Что таинство венчания. Венчание в церкви

Свадьба - это ритуал, в процессе которого парень и девушка одновременно поднимаются на несколько ступеней - ставятся мужчиной и женщиной, и начинают именоваться супругами. Глубинное таинство происходит не в загсе, а в церкви. Не дама из государственной организации переводит молодых через невидимую грань священного союза, а духовное лицо - священник. Будущие молодожены должны серьезно подходить к обряду венчания, правила подготовки которого требуют от пары осмысленности и духовной ответственности.

Что нужно знать о венчании

Непонимание всей глубины ритуала можно восполнить, готовясь к происходящему не только в организационной части, но и в духовной. Для этого можно поговорить с парами, прошедшими этот этап, со священником или другими людьми, которые являются образцом православного послушания.

к оглавлению

Мотивы для таинства

Всех молодых людей, которые хотят во время свадьбы провести обряд венчания, можно условно разделить на 3 группы:

  • те, кто желают красивое и пышное торжество со всеми пунктами праздника - это роспись, венчание, застолье;
  • те, у кого один из пары понимает всю глубину предстоящего, а второй соглашается «за компанию»;
  • те, кто в своей парной целостности (и невеста, и жених) являются духовно наполненными личностями и со всей ответственностью планируют это таинство.

Обряд венчания в православной церкви выполняется для того, чтобы будущий союз получил благословение Божье. Это мир в семье, поддержка и понимание друг друга, силы пережить кризисные моменты, сохранить верность и родить здоровых детей.

к оглавлению

Три важных вопроса по ритуалу

Избежать неприятной заминки, которая возникает после вопроса: «Зачем вы венчались?», можно, зная смысл такого торжественного таинства, как обряд венчания в церкви. К тому же, есть нюансы, о которых должны узнать молодые до прихода в храм.

Вопрос № 1: «Кому можно венчаться?»

Ответ: «Крещеным прихожанам, которые накануне заключили брак в официальных государственных органах. Девушке должно исполниться 16 лет, а молодому человеку - 18».

Вопрос№ 2: «Допустимо ли девушке быть в это время беременной»?

Ответ: «Да, поскольку церковь за то, чтобы дети рождались в союзе, благословенным Богом».

Вопрос № 3: «Кому нельзя венчаться»?

Ответ: «К обряду не допускаются: пары, в которых один из супругов вступает в четвертый официальный брак; пары, где кто-то кому-то приходится крестным или крестником; кровные родственники».

к оглавлению

Подготовка к церковному торжеству

Пары, ни разу не присутствующие на подобном мероприятии, всегда интересуются, как проходит обряд венчания. К ритуалу нужно серьезно готовиться. Это включает в себя организационный и духовный этапы. Не менее важен облик молодых.

к оглавлению

Организационная подготовка к обряду

  1. Поиск церкви: можно обойти те, что есть поблизости. Важно прислушаться к себе и выбрать ту, в которой спокойно и уютно по внутренним ощущениям.
  2. Беседа с батюшкой, в ходе которой согласовывают дату (есть ограничение по дням и праздникам), получают разрешение на съемку, узнают, сколько длится обряд венчания в церкви и как определяется его стоимость. В одних местах есть фиксированная цена, а в других она основывается на добровольном пожертвовании.
  3. Выбрать кандидатуры поручителей - они должны иметь опыт законной супружеской жизни и быть крещенными. Если таких людей нет среди хороших знакомых, то можно обойтись и без них.

В правилах обряда венчания нет ничего сложного, но их нужно строго придерживаться.

Готовят венчальный набор - это кольца, 2 свечи, иконы (образы Христа и Богородицы), платки для свечей и рушник, символизирующие жизненную дорогу пары. Перечисленные предметы остаются в семье навсегда.

к оглавлению

Духовная подготовка и внешний вид

Пара должна молиться, пройти обряды причащения и исповеди. Обязателен пост, как в плане пищи, так и в плане тела (отказаться от еды животного происхождения и секса). Этого придерживаются не менее трех дней. Важно, чтобы у невесты и поручительницы не было «критических дней». Для этого просчитывают цикл и корректируют дату обряда.

Общие правила относительно приемлемого для посещения храма облика сохраняются и в этой ситуации. Для невесты - это:

  • закрытые колени, плечи и грудь;
  • отсутствие помады на губах;
  • покрытая голова (фата или косынка).

К мужчине особых требований нет, поскольку свадебный костюм вписывается в необходимые рамки.

к оглавлению

Как проходит церемония венчания

Волнения пары относительного того, как проходит обряд венчания в церкви, уходят, если они знают, что их ждет в стенах храма. Таинство состоит из 2 этапов - это обручение и непосредственно венчание.

Пара на входе после благословения священника получает зажженные свечи. Они находятся в руках до конца ритуала. Потом звучит молитва, во время которой происходит троекратный обмен кольцами с руки девушки на руку мужчины и наоборот. Только после обручения они могут называться женихом и невестой.

Церемония разворачивается в центре храма. Мужчина и женщина становятся на рушник. Батюшка задает вопросы на предмет того, добровольное ли это решение и есть ли препятствия для церковного брака. После полученных ответов священник начинает молитву, в процессе которой поручители держат над головами пары венцы.

В конце обряда эти венцы нужно будет поцеловать, испить за 3 раза вино из чаши и сделать по приглашению священника обход вокруг аналоя. У Царских ворот муж целует икону Христа, а жена - Богородицы и после этого они становятся супругами перед самим Богом.

Поцелуй иконы - выражение уважения и смирения

Это не просто ритуал, а духовный обряд, несущий огромную силу. Благодаря ей, супруги сохраняют свой союз даже в водовороте самых трудных испытаний. И это не говоря о повседневных мелочах, о которые, спотыкаясь, невенчанные пары рушат свой брак.

О таинствах. Таинство Брака

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало - в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании - Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак - «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана. Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак - это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь - одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные - это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке - возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака - деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства - в шестьдесят крат. Третья - браком сочетанных, - если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием - претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны - вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж - глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое - Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою - мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос - Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего - как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ДРЕВНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X-XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

Чин самого бракосочетания у христиан в древности совершался чрез молитву, благословение и руковозложение епископа в церкви во время литургии. (Ср. свидетельства Климента Александрийского и Тертуллиана.) Следы того, что чин бракосочетания совершался во время литургии, мы видим в чине венчания: возглас литургии «Благословенно Царство», мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас: «И сподоби нас, Владыко» и «Отче наш». В IV веке введено применение на Востоке брачных венков. (На Руси они были заменены деревянными и металлическими венцами.) Отделение чина венчания от литургии произошло в XII-XIII в., и в настоящее время оно обычно совершается после литургии.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.

ОГЛАШЕНИЕ ПРЕД БРАКОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, - благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни - хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11-12).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БРАКА

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Обручение совершается в притворе храма или при самом входе в храм (в «преддверии храма»).

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш...» и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ...».

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха - у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna - залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.)

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу.

Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» - предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, - даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) - «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», - признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.

Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20-33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1-11) - повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа - молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.

После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза - во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй...» - прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы...» - прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные.

По принятой практике после этого читается молитва на разрешение венцов «в осьмый день». И бывает отпуст.

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

РАЗРЕШЕНИЕ ВЕНЦОВ «В ОСЬМЫЙ ДЕНЬ»

В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.

ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй - снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора ( 315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу - от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Молитвенные благожелания Церкви второбрачным и прошения о них изложены сокращеннее, чем в чине венчания первобрачных, и менее радостны и торжественны потому, что исполнены чувством покаяния. Так, Церковь молится Господу о второбрачных: «Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я (их) в покаяние... ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю… соедини (их) к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание... очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общения сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господе посягати, нежели разжизатися… никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты един еси плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие».

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При обручении второбрачных они не благословляются свечами. Из великого последования венчания не читается молитва на обручение «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый» и после этой молитвы не бывает ектении «Помилуй нас, Боже».

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806-814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Примечание.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Чин обручения совершается в притворе храма или у его порога, само же таинство - чин венчания - на середине храма, т. е. в самом храме. Этим указывается на то, что место для обручения собственно не храм, а дом, и оно есть дело семейное или частное. Обручение - это важнейший акт брака у всех народов с его тщательными условиями, контрактами, поручительствами и пр. В древности это был только гражданский акт. Но так как христиане имели благочестивый обычай всякое важное дело своей жизни начинать с благословения Божия, то и здесь Церковь преподает им благословение на обручение как одно из важнейших жизненных дел, но благословляет его не в самом храме (входя в который, предлагается «отложить всякое житейское попечение»), а только в преддверии храма. Таким образом, за порог храма и таинства удаляется все, что есть в браке мирского и плотского (М. Скабалланович).

В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».

Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

«Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно - главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают еврейских и языческих браков). Но что касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь только, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф. М. Скабалланович).

Вторую из этих молитв священник произносит лицом к новобрачным и при словах: «Да благословит вас», - благословляет их.

На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г.).


Литургика: Таинства и обряды


01 / 05 / 2006

Какие цели преследует именно ваша пара? Ответьте искренне себе на этот вопрос: вы это делаете из-за моды или всё-таки по велению сердца? Ведь совершая таинство венчания с чистыми помыслами, вы оберегаете свою семью от злых языков и завистливых глаз, от нежданных бед и пустых ссор.

Портал Свадебка.ws предлагает вашему вниманию общие правила венчания в православной церкви, а также интересные суеверия и приметы. Учтите каждую мелочь в такой ответственный момент!



Венчание в православии: немного истории

Как удалось выяснить, обряд венчания в православной церкви проводился ещё на Руси. И если сейчас церковь скрепляет духовным браком только официально зарегистрированные пары, то раньше было наоборот: невенчанные молодожёны не признавались семьей. Предки считали, что только перед Богом можно стать супругами.

К сожалению, отследить изменения православной церкви, касающиеся таинства венчания, не реально. Однако у историков получилось выделить два основных момента церемонии: возложение брачных венцов на головы супругов и использование брачных покровов на территории Византийской Империи. Венец и покрова являются символом святой веры во Всевышнего.

Традиция держать венчальные свечи появилась только в Х-ХI веках. В этот же период церемония начиналась со слов «Христос венчает», а вот уже в ХIII веке появилась новая традиция включать в обряд слова «Венчается раб Божий».


Правила венчания

Соблюдать установленные церковью правила должны не только молодожёны, но и гости. Если сомневаетесь в их знаниях в этом вопросе, проявите заботу и предоставьте близким людям необходимую информацию.


В большинстве храмов таинство длится около часа. И, как правило, молодожёны и гости вынуждены стоять на протяжении всей церемонии. Подумайте о своих близких, и расскажите им не только о том, как вести себя в храме , но и продумайте, чем развлечь гостей, которые будут ждать вас вне стен церкви.



Что необходимо для венчания в церкви: полный список

Для проведения обряда необходим ряд вещей, без которых таинство попросту не состоится.

Итак, что нужно чтобы повенчаться в церкви:


Необходимые составляющие вы можете купить отдельно либо приобрести в церковной лавке готовый комплект для таинства. Всё, что перечислено выше, нужно для венчания в церкви, даже если вы уже давно женаты.

Все о венчании в приметах

О том, на сколько стоит прислушиваться к приметам, касающихся церковь, ходят упорные споры. Одни настаивают, что церковь и суеверия категорически не могут пересекаться, другие уверены, что подобные приметы не появились на пустом месте. А какую сторону примете вы?!


Хорошие приметы, связанные с венчанием:





Суеверия, которые должны насторожить:

  1. Встреча похоронной процессии;
  2. Сильный треск венчальных свечей - признак беспокойной супружеской жизни;
  3. Если с головы одного из молодожёнов упал венец, значит тот скоро овдовеет.

После венчания в церкви всем правилам необходимо сохранить всю атрибутику (свечи, рушники, платочки и т.д.), важно, чтобы она хранилась в доме супругов и была скрыта от посторонних глаз. В противном случае, в следующий раз вы можете посетить церковь с целью

Чтобы обряд венчания запомнился только положительными эмоциями, важно подготовиться к нему заранее.

Конечно, самое главное — духовная составляющая таинства, но нельзя забыть и про венчальные атрибуты, которые понадобятся в церкви.

Составление списка необходимых покупок лучший способ ничего не упустить.

Нелишне заранее выяснить и какое пожертование после обряда вносят в церковную кассу там, где вы решили обвенчаться.

Что нужно приобрести

Венчальные свечи

Какие лучше выбрать

Свечи продаются в церковной лавке: там их можно купить в день торжества или заранее.

Свечи определенного дизайна можно найти в интернет-магазинах: от самых обычных восковых до изделий различных цветов, форм и размеров, декорированных небольшими букетами, узорной лепкой, лентами, кольцами, ручной или фабричной росписью, глиттером (блестками), деколью (изображениями с бумажной основой), в упаковке или с подсвечниками и т. д. Их выбор – дело вкуса, главное, чтобы это были именно венчальные свечи.

Для чего нужны

Венчальные свечи – обязательные «участники» свадебного обряда. Это знак радости, которую испытывают влюбленные от встречи друг с другом. Свечки, горящие в руках брачующихся, воплощают целомудрие молодых, пламенную и чистую взаимную любовь, которую они должны питать отныне, а также пребывающую благодать Божию.

После таинства свечи остаются у молодоженов . Их следует хранить дома возле икон или в другом укромном благочестивом месте и зажигать символ брачного союза в связи с какими-то важными и радостными событиями, в дни годовщины брака или, наоборот, если наступят сложные времена. Существует поверье, что венчальные свечи способны облегчить тяжелые роды.

Сколько стоят
В среднем набор свечей стоит от 300 до 1000 рублей.

Платочки для свечей

Какие лучше выбрать

В первую очередь, они должны быть белые или светлых тонов. Это могут быть носовые платки или тканевые салфетки, с кружевами, вышивкой или попроще. Часто в церковных лавках можно купить специально изготовленные прихватки.

Для чего нужны

Традиции покрывать венчаемым руки платком не один век. Но делается это скорее из практических соображений – чтобы они не испачкались и не обожглись воском.

Сколько стоят
Стоимость специальных прихваток примерно равна 800–1000 рублей. Обычные носовые платочки или тканевые салфетки значительно дешевле.

Какие иконы нужны для венчания

Какие лучше выбрать

Это должны быть лики Спасителя и Божией Матери – по отдельности или в виде складня, т. е. складной иконы из двух частей. Выбор таких икон, оказывается, также разнообразен. Они отличаются размером (от 7×12 и больше), формой (арочные или прямоугольные), оформлением (в пластмассовой, деревянной или другой рамке; латунированные, металлизированные, позолоченные и пр.; с тиснением, шелкографией, эмалью, бархатом; в футляре и без него и т. д.).

Для чего нужны

С их помощью священник благословляет жениха и невесту. В прежние времена образа привозили из родительского дома и так передавали домашнюю святыню из поколения в поколение .

В наши дни иконы Спасителя и Божией Матери заранее приобретаются родителями молодоженов в церковной лавке и отдаются священнику до начала обряда. Если же родители не участвуют в браковенчании, это делают сами молодые.

Сколько стоят
Ценовой диапазон довольно широк. Стоимость зависит от размера и материалов и колеблется в пределах от 50 до 20000 рублей.

Венчальный рушник – «подножие»

Какой лучше выбрать

Рушник, на который взойдут молодожены у алтаря, должен быть белого или розового цвета.

В прошлом жених и невеста могли лишь стать на колени, в наши дни они обычно становятся на полотенце ногами, потому есть поверье, что не нужно выбирать в качестве венчального рушник с изображением колец или пары птиц: лучше остановить свой выбор на геометрическом узоре или растительном орнаменте по краям. А центр полотна – символическое Божье место – должен быть «чистым».

Не подходит для браковенчания рушник с мережкой или кружевом: они лишают семейную жизнь целостности. Полотно не должно прерываться так же, как не должна прерываться совместная жизнь супругов.

Для чего нужен

Этот атрибут венчального обряда – символ единства и чистоты супружеской жизни. Он расстилается у аналоя и служит подножием для жениха и невесты, на нем молодые, как на облаке, поднимаются в Царствие Небесное для благословения их брака.

После совершения обряда рушник чаще всего остается у молодоженов: он хранится в семье как память и украшает дом в дни годовщин и юбилеев.

Сколько стоит
Венчальный рушник с вышивкой стоит в среднем от 500 до 2000 рублей, простое полотенце – меньше.

Какие кольца нужны для венчания

Какие лучше выбрать

Традиционно кольца жениха и невесты должны быть выполнены из разных драгоценных металлов: у него – из золота, у нее – из серебра (затем во время таинства молодые ими обменяются). Эта разница имеет символическое значение.

В наше время данное правило соблюдается не всегда, и обручальные кольца могут быть даже с драгоценными камнями. Потому выбор украшений полностью зависит от вкуса и материальных возможностей жениха: согласно традициям, именно он должен покупать кольца – желательно в один день и в одном месте.

Для чего нужны

Кольца – центральный атрибут обручения. До начала обряда они лежат на святом престоле справа – перед ликом Иисуса Христа. Таким образом, прикоснувшись к святому престолу, они принимают силу освящения и способность низвести на молодоженов Божие благословение. А то, что кольца лежат рядом, означает взаимную любовь и духовное единение жениха и невесты.

Это многозначный символ . Во-первых, знак неразрывности, безграничности и вечности брачного союза. Во-вторых, воплощение солнца, которому уподобляется муж; серебряное же олицетворяет луну – светило меньшее и излучающее свет, отраженный от солнца.

Важное сакральное значение имеют и действия, совершаемые с кольцами во время таинства. Так, обмен украшениями говорит о любви и готовности жертвовать всем и помогать всю жизнь – со стороны жениха, и о любви и преданности, готовности принимать эту помощь на протяжении всей жизни – со стороны невесты.

Сколько стоят
Цена обручальных колец будет зависеть от металла, из которого они изготовлены (не стоит выбирать комбинацию металлов, т. к. это считается плохой приметой) и наличия или отсутствия драгоценных камней.

Венчальный комплект

Какой лучше выбрать

Ассортимент венчальных комплектов сегодня также очень широк. Они отличаются количеством предметов, стилистикой и стоимостью. В набор обычно входят рушник, полотенца, салфетки для обручальных колец, прихватки для свечей.

Для чего нужен

Покупка венчального набора избавит жениха и невесту от необходимости приобретать все текстильные свадебные принадлежности по отдельности, подбирая их по цвету и оформлению, и позволит сэкономить им драгоценное время .

Сколько стоит
В среднем комплект из 4 предметов стоит 1000–2000 рублей, а из 7 – 3000–5000 рублей.

Красное вино

Какое лучше выбрать

Традиционно в качестве напитка для обряда «чаша общения» покупают красные крепленые вина «Кагор» или «Херес» .

Для чего нужно

Красное вино, подносимое священником молодым, – символ их подлинной любви: в крепкий напиток из года в год должна превращаться пресная вода их истинных чувств.

Сколько стоит
Бутылка хорошего кагора или испанского хереса может стоить от 700 до 7000 рублей.

Что еще нужно взять в церковь

Кроме всего, перечисленного выше, молодоженам следует взять с собой следующие документы и предметы:

  • Паспорта .
  • Свидетельство о браке (кроме тех редких случаев, когда венчание – по согласованию со священником – предшествует регистрации в загсе).
  • Нательные крестики (они должны висеть на шее).

Сколько стоит венчание в церкви

Подобный вопрос интересует всех, кто готовится пойти к алтарю, однако звучит он в корне неверно.
Важно понимать: само таинство венчания не имеет и не может иметь никакой денежной цены, то есть проводится абсолютно бесплатно.

Существует древний обычай после обряда оставлять в церкви даяние . Раньше молодые должны были в знак благодарности принести в храм свежеиспеченный хлеб, завернутый во льняное полотенце.

Сегодня благодарность молодых чаще выражается в денежном эквиваленте – кто сколько сможет. Есть, конечно, и какие-то примерные рамки (от 500 до 1500 рублей).

Лучше такой деликатный момент уточнить у своего священника: принятый размер пожертвования может зависеть от населенного пункта, конкретной церкви , позиции местного духовенства и др.

Материальное положение у всех разное, и порой молодожены не способны внести большое пожертвование за таинство. В любом храме к этому отнесутся с пониманием: объяснив ситуацию священнику, молодые могут оставить посильную для них сумму.

Венчание в церкви — не просто красивая традиция, подтверждающая гражданские узы брака. Этот сакральный обряд закрепляет связь между мужчиной и женщиной перед лицом Бога. Следует понимать, что церковный брак нерасторжим, в отличие от гражданского союза. Соответственно и отнестись к венчанию следует со всей серьёзностью.

Вконтакте

И хоть церемонии вступления в брак в ЗАГСе и в церкви чем-то схожи, к венчанию предъявляется гораздо большее количество требований. Здесь важно всё до мелочей — от душевного настроя молодожёнов, до цвета носового платочка, обёрнутого вокруг венчальной свечи. Заблаговременная тщательная подготовка к обряду венчания поможет избежать ненужных волнений в этот светлый день. Итак, что же нужно знать для венчания в православной церкви и как все происходит.

Социальные и религиозные условия

Прежде всего стоит учесть основные условия , необходимые для осуществления венчания в церкви.

Социальные:

  • Венчающаяся пара должна состоять в официальном браке (предоставляется свидетельство о браке).
  • Ни один из супругов не должен состоять в официальном браке с третьим лицом.
  • Супруги должны достигнуть брачного возраста. Он соответствует официальному брачному возрасту — 18 лет. В определённых случаях возраст невесты может составлять 16 лет.
  • Брачующиеся не должны состоять в близком кровном родстве. Запрещены браки родственников до третьего колена.

Религиозные:

  • Оба супруга должны быть крещёнными.
  • В редких случаях допускается брак между православным и христианином неправославного вероисповедания (католики, лютеране и т.д). Такой союз будет одобрен, если дети, рождённые в нём будут воспитаны в православных традициях.
  • Не допускается венчания лиц, состоящих в церковном родстве (крёстные, крестники).
  • Допускается венчание не более трёх раз за всю жизнь. При условии, что предыдущие браки были расторгнуты по всем канонам православия или же брачующийся ранее овдовел.
  • Не производится венчание, если хоть один из молодожёнов заявляет о своем атеизме или же принуждению к браку со стороны родителей, будущего супруга и т.д.

Когда венчаться?

Если все основные условия соблюдены, то необходимо подобрать время для проведения церемонии. Молодожёны могут выбрать один из четырёх дней недели — понедельник, среду, пятницу или воскресенье. Стоит помнить, что венчания не осуществляется во время многодневных постов — Рождественского, Великого, Петрова и Успенского. Также из календаря выпадают Святки (7-19 января), неделя до начала Великого поста (Масленица) и неделя после Пасхи. Не стоит рассчитывать и на даты великий церковных праздников — Сретенье (15 февраля), Вознесение Господне, Троица, Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) , Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (28 сентября), Покрова Святой Богородицы (13 октября). Под запретом и дни в канун вышеназванных дат. Дополнительно могут выпадать и дни храмовых праздников. Эти мероприятия определяются индивидуально для каждого храма, поэтому в любом случае лучше предварительно посоветоваться с настоятелем церкви.

Подготовка к венчанию

Так как венчание в православной церкви — обряд скорее духовный, нежели физический, то и подготовка к нему по большей части лежит в плоскости нематериального. Обязательным условием для совершения венчания является причастие и исповедь молодожёнов. Эти обряды следует провести за 3-4 дня до бракосочетания. Оптимальным будет соблюдение двух-трёхдневного поста до этого.Следует помнить, что в день причастия, равно как и в день венчания, нельзя есть, употреблять спиртное и заниматься сексом. Дополнительно можно духовно настраиваться на обряд, обратиться к Богу с молитвой об удачном браке.

Но всё же, при подготовке к венчанию, не стоит забывать и о материальных атрибутах церемонии. Будущим супругам нужно обратить внимание на следующие моменты.

Крестики

Нательные кресты — непременный атрибут для любого человека, переступающего порог церкви. Это правило касается как гостей праздника, так и самих брачующихся.

Кольца

По древней традиции на венчание покупалось два кольца — золотое и серебряное. Золотое олицетворяло солнечный свет и мужскую силу. А серебряное воплощало образ лунного света и, стало быть, женского начала. В наше время эта традиция практически отошла в прошлое. Зачастую покупаются одинаковые золотые или же серебряные кольца. Можно выбрать модели, инкрустированные драгоценными камнями. Но всё же лучше отдать предпочтение не очень вычурному, кричащему варианту.

Кольца необходимо отдать священнику до церемонии. Он помещает их на престол для освящения.

Иконы

Для обряда венчания понадобятся две освященные иконы — Христа и Богородицы. Образа будут символизировать мужское и женское начало. Данные иконы после действа непременно отправляются в дом молодожёнов. Лучше всего разместить их в красном углу. Эти символы являются мощнейшим оберегом. В былые времена венчальные иконы хранились в семьях на протяжении многих поколений и передавались от родителей к детям.

Свечи

Во время церемонии венчания в православной церкви новобрачные держат в руках церковные свечи. Их можно купить в местной церковной лавке. Обычно для венчания можно приобрести специальные праздничные свечи. Также стоит приготовить два красивых небольших платка. Ими брачующиеся оборачивают свечи, дабы воск не обжигал руки во время обряда.

Венчальные свечи также сохраняются в жилище молодых на протяжении всей жизни.

По народным поверьям эти атрибуты имеют сильные защитные способности. В частности свечи используют как оберег при тяжёлой беременности супруги.

Полотенца, рушники

Для церемонии необходимо подготовить два праздничных рушника. Это могут быть полотенца, украшенные свадебными обережными символами, или же нарядные белые отрезы. Иногда используют куски белой ткани.

Один из рушников стелят молодожёнам под ноги, а другим перевязываются их руки. Данные атрибуты также необходимо хранить для обеспечения счастливой жизни супругов.

Платье невесты

На венчание невеста непременно надевает белое платье. В церкви не допускается оголённых плеч или груди, поэтому стоит выбрать более закрытую, сдержанную модель. Если же купленное платье не удовлетворяет этому условию, то можно использовать накидку, жакет, манто.

Невеста обязательно должна находится в церкви с покрытой головой . Это может быть фата, шляпка или другой головной убор. Стоит учесть, что правило покрытой головы касается не только брачующейся, но и любой представительницы прекрасного пола пересёкшей возрастной барьер в 4 года.

Процедура, порядок и сколько длится венчания в православной церкви

Непосредственно обряд венчания занимает от 40 минут до часа. Но, с учётом ожидания, следует настроиться на обряд продолжительностью до двух часов.

Необходимо помнить, что во время венчания невеста всегда должна находится слева от будущего супруга.

Венчальные свечи пара держит в левой руке. Правая рука потребуется для того чтобы креститься. Поэтому свадебный букет невесты лучше передать в руки приближённых гостей. Для ясности, креститься нужно тогда же, когда это делает священник. Паре понадобятся свидетели, шаферы. На эту должность следует выбрать крещёных мужчину и женщину. В их обязанности в частности входит держание венцов над головами брачующихся.

Первоначально проводится обряд обручения. Действо происходит перед входом в церковь. Батюшка трижды благословляет молодожёнов и вручает им зажжённые свечи.Прочитав непродолжительную молитву, священник надевает кольцо на палец жениха. Далее брачующиеся трижды меняются кольцами. Этот процесс символизирует передачу власти над собой супругу. Теперь пара официально считается женихом и невестой. Далее происходит непосредственно венчание. Священник вводит пару в центр храма, останавливая перед аналоем. Практически всё время обряда будут читаться молитвы. Наиболее трогательным моментом является сакраментальные фразы «Я беру тебя в мужья (жёны)». Батюшка даёт новобрачным поцеловать венцы и венчальные иконы. Также молодожёны трижды отпивают церковное вино из специальной чащи. Эта часть обряда символизирует, что отныне пара будет всё в своей жизни делить пополам. В завершение новоиспечённых мужа и жену трижды обводят вокруг аналоя. Священник даёт последние наставления, а гости уже спешат с поздравлениями.

Фото и видео съёмка во время венчания в православной церкви

Стоит помнить, что венчание в православной церкви — есть таинство. Здесь невозможны постановочные фото. Оператор может снимать только в формате репортажа. Ни в коем случае нельзя проходить между новобрачными и Царскими Вратами. А во многих церквях съёмка разрешена только у входа.

Видео от том, как и по каким правилам проходит обряд венчания в православной церкви:

Готовясь к обряду венчания в церкви несомненно стоит уделить внимание выбору необходимых аксессуаров, времени и места самого ритуала. Но всё же за всей этой суетой главным является не потерять сам сакральный смысл этого древнего ритуала. Ведь после церковного брака мужчина и женщина становятся единым целым в глазах людей и самого Бога.

Вконтакте

Поделиться: