Кто были три богатыря. Кем были три богатыря на самом деле

Поскольку речь у нас пойдёт о былинах, то расскажу я для разгону забавную историю из времён, которые сейчас вполне можно назвать былинными. Разгар перестройки, последние годы Советского Союза. Так сказать, крушение империи. Все эти события мне довелось наблюдать из места весьма подходящего для наблюдения. Жил я тогда в Москве в общежитии аспирантов Академии наук СССР.

Не знаю, как сейчас, но тогда в очную аспирантуру можно было поступать до 35 лет. Мне было 33, возраст почти предельный, и поэтому я, посмеиваясь, называл себя «дедушкой русской аспирантуры». И, действительно, я был гораздо старше всех ребят, проживавших в здании сталинской еще постройки на улице Вавилова.

А приехали в Москву эти мальчики и девочки со всего Союза. Как пелось в одной славной песне (тоже сталинского замеса), с южных гор до северных морей. Таджикистан, Молдавия, Литва, Калмыкия, Бурятия - тогда это была одна страна. Даже - ей-богу не вру! - Украина совсем не числилась заграницей.

Но дружба народов, воспетая в славных советских песнях, уже начинала трещать по швам. Когда молодые представители союзных (все еще!) республик собирались выпить за общим столом, то и дело сами собой вспыхивали разговоры о том, как хорошо бы было, кабы эти республики жили порознь. Почему-то все забывали многократно доказанную истину: за свободу надо платить. О плате мало кто из юных интеллектуалов задумывался.

Похожие мысли высказывали и представители России. Их логика была не менее проста и прямолинейна. К чему кормить окраины? Пользы от них никакой. Если эти деньги да в России оставить - ух, и славно же мы заживем!

Этот вечный разговор возобновился во время очередной пьянки. Если не ошибаюсь, состоялась эта пьянка накануне 7 ноября, который тогда считался главным праздником страны. Что там ни говори, но межнациональные разборки в день годовщины пролетарской революции выглядели сюрреалистично.

Градус спора нарастал, а если учесть градусность выпитого, словесные препирания вполне могли перейти в мордобитие. Поэтому, улучшив момент, я спросил паренька, аспиранта из института истории СССР:

Ты картину Васнецова «Три богатыря» помнишь?

Конечно, помню.

Ну, тогда скажи, кто из богатырей, изображенных на картине, русский?

Все! - Ответил паренек, ни на секунду не задумавшись. Чем и показал степень своего профессионализма и знание предмета. Потому что ни о какой русской нации во времена князя Владимира Красно Солнышко говорить не приходилось. Тогда вообще такого понятия, как «нация» во всем мире не разыскать было.

То, что товарищ был не слишком сведущ в предмете, вдохновило меня на мелкую провокацию.

Нету там русских! - Сказал я с серьезным видом.

Это как же так, нету? - Все внимание было теперь обращено на меня.

А вот так и нету. Начнем по старшинству. Кто на картине в центре, на черном коне?

Илья Муромец! - Вспомнил кто-то.

Хазарский воин на службе у киевского князя. То есть иудей. В некоторых былинах его и называют Жидовином. И звали-то его, скорее всего Элиягу.

А Муромец он тогда почему же? Разве в Муроме евреи жили?

В Муроме в то время жило финно-угорское племя мурома. И далековато были эти места от Киева. Трое суток скачи - не доскачешь. Так что вряд ли Илья Муромец был из этого Мурома.

Известие о том, что Илья Муромец - еврей, привлекло всеобщее внимание и теперь все за столом с интересом слушали мое вранье.

Так, теперь Добрыня Никитич. Он на картине изображен по правую руку от Ильи, сидит на белом коне. Кстати, художник неспроста выбрал масть у коней. Это намек на, так сказать, масть всадника. Какие там волосы убраны у богатыря под шлем не разглядишь. А Илья Муромец, как самый старший, уже изрядно поседел. А вот кони богатырей словно подсказывают: Илья - брюнет, Добрыня - блондин, и борода у него на картине, как положено, рыжеватая. А в одной из былин, где он бился со своей будущей женой, Настасьей Микуличной, прямо говорится, как схватила она в поединке Добрыню за жёлты кудри. Ну а Алеша Попович, соответственно - рыжий-бесстыжий.

Почему бесстыжий?

Сейчас и до него дойдем. Так вот, Добрыня - имя, известное из летописей. Новгородский воевода, дядя князя Владимира. Крестил Новгород, как говорит известная русская поговорка, мечом. А какой нации были на Руси князья? Известно какой, варяги . Норманны. Немцы, то есть. Даже не немцы, пожалуй, а шведы. Но уж точно, что не из местного населения.

Ну, а теперь, как и было обещано, самый молодой Алеша Попович. Ну, тут фамилия, а точнее, отчество само за себя говорит. Попович, то есть сын попа. Если учесть, что действие былин происходит во времена князя Владимира, то есть при крещении Руси, местных священнослужителей воспитать еще не успели. Значит, попами были приглашенные из Византии греки. Так, значит, кто у нас Алеша Попович?

Правильно. Это и его манера поведения подтверждает. Он всегда берет не столько силой, сколько хитростью. Греки по всей тогдашней Европе именно этим качеством и славились . Ну, и еще своеобразной моралью. Именно Алеша Попович попытался Добрыне Никитичу рога наставить и жениться на его супруге, Настасье Микуличне.

Так что на картине Васнецова у нас изображены три богатыря, да только вряд ли русских.

Мой рассказ произвел впечатление. Главное, что он перевел разговор в более мирную колею. Когда заиграла музыка и начались танцы, мой приятель, тоже гуманитарий, но не историк, а археолог, сказал мне тихо:

Ну ты и 3.14здобол!

Надеюсь, что мне никто всерьез не поверил.

Ну, а теперь, попробуем разобраться в этом вопросе более серьезно.

Былины - это русский богатырский фольклор. Почему русский? Ведь я только что сказал, что в те времена русской нации не существовало. Да, во времена Древней Руси, то есть в 9 — 13 веках не было ни русской нации, ни русского языка. Но былины были сложены гораздо позже, а записаны вообще в 18-м - 19-м веках. И распевали былины уже на русском языке. Может быть, для нашего уха языке и архаичном, но все же вполне понятном и перевода не требующем.

Их, действительно, распевали своеобразным речитативом. И хотя иногда былины называли еще и «стáринами», то есть рассказами о делах давно минувших дней, сами эти песни на документальность не претендовали. Это были явные мифы, то есть, произведения художественные.

Именно как художественные произведения былины и следует рассматривать, несмотря на то, что действуют в них иной раз исторические персонажи. А потому, руководствуясь заветом великого А.С.Пушкина, будем судить былины по законам, ими самими над собою признанными. То есть попытаемся извлечь информацию о трех богатырях из самого текста былин.

Тех, кто обеспокоился нечаянным еврейством Ильи Муромца, следует сразу успокоить. Илья Муромец - не хазарский воин на службе у киевского князя. Хотя по обычаям того времени в том, что хазарский воин (этнический тюрок, по вере иудей) мог наняться в дружину к киевскому князю нет ничего удивительного. Это был только вопрос денег. Мы же не удивляемся, что за команду российского футбольного клуба играет темнокожий спортсмен, родной язык которого, к примеру, португальский, а сам он перед матчем ходит молиться в католический собор. Князя Владимира это тоже не слишком волновало. Так что сиживали за его столом и хазары тоже. Кстати, судя по пушкинской поэме «Руслан и Людмила», один из женихов-соискателей, Ратмир, - именно хазарский воин. Несмотря на свое славянское имя. И да, само слово «богатырь» восходит к хазарскому «богатур».

Но все же биография главного героя былин, пожалуй, самая запутанная. Здесь имеют место реминисценции с библейскими текстами. Ведь Илья Муромец начал свою жизнь и свои подвиги фактически с того возраста, когда закончил свою земную жизнь Христос. И в некоторых текстах былин калики перехожие оказываются Христос и два апостола, исцеляющие страдальца. Подобное сходство не должно удивлять. В былинах это случается. Например, эпизод с купцом Садко на корабле очень напоминает то, что произошло на корабле же с пророком Ионой.

То, что Илья Муромец родом не из Мурома, спрятавшегося среди северо-восточных лесов и болот - почти доказанное утверждение. И уж тем более, он не из села Карачарова, которое давно вошло в черту Москвы. Тем более, что в топониме Карачарово отчетливо слышна тюркская составляющая. По исследованиям некоторых филологов родина былинного богатыря - город Карачев в Черниговском княжестве. Рядом - город Моровийск, по которому богатырь должен был называть себя Моровлин. Похоже на «Муромец»? Специалисты склонны думать: да, похоже.

Еще одним прототипом Ильи Муромца считают монаха Илью Печерского, захороненного в Киево-Печерской лавре. В монашестве он носил имя Ильи Муромца. Обследование его мощей показало, что этот Илья был очень сильным человеком ростом в 177 сантиметров. Для 12-го века, когда он жил это был очень высокий рост. Что характерно, у этого Ильи Муромца обнаружено заболевание позвоночника и следы многочисленных ран. Умер этот человек приблизительно в возрасте 50 лет. И родом он был откуда-то из-под Чернигова.

Кстати, этот святой Илья Муромец - покровитель российских войск. Своим именем он опекает ракетные войска стратегического назначения, а также пограничные войска. Кого-то, может быть, это наполняет гордостью. Мне же смешно. Почему-то вспоминается буддийский Таиланд, в котором, к тому же почитают множество индийских богов. Так вот, министерство просвещения там опекает мудрый бог Ганеша, сын самого шестирукого Шивы, которому папаша по необходимости присоединил к человеческому телу голову слона. От чего Ганеша стал не только сильным, но еще и симпатичным. А вот символом военно-воздушных сил страны является Гаруда, боевая птица-змееборец бога Вишну.

Былина о битве Ильи Муромца с хазарином Жидовином в своде былин имеется. Имеется и вариант, в котором Жидовин оказывается сыном Ильи. Но в былинах при сходных обстоятельствах упоминается еще один сын Ильи Муромца, ему неведомый (что для мужчин - довольно обычное дело). Того сына зовут Сокольник.

В общем, как и было сказано, самый загадочный из знаменитых былинных персонажей - Илья Муромец.

Добрыня Никитич чуть менее популярен по сравнению с Ильей. И, надо сказать, его биография прорисовывается из былин гораздо более ясно. Он - богатырь-наемник при князе Владимире и его родственник. Добрыня не столь силен, как Илья Муромец, но силы и храбрости ему тоже не занимать. К тому же он достаточно умен и образован, чтобы выполнять различные дипломатические поручения князя. Заметим, именно умен, а не хитер, как Алеша Попович. Его жена - Настасья, дочь Микулы Селяниновича, который в иных случаях силой превосходил Илью Муромца. Так что и в семейной жизни у Добрыни полный порядок.

Прообразом Добрыни Никитича, действительно, является тот самый Добрыня, дядя Владимира, который недобрым словом поминается в летописи за окаянное крещение Новгорода огнем и мечом.

Третий богатырь, Алеша Попович, в самом деле, поповский сын. Его отец — ростовский поп Левонтий (в некоторых былинах, Федор). Так что все, сказанное мною про него, пожалуй, не поклеп. Действительно, грек, действительно, хитер, действительно, не всегда разборчив в средствах. Да, рыцарь, но рыцарь и со страхом, и с упреком. Но это - закон жанра. Не могут все герои эпоса быть сильными или умными. Кому-то следует быть слабаком и хитрецом, чем вызывать у слушателей и негодование, и симпатии. И да, имя у третьего из богатырей вполне подходящее. «Алексей» - по-гречески «защитник»

Примечания к тексту.

1. Не знаете, кто такие варяги? Читайте статью

Картина три богатыря Васнецов написал сие произведение в 1898 году, над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.

Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Илья Муромец - это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на черном коне и вглядывается в даль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжелая булатная палица , в другой руке острое копье наизготове. Слева от Ильи Муромца, на белом коне богатырь Добрыня Никитич, будучи готовым к бою, он грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч.

От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне восседает Алеша Попович, левой рукой он держит свой меткий лук, от стрелы которого ни один враг еще не увернулся. Его сила кроется в его хитрости и смекалке. В этой велико-русской троице Алеша никому не дает поскучать, в часы отдыха он может грамотно пошутить, рассказать интересную историю и на гуслях поиграть.

Характеры Трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.

Как известно по историческим преданиям богатырь Илья Муромец выходец из крестьянской семьи жившей в селе Карачарово в окрестностях города Мурома или Муромля, что во Владимирской губернии, другая версия гласит, что Илья Муромец уроженец Черниговщины, но мы это оставим на суд историков. В детстве он был болен и обездвижен, страдал параличем, много молился о выздоровлении, излечился благодаря старцам знахарям.

Характер героя уравновешенный и смиренный, глубоко верующий и конечно справедливый. Никогда не задавался своей силушкой перед своим окружением. В схватке с врагами всегда побеждал и не имел поражений, побежденных отпускал на четыре стороны, поэтому слава о Илье Муромце быстро расходилась в народе, как о бравом герое имеющий много положительных качеств, всеми уважаем в том числе и врагами.

Добрыня Никитич по историческим данным родился городе Рязани в купеческой семье, при другом раскладе сын поместного Рязанского воеводы Никиты.. По другой версии во времена князя Владимира Красного Солнышка был воевода, нареченный именем Добрыня, собственно он и был дядей князю Владимиру.

Как полагается в княжьих семьях, добрыня был образованной личностью, В детстве его обучали различной грамоте, творчески одарен, мастер игры в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана.

Отличный стрелок, храбр и мужественен, здоровьем не обижен, силен и ловок, первый богатырь, может взяться за рискованные задания, за которые другие просто побаивались. Грамотно махает против врагов мечом, метко стреляет из лука, в свободное играл на народных музыкальных инструментах, типа гусли, свирели и т п. Характер справедлив и дипломатичен.

Алёша Попович по известным летописям родился в боярской семье, нареченный именем Александр (Олеша) Попович, а при других 2-х версиях он являлся сыном Ростовского священника во времена князя Владимира Святославича или, что менее вероятно, он вообще был родом из Полтавской губернии с местечка Пирятин.

Относительно его сослуживцев Илью Муромца и Добрыни Никитича он не так силен, хромает на ногу, но обладает другими важными свойствами характера, он хитер, иногда в бою без этого не обойтись.

В его дружине очень ценилось его смекалистость, благодаря своему недюжинному уму он, как бы, выходил сухим из воды. В жизни он интриган и казанова, задористо играет на гуслях . Не смотря на более хрупкую фигуру Алеши Поповича, по былинным преданиям он побеждает Тугарина Змея.

Картина три богатыря самая значительная в творчестве Васнецова, в русской живописи ни один художник не уходил так глубоко, как Васнецов отдавая себя полностью былинно эпическим сюжетам. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее. Размер холста не маленький, составляет 295,3 на 446 см

Немного юмора! Это не по заданию))) Кликните по картинке с нарисованными богатырями

Современный прикольный анимированный шарж 3 Богатыря. Картина с богатырями популярна во все времена, если сказать, что в наше время для украшения наших квартир, кто то покупает репродукции знаменитой работы Васнецова, кто то заказывает маслом на холсте. В последнее время стали заказывать дружественные шаржи для неразлучных и сильных духом друзей, даже в таком анимированном виде. Подобная прикольная картина возможно в богатой раме может развеселить всех ваших знакомых, не правда ли?

В. Васнецов. «Богатыри». 1898 год

А БЫЛ ЛИ МУРОМЕЦ?

Все мы знаем, что в Киевской Руси жил Илья Муромец, который защищал соотечественников от разбойников и боролся с внешними врагами.
Церковная традиция называет Илью святым; более того, в Киеве покоятся его останки Но существовал ли такой человек в действительности?
А если да, то его ли останки находятся в Киеве? А может, это очередной способ церковников привлечь к себе внимание за счет канонизации самого популярного древнего русича? Журнал "Фома" обратился к историкам и медикам, принимавшим участие в уникальном научном исследовании мощей в Ккево-Печерской лавре.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

КОД ВАСНЕЦОВА.

История мировой живописи знает не так уж много картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни.
И к числу таких картин принадлежат «Богатыри» («Три богатыря») Виктора Михайловича Васнецова. Мало кто знает, что богатыри, изображённые на картине, являются не только героями русского народного фольклора, но и реально жившими людьми! А если к этому прибавить множество загадок и странностей, на первый взгляд не бросающихся в глаза, то получается, что шедевр Васнецова мало чем уступает по загадочности «Моне Лизе» Леонардо да Винчи...

С сайта: http://tainy.info/history/tri-bogatyrya-%e2%80%93-potomki-velikanov/

Три богатыря – потомки великанов.

Чем отличается былина от сказки? Тем, что она имеет реальную историческую основу, а сказка – просто вымысел. Но раз так, выходит, описанные в былинах персонажи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – когда-то действительно существовали? Так давайте попробуем разыскать их следы в истории.

Илья Муромец

Ученые доказали, что эти мощи – останки богатыряОстанки прототипа самого знаменитого из былинных героев – Ильи Муромца – и сейчас можно увидеть в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. По преданию, при жизни это был могучий воин по прозвищу Чоботок, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя – Илья. В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илия Муромец.
Чтобы проверить, действительно ли в лавре покоится именно этот богатырь, в 1988 году мощи исследовала Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Специалисты определили, что преподобный на самом деле был довольно высокого для Средневековья роста – 177 сантиметров. У человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходится с былинными описаниями, ведь, как известно, Илья Муромец до 33 лет неподвижно просидел на печи, пока его не вылечили калики перехожие. Подтвердили ученые и то, что прах принадлежит воину. Обнаруженные рентгенологами костные мозоли на ребрах свидетельствуют о том, что они были сломаны, возможно в бою, но впоследствии зажили.
Участник научного исследования мощей профессор Борис Михайличенко считает, что человек, чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре, погиб во время битвы:
– У него была рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, от нее он и умер. Кроме того, переломана правая ключица, хорошо видно повреждение кисти, судя по всему, тоже каким-то холодным оружием – плоско-колющим предметом.
По мнению специалистов, смерть преподобного Ильи наступила приблизительно в возрасте 40-55 лет. Возможно, в 1204 году, во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем. Правда, в таком случае год рождения Ильи Муромца должен быть где-то между 1150 и 1165 годами.
Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец.
Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Моровийск Черниговского княжества. В Черниговской области и поныне существует село Моровск.
В доказательство ученый приводит слова былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров, тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище «Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно ассимилированного восточными славянами.

Добрыня Никитич

На знаменитой картине Виктора Васнецова «Богатыри» (более известной в народе как «Три богатыря») этот персонаж изображен суровым бородатым дядькой. Есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого себя, причем в весьма зрелом возрасте. Это вполне вероятно – уж больно похож богатырь на художника. В былинах же Добрыня Никитич предстает добрым молодцем. Он борется со Змеем Горынычем, выручает из плена знатных красоток, а порой сражается с другими богатырями, например с Ильей Муромцем. Чаще всего этот воитель действует по указаниям Владимира Красное Солнышко, у которого состоит на службе.
Если обратиться к летописям, в дружине князя Владимира Святославича действительно был ратник по имени Добрыня. Более того, он приходился князю родным дядей (брат матери Малуши). Большинство исследователей считают, что именно этот Добрыня и стал историческим прототипом былинного богатыря. Воевода Добрыня сыграл огромную роль как в жизни князя Владимира, так и в истории Руси. Когда великий князь Святослав делил между сыновьями Киевскую Русь, Добрыня посоветовал новгородским послам выпросить себе на престол именно его племянника. Так те и поступили – в 970 году юный Владимир вместе с дядей отправился княжить в Новгород.
В 978 году, опять же поддерживаемый дядей, молодой князь отправился в поход на Киев и, после убийства своего брата Ярополка, стал правителем всей Киевской Руси. Добрыня при этом был назначен новгородским посадником. В 985 году войска Владимира – при участии дяди, конечно – совершили набег на земли булгар, а после победы по совету вездесущего родственника князь заключил с ними мир. Как гласит «Повесть временных лет», Добрыня сказал племяннику, что булгары все в сапогах – такой богатый народ дань платить не будет, а потому лучше поискать лапотников. После крещения Киева в 988 году верный соратник Владимира отправился обращать в христианство Новгород. «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», – такой поговоркой еще долго вспоминали новгородцы эти события. Согласно Иоакимовской летописи, не желая принимать крещение, язычники подняли в городе бунт. Добрыня же перебил бунтовщиков, а их дома сжег. Этот факт подтвердили произведенные на территории Новгорода раскопки – археологи определили, что в 989 году в городе полыхал пожар, и на месте сожженных домов были выстроены новые. О том, где и как умер прототип былинного Добрыни Никитича, никаких сведений не сохранилось.
Известно лишь, что его сын Константин в 1017 году был объявлен новгородским посадником.

Алеша Попович

Алеша Попович весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином АлександромВ былинах сей богатырь выделяется не столько силой, сколько смекалкой и натиском, а также остротой языка, хвастливостью и изворотливостью. В этом Алеша весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином Александром (Олешей) Поповичем. Подвиги воина Александра во многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину Всеволодовичу. В 1216 году принял участие в одном из самых кровавых междоусобных сражений средневековой Руси – Липецкой битве, где решалась судьба наследства Всеволода Большое Гнездо. Причем в пылу сражения боярин Александр Попович едва не зарубил по ошибке своего командира – князя Мстислава Удатного.
При этом Олеша не просто не признал свою ошибку, а еще и отчитал князя, чтобы тот не лез под горячую руку. Константин Всеволодович выиграл битву, но прожил после победы всего два года. После смерти князя Александр Попович отправился в Киев, на службу к Мстиславу Старому. В 1223 году, когда на Русь вторглись монголо-татары, состоялась битва на реке Калке. Именно там и сложил голову исторический прототип былинного богатыря Алеши Поповича.

Горыня, Дубыня и Усыня

Все описанные воины вполне подходят на роль воспетых народом богатырей. Но есть одна нестыковка: в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович состоят на службе князя Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом, тогда как их прототипы жили в разное время. Воевода Добрыня – при Владимире, преподобный Илия погиб в 1204-м, а Александр Попович почти 20 годами позже. Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.
Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица – Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями: сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки.
Подобные качества отчасти присущи и богатырям. К тому же сказки о трех великанах во многом перекликаются с былинами. При этом исследователи считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня еще древней, и их происхождение восходит к хтонической традиции, когда стихийная мощь природы отождествлялась с различными волшебными существами. Когда-то люди представляли великанов в образе змеев – Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (похожие существа встречаются во многих мифологиях).
С приходом же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей – защитников православной веры. И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча). То есть, фактически они сражались сами с собой – со своими более ранними воплощениями.

Олег ГОРОСОВ
Неизвестное об известном

В начало

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.



Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» - её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках, но и, в советские времена, украшала многие жилища, и, как поговаривают, висела в каждой сельской чайной.
Но вот если многие деяния богатырей (замечу: далеко не все) есть плод фантазии составителей былин, а многие из них составлялись даже через четыреста лет после смерти персонажей, то сами герои существовали в действительности, и внесли свой вклад в историю Руси.
Так кто же они, былинные богатыри?
Самым известным и почитаемым богатырём на Руси, конечно же является Илья Муромец сын Иванович. В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря. А вот погиб ли Илья Муромец в бою, или был коварно убит врагами, история точных сведений не даёт, в былинах же говорится, что Илье «не суждена смерть в битвах».
Академик Михаил Герасимов восстановил по сохранившимся мощам образ Ильи Муромца в последние годы жизни. Это оказался крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт. Некоторое время считалось, что у Ильи Муромца черты лица монголоидные, но, на самом деле, у него была вполне славянская внешность, что достоверно подтвердила реконструкция по методу академика Герасимова.
Мало кому известно, что Илья Муромец герой не только русских былин, но и германского эпоса, где описываются подвиги Ильи Руссича (исследователи уверены, что это один и тот же человек), правда, там он почему-то княжеского рода. Думаю, это случилось потому, что в Европе рыцари были людьми знатными, а подвиги Ильи были под стать только славному витязю. То, что наш богатырь прославился в Германии, говорит о том, что Илья путешествовал по чужих землях и там прославился своей силой и смелостью!
Огромную роль в истории Киевской Руси сыграл другой богатырь – Добрыня Никитич. Известно, что он приходился родным братом Малуше - матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.
За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.
О происхождении Добрыни упоминает Нестор в «Повести временных лет» - Малуша, а, следовательно, и Добрыня были детьми Малка Любечского – так в то время называли пленённого древлянского князя Мала, которого княгиня Ольга удерживала в городе Любече. Не понятно, правда, почему же тогда он Никитич, некоторые историки объясняют, что отчество богатыря происходит от слова «никто» (потому как упоминание имени древлянского князя в то время в Киеве не приветствовалось). В любом случае, других сведений о происхождении Добрыни нет, а то, что он был, как и его сестра, княжеского рода, сомнению не подлежит, ведь тогда бы его сестра, по тогдашним обычаям, не могла быть женой князя, а её сын не мог называться княжичем, следовательно, стать князем.
Таким образом, место рождения Добрыни считается столица древлян - город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении: не раз доводилось Добрыни отвечать на обиды и заступаться за сестру, можно говорить, что именно в княжеском тереме он выработал характер воина и дипломата.
Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве. А приёмы владения мечом он перенимал у варяжских наёмников, смотреть учения которых он бегал как только выпадет свободное время. Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!
После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.
Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру. И делал это, из песни, как говорится, слов не выкинешь, не только словом Божьим, но и мечом острым.
Не раз Добрыня, и это тоже отражено в былинах, возглавлял войско Владимира, добывая для князя победы как в войнах с внешними врагами (упоминается о боях русского войска с греками-византийцами), так и с внутренними – сторонниками князя Ярополка и воеводы Свенельда.
Как и упоминается в былине, Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.
Меньше всего известно нам о третьем богатыре – Алёше (Александре) сыне поповском. Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

Поделиться: