Решение конституционного суда о сборах на капремонт. Новость подробнее

Данная информация о признании взносов на капремонт многоквартирных домов законными , была опубликована на сайте Конституционного суда 12 апреля 2016 года .

Конституционный суд РФ признал взносы на капремонт законными (решение от 12 апреля 2016 года)

12 апреля 2016 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности части 1 ст. 169, частей 4 и 7 ст. 170 и части 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ по запросам групп депутатов Государственной Думы.

12 апреля 2016 года Конституционный Суд РФ защитил права жильцов при реализации программы капитального ремонта. Дело о проверке конституционности части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации по запросам групп депутатов Государственной Думы было рассмотрено 3 марта 2016 года.

История вопроса

В 2012 году были приняты поправки в Жилищный кодекс, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт. Размер платы был привязан к площади квартиры. Субъектам Федерации было предоставлено право создать специальные уполномоченные компании – региональных операторов капитального ремонта. Жильцы дома могли выбрать один из двух вариантов финансирования – либо вносить деньги на специальный счет (только на ремонт своего дома), либо перечислять их региональному оператору (в так называемый «общий котел»). Данные положения Жилищного кодекса были оспорены двумя группами депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд объединил их запросы в общее производство.

Позиция заявителя

....

Заявители считают взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство. Они обращают внимание на то, что муниципалитету предоставлено право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок). Авторы запроса считают, что такая возможность нарушает права собственников. Интересам последних, по мнению заявителей, не отвечает и норма об «общем котле», поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами.

Заявители требуют признать данные нормы не соответствующими статьям 2 (часть 4), 15 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Позиция Суда

Конституционный Суд отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома . Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом.

Введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья. Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу. Для проведения их капитального ремонта из бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка. Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства.

Право муниципалитета самостоятельно определить способ финансирования капитального ремонта, если сами жильцы уклонились от выбора, не противоречит Конституции. В то же время, местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта. Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета (только на ремонт своего дома).

Система «общего котла» сама по себе не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях. Исходя из этого, очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояние домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке. Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами. Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения. Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта.

Выявленный Конституционным Судом смысл положений Жилищного кодекса является обязательным для всех органов власти, граждан и их объединений.

Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич

Судья-докладчик МАВРИН Сергей Петрович

Нет похожих статей.

(4 оценок, среднее: 2,25 из 5)

Внесение взносов на капитальный ремонт дома — законодательно утвержденная обязательная процедура, которую собственники жилья в многоквартирном доме должны регулярно выполнять. Несмотря на это, многие жильцы убеждены, что могут не платить за капитальный ремонт, причем на законных основаниях.

В данной статье мы ответим на следующие поставленные вопросы: какой закон регламентирует обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт? чем может обернуться их неуплата? может ли фонд капитального ремонта подать в суд на злостных неплательщиков? можно ли избежать необходимости оплаты капремонта на законных основаниях? Ответы на эти и другие вопросы ищите в данной статье.

Какой закон регламентирует обязанность по уплате?

Порядок внесения взносов на капитальный ремонт регламентируются нормами Жилищного Кодекса РФ. Так как и оплата жилищно-коммунальных услуг, оплата капитального ремонта является обязательной процедурой.

Кроме того, в Жилищном Кодексе говорится об ответственности, которая ложится на собственников жилья относительно его содержания и благоустройства придомовой зоны.

Размер взносов напрямую зависит от субъекта РФ. Местные органы власти утверждают фиксированный размер оплаты, руководствуясь метражом площади жилья, на котором проживает каждый отдельный собственник.

Почему среди некоторые собственников бытует мнение, что оплата капитального ремонта является необязательной процедурой? Это связано тем, что фонд капитального ремонта считается добровольным объединением. Потому многие жильцы убеждены, что и внесение взносов за капремонт может осуществляться на добровольных, а не принудительных началах. Однако, Жилищный Кодекс опровергает данную версию.

Внося плату в счет капремонта, владельцы жилья многоквартирного дома получают право на контроль собранных денежных средств и их трату на решение конкретных задач (по благоустройству территории и проч).

Инфо

Получить доступ к данным о собранной сумме на капитальный ремонт дома, жильцы могут, воспользовавшись официальным порталом компании.

Чем может обернуться неуплата?

  • Неуплата капитального ремонта обернется для собственника штрафными санкциями, а именно — начислением пени . Увидеть штраф можно, получив квитанцию по ЖКХ. Начисление штрафных пени, как правило, начинается через пол года после того, как собственник забрасывает оплату ремонта.

ИНФО! Размер штрафа и срок, через которой он начинает начисляться, в каждом субъекте РФ отличается и устанавливается местным органами власти.

  • Помимо штрафа, для злостных неплательщиков капремонта игнорирование данной обязанности может обернуться исковым заявлением от фонда . По Закону, собственник может подать встречный иск, чтобы оспорить требование фонда. Однако, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев жильцу не удается отстоять своё мнение и фонд взыскивает с него полную сумму задолженности по КР.
  • Если после этого собственник продолжит игнорировать обязанность по уплате капремонта и образовавшейся задолженности по нему, следующей мерой наказания станет наложение ареста личного имущества (в счет погашения долга) или блокировка банковского счета . В этом случае, должнику придется оплатить не только задолженность по капитальному ремонту, но и услуги юридического специалиста для защиты своих интересов в суде.
  • У собственника с задолженностью по капитальному ремонту, могут возникнуть сложности при продаже квартиры . При получении справок в жилищно-коммунальном отделе его работники могут отказать жильцу, ссылаясь на необходимость погашения долга по КР (по правомерным соображениям). Потенциальный покупатель квартиры также потребует от покупателя предоставить документы, подтверждающие отсутствие всяческих обременений у приобретаемого недвижимого объекта, в частности имеющейся задолженности по капремонту;
  • Наложение запрета на выезд из страны . Подобная мера может применяться в случае, если размер задолженности по капитальному ремонту превысит отметку в десять тысяч рублей;
  • Выселение из квартиры. Достаточно крайняя мера, которая может быть применима в лишь в том случае, если сумма образовавшейся задолженности ко капитальному ремонту составит рыночную стоимость объекта недвижимости. Добиться выселения злостного неплательщика фонд может только в судебном порядке путем подачи соответствующего иска. Сначала жилье выставляется на продажу, после прибавляется размер задолженности, судебные издержки, штрафные пени и проч. Если после погашения всех вышеперечисленных пунктов остается какая-то денежная сумма, то на переводится на счет бывшего владельца квартиры.

Может ли фонд капитального ремонта подать в суд?

Да, но только после того, как должнику будут отправлены несколько предупредительных писем с просьбой погасить задолженность. Письма отправляются с промежутком в несколько месяцев и по достижении полугода фонд составляет исковое заявление, к которому прикладываются ксерокопии раннее отосланных предупреждений.

Таким образом фонд доказывает, что пытался разрешить ситуацию с задолженностью и избежать судебного разбирательства.

Можно ли избежать уплаты на законных основаниях?

В соответствие с действующим законодательством, некоторые категории граждан освобождаются от необходимости оплачивать счета по капитальному ремонту. К ним относятся:

  • ветераны ВОВ;
  • почетные граждане региона и страны;
  • собственники аварийного жилья (признанного официально);
  • собственники первичного жилья;
  • граждане, перешагнувшие отметку в восемьдесят лет;
  • жильцы неприватизированного жилья;
  • другие категории граждан, утвержденных местными властями.

Сколько придется заплатить?

Размер штрафных пени за просрочку платежа по капремонту зависит от региона, в котором он формируется.

По закону, размер пени рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования . Назначение штрафной санкции происходит в судебном порядке.

Инфо

Согласно средним показателям, итоговая сумма штрафа может вырасти на полторы-две тысячи рублей (оплата государственной пошлины, судебных издержек).

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Конституционный суд (КС) сегодня отказался признать неконституционными оспоренные депутатами Госдумы от КПРФ и «Справедливой России» поправки к Жилищному кодексу (ЖК) 2012 года, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт. Однако законодателю предписано конкретизировать порядок исполнения государством обязательства по проведению капремонта домов, нуждавшихся в нем на момент приватизации жилья, и установить механизм, гарантирующий исполнение региональных программ капремонта и прозрачность их реализации.


Регионы сорвали программу капремонта


В 2015 году израсходовано только 25 млрд из 97 млрд руб., собранных на капремонт, заявил 1 марта вице-премьер Дмитрий Козак. Он поручил субъектам до 1 апреля представить новые программы капремонта на 2016 год, а осенью пообещал подвести итоги в регионах и принять решения «вплоть до кадровых». Как сообщил "Ъ" заместитель главы Минстроя Андрей Чибис, ведомство уже подготовило поправки к законодательству, предполагающие административную ответственность должностных лиц, отвечающих за капремонт в регионах.

12 апреля 2016 года Конституционный Суд РФ защитил права жильцов при реализации программы капитального ремонта. Дело о проверке конституционности части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации по запросам групп депутатов Государственной Думы было рассмотрено 3 марта 2016 года.

История вопроса

В 2012 году были приняты поправки в Жилищный кодекс, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт. Размер платы был привязан к площади квартиры. Субъектам Федерации было предоставлено право создать специальные уполномоченные компании – региональных операторов капитального ремонта. Жильцы дома могли выбрать один из двух вариантов финансирования – либо вносить деньги на специальный счет (только на ремонт своего дома), либо перечислять их региональному оператору (в так называемый «общий котел»). Данные положения Жилищного кодекса были оспорены двумя группами депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд объединил их запросы в общее производство.

Позиция заявителя

Заявители считают взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство. Они обращают внимание на то, что муниципалитету предоставлено право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок). Авторы запроса считают, что такая возможность нарушает права собственников. Интересам последних, по мнению заявителей, не отвечает и норма об «общем котле», поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами.

Заявители требуют признать данные нормы не соответствующими статьям 2 (часть 4), 15 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Позиция Суда

Конституционный Суд отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом.

Введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья. Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу. Для проведения их капитального ремонтаиз бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка. Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данногообязательства государства.

Право муниципалитета самостоятельно определить способ финансирования капитального ремонта, если сами жильцы уклонились от выбора, не противоречит Конституции. В то же время, местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансированиякапремонта. Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета (только на ремонт своего дома).

Система «общего котла» сама по себе не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях. Исходя из этого, очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояние домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке. Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами. Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения. Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта.

Поделиться: