Обо всех и обо всем. Форд Боярд: история и современность

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон , «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Логотип телеигры «Ключи от форта Байяр» в 1992-1994 годах.

Логотип телеигры «Форт Байяр» 2003-2008 годах.

Цель игры - охота за сокровищами форта. В игре принимает участие команда из 6 игроков, выступающая в пользу какой-либо общественной организации (ассоциации). Игровой процесс состоит из 5 этапов.

Первый этап - Испытания

За 45 минут команда должна добыть 7 ключей, отпирающих ворота Сокровищницы. Получить ключи можно, одержав победу в испытаниях, которые в этом сезоне делятся на несколько условных категорий:

  • Традиционные испытания в кельях. За время, отмеряемое водяными часами - клепсидрой, игрок (в некоторых испытаниях - два или три игрока) должен справиться с предложенным заданием и успеть покинуть келью с ключом. В том случае, если ему не удаётся выйти до истечения времени, участник становится пленником и препровождается Лябулем в тюремную камеру в подземелье форта.
  • Испытания-приключения. В этих конкурсах, проводящихся преимущественно вне келий и ранее предназначенных исключительно для получения подсказок, игроку необходимо за отведённое время (отсчёт которого ведётся виртуальным таймером, невидимым для непосредственных участников игры) добыть код от ящика с ключом внутри. В случае превышения временного лимита ключ внутри ящика становится недоступным. В этой разновидности испытаний игроки не могут попасть в плен. Игроков, как и в традиционных испытаниях, может быть более одного.
  • Визуальная загадка Старца Фура. Это испытание, пришедшее на смену традиционным интеллектуальным поединкам игроков с мудрецом форта, проводится в так называемой интерактивной келье . В отличие от прежних сезонов, игрок не вступает в живой контакт со Старцем - древний обитатель общается с участником в стиле своеобразного «телемоста» через огромный настенный экран. На этом же экране игроку демонстрируется некий трёхмерный анимационный ролик, после просмотра которого Старец задаёт игроку вопрос по увиденному, и, в случае правильного ответа, активирует механизм, выдающий ключ. Если игрок ошибается, он имеет право на ещё одну попытку ответить на вопрос - уже по другому ролику. Строгого ограничения по времени испытание не имеет, угроза попасть в плен отсутствует.

Второй этап - Судебный Зал

Команда, лишившаяся по ходу испытаний одного или нескольких игроков, а также команда, не собравшая необходимые 7 ключей, отправляется к Судебному Залу форта на встречу с новым персонажем - Белой Судьёй Бланш. При дефиците ключей команда получает недостающие, однако в обмен выбранные самой командой игроки (количество которых равняется количеству выданных Судьёй ключей) отправляются внутрь Судебного Зала, для прохождения особых конкурсов. Ставкой в этих конкурсах является свобода игроков - выполнив предложенное задание (максимум за 3 попытки), участник получает право вернуться к остальной команде; в случае поражения он становится пленником и отправляется в тюрьму до самого конца передачи. Уже находящиеся в тюрьме пленники также играют на свою свободу - победа в конкурсе даёт им возможность присоединиться к остальной команде, поражение отправляет обратно в карцеры.

Третий этап - Приключения

За 25 минут члены команды должны поучаствовать в нескольких приключениях и попытаться выиграть как можно больше патронов с подсказками. На каждое приключение отводится определённое количество времени, по истечении которого подсказка либо самоуничтожается, либо становится недоступной. Особое приключение, присутствующее в каждой передаче и пришедшее на смену обычной загадке Старца Фура - «Заброшенная будка». Как и во время решения визуальной загадки во время испытаний, игрок общается с мудрецом форта не напрямую, а при помощи дистанционного средства связи - на этот раз обычного проводного телефона. Игроку, находящемуся в тесной телефонной кабине, с потолка которой сыплются насекомые, необходимо дать правильный ответ на загадку Старца, после чего он посредством пневмопочты получит награду в виде патрона с подсказкой.

Смотровая башня форта Байяр.

Изначально у команды есть ровно 3 минуты на вынос золотых монет из Сокровищницы. Во время Совета Теней они могут попытаться увеличить это время (максимум до 3 минут 45 секунд). В этапе участвуют 3 игрока, выбранные новым председательствующим Совета - Старцем Фура. Традиционные дуэли Мэтров игроки проходят поочерёдно. Перед началом дуэли каждый из вошедших в Зал участников должен сделать ставку на исход предстоящего состязания - поставить на кон 10, 20 или 15 секунд. В случае победы поставленное количество секунд будет добавлено к общему времени на Сокровищницу, в случае поражения - вычтено из него.

Пятый этап - Сокровищница

В финале игры команда собирается у ворот Сокровищницы. Прежде всего игроки должны вставить выигранные ранее ключи в замки ворот - что послужит сигналом укротительнице тигров Фелиндре загнать хищников в клетки. Далее ведущий раздаёт игрокам заработанные во время приключений патроны с подсказками и опускает рычаг, запуская таким образом обратный отсчёт времени, отведённого на Сокровищницу. Участники команды должны как можно быстрее вскрыть патроны, ознакомиться с подсказками, разгадать кодовое слово и обозначить составляющие его буквы при помощи собственных тел и, при необходимости, пушечных ядер на алфавитном полу Сокровищницы. Если предложенный вариант окажется правильным, игроки получат доступ к золотых монетам, и смогут попытаться вынести как можно большее их количество из Сокровищницы за оставшееся время. Если кто-либо из игроков задерживается в Сокровищнице и не имеет возможности покинуть её после того, как решётка ворот опустится, ведущий при помощи специального стоп-крана блокирует выход тигров, однако в тот же момент команда лишается всех вынесенных золотых монет. В случае поражения, каковы бы ни были его причины, команда получает утешительный приз в размере 3000 евро.

Синопсис правил игры 1990-2012 годов

Сезон Количество игр Необходимое число ключей Хронометраж Освобождение пленников Время для сокровищницы Бонус Получение недостающих ключей Получение дополнительных подсказок
1990 15 от 1 до 18 50:00 (60:00 в последних шести играх) Загадка Старца Фура 2:00 Прыжок на эластичных канатах - -
1991 17 дневных и 10 ночных 7 65:00 (70:00 в ночных играх) Автоматически 3:00 - Каменный мешок -
1992 13 дневных и 4 ночные 7 70:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1993 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1994 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1995 10 7 80:00 Ратман - Каменный мешок -
1996 12 дневных и 6 ночных 7 80:00 (85:00 в ночных) Ратман 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1997 12 дневных и 4 ночные 7 (6 в основных испытаниях и 1 в испытании с тиграми) 85:00 Автоматически 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1998 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
1999 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
2000 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2001 10 7 85:00 Связка ключей Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2002 10 7 85:00 Связка ключей 1:40 + 0:35 за победу на Совете - Каменный мешок -
2003 7 Совет Теней 3:00 + 0/15/30/60 секунд за 1/2/3/4 победы на совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2004 9 двухдневных (вечер-ночь-утро) и 1 дневная 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:10 за победу на Совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2005 10 двухдневных (вечер-ночь-утро) 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:20 за победу на Совете (после освобождения пленников) - Пленник -
2006 от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Зал отпечатков - Обмен подсказок на ключи -
2007 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Криптограмма Обмен подсказок на ключи -
2008 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Цветовой код Обмен подсказок на ключи -
2009 10 дневных с окончанием ночью от 5 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 10/20/30 секунд за победу на Совете (по выбору) или - 0:15 за проигрыш на Совете Зал дуэлей Пленник При наличии 8-ми и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ
2010 7 больше, чем у соперника 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет 3:30 секунд - Эстафета -
2011 7 7 Зал Суда 3:00 +10/15/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -
2012 11 7 45:00 на испытания и 25:00 на приключения Зал Суда 3:00 +10/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -

Правила игры с двумя командами

В таких странах, как Россия, Швеция, Болгария, Сербия и Турция, проводились сезоны с играми, в которых участвовали две команды. За основу правил берутся правила русской версии игры Форта Боярд 2006.

  • В игре участвуют две команды, что позволяет проводить испытания и приключения в форме дуэлей, в которых нет строгого ограничения по времени. Для того, чтобы определить, кто первым начнёт игру, по одному игроку от каждой команды участвует в некоей дуэли.
  • В испытаниях-дуэлях отсутствует ограничение по времени, и ключ достаётся той команде, чей игрок быстрее справится с заданием. Команда, собравшая больше ключей, первой входит в Сокровищницу Форта. Если ей удалось собрать шесть ключей досрочно, этап испытаний завершается автоматически.
  • В приключениях остаётся ограничение по времени, и в дуэли оба игрока рискуют в случае неудачи остаться без подсказки вообще. Число приключений без учёта загадки Фура сократилось до трёх.
  • В игре отсутствует возможность попасть в плен: не справившегося с заданием игрока освобождает Лябуль, и тот присоединяется к команде чуть позже.
  • В отгадывании загадок старца Фура участвуют игроки обеих команд (это также дуэль). Если игрок отвечает правильно, то он получает ключ, а в случае ошибки ключ достаётся автоматически его сопернику. В некоторых случаях, если никто из игроков не ответил, ключ не достаётся никому. В случае с подсказками старца посещают по очереди игроки каждой из команд, и он загадывает одну и ту же загадку, ответ на которую и есть подсказка.
  • После этапа приключений команды могут разыграть дополнительную подсказку, участвуя в мини-играх Мэтров Теней. Команда, у которой меньше ключей, всегда начинает игру первой.
  • Перед началом финального этапа команды должны определить, будут ли они приносить игроков в жертву. В некоторых случаях ведущий может предоставить им 30 секунд на вскрытие одной капсулы с подсказкой.
  • У обеих команд есть суммарно 4 минуты на то, чтобы открыть решётку сокровищницы, составить ключевое слово и вынести золото из Форта. Если первая команда не угадала слово, у второй остаётся возможность составить его верно и собрать золото Форта. Но если ошибается и вторая команда, то побеждает автоматически первая.
  • Если команда не успевает выбраться из Сокровищницы, то ведущий при помощи стоп-крана блокирует решётку и не выпускает тигров, но вместе с тем команда терпит поражение и теряет все собранное золото, а победителями в этом случае становятся их соперники, но без золота. Котелок с золотом проваливается в решётку, которая открывается при случае невыхода одной из команд из сокровищницы вовремя.

«Форт Байяр» в мире

Список стран, показывавших выпуски

Страны по количеству сезонов / производства (по состоянию на 2012 год): 1 сезон: Армения, Южная Корея, Испания, Грузия, Венгрия, Италия (только пилотная серия), Швейцария, Украина 2 сезона: Аргентина, Финляндия, Израиль, Ливан, Польша, Сербия, Словакия 3 сезона: Болгария, Турция, США 4 сезона: Германия, Нидерланды 5 сезонов: Греция 6 сезонов: Алжир, Бельгия, Россия Более 6 сезонов: Великобритания (8 сезонов), Норвегия (8 сезонов), Канада (9 сезонов) Более 10 сезонов: Дания (11 сезонов), Швеция (14 сезонов) Более 20 сезонов: Франция (23 сезонов)

Кроме французской версии игры снимались национальные. Всего в форте побывали граждане 30 стран. А всего «Форт Байяр» показали свыше 70 стран. В 2004 году вышел тысячный выпуск игры (с учётом всех национальных версий). Из-за большой стоимости каждого выпуска «Форта Байяр» многие страны начинали показывать переведённые французские серии, а затем уже свои. Некоторые показывали только переведённые. Ниже приведены страны и даты показа.

Страны 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Азербайджан
Алжир
Аргентина
Армения
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Грузия
Дания
Израиль
Испания
Италия
Канада
Ливан
Нидерланды
Норвегия
Польша
Россия
Сербия
Словакия
США
Турция
Украина
Финляндия
Франция
Чехия
Швеция
Швейцария
Южная Корея
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Переведённые выпуски других стран Национальные версии Повтор национальных версий Турнир «Три нации» - Болгария / Сербия / Турция Совместные игры США / Великобритания с участием подростков

Ведущие национальных версий

  • Мохамед Реда и Самира Зитуни
  • Рубен Джагинян и Тина Канделаки
  • Крис ван ден Дюпрель и Дагмар Дикенс
  • Димитар Павлов/ Иван Евтович/ Эврим Акын
  • Лесли Грэнтхем и Мелинда Мессенджер (1998-2001), Крис Эллисон и Джоди Пэнфолд (2003)
  • Лора Хэмильтон/ Джино Седжерс (2011)
  • Андраш Визи и Жужа Демчак
  • Райнер Шёне и Рита Вернер (1990), Александр Мацца и Стивен Гэтьен (2000-2001)
  • Христос Ферентинос и Орсула Пападаку
  • Томас Мюгинд (1993-2000) и Камиллас Сакс Боструп (1993-1995)/Камилла Грегерсен (1995-1997), Камилла Оттесен (1997-2000, 2009-2010) и Петер Шмейхель (2009-2010)
  • Аки Авни и Сигал Шахамон
  • Ги Монгрен и Мари-Солей Туга (1994–1997)/Сильви Бернье (1998)
  • Герард Экдом и Арт Роойаккерс
  • Йон Михелет и Лизе Нилльсен (1993), Стеффен Тангстад (1994), Нильс Оле Офтебро (1995-1995, 1999-2000) и Элиза Роттеруд (2000), Даниэль Франк (2010-2011) и Йенни Скавлан (2010)/Хенриетт Льен (2011)
  • Роберт Гонера и Катажина Глинка
  • Леонид Парфёнов и Елена Ханга (1998), Сергей Брилёв и Анастасия Чернобровина (2002), Леонид Ярмольник (2003-2004, 2006)
  • Григорий Гладий и Вита Смачелюк
  • Мерья Лариваара и Кари-Пекка Тойвонен (2010)
  • Эрик Бликс и Анне Барлинд (1990), Грю Форселл и Хенрик Йонссон (2000), Хокон Сёдерберг и Линда Нюберг (2000), Ганс Фален и Кристин Касперссен (2003-2005), Гунде Сван (1992-1998, 2010-н.в.) и Кайо Шекони (1995-1997)/Агнетта Сёдин (1992-1994, 1998, 2010-н.в.)

Персонажи французских игр

Ведущий французской версии телеигры Оливье Мин возле входа в Сокровищницу, 2007 год

Андре Буше (Проводник Паспарту) в июле 2009 года

Персонажи 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Ведущие
Патрис Лаффон
Жан-Пьер Кастальди
Оливье Мин
Соведущие
Мари Талон
Софи Даван
Валери Паскаль
Сандрин Домингез
Сара Лелюш
Анн-Гаэль Риччио
Проводники
Паспарту (Андре Буше)
Пастам (Ален Прево)
Пасмюрай (Антони Лябор)
Персонажи Испытаний
Старец Фура (Ян Ле Гак)
Пенелопа
Силач Форта
Фокусник (Жиль Артюр)
Безумный профессор
Повар
Пират Жаба
Электрическая женщина
Наяда
Гимнастка
Китаец
Леди Бу
Светлячок
Персонажи Приключений
Ариадна (Жеральдин Байяр)
Продавец Подсказок
Рыбак
Тюремные надзиратели
Сюмо (Рамон Кавмэн)
Лябуль (Ив Маршессо)
Совет
Мастера Игры
Мастера Времени
Мэтры Теней
Персонажи Бонусных Игр
Дикарка
Цыганка
Светящаяся
Белая Судья
Прочие персонажи
Укротитель Майкл
Фелиндра (Моник Анжон)
Укротитель Мажор
пёс Самсон
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
  • Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480

Всплеск адреналина, азарт и переживания ждали телезрителей в игре «Форт Боярд».

По легенде, на протяжении 200 лет злой колдун Фура обманом и колдовством отнимал у людей деньги и прятал их в старом Форте. Двадцать лет назад людям удалось наложить на него заклятие и получить возможность вернуть свои деньги. Но хитрый Фура успел спрятать ключи от сокровищницы в комнатах с ловушками. Теперь добраться до денег сможет только очень мужественный человек.

Форт Боярд - старинная крепость, построенная в военных целях. Очень быстро утративший свое стратегическое значение форт превратился в тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, плененные во время войны 1870 года. Их сменили политические заключенные. Всего в форте содержалось около 300 заключенных. В дальнейшем форт десятилетия прозябал в безвестности, приходя во все больший упадок и разрушение. И кто знает дальнейшую судьбу крепости, если бы в середине восьмидесятых годов им не заинтересовалось французское телевидение. Форт стал самой необычной в мире телеплощадкой. А телеигра «Форт Боярд», съемки которой ведутся здесь с 1990 года, стала самым известным и популярным игровым шоу на мировом телевидении.

Мы снова увидели неизменных обитателей Форта. Колоритный персонаж Ля-Буль появился в Форте в 1994 году, и с тех пор отмеряет начало и конец игры ударами в звонкий гонг, а также препровождает попавших в плен игроков к месту их заточения. Паспарту всегда находится рядом с командами еще с 1990 года, он знает каждый закоулок форта и прекрасно справляется с профессией проводника. Укротительница тигров Фелиндра вместе со своими свирепыми хищниками, охраняет сокровищницу форта с 1991 года.

«Форт Боярд» - один из легендарных проектов, хорошо знакомый каждому из нас. И сегодня он снова становится актуальным, отражая дух времени - мы все больше и больше играем в игры, от пейнтбола на улице до «Angry Birds» на экране планшетника, мы вступаем в период «человека играющего». И этому очень хорошо соответствует «Форт Боярд», с духом приключений, новыми испытаниями и увлекательными правилами“ - рассказывает продюсер проекта Илья Кривицкий.

Шесть команд смельчаков отправились во французский город Ла-Рошель, а оттуда уже по воде в крепость за золотом старца Фура. В составе команд актеры, телеведущие, звезды шоу-бизнеса. Чтобы победить, командам приходится проявлять ловкость, смелость, силу, а иногда и хитрость. О характере испытаний команды узнают по ходу игры.

Схема игры: сначала каждые две команды противостоят друг другу, чтобы пройти на следующий этап. Только четыре из шести команд продолжают путь и сходятся в полуфиналах. Затем сильнейшие выясняют отношения в финале, но только победитель унесет сокровища из сокровищницы форта, а остальные уйдут ни с чем.

Каждая команда прошла пять испытаний и заработала до семи ключей, отпирающие ворота сокровищницы. Ключи добывались выполнением заданий на силу, смекалку, ловкость, или отгадыванием загадок старца Фура. Помимо ключей участник собирали подсказки, а это еще по три испытания для каждой команды. Если игрок, выполняющий задание, не успел покинуть келью до истечения времени, то дверь запиралась, и игрок становился пленником. В финале игры команда собиралась у ворот сокровищницы.

Испытания, через которые проходили участники, сложны и часто похожи на пытки. И хотя это абсолютно безопасно, да и врачи дежурят во время съемок в форте и готовы моментально прийти на помощь, все равно некоторые из конкурсов вызывали ужас не только у зрителей. Юлия Савичева, как ни старалась, не смогла преодолеть свой страх - паническую боязнь пауков. Капитану срочно пришлось искать ей замену.

„Я вообще боюсь всяких насекомых. Сороконожек, тараканов, пауков. Я могла бы, наверное, преодолеть этот страх, если бы я знала, что на меня никто не будет падать сверху и потом по мне ползать“, - поделилась певица.

Но уже в следующем конкурсе Юля полностью себя реабилитировала. В испытании „Проклятье Архимеда“ участника опускают вниз головой в цилиндр, наполненный водой. Ему надо как-то откачать воду, которую напарник набирает в стакан и заливает в другую емкость, в которой находится ключ. Чем больше воды, тем выше поднимается ключ. Юля Савичева поразила команду своей выдержкой. Она так долго держалась под водой, что ведущие и участники уже начали беспокоиться за нее.

Юля Савичева: „У вокалистов разработаны легкие, я могу надолго задерживать дыхание под водой. В этом конкурсе ни за что не переживала!“

А певице Глюк`oZе пришлось в буквальном смысле изваляться в грязи - ей выпал жребий поучаствовать в боях без правил и сразиться с партнершей в два раза больше ее самой.

Глюк`oZa: „С одной стороны, было очень страшно. Казалось, что это нереально и невозможно. Самое сложное, это не физически одолеть эту гражданку, а подняться и устоять в этой грязи. Мне больше сил понадобилось, чтобы вылезти из этой грязи. Ты тонешь в ней, она забивается в нос, уши, рот. Я потом еще долго пыталась от нее отмыться, но надо же дальше бежать и играть!“.

„Нити судьбы“, „Закованные заживо“, „Воздушная тюрьма“, „Молот ведьм“, „Трон Люцифера“, „Зловещая рыбалка“, „Карающий фонтан“ - все эти испытания прошли участники „Форта Боярд“.

Ведущие - Николай Валуев и Анна Ардова.

В роли старца Фура - Виктор Вержбицкий.

Продюсер проекта - Илья Кривицкий

Форт Байяр (Boyard с французского произносится bojar; иногда транслитерируется как Байярд, Бойярд или Боярд) - каменный форт, расположенный у атлантического побережья Франции в проливе Антиош, между островами Иль-д’Экс и Олерон. Строительство началось в 1801 году и закончилось в 1857 году.

Первое предложение о постройке форта на этом месте появилось ещё в 1666 году, после сооружения военных верфей в городе Рошфор. Для защиты верфи от возможного нападения британского флота были построены две береговые батареи, однако блокировать пролив они не могли - дальнобойность артиллерийских орудий в то время была весьма малой, а расстояние между двумя смежными островами - слишком большим.

Форт, построенный посередине пролива, вместе с береговыми батареями мог бы блокировать проход к верфям, создавая перед кораблями противника «огневой барьер». Однако легендарный инженер-фортификатор Себастьян Ле Претр де Вобан, которому Людовик XIV предложил возглавить строительство, отказался, возразив королю: «Сир, легче ухватиться за луну зубами, чем построить крепость в таком месте».

К идее постройки форта вернулись в начале XIX века. К тому моменту строительные технологии уже позволяли сооружение подобной крепости, а необходимость в ней оставалась весьма насущной - внешняя политика Наполеона I сильно осложнила взаимоотношения Франции с Великобританией. Строительство форта было начато в 1801 году на уже существовавшей в проливе песчаной отмели, от названия которой и произошло название самого форта.

При строительстве фундаментов форта каменные блоки устанавливались непосредственно на морское дно. Вскоре строители столкнулись с серьёзными техническими трудностями - каменные блоки уходили в грунт под собственным весом, перекашивались и разъезжались. В итоге в 1809 году строительство крепости было приостановлено и возобновилось лишь в 1837 году, во время правления Луи-Филиппа I, когда отношения с Великобританией вновь стали весьма напряженными.

Сооружение форта оказалось «долгостроем» - крепость была завершена только к 1857 году. Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным - форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Гарнизон Байяра состоял из 250 человек. Однако к моменту завершения строительства форта оказалось, что крепость в общем уже не нужна.

За 50 с лишним лет, прошедших с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в новопостроенном форте отпала, однако он остался в ведении Военного ведомства Франции и в течение следующего полувека использовался практически по прямому назначению, хотя и не участвовал в боевых действиях.

В 1913 году Форт выходит из ведения армии, его орудия распродаются. Во время Второй мировой войны немцы использовали Байяр для учебных стрельб, чем нанесли ему большой ущерб. В течение последующих 20 лет Форт оставался в полном запустении и постепенно разрушался от воздействия моря, ветра и морских птиц. 28 мая 1962 года форт Байяр был выставлен на аукцион при начальной цене 7,5 тысяч франков. Основная борьба развернулась между дантистом из Аворье Эриком Эртом и председателем общества друзей форта Байяр.

Эрт заплатил 28 тысяч франков (на три тысячи больше, чем его соперник) и приобрел Форт в свою собственность. Однако он не имел средств для восстановления Байяра, который все больше и больше приходил в упадок не только от природного воздействия, но и многочисленных туристов, буквально разбирающих Форт на сувениры.

В 1979 году Эрт решает избавиться от Байяра. Он выставляет его на продажу за 1,2 млн франков. Единственным заинтересованным в покупке Форта в то время являлась лишь ассоциация «Помешавшиеся на море», которая хотела сделать его местом проведения встреч артистов и экологов. Однако предложенная владельцем цена была для ассоциации слишком велика.

Начиная с 1980 года некоторый интерес к форту Байяр проявляет телевидение. В частности, Филипп Де Дьелевель, ведущий популярной программы «Охота на сокровища», в одном из выпусков которой герой должен найти табакерку Наполеона, спрятанную в Форте. В том же году торговая палата Рошфора получает предложение реконструировать Байяр. Никого, однако, заинтересовать восстановлением Форта не удается. Проект приостановлен. В 1989 году Эрик Эрт перепродает форт Байяр за 1,5 млн франков продюсеру телевизионных игр Жаку Антуану, который подыскивает площадку для своего нового шоу.

В 1989 году начинается реконструкция Байяра. Форт был полностью очищен от огромного слоя гуано (толщиной 50 см). Оборудованы оба зала для одноименной телеигры. В 1996 году восстановлены и артиллерийские платформы. Однако Форт по-прежнему подвергался вредным воздействиям с моря. Поэтому в 1998 году производятся дополнительные реставрационные работы. Завершающим этапом явилось восстановление центрального двора зимой 2003-2004 годов.

В 1994 году игра под названием »Форт Байяр» появилась на канале НТВ. Телеканал несколько лет транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, первый сезон игр с российскими участниками (в 1998 году), а также переведённые национальные версии Норвегии, Канады и Великобритании. С 2002 по 2006 годы шоу выходило на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд».

Интересные факты об игре «Форт Боярд»:
Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.

Гонг, в который бьёт каждую игру Лябуль, изготовлен из дерева, поэтому звук накладывается во время монтажа.

Крупнейший в своё время сайт fortboyard.de немецкого поклонника игры Форт Боярд, обладающий огромным количеством информации, прекратил обновления в 2002. Новый сайт был создан в 2004, но на нём до сих пор ничего нет.

Александр Горбунов из Нижнего Тагила задавал вопрос о продолжении Форта Боярд в России целых три раза в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в 2008-2009 годах Сергею Брилёву, Леониду Ярмольнику (ведущим российских версий) и Дмитрию Губерниеву (участнику одной из игр). И никто не знал, будет ли следующий сезон или нет.

Музыку к игре написал Поль Кулак (Paul Koulak) и она так и называется «Ключи от Форта Баярд» (Les Cles De Fort Boyard)
Среди Мастеров Игры были (или есть) женщины (или одна). Это легко определить по рукам одного из Мастеров.

Сам Зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что Зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, а уже потом её показывают подбегающей ко входу в Зал Совета.

спасибо coolfacts.ru

У берегов Франции, в Бискайском заливе, расположен знаменитый форт Боярд. История его создания была более продолжительной, чем срок эксплуатации по назначению. Однако форт все же нашел хозяина, который не только остановил процесс разрушения, но и сделал его знаменитым на весь мир.

Идея создания форта

Впервые о постройке задумались в семнадцатом веке. В это время были сооружены военные верфи в городе Рошфоре. Их важно было защитить от который мог проникнуть на территорию Бискайского залива. Людовик Четырнадцатый задумался о том, чтобы создать посреди пролива форт Боярд. История этого проекта так и осталась в мыслях монарха, поскольку никто не решился взяться за осуществление плана.

Второй раз идея создания форта возникла в девятнадцатом веке, во времена правления Наполеона Первого. Взаимоотношения между Францией и Великобританией были очень напряженными, поэтому возродилась необходимость контролировать На карте была обозначена песчаная отмель в нужном проливе. В 1801 году начались первые работы.

Строительство

С началом строительства возникли серьезные проблемы. Каменные блоки, которые должны были стать фундаментом, устанавливались на морское дно. Это привело к тому, что они опускались в грунт под тяжестью собственного веса. Блоки перекашивались и разъезжались.

Стройка была остановлена в 1809 году. Возобновились работы только в 1837-м, во времена Луи-Филиппа Первого. Причиной тому послужила все та же напряженная обстановка в отношениях с Великобританией.

Завершили возведение крепости в 1857 году, создав довольно внушительное сооружение. Длина составляла шестьдесят восемь метров, а ширина - тридцать один метр. Высота стен достигала двадцати метров.

Использование форта

Форт Боярд, история строительства которого растянулась более чем на пятьдесят лет, к моменту своего открытия потерял актуальность. Дело в том, что за это время заметно увеличилась дальнобойность артиллерийских орудий. С противоположных берегов они могли самостоятельно защищать пролив от вторжения вражеских кораблей.

В крепости располагался гарнизон, состоящий из двухсот пятидесяти человек. Сооружение хоть и было уже бесполезным, но оставалось в подчинении Военного ведомства.

Благодаря своей отдаленности от материка и внушительному виду крепость хорошо подходила для содержания заключенных. Изначально в ней разместили австрийцев и пруссов, плененных в конце девятнадцатого века. Позднее в ней содержали политзаключенных.

Однако для заключенных вскоре нашли другое место. Им оказался остров Тогда форт стал местом расположения французского ВМФ. Ведомство пробыло там до 1913 года.

Во время Второй мировой крепость подверглась серьезным разрушениям. Это было связано с тем, что немцы тренировались в стрельбе по ней. После в ней поселились птицы, которые привели поврежденные обстрелами стены в еще более неприглядный вид.

Во второй половине двадцатого века правительство страны решило передать форт в частные руки. Были проведены торги. Кто же стал владельцем Франции?

Хозяева форта

В 1962 году судьба одной из крепостей Франции решилась на аукционе. Начальная стоимость составляла семь с половиной тысяч франков. В борьбе особый азарт проявили два претендента - дантист Эрик Эрт и представитель общества по защите форта. У дантиста из Аворье оказалось на три тысячи франков больше. Он стал новым владельцем крепости, заплатив за нее двадцать восемь тысяч франков.

У Эрта не было ни средств, ни желания восстанавливать форт. Поэтому сооружение разрушалось. Причиной тому были не только внешние факторы в виде ветров, дождей и птиц, но и человеческое влияние. Туристы растаскивали стены по камням в качестве сувениров.

В 1989 году хозяин решил избавиться от форта и выставил его на продажу, увеличив стоимость до полутора миллиона франков. Приобрел его продюсер Жак Антуан, который специализировался на проведении телевизионных игр, уплатив символическую сумму в 1 франк Генеральному совету департамента Приморская Шаранта, рискнувшему и выкупившему у дантиста. С этого времени началась реконструкция строения.

Реконструкция форта

После приобретения крепости Жак Антуан приступил к ее реконструкции. Для начала в двадцати пяти метрах от нее была сооружена платформа, которая служила причалом. Огромное здание отчистили от гуано, покрывавшего все вокруг. Толщина разложившегося птичьего помета достигала пятидесяти сантиметров.

Для запуска телевизионной игры, которую курировал продюсер, в 1996 году были подготовлены необходимые помещения. Последующие реконструкции состоялись в 1998 и в 2003-2004 годах. За это время были очищены внешние стены, проведена герметизация террасы, восстановлен центральный двор.

Популярное приключенческое телешоу

Игра «Форт Боярд» впервые вышла на экраны французского телевидения в 1990 году. Суть проекта заключается в том, что команда, которая состоит из шести человек, должна пройти ряд испытаний физического и интеллектуального плана. За их правильное выполнение игроки получают ключи и подсказки, с помощью которых в конце игры можно забрать сокровища форта.

Игра, которая сделала известным Бискайский залив (на карте его найти не сложно), имеет свою легенду. По сюжету злой, но мудрый старец Фура на протяжении двух веков проживает в форте. Он занимался грабежами, собирая все в своей крепости. Люди прокляли коварного старца, и он потерял способность хитрить. У него можно забрать добычу, собрав нужное количество ключей, которые разбросаны по потайным комнатам. В каждой комнате есть ловушки. Справившись со всеми препятствиями, можно разбогатеть.

Сюжет игры обыгрывается профессиональными актерами, которые также следят за тем, чтобы ее правила не нарушались.

Основные персонажи игры и их полномочия:

  • Ля-Буль - бьет в бубен в начале и конце игры, сопровождает попавших в плен участников в их камеры.
  • Паспарту - направляет игроков в комнаты.
  • Укротительница Фелинда - с помощью своих подопечных (тигров) охраняет сокровищницу.

Текущие правила игры

За время своего существования игра «Форт Боярд» несколько раз меняла правила в зависимости от страны-участника и видения организаторов. Цель оставалась неизменной - охота за сокровищами. С 2015-го французская версия включает шесть этапов.

  1. «Испытания». За пятьдесят минут команде необходимо добыть ключи, которые откроют ворота сокровищницы. Заполучить ключи можно, пройдя успешно семь испытаний.
  2. «Зал Суда». Сюда команда отправляется, если не смогла собрать нужного количества ключей или имеет хотя бы одного пленника. Участник должен пройти мини-игру, иначе отправится в тюрьму форта.
  3. «Приключения». В течение тридцати минут команда участвует в нескольких приключениях. За победу в каждом из них участники получают патрон с подсказкой внутри. Если испытание не выполнено по истечении установленного времени, подсказка сгорает внутри патрона.
  4. «Побег из тюрьмы». Пленник может сбежать из тюрьмы, преодолев препятствия за полторы минуты. При неудачной попытке команда лишается этого времени, а это минус в общем количестве драгоценных минут пребывания в сокровищнице.
  5. «Совет Теней». Это возможность продлить время пребывания в сокровищнице. Три участника проходят мини-испытания и при успешном раскладе добавляют к общему времени (две минуты) еще десять - тридцать секунд.
  6. «Сокровищница». Когда команда вставляет все ключи в ворота, Фелинда уводит тигров. Ведущий раздает участникам патроны с подсказками и запускает обратный отсчет времени. Игроки должны по подсказкам разгадать ключевое слово и обозначить ответ, расставив свои тела и на нужных буквах, изображенных на полу сокровищницы. При правильном раскладе команда получает доступ к деньгам, но на их вынос время ограничено. При неудаче команда получает утешительный приз в виде трех тысяч евро.

Форт и кинематограф

Форт Боярд, история которого началась в девятнадцатом веке, использовался в кинематографе. Так, в ленте «Искатели приключений» режиссера Роберта Энрико, которая вышла в 1967 году, есть сцена боя, длящаяся пятнадцать минут. Съемки проводились на протяжении трех недель. А к концу работы начался сильный шторм, поэтому съемочной группе пришлось эвакуироваться на вертолете.

Попасть на территорию крепости могут только участники игры Fort Boyard. Экскурсии для туристов ограничиваются видом на сооружение с моря.

Телеигра завоевала популярность по всему миру. Каменный форт посетили представители более тридцати государств, в том числе России и Украины.

Найти ключи, разгадать тайны и вернуться с сокровищем — на протяжении 24 лет телевизионная игра Форт Боярд имеет невероятно успешна. Каждое лето она выходит не только на телеканале Франс 2, но и далеко за пределами Франции.

Кто такой старец Фура? Что происходит с Фортом зимой? Существуют ли на самом деле темницы? В честь 24-летия передачи, мы предлагаем вам узнать некоторые тайны Форта Боярд.

Кто скрывается под маской старца Фура?

Старец Фура — хранитель форта с длинными седыми волосами и бородой, его созвучно с названием близлежащей деревушки Фура. В мифологии игры зимой он охраняет форт, а летом принимает участников и загадывает им загадки. С 1991 года его играет комик Ян ЛеГак, которому 62 года.

Перед тем как начать работу на телевидении, этот бретонец был профессиональным танцором (кстати, в труппе Мориса Бежара). А на сегодняшний день, он также является разработчиком приключений для телеигр компании Adventure Line Productions. Знаменитое испытание со стоянием на столбах — его изобретение. Впервые оно увидело свет в передаче “Koh-Lanta” (аналог российского «Последний герой»).

До Яна ЛеГак единственный сезон 1990 году роль старца Фура играл бельгиец Мишель Скурно.

Что происходит с животными вовремя съемок?

В передаче «Форт Боярд» мы постоянно видим большое количество животных, которые используются как для испытаний, так и просто для создания соответствующего антуража. В кадре появляются пауки-птицееды, скорпионы, жабы, крысы, тараканы, мухи, саранча… Во время съемок крупные животные находятся под контролем нескольких дрессировщиков и помещены в специальные клетки. После съемок животные покидают форт. Тигры, к примеру, возвращаются в Пюи-дю-Фу для участия в передаче “Гладиаторы”. Их дрессировщица, Моник Анжон, играет Фелиндру в Форте Боярд.

Тропические животные весь год находятся под присмотром Карим Дау, управляющей одного небольшого магазинчика в Париже.

Когда проходят съемки?

Для съемок выбран период с конца марта по конец июля, для того чтобы избежать штормов и застать максимум солнца. Весной техническая команда съемочной группы избавляется от ущерба, нанесенного зимой и от последствий сырости. Например, форт основательно очищают от зеленого мха, который быстро распространяется на весь пол и стены, если их вовремя не защитить.

Первыми в форт приезжаем французская команда. Как только с ней снят последний эпизод, форт начинают “осаждать” новые группы участников, на этот раз иностранные. Смена команд происходит постоянно до конца июля.

Можно ли проиграть в Форте Боярд?

За 24 года существования передачи телезрители не часто видели поражения “звездных” или не очень “звездных” команд. Однако! Был случай, когда команда возвращалась всего с… 3000 евро. Это утешительная сумма выплачивается в случае проигрыша. Такое происходит в двух случаях. Либо игроки не смогли найти кодовое слово и не могут войти в Сокровищницу. Либо команда дает неверное слово и вместо богатства, которое должно бы посыпаться фонтаном, дверь в сокровищницу закрывается. Одним из самых больших провалов, стала команда ведущего Текса в 2002 г, вернувшаяся практически ни с чем — с 700 евро и серией поражений в многочисленных испытаниях.

Платят ли знаменитостям за участие?

В течение 4-го сезона в 1991 году, участниками игры впервые стали звездные команды. Они решили принять участие с целью заработать деньги для различных благотворительных и некоммерческих организаций: Фонд Жоржа Помпиду (культурный центр), Убежище (Le Refuge, благотворительный фонд, помогающий жертвам насилия и оказывающий помощь молодежи в тяжелых жизненных ситуациях), Маленькие Принцы (Les Petits Princes, фонд, помогающий детям в реализации их заветных мечтаний, например, встретится со своим кумиром или посидеть за штурвалом). Итак нет, “звездам” не платят за участие.

Элоди Госсен — французская знаменитость, наиболее часто принимавшая участие в игре Форт Боярд с семью командами в период 2001 и 2014 гг. А команда паркурного объединения “Ямакаси” заработала самую большую сумму — более 37000 евро. На сегодняшний день это самый большой куш, сорванный в игре.

Получали ли участники травмы во время испытаний?

Некоторые испытания Форт Боярд действительно опасны.

Участие в испытаниях совсем не похоже на безмятежный отдых. За 24 года бывали случаи, когда участники получали травмы, особенно в иностранных (не французских) версиях передачи. Количество пострадавших оценивается как не менне десятка.

Один участник сломал обе ноги, неудачно упав в сеть. В 2010 шведская модель Маркус Шенкерберг испытал дикий ужас, когда оборвался трос безопасности, и он пролетел 4 метра в пустоту. В сезоне 2014 года глава команды Лоран Петигийом получил небольшую травму, выполняя задание под водой.

Существует ли на самом деле сокровищница?

Никакой сокровищницы в форте никогда не было. Созданная художником-оформителем, она была задумана в 1989 году для первого сезона игры и была смонтирована на первом этаже форта, во внутреннем дворике. Каждый год, она отстраивается заново перед новыми съемками. Стены сокровищницы обшиты пластиком, имитирующим каменное покрытие.

В 1991 сменился архитектор cокровищницы — на полу возник гигантский алфавит. Он служит для создания кодового слова финальной загадки. Тогда же появилась золотая голова тигра и aонтан. Если кодовое слово подобрано правильно, голова игра поворачивается, срабатывает специальное устройство и на площадку начинают сыпаться золотые монеты.

Кому принадлежит форт?

Разработанный при Наполеоне, а построенный только к 1859 году, Форт Бойяр должен был исчезнуть. Постоянные шторма и возраставшие расходы на его содержание вынудили правительство выставить форт на продажу. Создатель телевизионных игр и большой любитель различных строений Жак Антуан выкупил его в 1988 году, а после продал за символическую плату в 1 франк Генеральному Совету департаменту Шарант-Маритим. Начавшиеся съемки приключенческой игры с тем же названием и ее различные зарубежные версии в итоге спасли постройку.

Между 1914 и 1989 годами в форте не проводилось абсолютно никаких работ по содержанию или реконструкции строения. Состояние форта внушало серьезную опасность. В настоящее время Генеральный совет департамента выделяет от 200 до 300 тысяч евро ежегодно на поддержание его в хорошем состоянии.

Сколько загадок задал Старец Фура?

За всю историю игры Старец Фура загадал огромное количество загадок. С их помощью можно получить ключи или найти кодовое слово, которое откроет водопад золотых монет в сокровищнице. Невозможно знать наверняка точное количество заданных загадок. Оно достигает, конечно, нескольких сотен. Все они построены по единому принципу: 4 строфы объединены общим понятием.

В каких странах транслировалась передача?

Передача получила распространение в 30 странах, вплоть до Южной Кореи, Ливана, Аргентины и Швеции. Кстати, среди зарубежных стран, в Швеции передача была самой популярной на протяжении 14 сезонов.

После окончания съемок французской версии форт принимает зарубежных участников. В форте остается только французская команда техников. Правила игры и имена главных персонажей адаптированы для каждой страны. Например, в Велокобритании Старца Фура зовут Профессор. В Испании Пасс-Мюрай становится Горгорито., а в Греции Фелиндру зовут Кармен.

Бывали ли случаи романтических отношений на передаче «Форт Боярд»?

Это знаменитая история. Такая же знаменитая как и фраза: “Фелиндра, голову тигра!” Фелиндра, она же Моник Анжон, дрессировщица тигров, играет одну из главных ролей в игре. Именно она поворачивает голову статуи, которая либо запустит водопад золотых монет, либо кто-то останется без выигрыша.

В 1997, один участник норвежской команды приглянулся Моник. Она рассказывает, что это была любовь с первого взгляда. Они встретились после съемок, влюбились и, в конце концов, поженились. С тех пор они вместе. Ну что ж, как говорят французы «une belle histoire d’amour» — “прекрасная история любви”.

Сколько человек принимают участие в съемках?

Съемочная группа, работающая над передачей, довольно большая. Примерно 130 человек отправляются в форт, чтобы подготовить и отснять несколько выпусков. К ним присоединяются художники-декораторы, которые готовят клетки для испытаний. Техники проверяют механизмы, камеры и освещение. Стилисты и парикмахеры отвечают за внешний вид участников и ведущих. Всего в форте в приод съемок насчитывается до 35 различных “гильдий”.

Что происходит с фортом зимой?

Самая известная достопримечательность департамента Шарант-Маритим, Форт Бойяр никак не используется вне съемочного периода, т.е. с августа по апрель.

Форт остается пустым, без охраны, и становится прибежищем для чаек и других птиц. Мимо форта проходит морское сообщение между островами д’Э и д’Олерон. А вот до 1989 года форт можно было посещать абсолютно свободно.

Какие испытания существуют с 1990 года и по сей день?

Игра претерпела множество изменений как в правилах игры, так и в самих испытаниях. Только трех из них миновали какие-либо изменения. Первое из них — Бонто (игра с угадыванием) до сегодняшнего дня проводится в камере №220. Участник должен найти ключ, спрятанный Магистром, под одним из трех стаканов. Второе испытание — глиняные кувшины. Знаменитые горшочки, наполненные насекомыми, мышами и другими зверюшками, в одном из которых спрятан ключ. Кстати, именно это задание стало визитной карточкой передачи. И наконец, испытание с подвешенной веревочной лестницей, появившееся в 1990, причем во всех версиях за исключением французской…

Существуют ли темницы на самом деле?

Форт Бойяр был построен для защиты от вражеских рейдов между островами д’Э и д’Олерон. С 1871 года он стал тюрьмой. Строение 68 метров в длину и 20 метров высотой насчитывает 66 казематов или темниц, расположенных на трех уровнях. Площадь камеры от 20 до 30 кв.м. В передаче участники, не успевшие выйти из комнаты за отведенное время, препровождаются в камеру кем-либо из персонажей игры.

Как можно добраться до форта?


До Форта Бойяр, находящегося в открытом море в 9 км от берега, можно добраться только на лодке. Съемочная группа и участники передачи плывут на разных суднах.

После 1945 года гавань, куда могли пришвартоваться суда и которая находилась в нескольких метрах от форта, была разрушена в результате прилива, а также отсутствия какого-либо ухода за фортом.

После 1989 года была сконструирована платформа (по типу нефтяной по ширине строения) для высадки пассажиров и материалов. В случае плохой погоды и особенно штормов, волны могут достигать высоты стен форта. В таком случае доступ к форту возможен только на вертолете.

Что такое клепсидра?

Клепсидра — предмет, находящийся возле дверей каждой комнаты. Это водяные часы, отсчитывающие время, отведенное на прохождение задания. На подобие песочных. Для испытаний вне комнат используется хронометр. Когда время кончается, а участник не успевает выбраться из комнаты, он попадает в тюрьму.

В 2006 году один российский участник не успел вовремя выбежать из сокровищницы, потерял все золотые монеты и был выведен через подземные выходы.

Был ли форт знаменит до передачи?

До телепередачи форт уже удостоился чести принимать участие в съемках. В 1962 году юная Бриджит Бардо загорала на крыше форта в фильме “Отдых воина” Рожера Вадима. Но сцена была вырезана при финальном монтаже.

В 1967 году актеры Лино Вентура и Ален Делон посещают форт, и потом устраивают там перестрелку в его кулуарах в фильме “Искатели приключений” Робера Энрико. Герой Алена Делона был убит на терассе форта.

И наконец, в 1980, Жак Антуан, создатель телевизионных игр, выбрал форт для съемок пилотной серии “Охоты за сокровищами”. Там был снят один эпизод и показан по телеканалу Антенн 2 6 сентября 1981 г.

Важные даты в истории Форта Боярд

7 июля 1990 г. — первый выпуск передачи “Ключи от Форта Боярд”. Ведущими стали Патрис Лаффон, Мари Талон и Софи Даван. Имена участников были скрыты.

1993 г. — Среди участников начинают систематически появляться знаменитости.

2000 г. — Жан-Пьер Кастальди становится основным ведущим передачи.

2003 г. — Оливье Минн стал основным повествователем игры.

2010 г. — Возвращение анонимных участников, а также стартует двухкомандная концепция игры.

2011 г. — Опять возвращаются “звезды”.

2014 г. — Форт Боярд отмечает свое 24-летие.

Поделиться: