Принципы познания
    • Вера (интуиция) и знание
    • Структура и формы опыта
    • Специфика и критерии научного познания.
    • Понимание и объяснение

Сознание , высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная отматерии онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ,Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.
Философия сознания имеет не только теоретическое значение.

  • Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научнаяпсихология и возможна ли она.
  • Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос освободе воли и ответственности человека за свои поступки.
  • Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта.

Вопрос о соотношении сознания и тела, известный также как психофизическая проблема, нередко считается главной теоретической проблемой философии сознания.

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.
Фун-ии сознания:
1)Мировоззренческая;
2)Познавательная;
3)Творческая;
4)Регулятивно-управленческая;
5)Оценочная;
6)Координирующая.
Структура сознания : способ каким сущ-ет сознание-это знание. Самосознание чувст­ва,эмоции,воля,память(подсознание и бесознание)
Признаки сознания : целепологание; опережающее отражение на основе целеполагания; способность к обобщенному абстрактному отражению на основе языка(2-ая сигнальная система); творчест­во;предметная-орудийная деят-ть как основа созн.
Сознание -способность идеального воспр-ия дейст-ти, субъект-ый образ объек-ого мира.
Главные особенности сознания человека:
идеальность,
интенциональность,
идеаторность.
Идеальность - это особая, нематериальная сущность сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах.
Идеальное сознание по своей природе:
противоположно материальному миру;
независимо от материи;
в некоторых случаях первично по отношению к материи;
неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных
средств.
Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным.
Идеаторность сознания - способность творить и воспроизводить идеи - внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

29. Сознание: уровни, формы, виды.
Сознание , высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
В настоящее время философия с достоверностью может ут­верждать лишь то, что:
сознание существует;
оно имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное по­ложение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
Основными формами сознания являются:
восприятие;
осмысление;
оценка;
воспоминание;
фантазирование;
жизненный опыт.
В зав-ти от носителя опр-ся форма сознания.
По форме созн-е им своего носителя и бывает индив и групповое. Предельная форма созн-я – общественная.
По уровням созн-е делят на 2(наст вр):
1) обыденное (не диффер-но, это слитное созн-е, содеож всё,что знает челов-во)
- эмпирич знание (змеи ядов\неядовит)
- народное творч-во (необх-сть эмоц-экспресс выраж-я, танцы, песни, живопись)
- традиц, обычаи, обряды, мифы, сказания, легенды, табуир-ние (воспроизв усл-я,дающиу удачу, успех,выраж в опред ситуациях или матер вещах)
2) систематизир, теоретизир сознание – знание; диффер-но по отраслям и объектам, пост-но измен-ся, развив-ся, образ новые формы:
- естеств-науч знание (общие знания о природе ~500 наук)
- эстетич созн-е (выраж-ся в худож творч-ве, архитект, скулпт, лит-ра, танцев и певческ иск-ва – вся деят-сть профес-на)
В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное.
В сферу осознаваемого входят все части нашего жизненного мира, которые контролируются нашим Я или потенциально могут быть им контролируемы за счет волевых усилий.

Бессознательное оказывает на нашу сознательную жизнь воздействие за счет врожденных инстинктов, вытесненных аффектов и комплексов, автоматизмов поведения и т.д. В этой сфере таятся некоторые угрозы человеческому Я со стороны телесных вожделений, страстей и болезненных воспоминаний. В содержание бессознательного входят совоку

Поделиться: