Игры для лета в детском саду. Лучшие и познавательные

Елена Чувилина
Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время

Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время

Летом дети больше времени проводят на улице. Обязательным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры. Подвижные игры на прогулке проводятся ежедневно продолжительностью 6 – 10 минут, с целью закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Сюжет игры должен быть простым и доступным пониманию, персонажи хорошо знакомы. Чтобы дети с удовольствием включались в игру используют атрибутику: шапочки, эмблемы птиц и животных, ягод, цветочки, веночки, платочки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки. Взрослый – организатор и участник игры.

Картотека игр

1. ПОКАЖИ ЦВЕТОК

Ход игры: Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей. После этого игрок в центре дает команду: «Покажи цветок!» Дети с цветками должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.

2. ЦВЕТЫ

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание.

Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, Например «Роза», начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например мак. «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка.

3. ВОРОБЫШКИ И КОТ

Цель: развивать двигательные умения, быстроту, умение слушать команду.

Ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках «воробышки». На другом конце место для «автомобиля» - «гараж». Воробышки вылетают из гнезда, - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см, начинают бегать, прыгать на двух ногах. По сигналу появляется «автомобиль» - воспитатель. Воробышки улетают в «гнезда» (при этом каждый занимает свое место – гнездо). «Автомобиль» возвращается в «Гараж». Игра продолжается.

4. ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Цель: развивать быстроту, ловкость, умение слушать команду.

Ход игры: Выбирается волк и хозяин, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома подальше. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

5. ПЧЕЛЫ

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание, память.

Ход игры: Выбирается ребенок – «цветок». Дети делятся на две группы: «Сторожа» и «Пчелы». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «Цветка» и говорят:

Пчелки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышком печет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые-

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

«Пчелы» стараются забежать в круг, а «сторожа», то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из «пчел» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», не сумевшие уберечь «Цветок», разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, стараясь «ужалить» - коснуться рукой.

6. БАБОЧКА И ЦВЕТОЧКИ

Цель: развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.

Ход игры: Среди детей выбираются «бабочка» и водящий. Остальные становятся в круг – они «цветы». По сигналу «бабочка» улетает от водящего, который ее ловит, и прячется то у одного цветка, то у другого. «Цветочек» должен успеть обхватить «бабочку» руками – «лепестками», пока ее не коснулся водящий. Если водящий поймал «бабочку», то становится «бабочкой», а «бабочка» - водящим. При следующих повторах игры водящий и «бабочка» выбираются жребием.

7. МЕДВЕДИ И ПЧЕЛА

Цель: развивать быстроту, внимание, двигательные умения.

Ход игры: Дети делятся на две неравные группы. Примерно одна треть детей – «медведи», остальные – «пчелы». В одной стороне площадки «лес», а в противоположной – «луг». «Пчелы» должны быть в «лесу». По сигналу воспитателя «пчелы» летят на «луг» и жужжат. Как только все «пчелы» улетят, «медведи» идут в «лес» за медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» «пчелы» летят и жалят «медведей», не успевших убежать. Игра повторяется 2-3 раза.

8. ЕЖИК И ГРИБЫ

Цель: развивать мышцы ног, рук, спины, быстроту и ловкость движений.

Ход игры: Из числа играющих выбирается ежик. Детям дают названия грибов. Ведущий спрашивает у ежика:

За чем пришел?

За грибком.

За каким?

Еж называет гриб. Гриб выбегает, еж его ловит. Если названного ежом гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока не соберет все грибы.

9. ЯГОДА

Цель: развивать мышцы рук, ног, спины с помощью упражнений.

Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг. Водящий встает в центр круга и говорит:

Ягода, червивая ягода, Ветер дует, она падает.

Пока водящий произносит эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, то есть сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один – то, у кого окажется свободной правая рука.

10. СОБИРАЕМ ЯГОДЫ

Цель: развивать быстроту движений, мышцы рук, ног.

Ход игры: Дети делятся на две команды, строятся друг за другом за линией старта. По сигналу первые игроки обеих команд бегут до линии финиша, берут карточки с ягодами и бегут назад к команде. Встают за последним игроком. Как только первые игроки пересекли линию старта на обратном пути, начинают бег вторые игроки.

11. КОШКА И МЫШКИ

Цель: учить детей имитировать звуки, бегать тихо, как мышки.

Ход игры: Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка. («Мышки» бегают, пищат.)

Кошка глазки открывает

И мышат всех догоняет:

Мяу! Мяу! («Мышки» прячутся в норку.)

Воспитатель берет игрушку – кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.

12. ПЕРЕПРЫГНЕМ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК

Цель: учить детей прыжкам, развивать мышцы ног, ловкость движений.

Ход игры: На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см).

Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

Таким образом, ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью.

Летние игры для детей: 33 идеи летних игр с детьми для детей разного возраста от участниц конкурса «Играем летом» Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!».

Летние игры для детей

В июне – июле 2015 года у нас на сайте «Родная тропинка» прошел конкурс «Играем летом», участницы которого поделились многими своими идеями летних игр и забав с детьми. В эту статью я включила самые интересные, на мой взгляд, идеи участниц конкурса, чтобы с ними смогли познакомиться все читатели моего сайта. Все летние игры конкурса «Играем летом» (полный комплект из 127 фотографий и описаний игр) Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» в фотоальбоме группы «Играем летом».

В этой статье Вы найдете идеи читательниц «Родной тропинки» — участниц конкурса летних игр, которые я систематизировала для удобства по разделам:

Раздел 1. Летние игры и летние задания для самых маленьких: сортировки, находилки, искалки и другие.

Раздел 2. Идеи для оборудования игровой площадки для летних игр детей во дворе своими руками: твистер, балансиры, туннели, мольберт и многое другое.

Раздел 3. Летние забавы и подвижные игры для дошкольников и школьников: казаки -разбойники, чайник, краски, кирпичи, хлопки, меткий стрелок и многие другие.

Раздел 1. Игры и летние задания для самых маленьких

Идеи от Марины Фурзиковой и ее сына Даниила (2 года 1 месяц): математические летние игры для малышей.

— Сортировка: разделить палочки на две группы — длинные и короткие, листочки — на большие и маленькие.

— Находилки: собираем природные материалы: камешки, листочки, цветочки и так далее. Выкладываем их перед ребенком, и он должен по заданию найти нужный предмет. Например, «Найди кленовый листочек».

Можно для игры заранее сделать в текстовом редакторе или фотошопе картинку с теми предметами, которые вы планируете искать с ребенком дома или на прогулке. Например, такую картинку как на фото ниже. И искать предметы с картинки.

— Собиралки: выкладываем из палочек узоры, картинки, буквы, цифры.

Последовательности: выкладываем на земле последовательность по заданному правилу. Например, может быть такая последовательность: листочек — палочка — листочек — палочка и так далее. Или еще пример последовательности: большой листочек (при этом для нас не важно, какой он формы или какого размера и цвета) — маленький листочек — большой листочек — маленький листочек и так далее.

Изучаем количество: положить рядом из цифрой нужное количество предметов. Например, рядом с цифрой 2 — две палочки. Рядом с цифрой 1 — один камешек.

— Г еометрические фигуры.

В ариант 1. Даем задания такого вида: «положи в квадрат две шишки, а в треугольник — одну». Квадрат, треугольник выложены на земле с помощью камушков или палочек или нарисован на асфальте мелком. В этой игре лучше сделать больше геометрических фигур и использовать не только шишки, но и камешки, листочки, цветочки.

Вариант 2. Необходимо встать ножками на названную взрослым фигуру, нарисованную на асфальте. Или положить определенное количество шишек на фигуру.

— Найди отличия. Мама рисует две картинки мелом на асфальте, а малыш находит отличия в рисунках.

— «Тортик с начинкой» — идея для игры в песочнице с малышом. Идея появилась у Марины случайно. Она пишет: «Игра придумалась по ходу. Детки не хотели украшать торт цветочками.Но так как цветы были уже сорваны, я просто бросила их на дно ведерка и засыпала песком. Не передать словами удивление детей, когда я перевернула ведерко, и получился тортик с начинкой. Детишкам настолько понравилось, что мы проделали тоже самое раз двадцать».

— Игра — забава с шишкой «Чья шишка покатится дальше»: катаем шишку с горки. Задача — прокатить ее так, чтобы она улетела как можно дальше.

Моя идея к этой игре с горкой как примечание редактора — можно превратить эту забаву в настоящую развивающую игру — эксперимент. Для этого нужно сделать самим из досок и подручных материалов разные горки, причем это должны быть горки разной высоты с бортиками.

Самый простой вариант изготовления такой горки для игры — эксперимента:

— согнуть узкую длинную полосу картона в виде буквы П (получится узкая полоска «скат — горка с бортиками»).

— сделать несколько таких скатов горок и положить их на разную высоту (пень, ветка, скамейка, стопка книг) и поэкспериментировать с ребенком, как катится с разных горок шишка, мячик, тенисный шарик, машинка с горок и с какой горки покатится дальше.

игра «Искалки в песке» (из песочной терапии) — ищем в песке спрятанные в нем мелкие фигурки.

Летняя игра для ознакомления детей с цветом «Цветокочки» — любимая игра Елизаветы Миронец и ее маленького сына Ярослава. Сначала рисуем на асфальте цветными мелками цветные кружки — кочки. Ребенок помогает рисовать маме. А потом прыгаем по кочкам определенного цвета: например, прыгаем только по желтым как солнышко кочкам. Или только по зеленым как травка кочкам.

Когда малыш подрастет, можно будет использовать цветное сольфеджио, обозначив нарисованные кружки — кочки как ноты цветом: красный — до, оранжевый — ре, желтый — ми, зеленый — фа, голубой — соль, синий — ля, фиолетовый — си.

— Летние игры с сачком для малышей предложила провести с детьми Елена Малютина. Она придумала их для своей дочки. Можно ловить сачком мыльные пузыри. А еще можно ловить сачком катящиеся с горки колечки. Такие игры очень полезны для развития сенсомоторной координации, а значит, и для развития мозга ребенка — и мышления и речи в том числе.

Раздел 2. Идеи для оборудования летней игровой среды двора

Идеями оборудования домашней игровой площадки для летних игр во дворе поделилась Юлия Юрьевна Калинкина и ее муж и их трое детей. Вот как интересно они оборудовали сами свой двор для игр детей. Юлия Юрьевна написала, что она вместо помидоров во дворе выращивает детей 🙂 и что детей со двора теперь не выманишь — всегда есть им интересное занятие. И если другие дети сидят за планшетами, т.к. не умеют играть, то дети этой семьи играют много и каждый день! Несколько идей Юлии Юрьевны и ее семьи я опишу ниже в статье. Все подробности Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» в фотоальбоме группы «Играем летом» в комментариях к ее фото.

Идея 1. Маленьким художникам. Самодельные мольберты во дворе

Если Ваши дети любят рисовать — то не обязательно сидеть дома. Можно рисовать прямо на улице. Юлия Юрьевна и ее муж сделали мольберты для детей прямо во дворе дома на … стене бани! Это мольберт авторской конструкции семьи и очень удобный, т.к. краски и вода не разливаются.

Как сделать такой мольберт для рисования на улице (см. фото ниже):

— Берем 4 планки, шлифуем или обклеиваем самоклеющейся бумагой.

— На стену прибиваем лист фанеры, пластика или другого материала (для ровности поверхности)

— Прикручиваем шурупами к листу боковые планки, а на них – верхнюю и нижнюю планки так, чтобы сверху и снизу получился зазор (см. фото).

— Берем рулон старых обоев, подвешиваем их на ленте (веревке). Ленту скрепляем на два шурупа чтобы было легче сменить рулон обоев.

— К нижней планке прикручиваем шурупами дощечку для красок и воды.
— Прикрепляем краску и воду на дощечку так, чтобы ребенок не мог их разлить: для этого понадобится сделать особое «устройство». Об этом «устройстве» напишу подробнее.

Как сделать баночку для воды –«непроливашку» на мольберт:

Берем пластиковую баночку и прикручиваем ее шурупом на мольберт. В нее вставляем такую же баночку, но уже с водой. Это делается для того чтобы дети не могли пролить на себя воду и чтобы воду было легко менять.

Как сделать подставку для гуаши – «непроливашку» на мольберт:

Берем пластиковую бутылку (1, 5 литра), подойдет также пластиковая упаковка от порошка для посудомоечной машины или любая другая подобная упаковка. Отрезаем от нее прямоугольную фигуру. В ней вверху прорезаем дырочки под баночки гуаши. Баночки вставляем снизу вверх в отверстия. Сверху баночки нужно «утолщить» вспененным полиэтиленом или изолентой. Тогда, потянув баночку вверх, ребенок не сможет ее вытащить из подставки.

Подставку – прямоугольник скручиваем трубочкой и приматываем изолентой к нижней доске с водой (см. фото) чтобы дети не могли их разлить на себя.

Как сделать самим пальчиковые краски для рисования на мольберте: рецепт Юлии Юрьевны.

соль + мука в равных пропорциях, пара ложек подсолнечного масла, краситель (порошок для пасхальных яиц) и вода до желаемой густоты (как на оладьи). Сначала размазываем краску, потом по ней можно рисовать, а также прикреплять прямо на пятна краски листики, траву и другие мелкие предметы. Краску можно брать с собой (вместе со старыми обоями) на природу, на речку в майонезных вёдрах (упаковка из-под майонеза) или в других пластиковых банках с платной крышкой чтобы рисовать всей веселой компанией.

Идея 2. Качели из старой коляски.

Вот так можно соорудить качели для детей на даче из старой ненужной коляски.

Идея 3. Туннель и палатка — вигвам для детских секретов

Из двух гимнастических обручей и старых уже ненужных штор сшит Юлией Юрьевной туннель для лазания. Проползли через туннель и попали в вигвам — шалаш или палатку для детского секретного общения. В палатке — вигваме дети общаются, делятся своими секретами, делят ролид в играх. Это укромный уголок двора для уединения.

Идея 4. Дождик из лент

Дождик находится рядом с вигвамом. Это идея из Интернета, реализованная Юлией Юрьевной: ветер крутит дождик, интересно из вигвама смотреть на него, интересно бегать сквозь него, можно в нем спрятаться — посмотрите на фото, в дождике кто-то спрятался! Никто не найдет!

Идея 5. Самодельные конструкции для лазания и развития равновесия и координации движений во дворе

На фото Вы видите приспособления, сделанные своими руками: шины на веревках, канат. А также балансиры и массажный мостик.

Как сделать массажный мостик во дворе для летних игр: Два полотна сшиваем поперек и в получившиеся «карманы» закладываем камешки — дренаж для цветов. Получаются «ступеньки», по которым дети гуляют босиком.

Как сделать балансир во дворе для летних игр:

Берем круглое в сечении бревнышко (чтобы по нему ходить боком) и плоскую доску. Доска обернута лентами,чтобы не было заноз (дети ходят по балансиру босиком). Балансиры висят на веревках. Когда ребенок идет по балансиру, то он немного раскачивается — трясется и шатается. Над землей балансиры висят на высоте 15-20 см, чтобы можно было с них спрыгнуть, если потеряешь равновесие. Ходить по балансирам любят как старшие дети, так и младший, которому сейчас два с половиной года.

Идея 6. Гамак для летней игровой площадки во дворе

Гамак придумали Юлия Юрьевна с мужем. Длина гамака — 3 метра, ширина — примерно полтора метра. Гамак прочный, на нем можно даже прыгать.

Как сделать гамак: гамак сшит из двух советских прочных старых покрывал — пледов на диван. Посредине прострочено — сшито и прошито вручную сапожной капроновой нитью, шов не расходится. Сверху над гамаком прикреплен тюль — чтобы на детей не падали яблоки с дерева и листья при ветре.

Идея 7. Машина для летних игр маленького водителя во дворе

Как сделал машину для летних игр во дворе муж Юлии Юрьевны (к сожалению, она не написала как его зовут, поэтому не могу назвать его по имени в этой статье). Из полочек сделаны сиденья для машины. Для колес использованы крышки от ведер со шпатлевкой. Также эти крышки используются в играх как кочки или лужи, через которые дети прыгают. Руль машины крутится, есть спидометр и тахометр с движущимися стрелками. Сын машину обожает! А сделали такую машину за полтора часа!

К машине прилагается для игр заправка и оборудование для накачки шин, также сделанное руками родителей этой семьи.

Идея 8. Веселая интереснейшая игра для взрослых и детей «Твистер»

Твистер можно сделать и самим. Сначала поясню, что такое «твистер».

Твистер — это подвижная игра для веселого досуга и взрослых, и детей разного возраста. Она подходит и для игры дома, и на прогулке, и в кампании друзей, и на детских днях рождениях и других праздниках и развлечениях.

В этой игре ведущий крутит рулетку и называет следующий ход игрока. Например, поставить ногу на кружок синего цвета. Всё было бы просто, если бы этот кружок был бы рядом, а он может быть совсем в неудобном положении. Приходится буквально завязывать себя в узел, проявляя чудеса изобретательности, гибкости и юмора, чтобы выполнить команды ведущего и дождаться следующего хода для смены положения тела. Веселье и хорошее настроение гарантировано. Такая игра есть готовая — например, в магазине «Лабиринт» есть разные ее варианты — «Твистер» российского производства RN Toys или обновленная игра в твистер, сделанная в Ирландии . Игра очень хороша летом на природе и дарит всем — и взрослым, и детям хорошее настроение.

Обычный «готовый» твистер- это поле с кругами. А Юлия Юрьевна сшила твистер сама, и не с кругами, а с квадратами. Вот что у нее получилось. Очень непросто перебраться через поле твистера на другую сторону!

Раздел 3. Летние подвижные игры и игры — забавы для дошкольников и школьников

Игра 1. Летний набор для детского творчества

Автор этой идеи для игр — Наиля Хабибуллина. Наиля пишет: «В коробочку мы поместили кусочек поролона 15 х 15 см., толщина 5 см. Это основа для аппликаций. Чтобы создавать аппликации нам нужны иглы с шариками, пайетки, пуговицы, тесёмки шнурки и т.п. Такую коробочку можно взять с собой в дорогу».

Обратите внимание на фото- справа игровое поле для выкладывания узоров и рисунков. А слева в коробке- все необходимые детали игры.

Игра — забава 2. Рисование мыльными пузырями

Идеей поделилась Ольга Федорова. Она пишет: «Берете мыльные пузыри, добавляете краски.. и ай-да на улицу! Чем больше народу и разноцветных пузырей, тем интереснее!». Можно дорисовать получившиеся картины, а можно оставить их такими какие они вышли.

Игра 3. Меткий стрелок

Идеей подвижной игры — забавы поделилась Светлана Гвоздева. Дочке Светланы Лиде 5 лет, сыну Тиме 2,5 года. Эта игра неожиданно стала любимой у детей.

Как играть: в пластиковые бутылки наливаем немного воды для устойчивости. Ставим бутылки в ряд. Обозначаем линию, с которой дети будут кидать мяч в бутылки. Дети отходят за линию и сбивают бутылки обычным мячом. Одна сбытая бутылка — один балл. Задача — набрать наибольшее количество баллов.

Баллы отмечаем цветами: у каждого участника свой цветок. Как сбил бутылку — так бежишь за цветочком или двумя (если две сбил). Очень хорошо в этой игре повторить счет (+1 и +2) со старшей дочкой и понятие «количество», «больше — меньше», счет в пределах пяти с младшим сыном.

Светлана пишет о сыне: «Тима не будет просто играть в задания типа «положи в верхний ряд 2 цветочка, а в нижний 1″, а вот когда например баллы считать в игре — тут пожалуйста». 🙂

Мое примечание редактора: лучше всего баллы отмечать камушками, ракушками, шишками или палочками — чтобы цветы оставлять на лугу. Просто для красоты! Пусть цветут и радуют всех — всё равно ведь сорванные они быстро завянут.

Игры 4-8. Знакомьтесь: играющий двор!

А еще в конкурсе участвовал играющий двор — очень редкое сейчас явление. Да, такие дворы еще сохранились — с дружбой детей разных возрастов, постоянными играми во дворе и совместными чаепитиями. И участвовал в конкурсе двор в полном составе. Детские игры представила на конкурс Лидия Журавлева. А живут эти дети в Свердловской области (Сысертский район, поселок Большой Исток). И я очень рада, что волею судьбы random при переборе цифр (для тех, кто не знает: рэндом — это сервис, который выбирал победителя случайным выбором в этом конкурсе) выбрал именно этот двор победителем и главным призером конкурса. Видимо, это не случайно! Буду рада, когда дети двора напишут мне, что они призы получили и как прошло их праздничное чаепитие в связи с этим замечательным в их жизни событием — победой в нашем конкурсе!

Итак, вот любимые летние игры детей двора из поселка Большой Исток:

Игра 4. Любимая игра «Казаки — разбойники»

Как играть в казаки — разбойники: правила игры

Играть нужно большой группой — минимум в 6 человек. В группе- команде могут быть и взрослые, и дети разного возраста. Приготовьте заранее для игры мелки. В игре разбойники будут убегать и прятаться, давая подсказки казакам (рисуя мелом направление движения стрелками на асфальте). Казаки должны будут их найти.

Шаг 1. Жеребьевка. Ребята делятся на две команды — на казаков и разбойников с помощью жеребьевки.

Шаг 2. Разбойники убегают и прячутся. После жеребьевки разбойники берут по мелку в руки (для рисования стрелок), загадывают все вместе слово — шифр, убегают от казаков и прячутся. При этом они рисуют стрелки,в каком направлении они ушли. Стрелки рисуются каждые тридцать метров (примерно). На поворотах и перекрестках также рисуются стрелки. Можно рисовать и «ложные стрелки» — это круг, от которого идут стрелки во всех четырех направлениях. Тогда казакам придется попробовать несколько вариантов пока они найдут правильный путь движения дальше в поисках разбойников.

Разбойники могут сначала бежать всей группой, а потом разделиться и бежать и прятаться индивидуально каждый в своем месте. Или прятаться всей группой. Как только они определяют место, куда они спрячутся, они рисуют круг со стрелкой.

А казаки в это время уходят за угол, чтобы не слышать и не видеть казаков и организовывают место для темницы, в которую они должны привести разбойников, поймав их. Это может быть отгороженное палками, камнями или просто линией место во дворе. Они выжидают время, данное разбойникам на то, чтобы убежать. Время, которое будет дано разбойникам на то, чтобы убежать, оговаривается заранее — обычно это счет до определенного числа. Например, до пятидесяти, до сорока, до ста.

А может быть и другой вариант этой игры — разбойники, загадав слово — шифр друг с другом, рисуют — обозначают его клеточками на асфальте. Сколько в слове — шифре букв, столько клеточек рисуется. И пишется первая и последняя буква этого слова — шифра, а также называется тема (например, «это про планеты» или «это слово из темы «животные»). Пока казаки разгадывают это слово, разбойники имеют время убежать от них и спрятаться. (В конце игры в этом случае разбойники запрашивают у казаков загаданное слово-шифр).

Шаг 3. Казаки ловят разбойников и приводят пойманных разбойников в темницу. Как только выделенное разбойникам время закончилось, казаки начинают погоню. При этом они зачеркивают стрелки. Если казак нашел разбойника, то он его ловит — должен осалить. Если разбойника осалили, то он послушно идет за казаком в темницу и убегать не имеет права. Но по пути к темнице его друзья могут ему помочь, осалив казака. Тогда разбойник свободен и снова убегает и прячется.

Казаки победили, когда поймали всех разбойников и узнали слово — шифр. После этого команды меняются ролями.

Игра 5. Остров сокровищ

Лидия Журавлева описывает эту летнюю дворовую игру так: «Моя задача в этой игре — подготовить записки с заданиями, спрятать их по всему двору (иногда приходится и за пределами двора).

Задача детей — найти клад по запискам. Детям очень нравится эта игра. В этот раз они нашли клад — мороженое. Задания придумываю им сама. Записок обычно выходит от 10 до 13 штук».

В игре можно использовать и записки познавательного плана: например, нужно угадать к какому году относятся найденные в записке фотографии. Если к 1917 — то бежать дальше к… (указано место во дворе), если к 1941 — то в другое указанное место и так далее.

Игра 6. Летняя игра с мыльными пузырями » У кого дальше»

Рисуем на земле или на асфальте «старт» и начинаем по очереди выдувать мыльные пузыри. Где лопается мыльный пузырь, чертим черту и подписываем имя. В конце выигрывает тот, у кого дальше улетит мыльный пузырь и лопнет. Играем в три тура. Игра особенно нравится маленьким деткам.

Игра 7. Чайник

Лидия описывает эту игру так:

«Игра напоминает немного «жмурки».Один становится ведущим с помощью считалки или по желанию. Он закрывает глаза, мы все разбегаемся.

Ведущий (на фото — Люда) спрашивает участников: «Чайник, чайник,ты вскипел?» Остальные участники, если готовы, говорят: «Я давно уже сгорел!». Если не готовы, то говорят: «нет еще». И тогда ведущий заново повторяет свой вопрос, и участники вновь отвечают.

После этого Люда должна нас поймать, но с закрытыми глазами, а мы в это время все хлопаем.

Иногда ведущий говорит такие фразы:
1.»Стоп земля!» и все другие должны куда-нибудь встать или залезть, лишь бы находится не на земле. В это время Люда открывает глаза. Кто оказался на земле, тот становится ведущим. Если оказалось несколько человек на земле, то считаем считалку и выбираем ведущего. Если оказался один человек на земле, он и становится ведущим.
2.»Стоп железо» и все другие не должны касаться тех предметов,которые состоят из железа.
3.»Стоп дерево» и и все другие не должны касаться тех предметов,которые состоят из дерева.
Игра очень полюбилась нашими детьми во дворе».

Игра 8. Краски

Это известная народная игра.

Как играть в «Краски»:

Из числа играющих выбирают двух ведущих: продавца и покупателя. Все остальные участники игры становятся красками (на фото они сидят на скамейке).

Продавец подходит к каждому сидящему на скамейке и говорит ему цвет так, чтобы продавец не услышал. Цвета не должны повторяться.

Затем краски сидят на скамейке и ждут покупателя, который подходит к ним.

Дальше происходит диалог:
Покупатель: Тук-тук-тук
Продавец: Кто там?
Покупатель: Это я, покупатель
Продавец: Зачем пришел?
Покупатель: За краской
Продавец: За какой?
Покупатель: За зеленой…
Если такого цвета нет, то продавец сообщает покупателю, что такой краски у него нет. Если такая краска присутствует, то эта краска должна убежать от покупателя. Бегут по кругу (маршрут оговаривается заранее до игры) обратно до скамейки.
В случае, если покупателю все-таки удалось поймать краску, то краска занимает место покупателя, а покупатель - место продавца. И все повторяется сначала.
Если краску поймать не удалось, и она благополучно вернулась на свое место, то игра продолжается по этому же сценарию дальше.

Игра 9. Летние игры: игра с жилетками в «Кирпичи»

Эту игру придумала также Юлия Юрьевна — мама трех детей, а сшила реквизит к игре бабушка этих детишек. Замечательная идея!

Подготовка к игре:

Дети надевают зеленые жилетки и браслеты на руки. На спинах жилетиков пришиты мягкие половинки липучки для одежды. Колючие половинки липучки прикрепляют на браслет (с него потом их во время бега открывают и сразу же используют).

Как играть в «кирпичи»:

Задача игрока — нацепить на спину противника все колючки со своего браслета! Можно догонять друг друга, обниматься (и в это же время прицеплять колючку), хитрить:»Смотри! Бабушка пришла!» — разява отвернулся, а ты ему — шлёп! — колючку на спину:).

Так как колючки красные и прямоугольные, то дочки Юлии Юрьевны назвали их «кирпичи» и кричат:»Вот тебе кирпич!», «Догони меня кирпич!!!». Поэтому эта игра прижилась под названием игры в кирпичи.

Играть в игру дети могут с удовольствием и без взрослого! А мама может в это время заняться домашними делами.

Летние игры: Игра 10. Игра в хлопки.

Идеей этой игры поделилась Ольга Филатова. Хлопки — это очень простая игра на внимание. Ведущий игры задает игрокам ритм хлопками, а игроки двигаются в такт хлопкам. Когда ведущий останавливается, все должны сесть на пол (на траву, если играем на улице). Усложнить игру можно меняя ритм и условия при которых нужно сесть.

Игра 11. Душ и ракета из пластиковой бутылки.

Пишет Александра Попова: «Сыну — 3 года 10 месяцев, дочке 11 месяцев. Это наш фонтан из бутылки. Или душ. Кому как нравится. Сыну нравится из нее поливать. А дочке — хорошо комментировать. Когда водичка набирается, то говорю буль-буль. Когда вытекает, то кап-кап. Еще с такой бутылкой удобно рассуждать «тонет-не тонет». Пустая бутылка не тонет, а такая тонет, потому что водой наполняется и уходит на дно.

Запускали «ракету» в бассейне. Опускаешь пустую бутылку крышкой вниз и резко отпускаешь. Взлетает как ракета».

Идея эта разработана В.А. Кайе — одним из авторов вебинаров нашей Интернет- Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», автором системы развивающих игр и предметно — игровых сред и экспериментов для детей. И использована Александрой — участницей Мастерской игр — со своими детьми.

Игра 12. Игра в следы.

Игра предложена на конкурсе Светланой Гвоздевой, мамы двух детей. Светлана пишет: «У нас нашлись фигурки людей и животных, делающие характерные для них следы. Мы делали отпечатки следов и сначала просто угадывали, кто пришел и в какую сторону. А потом уже один делал следы, а другой придумывал по ним истории: пингвиненок пошел гулять и потерялся, мама его нашла и они вместе вернулись домой. Или: девочка гуляла по лесу, а медведь шел ей навстречу, девочка увидела медведя, испугалась и убежала». Вот такая песочная терапия и развитие речи получились у Светланы и ее деток.

Игра 13. Глубока ли речка?

Этой игрой на конкурсе также поделилась Светлана Гвоздева. Игра проводится с детьми по сказке М. Пляцковского.

Сначала прочитайте ребенку текст сказки:

«Телёнок Рогалик и поросёнок Кнопка крепко дружили. Так дружили, что водой не разольёшь. Куда один побежит - туда и другой следом.
Выскочит Рогалик в поле, а Кнопка с визгом за ним вдогонку несётся. Побежит Кнопка мимо огорода, а тонконогий Рогалик за ним вприпрыжку скачет.
Недаром их все неразлучными друзьями звали.Резвились однажды Рогалик и Кнопка на лугу и не заметили, как возле речки очутились.
- Давай на другой берег переберёмся, - предложил Рогалик.
- Давай, - согласился дружок.
Вошёл Рогалик в речку, до середины добрался, а вода ему- чуть выше колен.
- Иди, не бойся! - кричит он Кнопке. - Здесь совсем мелко!

Смело двинулся поросёнок вслед за другом. Но едва от берега отошёл - стал воду глотать.
- Тону! Спасите! - завизжал он.
Бросился Рогалик на выручку и помог поросёнку выбраться на берег.
А Кнопка разозлился:
- Ты зачем обманул, что речка мелкая?
- А я не обманывал! - ответил телёнок.
- Но ведь речка глубокая!
- Нет, мелкая!
- Нет, глубокая!
- Нет, ме-ме-е-лкая!

Долго спорили Кнопка и Рогалик, а зря: просто они были разного роста - и поэтому речка одному казалась мелкой, а другому - глубокой».

После чтения обыгрываем эту сказку: делаем лужи в песке (наливаем лейкой воду в углубления в песке). Разыграем диалог между игрушками — животными (поросенком и бычком), измеряем лужи. Светлана так описывает игру детей: «Стали думать, как помочь невысокому поросенку не утонуть в луже. Взяли палочку, сделали на ней две зазубрины — по морду поросенка и бычка и измеряли, куда можно поросенку, а куда нельзя. Мне кажется, игра получилась очень многоплановая в плане развивающего потенциала: и про то как получаются лужи поговорили, поэкспериментировали, и про то что такое глубоко-мелко, и про высокий — низкий. И коммуникативные умения в игре развиваются (диалоги и понимание того, что не все хорошо для одного, что другому хорошо)».

Я не смогла рассказать в рамках одной статьи обо всех летних играх с детьми , присланных на наш конкурс. Потому что статья получилась бы слишком большой. Но не расстраивайтесь — Вы всегда можете их найти в фотоальбомах нашей группы Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (альбом «Играем летом») и задать вопросы их авторам.

Надеюсь, что Вы нашли в этой статье идеи для игр со своим ребенком или даже попробуете тоже организовать свой играющий двор! Буду рада комментариям к статье и Вашей поддержке всем участницам конкурса, приславшим свои фото и идеи игр.

Желаю всем интересных летних игр и счастливого наполненного замечательными событиями и радостью лета! До новых встреч на «Родной тропинке».

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Вечер»

Нам светило солнышко,

Все мы загорали.

(Поднимаем руки вверх.)

До захода солнышка

Прыгали, играли.

(Прыгаем на месте.)

Солнышко садится,

День клонится к ночи.

(Руки вверху, опускаем их перед собой.)

Звёзды зажигаются.

Мы устали очень.

(Трясём расслабленными руками.)

Отдохнуть уж нам пора.

Будем спать мы до утра.

Ночные загадки

Её время пришло -

С неба солнце ушло. (Ночь.)

С неба светит,

А не греет. (Луна, месяц.)

Чёрная корова

Весь мир поборола. (Ночь.)

Ночью по небу ходит,

А днём спит. (Луна, месяц.)

Игра «Приметы летнего утра»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание того, о чём говорится в стихотворении (кто назовёт больше примет летнего утра).

Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Какое время в нём описано - утро или вечер? Обоснуйте свой ответ. Постарайтесь перечислить то, о чём говорится в стихотворении.

Румяной зарёю

Покрылся восток.

В селе, за рекою,

Потух огонёк.

Росой окропились

Цветы на полях.

Стада пробудились

На мягких лугах.

Седые туманы

Плывут к облакам,

Гусей караваны

Несутся к лугам.

Проснулися люди,

Спешат на поля,

Явилося солнце,

Игра «Ручей»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Бьёт из-под земли родник.

(Поднимаем руки вверх.)

Он, конечно, невелик.

Но течёт вода всё дольше,

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

И ручей всё шире, больше.

В поле путь его лежит,

Он по камешкам бежит.

(Бежим на месте.)

Говорит ручей: «Журчу.

Всех водичкой угощу».

Вот попить водички

Прилетели птички.

(Машем руками.)

Птички сели у ручья:

«Чья вода? Она ничья».

(Приседаем.)

Птички из ручья попили,

По песочку походили.

(Идём на месте.)

Отдохнули, посвистели

И куда-то улетели.

(Машем руками.)

Пальчиковая игра «Ромашки»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Солнце светит в синеве.

Мы гуляем по траве.

На лугу-лужочке

Видим мы цветочки.

Погадаем на ромашках,

Спрячем их в своих кармашках.

Мы желанья загадаем,

Лепестки поотрываем.

Оторвали лепесток -

Загадали краски.

На второй лепесток -

Всем на праздник маски.

Три - хотим фонарики,

А четыре - шарики.

Пять - хотим пирожное.

Шесть и семь - мороженое.

Восемь - купят пусть нам скоро

Кукол и машинок гору.

Девять, десять - знаем сами:

Мы букет подарим маме.

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют цветы, которые им известны. Например: колокольчик, василёк, ромашка, одуванчик, роза, тюльпан, нарцисс, подснежник и др. Победителем станет тот, кто назовёт цветок последним.

Загадки про цветы

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Растёт в саду красавица -

Такая недотрога!

И к ней не прикасаются -

Колючек очень много. (Роза.)

Мы шагаем по тропинке,

Видим солнце на травинке.

Вокруг солнца - облака,

Будто капли молока. (Ромашка.)

Много лепесточков острых

У цветочков этих пёстрых.

А цветочки невелики.

Называют их... (гвоздики).

Сразу все его узнают,

Если в поле побывают.

Этот синенький цветок -

Скромный, милый... (василёк).

Игра «Знаем цветы»

Первый игрок произносит название цветка (например: роза). Второй игрок повторяет это название и добавляет своё (например: роза, мак). Третий игрок повторяет предыдущие названия и также добавляет своё. В случае затруднения воспитатель может оказать помощь (или просит детей помочь). Победителем станет тот, кто сможет произнести без ошибок самую длинную цепочку названий цветов.

Игра «Шиповник»

Вот растёт высокий куст.

(Поднимаем руки вверх.)

Он такой колючий!

(Руки вперёд, растопыриваем пальцы.)

Этот куст совсем не пуст

И совсем не злючий.

Солнце светит с высоты.

(Руки вверху растопыриваем пальцы.)

И среди листочков

Распустились вдруг цветы.

Множество цветочков!

(Выставляем кулачки и разжимаем их.)

А потом эти цветочки

Отцвели, опали.

Полетели лепесточки,

На траву упали.

(Трясём кистями рук перед собой.)

На ветвях шиповника

Зреет много ягод.

(Показываем кулачки.)

Вкусные, полезные!

Запасём их на год.

Игра «В саду»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Часто мы в саду бываем.

Здесь работать нужно.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Всё из лейки поливаем,

(Показываем, как поливаем.)

Воду носим дружно.

Сорняки мы вырываем,

Это вредная трава.

Фрукты, ягоды срываем.

Угостим друзей сперва.

(Выставляем руки вперёд.)

Мы немного посидим.

(Приседаем.)

Фруктов, ягод поедим.

(Показываем, как едим.)

Посидим и отдохнём,

А потом домой пойдём.

(Идём на месте.)

Игра «Назови растение»

Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий растений на эту букву (деревьев, кустарников, цветов, ягод, фруктов, овощей). Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам.

Игра «Грибы и ягоды»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Мы по лесу ходим, бродим.

(Идём на месте.)

Мы грибочки здесь находим.

(Делаем наклоны вперёд.)

Много как грибов съедобных

В наших кузовках удобных!

Грузди, рыжики, маслята,

И волнушки, и опята.

Все хорошие мы знаем,

В кузовки их собираем.

(Показываем, как кладём грибы в кузовок.)

Мы по лесу ходим, бродим.

(Идём на месте.)

Здесь мы ягоды находим.

(Делаем наклоны вперёд.)

Много есть полезных ягод.

Запасёмся ими на год.

Вот мы вышли на полянку

И увидели поганку.

Мухомор хорош на вид,

Но он очень ядовит!

Не хотим грибного яда.

Этих нам грибов не надо!

(Качаем головой в стороны.)

Земляника и черника,

Костяника и брусника.

Все хорошие мы знаем,

В кузовки их собираем.

(Показываем, как кладём ягоды в кузовок.)

Много ягод есть опасных -

Чёрных, белых, ярко-красных.

Умирают от их яда.

Этих ягод нам не надо!

(Качаем головой в стороны.)

Игра «Объясни название»

Воспитатель произносит названия растений - цветов, трав, ягод (можно использовать также названия грибов). Дети должны постараться объяснить их (почему так названо, с чем связано). Например:

1. Одуванчик. (Отелов «одувать», «обдувать».)

2. Земляника. {Потому что растёт на земле.)

3. Шиповник. (Потому что есть шипы, колючки.)

4. Мать-и-мачеха. {Снизу листья тёплые - «мать», сверху холодные - «мачеха».)

Другие названия для игры: подорожник, подснежник, подсолнух, колокольчик, незабудка, василёк, черника, голубика, волчеягодник (волчник), волчьи ягоды, вороний глаз, бледная поганка, мухомор, рыжик, подберёзовик, подосиновик, боровик.

Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о лете. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Летом очень тепло, даже жарко.

Летом солнце ярко светит и греет.

Летом бывает холодно и морозно. (Хлопаем.)

Летом дни короткие, а ночи длинные. (Хлопаем.)

Летом дни длинные, а ночи короткие.

Летом цветут цветы, созревают фрукты и овощи.

Летом часто дует ветер и идёт снег. (Хлопаем.)

Летом заяц серый, а зимой белый.

Летом ёжик спит, а зимой бегает по лесу. (Хлопаем.)

Летом ходят в шубах, шапках, сапогах. (Хлопаем.)

Летом ходят в футболках, шортах, сандалиях.

Огородные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Круглый, красный

И на вкус прекрасный. (Помидор.)

Ни окошек, ни дверей -

Полна горница людей. (Огурец.)

Сидит девица

В темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Над землёй трава,

Под землёй алая голова. (Свёкла.)

Круглая, а не месяц.

Жёлтая, а не масло.

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом. (Редиска.)

Сто одёжек -

И все без застёжек. (Капуста.)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква.)

Под землёй птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла. (Картофель.)

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют овощи, которые им известны. Например: капуста, морковь, свёкла, редька, огурец, помидор и др. Победителем станет тот, кто назовёт овощ последним.

Игра «Кто летит?»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Машет крылышками птичка.

Кто летит? Летит синичка.

Быстро-быстро к нам летит

Желтогрудая синичка.

(Машем руками.)

Можем все мы удивиться.

Кто летит? Какая птица?

(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

А спешит к нам издалёка

Чёрно-белая сорока.

(Машем руками, как крыльями.)

Ночью ей в лесу не спится.

Вертит круглой головой.

(Поворачиваем голову вправо-влево.)

Кто летит к нам? Эта птица

Называется совой.

(Машем руками.)

Игра «Назови птицу»

Дети по очереди произносят названия птиц. Например: трясогузка, сорока, ворона, воробей, синица, соловей, дятел, сова, голубь, сокол, орёл, журавль, пингвин, страус и др. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

Игра «Енот»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Утром встанет Енот,

Сделает зарядку.

Он пойдёт в огород

И прополет грядку.

(Показываем, как рвём траву.)

После завтрака Енот

В доме прибирается.

(Выставляем руки вперёд.)

Громко песенки поёт,

Ходит - улыбается.

Пообедает Енот

И спешит на речку.

(Бежим на месте.)

Как обычно, он найдёт

Там свою дощечку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будет наш Енот стирать.

Он усталости не знает -

Всё стирает и стирает.

(Показываем, как стираем.)

А потом лесной тропой

Спать идёт к себе домой.

Игра «Мишка в лесу»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мишка по лесу идёт,

По лесной дороге.

(Идём на месте.)

Где же мишка отдохнёт?

Летом нет берлоги.

(Качаем головой вправо-влево.)

Как захочет мишка спать,

Он на травку ляжет.

(Приседаем.)

«Можно всюду отдыхать», -

Громко мишка скажет.

Мишка ходит и бежит.

(Бежим на месте.)

Он на травке полежит.

(Разводим руки в стороны.)

(Идём на месте.)

Игра «Назови животное»

Дети по очереди произносят названия диких животных. Например: медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж, кабан, тигр, лев, рысь, олень, лось, крокодил, жираф, бегемот и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Деревенские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Щиплет за пятки -

Беги без оглядки. (Гусь.)

Не всадник,

А со шпорами.

Есть гребешок,

А не причёсывается.

Не будильник,

А по утрам всех будит. (Петух.)

Ходит, квохчет.

По двору идёт -

Деток за собой ведёт. (Курица.)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова.)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца.)

Ничего не болит,

А всё стонет.

По земле ходит,

Пятачком землю роет. (Свинья.)

Игра «Отгадай животное»

Водящий (в этой роли выступают поочерёдно сами дети), загадав домашнее животное (корова, коза, курица, петух, утка, овца, кошка, собака и др.), изображает его походку, повадки, голос. Остальные должны отгадать животное.

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель произносит каждый раз по четыре названия животных (или показывает картинки). Дети должны определить, кто лишний, и объяснить почему.

1. Медведь, ёж, корова, волк. (Корова. Это домашнее животное, а остальные - дикие.)

2. Карась, крокодил, налим, окунь. (Крокодил. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

3. Утка, гусь, ворона, щука. (Щука. Это рыба, а остальные - птицы.)

4. Акула, кит, дельфин, муравей. (Муравей. Живёт на суше, а остальные - в воде.)

Игра «Кто плавает?»

Дети по очереди произносят названия животных, которые могут плавать. (Можно называть не только тех, кто живёт в воде, но и тех, кто живёт на суше, но способен плавать.) Например: кит, дельфин, акула, щука, карась, сом, лягушка, гусь, утка, лебедь и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Лето – время, когда дети младшего школьного возраста предоставлены сами себе. Не многим из них удается поехать с родителями на море или самостоятельно отправляются в пионерский лагерь. Во дворе, на пляже или на даче дети собираются небольшими компаниями, но совершенно не знают, чем заняться и как провести свободное время. А ведь на самом деле летние игры для детей настолько разнообразны и интересны, что можно часами и сутками играть и развлекаться. Ведь даже прыгание на скакалке, игра с мячом, эстафеты, догонялки способствуют физическому развитию. А уж подвижные игры – это еще и отличные развивающие, познавательные занятия, которые позволяют ребенку проявить себя и свою смекалку, а также скрепляют отношения между детьми и между детьми и их родителями.

Подвижные летние игры для детей во дворе.

«Кис-брысь-мяу». Выбирается поочередно, из всех игроков, водящий, который стоит спиной к остальным. Ведущий, показывая рукой на любого игрока, говорит: «Кис», как бы задавая вопрос. Если водящий в это время отвечает: «брысь» - игра продолжается, если «мяу» – игра останавливается. Затем ведущий спрашивает у еще невидящего водящего, что он будет делать в паре с выбранным человеком. Только после этого водящий поворачивается лицом, видит, кого он выбрал себе в пару и делает то, что сказал. Можно заранее подготовить какие-то интересные задания и потом их по парам и выполнять.

«Тянулка».

Необходимо провести ровную черту, за нее во время игры нельзя будет переступать. Необходимо 2 команды, игроки которых выбирают в каждой команде самого сильного. Абсолютно все игроки должны сцепиться руками между собой в локтях так, чтобы образовалась 1 длинная цепь. С каждой стороны этой цепи становятся выбранные силачи, которые должны перетянуть всех ребят в свою сторону так, чтобы противоположная команда заступила за черту.

«Дворовые городки».

Нужно то количество бит (палок), какое количество игроков. Затем рисуется круг, в который устанавливаются друг на друга разнообразные жестяные банки. Кроме того, на некотором расстоянии от этой конструкции рисуются линии – это уровни. Ребята по очереди бросают свои биты так, чтобы выбить из круга банки. При этом - сколько выбил банок – на тот уровень игрок и становится. Побеждает тот, кто быстрее всех прошел все уровни.

«Заколдованный замок».

Все участники должны разделиться на 2 команды. Одной из них нужно расколдовать замок (какой-то выбранный объект – дерево, качели, стена), а другой, соответственно, необходимо не дать этого сделать. Кроме того, у замка есть ворота в виде двух игроков. Надо отметить, что у тех, кто охраняет объект: и у ворот и у остальных, которые разбредаются по всей площадке - завязаны глаза. Та, команда, которая пытается покорить этот замок, бесшумно двигается по площадке и незаметно проходит через ворота к замку. Другая же команда, не видя и ориентируясь только на звуки, охраняет замок и ловит наступающих.

«Направления».

Наверное, все летние игры для детей очень веселые. Вот одна из наиболее смешных. Здесь необходим судья и 2 параллельные линии, прочерченные на приличном расстоянии друг от друга. Все ребята встают посередине между линиями. Затем, после крика или свистка судьи, все разбегаются в разные стороны, чтобы добежать до любой из двух линий. Затем судья опять свистит и все игроки, не останавливаясь, продолжают бежать, но уже в другом направлении. Задача судьи - не дать игрокам возможности добежать до линии и поэтому он постоянно должен свистеть. Тот, кто все-таки добежал – сам становится судьей.

Летние игры для детей с мячом.

Мяч – самый распространенный инвентарь, который используется людьми разного возраста. Что уж говорить о ребятах 6-10 лет. Многие летние игры для детей не обходятся без этого незатейливого снаряжения. Футбол, волейбол, пионербол– каких только игр не существует в арсенале детей и взрослых. Вот еще одна интересная и увлекательная игра - видоизмененный и усложненный вариант простой и знакомой «Вышибалы», для которой необходима большая свободная территория.

«Перекрестный огонь».

Дети делятся на команды - 3 штуки. На середине игрового поля нужно нарисовать полосу, куда встает одна команда. 2 другие при этом становятся по противоположным сторонам черты. Каждой из этих двух команд необходимо 3 мяча. Мячами дети устраивают перекрестную пальбу по тем, кто стоит в центре. После последнего выбитого игрока, команды должны поменяются местами, причем на линию выходит та, которая выбила последнего игрока.

«Страусиное яйцо».

Каждый игрок ступней, рукой или коленом набивает мяч такое количество раз, которое может по максимуму. Затем результаты фиксируются, а потом от большего числа отнимается меньшее. Разность этих чисел – очков равно тому количеству шагов, которое должен пройти проигравший (то есть который выбил меньше всех) с мячом, зажатым между коленями. В это время все остальные игроки должны смешить этого неуклюжего страуса, чтобы он рассмеялся и выронил мяч.

«Горячая картошка».

Желающие поучаствовать становятся в круг и спокойно перекидывают мячик друг другу. Затем любой желающий из игроков говорит: «Картошка горячая!». После этих слов, дети начинают бросать мяч так, будто он действительно горячий – быстро-быстро. Проигрывает и выбывает из игры ребенок, который уронил мяч.

«Шаги».

Подобные летние игры для детей вырабатывают у них физические навыки и развивают фантазию, смекалку и интуицию. Происходит это так: все встают в начерченный круг диаметром примерно 2 метра. Дружно выбранный водящий подбрасывает мячик очень высоко и в этот момент пока мяч летит вниз - все дети разбегаются подальше от круга. Когда водящий ловит мячик, он должен прокричать «стоп» и после того, как все остановились, выбрать любого из игроков. Тот в свою очередь называет количество шагов до круга. Эти шашки могут быть названы в абсолютно любом количестве и могут быть любого вида (гигантские, лилипутские, прыжки, и подобные). После этого выбранный шагает то количество шагов, которое он сказал и если ему удается достать до водящего, то он сам становится водящим.

Таких разнообразных, но одинаково веселых и, что немаловажно, полезных игр очень много. Летние игры для детей – это всегда физическое, психологическое, умственное и социальное воспитание младших школьников. Летние каникулы позволяют детям весело и интересно провести время, найти новых друзей, поиграть в любимые игры, придумать их самим и узнать много нового и интересного.

Любовь Терещенко
Конспект занятия с применением дидактической игры по развитию речи «Вставь слово» по теме «Лето»

Конспект НОД по направлению речевое развитие для детей подготовительной к школе группе на тему «Лето красное »

Программные задачи :

Образовательные : обобщить представления о лете и типичных летних явлениях в природе. Расширить, уточнить словарь по теме » . Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам . Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Закреплять уже известные способы словообразования

Развивающие : развивать связную речь , фонематические процессы мышление, речевой слух, творческое воображение, тонкую моторику.

Воспитательные : формировать у детей взаимоотношения сотрудничество при решении учебных задач, воспитание умения выслушать ответ товарища, сопереживание успехам и неудачам товарищей, воспитание инициативности, самостоятельности.

Интеграция : социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие .

Предварительная работа : целевые прогулки по летнему парку. Беседы о временах года, овощах и фруктах. Разучивание стихотворений, чтение рассказов, отгадывание загадок о лете. Рассматривание фотографий, открыток, репродукций картин, календарей с изображением лета.

Материалы и оборудование :

Презентации к играм «Что из чего?» , «Исправь предложение» , «Вставь пропущенное слово » , «Четвёртый лишний» .

Аудиозапись физкультминутки, релаксационная музыка – шум морского прибоя).

Ход проведения:

1. Воспитатель и дети собираются в круг :

Эй! Ребята, подходите, друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками, улыбнитесь все немножко.

Будем вместе улыбаться, песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться , и клубнику собирать,

На двоих делить конфеты, все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить, потому – давай дружить!

В : Какое у вас настроение стало?

Дети : Хорошее.

Сегодня к нам пришли гости. Давайте покажем им, какие мы с вами дружные. У меня есть бумажное сердечко. Оно является символом любви и дружбы. Скажите, а где у нас находятся настоящие сердечки? (В груди, слева) . Приложите руки к сердцу. Что оно делает? (Стучит) . Да, сердце, как насос, помогает доставлять кровь ко всем органам. Сердце нужно всем нашим органам. Как мы с вами нужны друг другу. Будем передавать наше бумажное сердечко друг другу, посмотрим в глаза друг другу и скажем самые хорошие слова .

Дети говорят друг другу комплименты.

Настя хочет загадать загадку. Только помните, что её надо дослушать до конца.

Настя Мен. Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с жарой.

Принесло цветы, рыбалку,

Комаров звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке.

Дети.

В. - Молодцы, совершенно верно, мы сегодня будем с вами говорить о лете. - это прекрасное время года и мне хочется узнать, насколько хорошо вы его знаете.

В. Ребята, мы с вами разучивали стихи о лете. Кто нам расскажет стихотворение про июнь?

Максим. Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь -

И весь он разлетится.

В. Про июль?

Лера. Сенокос идёт в июле

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

В. Про август?

Виолетта. Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Степан. Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух

Чёрными зёрнами набит.

С. Маршак

В. - созревает много ягод и наши мамы и бабушки, начинают готовиться к зиме и варить варенье, делать компот, повидло. Давайте сядем, и вы мне расскажите, какие ягодные консервы делают ваши мамы и бабушки. Скажите :

Варенье из малины, какое?

Повидло из яблок, какое?

Джем из смородины, какой?

Варенье из клубники, какое?

Сок из облепихи, какой?

Сок из ягод, какой?

Повидло из фруктов, какое?

Молодцы!

В. - А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Вставь пропущенное слово »

- Летом ярко светит…

Малинка сладкая, как …

Облепиха кислая, как …

Ягоды смородины круглые и блестящие, как …

Крыжовник колючий, как …

Ягоды смородины растут гроздями, как …

У ромашки серединка желтая, как…

В. - Сейчас я буду говорить предложение, а вы внимательно слушаете, и должны исправить, и назвать это предложение правильно.

Игра «Исправь предложение»

Свекла растет на дереве.

У гриба есть панама.

У цветка есть ствол.

Из клубники варят вишневое варенье.

Чтобы повидло было сладким, нужно добавить соль.

У цветов бабочки кушают варенье.

Ромашки и васильки - это первоцветы.

В. – Давайте отдохнём и поплаваем в нашем Чёрном море.

Динамическая пауза «Как приятно в море плавать»

Как приятно в море плавать! (Плавательные движения в стиле брасс)

Гребем влево, гребем вправо. (Повороты влево и вправо)

Вот кораблик впереди. (Потягивание - руки вперед)

Сверху чайки - погляди. (Потягивания - руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей.

Нужно нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения в стиле кроль)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из моря вылезаем (Ходьба на месте)

И на солнце загораем. (Встать ноги и руки в стороны, голова поднята вверх) .

В. Следующая наша игра «Четвертый лишний» . Слушайте внимательно, нужно будет услышать и назвать лишнее слово , объяснить, почему вы так считаете.

Июль, лето , июнь, август;

Жаворонок, ласточка, голубь, скворец;

Ромашка, василек, георгин, колокольчик;

Береза, тополь, ёлка, рябина;

Дождь, роса, метель, туман.

В. Пальчиковая гимнастика » (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето ?

Лето солнышком согрето .

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето !

В. - Молодцы, справились, и сейчас предлагаю вам отгадать загадку, но не просто отгадать, а отгадку нужно отхлопать.

Сильным, слабым он бывает,

И осенним, и грибным,

Все растения поливает,

Урожай чтоб лучше был. Ответ : (qжо)

Белые шарики падают с неба,

Будто бы снег, но на улице лето !

Громко стучат они в окна твои,

Быстро растают от тёплой земли Ответ : (d)

Эта пора всем любима за то,

Что нам не нужен ни плащ, ни пальто,

Что солнце жарко и можно купаться,

С этой порою так трудно прощаться! Ответ : (оv)

Солнце светит, дождь идёт,

Чудо в небе вдруг взойдет,

Яркою цветной дугой,

Не потрогать нам с тобой. Ответ : (d)

Сидит под потолком,

Кусается тайком,

Жужжит над ухом,

Но не муха. Ответ : (dwо)

Про этот гриб все говорят,

Что и сырым его едят. Ответ : (жоdq)

Дождик небо украшал,

Воду с солнышком мешал,

Краски взял семи цветов -

Разноцветный мост готов. Ответ :(d)

Если нет его - небо хмурится,

Если есть оно - люди жмурятся.

Ответ : (оmqнvо)

Когда будет лето

В полном разгаре,

Нам дерево это "снежинки" подарит. Ответ : (qvоuо)

В. Так что такое лето ? (Читает стихотворение) .

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысяча чудес,

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты.

Это в мире сто дорог

Для ребячьих ног

В. - Молодцы, ребята, сегодня на занятии вы прекрасно занимались, теперь я точно знаю, что вы все любите лето и много знаете о нем.

О чем мы сегодня говорили?

Что вы узнали о ягодах? Что из них можно приготовить?

Назовите летние месяца.

Чем летом можно заниматься ?

А сейчас приглашаю вас всех на летнюю поляну.

(Звучит тихая музыка, дети сопровождают слова воспитателя движениями.)

Публикации по теме:

Конспект занятия с использование дидактической игры «Овощи и Фрукты» Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. Играя, дети лучше сосредотачиваются.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры Введение. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии.

Образовательные области: 1. Познавательное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формирование.

Конспект дидактической игры по развитию речи в старшей группе «Город Красивой речи» Цели. Продолжать формировать представление у детей о красивой речи; Развивать фонематический слух; связную речь; грамматический строй.

Конспект занятия по развитию речи с применением ИКТ во второй младшей группе «Домашние животные и их детеныши» Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши» Цели занятия:.

Конспект проведения дидактической игры по развитию произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста «Продолжи ряд» Цель: развитие произвольного запоминания. Оборудование: муляжи овощей и фруктов, кукла, 2 корзинки - одна с крышкой. Ход игры: Игра проводится.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе с применением ЦОР «Веселое путешествие» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе с применением ЦОР на тему: «Веселое путешествие». Цель:.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 «Солнышко» с. Раевский Альшеевского района республики Башкортостан.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Составление рассказа-описания.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук». Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать.

Библиотека изображений:

Поделиться: