Основные элементы средневекового замка. Средневековые замки: устройство и осада

Если вы – любитель путешествовать по местам с вековой историей, от которых веет архаичностью, взгляните, какие старинные замки до сих пор населены людьми и даже призраками.

Современные небоскребы и дизайнерские выставочные центры постепенно вытесняют традиционную архитектуру из городов. На фоне их популярности желание жить в уединенном замке кажется экстравагантным. Тем не менее, в каждом уголке Европы можно найти старинные дома, сохранившиеся благодаря стараниям любящих владельцев. И пусть они не настолько комфортабельны, как оснащенные по последнему слову техники пентхаусы – у замков есть свое очарование.

1. Шато Плесси-Бурре, Франция

Внешний вид его настолько суров, что замок скорее напоминает оборонительную крепость. Внутренняя его отделка поразит даже самого искушенного человека, привыкшего к роскошным убранствам. Она не подвергалась каким-либо модификациям: поистине уникальным шато делает абсолютная сохранность первичного дизайна. Плесси-Бурре был построен в 1472 году Жаном Бурре, занимавшим должность министра финансов при короле Людовике XI. Взяточник Буре настолько боялся восстания жителей принадлежащих ему земель, что приказал оградить дворец самым широким рвом во Франции. Подъемный мост, делающий возможным выезд из него, используют по прямому назначению до сих пор.

Современные хозяева не прячут принадлежащий им памятник истории ни от любопытных туристов, ни от кинорежиссеров. В 2003 году Пенелопа Крус провела в замке несколько незабываемых недель, снимаясь в картине «Фанфан-тюльпан» вместе с Венсаном Пересом. Сегодня любой человек может последовать ее примеру, арендовав одну из комнат Плесси-Бурре как гостиничный номер. Для тех, кто предпочитает отели системы «пять звезд», предусмотрены бесплатные и индивидуальные экскурсии с гидом длительностью в несколько часов.

2. Резиденция королевы Великобритании в графстве Беркшир, Англия


Виндзорский замок – самый крупный и известный среди считающихся до сих пор жилыми собратьев. Его пышность и масштабность пугают и поражают одновременно: на площади в 45 тысяч м² расположен комплекс строений с 1000 жилых помещений. Уже 900 лет Виндзор принадлежит правящей династии и все ее члены имеют право модернизировать имение на свой вкус. Каждый новый монарх все расширял и расширял площадь владений, пока прилегающий лес из лиственных пород не стал считаться Беркширским парком. В конце прошлого века резиденция королевы была экстренно реконструирована из-за обширного пожара.

Английская королева сегодня использует Виндзор как средство поражения глав других государств и прочих именитых гостей. Она приглашает их пожить в комнатах, украшенных подлинниками Рембрандта и Рубенса, старинными подсвечниками и позолоченной лепкой на потолке. Кто после этого сможет отказать в политической просьбе царственной особе?

3. Замок Беркли, Англия


Второй по густонаселенности дворец в Англии после Виндзора. В конце XII века его купила фамилия Беркли, находящаяся в титуле лордов. В 1327 году члены влиятельного семейства поневоле стали смотрителями тюрьмы в собственном доме. Противники короля Эдуарда II свергли его и поместили в Беркли, потребовав от его владельцев обязательства предотвратить любую попытку к побегу. В тот же год от остальных замков в округе имение стал отличать высокий забор вместо привычного глазу в те времена рва с водой. За полгода узник дважды пытался покинуть Беркли, после чего был казнен новым правителем.

Наследники замка населяют всего 20% от его площади: остальная часть используется в качестве отеля и музея. Но основную статью их дохода составляет кинематограф. Интерьеры Беркли можно увидеть в сериалах «Волчий зал», «Замок в стране» и фильме «Еще одна из рода Болейн».

4. Замок Эдинбурга, Шотландия


Построенный на затухшем вулкане дворец возвышается над уровнем моря на 120 метров. Ученые выяснили, что первые стены появились здесь еще в железном веке: их построили воины, планировавшие набег на племена англов. Эдинбургский замок в течение многих веков переходил из собственности Англии в шотландскую и наоборот. Десять лет назад британское министерство обороны окончательно отказалось от него. На жителей крупнейшей туристической достопримечательности Шотландии это решение никак не повлияло. С начала 20 века в замке живет династия смотрителей, чьей единственной обязанностью остается ежечасный выстрел из пушки в течение светового дня.

5. Замок Уорик, Англия


Подавляющее большинство жителей дома являются звездами телевидения и Youtube. Имение, построенное еще в 1068 году Вильгельмом Завоевателем – регулярный участник шоу с экстрасенсами, «охотниками на привидений» и магами. Оно даже попало в книгу «Дома с призраками Великобритании и Ирландии». Любой желающий может найти на видеохостингах съемку камер внутреннего наблюдения с доказательствами их существования.

Экстремальные колебания температуры, световые аномалии и таинственные шорохи устраивает «Серая Леди» и ее помощники. Пенсионерка, являющаяся наследницей графа-владельца Уорика, тоже знакома с ней. Ее фигура уже 100 лет натыкается на жителей дворца в его длинных коридорах и испуганно шарахается в сторону при виде детей. Она не умеет проходить сквозь стены, поэтому в Уорике привыкли к внезапно открывающимся дверям. Те, кто видел ее вблизи, говорят, что это призрак старой женщины, одетый в серое платье. «Серой Леди» помогает поэт с графским титулом Фулк Гревилл, задушенный в Водяной Башне в 1628 году. Его крики, леденящие душу, раздаются из Башни несколько раз в неделю. Помимо этой парочки, в Уорике живет еще более 10 неопознанных призраков.

6. Скала Кашел, Ирландия


В замке на скале Кашел живет смотритель кладбища, стихийно возникшего у его стен. Группа средневековых зданий, построенных в 12-15 веках, соседствует с часовней Кормака – небольшой романской церковью, в которой хранится саркофаг первого владельца крепости, в честь которого она и названа. Во время неожиданного нападения врага местные жители попытались укрыться в церкви, но все были жестоко перебиты. Похоронили их там же, а вскоре вокруг могил несчастных жертв стали появляться новые захоронения. По легенде, там тоже живут десятки духов.

7. Поместье Кронборг, Дания


Построенный в 1420 году замок на окраине Копенгагена официально включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В целях предохранения от захвата шведами его спроектировали в виде сложнейшей системы лабиринтов и подземных ходов. В Кронборге живут творческие личности – режиссеры, актеры, сценаристы. Каждую весну они создают новое прочтение театральной постановки «Гамлета» Уильяма Шекспира и представляют ее зрителям.

8. Дворец Бран, Румыния


В живописной Трансильвании находится имение самого кровавого жителя Румынии всех времен – графа Дракулы. Бран – известный туристический аттракцион в стране, а также отель с номерами в виде деревянных срубов, украшенных черепицей. Легендарный вампир любил останавливаться в нем при жизни, но он не оставил после себя никаких напоминаний в Бране. Внутреннее убранство замка сохранилось со времен королевы Марии: она жила в нем после графа и украсила его большим количеством книг, изделий из фарфора и икон. Последние, по слухам, нужны были ей для предотвращения ночных визитов вампира.

9. Поместье Пфальцграфенштайн, Германия


Даже коренные немцы неспособны произнести название правильно с первого раза. Он находится посреди реки Рейн: остров Пфальцграфенштайн раньше был совершенно пустынным и необитаемым. Крепость была построена на нем в качестве королевской таможни, осуществляющей проверку судов, проплывающих мимо. Позже она стала резиденцией местной знати. В XX веке возникла государственная необходимость в использовании Пфальцграфенштайн в роли маяка. Сейчас там живет смотритель и чтобы съездить к нему в гости, придется по старинке переплывать Рейн на лодке.

10. Укрепление Кастель дель Монте, Италия


Автора данного строения так и не удалось обнаружить. В XV веке он был создан, как астрономический календарь, в каждой комнате которого можно узнать время по солнечным часам или дату по световому календарю. В Кастель дель Монте 8 этажей, на каждом из них спроектировано 8 комнат. Современным астрономам удалось доказать, что расположение крепости действительно идеально подходит для наблюдения за звездным небом. Ее оборудовали как обсерваторию, в которой круглогодично живут ученые.

При упоминании замков средневековья на ум приходят живописные стены, обвитые плющом, прекрасные дамы в высоких башнях и благородные рыцари в блестящих доспехах. Но не эти возвышенные образы мотивировали феодалов возводить непреступные стены с бойницами, а суровая реальность.

В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.

Дворянин-феодал , который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.

Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.

Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден - сообщество воинов.

Как и из каких материалов строили средневековые замки?

Строительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.

Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.

На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.

Сложной задачей было строительство колодца . Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.

Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:

  • местность;
  • человеческие ресурсы;
  • бюджет.

Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.

Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.

Из каких элементов состояли замки?

Точная конфигурация замка зависела от местных традиций, ландшафта, богатства владельца. С течением времени появлялись новые инженерные решения. Построенные ранее сооружения часто достраивались и перестраивались. Среди всех Средневековых укреплений можно выделить несколько традиционных элементов.

Ров, мост и ворота

Замок был окружен рвом. Если поблизости находилась река, его затопляли. На дне устраивали волчьи ямы – углубления с кольями или острыми прутьями.

Попасть внутрь через ров можно было только с помощью моста. Опорами служили огромные бревна. Часть моста поднималась и закрывала собой проход внутрь. Механизм подъёмного моста был устроен таким образом, что с ним могли справиться 2 стражника. В некоторых замках мост имел механизм качелей.

Ворота были двустворчатыми и закрывались поперечной балкой, которая задвигалась в стену. Хотя их сколачивались из нескольких слов прочных досок и обивали железом, ворота оставались самой уязвимой частью строения. Их защищала надвратная башня с комнатой для стражи. Вход в замок превращался в длинный узкий проход с отверстиями в потолке и стенах. Если враг оказывался внутри, на него лился поток кипятка или смолы.

Помимо деревянных ворот, часто присутствовала решётка, которая закрывалась с помощью лебёдки и канатов. В экстренном случае, канаты обрубали, преграда резко падала.

Дополнительным элементом защиты ворот являлся барбакан - стены, идущие от ворот. Противникам приходилось втискиваться в проход между ними под градом стрел.

Стены и башни

Высота стен средневекового укрепления достигала 25 метров. Они имели мощное основание и противостояли ударам стенобитных орудий. Глубокий фундамент был призван защитить от подкопа. Толщина стен к верху уменьшалась, они становились покатыми. В верхней части за зубцами тянулась платформа. Находясь на ней, защитники обстреливали врагов через щелевидные отверстия, сбрасывали вниз камни или выливать смолу.

Часто строились двойные стены. Преодолевая первую преграду , противники попадали в узкое пространство перед второй стеной, где становились лёгкой добычей лучников.

По углам периметра располагались сторожевые башни, которые выдавались вперёд по отношению к стене. Внутри они разделялись на этажи, каждый из которых являлся отдельным помещением. В крупных замках башни для укрепления имели вертикальную перегородку.

Все лестницы в башнях были винтовыми и очень крутыми. Если враг проникал на внутреннюю территорию, защитник имел преимущество и мог скинуть агрессора вниз. Изначально, башни имели прямоугольную форму. Но это мешало обзору при обороне . На смену пришли круглые строения.

За главными воротами находился узкий двор, который хорошо простреливался.

Остальное внутреннее пространство замка было занято постройками. Среди них:

В крупных рыцарских замках внутри располагался огород, а иногда и целый сад.

Центральное и самое укреплённое строение любого замка – башня донжон. В нижней части находилось хранилище со съестными припасами и арсенал с оружием и снаряжением. Выше располагалась комната стражи, кухня. Верхнюю часть занимало жилище владельца и его семьи. На крыше устанавливали метательное орудие или катапульту. Наружные стены донжона имели небольшие выступы. Там находились уборные. Отверстия открывались наружу, отходы падали вниз. От донжона могли вести подземные ходы в убежище или соседние здания.

Обязательным элементов замка в Средние века была церковь или капелла. Она могла располагаться в центральной башне или быть отдельным строением.

Замок не мог обходиться без колодца. При отсутствии источника воды, обитатели не продержались бы и нескольких дней при осаде. Колодец защищало отдельное строение.


Условия проживания в замке

Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.

Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.

Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.

С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.

Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Как уже было сказано выше, средневековые замки и каждая их составляющая строились по определенным правилам. Можно выделить следующие основные структурные элементы замка:

Внутренний двор

Крепостная стена

Рассмотрим их более подробно.

Большинство башен возводились на природных возвышенностях. Если в районе подобные возвышенности отсутствовали, то строители прибегали к обустройству холма. Как правило, высота холма составляла 5 метров, но встречались высотой более 10 метров, хотя были и исключения - например, высота холма, на котором был поставлен один из замков Норфолка близ Тетфорда, достигала сотни футов (около 30 метров).

Форма территории замка бывала различной - некоторые имели продолговатую форму, некоторые - квадратную, встречались дворы в виде восьмерки. Вариации были самыми разнообразными в зависимости от величины состояния хозяина и конфигурации участка.

После того как участок под строительство был выбран, его первым делом окапывали рвом. Вынутую землю набрасывали на внутренний берег рва, в результате чего получался вал, насыпь, называвшаяся скарпом. Противоположный берег рва назывался, соответственно, контрэскарпом. Если это было возможно, то ров выкапывали вокруг естественного холма или иного возвышения. Но, как правило, холм приходилось насыпать, что требовало огромного объема земляных работ.

В состав холма входила земля, смешанная с известняком, торфом, гравием, хворостом, а поверхность была покрыта глиной, либо деревянным настилом.

Первую ограду замка защищали всякие оборонительные сооружения, предназначенные для того, чтобы остановить слишком стремительное нападение врага: живые изгороди, рогатки (расставленные между столбов, вбитых в землю), земляные насыпи, изгороди, различные выступающие сооружения, например, традиционный барбакан, защищавший доступ к подъемному мосту. У подножия стены находился ров, его старались сделать как можно глубже (иногда более 10 м глубиной, как в Трематоне и Лассе) и шире (10 м -- в Лоше, 12 -- в Дурдане, 15 -- в Тремворсе, 22 м -- в Куси). Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Иногда ров даже наполняли водой. По форме он чаще напоминал букву V, чем U. Если ров вырывали прямо под стеной, над ним возводили ограду, нижний вал, для защиты дозорной дорожки снаружи крепости. Этот участок земли назывался палисадом.

Важное свойство заполненного водой рва -- предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов

В зависимости от ширины рва его поддерживает одна или несколько опор. В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост. Он устроен так, что его пластина может поворачиваться вокруг оси, закрепленной у основания ворот, разрывая мост и закрывая ворота. Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается вручную, на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены. Для облегчения работы могут применяться противовесы. Цепь может через блоки идти на ворот, находящийся в помещении над воротами. Этот ворот может быть горизонтальным и вращаться рукоятью, или вертикальным, и приводиться в движение с помощью горизонтально продетых сквозь него балок. Другой способ подъема моста - это рычаг. Через шлицы в стене продеты качающиеся балки, внешний конец которых цепями соединяется с передним концом пластины моста, а на заднем внутри ворот крепятся противовесы. Эта конструкция облегчает быстрый подъем моста. И, наконец, пластина моста может быть устроена по принципу коромысла.

Внешняя часть пластины, поворачиваясь вокруг оси у основания ворот, закрывает проход, а внутренняя, на которой уже возможно находятся нападающие, уходит вниз в т.н. волчью яму, невидимую, пока мост опущен. Такой мост называют опрокидывающимся или качающимся.

На рис.1. представлена схема входа в замок.

Саму ограду составляли толстые сплошные стены - куртины - часть крепостной стены между двумя бастионами и разные боковые сооружения, обобщенно называемые

Рис.1.

башнями. Крепостная стена возвышалась прямо надо рвом, ее основания уходили глубоко в землю, а низ делался максимально пологим для предотвращения возможных подкопов со стороны нападавших, а также для того, чтобы от него рикошетом отлетали сбрасываемые с высоты снаряды. Форма ограды зависела от ее местоположения, но ее периметр всегда значителен.

Укрепленный замок ничуть не напоминал индивидуальное жилище. Высота куртин колебалась от 6 до 10 м, толщина - от 1,5 до 3 м. Впрочем, в некоторых крепостях, например, в Шато-Гайяр, толщина стен местами превышает 4,5 м. Башни, обычно круглые, реже квадратные или многоугольные, строились, как правило, на этаж выше куртин. Их диаметр (от 6 до 20 м) зависел от местонахождения: самые мощные - по углам и около въездных ворот. Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку, через которое проходил канат, используемый для того, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты крепости. Лестницы скрывались перегородками в стене. Таким образом, каждый этаж представлял собой комнату, где располагались воины; в камине, устроенном в толщине стены, можно было развести огонь. Единственные отверстия в башне - это бойницы для стрельбы из лука, длинные и узкие проемы, расширявшиеся вовнутрь помещения (рис.2).

Рис.2.

Во Франции, например, высота таких бойниц обычно 1 м, а ширина - 30 см снаружи и 1,3 м внутри. Подобное строение затрудняло проникновение вражеских стрел, но защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена -- высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

На верху крепостной стены находился так называемый дозорный путь, с внешней стороны защищенный зубчатым парапетом. Он служил для наблюдения, сообщения между башнями и защиты крепости. К зубцам между двумя амбразурами иногда прикреплялась большая деревянная доска, державшаяся на горизонтальной оси, за ней укрывались арбалетчики, чтобы зарядить свое оружие. Во время войн дозорный путь дополняли чем-то вроде откидной деревянной галереи нужной формы, монтировавшейся перед парапетом. В полу проделывались отверстия для того, чтобы защитники могли стрелять сверху, если нападавшие укрывались у подножия стены. Начиная с конца XII века, особенно в южных районах Франции, эти деревянные галереи, не очень прочные и легко воспламенявшиеся, стали заменять настоящими каменными выступами, строившимися вместе с парапетом. Это так называемые машикули, галереи с навесными бойницами (рис.3). Они выполняли ту же функцию, что и раньше, но их преимущество заключалось в большей прочности и в том, что они позволяли бросать вниз ядра, рикошетившие затем от пологого склона стены.

Рис.3.

Иногда в крепостной стене делали несколько потайных дверей для прохода пехотинцев, но всегда строили только одни большие ворота, неизменно укреплявшиеся с особой тщательностью, поскольку именно на них приходился основной удар нападавших.

Самым ранним способом защиты ворот было их расположение между двумя прямоугольными башнями. Хорошим образцом данного типа защиты является устройство ворот в сохранившемся до наших дней Эксетерском замке XI века. В XIII веке квадратные надвратные башни уступают место главной надвратной башне, которая представляет собой слияние двух прежних с надстроенными над ними дополнительными этажами. Таковы надвратные башни в замках Ричмонд и Ладлоу. В XII веке более распространенным способом защиты ворот было строительство двух башен с обеих сторон от въезда в замок, и только в XIII веке появляются надвратные башни в их законченном виде. Две фланкирующие башни теперь соединяются в одну над створом ворот, становясь массивным и мощным фортификационным сооружением и одной из самых главных частей замка. Ворота и въезд превращаются отныне в длинный и узкий проход, блокированный с каждого конца портикулами. Это были вертикально скользившие вдоль вырубленных в камне желобов створки, выполненные в виде больших решеток из толстого бруса, нижние концы вертикальных брусьев были заострены и окованы железом, таким образом, нижняя кромка портикулы представляла собой ряд заостренных железных кольев. Такие решетчатые ворота открывали и закрывали с помощью толстых канатов и лебедки, расположенной в специальной камере в стене над проходом. Позднее вход стали защищать с помощью «мертьер», смертоносных отверстий, просверленных в сводчатом потолке прохода. Через эти отверстия на всякого, кто пытался силой прорваться к воротам, сыпались и лились обычные в такой ситуации предметы и вещества - стрелы, камни, кипяток и горячее масло. Однако более правдоподобным представляется другое объяснение - через отверстия лили воду в случае, если противник пытался поджечь деревянные ворота, так как самым лучшим способом проникнуть в замок было набить проход соломой, поленьями, хорошенько пропитать смесь горючим маслом и поджечь; убивали сразу двух зайцев - сжигали решетчатые ворота и поджаривали защитников замка в надвратных помещениях. В стенах прохода находились маленькие помещения, оборудованные стрелковыми щелями, сквозь которые защитники замка могли из луков поражать с близкого расстояния плотную массу нападавших, стремившихся ворваться в замок. На рис.4. представлены различные типы стрелковых щелей.

В верхних этажах надвратной башни находились помещения для солдат и часто даже жилые помещения. В особых камерах находились ворота, с помощью которых на цепях опускали и поднимали разводной мост. Поскольку ворота были местом, которое чаще всего подвергалось нападению осаждающего замок противника, их снабжали подчас еще одним средством дополнительной защиты - так называемыми барбаканами, которые начинались на некотором расстоянии от ворот. Обычно барбакан представлял собой две высоких толстых стены, идущих параллельно наружу от ворот, заставляя противника, таким образом, втискиваться в узкий проход между стенами, подставляясь под стрелы лучников надвратной башни и спрятанной за зубцами верхней площадки барбакана. Иногда, чтобы сделать доступ к воротам еще более опасным, барбакан устанавливали под углом к ним, что заставляло нападавших идти к воротам справа, и не прикрытые щитами части тела оказывались мишенью для лучников. Вход и выход барбакана обычно весьма причудливо украшали.


Рис.4.

Каждый более или менее серьезный замок имел еще хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой - 140 м, второй - 70 м, третьей - 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. Донжон (фр. donjon) - главная башня средневекового замка, один из символов европейского Средневековья.

Это было самое массивное сооружение, входившее в состав строений замка. Стены отличались исполинской толщиной и устанавливались на мощном основании, способном выдержать удары кирок, сверл и стенобитных орудий осаждавших.

По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м - в Этампе, 28 м - в Жизоре, 30 м - в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м - в Шатодене, 35 м - в Тонкедеке, 40 - в Лоше, 45 м - в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Плоские контрфорсы, называвшиеся пилястрами, поддерживали стены на всем их протяжении и по углам, на каждом углу такая пилястра венчалась сверху башенкой. Вход всегда располагали во втором этаже, высоко над землей. Ко входу вела внешняя лестница, расположенная под прямым углом к двери и прикрытая предмостной башней, установленной снаружи непосредственно у стены. По понятным причинам окна были очень малы. На первом этаже их не было вообще, на втором они были крошечными и только на следующих этажах становились немного больше. Эти отличительные признаки - предмостную башню, наружную лестницу и маленькие окна - можно отчетливо видеть в замке Рочестера и в замке Хедингем в Эссексе.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Данный тип башни возник в XI в. в Европе, точнее в Нормандии (Франция). Первоначально это была прямоугольная башня, приспособленная к обороне, но являющаяся одновременно и резиденцией феодала.

В XII-XIII вв. феодал переселился в замок, а донжон превратился в отдельное сооружение, значительно уменьшился в размерах, но вытянулся по вертикали. Башня отныне располагалась обособленно за периметром крепостных стен, в самом недоступном неприятелю месте, иногда даже отделялась рвом от остальных укреплений. Выполняла оборонительную и дозорную функции (на самом верху обязательно была боевая и дозорная площадка, прикрытая зубцами). Рассматривалась как последнее убежище при обороне от неприятеля (для этой цели внутри имелись оружейные и пищевые склады), и только после захвата донжона замок считался покорённым.

К XVI в. активное использование пушек превратило возвышающиеся над остальными постройками донжоны в слишком удобные мишени.

Донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий (рис.5).

Рис.5.

В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, - центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах - общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие.

В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/.

Особый интерес в рамках работы представляет также интерьер донжона.

ИНТЕРЬЕР ДОНЖОНА

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели.

Каким бы главный зал ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука.

Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло - дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме.

К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале.

Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость - настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой -- или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом -- камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.

Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».

Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.

Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

средневековый замок жилой интерьер

В 10 километрах от города Селеста, в Эльзасе, на высоком холме стоит средневековый замок, построенный еще в 774 году на месте римского форпоста. Замок отлично виден с "винного" пути и мимо него очень не хочется проезжать. Кёнигсбург, а именно так он называется, я планировал посетить еще до поездки во Францию. Долго изучал окресные холмы Вогезов в поисках более-менее сохранившихся замков. И оказалось без вариантов - все, кроме этого, представляют из себя лишь остатки крепостных стен и башен.

Указателей на замок по дороге не особо много, либо они просто незаметны. Но, как я уже говорил, мимо него не проедешь. В деревеньке Сент-Ипполит его видно уже с дороги (на видео с 53 сек.):

Кстати, герб Сент-Ипполита весьма интересен. На нем изображена мученическая смерть (четвертование) святого, давшего имя этому местечку:

Буквально через 10 минут, преодолев довольно затяжной серпантин и поиск свободного места на бесплатной парковке, вы оказываетесь прямо у стен этого величественного сооружения:

Откуда открывается потрясающий вид на всю верхнерейнскую долину:

Мы уже привыкли, что все соборы, памятники и замки в наш приезд закрылись строительными лесами и не расстраивались по этому поводу.

У замка богатая и интересная история - её без труда можно найти в сети. Отмечу только, что после того, как его захватили и разграбили шведы во время Тридцатилетней войны (1633 год), а затем французы (в 1648 году), он немного сгорел, опустел и находился в весьма плачевном состоянии аж до конца 19 века. Потом французы вдруг воспылали интересом к средневековому искусству и восстановили замок, объявив памятником.

Замок был восстановлен по архивным документам и стал одним из самых посещаемых исторических памятников Франции.

Кстати, в 1937 году тут был снят фильм Жана Ренуара "Великая иллюзия".

Вход в замок естественно платный, но стоит не дорого. Во всяком случае, дети прошли на халяву, а я отдал что-то около 10 евро.

Внутри для осмотра доступны все помещения. Восстановлено внутренне убранство и мебель. Все это дает неплохое представление о жизни защитников крепости в те тёмные времена железных доспехов и длинных мечей.

Очень похоже на туалет, но всё же это скорее тюрьма.

Внутренний двор с колодцем:

И как всегда, одни пенсионеры вокруг:)

Еще какие-то внутренние территории:

Гид что-то объясняет на французском:

Тут сидели рыцари и пили вино.

В дальнем левом углу - печка:

Крепость не всегда была крепостью в смысле оборонительного сооружения. Еще тут просто жили.
Справа - выложенная плиткой печь. Скорее всего, это уже позднее сооружение. Подозреваю, что изначально, кроме коптящих факелов тут ничего не было из источников тепла.

Очень интересное помещение - оружейная:

Не знаю, подлинные ли это экземпляры, но размеры мечей внушают тихий ужас.

Еще комната. С драконом.
Слева над дверью - жирная морда кабана.

Видимо, какая-то молельная:

Кусочек природы в стенах крепости.

Какой калибр, интересно?

Чаще всего знакомство со средневековой историей Европы мы начинаем не с учебников, а с романов и Александра Дюма. В нашем представление Европа в средние века была немыслима без величественных и неприступных замков, доблестных в великолепных доспехах, сражающихся на турнирах за честь своей дамы. Верность к избраннице собственного сердца они могли хранить вечно, несмотря на ее безответную любовь. Верные пажи и оруженосцы, готовые бескорыстно отдать жизнь за своего господина. Прекрасные менестрели, распевающие любовные песни и прославляющие честь и доблесть благородных рыцарей. Именно такой виделась нам сквозь туман веков Европа со страниц рыцарских романов, и мне кажется, немало было желающих оказаться в одном из таких замков, чтобы почувствовать всю прелесть и романтику средневекового колорита. И какой, однако, удар по романтическим мечтаниям оказала бы прозаическая реальность жизни в средневековом замке, если бы современный человек мог туда перенестись!

Проблема безопасности стояла в средневековье очень остро и место для замка выбирали на естественном возвышении. При постройке, прежде всего, думали не о комфорте, а о прочности и неприступности. Средневековье, особенно в начале эпохи, буквально кишело бандами вооруженных разбойников и чтобы защитить себя, свою семью и своих поданных не достаточно было только железных доспехов и мужества. Средневековый замок это внушительное сооружение из камня, окруженное мощными крепостными стенами с бойницами и сторожевыми башнями. Непременно широкий крепостной ров, заполненный водой, окружал все сооружение. Попасть в замок можно было только через подъемный мост, который для дополнительной страховки был снабжен еще и железной решеткой. Внутри замок представлял собой целое поселение. Помимо основного жилища владельца замка имелись все службы: конюшни, погреба, кухня, жилища простолюдинов, а иногда даже кузница и мельница. Обязательно имелся либо источник воды – родник, колодец, либо резервуары с ее запасами на случай осады.

Любой замок имел собственного священника и специальное место для проведения богослужения, а замковый капеллан частенько выполнял еще и обязанности писаря или учителя. Жилые строения возводили из камня, полы частенько были земляными, устланными соломой. В более позднее время полы выкладывали каменными плитами и так же застилали соломой, чтобы было теплее и впитывалась излишняя влага, которой всегда было в избытке в каменных сооружениях. Шли года, каменные стены и полы стали украшать, одновременно утепляя, коврами, привезенными из крестовых походов. Свет едва проникал в узкие окна со свинцовыми переплетами, в которые вставляли вначале пергамент, потом мутное слюдяное стекло и уже с 14 – 15 веков разноцветные витражи. Они были, конечно, красивые, но света пропускали мало. Внутри помещения освещались факелами, свечами, которые добавляли смрад и копоть. Мебель была тяжелой и прочной, хотя и неказистой. Вещи хранили в объемных сундуках и ларях, которые служили и скамьями. Кстати, по высоте спинки стула определялась знатность владельца. Кровати имели балдахины, но не для красоты, а как средство от холода и сквозняков.

Частые рыцарские турниры, оканчивавшиеся застольями, собирали большое количество пирующих. На них присутствовали музыканты, шуты, а дамы и господа могли не вставать из-за стола больше суток. Сохранилось много свидетельств того, что за столом не только ели, но частенько засыпали и справляли нужду. Поэтому и запахи средневекового замка были не для слабонервных, но люди средневековья не были слишком брезгливыми. Рядом с пирующими вечно находились собаки, которым люди бросали объедки. Присутствовали они и в постели хозяина. довольно редко, тем более что в замке никогда не было излишков воды, чтобы тратить их на ежедневные омовения. В первую очередь воду использовали, чтобы напоить животных – лошадей и прочую живность, и для приготовления пищи. Нравственность в современном понятии, была не слишком высока в средневековье, не смотря на все кодексы рыцарской чести. Мужчины не слишком ограничивали свои сексуальные аппетиты, хотя на измену жен смотрели очень строго, особенно из-за законности потомства. Но после того как ввели в моду куртуазную любовь, дама из высшего общества могла иметь официального любовника.

Поделиться: