Значение погон тату. О происхождении и сути погон

Воровская наколка Эполет означает погоны царских времен, которые обычно наносится на плечи арестантов. Это наиболее спорная татуировка в преступном мире, так как погоны противоречат воровским понятиям и большинство считает, что Эполеты вовсе не приемлемы на зоне.

Но наносили ее, как ни странно, воры в законе и те, кто стремятся только познать преступный мир.

Дело в том, что в дореволюционной России не было таких обозначений, как «сученный» или «автоматная рожа», то есть те люди, которые держали в руках оружие. Эполеты были введены в 1803 году и до 1854 года они оставались единственным видом наплечных знаков различия для офицеров и генералов русской армии. Только к 1917 году эполеты на военной форме отменяются навсегда.

1.«Прошел ЗУР* (зону усиленного режима). (Как вариант, может быть нанесено «БУР» - барак усиленного режима.)

2.«Я вор». «В Совдепии, не воруя - не проживешь». «Мать вырастила меня, воруя жратву на промзоне Совдепии».

3.«Дави коммунистов, делашей, стукачей и сук». «Стал вором из-за КПСС».

6.«Тигр» зоны. Боец (см. Словарь). «Постоянно прописан в тигрятнике* (см. Словарь). Татуировка характерна для злостных нарушителей режима содержания ИТУ.

7.«Прошел дисциплинарный изолятор (ДИЗО) в ВТК* (пятидесятисуточный).

8.«Белая гвардия*. Характерна для отказчиков от работы в ИТУ.

Во времена наполеоновских войн, погоны этого типа были особенно распространены в Европе. В настоящее время используются только на церемониальной форме одежды офицеров Президентского полка Российской Федерации.

Так называемые «сученные воры» стали появляться лишь в военное и послевоенное время. Отношение к этим людям на зоне было крайне презрительное, так как для воров неприемлемо быть военнослужащим и в принципе носить погоны.

Первым вопросом к человеку с наколкой Эполет, когда он попадет на зону, будет: «Погоны носил? «. Таким образом проверяют, был ли он на свободе как-то связан с армейской службой или правоохранительными органами, носил ли специальную форму. Тот, кто спрашивает, в большинстве случаев сам может иметь эту наколку, но отвечать ему перед новичком не придется.

Наколка Эполет очень почитается в воровском мире , ведь она указывает на высокий статус в тюремной иерархии того, кто набил ее. На свободе обычно это делают бродяжные пацаны, которые только стремятся познать воровскую долю.

Но, как и в случае с воровской звездой, за Эполет придется отвечать, ведь спрос за нее на зоне и в лагерях очень сильный. Если же вы не будете соответствовать бродяжному образу жизни или по глупости скажете, что набили это просто для красоты, ваша участь в местах заключения будет печальной. Поэтому необходимо знать всё о значении, чтобы заслужить почет и уважение со стороны авторитетных заключенных.

Из всего этого можно сделать вывод, что стоит несколько раз тщательно взвесить все плюсы и минусы прежде, чем вы решитесь набить эту наколку на свое тело.

Как появились погоны на плечах бравых вояк? Мифы и легенды появления, происхождение и суть погон.

Каждый элемент военной формы имеет определенное предназначение и появляется на ней не случайно, а под воздействием определенных условий, в том числе и исторических. Можно сказать, что каждый элемент формы несет на себе как историческую нагрузку, так и утилитарное назначение.

Широко распространено заблуждение, что погоны как элемент военной формы происходят от рыцарских лат, точнее металлических наплечных пластинок, защищавших плечи воина от сабельных ударов. Это заблуждение из года в год, из издания в издание так часто повторяется, что даже многие военные поверили в это чисто умозрительное заключение людей, не утрудивших себя сколько-нибудь внимательным изучением военной униформы, древних лат, рыцарского снаряжения.

Между тем даже беглый просмотр, не говоря уже о внимательном и тщательном изучении средств защиты и нападения, музейных экспозиций не позволит обнаружить ничего даже близко похожего на «защитные плечевые пластинки».

Даже более или менее внимательное рассмотрение картин, иллюстраций, гравюр, образцов военной одежды прошлых веков позволяет сделать вывод — до конца XVII века на плечах воинов погон не было (ни металлических, ни иных).

Итак — никаких «наплечных металлических пластинок, защищавших плечи воина» никогда не существовало. Это миф.

Еще стрельцы русского войска, имея четко регламентированную форму, погон на ней не имели. Погоны же, как элемент военной формы в создаваемой Петром I русской армии появляются между 1683 и 1699 годами.

Погоны появляются на плечах фузилеров, гренадеров петровских полков, имея чисто утилитарную цель — удержание на плече лямки патронной, гренадной сумки или же сумы-ранца. Именно это утилитарное предназначение погона и предопределяет его размещение, форму. Погон-то солдаты носят один! И он располагается на левом плече. Нижний край погона вшивается наглухо в плечевой шов рукава, а верхний пристегивается на пуговицу, пришитую к кафтану. Офицеры же сумок и ранцев не носят и их форма погон не имеет вовсе! Более того, в кавалерии погон не имеют не только офицеры, но и солдаты. Сумки здесь являются элементом конского снаряжения и необходимости в погонах не возникает вовсе. Погон нет и в артиллерии.

Довольно быстро этот очень заметный элемент формы стал использоваться и как декоративный элемент одежды.

Кадр из фильма «1812: Уланская баллада»

К 1762 году погон приобретает вторую утилитарную роль — по его расцветке различается принадлежность солдата к определенному полку. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона из парусного шнура было различным. В нижнем конце погона были свисающие вниз концы, что делало его несколько похожим на эполет. Это обстоятельство в ряде современных изданий приводит авторов к ошибочному утверждению, что это эполет. Однако конструкция эполета совершенно иная. Это именно погон.

Типов плетения погон появилось так много (каждый командир полка сам определял тип плетения погона), что оказалось невозможным запоминать и вид погона по полку и отличить офицера от солдата.

Император Павел I возвращает погонам чисто практическое назначение — удерживать лямку сумки на плече. Снова погон исчезает с офицерской и унтер-офицерской формы. Однако у офицеров и генералов на правом плече появляется аксельбант, верхняя часть которого очень напоминает гарусный погон.

С воцарением на престол Александра I значение погон возрастает. Вид его меняется. Снова это матерчатый клапан. С 1802 года четко регламентируется расцветка погон в зависимости от номера полка в дивизии, на погоне набивается краской номер дивизии. Вторая утилитарная роль погона возрастает. Офицеры также получают погон на правое плечо. В отличие от солдат погон офицеров обшивается по краю золотым галуном.

С 1802 года погон играет две четкие утилитарные роли:

1.Удержание на плече лямки сумки, сумки-ранца.
2.Различение солдат и офицеров, различие солдат по полкам и дивизиям.

С введением в 1803 году ранца, носимого за спиной (до этого времени солдаты носили ранец типа баула через одно плечо как сумку) погонов становится два — на обеих плечах. У офицеров погон заменяется эполетами. Впрочем, гусарские офицеры как не имели погон, так их и не имеют.

Только в 1827 году эполеты (только эполеты!) получают третью утилитарную роль — различение чинов офицеров и генералов.

Погоны же получают свою третью утилитарную роль — различение званий только к 1843 году (только солдаты и унтер-офицеры). На них начинают нашивать «лычки» числом по званию унтер-офицера.

У офицеров погоны возвращаются на плечи только к 1854 году сначала на шинели (до этого времени чина офицера, одетого в шинель определить было невозможно), а затем постепенно на различные виды формы т.к. погоны более удобны, чем эполеты. Тогда же и офицерские погоны приобретают роль определителя чинов. Эполеты постепенно утрачиваются с формы и в конце концов остаются лишь как элемент парадной формы до 1917 года.

В конце 19, начале 20 века по мере исчезновения из армии ранцев, сумок и перехода к вещевому мешку первая утилитарная роль погон постепенно утрачивается.

Утрата роли погон как элемента удержания на плече лямок предопределила и изменение способов крепления погона на плече — от способа «пуговица и подпогонная лямка» до способа глухого вшивания погона.

Погоны в русской армии просуществовали до ее ликвидации в конце 1917- начале 1918 года. В годы гражданской войны в большинстве вооруженных формирований Белого Движения погоны сохранялись. Здесь они несли кроме двух утилитарных нагрузок (определители звания; определители принадлежности к определенной части) еще и символическую нагрузку (преемственность русской государственности, а значит и законность существования части, соединения).

В Красной Армии погон на военной форме не было и их функции выполняли нарукавные знаки, позднее знаки в петлицах. Большевиками погоны отрицались как символы старой власти, царской России, как символы «неравноправия трудящихся и эксплуататорских классов». (см. )

Погоны вернулись на советскую военную форму в начале 1943 года с вполне конкретной задачей — перекинуть исторический мост от Красной Армии к Российской Армии, получить возможность воспитывать солдат и командиров в духе патриотизма, любви к своей стране на примерах исторической славы русских солдат прошлого, славы русского оружия. Не случайно вид погон и размещение знаков различия на них так близко повторяли погоны Русской Армии.

В Советской Армии с возвратом погон в 1943 году им была оставлена только одна утилитарная роль — различение званий (первоначально пытались сохранить и вторую роль — различение частей нанесением на погоны краской номеров частей).

Литература:
1. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Москва. Просвещение.1993г.
2. Л.В.Беловитский. С русским воином через века. Москва. Просвещение.1992г.
3. Военная одежда русской армии. Москва.Военное издательство. 1994г.
4. О.Леонов. И.Ульянов. Регулярная пехота 1698-1801. Москва.АСТ. 1995г.
5. И.Ульянов. Регулярная пехота 1801-1855. Москва.АСТ. 1997г.
6. О.Леонов. И.Ульянов. Регулярная пехота 1855-1918. Москва.АСТ. 1998г.
7.Воинский устав о строевой пехотой службе. Ч.1. СПб.1869г.
8. Указ Верховного Совета СССР от 6.01.1943г.;
9. Приказ НКО СССР № 25 от 15.01.1943г.;
10.Приказ НКО СССР № 79 от 14.02.1943г.;
11.К.К.Рокоссовский. Солдатский долг. Москва. Военное издательство1988г.
12.Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления. АПН. !987г.
13.О.В. Харитонов. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918-1945гг.). Артиллерийский исторический музей Главного Артиллерийского Управления министерства обороны СССР. 1960г.
14. army.armor.kiev.ua

Старший эксперт-криминалист в Министерстве внутренних дел СССР по имени Аркадий Бронников за 30 лет своей службы собрал огромную коллекцию фотографий тюремных татуировок. Далее вы увидите расшифровку и описание тюремной символики, которую заключенные набивают на кожу в виде тату.

На фото: обвивающая шею змея – знак того, что обладатель татуировки употребляет наркотики. Большинство заключенных – или алкоголики, или наркозависимые. Многие преступления они совершали в состоянии интоксикации. Звезды на ключицах и эполеты на плечах говорят о том, что перед нами авторитет. Штаны на заключенном – часть формы колонии особого режима, самого строгого режима заключения в Советском Союзе. Заключенные таких колоний называются особо опасными рецидивистами, на их счету могут быть такие тяжкие преступления, как педофилия. Они приговорены к более строгому содержанию под стражей, чем другие заключенные, и не могут быть освобождены условно-досрочно.

Звезды на плечах говорят о том, что этот заключенный – криминальный «авторитет». Медали – дореволюционные награды, поэтому их изображение становится знаком неповиновения советскому режиму. Глаза на животе указывают на гомосексуальность их обладателя (пенис становится «носом» на изображенном лице).

Изображения монастырей, церквей, соборов, Девы Марии, святых и ангелов, обычно на груди и спине, означают принадлежность к воровскому миру и его «понятиям». Татуировки в виде черепов, в некоторых местах сопровождаемые изображением улетающего ангела, говорят о том, что заключенный был осужден за убийство. Гроб – еще один знак убийства, в нем хоронят убитого.

Форма эполетов, вытатуированных на плечах, заимствована или из дореволюционной формы, или из существующей советской, оба варианта говорят о негативном отношении их обладателя к системе. Эти татуировки встречаются у криминальных авторитетов, носящих такие клички, как «майор» или «полковник». Эполеты с тремя маленькими звездами или черепами можно расшифровать так: «Я не раб лагерей, никто не в силах заставить меня работать», «Я узник, но рожденный свободным», «Я полковник в зоне – не буду пачкать руки о тачку», «Сильные побеждают – слабые умирают», «От работы лошади дохнут».

На руке написано «Помни меня, не забывай» и «15 лет я ждал тебя».
Этот человек – мусульманин. На животе слева – культовое здание с полумесяцем, черты его лица также указывают на то, что он не русский. Он не авторитет воровского мира, но пытался притвориться им с помощью татуировок, которые должны были повысить его положение в тюремной иерархии. Маяк на правой руке обозначает стремление к свободе. Наручники на каждом запястье говорят о том, что он приговорен больше, чем к пяти годам заключения.

Мадонна с младенцем – талисман воров, защищающий от несчастий и бед. Он также указывает на то, что обладатель был вором с раннего возраста: «Тюрьма – мой дом», «Дитя тюрьмы».

Восьмиконечные звезды – эмблемы вора-авторитета, живущего по «воровским понятиям». Существует много вариантов «воровских» звезд. Линии внутри концов звезды означают, что обладатель татуировки нес военную службу, но бросил ее и ушел в криминал, буквально татуировки таких заключенных означают «Я презираю армию».

Этот заключенный – жертва сифилиса, болезнь оставила его лице, глазах и рту глубокие шрамы. В тюрьмах и колониях заключенные, и мужчины, и женщины, страдающие от венерических заболеваний (таких, как сифилис) называются «букетниками». Их также награждают армейскими чинами в зависимости от того, насколько тяжело состояние болезни. Например, «Колька таскался по бабам и не парился, вчера мне врач сказал, что он уже "лейтенант"» (заключенного, страдающего от сифилиса второй стадии, называют «полковником», третьей – «генералом»). Были случаи, когда люди заражались сифилисом, СПИДом и столбняком, когда им делали татуировки в антисанитарных тюремных условиях. Нанесение татуировок запрещено в тюрьмах и лагерях. Статус этой процедуры рос по мере того, как она становилась все более тайной из-за запретов и суровых наказаний со стороны администрации.

«Демоны» на плечах этого заключенного символизируют ненависть к авторитетам и тюремной иерархии. Этот тип татуировки известен как «оскал» – ее обладатель «показывает зубы» системе. Иногда «оскалы» сопровождают антисоветские подписи.

На руках написано: «Спасибо, дорогая Родина, за юность загубленную нашу».
Изображение кинжала на горле говорит о том, что заключенный совершил убийство в тюрьме, и его можно нанять для того, чтобы он совершил еще одно. Капли крови могут означать количество убитых им людей.
Многими криминалами Ленин воспринимается как «пахан» (главарь) Компартии. Буквы ВОР, которые иногда можно увидеть под его изображением, несут двойной смысл. Это акроним для фразы «Вождь октябрьской революции», но также и просто русское слово «вор».

Надпись на груди: «Кто не со мной, тот против меня».
Свастика и нацистские символы могут означать, что их обладатель симпатизирует фашизму, хотя чаще их делают для того, чтобы показать враждебное отношение заключенного к тюремной или лагерной администрации. В советский период администрация часто удаляла такие татуировки насильно – или хирургическим путем, или с помощью чернил. Изображение русалки может означать приговор за изнасилование ребенка или растление малолетнего. В тюремном жаргоне для обозначения совершившего такое преступление есть слова «амурик», «лохматый» и «универсал». Они становятся «опущенными» в тюремной иерархии после того, как их насилуют другие заключенные, иногда группами.

Надпись над крестом: «О Боже! Спаси и сохрани раба своего... Виктора», под крестом – «Боже, суди меня не по делам моим, а по милосердию своему». Надпись над талией «*** нужду и горе...» [Равнодушен к нужде и горю].
Череп и кости указывают на то, что заключенный отбывает пожизненное наказание. Одна восьмиконечная звезда означает, что он полуавторитет среди воров. Девочка, цепляющая платье удочкой, на левом предплечье, – татуировка хулиганов и насильников. Змея, свернувшаяся вокруг человеческих останков (на сгибе каждой руки) – вариант старой воровской татуировки. Змея – символ искушения, здесь же голову змеи заменила женская голова искусительницы. На правой стороне живота – версия «Юдифи» Джорджоне 1504 года: символ лукавой обольстительницы, предающей благородного человека.

Долларовые купюры, небоскребы и автомат с аббревиатурой US говорят о люби заключенного к образу жизни американской мафии. Глаза означают «Я слежу за тобой» (за другими заключенными в тюрьме или лагере).

На руке под изображением черепа написана фраза на латыни Memento Mori, что означает «Помни, что ты прах».
Двуглавый орел – символ русской государственности, уходящий корнями в XV век и использовавшийся Петром Великим. После падения коммунизма в 1993 году он заменил серп и молот на гербе Российской Федерации. Фотография сделана в советский период, тогда татуировка в виде этой эмблемы была знаком ненависти к СССР. Его также можно трактовать как «Россия для русских» или «За Россию без жидов, хачей и марксистов-ленинистов». Статуя Свободы указывает тоску по свободе, а темный персонаж с ружьем говорит о том, что этот заключенный готов к насилию и убийствам. Глаза на груди означают «Я вижу все» и «Я слежу», это знаменитая татуировка заключенного, принадлежащего к касте «смотрящего». Восьмиконечная звезда на плечах означает, что ее обладатель – вор-авторитет.

Надпись на правой руке: «Любовь береги и свободу». На правой руке: «Грешник». Надпись на груди: «Каждому – свое». Надпись под черепами: «Бог против всех, все против бога». На запястье написано Mein Gott, «Мой Бог» по-немецки.
Ковбой с ружьем указывает на то, что этот вор готов рисковать и не упустит ни одного вызова. Голубка, несущая ветвь (на левом плече) – символ хороших вестей и избавления от страданий.

Звезды на плечах отмечают вора-авторитета. Роза на груди означает, что свое восемнадцатилетие он встретил в тюрьме. Для аббревиатуры SOS на правом предплечье есть несколько вариантов расшифровки: «Спасите от суда», «Спасаюсь от сук», «Спасаюсь от сифилиса», «Спаси, отец, сына», «Суки отняли свободу».

Надпись на груди: «Спаси и сохрани». С каждой стороны креста написано «ХВ» («Христос воскрес»).
Восьмиконечная звезда на ключице указывает на высокое положение в воровской иерархии. Галстук-бабочка на шее часто встречается в колониях строгого режима. Изначально это изображение было позорящей татуировкой. Такие татуировки насильно делали ворам-карманникам, нарушившим «воровские понятия» и начавшим работать на администрацию, их помещали под изображениями кошек на ключицах. Однако впоследствии связь этого символа с позорными метками исчезла. Знак доллара на бабочке показывает, что его обладатель – или «медвежатник», или занимался отмыванием денег, или был осужден за кражу государственного имущества.

Эта татуировка – вариация мифа о Прометее, обманувшем Зевса и прикованном за это к скале на вечное наказание. Корабль с белыми парусами означает, что заключенный не занимается обычной работой, он вор-гастролер и склонен к побегам.

Татуировка в виде погона относится к высшим тюремным знакам авторитета, отречение от благих дел, удовольствие от содеянного, гордость быть преступником, жестокость, власть. В мирной жизни мода, авторитет, лидерство.

Значение татуировки погоны

Данный вид татуировки как изображение погона или эполета, имеет индивидуальное значение в преступной среде. Такая татуировка – это не только эстетика, но и весомый символ. Татуировку в виде погон, носят заключенные высшей касты. И обозначает, что он лидер и заполучил такой погон определённым действием либо заслужил характером.

Просто так человек не сможет сделать себе такое тату. Чтоб нанести эту татуировку необходимо отсидеть большой срок в заключении и в основном за воровство. Только заключенный колоний строгого режима, может набить её без последствий.

Данная татуировка скажет о нежелании обладателя исправлять свои грехи. Её наносят воры или убийцы, которые совершили особо тяжкие преступления и именующие себя авторитетами в преступной среде. Получается, что даже не все в нынешний момент осужденные или бывшие заключенные могут нанести «погоны».

Всё же не всегда необходимо являться «матерым» преступником. Лицезреть татуировку с погонами можно и у молодых парней, находящиеся в колониях строгого режима уже продолжительное время. Если заключенный не достиг совершеннолетия, то он может сделать тату погон, если отсидит от пятидесяти дней и больше.

Татуировка с эполетами может быть разной. Довольно часто можно увидеть различные дополнения к ней. Изображения тигров, клыков, черепов, клинков придают нательным погонам значение власти и агрессии.

Когда на эполете изображен крест, он выдаст в обладателе идейного преступника. Заключенный с данным нательным изображением не чувствует раскаяния во всех совершенных деяниях, более того, его посещает чувство гордости за них.

Татуировка эполета, внутри которой мистические либо фашистские знаки, обычно выбирают люди, Которые отреклись от Бога и себя самого, которые уверовали только в жизнь по тюремным законам.

Обозначения в виде цифр не наносят на погоны, это знак неуважения к традициям. Порою, как дополнение к татуировке с эполетами может быть надпись. К примеру, слово «СЛОН» – означающее, что обладатель хочет травмировать или умертвить тех, кто представляет закон.

Звезды на эполетах, которые часто можно увидеть, обозначают количество ходок.

Не так часто, но порою можно обнаружить тату с двуглавым орлом на погонах. Но по сравнению с другими нательными рисунками такой смысл безобиден – обладатель сторонник монархических интересов.

В кругах тех, кто «в открытую» ведёт борьбу «с системой», и первым делом, с государством, широкое распространение получило изображение в виде проткнутого клинком погона с буквами ВВ, которые расшифровываются как «внутренние войска».

Но естественно, есть исключения из устоев. В наше время, основная часть модной молодежи, которая наносит на своё тело татуировки, может нанести себе эполеты на плечах с дополнением к рисунку крыльев. Данное изображение относится к модным. С помощью этого, бравые парни желают выделиться из окружающего общества и указать на их авторитетность и лидерство.

Поделиться: