Правила дорожного движения. Система баллов за штрафы и лишение прав в России – будет ли изменение ПДД

Введение в Беларуси балльной системы за нарушения ПДД дисциплинирует водителей. Такое мнение сегодня журналистам высказал заместитель начальника управления Государственной автомобильной инспекции МВД Александр Цегельник, передает корреспондент БЕЛТА .

Александр Цегельник выразил уверенность, что в случае ее введения снизится число систематических нарушителей. Новация окажет положительный эффект на безопасность дорожного движения. "Это заставит задуматься водителей, систематически допускающих нарушения ПДД, которые не влекут лишения прав", - считает он.

В свою очередь председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Андрей Рыбак отметил, что у парламентариев пока нет однозначного мнения по поводу введения балльной системы. Он убежден, что эффективность этой новации нужно оценивать в комплексе с другими предложениями, которые предусмотрены проектом об изменении закона о дорожном движении. Поправки обсуждаются сегодня в Палате представителей на рабочем совещании профильной комиссии вместе со специалистами из МВД, Минтранса, общественных объединений.

Как сообщалось, проектом изменений предусмотрено введение баллов за нарушения Правил дорожного движения. В 1 балл оценены нарушения, штраф за которые не превышает 3 базовых величин (1 БВ - Br24,5) или те, которые выявлены с помощью фотофиксации. Получить 2 балла можно за нарушения со штрафом до 5 базовых, 3 балла - до 10 базовых, 4 балла - если санкцией статьи предусмотрен штраф более 10 базовых или лишение права управления. Штрафные баллы не начисляются за административные правонарушения, предусмотренные ч.6 и 8 ст.18.12 (нарушение правил эксплуатации транспортного средства - в части номерных знаков), ст.18.20 (эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) и ч.5 ст.18.22 (нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения) КоАП. Набор 15 и более штрафных баллов влечет прекращение права управления транспортными средствами сроком на 6 месяцев.

Кроме того, предлагается предоставить кандидатам в водители право сдавать экзамен в ГАИ на машине с автоматической коробкой передач после прохождения соответствующей подготовки. Права в этом случае будут выдаваться с отметкой о необходимости управления транспортным средством соответствующей категории только с автоматической трансмиссией. Сдавшие же экзамен на автомобиле с механической трансмиссией смогут управлять любыми машинами.

Госавтоинспекцией инициирован и вопрос о выдаче международных водительских удостоверений. Предлагается урегулировать вопрос с допуском к управлению мотовездеходами. "Изменения обусловлены отсутствием порядка допуска к управлению подобным транспортом. Из-за этого нередко ими управляют люди без соответствующих навыков, а также не прошедшие медосвидетельствования, что в свою очередь создает угрозу безопасности дорожного движения. Учитывая возрастающее количество эксплуатируемых гражданами мотовездеходов, нововведение преследует цель должного урегулирования правоотношений, связанных с их использованием", - обратили внимание в ГАИ.

Для этого предусмотрено введение двух категорий колесных тракторов и самоходных машин - H и I. Право управления мотовездеходами будет предоставляться лицам, достигшим 17 лет, после сдачи квалификационных экзаменов, прохождение подготовки перед этим не потребуется. Также право управления мотовездеходами будет у водителей, имеющих права на механическое транспортное средство, самоходную машину хотя бы одной категории, за исключением категории АМ или подкатегории A1.

Многие автомобилисты, в особенности те, кто выезжал за границу Украины, знают – во многих странах мира сегодняшняя концепция наказаний за нарушение ПДД включает в себя систему штрафов и баллов. Зачастую наши водители ошибочно полагают, что конечной целью денежного и бального взыскания является двойное наказание водителя. Но это не так.

Штрафы и балы – это, как в медицине, лечение острой и хронической стадии заболевания. Штраф разово наказывает водителя, нарушившего ПДД. Это денежное взыскание, заканчивающееся на стадии его уплаты.

А баллы «лечат хронику» – их накопление говорит о систематическом нарушении правил, и на основании этого принимается решение об отборе у водителя прав.

То есть, штрафная система является карательной мерой, и предполагает адекватность водителя, который иногда ошибается. Бальная система – защитная, и защищает она иных участников движения от водителя, который осознанно не хочет следовать правилам.

Штрафные баллы за нарушения ПДД – планы в Украине на 2018 год

В последнее время в Украине опять заговорили о введении системы штрафных баллов. Эту доктрину, полностью «завязанную» на фото и видеофиксации нарушений, еще в июле 2015 года пытались внедрить законопроектом № 2562 “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення регулювання відносин у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху”.

Однако, тогда эти планы провалились по многим причинам – и из-за отсутствия понятной сертификации оборудования для фото и видеофиксации, и потому, что фактически закон давал водителям индульгенцию на нарушение ПДД в границах дозволенных 150 баллов.

2 года об этом законопроекте не вспоминали. И вот в конце 2017 года МВД сообщило, что фото и видеофиксация нарушений ПДД в Украине, вероятно, заработает уже летом-осенью 2018 года. А это в итоге, может запустить и плохо прописанный в законопроекте № 2562 механизм работы начисления штрафных баллов.

Так что, для понимания, чем украинским водителям это может грозить, сайт Автоцентр решил сравнить прописанные украинские нормы с практикой иных стран.

Ведь, несмотря на то, что система начисления штрафных баллов во многих из них практикуется уже десятками лет, они имеют и схожесть базовых принципов, и существенные различия. И начнем с Германии.

Как начисляют штрафные баллы в Германии

В Германии штрафные баллы (пункты) за нарушения ПДД получают не только водители, но и любой человек возрастом старше 12 лет, который в тот или иной момент становится участником дорожного движения. Проехавший на красный свет ребенок на велосипеде, также получит свой штрафной балл. То есть, в Германии ответственность за безопасность на дорогах возлагают не только на водителей, а распределяют на всех участников движения.

Информация о накапливаемых баллах хранится в Федеральном управлении автотранспорта Германии в Регистре соответствия нормам вождения. Часто эту картотеку называют реестром Фленсбурга (Фленсбург – город, в котором находится управление ).

До мая 2014 года у любого немца старше 12 лет был лимит в 18 таких баллов, по накоплению которых его лишали прав минимум на полгода или передавали дело в суд. Сейчас количество этих баллов сократили до 8.

Баллы начисляют за серьезные нарушения ПДД, а в зависимости от тяжести поступка, они имеют свой срок «хранения», и могут не сгорать годами. Обычно один пункт держится во Фленсбурге 2,5 года. Выписанные одномоментно 2 пункта (нарушение средней тяжести) продержатся 5 лет, три (тяжелое нарушение) – 10 лет.

Важно и какое время проходит между выписываемыми полицией пунктами. Если первых 3 балла получаются на протяжении длительного периода времени, Фленсбург не обратит на вас внимание. Это называется нарушениями «серой зоны». Но, если водитель 3 пункта получит одномоментно, его могут лишить прав.

Впрочем, в Германии полиция не ждет, когда какой-то гражданин израсходует лимитные штрафные баллы, а уже с 4-го начинает его «тормошить».

С 4-5 баллами водитель попадет в «жёлтую зону» – ему вышлют предупреждение и добровольно-принудительно отправят слушать лекцию по безопасности дорожного движения. Лекция эта платная для водителя, но после нее из Фленсбурга может быть списан 1 балл. Такой «палочкой-выручалочкой» можно воспользоваться не чаще 1 раза в 5 лет.

На 6-7 балле водитель окажется в «красной зоне», и его опять отправят на семинар, но пункты из реестра уже удалять не будут.

А вот если житель Германии таки «допрыгался» до лишения прав («черная зона»), по истечении срока он сможет получить свою лицензию только после сдачи экзаменов и прохождения мед.теста на психическую вменяемость. Немцы это медицинское освидетельствование в шутку называют «идиотен тест», и говорят, что пройти его очень сложно.

Штрафные баллы в Германии – за что и сколько начисляют

Скорость в населенных пунктах

В населенных пунктах Германии ограничение скорости – это 50 км/ч, а местами и 30 км/ч. Превышение скорости более, чем на 20 км/ч грозит штрафом и 1 баллом. А вот разгон более, чем 100 км/ч уже грозит 2-мя баллами и 2-мя месяцами лишения прав.

Разговор по мобильному

В Германии пользоваться любыми гаджетами (телефоном, планшетом, лэптопом) запрещено, если в машине работает двигатель (даже если машина стоит). Наказание – 1 балл.

Гонки на дорогах, опасный обгон, несоблюдение дистанции

За гонки на дороге могут сразу «впаять» 8 баллов. А если в результате такой езды кто-нибудь пострадает, то отправят в «места не столь отдаленные» на срок от 2 до 5 лет.

Опасный обгон на автобанах или несоблюдение необходимой дистанции “стоят” 1 балла.

Частые нарушения правил парковки

С 2014 года такое нарушение считается мелким – за него баллы не начисляют.

Вождение в нетрезвом виде

Это нарушение в Германии является преступлением, и стоит оно 3 штрафных балла, но при условии, что в крови будет не более 0,5 промилле. При большем количестве дело «автоматом» передают в суд.

Вождение в предметах одежды, закрывающих лицо

С 2014 года в Германии запрещено управлять транспортным средством в бурках, никабах, парандже, масках, балаклавах. За нарушение выписывают 1 балл штрафа.

Это требование показывает, что фото и видеофиксация в Германии работает только в случае установления личности пойманного на нарушении водителя.

Любопытные факты о немецких водителях и ПДД


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Многим кондидатам в водители пригодится таблица штрафных баллов, которые выставляются за ошибки на практическом экзамене при сдаче в городе.

Теперь при сдаче экзамена по вождению в городе будущий водитель может заработать 1, 3 или 5 баллов. Не сдача экзамена наступит в том случае, если будет накоплено 5 и более штрафных баллов за все время сдачи.

Штрафные баллы до 1 сентября 2016 года

Грубые ошибки — 5 баллов

Типичные ошибки Пункты ПДД
1.1. Не предоставил преимущество в движении водителям ТС, имеющим такое право (создал помеху) 3.2, 8.1, 8.3-8.5, 8.8, 8.9, 11.7, 13.4-13.6, 13.8, 13.9, 13.11, 13.12, 15.1, 18.1, 18.3
1.2. Не предоставил преимущество в движении пешеходам и (или) велосипедистам, имеющим такое право 8.3, 13.1, 14.1-14.3, 14.5, 14.6
1.3. Выехал на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления 8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8
6.2-6.5, 6.7, 6.9, 6.10
1.5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков Приложение 1
1.6. Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) 6.13, Приложение 2
1.7. Нарушил правила обгона 11.1-11.5
1.8. Нарушил правила разворота 8.8, 8.11
1.9. Перед поворотом направо, налево или разворотом не занял соответствующее положение на проезжей части с учетом п.8.7 8.5
8.12
15.1-15.4, 12.4
1.12. Не принял возможных мер к снижению скорости, вплоть до полной остановки, при возникновении опасности для движения 10.1
1.13. Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП

Средние ошибки — 3 балла

Мелкие ошибки — 1 балл

Типичные ошибки Пункты ПДД
3.1. Не пристегнул ремень безопасности 2.1.2
3.2. Несвоевременно подал и выключил сигнал поворота 8.2
3.3. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части 9.3, 9.4, 9.7-9.10
3.4. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий 10.1
3.5. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью 10.4
3.6. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП 10.4
3.7. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 19.1-19.5, 19.8
3.8. Невнимателен по отношению к другим ТС
3.9. Неуверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения и торможения
3.10 Не пользуется зеркалами заднего вида
3.11 Допустил блокировку колес транспортного средства при выполнении экстренного торможения
3.12. Иные нарушения ПДД

Штрафные баллы с 1 сентября 2016 года

Грубые ошибки — 5 баллов

Типичные ошибки Пункты ПДД
1.1. Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество 3.2, 8.1, 8.3-8.5, 8.8, 8.9, 8.12,9.6, 11.7, 13.4-13.6, 13.8, 13.9, 13.11, 13.12, 15.1, 18.1, 18.3
1.2. Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество 8.3, 13.1, 13.8, 14.1, 14.3, 14.5, 14.6
1.3. Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления 8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8, 9.12
1.4. Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика 6.2-6.4, 6.7, 6.9, 6.10
1.5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний Приложения №1 и №2 к ПДД
1.6. Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) 6.13, Приложение №2 к ПДД
1.7. Нарушил правила выполнения обгона 11.1-11.4
1.8. Нарушил правила выполнения поворота 8.5-8.7
1.9. Нарушил правила выполнения разворота 8.5, 8.8, 8.11
1.10. Нарушил правила движения задним ходом 8.12
1.11 Нарушил правила проезда железнодорожных переездов 15.1-15.4, 12.4
1.12. Превысил установленную скорость движения 10.1-10.4
1.13. Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства при возникновении опасности для движения 10.1
1.14. Нарушил правила опережения транспортных средств при проезде пешеходных переходов 11.5, 14.2
1.15. Выполнил обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, либо сопровождаемого им транспортного средства 3.2
1.16. Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным транспортным средством с целью предотвращения возникновения ДТП
1.17. Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора

Средние ошибки — 3 балла

Типичные ошибки Пункты ПДД
2.1. Нарушил правила остановки, стоянки 12.1-12.5, 12.7, 12.8
2.2. Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой 8.1
2.3. Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3 и 1.12) Приложения №1 и №2 к ПДД
2.4. Не использовал в установленных случаях аварийную сигнализацию или знак аварийной остановки 7.1, 7.2
2.5. Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению транспортному средству в поперечном направлении 13.2
2.6. Не пристегнул ремень безопасности 2.1.2
2.7. Нарушил правила перевозки пассажиров 22.7
2.8. Использовал во время движения телефон 2.7
2.9. В установленных случаях не снизил скорость или не остановился 14.2, 14.7

Мелкие ошибки — 1 балл

Типичные ошибки Пункты ПДД
3.1. Несвоевременно подал сигнал поворота 8.2
3.2. Нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части 9.3, 9.4, 9.7-9.10
3.3. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий 10.1
3.4. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам 10.5
3.5. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП 10.5
3.6. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом 19.1-19.5, 19.8, 19.10
3.7. Допустил иные нарушения ПДД
3.8. Неправильно оценивал дорожную обстановку
3.9 Не пользовался зеркалами заднего вида
3.10. Неуверенно пользовался органами управления транспортного средства, не обеспечивал плавность движения
3.11 В процессе экзамена заглох двигатель

Если экзамен сдается не успешно, то причина в большинстве случаев кроется именно в этом этапе. Инспекторы уделяют большое внимание даже незначительным мелочам при вождении в городе, поэтому к нему нужно тщательно приготовиться.

Экзамен на вождение в городе в 2019 году призван проверить навыки водителя в управлении ТС и возможность находить выход из ситуаций, возникающих на дороге непредвиденно. Для проведения аттестации выбирается дорога, на которой в реальном времени происходит перемещение других транспортных средств.

Аттестация усложняется различными негативными явлениями, на которые не обращают внимание водители в повседневном вождении.

Инспектор проверяет навыки и знания водителя, в частности, оценивается ознакомленность со всем спектром ПДД. Водитель должен хорошо уметь осуществлять ниже перечисленные действия:

  1. Использовать аварийные сигналы и предпринимать любые действия только после их подключения.
  2. Уметь правильно останавливаться, выбирая для этого оптимальное место и время, а также осуществлять разворот без создания помех для движения других машин.
  3. Правильно выполнять все обязанности, которыми наделяется водитель, когда садится за руль.
  4. Уметь осуществить обгон и своевременно производить встречный разъезд.
  5. Объезжать остановки, а также вовремя останавливаться на пешеходных переходах.
  6. Правильно применять сигналы звука и света, когда возникает необходимость.
  7. Осуществлять правильное начало движения и уметь производить маневрирование на значительной скорости.
  8. Следовать сигналам светофора, точно выдерживать необходимые паузы, а также уметь правильно исполнять сигналы регулировщика.
  9. Осуществлять рациональный переезд перекрестков.

Как подготовиться?

Существует несколько способов проведения экзамена. Метод выбирается в зависимости от количества экзаменующихся, экзаменаторов, а также условий на дороге. Перед осуществлением экзамена производится проверка автомобиля на соответствие техническим нормам. Обязательно убеждаются, что видеокамеры и разнообразные педали находятся в исправном состоянии.

Экзамен длится минимум 20 минут. Иногда до прохождения этого времени начинающий водитель получает вердикт «НЕ СДАЛ». В этом случае маршрут прекращается раньше. Провести экзамен невозможно, если собственник или его представитель не имеют возможности предоставить документы, которые подтверждают право владения имуществом.

Когда происходит экзамен, в машине находятся экзаменующийся и экзаменатор, а также владелец ТС, иногда вместо него приходит законный представитель. Нужно обеспечить место для сидения владельца машины там, где есть возможность управлять автомобилем с помощью альтернативной системы.


Также невозможно осуществить экзамен в том случае, если выбранный маршрут в конкретный момент не соответствует основным требованиям, обеспечивающим безопасность находящихся в транспорте людей при вождении.

Порядок проведения

Двигатель транспортного средства прогревается и выключается, а сама машина устанавливается в начале маршрута. Обязательно осуществляется проверка подключения ручного тормоза, а положение рычага МКПП делается нейтральным.

Когда движение начинается, экзаменатор имеет право давать команды экзаменующемуся, осуществлять контроль за всеми особенностями вождения авто, а также записывать допущенные ошибки и фиксировать нарушения.

Все команды, исходящие от экзаменатора, должны подаваться не только своевременно, но и четко.

Для осуществления маневра место выбирается отдельно самим экзаменующимся. Запрещается провоцировать экзаменующегося к осуществлению неправильных действий. Все команды должны быть нейтральными и правильными. Также запрещается курить в салоне, слушать музыку или пользоваться мобильным телефоном.

Правила оценки

Высчитывается количество штрафных баллов, которые водитель получил во время прохождения экзамена. Если оно превышает 20 единиц, человек получает оценку «НЕ СДАЛ». Когда количество штрафных очков меньше этого показателя, человек получает вердикт «СДАЛ». После этого экзамен считается оконченным.

Грубые ошибки Штрафные баллы
Отказ от уступки дороги водителям с таким правом. 5
Отказ от пропуска пешеходов или велосипедистов в предназначенных для этого местах. 5
Игнорирование сигнала светофора или должностного лица, регулирующего движение, который запрещает проезд. 5
Невыполнение предписаний, которые регламентируют встречные знаки. 5
Выезд за пределы линии, когда необходимо остановиться. 5
Выполнение обгона не по правилам. 5
Осуществление разворота без соблюдения ПДД. 5
Выполнение разворота или поворота без переезда на сторону дороги, предназначенную для этого действия. 5
Движение задним ходом без учета правил или определенных обстоятельств на проезжей части. 5
Переезд железнодорожных путей не по установленным стандартам. 5
Отказ от снижения скорости или остановки при появлении опасности в дальнейшем передвижении в заданном направлении. 5
Поведение водителя, которое потребовало коррекции действия или бездействия экзаменатором, чтобы предотвратить опасность возникновения ДТП. 5
Средние ошибки Штрафные баллы
Остановка ТС без соблюдения правил. 3
Отсутствие сигнала световым указателем перед выполнением определенных действий, в частности, началом движения, разворотом или сворачиванием направо или налево. 3
Отказ от выполнения разметки на дороге, а также следования знакам дорожного движения. 3
При необходимости не были включены аварийная сигнализация или условный знак внезапной остановки. 3
Выезд на перекресток, на котором едут ТС в поперечном направлении, что создало неминуемый затор на дороге. 3
Мелкие ошибки Штрафные баллы
Ремень безопасности не был пристегнут при начале движения. 1
Сигнал поворота был включен, однако активирован не в положенное время. 1
ТС имеет неправильное положение на дороге. 1
Скорость движения не оптимальна для погодных условий и особенностей ситуации на дороге. 1
Скорость при движении слишком низкая, хотя никаких предрасполагающих факторов к этому не имеется. 1
Торможение без необходимости принятия действий для избегания ДТП. 1
Правила применения приборов для включения света и звука были нарушены. 1
Невнимательное отношение к ТС, находящимся на проезжей части. 1
Недостаточно уверенное применение всех функций ТС. Движение и процедура торможения осуществляются резко, нет плавности во время езды. 1
Отказ от применения зеркал заднего вида. 1
При выполнении внезапного торможения произошла блокировка колес ТС. 1
Другие мелкие, но существенные нарушения ПДД. 1

Чтобы сдать экзамен на права успешно, нужно внимательно вести себя на дороге и соблюдать все правила, вне зависимости от поведения экзаменатора. Не стоит реагировать на провокации, а при малейшей неудаче сдаваться. Следует подготовиться перед экзаменом вождения в городе и выполнять все действия медленно и вдумчиво.

Вопросы и ответы

Иван
Инспектор ГИБДД на экзамене дал пять баллов за неуверенное пользование автомобилем. По одному баллу за разные действия. Это законно или нет?

Ответ
Да, инспектор имеет право оценивать уровень вашего поведения на дороге.

Анатолий
Сдавал экзамен, с остановки начал выезжать автобус. Я притормозил, чтобы его пропустить. За это мне дали пять штрафных баллов. Что можно сделать?

Ответ
Можете съездить в отдел ГИБДД и вместе с инспектором обсудить, за что именно вам дали баллы. Если в вашей машине стоял авто-регистратор, то вы можете попросить просмотреть запись вашего вождения.

Владимир
Я сдавал экзамен и получил восемь штрафных баллов, мне сказали, что я не сдал. При этом мой инструктор потом мне сказал, что я ездил по правилам и ничего не нарушил. Что можно сделать в этой ситуации?

Ответ
Вы можете обратиться с жалобой к начальнику данного отделения ГИБДД. Кроме того, вы можете обратиться в суд. В качестве свидетеля можете позвать вашего инструктора. Также, в машине должен был быть установлен видео-регистратор. Вы можете попросить инструктора дать вам видеозапись и приложить ее к вашей жалобе для суда.

Поделиться: