Причины возникновения теории суверенитета ж бодена. Жан боден и его учение

Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения.

С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), автор трактатов "Шесть книг о республике", "О государстве". Автор пытается подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

Государство - правовое, справедливое управление множеством семей и тем, что у них есть под единой суверенной властью. Именно наличие права отличает государство от шайки воров или разбойников.

Признаки государства:

1.Семья - ячейка государства.

2.Частная собственность.

3.Правовое управление соответствует естественным, божественным законам.

4.Суверенитет государства. Суверенитет - верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.

Признаки и содержание суверенности власти: Постоянство (власть по наследству). Абсолютность суверенной власти. Собственность правителя. Надзаконная власть. Власть сама является источником закона.

1. Законодательная власть.



2. Распорядительная власть.

3. Военная власть.

4. Право назначения и смещения чиновников.

5. Право судебной власти.

6. Право помилования.

7. Вопросы войны и мира.

8. Чеканка монет.

Но суверенность власти не означает у Ж. Бодена того, что ею может обладать только единоличный правитель, ибо суверенитет есть и у монархии, и у республики. Власть может быть устроена сложно: она может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т.п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, стоит выше всех других властей.

Боден - убежденный сторонник действительной суверенной (в его трактовке - абсолютистской) монархической власти. Однако в условиях монархизма он допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления

По способу осуществления власти Ж. Боден делит государства на три вида:

1) Законные (подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность).

2) Вотчинные или сеньориальные (в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства).

3) Тиранические (где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия.

Теория государственного суверенитета Жана Бодена - краеугольный камень классического государственного права - является и фундаментом классических теорий международных отношений, так как в ней обоснована сущность политического поведения государства как субъекта международных отношений. Профессор юриспруденции в Тулуэском университете, парижский адвокат, а затем королевский прокурор в Лионе, Жан Боден изложил свою теорию в "Шести книгах о республике" (1576), понимая под термином "республика" государство вообще.
Подход Ж. Бодена к осмыслению феномена государства, разумеется, навеян историческим контекстом. Франция, раздираемая в XVI в. гражданскими и религиозными войнами между католиками и гугенотами, разоренная грабежами солдатских банд и набегами дворян, переживала полнейшую разруху. Герцоги, принцы и высшие вельможи вели себя как государи, не считаясь с Парижем. Римский папа, иностранные правители тянули страну в свою сторону. Спасением Франции даже ценой жестокого правления могло стать только усиление королевской власти до абсолютизма. Жан Боден пришел к выводу о необходимости верховной общенациональной власти, воплощаемой в государственном суверенитете.
Жан Боден установил, что "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства". Он впервые сформулировал доктрину суверенитета как сущности и признака государственной власти, означавшую, что отсутствие суверенитета исключает существование государства. Ж. Боден указал также на два непременных признака суверенитета: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени, и ее абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями. Содержание этих принципов, разумеется, носило преходящий характер, обусловленный эпохой. Тем не менее, положение Ж. Бодена о неограниченности суверенитета во времени легло в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене правительств и политических режимов.
Положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Ж. Боден уточнял, что "все государи на земле подчинены законам бога и природы и многим человеческим законам, общим всем народам"" . Хотя такая оговорка свидетельствовала о том, что Ж. Боден рассматривал неизбежный вопрос о соотношении абсолютизма и международного права, он рассматривал его в пользу суверенного государства с отсутствием разделения власти и предпочтительно монархической формой правления. Некоторые французские юристы высказывают другое мнение. "В целом для Бодена суверенитет был основным принципом внутреннего права, предназначенного привести в порядок политическое сообщество. Он никоим образом не означал, что государство ставилось выше любого закона"" , - пишет, например, французский юрист-международник Д. Kappa.

Жан Боден (политические взгляды)

Жан Боден (политико-правовые воззрения)

Жан Боден , годы жизни: 1530 – 1596.

Основными произведениями Бодена являются «Метод лёгкого познания истории», «Шесть книг о республике», а также «Демономания колдунов» - книга, заменившая собою устаревшую «Молот Ведьм». «Шесть книг…» считаются главным трудом автора, в котором изложены взгляды автора на происхождение государства, его формы правления и функции.

Происхождение государства по Жану Бодену

Согласно Бодену государство возникает независимо от божественной или человеческой воли, а на его политическую форму управления влияет исключительно внешняя среда (такие факторы как: почва, климат и пр.). Что касается самого происхождения государства, то автор указывает три возможных способа:

· Обычный. Так семья постепенно заменяется родом, после чего старейшины получают право власти по неписанным законам, а уже спустя некоторое время данное событие фиксируется в письменном виде.

· Общественный договор, являющийся по Бодену самым идеальным способом возникновения. По нему могущественные империи слаживаются из слабых родов.

· Возникновение государства в результате распада большого государства.

Боден полагал, что государство является осуществлением суверенной власти справедливого управления множественными семьями, а также тем имуществом, которое находится у данных семей в их общем владении.

Теория суверенитета Жана Бодена

Так главным признаком государства есть суверенитет – абсолютная и постоянная государственная власть. Суверенитет обладает пятью отдельными свойствами:

· Суверенитет неделим и един в своей сути. Он не может быть поделён, например, между монархом и его народом.

· Суверенитет постоянен. То есть, его невозможно передать на каких либо условиях какому-либо лицу.

· Его власть не имеет ограничений и считается надзаконной для всех.

· Суверенная власть подчиняется исключительно естественному и божественным законам, а не религиозным догмам.

· Суверенная власть может принадлежать или одному человеку, или всем дееспособным людям, или же меньшинству населения.

Только в зависимости от того, в чьих именно руках сосредоточена суверенная власть Боден определяет такие формы государства: монархия, демократия и аристократия. Согласно ему самой худшей из форм для осуществления государственного суверенитета является демократия, так как по большей части народ не отличается данными для принятия правильных решений на государственном уровне. Неустойчивыми формами считал он монархию и аристократию. Самой же экономичной и рациональной формой правления он называл абсолютную монархию, форму, которая даже в условиях смуты сплотить страну и навести быстро в ней порядок.

Кроме того главными препятствиями для превращения в произвол абсолютной власти являются человеческие, естественные и божественные законы.

Под «разумным началом» Боден понимал защиту права собственности, частной семейной жизни и права на индивидуальную семью. Это начало воплощалось в естественном и божественном праве, законах государства, международном праве и пр.

«Подобно тому, как корабль, если у него нет киля, носа, кормы и верхней палубы, представляет собой лишь груду дерева, не имеющую формы корабля, так и государство, лишенное суверенного могущества, объединяющего всех граждан и все части оного, все хозяйства и все коллегии в единое целое, не является более государством», - писал Жан Боден. Понятие суверенитета, сформулированное Боденом в его знаменитом труде Шесть книг о республике (1576), стало основой теории государства Нового времени. Власть, суверенитет для мыслителя - не просто атрибут государя, но сама субстанция, само определение государства. И если политическая теория Макиавелли развивается прежде всего в плане факта, то концепция Бодена переносит нас в план легитимности и представляет собой теоретическую систему категорий и понятий, сконцентрированных вокруг понятия суверенитета. Эта система от Гоббса к Руссо, от Локка к Монтескьё будет впредь развиваться и совершенствоваться.

Боден определяет государство (республику) как прямое управление множеством хозяйств и всем, что они имеют общего, при помощи суверенной власти. Данное определение означает следующее: -

во-первых, государство существует только там и тогда, где и когда в качестве его принципа выступает суверенитет. Например, группа разбойников, ведомая предводителем, не является государством. Государство, или республика, существует только там и тогда, где и когда существует юридический порядок (т.е. право управлять); -

во-вторых, суверенитет власти выступает в качестве определения государства или республики. Понятие суверенитета - это принцип государства, задающий форму и структуру его политике. Иными словами, суверенитет является не просто характеристикой власти государя, но самой основой государства.

Таким образом, для существования государства, в котором один закон применим равным образом ко всем, необходимо, чтобы эта политическая форма, характеризующаяся разделением на правителя и управляемых, установилась, сохранялась и поддерживалась. Государство, т.е. форма суверенитета, есть политическая система подчинения множества субъектов единству принципа - личности государя.

Что же такое суверенитет по Бодену? Это «способность повелевать и понуждать таким образом, что тот, кто повелевает и понуждает не является объектом повеления и понуждения со стороны кого бы то ни было». Суверенитет - основа государственной целостности, он связывает все части государства, «все хозяйства, корпорации или коллегии» в единое целое, придавая особую форму государства всем политическим и социальным элементам (Шесть книг о республике, I). Боден выделяет следующие основные черты государственного суверенитета: -

суверенитет постоянен, т.е. он существует во всех без исключения формах правления, сменяющих друг друга, и независимо от них; -

суверенитет абсолютен, ибо суверен никому не подчиняется, он свободен от всех повелений, кроме тех, что исходят непосредственно от него самого; -

суверенитет неделим: правитель либо обладает суверенитетом целиком и нераздельно, либо не обладает им вовсе. В противном случае мы получаем, по мнению Бодена, беспорядок и хаос смешанного правления.

Каково же содержание этого понятия? Каковы признаки суверенной власти? По Бодену, главным средством правления выступает закон, поэтому и первейшим признаком суверенной власти является способность издавать законы. Остальные признаки тесно связаны с первым и обусловлены им: это право объявлять войну и заключать мир, назначать высших государственных сановников, вершить суд в последней инстанции, чеканить деньги и взимать налоги.

С боденовским определением суверенитета и его сущности тесно связана и классификация форм правления. Поскольку суверенитет неделим, то все смешанные формы правления абсурдны.

Подобно хозяйству, в котором попеременно командует то муж, то жена, смешанные формы государственного правления недолговечны. Всякое разделение суверенитета ведет к конфликтам, борьбе, в которой рано или поздно сильнейший одержит победу и завладеет суверенитетом. Отвергает мыслитель и аристотелевскую идею «испорченных» форм правления: в классификации речь должна идти о сущности, а не о качестве режима, которое не изменяет природы вещей. Степень чистоты или испорченности режима не является достаточным основанием для наделения его новым именем. Боден считает, что он впервые раскрыл основное правило, являющееся секретом всей политики: он полагал, что существует различие между государством и правлением, между формой государства, определяемой количеством людей, в чьих руках сосредоточен суверенитет, и тем способом, каким суверенитет осуществляется в каждой из этих форм. Таким образом, если существует всего три формы правления, определяемые тем, кому принадлежит право издавать законы и принимать решения (монархия, аристократия, демократия), если, далее, исключена четвертая, смешанная форма правления, то совсем иначе обстоит дело со способом отправления суверенитета: здесь, напротив, не только возможно, но и предпочтительно смешение различных способов или видов власти, призванное умерить власть и ограничить суверенитет. И вот уже Боден разворачивает перед нами детальную картину возможных комбинаций и сочетаний форм правления и способов отправления власти. Так, например, народное государство может быть с народным правлением (эгалитарный режим, при котором все граждане принимают равное участие как в правлении, так и в распределении благ), с аристократическим правлением (фактически правит небольшое число граждан, например Римская республика и ее Сенат) и с королевским правлением (принципат, основу которого составляет большинство народа при фактическом правлении одного человека - цезарианская демократия). Аналогичным образом и аристократия, и монархия могут быть с народным, аристократическим или монархическим правлением.

Какая же из всех этих разнообразных форм представляется Бодену наилучшей? Вне всякого сомнения, таковой является наследственная королевская монархия, которая одна только и способна создать прочный фундамент для осуществления суверенитета, а он, в свою очередь, способен обрести подлинную точку опоры только в одном правителе. Монархия наиболее естественная и наилучшим образом соответствует целям и задачам государства. Конечно, и монархия несовершенна, и она обладает недостатками разного рода, самый серьезный среди которых - чрезмерное личное влияние одного человека, обращенное к тому же не во благо государства, а на удовлетворение своекорыстных интересов. Но как бы то ни было, негативные моменты монархии несоизмеримы с тем злом, которое несут в себе аристократия и демократия. Королевская монархия представляет собой гармоничное правление, при котором король равным образом заботится о всех своих подданных - дворянстве и крестьянах, бедных и богатых.

Жан Боден считал себя новым Аристотелем, создателем «Политики», углубленной, развитой и исправленной в соответствии с требованиями своего времени. Новая политическая наука, по его мнению, свободная одновременно от макиавеллиевского радикального эмпиризма и идеалистического утопизма Мора, должна следовать божественному закону и закону естественному, широко опираться на исторические факты и давать полную и цельную картину всех политико-правовых знаний. Быть может, чрезмерность претензий мыслителя и способна вызвать улыбку, но его Шесть книг о республике - это море фактов, идей, цитат, комментариев - остаются политико-юридической Суммой своего века, своеобразным политическим компендиумом целой эпохи.

Свое логическое развитие идеи Макиавелли получили в произведениях французского мыслителя, политического деятеля, правоведа и историка Жана Бодена (1530-1596).

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха города Анжер. Начальное воспитание и образование получил в монастыре. Затем учился праву в Академии Тулузы. В 1561 г. он отправляется в Париж, где сближается с группой "Политика", отстаивавшей веротерпимость и сильную королевскую власть.

В мае 1587 г. к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лиона. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лиона, причем на этом посту он продержался два срока подряд.

Известность пришла к Жану Бодену в 1566 г. после публикации "Метода легкого постижения истории". В "Методе" философ не только размышляет над историей развития человечества, но и формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем через 10 лет в "Шести книгах о республике" - главном произведении Бодена.

Новое, что было сделано Ж. Боденом в политической теории, состояло в установлении связи между понятиями "государство" и "суверенитет". Иными словами, была создана теория государственного суверенитета, в центре которой находится мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

В учении Бодена государство отделено от личности властителя, это совершенно самостоятельный общественный институт, который противопоставляется как отдельным гражданам, так и их самодеятельным объединениям. Поэтому Ж. Боден изучает государство в том числе и относительно внешних образований, т.е. других государств, межгосударственных союзов и пр. Он указывает на наличие у государства различных прав и обязанностей, например правомочий собственника имущества. Боден пишет и о договорах между государствами, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми суверенами, об особом международном военном праве. Все это позволяет считать его основателем науки публичного, государственного права как особой отрасли юриспруденции.

Учение о государственном суверенитете, в настоящее время прочно связанное с именем Бодена, начинает свое развитие, конечно, задолго до него, главным образом в виде полновластия правителя в законодательной сфере. Однако, во-первых, данные теории были ограниченными, а во-вторых, они говорили о суверенитете не государства, а государя, т.е. правителя. Боден же, увидевший зарождение государства нового типа, преодолел эту традицию, превратив суверенитет из набора правомочий собственника, господина над государством (населением, ресурсами и прочим), в саму сущность государственности, государственную волю. В этом и заключается его главная заслуга как теоретика государства.

"Суверенитет - наиболее верховная, абсолютная и вечная власть над гражданами и подданными в государстве", - так определял Боден это важнейшее свойство государственности. Такая власть - необходимый элемент государства, проявляющийся через его правителя - суверена, связывающий его с отдельными гражданами - членами государства. Более того, само государство есть прежде всего особый порядок управления народом, обществом. Суверенитет - та объединяющая сила, которая образует государство как социальный институт. Власть связывает индивида и государство через правителя, который является в данном случае посредником и выразителем сущности государства, его воли.

Сувереном, т.е. выразителем суверенитета, полномочным представителем государства, может быть только тот, кому эта власть принадлежит постоянно и непрерывно, она должна быть абсолютной, а значит, безусловной и не ограниченной никаким иным лицом или органом. Изначально носителем власти может быть только народ страны, который затем самостоятельно распоряжается этой властью, возлагая обязанность управления на иное лицо или лица по собственному усмотрению. Боден пишет об этом следующее: "Если такая абсолютная власть была передана властителю совершенно и полностью, не от имени магистрата... или иного выборного органа, это означает, что такая личность может быть названа суверенным властителем" и все население страны должно после этого подчиняться ее власти, потому что в данном случае произошло добровольное перемещение суверенитета.

Следует отметить, что поскольку государственный суверенитет в теории Бодена связывает не граждан в рамках государства друг с другом, а государство как систему и сверхсубъекта с гражданами - его элементами, поскольку суверенные права являются принадлежностью государства, постольку они не могут принадлежать не только единоличному властителю, но и любому другому числу правящих, пусть даже их числе приближается или равно численности населения страны, иначе как на основе передоверия. Поэтому, строго говоря, идея народного суверенитета так же далека от суверенитета государственного, как и учение о полновластии в силу собственного права монарха-суверена. Никто не сможет быть обладателем суверенитета, т.е. государственной власти, кроме самого государства, - ни один человек, ни весь народ. Любой правитель является лишь правителем государства, которому эта власть предоставлена так же, как ею наделяются органы юридического лица, которые своими действиями фактически реализуют не собственную волю, а волю этого лица.

Суверенитет, по Бодену, - власть абсолютная и постоянная, не связанная никакими ограничениями и законами. Выделяются пять отличительных признаков суверенитета: издание законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование.

В то же время суверенная власть должна соблюдать ряд условий: блюсти божественные и естественные законы, не вмешиваться в дела семьи, соблюдать принцип веротерпимости, не взимать подати без согласия подданных.

В целом вся теория Ж. Бодена о суверенитете была направлена против феодального сепаратизма, на обоснование абсолютизма. Отсюда для Бодена наилучшая форма правления - это монархия. По Бодену, там, где властвует один, - порядок. Именно в монархии обеспечены компетентность (советую! многие) и энергичность власти (решает один).

Однако Боден отмечал, что суверенитет беспределен лишь в сфере деятельности государственной власти. Он не распространяется на область отношений, обусловленных божественными и естественными законами и частной собственностью. Частную собственность, семейные отношения, а также некоторые личные права Ж. Боден переносит в сферу божественного и естественного права, перед ними замирает неограниченная власть суверена.

По способу осуществления власти Боден поделил все государства на три вида:

  • 1) законные (подданные повинуются законам суверена, а суверен - законам природы);
  • 2) сеньориальные (суверен силой оружия становится обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства);
  • 3) тиранические (суверен, поправ законы, распоряжается людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

Лучшим является государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.

Исходя из концепции суверенитета, Боден различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, так как в ней суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части. Второй вид соединений государств - конфедерация - основан на равенстве, когда каждый из членов сохраняет суверенитет.

Боден подчеркивал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой, преувеличивая значение географического фактора и выводя из него как биологические и психологические основы поведения, так и многие социальные формы жизнедеятельности народов.

Заслуги Бодена в разработке политико-правовой мысли бесспорны. Доказывая необходимость государственного суверенитета, он одновременно очертил пределы государственной власти, высказал идею "просвещенной" монархии.

Поделиться: