Почему только мужчины? Почему женщин не пускают на Афон.

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Устав горы Афон был утвержден в 972 году византийским императором Иоанном Цимисхия

Президент России Владимир Путин отправляется на святую гору Афон в Греции для того, чтобы отметить тысячелетие пребывания русских монахов на этой горе. Гора, или, вернее, полуостров площадью в 335 квадратных километров - крупнейшее в мире место, куда запрещен въезд женщинам и даже животным женского пола.

Если вы хотите посетить гору Афон, то первым делом необходимо представить копию паспорта Бюро паломников на горе Афон. Каждый день 100 православных и 10 неправославных паломников мужского пола приезжают на полуостров, чтобы провести трое суток в одном из 20 монастырей.

Женщинам въезд запрещен. Мужчины прибывают на гору Афон на пароме из одного из двух ближайших греческих портов.

Въезд женщинам был запрещен более тысячи лет тому назад. Они также не могут приближаться ближе, чем на полкилометра, к побережью полуострова.

Как говорит доктор Грэм Спик, автор книги "Гора Афон: Возрождение в раю" (Mount Athos: Renewal in Paradise), в уставе горы Афон, утвержденном в 972 году византийским императором Иоанном Цимисхия, говорится, что присутствие животных женского пола на полуострове запрещено, но женщины не упоминаются, так как в те времена "все знали, что женщинам запрещено входить в мужской монастырь".

По его словам, это было самым простым способом соблюдать целибат. Единственное, что отличает Афон от остальных монастырей, это то, что в данном случае весь полуостров считается одним большим монастырем.

Но есть и другие причины для запрета на въезд женщин - причины, связанные с православной традицией.

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Свято-Пантелеимонов монастырь может принять до 500 паломников

"Согласно одному из преданий, корабль, на котором плыла богородица на Кипр, попал в бурю, и его прибило к берегу Афона. Это место богородице так понравилось, что она попросила своего сына дать его ей в удел, и он на это согласился", - говорит Спик.

"Афон до сих пор называют "садом богородицы", и лишь она представляет свой пол на горе Афон", - добавляет он.

У всех правил есть исключения, и на горе Афон живут кошки.

"Там довольно много кошек, и, наверное, это к лучшему, так как они хорошо ловят мышей. Монахи как бы не обращают внимания, что на полуострове живут кошки", - говорит Спик.

Где еще в мире запрещено пребывание женщин

  • Храм Сабаримала на юго-западе Индии в Штате Керала. Женщинам от 10 до 50 лет, то есть тем, у кого может быть менструация, вход в храм запрещен. Противники этого запрета обратились в Верховный суд Индии с прошением отменить его
  • Гора Оминэ в Японии. Гора считается священной последователями сюгендо – японского синкретического учения, совмещающего буддизм, синтоизм и даосизм. На этой горе верующие мужского пола проходят сложные физические испытания
  • Герберштрассе в Гамбургском районе красных фонарей Санкт-Паули. Перед входом в район висит вывеска: "Несовершеннолетним и женщинам вход воспрещен"

___________________________________________________________________

Запрет означает, что молочные продукты и яйца на гору Афон приходится завозить.

"Они [монахи] почти не едят молочных продуктов. Немного сыра… Они любят сыр в салате", - говорит Спик.

"На Пасху они едят яйца – куриные яйца, которые они раскрашивают в красный цвет. Но их тоже надо завозить – куриц на горе нет".

Исключение также делается для диких животных, так как контролировать их перемещения на практике невозможно.

В том, что касается мальчиков, практика менялась.

"Согласно правилам, мужчина должен быть в состоянии отрастить себе бороду для того, чтобы получить разрешение посетить гору Афон. В Византийский период Афон также запрещалось посещать мальчикам и евнухам", - говорит Спик. Власти опасались, что какая-то женщина могла бы переодеться в мальчика или евнуха, и проникнуть на полуостров.

"Теперь мальчики часто приезжают на Афон, но лишь в сопровождении взрослого, обычно отца. Я там видел даже десятилетних мальчиков. Монахи к ним очень хорошо относятся".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Президент Путин впервые посетил Афон в 2005 году

Тем не менее, в прошлом женщины посещали гору Афон.

Во время гражданской войны в Греции 1946-49 годов монахи на горе Афон дали убежище стадам овец и другого скота из соседних деревень, и когда деревенские жители совершали набеги в поисках скота, то среди них были и женщины, и девушки.

В 1953 году некая Мария Поимениду провела на горе Афон трое суток, переодевшись в мужчину. После этого правительство Греции приняло закон, запрещающий женщинам посещать Афон. Нарушителям грозит до года заключения.

В 2008 году украинские нелегальные перевозчики людей высадили на полуострове Афон четырех женщин из Молдавии. Они были ненадолго задержаны полицией, но, по словам одного из полицейских, монахи их простили.

Это уже второй визит президента Путина в Свято-Пантелеимонов монастырь на горе Афон.

Первый раз он там побывал в 2005 году. Тогда большинство паломников были греками. Сейчас, говорит Спик, почти половина из 40 тысяч паломников, посещающих Афон каждый год, – выходцы из России. Свято-Пантелеимонов монастырь может приютить 500 паломников.

Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту - это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон - земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте - Великая Лавра, на двадцатом - монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») - название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон - земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известных чудотворных икон.

18. В 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона - пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон - святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ - диамантерион - бумага с афонской печатью - двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась... сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос - то же, что и «Афон».
В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове.

Неслыханный скандал случился в Греции в 1930 году, виновницей которого стала победительница конкурса «Мисс Европа» восемнадцатилетняя гречанка Алики Диплараку. Переодевшись в мужчину, она проникла на Священную гору Афон и посетила монастыри.

Сатаной прозвали ее после этого случая. Настигшая в скором времени сильная болезнь, заставила девушку переосмыслить свою жизнь, покаяться в содеянном. В своем письме к священноначалию и братии монастырей Святой Горы искренне раскаиваясь, она просила простить ее дерзкий поступок.

Алика Диплараку

раскаявшаяся гречанка

«Почтенные отцы, хочу всей душой исповедоваться и покаяться за ошибку, совершённую мною… Я облачилась в одежды моего жениха и вместе с ним обошла храмы и другие места… С тех пор, дорогие отцы, я потеряла здоровье… Познала я, однако, и твердо убеждена, что это есть наказание Пресвятой Богородицы, к Которой показала я своё неуважение…»

Господь принял раскаяние Алики и подарил ей исцеление. Умерла она в возрасте 90 лет в 2002 году.

Почти тысячелетие Афон является запретной территорией для женщин

Это единственное место на земле, где представительницам прекрасного пола официально запрещено не просто находиться, но даже приближаться к побережью полуострова ближе, чем на 500 метров.


Святая Гора Афон - место обитания православных монахов, где запрещено находиться женщинам

Афон — автономная монашеская республика в составе греческого государства, на котором находятся 20 правящих мужских монастырей и множество скитов. Это самая большая православная община в мире. Священное место для всех христиан. Почему женщинам нельзя находиться в этом месте, считающимся уделом Богородицы?

Дева Мария, оказавшись на Святой горе, попросила Господа отдать ей в удел землю Афонскую

Согласно церковному преданию, когда в Иерусалиме, в сионской горнице апостолы бросали жребий кому в какой стране света проповедовать Евангельское учение, Богородица также изъявила желание отправиться на проповедь. И выпал ей жребий на землю Иверию (Грузию). Но Ангел Божий сказал Ей:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени. Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».


В 49 году Божия Матерь вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, навестить епископа святого Лазаря. Их корабль застигнутый бурей прибило к берегу возле Иверского монастыря, население которого составляли язычники.

год, когда Божия Матерь с апостолами отправилась на остров Кипр, но попала на Землю Афонскую

Идольские капище громкими воплями возвестили людям истину и стали призывать каждого принять Матерь Божию. Восприняв это за указание Господа Бога Дева Мария, сошла на берег и благовестила жителям учение Евангелие, показывая чудеса. Уверовав ей, все без исключения приняли святое крещение.

Красота этих мест поразила Пресвятую Богородицу, и обратилась она к Господу, чтобы дал он ей в удел Землю Афонскую. Бог исполнил ее желание. С той поры полуостров Афон также стал называться - земной удел Богородицы или «Сад Богородицы» .

Пресвятая Богородица - Игумения Святой Горы Афон


В V веке, согласно преданию, дочь византийского императора Феодосия I — Плакидия, отправилась на полуостров Афон посмотреть на монастырь построенный ее отцом. Приблизившись к храму, она услышала голос Божьей Матери, приказавший ей покинуть Святую гору и не смущать монахов, если та считает себя праведной христианкой. Плакидия пораженная случившемся, незамедлительно покинула остров.

Официальный запрет на посещение женщинами Афона был введен Императором Константином IX Мономахом в 1045 году

в этом году уставом Священной горы был утвержден запрет на присутствие на полуострове женщин

Уставом Священной Горы, утвержденным в 972 году, было запрещено присутствие на полуострове животных женского пола. Про нахождение женщин на острове не было упомянуто, так как в те времени, церковь запрещала присутствие представительниц прекрасного пола в любом мужском монастыре.

Официальным указом императора Византии Константина IX Мономаха датируемым 1045 года был закреплен запрет, согласно которому женщинам не разрешалось находиться на полуострове Афон.

С 1953 года, согласно указу, введённому президентом Греции, женщины, осознанно нарушившие закон и проникшие на территорию полуострова, наказываются до года лишения свободы.

Представительницы женского пола неоднократно нарушали запрет

В период междоусобной войны в Греции в конце первой половины XX века жители соседних деревень совершали набеги на афонские земли в поисках скота и продовольствия. Среди них были и представительницы прекрасного пола.

в этом году в Греции был принят закон о уголовной ответственности за въезд на Святую гору женщинами

В 1953 году гречанка Мария Поимениду, облачившись в мужское одеяние, проникла на территорию Афона, где находилась в течение трех дней. Именно этот случай послужил поводом для принятия правительством Греции закона, запрещающего женщинам въезд на Святую гору. Нарушившим его, грозит уголовная ответственность.

В 2008 году полицией были задержаны четыре женщины из Молдавии, высаженные на полуостров Афон нелегальными перевозчиками. Их отпустили, так как они были прощены монахами.

Стоит отметить, что в Греции запрет на посещение мужских монастырей женщинами сохранился не только на Афоне. В большинство мужских монастырей представительницам женского пола вход воспрещен.

Пренебрежительное отношение и ущемление прав женщин?

Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни. Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 – 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

Могут ли женщины поклониться святыням Афона и не нарушить запрета?

Каждый день, рано утром с Уранополиса отправляется прогулочный катер, который огибает вдоль берега Святую гору Афон на расстоянии полкилометра. Пассажирами могут стать не только мужчины, но и женщины.

Это не просто прогулка – это паломничество, единственная возможность для представительниц прекрасной половины человечества увидеть и поклониться святыням Афона.


Во время круиза катер причаливает к одному из причалов, неподалеку от Святопантелеимоновского монастыря. Обитель русского монашества на Афоне. На борт к паломникам поднимаются монахи, принося с собой чудотворные святыни.

Чудотворная икона Всецарица, которую показывают паломникам Афона

Например, пояс Пресвятой Богородицы из монастыря Ватопед. Молитва Пресвятой Деве у этой святыни помогла многим женщинам исцелиться от бесплодия. Чудотворная икона «Всецарица», помогает больным раком справиться с болезнью.

Частицу Животворящего Креста Господня, часть главы великомученика и целителя Пантелеимона, десницу великомученика Георгия Победоносца и мощи святой Марии Магдалины приносят иноки из монастыря Ксенофонт. Монахи монастыря Дионисиата дают возможность женщинам поклониться мощам Предтечи Господня Иоанна.

Круиз вдоль берегов Святой Горы - не единственная возможность для женщин увидеть и прикоснуться к святыням, хранящимся на Афоне. Также они могут побывать на сухопутной границе с автономной республикой недалеко у подножия Святой Горы.

Афон — автономная монашеская республика, со своими законами, традициями и системой управления

Монахи населяли Афон с первых веков христианства. Мягкий климат Афона, красота и удивительный рельеф этих мест благоприятствовали уединенной жизни. Сегодня нынешние обитатели Святой горы продолжают чтить тысячелетние традиции.


столько лет назад на Афоне появились первые русские монахи

Здесь представлены все народы, придерживающие православной традиции – греки, болгары, сербы, русские, грузины. Все они вместе живут на полуострове.

Первые русские монахи появились на Афоне тысячу лет назад. Монастыри «Пресвятой Богородицы Ксилургу», «Фессалоникийца» и Святопантелеимонов монастырь, являются обителью русского монашества на Афоне.


Один из обителей русского монашества на Афоне — Святопантелеимонов монастырь

Настоятелем русского Святопантелеимоновского монастыря является Игумен архимандрит Евлогий (Иванов). Игумен не только самая важная фигура в монастыре, но также своего рода наместник, находящейся в его введении территории. Для монахов игумен представляет Иисуса Христа, и его задача помочь им в духовном росте.

Великая Лавра, первенствующий монастырь на Святой Горе Афон

На сегодняшний момент на Афоне расположены два десятка монастырей, среди которых утверждена строгая иерархия. Главенствующее место занимает Великая Лавра. Мужские монастыри на Афоне - это великолепная архитектура, роскошные фрески, удивительные святыни, чудотворные иконы.

Афон считается одним уделов Богородицы, земель, которые находятся под особым покровительством Божьей Матери, поэтому начиная с античных времен, на священную землю совершаются многочисленные паломничества.


Но попасть сюда не просто, каждый паломник должен заблаговременно получить разрешение на въезд — даимонитирион. Получить его могут только лица мужского пола.

Согласно одному из сказаний, если многовековой запрет на посещение женщинами Святой горы Афон будет отменен – настанет конец света.

.

В мае 2006 года в Сан-Франциско проходил Всезарубежный собор Русской Православной Церкви за рубежом. Делегатами на собор приглашались только мужчины. Это вызвало недовольство у многих женщин, деятельно участвующих в церковной жизни. Они составили письмо к митрополиту Лавру, главе РПЦЗ, с просьбой пересмотреть вопрос о правах женщины в Церкви: “Мы руководим хорами, мы находимся в составе церковных советов, мы возглавляем церковные организации и преподаем в семинарии. Мы имеем право голоса…”

– Осенью прошлого года вышло постановление Синода о том, как будут избираться делегаты для участия во Всезарубежном соборе. Чуть ли не в последнем предложении было написано, что представители от приходов должны быть только мужского пола. Мы недоумевали по этому поводу, но не сразу написали письмо митрополиту. Сначала мы просто задавали этот вопрос духовенству наших приходов. Я, в частности, живу около Вашингтона, так что я задала этот вопрос отцу Виктору Потапову (Свято-Предтеченский приход Русской Зарубежной Церкви в Вашингтоне). Отец Виктор был в процедурной комиссии, и он мне сказал, что Зарубежная Церковь не разрешает делегатов-женщин по традиции, которая была установлена в 1917 году на соборе. И что Церковь в России все еще придерживается этого правила, и если мы будем объединяться, или, во всяком случае, восстанавливать литургическое общение, то мы не можем идти вразрез с этой традицией.

Я подняла этот вопрос также в разговоре с отцом Серафимом Ганом, который тоже был в процедурной комиссии, и он мне ответил то же самое. Этот вопрос был крайне актуален для женщин. Некоторые из нас, как, например, Надежда Киценко, дочь протоиерея Бориса Киценко, преподают в семинарии. Мы все вместе обсуждали эти вопросы и решили зафиксировать тот факт, что мы не согласны с этим решением.

Так родилось это письмо. Оно было написано довольно быстро, в выходные накануне начала собора.

За несколько дней под письмом подписались более 50 человек из разных приходов. В основном из приходов США. Одновременно, если не раньше, было написано письмо из Лесненского монастыря. От участия в соборе отстранены были не только женщины с приходов, но и монашествующие. И это особенно неправильно, поскольку они составляют до 80% монашествующих Зарубежной Церкви.

Я с 1986-го по 1995 год представляла Синод Зарубежной Церкви при решении нескольких юридических вопросов. И ни разу ни у кого не возникало недоумения в связи с тем, что я женщина. Я родилась и выросла в Нью-Йорке, с детства хожу в церковь.

Мне кажется, нужно более глобально рассмотреть вопрос участия женщин в церковной жизни именно в XXI столетии. Этот вопрос не возникал раньше, потому что у нас было очень мало соборов. Последний прошел в 70-е годы, я тогда была подростком. А ситуация сильно изменилась, и это нельзя не учитывать. У нас женщины участвуют в церковной жизни на всех уровнях. В нормальной приходской жизни – в детском лагере, в воскресной школе, на клиросе – всюду женщины, приходская жизнь держится на женщинах. Вы знаете, например, что текст службы новомученикам написала женщина?

Почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? Предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: “жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви” (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов – епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-“священниц”, практика “рукоположения” женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.

Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, “священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя….Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа….Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский” (диакон Андрей Кураев, “Церковь в мире людей”).

Во-вторых, священник – это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. “Священное Предание – это не просто традиция, – пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. – Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства – существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла – женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же – проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.

Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником .

Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие – тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников – Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства”.

Для справки: первая женщина-“священник” в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907-1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское “священство” было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. “Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, – считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. – Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: “А где это сказано в Библии?” Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано “нет”, значит, можно – это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания”.

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. “Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ” (“Православная Церковь и женский вопрос”, Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: “Священство – состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника – не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода “христианского социального служения”.

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: “Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: “Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить – все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, – действием собственной верности Богу”.

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе “Церковь Духа Святого” разделяет служение царственного священства – общее всем верным, и служение управления – пастырство или “особое”, иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом – как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. “Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего”. Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей – то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, – могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию – пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, – может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли (“всороковляли”) – вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года года, а младенцев – только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков – прикладывать к св. престолу.

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон – полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери – предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении – вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго – не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) – диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше – во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам – социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было – в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: “Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в “Домострое” – русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций “Домостроя”). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: “А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии”.

Несовершенства

Мы провели небольшой опрос мужчин относительно того, какие типичные качества женщин можно было бы назвать “несовершенствами”. Наиболее часто встречающиеся ответы:

– излишняя эмоциональность

– болтливость

– алогичность мышления и поведения

– излишнее внимание к внешности – своей и не только

– женщина предпочитает обсуждение обдумыванию и анализу

– склочность

– завистливость

В общем и целом можно сказать: несамостоятельность и несамодостаточность женщин – как следствие того, что женщина была создана как помощник мужчине, а не сама по себе

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно – начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции “я имею право” совершенно неплодотворен? Никто из нас – мужчин или женщин, неважно – не может ничего требовать “для себя” – потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно – можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены – да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Тему “женщина в Церкви” невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти “вторую половину”, – этом читайте в следующем номере “Нескучного сада”.

Юлия Данилова, главный редактор “НС” Редакция благодарит диакона Михаила ЖЕЛТОВА за помощь в подготовке справочного материала.

Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил гору Афон, чтобы отметить тысячелетие присутствия там русских православных монахов. Эта гора - фактически полуостров площадью 335 квадратных метров - является самым большим участком в мире, куда запрещен вход женщинам (причем не только людям, но и самкам животных). Но почему существует подобный запрет?

Мужской монастырь - не место для женщин

Если вы хотите посетит гору Афон, первое, что вам нужно сделать - это отправить копию паспорта в паломническое бюро горы Афон. Ежедневно 100 православных и 10 неправославных паломников отправляются на трехдневный постой в одном из двадцати монастырей, расположенных на полуострове. При этом женщинам придется забыть о подобной идее, в то время как мужчины будут садиться на корабль в одном из двух ближайших портов. Женщины не допускаются на гору Афон уже в течение тысячи лет - более того, им нельзя приближаться более чем на 500 метров даже к побережью полуострова.

Почему существует запрет?

Устав, принятый еще в десятом веке, гласит, что самки животных не могут вступать на территорию горы Афон. При этом про женщин в уставе не сказано ни слова, так как в те времена все знали, что женщины не допускаются в мужские монастыри. Оказывается, это был простейший способ обеспечить соблюдение мужчинами-монахами целибата. Однако гора Афон отличается от других подобных случаев тем, что весь полуостров рассматривается как один большой монастырь.

Легенда

Однако существует другая причина запрета допуска женщин на гору Афон, и она связана с православными традициями. Одна из религиозных историй православия гласит, что Дева Мария сбилась с курса, когда плыла на Кипр. В результате она оказалась на горе Афон, которая ей понравилась так сильно, что она просила своего сына, чтобы он предоставил ей эту гору как ее собственную - и он согласился. До сих пор эту территорию называют «садом Божьей Матери», и она полностью посвящена Деве Марии. Считается, что она - единственная, кто представляет свой пол на горе Афон.

Недоступные продукты питания

Это относится как к людям, так и к животным - но за исключением кошек. На территории горы Афон живет большое количество кошек, и это очень хорошо, так как они прекрасно ловят мышей. Именно поэтому монахи стараются не обращать внимания на то, что в действительности это также самки. Таким образом, получается, что молочные продукты и яйца не могут быть получены на полуострове - их привозят из других мест. Но сами монахи практически не едят молочные продукты - в основном это сыр. Монахи любят сыр в салатах. На Пасху им привозят яйца, которые они окрашивают в красный цвет. Это общепринятый стандарт. Естественно, сами они не могут получить эти яйца, так как курицы не могут находиться на территории полуострова. Исключение делается не только для кошек, но и для диких животных, которых просто невозможно было бы контролировать.

Мальчики и евнухи

Что касается мальчиков, в последние годы политика стала гораздо более гибкой и мягкой. Одним из главных правил всегда было то, по которому на гору Афон разрешалось отправляться только тем мужчинам, которые способны отрастить бороду. Также в Византийский период существовал запрет на нахождение там евнухов и мальчиков. Причина подобного запрета заключалась в том, что существовала вероятность того, что женщина сможет проникнуть в монастырь под видом евнуха или мальчика. Сегодня же мальчики довольно часто появляются на горе, однако только в том случае, если их сопровождают взрослые мужчины, обычно их отцы. На гору приезжают даже совсем маленькие дети в возрасте всего лишь десяти лет. И монахи крайне снисходительны по отношению к ним - им очень нравится, когда рядом с ними есть дети. Так что на сегодняшний день мальчикам разрешено посещать гору Афон, но только в сопровождении взрослого мужчины.

Женские визиты

Но, несмотря на запрет, женщины все же посещали этот полуостров. Во время греческой гражданской войны, где-то между 1946 и 1949 годами на горе Афон предоставлялось убежище местным крестьянам, среди которых были девочки и женщины. В 1953 году Мария Поимениду посетила гору, замаскировавшись под мужчину, что вынудило греческое правительство на законодательном уровне запретить визиты на полуостров - нарушителям этого закона грозит до 12 месяцев лишения свободы. А совсем недавно, в 2008 году, четыре молдавские женщины были оставлены на полуострове украинскими контрабандистами. Они были задержаны полицией, но вскоре отпущены - офицеры сообщили, что эти женщины были прощены монахами.

Поделиться: