Мужской характер чеченца. Статусы про чеченцев

Из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.:

«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости».

Н.Ф. Дубровин, «История войны и владычества русских на Кавказе»:
«Чеченцы, бесспорно, храбрейший народ в Восточных горах. Походы в их земли всегда стоили нам огромных кровавых жертв. Но это племя никогда не проникалось мюридизмом вполне. Из всех горцев они одни заставили Шамиля, правившего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, народных повинностях и обрядовой строгости веры».

А.Дюма. Кавказ. (Париж, 1859):

Чеченцы – великолепные наездники – могут преодолевать всего лишь за одну ночь сто двадцать, сто тридцать или даже сто пятьдесят верст. Их кони, не сбавляя шагу – всегда галопом, – штурмуют такие склоны, где, казалось бы, не пройти и пешему. Горец, едущий верхом, никогда не смотрит на дорогу перед собой: если на пути лежит расщелина, которую не решаются преодолеть сходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до двадцати футов.

Генерал Михаил Орлов, 1826 год:

«Так же невозможно покорить чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто, кроме нас, сможет похвастаться, что видел Вечную войну?

Максим Шевченко:

«Чеченцы являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши"

В. Потто, XIX век:

«Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона»

Вадим Белоцерковский, 22.02.08 г.:

"Что же касается чеченцев, то они, на мой взгляд, в массе своей обладают повышенным потенциалом мужества, энергии и свободолюбия. В конце первой чеченской войны я писал в тогдашней еще «Независимой газете», что чеченцы представляют по своим качествам, включая и интеллектуальные данные, некую флуктуацию позитивных свойств. Я знаком со многими чеченцами разного положения и возраста, и всегда поражаюсь их уму, мудрости, собранности, настойчивости. Одним из слагаемых упомянутой выше флуктуации мне представляется то обстоятельство, что чеченцы, единственные среди народов Российской империи, не имели аристократии, никогда не знали крепостного права, и лет уже примерно триста живут без феодальных князей".

Ян Чеснов:

Чеченцы – немногочисленный народ, их страна занимает не много места на географической карте. Но на этнической карте, на карте народов и культур, Чечня представляет собой цивилизацию, сравнимую по статусу, скажем, с российской. Это звучит крайне неожиданно, но это так.

Предсказание из старинной рукописи 18 века:

"...Как плеть, выпавшая из рук застигнутого в пути песчаной бурей всадника, чеченцы исчезнут... Однако тот же ветер, подувший в обратную сторону, унесет песок и плеть снова появится на белый свет. Так и чеченцы уйдут на время в небытие, вновь воскреснут для добра и справедливости и доживут до Судного Дня".

Генерал М.Я. Ольшевский:

"Чеченцев, как своих врагов, мы старались всеми мерами уничтожить и даже их достоинства обращать в недостатки. Мы их считали народом до крайности непостоянным, легковерным, коварным и вероломным потому, что они не хотели исполнять наших требований, несообразных с их понятиями, нравами, обычаями и образом жизни. Мы их так порочили потому только, что они не хотели плясать под нашу дудку, звуки которой были для них слишком жестки и оглушительны..."

Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись»:

"...Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: "Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы"

Дмитрий Панин , потомок древнего дворянского рода, русский учёный и религиозный философ, который провёл в сталинских лагерях 16 лет. В 70-е годы на Западе вышла его книга «Лубянка - Экибастуз», которую литературные критики называют «феноменом русской литературы, равным «Запискам из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского». Вот что он пишет в этой книге о чеченцах:

«Наиболее удачным и остроумным был побег (из Особлага в Казахстане – В.М.) двух зэков во время сильного бурана. За день намело валы спрессованного снега, колючая проволока оказалась занесённой, и зэки прошли по ней как по мосту. Ветер дул им в спины: они расстегнули бушлаты и натягивали их руками, как паруса. Влажный снег образует прочную дорогу: за время бурана им удалось проделать больше двухсот километров и выйти к посёлку. Там они спороли тряпки с номерами и смешались с местным населением. Им повезло: то были чеченцы; они оказали им гостеприимство. Чеченцы и ингуши – близкородственные друг другу кавказские народности мусульманской религии.

Их представители в огромном большинстве – люди решительные и смелые. Гитлера они рассматривали как освободителя от кандалов сталинизма, и, когда немцев прогнали с Кавказа, Сталин произвёл выселение этих и других меньшинств в Казахстан и Среднюю Азию. Гибли дети, пожилые и слабые люди, но большая цепкость и жизненная сметка позволили чеченцам устоять во время варварского переселения. Главной силой чеченцев была верность своей религии. Селиться они старались кучно, и в каждом посёлке наиболее образованный из них брал на себя обязанность муллы. Споры и ссоры старались разрешать между собой, не доводя до советского суда; девочек в школу не пускали, мальчики ходили в неё год или два, чтобы научиться только писать и читать, а после этого никакие штрафы не помогали. Простейший деловой протест помог чеченцам выиграть битву за свой народ. Дети воспитывались в религиозных представлениях, пусть крайне упрощённых, в уважении к родителям, к своему народу, к его обычаям, и в ненависти к безбожному советскому котлу, в котором им не хотелось вариться ни за какие приманки. При этом неизменно возникали стычки, выражались протесты. Мелкие советские сатрапы вершили грязное дело, и много чеченцев попало за колючую проволоку. С нами тоже были надёжные, смелые, решительные чеченцы. Стукачей среди них не было, а если таковые появлялись, то оказывались недолговечными. В верности мусульман я не раз имел возможность убедиться. В мою бытность бригадиром я выбрал себе помощником ингуша Идриса, и был всегда спокоен, зная, что тыл надёжно защищён и каждое распоряжение будет выполнено бригадой. В ссылке я был в Казахстане в разгар освоения целины, когда, получив пятьсот рублей подъёмных. Туда хлынули представители преступного мира. Парторг совхоза, испугавшись за свою жизнь, за большие деньги нанял трёх чеченцев своими телохранителями. Всем тамошним чеченцам он своими действиями был отвратителен, но раз обещав, они держали слово, и, благодаря их защите, парторг остался целым и невредимым. Позже, на воле, я много раз ставил в пример знакомым чеченцев и предлагал поучиться у них искусству отстаивать своих детей, охранять их от тлетворного влияния безбожной, беспринципной власти. То, что так просто и естественно получалось у малограмотных мусульман, разбивалось о стремление образованных и полуобразованных советских россиян обязательно дать высшее образование своему, как правило, единственному ребёнку. Простым людям при вколачиваемом безбожии и обескровленной, разгромленной, почти повсюду закрытой Церкви невозможно было в одиночку отстоять своих детей».

*****

Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции 20-22 июня 1989 г. Махачкала, 1989 г., с. 23:

Правительственная комиссия России, изучив вопрос о привлечении их на службу в русскую армию, в 1875 году сообщала: «Чеченцы... самые воинственные и опасные горцы Северного Кавказа, представляют из себя...готовых воинов, которая военная служба едва ли что-либо в смысле лихой езды и умения владеть оружием... Чеченцы буквально с детского возраста привыкают общаться с оружием... Стрельба ночью на вскидку: на звук, на огонёк показывает явное преимущество горцев в этом над обученными казаками и особенно солдатами».

.«Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного Кавказа СПб. 1904 г. Каспари):

«Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивы. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа», но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это – хищники, каких немного среди гордых рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка»

Немирович-Данченко В. Вдоль Чечни:

«Симпатичные стороны чеченцев сказываются в их былинах и песнях. Бедный по количеству слов, но чрезвычайно образный язык этого племени как будто создан, по словам знающих исследователей Андийского хребта, для легенды и сказки – наивной и поучительной в одно и то же время. Униженные хвастуны, наказанные завистники и хищники, торжество великодушных, хотя иногда и слабых, уважение к женщине, являющейся помощницей мужу и товарищем, – вот корни народного творчества в Чечне. Присоедините к этому остроумие горца, его умение шутить и понимать шутку, веселость, которую не осилило даже тяжелое нынешнее положение этого племени, и вы, разумеется при всём своём уважении к мундирным моралистам, согласитесь со мной, что чеченцы – народ как народ, ничем не хуже, а пожалуй, и получше всякого другого, выделяющего из своей среды таких добродетельных и беспощадных судий. Способности этого племени – вне всяких сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они – ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны в то же время согласиться (...) что, разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которые почти недоступны нашему крестьянину средних губерний».

Немного о характерных свойствах чеченского этноса

Ниже по течению Терека живут чеченцы, самые злейшие из разбойников, нападающие на линию. Общество их весьма малолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественно злодеи всех прочих народов, оставляющие землю свою по каким-либо преступлениям. Здесь находили они сообщников, тотчас готовых или отмщевать за них, или участвовать в разбоях, а они служили им верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников.

Управление оной разделено из рода в род между несколькими фамилиями, кои почитаются старшинами. Имеющие сильнейшие связи и люди богатые более уважаемы.

В делах общественных, но более в случаях предприемлемого нападения или воровства, собираются вместе на совет; но как все они почитают себя равными, то несколько противных голосов уничтожают предприятия, хотя бы и могли они быть полезными обществу, паче же голоса сии поданы кем-нибудь из сильных людей.

Народонаселение в Чечне, с присоединившимся обществом качкалыков, считается более нежели 6000 семейств. Земли пространством не соответствуют количеству жителей, или поросшие лесами непроходимыми, недостаточны для хлебопашества, отчего много народа никакими трудами не занимающегося и снискивающего средства существования едиными разбоями...

Совершенно ясно, отчего так невзлюбили генерала А.П.Ермолова, нынешние чеченюжки, состоящие у московской жидвы на посылках. Генерал то, исторически заметил и подчеркнул неспособность данного этно - народца к созиданию. И тогда даже дороги там строили русские и казаки..не особо для них конечно,..

начиналась война с Персиею..

Во времена назначения генерала Ермолова наместником Кавказа произошел случай, поколебавший уверенность чеченцев в выгоде торговли заложниками. По дороге из Хазиюрта в Кизляр был похищен майор Швецов. Чеченцы, не разобравшись в офицерских отличиях, приняли майора за лицо особой государственной важности. И на радостях потребовали у его родных выкуп - десять арб серебряной монеты. Российское правительство просто не знало, как реагировать на такую запредельную цену! Да и взять эту сумму было неоткуда. Тогда сослуживцы Швецова объявили по всей стране сбор пожертвований для выкупа его из плена.

Пока россияне собирали деньги, на Северном Кавказе появился Ермолов. И первое, что он сделал, - платить выкуп за Швецова запретил.

А вместо уплаты приказал посадить в крепость всех кумыкских князей и владельцев, через земли которых провезли русского офицера, и объявил, что, если они не найдут способа его освободить, он всех повесит.

Арестованные князья сразу же договорились снизить выкуп до 10 тысяч рублей.

Но Ермолов снова отказался платить.

Тогда очень кстати возник (по тайной просьбе генерала) аварский хан и выкупил пленника.

Генерал особенности национального менталитета улавливал мигом. Если местному населению платишь деньги, значит, боишься, откупаешься. А потому Ермолов призывал следовать логике неприятеля: "Хочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы слово мое было для азиатов законом, вернее, неизбежной смертью.

Снисхождение в глазах азиата - знак слабости, и я прямо из человеколюбия бываю строг неумолимо. Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены". Свои слова генерал имел обыкновение подкреплять делами. Так что похищение крупных чинов и богатых купцов на время было вычеркнуто из реестра "выгодных".

К весне 1818 года штаб генерала Ермолова, проконсула Кавказа (тогдашнего Хлопонина) был завален донесениями о кровавых бесчинствах творимых чеченцами на казачьих землях. Масштабы набегов приобретали все более угрожающий характер, заместитель Ермолова даже приказал снять все посты по Тереку, ввиду их бесполезности и опасности быть вырезанными самим. Ситуация была плачевной, жители станиц боялись выйти за ворота, между станицами передвигались в сопровождении воинского разъезда, один раз в день и то только после предварительного осмотра дороги. Чеченцы нападали внезапно из волчьих засад, устраивали резню, угоняли скот, хватали женщин и детей, разрушали и сжигали станицы и села. Такое положение дел требовало определенных решений и действий, и они не заставили себя долго ждать. Ермолов решил действовать жестко, он понимал, что так называемые «мирные чеченцы» живущие в ближайших околотеречных аулах являются главными поставщиками сведений о передвижениях российских войск. Именно в этих «мирных» аулах разбойники устраивали свои базы, готовились к набегам и сюда же привозили награбленное и пленных. Доложив наверх о положении дел и о творимых кровавых нападениях, утвердив свой план «умиротворения» с императором Александром I, проконсул приступил к действиям. К жителям аулов были предъявлены жесткие требования, в частности в обращениях к чеченцам было сказано: «В случае воровства, аулы обязаны выдать вора. Если скроется вор, то выдать его семью. Если, жители села дадут возможность и семье преступника совершить побег, то обязаны выдать ближайших его родственников. Если не будут выданы родственники - селения ваши будут разрушены и сожжены, семьи распроданы в горы, пленные повешены». Также проконсул вызвал к себе старейшин аулов и объявил им, что если хоть один отряд бандитского зверья будет пропущен через их земли, все население их сел будет загнано в горы, где их истребит моровая язва и голод, все взятые в плен будут повешены: «Лучше от Терека до Сунжи оставлю выжженные, пустынные степи, нежели в тылу российских укреплений потерплю грабежи и разбои. Выбирайте любое - покорность или истребление ужасное» - сказал им в заключении генерал. Далее следуя намеченному плану войска были переправлены за Терек и 10 июня 1818 года была торжественно заложена шестибастионная цитадель, получившая говорящее имя Грозный. Следующей целью Ермоловского плана умиротворения была очистка прилегающей к Тереку территории от враждебного населения. Зная менталитет местных, проконсул понимал, что мирной эвакуации не получится, добиться этого можно только принудительно «примером ужаса». Для проведения показательной карательной акции был выбран аул Дады-юрт, бандитский притон всех окрестных абреков. 15 сентября 1819 года, на рассвете российские войска под командованием походного атамана генерала Сысоева расположились близ Дады-юрта. Отряд атамана состоял из 5-ти рот Кабардинских пехотинцев, роты Троицкого полка, 700 казаков и пяти орудий. Жителям аула был предъявлен ультиматум, было предложено добровольно покинуть селение и уйти за Сунжу. Но жители посчитав ультиматум пустой угрозой отвергли его и приготовились к обороне селения. Начался отчаянный, кровопролитный бой, одно из первых жестоких сражений российских войск на Кавказе. Каждый двор в ауле был обнесен каменным забором, который приходилось расстреливать из пушек, перетаскивая орудия на руках к каждому дому под ураганным огнем чеченцов, стрелявших почти в упор. В проделанные пушками бреши бросались бойцы и начиналась жестокая и кровавая рукопашная схватка. Cолдатам отступать было некуда, чеченцы бились за свои семьи. Отчаянное ожесточение нарастало с каждой секундой кровопролитного боя, но напор русского войска остановить было нельзя. Чеченцы поняв, что аул им не отстоять, на глазах нападающих закалывали жен и детей и бросались в бой. Потери с обеих сторон быстро росли, в бой вступили спешившиеся казаки. Штурм села продолжался несколько часов и закончился только после полного поголовного истребления всех защитников села. Из живых жителей Дады-юрта осталось только 140 женщин и детей, и несколько тяжелораненых мужчин. Аул был сожжен и разрушен огнем артиллерии полностью.Общие потери русских войск составили четверть от своего первоначального состава, был ранен и сам генерал Сысоев. Уничтожение Дады-юрта заставило жителей остальных аулов отправить свои семьи в горы. И уже следующее селение Исти-Су было взято русскими войсками всего за тридцать минут, без особого сопротивления в штыковой атаке. Только в мечети аула произошла ожесточенная схватка с группой религиозных фанатиков отказавшихся сдаться, все они были убиты в штыковом бою. Далее без особых проблем были взяты села Наин-Берды и Аллаяр-аул, а вот следующий аул Хош-Гельды встретил Ермолова хлебом-солью и был прощен. Оставшиеся села были покинуты местными. Разбои и грабежи временно прекратились. Такое жестокое отношение российского проконсула к чеченским аулам повлекло взрыв ярости и распространение мюридизма на всей территории Северного Кавказа. Но надо понимать, что такие действия Ермолова основывались не на варварском отношении к чеченцам, а на горьком опыте переговорных процессов, задабривании горцев, которые ни разу не привели к конструктивным результатам. Хотя и такая практика кровавых зачисток не дала значимых результатов в установлении добрососедских отношений. После отставки проконсула Ермолова его преемниками было опробовано еще много приемов, способов и средств для установления мира на Кавказе. Но даже не сторонникам Ермоловских методов снова и снова приходилась обращаться к ним, используя наследие генерала для усмирения диких горцев.

Но те, кому пришлось столкнуться с представителями чеченского народа непосредственно, не всегда разделяют исторические восторги по поводу его древности и избранности. Взять хотя бы русского генерала Ермолова, командующего Кавказским корпусом и главнокомандующего в Грузии во время Кавказской войны. «Это они, чеченцы, возмущают весь Кавказ, - писал он в своих записках 1816– 1826 годов. - Проклятое племя… Сего народа, конечно, нет под солнцем ни гнуснее, ни коварнее». Нельзя не вспомнить и поэтические строки Пушкина: Бегите русские девицы Спешите, красные, домой Чеченец ходит за рекой. Или Лермонтова: Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал.4 Кстати, оба великих русских поэта немало времени провели на Кавказе, так что о чеченском народе наверняка знали не понаслышке. До революции чеченцы наносили немало урона своим соседям, например, терским казакам. Зафиксированы многочисленные факты грабежей и убийств, жертвами которых становились в том числе и представители русской национальности. Как видим, у представителей разных народов нет о чеченцах единообразного мнения. В глазах одних они предстают древнейшей нацией, заслуживающей уважения и поклонения. В глазах других – коварными разбойниками. Правда, мало кто не отмечает присущие чеченцам силу, ловкость, верность собственным законам. Отдал должное чеченцам и француз Александр Дюма в книге «Кавказ» (1859): «Если впереди лежит расщелина, которую не решается преодолеть с ходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до 20 футов». «Восток – дело тонкое». По-видимому, к чеченцам это высказывание относится к полной мере. Сложно понять чужую культуру, не находясь внутри нее.

Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чеченцы.
Мы уже видели, как они относились к лагерным беглецам. Как одни они изо всей джезказганской ссылки пытались поддержать кенгирское восстание.
Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чеченцы проявили себя зэками по духу. После того как их однажды предательски сдёрнули с места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли - низкие, тёмные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай.
И такое же было всё их ссыльное хозяйство - на один этот день, этот месяц, этот год, безо всякого скопа, запаса, дальнего умысла. Они ели, пили, молодые еще и одевались.
Проходили годы - и так же ничего у них не было, как и в начале. Никакие чеченцы нигде не пытались угодить или понравиться начальству - но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу своих девочек, чтобы не испортить там, да и мальчиков не всех. Женщин своих они не посылали в колхоз. И сами на колхозных полях не горбили. Больше всего они старались устроиться шофёрами: ухаживать за мотором - не унизительно, в постоянном движении автомобиля они находили насыщение своей джигитской страсти, в шофёрских возможностях - своей страсти воровской. Впрочем, эту последнюю страсть они удовлетворяли и непосредственно. Они принесли в мирный честный дремавший Казахстан понятие: "украли", "обчистили". Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою. Местных жителей и тех ссыльных, что так легко подчинились начальству, они расценивали почти как ту же породу. Они уважали только бунтарей.
И вот диво - все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить
уважать свои законы.
А.И. Солженицын "Архепилаг Гулаг"

"Чеченцы - самые смелые и непокорные племена на Кавказе. Они воинственны еще более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить этот народ, несмотря на многочисленные экспедиции, предпринятые против них, и опустошения, которым неоднократно подвергались их земли."Ген. Ермолов.

""Чеченцы, великолепные наездники-могут преодолевать за одну ночь 120, 130 или даже 150 верст. Их кони, не сбавляя шагу-всегда галопом, штурмуют такие склоны, где казалось бы не пройти и пешему.... Если впереди лежит расщелина, к-ю не решается преодолеть сходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до 20 футов""
А. Дюма Кавказ (Париж, 1859)

""Чеченцы были всегда грозным противником. Они бились с нами не на жизнь, а насмерть.""
В.А. Потто. Исторический очерк Кавказских войн.. (Тифлис, 1899)

""... Способности этого племени-вне сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они - ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны согласиться, что разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которъе почти недоступны нашему крестъянину средних губерний""
Немирович- Данченко. Вдоль Чечни.

"Еще не родился такой человек,
Чтоб горы уставить гробами,
Чтоб сдвинуть Казбек дерзновенной рукой,
Чтоб сделать ЧЕЧЕНЦЕВ рабами!" М.Ю. Лермонтов

«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости».
Из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.

«Чеченцы кроме русских и евреев являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши".
Максим Шевченко.

«Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивы. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа»
«Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного Кавказа СПб. 1904 г. Каспари.)

Брат без брата - что сокол без крыла, сестра без брата - как хворостина голая.

Храбрость дома - трусость среди людей.

Кто боролся против села - остался без дома, кто боролся против царя - остался без головы.

Если в мясе заведутся черви - его солят, а если в соли заведутся черви - что делать

Сын женился - у матери спина согнулась, дочь замуж вышла - выпрямилась.

Что нравится, то и прекрасно.

Осел сам ношу тащит, сам и съедает.

Настоящий вор говорит смеясь, хитрая и кокетливая говорит со слезами.

Из козьего рога не получится рукоятка, сын сестры не заменит родного сына.

Кто летом потеряет один день - зимой потеряет десять.

Возможности своей арбы знает владелец.

У матери не бывает плохой дочери, у свекрови не бывает хорошей снохи.

Недружная семья - неравная война.

«Гость воды просит - значит не голоден, не просит - значит соблюдает пост,» - сказала скупая хозяйка.

Слушать сплетни - болезнь, не слушать - лекарство.

Отступать перед неизбежным поражением - это не трусость.

Богатством ума не купишь.

Кто дал пятачок, тот и сыграл на зурне.

Чем жить без людской, лучше умереть.

Не будь сладким, как плод - кто ни подойдет, съест.

Когда обнажилось темя , гром загремел.

Не трудно пережить бедность, трудно пережить богатство.

Впервые разбогатевший днем свечу зажег.

Подведешь другого - пострадаешь сам.

Камень остался - вода ушла.

В каком ауле ночь застанет - там и заночуй.

Где светит солнце - посей семена, где посеешь семена - там появится тень.

Горячую кашу кушать тоже нелегко.

Оттого, что круп гладкий, не значит, что конь хороший.

Состаришься - не помолодеешь, умрешь - не воскреснешь.

Давший быка на убой не выпросил и печень на жаркое.

Один год и заячьи чувяки выдержали.

Не в такт не становятся на носок.

В бесплодное дерево палкой не швыряют.

Сумасшедший уступил дорогу пьяному.

Не знаю - одно слово, знаю, видел - тысяча слов.

Когда умирает голова, тело тоже умирает.

У своих ворот и петух храбр.

Один летний день зимний месяц кормит.

У хорошего отца бывает плохой сын, у плохого отца бывает хороший сын.

Ухватившийся за родиный хвост утонул, ухватившийся за конский хвост уцелел.

Бывает арбу грузят на лодку, бывает лодку грузят на арбу.

Если сломалась верхняя перекладина, переходи на нижнюю.

Мать кормит дитя, как земля человека.

Кто смолоду стал набожным, того черт попутал.

Небо светло - могила темна.

Пришедшего надолго не принимай, с пришедшим ненадолго не будь неприветлив.

Живущий у реки знает брод.

Друг из далекого края подобен сооруженной крепости.

Пустили осла на траву - забрался в репейник.

Мулла, погнавшийся за двумя милостынями, остался ни с чем.

Движение - счастье юноши, покой - счастье девушки.

Петушок, выведенный осенью, не стал петухом.

Умному весь мир родина.

Глупый человек, разбогатевши, заводит вторую жену.

Кузнец работает щипцами, чтобы не обжечь руку.

Доброе слово гору с места сдвинуло.

Попадешь туда, где работают - работай, попадешь туда, где едят - ешь.

Говорить много - серебро, а молчать - золото.

Хороший сын - сердце отца, плохой сын - горе отца.

Кто знает, что будет завтра, тот преуспевает.

Волк не бывает без зубов, а зима - без холода.

От течения вода не убывает.

Легко быть плохим, трудно быть хорошим.

Когда проголодаешься - кажется, что никогда не насытишься, когда насытишься - кажется, что никогда не проголодаешься.

Пролежавший лето пробегал зиму.

С воем рыскавший волк оленя не поймал.

Кто поленился жать свою пшеницу, тому пришлось добывать камень для других.

Расчет верен не перед уходом, а после возвращения.

Осел, обозвавший другого ослом, в пропасть упал.

Побывавший на мельнице переспорил побывавшего на войне.

Если бы я знал, что мать умрет, я бы ее за мешок соли продал.

Только вор поможет вору.

Слепой в чужом глазу бельмо заметит.

Боровшийся необдуманно без удачи погиб.

Гнев матери как снег - выпадет много, но тает быстро.

Угостишь чем богат - щедрость, ударишь чем попало - храбрость.

Еды, приготовленной для троих, хватило четверым.

Достойный человек не бывает без друзей.

Ссора - не каша с пахтой.

Нет ничего сладостнее , нет ничего быстрее глаза.

Трудись, будто никогда не умрешь, будь добрым с людьми, будто завтра умрешь.

Не осмелившийся ударить коня, ударил седло.

Ожиревший осел с обрыва упал.

Что на уме - выскакивает на язык.

На время кривда лучше, а навсегда - правда.

Кто ест соль, тот и воду пьет.

Хороший сын отцовское сердце радует.

Рана от шашки зажила, рана от языка - нет.

У рано поднимающегося пастуха овца двойню родила.

Куда игла, туда и нитка.

Спасаясь от воды, попал под мельницу.

Если дома нет почета, не будет его и за стенами дома.

Лучше сосед поблизости, чем родичи вдали.

Скорая вода до моря не доходит.

После кражи коровы засов не закрывают.

Хвали мерина, а садись на коня.

Сказанное при пахоте нашлось при жатве.

У хорошего человека - плохая жена, у плохого человека - хорошая жена.

Зуб, скрежетавший на сноху, укусил сына.

Лучше перепел в руках, чем осенью олень.

Скотина, стоявшая рядом с ослом, заржала по-ослиному.

Кто раньше мельницу попросил, тот и смолол.

Съеденное - сила, наваленное на спину - груз.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

Лето копну поставило.

Бравый пьет водку, а гусь - воду.

Здоровый не знает состояния больного.

Красивая девушка и в старом платье хороша.

Девушка, расхваленная матерью, не поднялась в цене.

На неисправимого слова не действуют.

Ласковое слово змею из норы выманило.

Сегодня украл курицу - завтра захочет украсть лошадь.

На лжи город не построишь, но беду наживешь.

Два врага под одной крышей не уживаются.

Лодырь и умывается долго.

Имеющий тысячу друзей спасся - имеющий тысячу голов скота погиб.

Колючка с самого начала растет острой.

У труса речь бывает красивой, а душа - грязной.

Гончар приделывает ручку кувшина, где ему захочется.

Несчастье за порогом не несчастье.

Кто говорит лишнее, пусть живет, чтобы иметь возможность говорить и нелишнее.

Что сделано легкомысленно, легко не кончается.

Кто не уважает людей, того не уважают люди.

По ковру и ноги протягивай.

Смерть жены - смена постели.

Кто удержался от соблазна, тому краснеть не придется.

Неуважение к людям есть неуважение к себе.

Тихому не верь, быстрого не бойся.

Счастье. Торе, неудача. Несчастье

Гость гостя не любит, а хозяин - обоих.

Ум женщины в глазах, но не в сердце.

Если много поешь - и мед горчит.

Не потребуешь того берега, не получишь этого.

Переселение - разорение.

Не будет сына - не будет и крова.

Если при падении чинары не слышно было треска - не будет слышно и после.

Богатством ума не купишь.

Когда напарник хорош, и мерин коня обгоняет.

Скверная ворона скверно и каркает.

Только война дает отпор войне.

У плохого слова, как у хорошего коня, бывает алюр.

Коли клонит ко сну - подушки не выбираешь, коли полюбишь - красоту не выбираешь.

Собаку, лаявшую впустую, волк утащил.

Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро.

Раз споткнулся - споткнешься семь раз.

Если сказанное - серебро, то не сказанное - золото.

Когда мулла дал милостыню, черт на зурне заиграл.

Если к тебе пришла беда - подними голову, если к людям пришла - опусти.

Болтуна на рыбную ловлю не бери.

Осторожный кабан кукурузы не поел.

Куда коза, туда и козленок прыгнул.

Не заработанное своим трудом кажется легковесным.

Ум глупого человека - молчание.

Красота - до вечера, доброта - до смерти.

Хитрую женщину никто не разоблачит.

Огонь с водой не уживается.

Когда голова пуста, страдают ноги.

Если прояснился центр неба - приготовь накидку (будет непогода), если прояснилась окружность - приготовь хлеб (готовься к работе, будет хорошая погода).

Еда - пища тела, сон - пища бодрости.

Белые ручки чужой труд любят.

От кремня рождается искра, от достойного рождается достойный сын.

Не обжигая шампура, не изжаришь шашлыка.

Если вол не будет худым, семья не будет жирной.

Если хочешь узнать человека, посмотри на его друзей.

Нетерпение душу взяло, терпение гору взяло.

Кто возился с дровами, тот возился и с золой.

Кто с копейкой не считается, тот сам копейки не стоит.

В дороге и палка товарищ.

Кто хотел одолеть мир, был одолен миром.

Не знаешь, кто кинул камень, кто - грушу.

Скажи дочери, чтоб сноха слышала.

Каждый свою плешь чешет.

Не бойся зимы, за которой идет весна - бойся осени, за которой идет зима.

Там, где не светит солнце, земля греть не будет.

И к поражению войска привел один, и к победе привел один.

Имеющий двух жен не нуждается в собаке.

Убежав от дождя, попал под водопад.

Долю опоздавшего съела кошка.

Нет ничего дороже доверия.

Что получено от отца и матери, съедается без благодарности.

Если придет в гости дурной человек - хорошо накорми его, а хорошего достаточно угостить, чем сможешь.

Оттого, что однажды надо драться, не будь вечно злым.

Не хватайся за отцовскую бороду, но если схватишь, не отпускай.

Волк, состарившись, охотится за кузнечиками.

Та, что в нарядном платье, за меня не выходит, а ту, что в простом платье, я не беру.

Кто чужую козу съел, у того голова горит.

Не сделаешь за день то, что должен сделать - будешь целый год мыкаться.

Кто думает о последствиях, не может быть храбрым.

Сломается арба - дрова, падет вол - мясо.

Где стояло болото, там остается сырость.

Ненастный день сменится ясным, но плохой человек не станет хорошим.

Женщины шерсть стирали, а лисица выстирала свой хвост.

Хоть в Мекку повези, острота чеснока не пройдет.

Взбесившийся конь на кол наткнулся.

Цени, что имеешь - так и богатство множится.

И собачью кормушку при сватовстве выдают за медную.

В яму, вырытую для других, попадешь сам.

Если не по вкусу, то пусть будет по возможности.

Не умеющий жить всегда говорит о прошлом.

Неисправимый для своих - горе, для чужих - смех.

Из яиц, снесенных на языке, яичницу не изжаришь.

Чем плохой сын, лучше хороший зять.

Каша лучше болтовни.

Когда спросили, что хорошо, заяц ответил: «Увидеть собаку раньше, чем она увидит тебя».

Если суждена в доме беда - пусть умирает сноха, если же беда суждена вне дома - то пусть умирает зять.

Незнакомое дело заводит на неправильный путь.

Не успел вымолвить палас, как его обозвали рванью.

Не завязывай дружбы с неиспытанным человеком.

Нет добра без последующего худа, нет худа без последующего добра.

Разговорами гостей не накормишь.

Старая арба испортила дорогу, плохая жена испортила дом.

Не посмотревши вперед - не делай шагу, не оглянувшись назад - не молви слова.

«Просить» - раб, «дать» - князь.

Не старайся всегда для себя как мотыга, не старайся всегда для других как тяпка, будь с людьми и так и сяк как пила.

Ранняя смерть лучше позорной жизни.

Хваленный хозяином конь не перегонит.

Дважды сказанное и на мельнице услышали.

Осел тогда лишь узнал, что он осел, когда его за ухо потянули.

Вор вора знает.

Собака пускается вплавь, когда вода попадает под хвост.

Золото дороже там, где оно добывается.

Дружные кошки победили недружных волков.

Для еды бери яблоко, для вкуса - грушу, а сливу - откуси да выбрось.

Кто не боится чужого зла, тот не радуется своему добру.

Бездонная кадка водой не наполнится.

Если голова бездумная, плачут глаза.

«Пусть медведь с волком дерутся, а кувшин масла я съем», - сказала лисица.

Кто ходил продавать черемшу, вернулся купив лук.

Пока слово не вылетит - оно твой раб, вылетит - ты его раб.

Без тучи на небе дождь не пойдет, без горя на сердце глаз не заплачет.

Реки без истока не бывает.

У кого сердце бесплодное, у того язык плодовит.

Умного и вода не унесла, и огонь не сжег.

Глаз боязлив, рука храбра.

То, что тебе нужно будет завтра, надо знать уже сегодня.

Сорванное яблоко обратно не прирастает.

Женский ум короче лягушиного хвоста.

Если ты на улице уголь, дома будь угольком.

К неудачнице и из отчего дома приходит соперница.

Хороший сын - крепость, плохой сын - горе.

Не сдержишь слова, не сдержишь и клятву.

Сильный кабан хвостом корень лопуха вырвал.

Если не болит голова, не перевязывай ее.

Не всегда река по одному руслу течет.

Кто не любил корову, тот всегда мечтал о молоке.

Муж хорошей жены не будет плохо одет.

Кто старшего не послушался, в большую яму упал.

Отец хорош и из дерева, мать хороша и из войлока.

Звуки дальней зурны приятнее.

Не мужчина, если у него нет трех тайн даже от родного брата.

Состояние человека, поломавшего ногу, поймет тот, у которого ломалась нога.

У пастуха, боявшегося волка, стадо не увеличивалось.

Кошка, не доставши до сала, сказала, что у нее пост.

Захочешь порвать дружбу - попроси луку седла.

Летом лень - зимой мука.

Озеро не замерзнет, если дно не холодное.

Плохое наследие хороших предков хвалит.

Покойник без савана не остался, невеста без выкупа не осталась.

Друг лучше старый, а шуба - новая.

И про самого красивого человека сказали, что у него шея длинная.

Мне кудахчешь, а соседям яйца носишь.

Что имеется на дне котла - шумовка знает.

В недружной семье добра не бывает.

Чем больше прислушиваешься, тем больше шуму.

Когда бык напился воды, бычок доволен был, что лед слизнул.

Пришедший незваным ушел несытым.

Вода чиста у истока.

Откуда не дует ветер, не ставь туда веялку.

Шейх любит молоко, а мюрид - шейха.

Терпенье - стан победы.

Высокой чинаре - всегда ветер, молодцу - всегда упреки.

Оттого, что отец поест, сын не насытится.

Обращайся с мужем нежно, но тайком саван готовь.

Обжегшись на супе, дует на воду.

Осел - не богатство, солома - не корм, сыворотка - не милостыня.

Не преодолеешь гору, не закрепишься на ровном месте.

Единство народа - несокрушимая крепость.

Месть стареет, но не забывается.

Мулле взятку дали - и овчарку на кладбище разрешил похоронить.

Вора обворовали - и бог засмеялся.

Заблеешь - волк утащит, не заблеешь - чабан зарежет.

Ружье, направленное на людей, выстрелило назад.

Летом не поработаешь, зимой котел не закипит.

Чем просить, почетнее стать пастухом.

В том, что сова не видит днем, солнце не виновато.

Рыскающая лисица победила лежавшего волка (любившего лежать, ленивого).

В дурной семье умному достается много забот.

Ружье убило одного, а язык - тысячу.

Когда вырастает красивая дочь, становится известным имя отца.

И сытым не пускайся в путь без пищи, и в ясный день - без бурки.

Из опрокинутой посуды выльется только то, что в ней есть.

Низкий человек всегда самолюбив.

Достоинство людей - их количество.

Груша от грушевого дерева недалеко падает.

Жена кажется лучше чужая, конь - свой.

С хорошим другом можно ехать хоть на край света.

Оттого, что большая голова, ума много не бывает.

Бродячий пес без удара палки не останется.

Если даешь не от жалости, для бахвальства - давать не следует.

Захочешь много - получишь мало.

Запачкался - не жалей воды.

Одна искра целый аул сожгла.

Кто не хочет пасти скот, тот не захочет и работать с лопатой.

Яблоня родит только яблоко.

Грязного не смоешь и водой, чистого не прожжешь и огнем.

Из чужих мест гончая зайца не поймала.

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего неоперившегося птенца.

Если нет никаких возможностей и труп отца оставляют.

Из жерди обод не согнешь, из осленка коня не вырастишь.

Если ты лисица, то я лисий хвост.

Старик попробовал ребячиться, да умер с натуги.

Увидевший летом змею, зимой боялся веревки.

Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца.

Станешь гордой овцой, а волки тут как тут.

С огнем не шути, воде не верь.

Хорошего коня раз хлестнешь кнутом - на год хватит.

Доброе слово посчитали милостыней, плохое слово - грехом.

Породистый птенец в гнезде петь начинает.

Имеющий лошадь остался - имеющий седло уехал.

У несчастного и краешек тюфяка изорвался.

Слово «не знаю» дороже золота.

Холм, на котором стоишь, кажется высоким.

Горбатого могила исправит.

Хорошая лягушка в своем болоте живет.

Орел рождается только в горах.

Еда без остатка - еда не досыта.

Курица, попытавшаяся прокричать по-петушиному, лопнула.

Понимающий друг считается братом.

Ищущий зло не избавится от плохого.

Повадился кувшин по воду ходить, так и остался у реки.

Кошке - забава, мышке - смерть.

Не возвратившаяся домой скотина исчезла, не оставив шкуры.

Не ищи скота - ищи траву.

Даренному другом коню в зубы не смотрят.

Обруч, не согнутый из прутика, не согнешь из жерди.

Выйдет из дома зло, извне добро не придет.

Где есть согласие - там благодать, где нет согласия - зло.

Кто откладывал дела на завтра, тот жил с жаждой желанного.

Кто умеет ходить - тому вниз по склону, кто не умеет - тому в гору.

Бесполезно числиться в списке, если на лугу не имеешь дом.

Плохой конь - помеха хорошему наезднику.

Не обдумав - не говори, а если уж сказал - не отступай.

Огонь можно разжечь только огнем.

Когда нет настроения, не пляшут ноги.

Когда смерть грозит - и мышь кусается.

Поделиться: