Штрафные санкции по 44 фз для исполнителя. Претензионная работа при исполнении контракта

Какие нарушения в основном совершают поставщики, как рассчитать пени по договору поставки, по какой формуле рассчитать пени, если была просрочка поставки, расскажем в статье.

Пени и штрафы по 44-ФЗ

Любой контракт предполагает наличие штрафных санкций за невыполнение его условий. В случае со сферой госзакупок, поставщики, нарушившие подписанный договор, обязаны заплатить штраф или пеню. Ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ оговорена в статье 34 Федерального закона № 44-ФЗ, а также дополнена постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063. В последнем документе содержатся формулы, позволяющие определить размер пени или штрафа.

Согласно 44-ФЗ, существует два основных вида нарушения договора:

  • просрочка исполнения.

В зависимости от того, какой вид нарушения совершен поставщиком, заказчик имеет право требовать штраф (ненадлежащее исполнение) или пени (просрочка). Размер неустойки за просрочку поставки товара или другие нарушения индивидуален, расчет суммы производится на основе Правил определения размеров штрафа, обозначенных в 44-ФЗ и .

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Следует сразу отметить, что расчет пеней по договору для заказчиков и поставщиков производится по разным формулам - для поставщиков формула расчета неустойки гораздо более сложная. Кроме того, закон также гласит, что размер пени за просрочку не может быть изменен даже по согласованию сторон.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Оплата неустойки по 44-ФЗ

Одно из основных нарушений, совершаемое поставщиками - нарушение сроков поставки . В связи с этим, закон предусматривает два основных фактора, которые будут влиять на размер неустойки: объем невыполненных работ и длительность задержки (насколько сильно были нарушены сроки).

Пеня за каждый день просрочки определяется специальной формулой, которая ориентируется на цену контракта, стоимость фактически исполненного обязательства и размер ставки. Нарушение сроков поставки по 44-ФЗ грозит поставщику финансовыми потерями и может повлечь за собой расторжение контракта.

Неустойка за просрочку поставки - не единственный случай, когда заказчик имеет право выставить штраф. Еще одно нарушение, за которое предусмотрена выплата неустойки - нарушение по качеству товара . В данном случае заказчик должен предоставить доказательства о несоответствии качества товара заявленному (посредством экспертизы), а поставщик имеет право на дополнительный срок для устранения недостатков. Если недостатки не устранены, производится начисление пеней или штрафа.

Как рассчитать пени по договору поставки?

Расчет пени, если была просрочка поставки, производится по следующей общей формуле:

Пени (П) = (Цена контракта (Ц) - Стоимость фактически исполненного обязательства (В)) х размер ставки (С)

На сегодняшний день, нарушение сроков поставки товара - достаточно грубое нарушение, однако в некоторых случаях размер выплаты за просрочку ниже, чем штраф за ненадлежащее качество. Если вы не уверены, что готовы поставить высококлассный товар, соответствующий заявленному в контракте, то в некоторых случаях выгоднее будет заплатить пени за просрочку, чем штраф за низкое качество.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Согласно старой американской поговорке, неизбежными являются только две вещи - смерть и налоги. Однако, в суровой российской действительности, неизбежным, помимо всего прочего, является нарушение одной из сторон заключенного контракта. Бывают, впрочем, такие ситуации, когда нарушает кто-то другой, а ответственность ложится на тебя и важно знать, как этого избежать.

Сегодня мы поговорим о том, что делать, когда вы (Заказчик) ни в чем не виноваты, а виноват кто-то другой (Поставщик) и как правильно всё это оформить. Речь пойдет о нарушении сроков исполнения обязательств, предусмотренных заключенным контрактом.

Убедиться в нарушении сроков

Итак, начнем с того, что вы заподозрили, что Поставщик нарушает сроки поставки товара. Самое первое, что нужно сделать вам, как Заказчику – внимательно прочитать текст контракта, убедившись в том, что сроки действительно нарушены, поскольку все сроки строго определены.

Если срок поставки указан строго от даты заключения контракта, то уточните, какие дни указаны рабочие или календарные, и в случае, если товар не поступил к вам в указанный срок, можно утверждать что есть нарушение сроков поставки.

Если срок поставки исчисляется от даты получения заявки на поставку товара (в том случае, если поставка происходит по заявке), убедитесь, что заявка была отправлена и что немаловажно, получена Поставщиком. Срок поставки исчисляется с момента получения заявки, а не отправки. Ваша заявка, сделанная при помощи телефонного звонка, не может быть доказательством совершения заявки, в том случае, если вы не предоставите впоследствии запись этого разговора.

Не усложняйте себе жизнь – пишите больше, говорите меньше. Пусть вашим негласным правилом станет «золотая» фраза, пришедшая нам из кладезей армейской мудрости: чем больше бумаги, тем чище зад.

Уведомить поставщика о нарушении

Когда вы с достоверной точностью установили, что товара нет, и Поставщик надлежащим образом был уведомлен о своих обязательствах, вам следует незамедлительно уведомить его способом, оговоренным контрактом. Не лишним будет напомнить о том, что телефонные звонки, совершаемые вами Поставщику, не всегда могут быть должным образом зафиксированы. Воспользуйтесь либо заказным письмом с уведомлением в юридический адрес Поставщика, либо адресом электронной почты, указанной в контракте.

Важно: Выставить претензию – это ваша обязанность, а не право.

При составлении первоначальной претензии, вы можете сразу же оговорить сроки, в течение которых он должен поставить товар, указав на возможные последствия, если они оговорены контрактом: пени и возможность одностороннего расторжения контракта.

Обозначить сроки просрочки

Если текстом договора не определен максимально возможный срок просрочки обязательств, то исходя из общих положений ГК, после просрочки в 30 дней вы можете направить Поставщику решение об одностороннем расторжении контракта, и, подождав еще 10 дней (с момента получения Поставщиком решения), считать контракт расторгнутым. (ст. 95 п.13 44 ФЗ)

В случае если Поставщик, после получения решения об одностороннем расторжении контракта, всё же поставил товар в 10-дневный срок, такое решение отменяется, и выставляется требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательств. (ст. 95 п.14 44 ФЗ).

Если вы упустите претензионную работу, то сами можете стать объектом для наказания от руководства и контрольных органов (часть 7 ст. 7.32 КоАП РФ).

Действия заказчика - резюме:

  • ознакомьтесь со сроками исполнения обязательств по поставке
  • заявки на товар отсылайте надлежащим образом
  • незамедлительно уведомляйте Поставщика о нарушении сроков, допущенных им при исполнении контракта.
  • при выявлении нарушения, выставляйте требования о выплате пени (при просрочке) и штрафа (при не поставке).
  • внимательно изучите ст.95 44-ФЗ.

С 9 сентября вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, которое утверждает новые правила определения размера штрафа и пени, вместо ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Новые правила будут применяться к закупкам, извещения о проведении которых разместят в ЕИС после 9 сентября 2017 года.

Из положительных моментов можно отметить отмену формулы, которая была в ПП1063, и с которой Заказчикам было очень сложно разобраться и корректно рассчитать пени. Можно сделать вывод, что на этой почве будет меньше конфликтов.

Сейчас все просто:

«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).»

На момент написания статьи Центробанк снизил ключевую ставку (ключевая ставка приравнена к ставке рефинансирования) и с 18 сентября 2017 года она составляет 8,5%. Следующее обновление данного показателя ожидается 27 октября.

  • 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Так же, если контрактом предусмотрены этапы исполнения, штраф поставщику начисляется исходя из цены этапа, а не из цены всего контракта.

Теперь поговорим об отрицательных моментах.

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Можно было просто написать, что заказчик теперь ни за что не отвечает и может делать все, что угодно с подрядчиком.

Т.е. заказчик может просто не допускать на объект подрядчика, не согласовывать ему документы, допуски и т.д. И если в его действиях подрядчик увидит неисполнение обязательств, то подрядчик вправе выставить требование об уплате штрафа тысяча рублей, ну или пять тысяч.

А подрядчик, в свою очередь рискует попасть на пени, которые составляют гораздо большую сумму.

Или более интересный вариант: заказчик находит 100 незаконных причин не допустить к выполнению работ подрядчика.

А контракт будет уже выполнен после проведения запроса предложений, в результате которого он (заказчик) с легкостью «протащит» своего подрядчика.

Можно сделать вывод, что законодатель оторван от бизнеса и мало разбирается в специфике государственных торгов. Либо намеренно ставит участников и заказчиков в абсолютно не равные условия.

Вот такие вот штрафы и пени по 44-ФЗ. Новые правила.

Поставщики и реализаторы товаров неразрывно связаны. От качества поставок зависят доходы продавца, который, при оперативной реализации закупок, повторно закажет товар у поставщика. На сохранение круговорота влияет и качество продукции, и соблюдение сторонами условий контракта. На территории РФ это регулируется ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок», за счет описанных штрафов и ответственности перед законом, описанной в статье 107 ФЗ 44.

В сфере закупок распространены случаи, когда заказчик или поставщик нарушает обязательства или не выполняет их в полном объеме. Для поставщика это передача некачественного товара, или меньшего количества, чем указано в договоре. Для продавца - неполная оплата при закупке продукции. Иногда нарушения происходят по причине незнания одной из сторон законодательства в целом и ФЗ 44 - в частности.

Административные штрафы в ФЗ 44 учитывают эти схемы. Их размеры изменяются в зависимости от степени тяжести нарушения. Изменения, вносимые в ФЗ 44, призваны регулировать этот момент, и оставлять суммы на соразмерном правонарушению уровне.

Ответственность за нарушения по контрактной системе

Административные наказания за неисполнение контракта по ФЗ 44 различаются. Это касается размеров выплачиваемых сумм. Они рассчитываются в процентном соотношении от цены контракта.

Наиболее уязвимой остается сфера государственных закупок, рассматриваемая ФЗ 44. Поэтому, последние нововведения в законодательстве РФ затрагивают данный вопрос.

Правонарушения со стороны заказчиков, хоть и редки, но случаются, и за них предусмотрены санкции по ФЗ 44. В результате последних редакций закона, наказание, в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, кроме заказчика, несут:

  • должностные лица официальных органов;
  • лица, входящие в комиссию по осуществлению госзакупок;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных площадок;
  • стороны сделки.

Но и поставщики могут допустить свои виды нарушений по ФЗ 44. Среди них в юридической практике самые распространенные:

  • просроченный договор;
  • частично выполненные или невыполненные обязательства;
  • несоблюдение законодательных формальностей.

За все нарушения ФЗ 44 взыскивается пеня, и ее размер растет с увеличением срока просрочки. Она может дополняться штрафами или принимается решение об одностороннем разрыве контракта.

Штрафные санкции для заказчика

По ФЗ 44 от 5 апреля 2013 года, штрафы в сфере закупок теперь регулируются статьями 7.29-7.32.1 КоАП. Обычно, заказчики обходятся без правонарушений по ФЗ 44, но всегда остается вероятность ошибки или неверно истолкованных нормативов законодательства.

Все нарушения закона о контрактной системе влекут за собой административную ответственность. Сумма выписываемых штрафов по ФЗ 44 варьируется от 5 тыс. рублей, за просрочку возврата денег не более чем на 3 дня, и до 1 миллиона - за отказ или уклонения поставщика вооружения РФ от заключения контракта на государственный оборонный заказ.

Наказание за сроки

Как уже говорилось выше, длительность просрочки влияет на размер пеней ФЗ 44, которые нарушитель обязан выплатить. Стоит привести примеры штрафов по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту.

За нарушение сроков контракта заказчиком, размер штрафа по ФЗ 44 составляет 3 тыс. рублей, если длительность просрочки не превысила 2 рабочих дня. Для государственных оборонных заказов, с тем же нарушением сроков, сумма увеличивается до 30 тыс. рублей. По ФЗ 44, для операторов электронной площадки с аукционами, за нарушение сроков блокировки выносится наказание об уплате 15 тыс. рублей. Юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тыс. рублей, если им нарушен порядок закупки информации и документов, указанный в ФЗ 44, и нарушение сроков не превышает одного рабочего дня.

Таблица штрафов за нарушение 44 ФЗ

Номер статьи КОАП

Текст правонарушения ФЗ 44

Административная ответственность по ФЗ 44

Часть 1, ст. 7.29

Нарушение требований, предъявляемых законодательством РФ к способу определения поставщика при закупке продукции.

Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 2, ст. 7.29

Игнорирование необходимости проведения конкурса или аукциона для определения поставщика.

Штраф 50000 руб.

Часть 2.1, ст. 7.29

Заказчиком было принято решение о проведении конкурса или аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или он нарушил порядок и сроки направления, нужного для заключения контракта с единственным поставщиком.

Штраф 50000 руб.

Часть 3, ст 7.29

Должностное лицо включило в план-график закупок товары, не соответствующие целевому назначению, указанному в документе, или обладающие максимальной ценой, без должного обоснования.

Штраф в 20-50 тыс. руб.

Часть 3, ст. 7.29

Должностное лицо не обосновало начальную стоимость контракта или закупаемого товара.

Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 3, ст. 7.29

Был нарушен порядок/сроки общественного обсуждения по вопросу закупок, или оно не было проведено.

Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 1, ст. 7.29

Нарушение установленного законодательством РФ в ФЗ 44 срока утверждения планов-графиков закупок.

Штраф 30000 руб.

Часть 1. ст. 7.30

Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона на 2 дня или меньше.

Штраф в 5 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 15 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.1, ст. 7.30

Пропуск сроков размещения информации о проведении конкурса или аукциона более чем на 2 дня.

Штраф в 30 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 100 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.2, ст. 7.30

Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или меньше.

Штраф в 3 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 10 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.3, ст. 7.30

Пропуск сроков размещения информации и документов, при запросе котировок и предложений, или проведения закупок у одного поставщика, на 1 день или больше.

в 50 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.4, ст. 7.30

Нарушение установленного ФЗ 44 порядка при предоставлении документации конкурса или аукциона, или при приеме заявок на участие в них. Штраф в 15 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 50 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 1.5, ст. 7.30

Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, менее чем через 10 дней с момента внесения соответствующих поправок в план-график. Штраф 30000 руб.

Часть 1.6, ст. 7.30

Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при отсутствии соответствующего момента в плане-графике. Штраф 30000 руб.

Часть 1.7, ст.

7.30

Должностным лицом было размещено извещение об осуществлении закупки и необходимости поставщика, при наличии предписания о необоснованности закупки. Штраф 30000 руб.

Часть 2, ст. 7.30

Отказ в участии в аукционе или конкурсе на основаниях, не указанных в ФЗ 44, или нарушение порядка рассмотрения заявок.

Часть 2.1, ст. 7.30

Наличие нарушений в протоколе, определяющем поставщика. Штраф в 10 тыс. руб.

Часть 3, ст. 7.30

Несоблюдение требований ФЗ 44 по вопросу размещения информации и документов. Штраф в 50 тыс. руб. — для должн. лиц,

в 500 тыс. руб. — для юр. лиц

Часть 4, ст. 7.30

Лицом предъявлены не описанные в ФЗ 44 требования к участникам закупки. 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 5 до 30 тыс. руб.

Часть 4.1, ст. 7.30

Установленные на объект закупки требования, ограничивающие количество участников конкурса или аукциона, кроме случаев, указанных в ФЗ 44. 1% от начальной цены контракта, с ограничениями — от 10 до 50 тыс. руб.

Часть 4.2, Ст. 7.30

Документация на конкурс или аукцион, на запросы предложений или котировок утверждена с нарушением законодательных требований ФЗ 44. Штраф в 3 тыс. руб.

Часть 6, ст 7.30

Отклонение или прием заявки на незаконных основаниях, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками и их последующей оценки. 5% от начальной цены контракта - до 30 тыс. руб.

Часть 7, ст. 7.30

Незаконное определение победителя в конкурсе или аукционе Штраф 50000 руб.

Часть 8, ст. 7.30

Незаконное уменьшение сроков подачи заявок. Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 11, ст. 7.30

Закупки у малых предпринимательств или социальных некоммерческих организаций осуществлялись в меньших размерах, чем те, которые предусмотрены ФЗ 44. Штраф 50000 руб.

Часть 13, ст. 7.30

Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на срок до двух дней. Штраф в 3 тыс. руб.

Часть 14, ст. 7.30

Сроки подписания документов для проведения конкурсов и аукционов, оформления запросов на котировки и предложения, просрочены на два дня или более. Штраф в 30 тыс. руб.

Часть 1, ст. 7.31

В реестре недобросовестных поставщиков была внесена информация, не соответствующая действительности. Штраф 50000 руб.

Часть 2, ст. 7.31

Просроченная подача или ненаправление информации для реестров недобросовестных поставщиков, и контрактов, заключенных заказчиками. Штраф в 20 тыс. руб.

Часть 1, ст. 7.31.1

Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или меньше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, описанное ФЗ 44. Штраф в 5 тыс. руб. - для должн. лиц,

в 30 тыс. руб. - для юр. лиц

Часть 2, ст. 7.31.1

Возврат денег, внесенных для обеспечения заявки на участие в конкурсах при определении поставщика, был просрочен на три дня или больше, и/или имело место нарушение порядка их возврата, указанное в ФЗ 44. Штраф в 15 тыс. руб. - для должн. лиц,

в 90 тыс. руб. - для юр. лиц

Часть 1, ст. 7.32

В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44. 1% от цены контракта, от 5 до 30 тыс. руб. - для должн. лиц

1% от цены контракта, от 50 до 300 тыс. руб.

Часть 2, ст. 7.32

В условиях исполнения контракта, или при определении поставщика были допущены нарушения положений ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. Двойная стоимость издержек

Часть 3, ст. 7.32

Должностное лицо уклонилось от подписания контракта, или нарушило сроки его заключения, указанные в ФЗ 44. Штраф 50000 руб.

Часть 4, ст. 7.32

Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44. Штраф в 20 тыс. руб. - для должн. лиц,

Часть 5, ст. 7.32

Изменение пунктов контракта на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44, что привело к дополнительным расходам в бюджете или меньшему объему поставляемых услуг/товаров. Двойная стоимость издержек

Часть 6, ст. 7.32

При одностороннем отказе выполнить условия контракта, был нарушен официальный порядок его расторжения, приведенный в ФЗ 44. Штраф в 50 тыс. руб. - для должн. лиц,

в 200 тыс. руб. - для юр. лиц

Часть 7, ст. 7.32

В результате действия/бездействия должностного лица или индивидуального предпринимателя был нанесен вред общественным интересам, и его степень недостаточна для уголовной ответственности. От 5 до 15% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 30 тыс. руб.), или дисквалификация - до 2 лет - для должн. лиц или ИП,

от 100 до 300% от общей стоимости невыполненных или нарушенных обязательств (сумма составляет от 300 тыс. руб.) - для юр. лиц

Часть 8, ст. 7.32

Нарушение требований ФЗ 44, наряду с другими нормативными актами законодательства РФ, связанными с контрактной системой в сфере закупок, при изучении результатов проведенных работ или поставленных товаров. Штраф в 20 тыс. руб.

Часть 9, ст. 7.32

Должностное лицо не отправило мотивированный отказ от принятия заказа, или не составило перечень документов, указанных в ФЗ 44. Штраф в 20 тыс. руб.

Часть 10, ст. 7.32

Должностным лицом была принята работа, не соответствующая условиям контракта, что повлекло за собой увеличенные расходы из бюджета РФ. Штраф в От 20 до 50 тыс. руб.

Часть 11, ст. 9.16

Закупленные товары не соответствуют требованиям их энергоэффективности. Штраф в 30000 руб. - для должн. лиц в 100000 руб. - для юр. лиц

Часть 7, ст. 19.5

Предписания от официальных органов не выполнены к установленному времени. Штраф в 50000 руб. - для должн. лиц в 500000 руб. - для юр. лиц

Ст. 19.7.2

Лицо не предоставило или пропустило сроки предоставления в уполномоченные органы, контролирующие сферу закупок, информации и документов, указанных ФЗ 44. Штраф в 15000 руб. - для должн. лиц,

в 100000 руб. - для юр. лиц

Нарушения данного ФЗ грозят серьезными штрафными санкциями, найти деньги на погашение которых — не всегда просто, однако выход есть. Можно оформить срочный банковский заем и рассчитаться с долгом в тот же день. Предложения

Скачать текст закона

В закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб», с момента его вступления в силу, продолжают вноситься изменения и поправки. Ознакомиться с редакцией ФЗ 44 от 7 июня 2017 года, можно .

Поделиться: