Беседы масленникова о покаянии.

На необъятных просторах интернета нет такого уголка, где бы Татьяна Щедрина не оставила свои «творческие следы». В течении 1,5 лет она разносит ложь и клевету, оскорбляет всех, кто причастен к Школе Покаяния: автора бесед Школы Покаяния С.М.Масленникова, настоятеля храма отца Андрея Канева, преподавателей, учеников, сторонников Школы. Писала письма в Москву тем, кто может содействовать запрету Школы, втянула в этот процесс профессора Осипова.
… Где она, бедная, только не махала этим «распоряжением без основания», куда только его не выставляла, готова была даже на заборах расклеить, лишь бы закрыли Школу Покаяния. Чем то, видимо, её зацепила крепко Школа, что не даёт и по сей день ей покоя?
С «творческими следами» Татьяны Щедриной можно ознакомиться на сайтах правтора и ру трекер на 2 ветках, где и сейчас она "плодотворно трудится" под ником Татьяны_730.

Распоряжения о запрещении творческой деятельности С.М.Масленникова нельзя назвать решением Церкви. Это личное решение, личное мнение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, которое основано на личном мнении митрополита Климента, председателя Издательского совета, - но никак не решение богословской комиссии по рецензированию работ, которая присваивала грифы на все 28 работ Масленникова, и членом комиссии был сам митрополит Климент, который тоже голосовал за присвоение этих самых грифов. Поскольку ни тот, ни другой причины никакой не указывают, то и эти решения не только нельзя назвать решением Церкви, но они остаются личным необоснованным решением двух митрополитов. Это они предлагают на 8-ю ступень: 8 заповедь блаженств – блаженны изгнанные за правду.
Речь здесь не идёт о всей Церкви Христовой. Речь идёт о представителях земной Церкви, которые бывает ошибаются, а бывает, иногда и правы. Вот здесь и надо смотреть, кто сейчас ошибается? Те, кто хулят, и гонят, и клевещут, или те, кто награждает? А как сравнить, как определить кто из них ошибается, а кто не ошибается? Вот там, где есть соответствие Истине - те и правы. Если же другие даже не указывают причины гонений, то это явно обычная человеческая зависть, зависть Каина...
Но, как видим есть и здоровые духовные силы, по достоинству оценившие творчество православного писателя Сергея Михайловича Масленникова, посвященное спасению людей, изложенное в простой и доступной форме. Название номинации «Богословие для народа» справедливо отражает и вполне соответствует творческой деятельности автора.
Противоречий учению Святых Отцов в трудах С.М. Масленникова не выявлено. Поэтому каждый имеет полное право ссылаться на его труды.
Издательство «Сибирская Благозвонница» продолжает многолетнее и плодотворное сотрудничество с православным автором.

Дорогие отцы, братия и сестры! В дни Святого Великого Поста мы рады начать публикацию многоценных авторских трудов С. М. Масленникова «Школа покаяния. О пути ко спасению» и “Аскетика для мiрян”. Из отзывов слушателей: «То, что я услышал в воскресной школе, произвело на меня потрясающее впечатление. Я так долго этого искал! То, что говорил преподаватель, как бальзам разливалось по моей душе, я не мог поверить в то, что слышал, всё так было мне близко, так нужно, я смотрел по сторонам, видел вокруг обыкновенных женщин, наверно, не понимающих своего счастья».

Об авторе

Сергей Михайлович Масленников - автор цикла бесед «О пути ко спасению», а также серии книг «Страсти - болезни души» и «Христианские добродетели».

Сергей Михайлович родился 26 июля 1961 г. в городе Чайковский Пермской области. В 1978 году окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1983 году закончил электротехнический факультет Уральского электро-механического института инженеров железнодорожного транспорта. С 1982 года состоит в браке, имеет двоих детей.

С 1983 по 1986 годы работал по специальности в Тобольской дистанции сигнализации и связи электромехаником, старшим электромехаником и начальником участка. В 1986 году вернулся в Екатеринбург (тогда Свердловск) и до 1994 года трудился на комбинате рыбной гастрономии начальником электроцеха, председателем профкома, заместителем директора по торговле, исполняющим обязанности директора.

В 1994 году принял Крещение. В это время у него появляется интерес к изучению духовной литературы, и в 1996 году, разом оставив все мирские дела, он почти три года посвятил изучению творений святителя Игнатия (Брянчанинова) и толкований святых отцов на Священное Писание. В 1999 году некоторое время трудился в одном из монастырей г. Екатеринбурга. В этом же году ему было предложено возглавить Отдел сбыта Екатеринбургской епархии. Продолжая изучать творения святых отцов Сергей Михайлович одновременно проводил «Уроки нравственности» для учащихся с 1-го по 11-й класс в средней школе № 129 г. Екатеринбурга.

С 2002 года трудился в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах г. Екатеринбурга, где нес послушания алтарника, чтеца и певчего. Вместе с этим одновременно проводил оглашение и воскресную школу для взрослых. Последнее потребовало повторного, более скрупулёзного и тщательного прочтения и изучения трудов святителя Игнатия. В этот период (2003 – 2008 гг.) появились около 200 часов аудио-лекций серии «Школа покаяния».

С 2005 года назначен преподавателем, а затем старшим преподавателем созданной настоятелем прихода с благословения правящего архиерея Школы покаяния. Занимая эту должность, собирал и обрабатывал учебные материалы Школы, разрабатывал программу, работал с учениками (прихожанами), обучал преподавателей. Благодаря Школе приход в краткий срок вырос почти вчетверо, а число причастников в воскресные дни составляет около 300 человек.

С 2010 года начал работать над составлением книг серий «Страсти – болезни души» и «Христианские добродетели» (всего 8 книг общим тиражом около 300 000 экземпляров) и проводить лекции «Аскетика для мирян».

В январе 2015 года за свою книгу « Примирение со Христом» удостоен звания лауреата Всероссийской литературной премии в честь святого благоверного князя Александра Невского в номинации «Богословие для народа» и награждён медалью святого благоверного князя Александра Невского.

О вручении премии.

С Сергеем Михайловичем Масленниковым впервые встретился около 10 лет назад в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга, он помогал тогда на службах батюшке в алтаре; после службы он выходил из алтаря, его обступали люди, и он отвечал на вопросы. Такую картину можно увидеть, наверное, во многих храмах. Как-то сразу на меня произвело впечатление выражение его лица, какое-то особенно спокойное, глубоко внимательное. Я тогда подумал, что это батюшка, наверное.

Затем я попал впервые на воскресную школу, это как раз те беседы, которые сейчас есть возможность услышать на дисках под названием «Школа покаяния: О пути ко спасению». То, что я услышал в воскресной школе, произвело на меня потрясающее впечатление. Я так долго этого искал! То, что говорил преподаватель, как бальзам разливалось по моей душе, я не мог поверить в то, что слышал, всё так было мне близко, так нужно, я смотрел по сторонам, видел вокруг обыкновенных женщин, наверно, не понимающих своего счастья. Порою недоумевал - зачем всё это им, речь шла об аскетике, я тогда ошибочно думал, что это удел каких-то избранных людей. Моя душа торжествовала слышанным: человек говорил истину, и душа отзывалась на эти слова торжеством! Моя душа была измучена, она нуждалась в слове истинном и вот обрела.

Путь Сергея Михайловича в храм проходил мимо моего дома, и я, поджидая его на этом пути, провожал его до храма; конечно же, беседа наша нередко продолжалась и полчаса и более. Потом я в течение дня приходил в храм и проводил с ним в беседе ещё какое-то время, на этом общение не заканчивалась, я встречал его с работы, провожал до дома, и мы беседовали, пока у него были силы. Моя душа обильно питалась беседами этого духовного человека. Мне посчастливилось, в то время Сергей Михайлович особенно никому из прихожан нужен не был, что меня искренне удивляло, но я этим изрядно пользовался. В дальнейшем же, когда образовалась Школа покаяния, пробиться к нему стало намного сложнее. Говорили мы с ним об очень важной теме - о том, как жить по вере, о том, как научиться этой Небесной, Божественной науке - Православию. У него всегда находилось для меня время. Вообще у всех людей, которые общаются с ним, впечатление, что ты для него особый и у тебя какие-то особые отношения с ним. Не видел его никогда раздражительным или не в настроении. Он всегда находится в каком-то особом расположении духа, наверное, это и есть состояние молящегося человека. Для меня Сергей Михайлович - пример особого самоотвержения, смирения; наверное, только такие неземные качества могут притягивать к христианам, понимание, что у них есть что-то такое особенное, привлекательное, неземное, в них как будто мощным внутренним источником бьёт особенная жизнь, вечная.

Братья и сестры, уверяю вас и надеюсь на ваше христианское понимание, что ни в коем случае не хочу делать или выставить Сергея Михайловича святым или чудотворцем, либо ещё кем-то таким. Никогда в нем не видел ничего подобного! Думаю, что истинному смирению это чуждо. Сергей Михайлович считает себя учеником святителя Игнатия (Брянчанинова); он сам об этом говорит, что воспитывался на творениях этого великого святого нашего времени, из его творений получая всё необходимое для своих духовных опытов. Думаю, что немалую роль здесь играют и какие-то его, по наследству доставшиеся, качества: святителя Игнатия читали многие, но как будто упуская самое важное или пожиная не такой обильный плод, какой пожал Сергей Михайлович. Вот воистину ученик! Давайте послушаем его беседы и тот, кто истинно имеет жажду, утолит её.

Стоит ещё добавить, думаю, важную деталь - Сергей Михайлович почти не готовился к беседам, просто не было времени. Планировал тему, которую для пользы слушающих надо было рассмотреть, и с Божией помощью проводил полуторачасовую беседу. Поэтому можно, наверное, судить о духовном состоянии человека, понимая, что такое дело без помощи Божией не совершить. Сергей Михайлович беседы «своими» не считает, считает их достоянием христиан. За последние годы случались неоднократно встречи с разными людьми, кто от знакомства с беседами испытал чувства, похожие на мои.

Братья и сестры, мне было совсем непросто писать эти строки, делал я это впервые, прочитал выше вопрос брата и решил рассказать своё впечатление от знакомства с этим человеком. Может, кто-то расскажет о нём совсем по-другому. Самое главное, наверное, то, что я делал это искренне. Конечно же, у меня большая благодарность Богу, что он меня свёл с этим человеком. Большая благодарность Сергею Михайловичу за долготерпение по отношению ко мне, за те бесчисленные духовные советы, которые помогали и поныне помогают мне совершать свой земной путь с упованием, что он совершится для меня благополучно. Аминь.

Владимир, прихожанин храма
в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Без сомнения мы уверены, что многие посетители нашего сайта уже знакомы с душеполезными работами Сергея Михайловича. Для тех же, кто по тем или иным причинам еще не обратил своего взора и слуха на оные, приглашаем присоединяться к нам и со вниманием прослушать и осмыслить некоторые из них.

Итак, сегодня предлагаем ознакомиться с серией лекций Сергея Михайловича Масленникова под общим названием «Аскетика для мiрян», да не смутится сердце ваше столь строгим названием.

Аскетика для мириян. Часть 1.

Аскетика для мириян. Часть 2.

Аскетика для мириян. Часть 3. Аскетика для мириян. Часть 4.

ДСНМП: Небольшая подсказка: поскольку некоторые видеоролики бывают достаточно длительными по времени и не всегда удается просмотреть их за один раз, то можно с помощью программы, например FormatFactory перевести видео файл в звуковой формат МР3, который, в свою очередь с помощью программы, например, МР3cut, порезать на несколько коротких файлов, допустим по 15-20 минут. После чего записать все это на компакт-диск или USBнакопитель и слушать на проигрывателе дома или в колеснице (автомобиле).

Согласно пророчествам святых отцов спасение христиан последних времен сопряжено будет с большими скорбями. Церковь оскудеет мудрыми наставниками. Однако милостью Божией спасение возможно в любые времена. Святые отцы оставили христианам всех последующих веков в завещание свое духовное наследие, чтобы, изучая его, человек научился понимать волю Божию и объяснять Его святой Промысел.

Автор бесед, которые мы хотим предложить, истинному покаянию учился по трудам Игнатия Брянчанинова - мудрого учителя молитвы и покаяния. Сегодня вы имеете возможность купить цикл бесед Сергея Масленникова о пути ко спасению в mp3 сборнике общим временем звучания 180 часов. Трепетно относясь к духовной сокровищнице учений святителя и стараясь максимально передать слушателю его мысли, от себя автор добавляет только примеры из жизни.

Беседы преподавателя Школы покаяния затрагивают все главные вопросы жизни христианина. Они изложены в той логической последовательности, которая должна привести человека к покаянию. Отправным пунктом на этом пути является нищета духа и сокрушение сердца. Как вызвать такое состояние сердца и ума? Способствует ли этому пост? Слушатели узнают три простых и действенных правилах, которые сделают пост правильным. Какая молитва вызывает сокрушение сердца, а какая оскорбляет Бога? Как научиться молиться сердцем, чтобы не превратить самое главное в жизни дело в душевредную привычку?
Автор цикла бесед Школа покаяния предлагает слушателю понять, насколько жива его вера. Что и кто движет его поступками? Может ли сатана руководить жизнью человека, внушая при этом благовидные мысли?

От того, правильно ли выбран путь, зависит настрой верующего: будет ли на душе его радостная печаль о Боге или его одолеют печали мира сего? Как снискать первое и избежать второго?

Долог ли путь от сокрушения сердца до исправления ума - важнейшего этапа покаяния? Достигается это состояние усвоением и правильным принятием понятий, изложенных в Евангелии и истолкованных святыми отцами в их творениях. Автор неоднократно делает акцент на том, как опасно руководствоваться собственным мнением, знанием, опытом, если они не согласуются с Церковным Преданием.

Покаяние только тогда имеет силу, когда видны его плоды. Чем отличается от других человек, снискавший достойное покаяние? Всякое ли крестоношение приводит ко спасению и что такое мнимая праведность? Как избежать своей воли и научиться доверять Богу? Ведь, как учат святые отцы, своеволие - это послушание сатане, который действует в человеке через его страсти. Из бесед слушатель узнает о семи главных правилах, определяющих волю Божию. Важность их для современного человека в том, что, не имея возможности обратиться за советом к старцу, с их помощью можно определить, насколько правильно выбран жизненный вектор. Кроме бесед в формате mp3 читатель может купить книги Сергея Масленникова которых на сегодняшний день вышло восемь.

Покаяние - это не галочка в жизненном дневнике, не очередной этап в достижении определенной цели. Делание это непрестанное. Однажды встав на путь покаяния, сходить с него опасно. Враг расставляет на этом пути капканы, назначение которых - привести человек к ложному покаянию, ложным слезам и надуманной радости. Автор попытается помочь слушателю научиться узнавать дьявольские хитрости.

Беседы, которые сегодня предлагаются, испытаны временем. Сегодня они особенно актуальны. Это шестое переиздание. 15 дисков составляют 180 часов звучания.

Он родился в 1961 году в Пермской области, закончил школу, а затем Уральский электромеханический институт.

После окончания института Сергей работал в городе Тобольске по специальности, в 1986 году переехал в Екатеринбург, где сделал неплохую карьеру: от начальника электроцеха до замдиректора по торговле на комбинате рыбной гастрономии.

Послушничество и писательство

В 1994 году Масленников открыл для себя труды святого Игнатия Брянчанинова, и увлекся изучением православия. Также он скрупулезно изучал толкования Священного писания святыми отцами церкви. Сергей Михайлович понял, что нашел дело своей жизни – изучение трудов святых отцов и донесение их наследия до людей.

В 1999 году Сергей Масленников стал послушником монастыря близ Екатеринбурга, и вскоре возглавил Отдел сбыта в Екатеринбургской епархии. А немного позже начал проводить «Уроки нравственности» для детей.

Вместе с этим Масленников шел по карьерной лестнице – он алтарником и чтецом в приходе. И через какое-то время получил более важное задание – вести воскресную школу для взрослых.

Однако самым любимым детищем Масленникова стала «Школа покаяния», которую создали в одном из приходов Екатеринбурга. Эти занятия он вел на протяжении 5 лет, причем сам разрабатывал программу и учил преподавателей.

В это же время читал лекции «Аскетика для мирян», проводил семинары, посвященные покаянию и искуплению грехов, хотя специального богословского образования не получил.

В 2010 году началась писательская карьера Сергея Масленникова: он начал писать книгу под названием «Христианские добродетели», а через несколько лет выпустил цикл «Страсти – болезни души». Всего из-под его пера вышло 8 книг, тираж которых составил 300 000 экземпляров. Книга «Примирение со Христом» принесла ему почетную награду - он был награжден медалью Александра Невского и получил Всероссийскую литературную премию.

Начало противоречий

Все книги, посвященные православным постулатам, проходят рецензирование, и по его итогам им предоставляется церковный гриф, если они соответствуют церковным догматам.

Первые книги Сергея Масленникова имели такой гриф, однако в 2015 году он был отозван издательским советом РПЦ. Вслед за этим поступил запрет на продажу этих книг через церковные магазины. По словам одного из рецензентов, Олега Васильевича Костишака, Масленникову делали замечания по содержанию нескольких книг, однако он не отреагировал на них. Поэтому книги признали непригодными для изучения христианами.

Дело в том, что, по мнению богословов, учение Православной церкви Масленников описывал через личные переживания, что недопустимо. По словам священника Георгия Шинкаренко, это приводит к «искажению понимания пути спасения» и уход от спасения как от главной цели каждого христианина. Священник уверен, что у Масленникова не просто неточности в понимании догматов церкви, но он в целом неверно понимает смысл жизни христианина.

В своих книгах Сергей Михайлович дает много ссылок на слова святых, однако трактует их по-своему, это и приводит к ошибкам, главным образом – к механическому и формальному сопоставлению высказываний святых отцов.

Один из примеров – пособие «Дневник кающегося», который Масленников советовал заполнять прихожанам. В «Дневнике» составлена классификация всех грехов, и каждый должен отмечать, какой из грехов он допустил сегодня, и каяться в нем. Один из священников допускает, что такой подход может привести к сектантству и религиозному фанатизму.

Поздние труды Сергея Масленникова, по мнению многих насельников авторитетных монастырей, имеют шаблонный подход. А требование показывать «Дневник кающегося» человеку, который даже не является священником, похоже на попытку контроля над состоянием души человека. Но никто не может решать за человека, как он живет - Церковь только учит.

Поэтому подход Масленникова к православию никоим образом не согласуется с учением Православной Церкви.

Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Комментирует ситуацию и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак.

— Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?

— Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.

— Что за личность — Сергей Масленников? Где он служит?

— Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович — мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

— В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

— В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство — это не свод правил, а Библия и книги отцов — это не цитатники. Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) — это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

— Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

— С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся в первую очередь к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения, готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь — дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», а как и какими словами это будет сделано — дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия! Вопрос слушателя: «А если в молитве встречается: “…смиренную, грешную и недостойную рабу…”?» Ответ С. М. Масленникова: Опустите это слово! Если вас оно смущает — выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание — даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.

— Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

— Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, Вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла в первую очередь о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, — говорится в одном из отзывов, — что для него [автора] ответ на Страшном Суде — это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация «уровней» одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация «Дневник кающегося» имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния — в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает — не может не воспитать — верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

— В Интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова — его не стоит смотреть и слушать?

— Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции — не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей — показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако, если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

— Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

— Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.

— Известна ли реакция издательств, которые выпускают книги Сергея Масленникова? Они отнеслись с пониманием?

— Решение об отзыве грифов с трудов С.М. Масленникова принято недавно, и реакция издательств, его издающих, мне еще не известна. Очень надеюсь на понимание со стороны издателей и распространителей, поскольку забота о душах людей — это главное, что мы должны иметь в виду в подобных случаях.

Поделиться: