Жан боден и его учение. Теория государственного суверенитета

Теория государственного суверенитета Жана Бодена - краеугольный камень классического государственного права - является и фундаментом классических теорий международных отношений, так как в ней обоснована сущность политического поведения государства как субъекта международных отношений.

Профессор юриспруденции в Тулуэском университете, парижский адвокат, а затем королевский прокурор в Лионе, Жан Боден изложил свою теорию в "Шести книгах о республике" (1576), понимая под термином "республика" государство вообще. Подход Ж. Бодена к осмыслению феномена государства, разумеется, навеян историческим контекстом. Франция, раздираемая в XVI в. гражданскими и религиозными войнами между католиками и гугенотами, разоренная грабежами солдатских банд и набегами дворян, переживала полнейшую разруху. Герцоги, принцы и высшие вельможи вели себя как государи, не считаясь с Парижем. Римский папа, иностранные правители тянули страну в свою сторону. Спасением Франции даже ценой жестокого правления могло стать только усиление королевской власти до абсолютизма.

Жан Боден пришел к выводу о необходимости верховной общенациональной власти, воплощаемой в государственном суверенитете. Жан Боден установил, что "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства". Он впервые сформулировал доктрину суверенитета как сущности и признака государственной власти, означавшую, что отсутствие суверенитета исключает существование государства. Ж. Боден указал также на два непременных признака суверенитета: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени, и ее абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями.

Содержание этих принципов, разумеется, носило преходящий характер, обусловленный эпохой. Тем не менее, положение Ж. Бодена о неограниченности суверенитета во времени легло в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене правительств и политических режимов. Положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Ж. Боден уточнял, что "все государи на земле подчинены законам бога и природы и многим человеческим законам, общим всем народам"". политический суверенитет власть боден

Хотя такая оговорка свидетельствовала о том, что Ж. Боден рассматривал неизбежный вопрос о соотношении абсолютизма и международного права, он рассматривал его в пользу суверенного государства с отсутствием разделения власти и предпочтительно монархической формой правления. Некоторые французские юристы высказывают другое мнение. "В целом для Бодена суверенитет был основным принципом внутреннего права, предназначенного привести в порядок политическое сообщество. Он никоим образом не означал, что государство ставилось выше любого закона"", - пишет, например, французский юрист-международник Д. Kappa.

Жан Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.

Боден -- противник теории смешанной формы государства. Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо "народ -- это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел -- это все равно, что спрашивать совета у безумного". Недостаток аристократии -- неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что "в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели".

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден -- сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время "подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет".

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения.

С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), автор трактатов "Шесть книг о республике", "О государстве". Автор пытается подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

Государство - правовое, справедливое управление множеством семей и тем, что у них есть под единой суверенной властью. Именно наличие права отличает государство от шайки воров или разбойников.

Признаки государства:

1.Семья - ячейка государства.

2.Частная собственность.

3.Правовое управление соответствует естественным, божественным законам.

4.Суверенитет государства. Суверенитет - верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.

Признаки и содержание суверенности власти: Постоянство (власть по наследству). Абсолютность суверенной власти. Собственность правителя. Надзаконная власть. Власть сама является источником закона.

1. Законодательная власть.



2. Распорядительная власть.

3. Военная власть.

4. Право назначения и смещения чиновников.

5. Право судебной власти.

6. Право помилования.

7. Вопросы войны и мира.

8. Чеканка монет.

Но суверенность власти не означает у Ж. Бодена того, что ею может обладать только единоличный правитель, ибо суверенитет есть и у монархии, и у республики. Власть может быть устроена сложно: она может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т.п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, стоит выше всех других властей.

Боден - убежденный сторонник действительной суверенной (в его трактовке - абсолютистской) монархической власти. Однако в условиях монархизма он допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления

По способу осуществления власти Ж. Боден делит государства на три вида:

1) Законные (подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность).

2) Вотчинные или сеньориальные (в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства).

3) Тиранические (где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия.

- 72.33 Кб

Введение

Глава 1. Теория государственного

суверенитета.

1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

1.2 Форма государства

Глава 2. Государственность

2.1 Концепция верховной государственной власти

2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Заключение

Список использованных источников

Введение

В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма

оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а

на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой - протестанты.

Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с

равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это

противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну,

создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось,

общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же

на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее

населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать

единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы

вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось

мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос,

несущей ей распад.

Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть

способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы,

стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский

политический мыслитель Жан Боден (1530-1596). Взгляды на государство, на пути и

методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном

его труде «Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой» Боден здесь

имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е.

государство вообще.

Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «государство есть

управление множеством семейств (или домохозяйств. - Л. М.) и тем, что

является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно

праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла

общности. Во второй - формы государства. В третьей - институты. В четвертой -

перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой -

приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, -

средства власти и вопрос о лучшей государственной

Боден родился в Анжере, во Франции. Одно время он был монахом-кармелитом.

Затем он покинул монастырь и поступил в университет в Тулузе, где стал

профессором римского права. Боден обладал блестящим умом и добился выдающихся

успехов в изучении философии, права, классических языков и экономики. В 1561

году он переехал из Тулузы в Париж, где поступил на королевскую службу.

Глава 1. Теория государственного суверенитета.

Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли;

Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн

выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат

третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против

феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. Боден впервые

сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного

признака государства: "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть

государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами

и подданными".

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть

как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя

суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, независимость государства от

папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого

государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и

отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших

должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права

чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю,

искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному

Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико- правовых

учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем,

что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое

управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно

отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми

нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир,

на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство -

совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в

семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно

Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские,

родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником

рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений

в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений

феодальной зависимости там, где они еще сохранялись

Боден - один из первых критиков "Утопии". Одобряя некоторые мысли

"незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии,

Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на

общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и

природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку

"естественный закон запрещает брать чужое".

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве.

Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он

подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит

божественным установлениям и природе человека.

"Имущественное равенство гибельно для государств", - неустанно повторял

Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться

уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и

долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо

утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим".

Государственная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверенна, постоянна во

времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других

субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным в

законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть

суверена ограничивается лишь естественными и божественными законами (в

частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может

принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту),

либо всему народу, смешанная форма государства с разделением государственного

суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная

(исполнительная) власть.

Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что

предпочтительнее, как считал Ж. Боден), то Генеральные штаты (парламент)

никак не должны препятствовать суверенной воле короля.

Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее

цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы,

гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне,

заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в

познании бога, человека и природы, а в конечном итоге - в почитании бога. Не

должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности

еще и потому, что оно суверенно.

Разработка проблемы суверенитета государства - крупнейший вклад Бодена в

развитие политико- теоретического знания. «Суверенитет, - утверждает Боден, -

есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием

(достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Абсолютность

суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо

ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет

место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение

неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то

определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы.

Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая,

что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти

прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать

никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них -

издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям

государства. Второй - решение вопросов войны и мира. Третий - назначение

должностных лиц. Четвертый - действие в качестве высшего суда, «суда в

последней инстанции. Пятый - помилование.

К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных

добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые

непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например,

последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности)

законы божественные и естественные. Вместе с тем уверенной государственной

власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся

жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать

принцип веротерпимости, и в особенности взимать (подати с подданных без их

согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство,

неделимость суверенитета государственной власти на практике совмещаются с

дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в

тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на

определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым

должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица

ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости

отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает

право. Боден строго их различает, снимает их разнокачественность. Право «несет

с собой справедливость, а закон- приказ»

Как глубокий политический мыслитель Боден не мог не «оставить вопрос о том,

где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению,

передаче. На первую Часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в

совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ», (упоминание

тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что

Боден - приверженец народовластия. На вторую часть поставленного вопроса он

отвечает следующим образом: «Эту верховную и постоянную власть над

гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без

всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-

либо одарить».

Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх. Вот его аргумент в

пользу монархии. Подобно тому, как во Вселенной над всем властвует бог, а на

небе - солнце, так и у особей, образующих общность, должен быть один

правитель. Боден - убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его

трактовке - абсолютистской) монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает

аристократических и демократических форм правления. Аристократические

элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только

знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в

государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям

практически всем свободным и разумным индивидам.

1.2 Форма государства

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает

распространенное деление форм государства на правильные и неправильные,

поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств.

Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники -

Краткое описание

Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).
История человеческого познания мира политики, государства и права - важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая предпосылка его дальнейшего развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что
также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится все яснее, что без истории
невозможны также научная прогностика, футурология в области современных юридических, политологических и других социальных наук.

1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
Глава 2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников

Поделиться: