Категорирование предприятий по гражданской обороне. порядок назначения лиц, уполномоченных для решения вопросов гражданской обороны

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:

особой важности, первой категории, второй категории.

степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

месторасположение организации;

значимость организации как объекта культуры.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятия и иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-территориальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствующего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской обороной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных, ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийные бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти категории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по

гражданской обороне.

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают на основе материалов, представляемых органами местного самоуправления, предложения по отнесению территорий и направляют их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономического развития Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.

12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.

13. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития Российской Федерации.

Приложение N 1
к Порядку отнесения территорий
к группам по гражданской обороне
(в редакции постановления
Правительства РФ
от 22 октября 2015 г. N 1131)

Секретно
(по заполнении)
Экз. N_____

Предложения
по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

Наименование территории города
или иного населенного пункта

Численность населения,
тыс. человек

Попадающие в зону возможного

Группа
по гражданской
обороне

Примечание

особой важности

химического заражения

радиоактивного загрязнения

катастрофического затопления

существующая

предлагаемая

население, процентов

территория, процентов

население, процентов

территория, процентов

население, процентов

территория, процентов

Приложение N 2
к Порядку отнесения территорий
к группам по гражданской обороне
(в редакции постановления
Правительства РФ
от 22 октября 2015 г. N 1131)

Секретно
(по заполнении)
Экз. N_____

Перечень территорий,
отнесенных к группам по гражданской обороне

Наименование города
или иного населенного пункта

Численность населения,
тыс. человек

Количество организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне

Попадающие в зону возможного

Группа
по гражданской
обороне

Примечание

особой важности

химического заражения

радиоактивного загрязнения

катастрофического затопления

существующая

предлагаемая

население, процентов

территория, процентов

население, процентов

территория, процентов

население, процентов

территория, процентов

Все мероприятия ГО планируются и проводятся дифференцированно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают исходя из ожидаемого воздействия противника по городам и объектам тыла страны. В этих целях города и объекты экономики в зависимости от оборонной и экономической значимости, численности населения отнесены к группам и категориям по гражданской обороне. Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. № 1149.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группа по гражданской обороне.

К особой группе относятся территории городов федерального значения -Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по ГО или более 50 организаций первой (второй) категории по ГО;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по ГО относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по ГО либо более 20 организаций первой (второй) категории по ГО;

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по ГО относится территория города, если:

численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;

численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по ГО либо более двух организаций первой (второй) категории по ГО;

менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по ГО относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Перечень территорий, отнесенных к группам по ГО, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет по представлению МЧС и Министерства экономики Российской Федерации

Занятие 5. Основные положения по переводу гражданской обороны с

мирного на военное положение 5.1. Условия перевода гражданской обороны с мирного на военное

положение

Основным предназначением гражданской обороны, как системы общегосударственных оборонных мер, является защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Таким образом, гражданская оборона ориентирована в основном для действий в военное время. В мирное время она лишь в определенных условиях обстановки, связанных с масштабными чрезвычайными ситуациями, привлекается к ликвидации их последствий, тем самым, усиливая возможности сил РСЧС.

Такое предназначение гражданской обороны обусловлено ее исключительным значением для обеспечения выживания государства в военное время.

В Российской Федерации в мирное время создана и функционирует система гражданской обороны, включая ее органы управления на всех уровнях и группировки сил и средств, планово проводятся подготовительные мероприятия. Вместе с тем, очевидно, что держать в мирное время всю систему ГО в развернутом состоянии, а тем более ее содержать нецелесообразно, да и экономически не выгодно. В мирное время гражданская оборона содержится и проводится в минимально потребных объемах.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно, в угрожаемый период, а также при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом.

Учитывая, что в современных условиях практически исключена возможность внезапного начала военных действий, можно ориентировочно знать время, отводимое для перевода гражданской обороны с мирного на военное положение. В основе данного расчета лежит продолжительность угрожаемого периода.

Угрожаемый период - отрезок времени, который обычно предшествует началу войны и характеризуется резким обострением международной обстановки и нарастанием угрозы вооруженной агрессии потенциального противника.

Угрожаемый период всеми государствами используется для повышения боевой готовности вооруженных сил, их стратегического развертывания и перевода экономики на военное положение.

Угрожаемый период имеет особое значение для системы гражданской обороны. В условиях, когда государство не сможет осуществить полноценную подготовку гражданской обороны в мирное время, эффективность защиты населения и территории будет в определенной мере зависеть от того, насколько успешно будут проведены мероприятия в угрожаемый период. При этом определяющим является вопрос о продолжительности угрожаемого периода. По опыту локальных войн и военных конфликтов в современных условиях он может составлять 20-30 суток и более.

Характерной особенностью этого периода является то, что в ходе его с максимальной интенсивностью будут осуществляться мероприятия, связанные с непосредственной защитой населения, материальных и культурных ценностей.

Например, может проводиться частичная эвакуация населения из зон возможных боевых действий, вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

В полном объеме в угрожаемый период проводятся мероприятия по развертыванию группировки сил и средств ГО. Войска гражданской обороны, входящие в систему МЧС России, имеют определенное мобилизационное задание. В соответствии с ним в военное время увеличивается численность войск гражданской обороны и количество входящих в них воинских формирований. Существующим и развертываемым соединениям и воинским частям войск ГО будут установлены свои конкретные основные и запасные объекты ведения работ -города и организации, отнесенные к группам и категориям по гражданской обороне.

Помимо войск ГО на выполнение задач военного времени будут переведены все многочисленные территориальные и ведомственные формирования гражданской обороны. Вообще, в условиях войны вся страна будет состоять как бы из двух систем. Одна - это Вооруженные Силы РФ и другая - это гражданская оборона, то есть практически все дееспособное население, находящееся в тылу, будет зачислено в те или иные формирования гражданской обороны.

В интересах решения задач гражданской обороны будут задействованы колоссальные материально-технические ресурсы.

Следует отметить, что в значительной мере эффективность гражданской обороны будет зависеть от объема мероприятий, проводимых заблаговременно, в мирное время. Однако это требует расхода значительных финансовых и материальных средств, что не могут позволить себе даже развитые в

экономическом отношении государства.

Вместе с тем, из всего перечня мер, реализуемых в мирное время, безусловному выполнению в полном объеме подлежат базовые мероприятия, такие как планирование действий, обучение населения способам защиты, создание пунктов управления, систем связи и оповещения, накопление запасов финансовых и материально-технических средств, другие. Это вызвано тем, что в угрожаемый период вряд ли удастся их осуществить в короткое время и в полном объеме.

В зависимости от условий обстановки ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

Военное положение - особый правовой режим в стране или в отдельной ее части, устанавливаемый в исключительных обстоятельствах, как правило, при угрозе агрессии. Он выражается в расширении полномочий военных властей, возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Целями управления гражданской обороной предприятий (организаций, учреждений), независимо от их организационно-правовой формы, являются: планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; организация...
  • УЧЕБНЫЙ КЕЙС: «ПРОБЛЕМА СЕКСУАЛЬНЫХ ДОМОГАТЕЛЬСТВ СО СТОРОНЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ЕЕ РЕШЕНИЕ»
    Общая первичная информация. Сексуальные домогательства - распространенное, серьезное и мучительное явление, которое все чаще и чаще проявляет себя и вызывает беспокойство в национальном масштабе (см. приложение 6). Проблемная ситуация Татьяна Дымова, 30-летняя мать-одиночка, имеющая двух несовершеннолетних...
  • Задание на решение учебного кейса «Проблема сексуальных домогательств со стороны должностных лиц и ее решение»
    Предположите, какими могут быть дальнейшие действия Т. Дымовой. Приведите не менее четырех различных вариантов действия подчиненной и обоснуйте свой выбор. Заполните табл. 4.1. Таблица 4.1 Варианты поведения Обоснование эффективности Опираясь на один из вариантов 1-го задания, выберите наиболее эффективный...
    (Этика государственной и муниципальной службы)
  • ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРИ ЭВАКУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
    План действий предприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Он разрабатывается на каждом предприятии (в учреждении и заведении), исходя из его характеристики по структуре, элементам его подразделений, технологическому оборудованию и процессу,...
    (Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций)
  • План гражданской обороны предприятия
    План гражданской обороны промышленного объекта, продолжающего работу (обеспечивающего) в категорированном городе в военное время, определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны объекта с мирного на военное время, порядок его работы в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности...
    (Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций)
  • Органы управления гражданской обороной на предприятиях
    К важнейшим структурным подразделениям, специально уполномоченным на решение задач гражданской обороны на предприятиях и в организациях, относятся: объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям, эвакуационная комиссия объекта, штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта, службы ...
    (Система муниципального управления)
  • ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемые Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

    2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

    Председатель Правительства

    Российской Федерации

    Д. Медведев

    УТВЕРЖДЕНЫпостановлением Правительства

    Российской Федерации

    Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:

    Организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;

    Организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);

    Организации, представляющие высокую степень потенциальной

    Опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

    Организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.

    Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее – показатели).Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

    Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

    Организации, деятельность которых не связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и которые не находятся в сфере их ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования, где указанные организации осуществляют свою деятельность.

    Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, к категориям по гражданской обороне.Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и государственные компании по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний или которые находятся в сфере их ведения, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти организации.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, а также организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, и организаций, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящих Правил, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют в месячный срок со дня его утверждения выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, об указанных организациях, а также выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, утвержденного федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями, органам местного самоуправления и в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.В случае изменения показателей сведения об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федераций или органы местного самоуправления, формировавшие предложения об установлении организациям категорий по гражданской обороне.Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

    Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сообщают указанным организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне в месячный срок со дня утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

    Поделиться: