Первые женщины-фотографы. Знаменитые фотографы

Так сложилось, что мы видим войну мужскими глазами. Говоря о военной фотографии, большинство из нас вспомнит имя Роберта Капы, кому-то, возможно, на ум приходит Дон Маккаллин, некоторые упомянут Джеймса Нахтвея. Но практически никто не назовет женских имен. Мы решили исправить эту ситуацию, показать женский взгляд на войну и вспомнить известных женщин-фотографов на полях сражений.

Герда Таро

В 2007 году публике были представлены сокровища «мексиканского чемоданчика» - около 4500 потерянных негативов со времен гражданской войны в Испании. Эти фотографии позволили не только увидеть неизвестные ранее снимки Роберта Капы, но и вернуть из забытья его близкую подругу, фотографа Герду Таро.

Герда Таро, или Герда Похорилле, была немецкой беженкой еврейского происхождения. С юности она была активисткой коммунистического движения и не прекращала деятельность вплоть до прихода Гитлера к власти. В 1933-м ей пришлось покинуть родину и обосноваться в Париже, где она познакомилась с молодым фотографом Андре Фридманом, беженцем из Венгрии. Андре обучил её основам фотосъёмки, и вместе они придумали персонажа, от лица которого продавали свои снимки газетам - молодого и успешного американца по имени Роберт Капа. В то время американское происхождение обеспечивало большие возможности, и Андре Фридман стал действительно успешнее благодаря этому псевдониму.







Фотографическая карьера самой Герды Таро началась во время испанской гражданской войны и там же, к сожалению, завершилась. Герда была бесстрашным фотографом и непрофессиональным журналистом. Она поехала на войну не как нейтральное лицо, а как политический активист и находясь на поле боя периодически зазывала республиканцев в атаку. По её снимкам можно увидеть, что она действительно училась у Капы и полностью разделяла его максиму о том, что в близости к объекту кроется хороший кадр - она не страшилась снимать даже на передовой.

По иронии судьбы её лучший фоторепортаж оказался для неё и последним. В 1937-м, приехав в агонизирующую Испанию во второй раз, Герда Таро снимала крупное сражение - битву при Брунете. Отсняв большой репортаж, Герда ехала в машине отступающих республиканцев. Автомобиль попал в аварию, и фотограф умерла от полученых травм.

В Париже её чествовали как героя, сам Альберто Джакометти сделал её надгробие, а Пабло Неруда выступил in memoriam.


Маргарет Бурк-Уайт

В отличие от Герды Таро, Маргарет Бурк-Уайт сознательно строила свою карьеру фотожурналиста. Начиная с конца 1920-х она активно делала снимки на индустриальные темы, была одним из первых западных фотографов, которого допустили к советским промышленным объектам, и в конце концов стала первой женщиной-фотокорреспондентом журнала Life.

Бурк-Уайт вообще часто становилась первой в чём-либо, поэтому иногда её даже называют первой женщиной - военным фотожурналистом. Это несправедливо как по отношению к Герде Таро, так и по отношению к Хелен Джонс Киртланд, которая снимала ещё в Первую мировую войну.

При этом Маргарет Бурк-Уайт стала одной из первых, кто начал снимать Вторую мировую войну и единственным западным фотокором, сумевшим застать начало Великой Отечественной в Москве. Здесь она снимала немного сюрреалистичные фотографии ночной бомбардировки, а потом отправилась сопровождать союзные войска на территории Северной Африки, Италии и Германии, сделала несколько репортажей о жизни американских лётчиков на британских базах и самое главное - зафиксировала освобождение узников концлагерей.






«В тот апрельский день в Веймаре чувствовалась атмосфера какой-то нереальности происходящего, по крайней мере, именно за это ощущение я упорно цеплялась. Я продолжала повторять себе, что поверю в неописуемо ужасное зрелище, только когда смогу взглянуть на свои собственные фотографии. Использование камеры давало некоторое облегчение. Она создавала небольшой барьер между мною и окружающим меня кошмаром».

Ужас Бухенвальда не заставил Бурк-Уайт сменить профессию и спустя несколько лет она вновь оказалась посреди кошмара. Это было время раздела бывшей «жемчужины Британии» на современные Индию и Пакистан, время массовых религиозных конфликтов, «массовых упражнений в человеческих мучениях» (так фотограф назвала те события).

Но на этом всё не закончилось. Бурк-Уайт с готовностью поехала на свою вторую войну. Теперь это была уже Корея, но и здесь фотограф наткнулась на почти средневековые события - кадр с головой северокорейского пленного стал жутким символом той братоубийственной войны.


Ли Миллер

До 1980-х о Ли Миллер говорили в основном только в связи с её кулинарной деятельностью, и даже её сын узнал о том, что его мать была выдающимся фотографом, только после её смерти.

Детство Ли Миллер было непростым: друг семьи изнасиловал её и заразил гонореей, когда ей было всего семь, а отец снимал её голой для своих экспериментов со стереоскопической фотографией лет с 12-ти. В 1920-х уже взрослая Элизабет переехала в Нью-Йорк и работала фотомоделью, однако вскоре ей это наскучило, и она переселилась в Париж, где стала ассистенткой, любовницей и ученицей знаменитого Ман Рэя. У мастера она училась технике соляризации, начала снимать сама и даже выполнила за него несколько фоторабот. Миллер быстро удалось покорить богемный Париж того времени: сюрреалисты, Пикассо, Кокто и многие другие авангардисты были её хорошими друзьями.



Примечательно, что на войну Ли Миллер попала благодаря аккредитации от журнала Vogue. Она прибыла прямо вслед за американскими войсками и вместе с фотографом журнала Life путешествовала по Франции и Германии, снимая применение напалма при осаде Сен-Мало, битву за Эльзас, освобождение Парижа, Бухенвальда и Дахау. Миллер сделала потрясающие снимки именно в этих лагерях: мирно спящий утопленник-эсэсовец, молящая о пощаде охрана, полуживые люди-скелеты. Кажется, что сюрреализм настиг её вновь.

Однако самый знаменитый кадр Ли Миллер был сделан вовсе не в Бухенвальде и не в Дахау. Им стал портрет в заброшенных апартаментах Адольфа Гитлера в Мюнхене. Фото было сделано Дэвидом Шерманом 30 апреля 1945 года - в этот же день Гитлер покончил жизнь самоубийством в Берлине.


После войны Ли начала страдать от депрессии и посттравматического синдрома и бросила фотографию.


Катрин Лерой

Парижанка из хорошей семьи, хрупкая и миниатюрная девушка по имени Катрин отучилась в консервативной католической школе, изучала музыку и собиралась стать пианисткой.

Все было так как мечтали бы типичные родители-буржуа из благополучного района, но когда началась война во Въетнаме, юная Катрин взяла свой фотоаппарат и купила билет в одну сторону. Это было довольно авантюрной затеей: 21 год, никакого опыта съемок войны, никакого портфолио в качестве фотографа. В самолете она познакомилась с другом американского журналиста Чарльза Боннэя, через которого получила журналистскую аккредитацию. Катрин начинает съемки, и спустя какое-то время ей удается получить работу в Associated Press. Ей платили всего 15 долларов за фотографию, но благодаря своему умению делать эксклюзивные снимки, её работа стала незаменимой. В 1967-м Катрин становится первым фотожурналистом-десантником и единственным фотографом,который снимал «Джанкшен-сити» - крупнейшую операцию американских десантников во Вьетнаме. Чуть позже она оказывается возле базы Кхенсань в самый разгар «боев за высоту», там она делает свой самый знаменитый снимок - «страдания санитара».


В ходе военных действий Лерой получает ранение и чудом остается жива: несколько осколков шрапнели попадают в ее Никон, а остальные так и останутся в ее теле навсегда. Но Катрин продолжает снимать Вьетнам и оказывается на территории, захваченной Северным Вьетнамом. При этом она не только не попадает в плен, но и получает возможность сделать фотографии с другой стороны - ей помогает французский паспорт. Несмотря на корни войны во Вьетнаме, французское происхождение часто помогало ей - во время перестрелок она пела что-нибудь на французском, чтобы в ее сторону не стреляли.

После Вьетнама Катрин отправляется на небольшой отдых в Нью-Йорк, переживает постравматический синдром и вновь едет снимать в горячие точки - падение Сайгона, Северная Ирландия, Сомали, Ливан, Ирак, Афганистан и даже Кипр времен турецкого вторжения. В 1982-м она вновь оказывается на пороге смерти - ее похищают боевики в Бейруте и грозятся расстрелять, но каким-то чудом ей удается сбежать.

Лерой стала первой женщиной, получившей медаль Роберта Капы, оставила множество фотографий из разных уголков планеты и везде умудрялась показать своё бесстрашие, которое так сильно диссонировало с ее хрупкостью.


Кристин Шпенглер

Уроженка Эльзаса попала в профессию почти случайно. В возрасте 24 лет она путешествовала со своим братом по Чаду, как вдруг наткнулась на небольшую группу босоногих повстанцев, стреляющих куда-то в небо в отчаянной попытке попасть во французские вертолёты. Дикая и немного странная картина вызвала у неё не желание уехать подальше, а зафиксировать всё на камеру. Её брат в то время работал фэшн-фотографом, и камера оказалась под рукой. После инцидента Кристин поняла, что её интересует в жизни, а брат отдал ей свой «Никон», с которым она и работала большую часть своей 30-летней карьеры. До этого Шпенглер никогда не интересовалась фотографией и не знала даже толком, кто такой Роберт Капа, что позволяло ей иметь свой особый, незамыленный взгляд и постоянно находить особые ракурсы и события.

Показательным примером служит апокалиптичная фотография «Бомбардировка Пномпеня».



Пока все её коллеги-фотографы отдыхали у бассейна, утверждая, что даже военные в воскресение отдыхают, Шпенглер поддалась какому-то инстинкту и засняла один из лучших кадров в своей карьере. Возможно, этот же инстинкт заставлял её и выбирать особые объекты, уделять внимание не только воюющим мужчинам, но женщинам и детям, через которых мы более отчетливо считываем весь ужас военных действий. От Северной Ирландии до Эритреи, от Западной Сахары до Афганистана, от Ирана до Камбоджи - везде Шпенглер видела то, что остальные пропускали. Она всегда выделялась своим внешним видом. Шпенглер никогда не носила касок или бронежилетов, только самую обычную одежду. Сама фотограф говорит, что никогда не боялась смерти, а в 1973-м, после того как её брат покончил с собой, она в течение нескольких лет безуспешно искала её.


Франсуаза Демюльдер

Ещё одной француженкой, на которую сильно повлияла война во Вьетнаме и иконичный снимок детей, обожжённых напалмом, была Франсуаза Демюльдер по прозвищу Фифи. Она училась на философском факультете, работала моделью и, естественно, была политической активисткой. Таких, как она, называют «дети 1968-го». Но два года спустя одних лишь протестов ей оказалось мало, и, вдохновлённая примером Катрин Лерой, она отправилась в путешествие по Южному Вьетнаму. Вместе со своим парнем она колесила по территориям, охваченным военными действиями, делала снимки и оставляла их в офисе Associated Press. Франсуазе повезло: она попала под крыло Хорста Фааса, фотографа и начальника фотоотдела AP. Она обладала должным бесстрашием и именно поэтому была единственной, кому удалось заснять самый конец войны во Вьетнаме. Её первый снимок, получивший статус культового - «Падение Сайгона», - изображает буднично въезжающий на территорию президентского дворца в Сайгоне танк Северного Вьетнама.

Кроме Демюльдер, только австралийский оператор Нил Дэвис смог зафиксировать эти эпохальные секунды. Впрочем, говорят, он остался в Сайгоне вовсе не для этого, а потому как заказал себе костюм и не успел его вовремя забрать.


Демюльдер обладала удивительным талантом находиться в нужное время в нужном месте. Спустя лишь год после Сайгона она оказалась в восточном районе Бейрута и сняла знаменитую резню в Карантине. Кадр полностью изменил представления о ситуации на Ближнем Востоке - после него многие перестали верить в хороших христианских фалангистов и плохих мусульман-палестинцев, а поняли, что и те, и другие могут выступать в роли агрессора. Благодаря этому снимку она стала первой женщиной-лауреатом World Press Photo и навсегда сдружилась с защитником всех палестинцев Ясиром Арафатом.


Аня Нидрингаус

Смерть Ани Нидрингаус произвела на многих особое впечатление. Во-первых, по рассказам коллег, Аня была очень осторожной женщиной, она была именно журналистом, а не авантюристом и всегда думала о своей безопасности. Во-вторых, в событиях участвовал человек в форме афганского полицейского, который сознательно и хладнокровно стрелял по журналистам.

«Я нахожусь близко, но в большинстве случаев стараюсь быть незаметной. Я думаю, в этом и заключается трюк».

Карьера Ани началась в 16-летнем возрасте в родном городе Хестер. Аню попросили написать статью о демонстрации, но вместо этого она принесла фотографии и настояла на их публикации. С тех пор она планомерно выстраивала свою карьеру фотожурналиста. Сначала было падение Берлинской стены и работа в немецком агентстве EPA, потом год работы в бывших республиках Югославии и Associated Press, где она проработала до самой смерти.

В 2005-м Нидрингаус получила Пулитцеровскую премию за освещение войны в Ираке, а чуть позже сделала совершенно особенные кадры раненого американца в Афганистане. То было время, когда она делала репортаж с борта вертолёта команды медицинской эвакуации: через них проходят почти все тяжело раненные бойцы, некоторые умирают там же во время транспортировки. Один из раненых, некий Брит Барнесс, чем-то зацепил Нидрингаус. Во время полёта она делала его снимки и держала за руку, а после уже не могла выбросить его имя из головы: как он, жив ли?





После продолжительных поисков Аня смогла отыскать молодого морпеха, к тому времени ему сделали многочисленные операции и даже удалили часть черепа, но он узнал Аню и был страшно рад её видеть. Страшно потому, что он попросил посмотреть на свои снимки. Аня взяла их с собой и, как опытный фотограф, знала, что нельзя упускать момент. Нидрингаус сделала потрясающий, почти рекурсивный снимок, где Бритт Барнесс смотрит на самого себя - он жив, но, кажется, сам не понимает, как это вышло.


Пальму первенства среди женщин фотографов в далеком 19 веке делят между собой несколько замечательных женщин, среди которых и , которая в 1843 году первой подготовила и выпустила книгу, полностью иллюстрированную, сделанными ею фотографиями. После того, как женщина взяла в руки фотоаппарат, ее работы не уступают мужским, ни в композиции, ни в экспозиции, ни в глубине, ни в цвете. На фоне мужских фоторабот, женские, всегда отличались присутствием внутренней, скрытой тайны. Работы женщин фотографов отличаются трогательностью, интимностью, быть может, даже большей лирической глубиной. Мы предлагаем вам познакомиться с десяткой величайших фотографов женщин, что бы самим убедиться во всем вышесказанном.

Диана Арбус (Diane Arbus)

Первенство в нашем рейтинге, бесспорно, отдается . Своими черно-белыми снимками Диана перевернула фотографический мир и отношение к съемке и изображению необычных людей. Ее моделями были люди, которые не вписываются в рамки «стандартных» людей, как в физическом, так и в моральном плане. Работы Арбус и сегодня остаются самыми раскупаемыми работами в мире. Официальный сайт

Синди Шерман (Cindy Sherman)

За Дианой следует американская величайшая фотограф . Синди взошла на фото олимп благодаря своим концептуальным постановочным портретам. Своей основной задачей в фотографии Синди видит решение важных вопросов о роли женщины в обществе, СМИ и искусстве. Некоторые ее работы – самые дорогие, из всех проданных когда-либо фотографий. Официальный сайт

Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz)

Десятку величайших фотографов женщин продолжает . В далеких 70-х она начала свою фото карьеру, как штатный фотограф журнала «Rolling Stone». Работая в журнале, своими портретами фотограф определила и сам журнал, и наше представление о времени. Сегодня, вот уже на протяжении более сорока лет портреты Лейбовиц считаются культовыми и определяющими время и пространство.

Корина Дэй (Corinne Day)

На четвертой позиции располагается британская модная фотограф . Фотограф определила стиль фотографии в начале 90-х годов. Она была фотографом-самоучкой. В своих работах она объединила документальную, можно даже сказать, биографическую фотографию с фотографией фэшн. Дружба с фотографируемыми моделями, такими, как например Кэйт Мосс, дала возможность Корин делать очень интимные, личные портреты. Официальный сайт

Сара Мун (Sarah Moon)

Продолжает десятку самых-самых француженка Сара Мун (Sarah Moon) . Свое профессиональное определение Сара начала, как модельер. Когда ей исполнилось 29 лет она взяла в руки камеру и уехала из родного Парижа в Лондон. Больше чем любой другой фотограф Сара смогла визуализировать и запечатлеть атмосферу модного Лондона в переходный период – от шестидесятых к развитию панка. Ее работы сравнивают с картинами Дега.

Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron)

На шестой позиции – пионер Британской фотографии Викторианской эпохи Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron) . Помимо того, что она входит в то самое спорное число первых фотографов женщин, она так же стала известна серией портретов знаменитостей своего времени. Фотографическая карьера Кэмерон была достаточно короткой, всего одиннадцать лет, она занялась фотографией в сорок восемь лет, когда фотоаппарат ей подарили в подарок. Хотя ее стиль не получил должной оценки среди современников, ее работы оказали значительное влияние на развитие современных фотографов.

Дебора Тюбервиль (Deborah Turbeville)

– величайшая фотограф индустрии моды. Впервые работы Тюрбевиль появляются в 70-м году в журнале «Vogue», и с этих самых первых работ фотограф серьезно заявила о себе и заняла доминирующие позиции в модной современной фотографии. Она обладала совершенно оригинальным видением искусства. Ее называли авангардным фотографом благодаря привнесению в модную фотографию темных элементов задумчивости. Официальный сайт

Ева Арнольд (Eve Arnold)

К сожалению, единственная представительница фотографического агентства «Magnum Photos» в нашей десятке – . Отношение к Еве Арнольд очень особое. Она – фотограф от Бога. Она стала первой женщиной фотографом – членом одного из самых значимых фото агентств 20 века – «Magnum Photos». Она прожила долгую, интересную жизнь, не дожив до своего 100-летнего юбилея всего четыре месяца. Она стала автором портретов целой плеяды выдающихся людей 20 века. Она дружила с Мэрилин Монро. Она исколесила весь мир и запечатлела его таким каков он есть.

Элен Левитт (Helen Levitt)

Продолжает десятку величайших фотографов женщин Элен Левитт (Helen Levitt) , американская фотограф, вошедшая в историю фотографии своими уникальными «Уличными фотографиями». Интерес к фотографии у Элен возник очень рано. И ее внимание сразу привлекла «уличная фотография», фотография жизни обычных людей в обычных условиях. В 1937 году Элен начала с того, что стала фотографировать меловые детские рисунки и самих детей, которые их нарисовали. Серия этих фотографий увидела свет в 1987 году, отдельным изданием. В общей сложности Левит посвятила фотографии семьдесят лет.

Женевьев Нейлор (Genevieve Naylor)

Завершает нашу женскую фотографическую десятку величайших – Женевьев Нейлор (Genevieve Naylor) . Карьера Женевьев длилась 40 лет, поэтому она успела попробовать свои силы в различных направлениях. Как фотожурналист она стала одной из первых женщин, нанятых на работу Ассошиэйтед Пресс. Она успела 15 лет проработать в модной индустрии, непосредственно в журнале Harper`s Bazaar, стараясь удивительным образом объединять в своих фэшн работах фотожурналистику и моду. За свою долгую карьеру она успела побывать на Корейской войне, работая для журнала Look, а так же работала на голливудских съемочных площадках.

Судьба женщин, стоявших у истоков фотографии, была достаточно сложной: в период становления нового искусства оборудование, использовавшееся для съемки, было громоздким и тяжелым. С собой приходилось возить все необходимое – деревянный штатив, камеру, едкие химикаты и пластины. Кроме того, многие скептики попросту не воспринимали всерьез женщин-фотографов, отводя им роль помощницы мужа. Однако, невзирая на все эти сложности и критическое отношение общественности, до нашего времени сохранились имена многих талантливых женщин-фотографов.

Первыми женщинами, имевшими дело с фотографическими технологиями и оставившими след в истории искусства, были Констанс Тальбот , жена изобретателя негативно-позитивного процесса, и Анна Аткинс , английский ботаник. К сожалению, ни одной фотографии Тальбот не сохранилось, и мы ничего не можем сказать о ее вкладе в историю. Но зато Аткинс была автором первого в мире научного труда, проиллюстрированного отпечатками, оставленными самой природой на светочувствительной поверхности. Книга Анны Аткинс "Водоросли Британии" с фотограммами в технике цианотипии издана в 1843 году - на полгода раньше знаменитой фотокниги Тальбота "Карандаш природы".


Анна Аткинс (1799-1871) родилась в графстве Кент, Англия, она рано осталась без матери и воспитывалась в семье ее отца – уважаемого ученого, члена Королевского сообщества – Джона Джорджа.

Фотографией же Анна Аткинс начинает заниматься примерно в 1841 году, вдохновленная своим другом - одним из создателей фотографии, физиком и химиком Уильямом Генри Фокс Тальботом. В 1843 году она знакомится с принципом цианотипии Джона Гершеля, один из первых способов монохромной печати, при которой снимок приобретает синеватый оттенок.

С 1843 по 1853 год Анна фотографировала всю свою большую коллекцию водорослей. Все снимки вошли в 12 частей серии "Водоросли Британии". Анна Аткинсон – один из ярких примеров того, как серьезное увлечение (в данном случае - увлечение ботаникой) привело женщину к серьезному занятию фотографией. Помимо трудов, иллюстрирующих водоросли, Аткинсон стала автором книг по изучению папоротников и цветковых растений Англии и других стран. Эти книги сегодня находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.

Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879) делала портреты известных людей своего времени и оставила немалое число постановочных фотографий в викторианском духе - героических мужчин, нежных женщин и прелестных детей. Все они имеют вид прекрасных мечтателей, возвышенных, просветленных, меланхоличных и мудрых, не прикасающихся к суетливой материальной повседневности.

Миссис Кэмерон всегда вспоминают при разговоре о фотографах, связанных с кругом художников-прерафаэлитов. Сейчас она - бесспорный классик фотоискусства, и хотя отношение к художественным достоинствам ее работ остается неоднозначным, их историческая ценность не подвергается сомнению.

Джулия Маргарет была своеобразным представителем своего времени. Не вполне типичным было ее поведение, образ жизни и сами фотографии, но типичными - взгляды на искусство и эстетические настроения эпохи, проводником которых она была - как фотограф, считающий себя художником.

Кэмерон оставила потомкам несколько сотен фотографий, часть из которых признается шедеврами, а другая вызывает снисходительную улыбку у критиков, но все равно неизменно чем-то очаровывает. Кэмерон не была профессионалом (то есть человеком, работавшим в студии и имевшим клиентов, или сотрудничавшим с государственными проектами, или каким-либо еще способом зарабатывавшим себе на жизнь фотографией), что неудивительно. Во-первых, в силу социального положения ей не нужно было работать. Во-вторых, если бы такая необходимость все же возникла, вряд ли женщина девятнадцатого века выбрала бы фотографию в качестве средства заработка. Она была увлеченным любителем, которых было достаточно как среди мужчин, так и среди женщин высшего и среднего класса. То есть человеком, имевшим оборудование, освоившим технологию и воплощавшим свои идеи в кругу единомышленников, иногда даже выставляясь, публикуясь и получая отзывы в прессе.

Камера появилась у нее в 1863 году, в разгар "визиточного" бума, когда массовое распространение дешевых снимков размером с визитную карточку заставило некоторых признанных мастеров фотографии разочароваться в судьбе своего благородного средства и в поведении коллег, которые с готовностью бросились угождать непритязательным вкусам массовой публики. Миссис Кэмерон была сорокавосьмилетней женщиной, женой уважаемого джентльмена, занимавшего почетный пост в английской администрации в Калькутте и владевшего кофейными плантациями на Цейлоне.

У нее было шестеро своих и столько же приемных детей, дома в Лондоне, дом на острове Уайт и огромный круг общения, в который входили не только многочисленные родственники, но и цвет британской интеллектуальной элиты - художники, писатели, ученые. Одна из сестер Джулии Маргарет организовывала светские вечера, на которых бывали Чарльз Дарвин, Роберт Браунинг, Данте Габриэль Россетти, Эдвард Берн-Джонс и Джон Гершель. В деревне Фрешуотер на острове Уайт ее соседом был прославленный литератор Альфред Теннисон, ее другом и наставником - живописец Джордж Фредерик Уоттс, среди гостей, друзей и корреспондентов семейства Кэмерон можно было встретить Карлейля, Лонгфелло, Теккерея, Троллопа, Уистлера, Рескина и других знаменитостей.

Миссис Кэмерон была чрезвычайно активной и деятельной натурой, не только занятой делами семьи, но и принимавшей живое участие в жизни своих замечательных знакомых. Ежемесячно она писала по триста писем и обеспечивала маленький телеграф Фрешуотера работой, отправляя не менее шести телеграмм в день. Энергия и интерес к жизни заставляли ее находиться в постоянном движении и молниеносно исполнять свои замыслы. Ей ничего не стоило подбить прислугу и домочадцев на то, чтобы прорубить окно в слишком темной гостевой спальне, пока гость отсутствует, или за одну ночь уничтожить надоевший огород и устроить на его месте ровно подстриженную лужайку. Проблемы и радости друзей и родственников вызывали отнюдь не праздный интерес миссис Кэмерон.

Хотя многие сетовали на ее неуемное стремление окружить всех любовью и заботой, все признавали, что оно вполне искреннее. Нестандартность леди Кэмерон отмечали все. Ее поведение было совершенно независимым, иногда странным, иногда нелепым и вызывающим. Но так как ее благородное происхождение, ум, эрудиция и добросердечность не вызывали сомнений, никто не считал ее поступки неподобающими - их считали эксцентричными, а эксцентричность - вполне легитимная черта английского характера.

В 1863 году мистер Кэмерон с сыновьями отбыл на Цейлон, чтобы заняться делами плантаций. Финансовые трудности семьи и разлука с родными заставили мисс Кэмерон грустить, и именно в этот момент дочь и зять подарили ей камеру со словами: "Это может развлечь тебя, мама, в твоем уединении во Фрешуотере". Миссис Кэмерон приступила к новому занятию с энтузиазмом и целеустремленностью - так же, как она подходила к любому делу, которое должно быть сделано. "Я устроила в угольном сарае лабораторию, а из курятника сделала студию, - вспоминает она. - Куры получили свободу. Больше мои мальчики не ели свежих яиц, а куриное общество сменилось обществом поэтов, пророков, художников и прелестных девушек, которые поочередно были запечатлены в скромной маленькой деревенской студии".

Вскоре были сфотографированы все члены интеллектуальной компании миссис Кэмерон, некоторые даже неоднократно. Фотография стала главным занятием энергичной леди в течение последующих одиннадцати лет. Она позволила ей стать творцом - таким же, как окружавшие ее "лучшие люди Британии, сформировавшие столетие".

Искреннее служение красоте и поиски идеала делали Кэмерон очень демократичной художницей, которая, невзирая на сословия, профессии и общественное положение, смотрела лишь на то, достаточно ли в человеке нужных качеств для воплощения авторского замысла. Кэмерон, по сути, была гуманисткой от фотографии, для которой и горничная, и прославленный поэт, и кронпринц были одинаково интересной натурой. Не из-за социального статуса и личной истории, а в качестве носителей разных проявлений божественной сущности. Это придает ее работе еще одно интересное измерение. Современники Кэмерон - такие же романтики, как и она, хвалили ее фотографии, чувствуя искренний восторг автора и видя ее поклонение прекрасному. "Красота" - последнее слово, сказанное Джулией Маргарет Кэмерон на смертном одре.

После того как в 1948 году вышло первое издание книги Гернсхайма о Кэмерон, леди-любитель стала полноценной частью истории. Ее слава в финансовом эквиваленте достигла кульминации в 1974 году, когда один из ее женских портретов был продан на аукционе "Сотбис" за наивысшую на тот момент для фотографии цену - 1500 фунтов стерлингов. Большая часть фотографий Кэмерон сейчас хранится в музее Виктории и Альберта, хотя коллекции ее работ есть во многих других собраниях, в том числе и в Соединенных Штатах Америки.

Джулия Маргарет щедро дарила свои фотографии и целые альбомы разным людям, от садовника до членов королевских фамилий, в знак любви, благодарности или симпатии. Хельмут Гернсхайм вспоминает, что первым побуждением к изучению творчества Кэмерон стала встреча с ее фотографиями в совершенно неожиданном месте - в павильоне железнодорожной станции Брокенхерст. Развешанные по стенам характерные фотографические портреты сопровождались пояснительной надписью: "Галерея портретов выдающихся людей нашего времени подарена этому месту миссис Кэмерон в память о том, что здесь она впервые после четырехлетней разлуки встретилась со своими сыновьями, вернувшимися с Цейлона 11 ноября 1871 года".

Печаль (актриса Эллен Терри, 16 лет)

Пол и Вирджиния

Чарльз Камерон

Энни. Мой первый успех

Альфред Лорд Теннисон

Красная и белая розы

Кассиопея

Молящаяся девочка

Портрет Генри Тоби Принсепа (торговца в Индии, члена Парламента)

Сэр Джон Гершель

Джон Фредерик Уильям Гершель

Дочь садовника

Племянница Джулия Джексон (впоследствии миссии Герберт Декворт)

Девочки с бутонами роз

Портрет Чарльза Дарвина

Клод и леди Флоренс Ансон

Флоранс Фишер

Вал Принсеп (кузен) в образе Генри VIII

Изабель Бейтман

Альфред Лорд Теннисон

Св.Агнесс

Шепот музы

Гипатия

Алетея (Элис Лиделл)

Король Лир и три его дочери

Вивьен и Мерлин

Леди Клементина Хаварден (Lady Clementina Hawarden, 1822 - 1865) по праву считается одним из самых примечательных фотографов 19 века. Неудивительно, что ее творчество так высоко ценил Льюис Кэрролл. Ее часто сравнивают с Маргарет Кэмерон, но, в отличие от Кэмерон, на чьих работах можно увидеть многофигурные композиции и tableau vivant по мотивам стихов Теннисона, леди Хаварден фотографировала по большей части своих дочерей.

В 1845 году Клементина Флиминг, дочь адмирала Чарльза Элфинстоуна Флиминга, вышла замуж за Корнваллиса Мода, 4-го виконта Хавардена. Следуя заветам королевы Виктории, супруги произвели на свет 8 детей. В конце 1857 года у леди Клементины появилось новое хобби - фотография. А в 1859 году, после переезда в Южный Кенсингтон, Клементина устроила в новом доме фотостудию.

Подросшие дочери всегда были под рукой, так что недостатка в моделях леди Клементина не знала. Чаще всего на ее фотографиях появляются три старшие дочери - нежная и задумчивая Изабелла Грейс, Клементина, которой так шли мужские костюмы, и пухленькая Флоренс Элизабет.

Дочери представали то в образе принцесс, то дремали на кушетках, подражая томным одалискам, то стояли лицом к окну, ловя лучи солнца. Многие фотографии кажутся интимными зарисовками из жизни, не предназначенными для посторонних глаз - как, например, фото, где Клементина-младшая, босоногая и дезабилье, опирается на зеркало. Очень часто зритель подглядывает из-за спины или на ходу бросает взгляд в комнату, где кто-то читает или прихорашивается, где все поглощены своими делами.

В 1863 году виконтесса устроила первую выставку в Фотографическом Обществе в Лондоне, а в следующем году стала его членом. Работы леди Клементины, среди которых встречались пейзажи и жанровые сценки, были признаны ведущими фотографами и удостоены медали за композицию. Тем не менее, к леди Клементине относились скорее как к знатной дилетантке, чем к профессионалу. Возможно, она достигла бы и не таких высот, если бы не ее скоропостижная смерть в 1865. Фотографии леди Клементины, общим числом более 800, хранились в семейных альбомах. В 1939 году внучка виконтессы, Клементина Тоттенхэм, передала фотографии в Музей Виктории и Альберта. Можно представить, как огорчены были кураторы музея, увидев, что драгоценные снимки вырвали из альбомов "с мясом". Края были грубо обрезаны или просто оборваны. Но чем дольше любуешься этими невероятными фотографиями, тем яснее понимаешь - вот так и надо, вот теперь они действительно похожи на клочки прошлого, которые непонятно как занесло в наше время.

Фрэнсис Джонстон (1864–1952) провела детство в Вашингтоне, изучала искусство в Париже, публиковала статьи и сама их иллюстрировала, пока близкий друг семьи Джордж Истман (изобретатель, один из основателей компании Kodak) не подарил Фанни ее первую камеру.

В 1890-е уже как фотограф Джонстон отправилась в путешествие по Европе, позже работала в Eastman Kodak, а в 1895 году открыла собственную фотостудию. Имея доступ в высшие круги американского общества, Фрэнсис работала со многими выдающимися и знаменитыми людьми. С фотоаппаратом она появлялась и в Белом доме, за что получила изящное прозвище "придворного фотографа". Волевая и сильная, Джонстон беспрестанно говорила о важной роли женщины в стремительном развитии искусства фотографии. В 1897 году она опубликовала статью под названием "Что женщина может сделать с фотоаппаратом" (What a Woman Can Do With a Camera). А в 1900 году на выставках в России и Франции она представила 148 работ, выполненных 28 женщинами-фотографами.

Вторая декада XX века прошла для Джонстон под знаком архитектуры. В застывших формах она увидела живую пульсацию времени, которое, казалось, сменило в новом веке шаг на бег. В 1928 году Фрэнсис Джонстон представила серию из 247 фотографий с изображениями как обветшалых особняков, так и убогих лачуг - все, что несло на себе отпечаток времени.

17.11.2016

В те времена, когда фотография только появилась и делала свои первые шаги, женщинам работать в этой сфере было очень непросто.

Массивная, тяжелая аппаратура совсем не подходила хрупким дамам. Они были вынуждены иметь дело с химикатами и тратить много времени, для получения фотоснимков, которые не всегда были удачными. Кроме того, женщин-фотографов не воспринимали как отдельных специалистов, в основном их рассматривали как ассистентов или помощников.

Анна Эткинс и ее вклад в развитие фотографии

Одной из первых женщин, занимавшихся фотографией, была Анна Эткинс. Она родилась в 1799 г. в семье ученых. Со временем Анна и сама занялась биологией.

Фотопроцессом Анна заинтересовалась после знакомства с Фоксом Толботом, который занимался биологией и фотографией.Он рассказал Эткинс о цианотипии - методе монохромной фотопечати, который давал отпечатки голубого цвета.Через некоторое время женщина стала использовать этот способ, для получения изображений растений хорошего качества. Раньше ученые почти всегда делали зарисовки.

Фотограф: Анна Эткинс

В 40-х годах девятнадцатого века вышла книга Эткинс «Британские водоросли: цианотипии». Это была первая книга, где иллюстрациями выступили фотоснимки. Она и дальше применяла метод цианотопии, но постепенно перешла на метод фотограммы, который часто применяла в своих книгах.

Джулия Маргарет Кэмерон и ее фото работы

Джулия Маргарет Кэмерон - самая знаменитая женщина, занимавшаяся фотографией на заре ее появления.В 1863 году ей подарили камеру, и это изменило ее жизнь. Кэмерон всегда мечтала запечатлеть красоту окружающего мира, и фотография дала ей такую возможность.

Техническая сторона процесса заботила Джулию меньше, чем художественная композиция ее снимков, она стремилась полностью раскрывать образы, с которыми работала.

На работы Кэмерон существенное влияние оказало творчество прерафаэлитов: их поддержка личного восприятия художника, осознание значения момента жизни. Не просто копировать, а видеть — такова позиция художников, отринувших сухой академизм и обратившихся к прошедшему, в поисках зеркала, способного отражать не предметы, а их суть.

Джулия Маргарет Камерон. Автопортрет

Роль Фрэнсис Джонстон в истории фотографии

Фрэнсис Джонстон родилась в 1864 г. в семье богатых родителей и получила хорошее образование в сфере искусства. До занятия фотографией она писала статьи для журналов с собственными иллюстрациями. Камеру ей подарил Джордж Истман и новое занятие увлекло ее. В 90-е гг. 19 века она много путешествовала по Европе в качестве фотографа. В 1985 г. Джонстон открыла свою фотостудию и занималась портретной съемкой.

В 20-х годах двадцатого столетия Фрэнсис заинтересовалась архитектурной фотографией. В настоящее время ее фотоснимки используют для изучения истории региональной архитектуры колониальной эпохи. Ее работы представлены в Метрополитен-музее, в Виргинском музее изящных искусств и в Балтиморском музее искусств.

Лишь в прошлом столетии женщин-фотографов стали воспринимать в серьез наравне с мужчинами. Однако они и раньше оказывали существенное влияние на фотографию, обращая внимание на те детали, которых мужчины не замечали.

Интересные публикации на сайте

Женщинам, стоявшим у истоков фотографии, пришлось нелегко. Сейчас же ими гордятся, их силой воли восхищаются, а их стремлением заниматься фотографией, не смотря на строгое общественное мнение – ставят в пример, как было в случае с Дианой Арбус.

Предубеждение, что женщина должна сидеть дома и помогать мужу, а не заниматься такими не женскими делами, как фотография, уже неведомо нашему, современному обществу, однако Нан Голдин прочувствовала его на собственной шкуре. И не смотря на все эти трудности, женщины-фотографы, желавшие заниматься фотоискусством, все же были признаны, а их работы стали частью мировой истории, они не подвластны времени и все еще способны вдохновлять.

Диана Арбус (Diane Arbus)

Американский фотограф еврейского происхождения. Её чувствительные работы, выпущенные журналом «Aperture», являются одним из самых раскупаемых в истории фотографии.

Диана начала свою карьеру со съемок магазина своего отца, а в 1947 году ей и ее мужу предложили работу журналы «Vogue» и «Glamour». Однако, это было не то, чего она хотела. Диана была недовольна своими работами. Из-за этого ее длительное время сопровождали депрессии. Но после путешествия по Европе Диана научилась выражать свой внутренний мир и его видение действительности.

Для того чтобы найти себя, Диана посещала различные мастер-классы и в результате, они привели ее в клубе трансвеститов, среди которых та обрела своих первых моделей. А благодаря фильму Тода Броунинга «Уродцы», Диана приложила максимум усилий для того, чтобы познакомиться с подобными людьми и уговорить их принять участие в ее фотосессиях.

Арбус известна благодаря серии фотографий, о людях с внешними отклонениями, за которую она получила «Премию Роберта Льюиса». Фотографии Дианы очень гротескны, ведь она снимала то, что обычно отталкивает и вызывает отвращение. По словам ее близких и друзей: она старательно всматривалась в действительность и пыталась проникнуть в самую сущность даже самых обычных вещей. Снимая даже обыденность простых людей, Арбус видела в них, что-то особенное, что чаще всего было совсем не привлекательной их чертой.

«Фрики – те, кого я часто снимаю. Они были одними из первых моих моделей и остаются ими поныне. Я обожала их. Некоторых люблю и по сей день. Не могу сказать, что они мои лучшие друзья, но с ними я испытываю особые чувства – смесь стыда и благоговения. Людей с физическими отклонениями многие воспринимают как сказочных героев, которые заставляют тебя остановиться и требуют ответа на неразрешимую загадку. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения – аристократы».

Энни Лейбовиц (Anna-Lou «Annie» Leibovitz)

Американский фотограф, что по сей день специализируется на портретах знаменитостей. Главный фотограф журнала «Rolling Stone». В 1970-х годах Лейбовиц сделала множество снимков ставших иконами музыкальной фотографии. Ей позировали Боб Дилан, Боб Марли, Патти Смит, Игги Поп, Арнольд Шварцнеггер, модель Твигги, Вуди Аллен, Анджелина Джоли, Бред Пит, Джулиан Мур, Скарлет Йохансон, Джей Ло, Дрю Берримор и многие другие.

8 декабря 1980 года Энни Лейбовиц фотографировала Джона Леннона и Йоко Оно в связи с выходом их альбома «Double Fantasy». Энни попросила их раздеться, но Йоко категорически отказывалась обнажаться ниже пояса. Фотограф решила оставить Йоко полностью одетой и попросила их лечь на диван, еще не очень представляя, что хочет получить в конечном итоге. «Он свернулся калачиком рядом с ней и это смотрелось очень, очень круто. Я не могла отделаться от чувства, что она очень холодная женщина, а он как будто пытается ее удержать. Мы с интересом разглядывали первый Поляроид, они оба были очень взволнованы. Джон сказал: „Пообещай мне, что это будет на обложке“.

Это была последняя фотография Джона Леннона, через пять часов после фотосессии знаменитый музыкант был убит. А Энни выполнила его желание: фотография возглавила обложку журнала „Rolling Stone“. Позже, в 2005 году она завоевала первое место на конкурсе „Лучшая журнальная обложка за последние 40 лет“.

Лейбовиц не обладает способностями многих портретистов, таких как: разговорить модель, вызвать те или иные эмоции и заставить забыть о фотоаппарате. Энни прекрасно обходится без этого - она использует свой личный, репортажный метод съемки.

Нан Голдин (Nan Goldin)

Ее подход к фотографии является очень личным. Такой себе вид терапии. Она фотограф-документалист – ее фото демонстрирует нам насколько была сложна жизнь в Нью-Йорке во время эпидемии СПИДа, сексуальных революций и прочего.

Поделиться: