Правила наложения административных наказаний. Правила и порядок наложения административного наказания

Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость и др.). Взыскание за административные преступления может применяться только к лицу, его совершившему.

Главой 4 КоАП РФ предусмотрены следующие общие правила назначения административного наказания:

  • 1) административное наказание за совершение административное правонарушение в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное преступление;
  • 2) при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного преступления, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  • 3) при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  • 4) назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
  • 5) никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Спор о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органами и должностными лицами, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Спор о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматривается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов Российской Федерации, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения.

Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Отметим, что назначение шести из восьми предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей.

К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • 1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • 3. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • 4. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • 5. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Большинство указанных обстоятельств могут быть учтены только в отношении физического лица. К юридическим лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

В ст. 4.1 указаны общие правила наложения административного наказания, которыми должны руководствоваться судья, орган, уполномоченное должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях.
1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При этом следует обязательно учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2.):
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
4) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (принцип целесообразности). Одновременно субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение (ст. 4.3).
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Порядок наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений определен статьей 4.4.
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции. Давность привлечения к административной ответственности регламентирована ст. 4.5.
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
3. За административные правонарушения, влекущие применение административного взыскания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицо, на которое наложено административное взыскание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному взысканию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания.
По делу об административном правонарушении, рассматриваемому уполномоченными органом или должностным лицом, споры о возмещении имущественного ущерба и о возмещении морального вреда, разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Административный арест исчисляется сутками, а лишение специальных прав гражданина - годами, месяцами и днями.
Срок погашения административного наказания (ст. 4.6) исчисляется одним годом. После этого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Эта мера способствует восстановлению полного административно-правового статуса гражданина.

Порядок наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений определен статьей 4.4. 1. При совершении лицом двух и более административных правонарушенийадминистративное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции. Давность привлечения к административной ответственности регламентирована ст. 4.5. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. За административные правонарушения, влекущие применение административного взыскания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицо, на которое наложено административное взыскание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному взысканию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому уполномоченными органом или должностным лицом, споры о возмещении имущественного ущерба и о возмещении морального вреда, разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Административный арест исчисляется сутками, а лишение специальных прав гражданина - годами, месяцами и днями. Срок погашения административного наказания (ст. 4.6) исчисляется одним годом. После этого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Эта мера способствует восстановлению полного административно-правового статуса гражданина.

В ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях дан перечень административных наказаний, различающихся по своему содержанию и характеру оказываемого ими воздействия, которое и составляют определенную систему. В законодательном порядке в настоящее время закреплены следующие виды административных наказаний:

Предупреждение;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

Административный арест и выдворение из пределов России иностранных граждан и лиц без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

Система административных наказаний – перечень различных по степени тяжести и другим показателям, видов административных наказаний.

Единство данной системы обусловлено тем, что все указанные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют в конечном счете одни и те же цели.

Данная система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Рассматриваемая система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний.

Она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). Под основными понимаются наказания, которые могут применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями, понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные - только в качестве основных.

Общие правила назначения административного наказания

В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся общие правила назначения административных наказаний за административные проступки. В этой главе закреплены основные нормы материального права, которые вынесены за " скобки", то есть они являются обязательными при производстве по всем делам об административных правонарушениях. Отдельные общие правила назначения административного наказания содержатся в главе 1 КоАП.

К общим относятся правила:

Указывающие на то, что наказания за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормой, предусматривающей ответственность за противоправное виновное деяние, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и другими актами, предусматривающими ответственность за административные проступки. Если совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как административное правонарушение, то это исключает применение мер административной ответственности (наказаний) (ст. 1.1; 1.3 КоАП).

Административное наказание налагается на основании законодательства, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.1 КоАП).

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

Требования индивидуализации и целесообразности административного наказания. При наложении наказания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст.4.1 КоАП). Смысл этого законодательного положения состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного и личности виновного избрать в пределах санкции нормы, такое наказание, которое бы наиболее эффективно достигало цели наказания и его индивидуализацию.

Назначение административных наказаний при совершении нескольких административных правонарушений производится за каждое правонарушение в отдельности. При совершении нескольких правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ, орган или должностное лицо может назначить и основное и дополнительное наказание из санкции любой нормы в пределах максимальной.

Сроки назначения административного наказания. Для обеспечения эффективного воздействия наказаний на лиц, совершивших административные правонарушения, важное значение имеет оперативность при их наложении. Поэтому законодатель установил общую норму (ст. 4.5 КоАП), согласно которой административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Это срок давности для погашения административного наказания.

Возложение обязанности возместить причиненный ущерб. Административное правонарушение может сопровождаться причинением гражданину, предприятию или организации имущественного ущерба. Имущественный ущерб, причиненный в результате противоправного деяния, правонарушитель может возместить добровольно, не дожидаясь обращения в суд, на который законодатель возложил право требовать возмещения имущественного ущерба как один из способов защиты гражданских прав. Наряду с этим гражданские права в случаях, предусмотренных законом, могут защищаться и в административном порядке.

При наложении административного наказания учитываются следующие обстоятельства:

1. Характер совершенного правонарушения, т.е. устанавливается его общественная значимость, степень общественной опасности, важность нарушенных правил и наличие вредных последствий правонарушения.

2. Личность правонарушителя, его общественную опасность, семейное, имущественное и должностное положение.

3. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его,

Повторность,

Вовлечение в правонарушение несовершеннолетнего,

Совершение правонарушения группой лиц,

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или чрезвычайного положения,

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Список отягчающих обстоятельств считается закрытым и может быть дополнен только законом.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность предусмотрены ст. 4.2 КоАП РФ, согласно которой обстоятельствами, смягчающими административную ответственность являются:

Чистосердечное раскаяние виновного,

Добровольное прекращение противоправного поведения,

Добровольное сообщение лицом о совершенном правонарушении,

Добровольное возмещение вреда, причиненного правонарушением,

Оказание лицом содействия в установлении обстоятельств правонарушения,

Предотвращение вредных последствий,

Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу предписания об устранении допущенного нарушения,

Совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств,

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним,

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Согласно закону перечень смягчающих обстоятельств является открытым, т.е. судья, орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении могут признать смягчающими обстоятельства, не предусмотренные законом.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ административное наказание налагается не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее 2-х месяцев со дня его обнаружения.А в случаях наложения административных наказаний судом не позднее 3 месяцев. За совершение отдельных правонарушений предусмотрены другие сроки давности, так за совершение налоговых, валютных правонарушений - 1 год, бюджетных - 2 года, коррупционных - 6 лет. В случаях отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела и привлечении виновного к административной ответственности вышеуказанные сроки, исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.



Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, подвергнутое административному наказанию, если в течение года после этого не совершил нового правонарушения, аналогичного предыдущему, считается не привлекавшимся к административной ответственности. В противном случае повторное совершение административного правонарушения рассматривается как отягчающее обстоятельство.

По общему правилу административное наказание налагается самостоятельно за каждое совершенное административное правонарушение, однако согласно ст. 4.4 КоАП РФ в случае, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание налагается в пределах санкции, установленной за наиболее значительное из совершенных правонарушений, при этом к основному наказанию может быть присоединено дополнительное, предусмотренное санкцией за любое из совершенных правонарушений. В качестве дополнительных наказаний могут применяться: конфискация орудием совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы РФ.

КоАП в главе 4 регламентирует правила наложения административных наказаний. К ним относятся:

1) общие принципы наложения наказаний;

2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

3) исчисление сроков при наложении наказаний.

Наказания за административные правонарушения налагаются в пределах, установленных нормативным актом. Общие правила наложения наказания конкретизируют принципы гуманизма, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушений и личности правонарушителя. Законность при наложении наказания означает, что суд, орган или д/л м использовать только то наказание и в тех пределах, которые установлены в нормативном акте. При этом существует ряд гарантий:

1) в КоАП установлен исчерпывающий перечень наказаний;

2) в каждой правовой норме закрепляется вид и размер наказания;

3) при альтернативных наказаниях м б наложено только 1 основное или 1 основное и 1 дополнительное наказание.

Индивидуализация ответственности выражается в том, что при назначении наказаний физическому лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) личность правонарушителя;

3) его имущественное положение;

4) смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При назначении наказаний юр лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) имущественное и финансовое положение;

3) отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Орган, д/л или суд, определяя размер наказания не вправе превысить установленный предел или назначить его ниже минимума. Если же в ходе разбирательства орган, д/л или суд придет к выводу о нецелесообразности наложения наказаний на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности по малозначительности.

КоАП РФ устанавливает смягчающие обстоятельства:

1) раскаяние;

2) добровольное сообщение о правонарушении;

3) предотвращение вредных последствий;

4) совершение правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) несовершеннолетие при совершении правонарушения;

6) беременные женщины или женщины, имеющие малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.

Отягчающие обстоятельства:

1) продолжение противоправного поведения после предупреждения;

2) повторное в течение года совершение нового административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетних;

4) группой лиц;

5) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) в состоянии опьянения.

Перечень является закрытым.

Совершение правонарушения в состоянии опьянения м и не учитываться в качестве отягчающего обстоятельства.


Постановление по делу об административном правонарушении не м б вынесено по истечении 2х месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключения:

I. Срок давности привлечения к административной ответственности равен году за нарушение законодательства:

1) о внутренних морских водах;

2) континентальном шельфе;

3) о несостоятельности банкротства;

4) миграционных правил;

5) о защите прав потребителей;

6) и т.д. см. ч. 1 ст. 4.5.

II. Срок давности составляет год при применении дисквалификации.

III. При длящемся правонарушении срок давности составляет год.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела и при наличии состава правонарушения срок давности исчисляется со дня отказа в возбуждении уголовного дела.

Срок погашения административного наказания – 1 год. Лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности если в течение года после исполнения наказания оно не б вновь привлечено к административной ответственности.

При совершении 1м лицом 2х и более административных правонарушений наказание налагается отдельно за каждое, однако кодекс устанавливает возможность поглощения административных наказаний: если 2 и более правонарушения рассматриваются 1м и тем же органом или д/л, наказание налагается в пределах санкции, предусматривающей ответственность за более серьезное правонарушение.

Поделиться: