Трансграничные аварии. Трансграничная чрезвычайная ситуация Что такое трансграничная чрезвычайная ситуация

«Радиационные аварии в России» - Войска. Виды загрязнений ОПС. Активная зона реактора. Самая крупная авария. Здоровье людей. Государственная программа РФ по реабилитации территорий. Суммарный уровень радиоактивности. Причины всех техногенных аварий. Минуты местного времени. Ядерные испытания зарубежных стран. Ежедневное лечение. Доза облучения.

«Радиация и здоровье населения» - Запасы ядерного оружия. Радиация и здоровье населения. Вопросы для самоподготовки. Радиоактивное загрязнение водной среды. Радиоактивное загрязнение растительного и животного мира. Недопустимость ядер­ной войны. Радиоактивное загрязнение. Естественный радиационный фон биосферы. Характеристика радиационного загрязнения.

«Радиационно-опасные аварии» - Меры по защите. Последствия аварии. Подготовка к возможной эвакуации. Основной способ защиты населения. Вариант сообщения об аварии на АЭС. При поступлении сообщения об эвакуации. Лучевая болезнь. Последствия облучения. Действия населения по сигналу оповещения. Безопасность РИ.

«Аварии с выбросом радиоактивных веществ» - Аварии с выбросом радиоактивных веществ. С 4 по 9 мая я был в районе Чернобыльской АЭС. Искусственные источники облучения. Атмосфера. Цветные телевизоры. Польза радона. Последствия аварии. Животные. Основные достижения в области атомной энергии. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии.

«Радиационные аварии и катастрофы» - Примеры радиационных аварий. Потеря управления источником ионизирующего излучения. Локальные аварии. Региональные аварии. Радиационные аварии. Трансграничные аварии. Человек. Федеральные аварии. Меры предупреждения. Местные аварии. Серьезная радиационная авария. Йодная профилактика. Классификация. Территориальные аварии.

«Приборы радиационной и химической разведки» - Современные приборы радиационной и химической разведки. Поражающие факторы. Классификация дозиметрических приборов. Принцип. Химический метод. Сцинтилляционный метод. Дозиметрические приборы. Приборы химической разведки. Методы. Фотографический метод. Дозиметры. Определение ОВ в воздухе. Содержание нервнопаралитических ОВ.

Всего в теме 19 презентаций

С целью единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций и выбору формы реагирования на них эти ситуации классифицируют по типам, видам, масштабам распространения, тяжести последствий и некоторым другим признакам. На практике общую классификацию чрезвычайных ситуаций, как правило, производят на основе их причин, источников и важнейших показателей их проявления.

Такая классификация чрезвычайных ситуаций приведена на схемах 1 и 2.

Схема 1

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера

Схема 2

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Кроме того, важной является классификация чрезвычайных ситуаций, отражающая их масштабы и тяжесть последствий. Эта классификация учитывает такие показатели, как количество пострадавших людей, количество людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, границы зон действия поражающих факторов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разработано Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому по масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Локальная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности не более чем у 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день ее возникновения, и ее зона не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Местная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности свыше чем у 100, но не более чем у 300 человек, либо материальный ущерб составил свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день ее возникновения, и ее зона не выходит за пределы населенного пункта (города, района).

Территориальная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности свыше чем у 300, но не более чем у 500 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 тыс., но не более 500 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день ее возникновения, и ее зона не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности свыше чем у 500, но не более чем у 1000 человек, либо материальный ущерб составил свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения, и ее зона охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Федеральная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало более 500 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности свыше чем у 1000 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день ее возникновения, и ее зона выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная ЧС – ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Принятая в России классификация чрезвычайных ситуаций на практике позволяет оценивать их причины и масштабы, определять силы и средства, финансовые, временные и другие ресурсы, необходимые для их ликвидации.

Вопросы и задания

1. Перечислите виды чрезвычайных ситуаций, которые относятся к ЧС природного характера.

2. Какие чрезвычайные ситуации классифицируются как ЧС техногенного характера?

3. Какие критерии положены в основу классификации чрезвычайных ситуаций в соответствии с масштабом их распространения и тяжестью последствий? Перечислите виды таких ситуаций.

4. Приведите пример чрезвычайной ситуации, которая имела место в вашем регионе, определите ее место в классификации и подтвердите это цифрами и фактами.

1.3. Чрезвычайные ситуации военного характера

За последние годы в мире произошли существенные изменения в военно–политической и социально–экономической областях. Специалисты считают, что одной из важных особенностей вооруженной борьбы сейчас и в будущем является то, что в ходе войны и военных конфликтов под ударами окажутся не только военные объекты и войска, но также объекты экономики и гражданское население. Вооруженные силы XXI века, по мнению зарубежных военных теоретиков, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности сопротивления за счет поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Это может достигаться широким использованием сил, предназначенных для проведения специальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования, а также массированным использованием средств радиоэлектронной борьбы. Эти методы уже практически использовались США и НАТО при проведении операций в Ираке и Югославии. По мнению экспертов, военные действия приобретут значительно больший пространственный размах и станут более скоротечными, однако это не будет означать обязательного сокращения общей продолжительности боевых действий.

При возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Характеристика этих опасностей приведена в таблице 1.

Опасности военного времени имеют характерные, присущие только им особенности:

во–первых, они планируются, готовятся и проводятся людьми, поэтому имеют более сложный характер, чем природные и техногенные;

во–вторых, средства поражения применяются тоже людьми, поэтому в реализации этих опасностей меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;

в–третьих, развитие средств нападения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия, поэтому в течение какого–то промежутка времени они имеют превосходство;

Таблица 1

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий

в–четвертых, для создания средств нападения применяются самые последние научные достижения, привлекаются лучшие специалисты и самая передовая научно–производственная база; это приводит к тому, что от некоторых средств поражения фактически невозможно защититься (ракетно–ядерное оружие);

в–пятых, анализ тенденций эволюции военных опасностей свидетельствует о том, что будущие войны все больше будут приобретать террористический, антигуманный характер, а мирное население воюющих стран будет служить объектом вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника к сопротивлению.

Опасности военного характера будут возникать при применении ядерного, химического, биологического и обычных средств поражения.

Ядерное оружие на сегодняшний день является самым мощным средством массового поражения. Поражающие факторы этого оружия – ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.

К локальной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало свыше10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более, чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация , поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Катастрофа – неблагоприятное (несчастное) событие значительных масштабов . Международный исследовательский центр по эпидемиологии катастроф (СRED ) признает событие катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и/или пострадавшее государство обратилось за международной помощью.

Все катастрофы делят на природные и техногенные . Природные катастрофы часто называют стихийными бедствиями. На первом месте всех видов стихийных бедствий по числу погибших находятся гидрометеорологические природные катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором – геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Однако есть несколько факторов, которые позволяют предотвращать техногенные катастрофы и минимизировать их последствия. Прежде всего, это достаточно высокий образовательный уровень работников и населения в целом, а также его активная внутренняя позиция на обеспечение безопасности. Чем ответственней и профессиональней люди подходят к своим трудовым обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность отдельных организаций и государственных структур к действиям в экстремальных условиях катастрофы.

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий – это международное соглашение, направленное на предотвращение промышленных , обеспечение готовности к ним и ликвидацию последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями. Конвенция была открыта для подписания в Хельсинки (Финляндия) с 17 по 18 марта 1992 года включительно и затем в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке до 18.09.1992 государствами - членами Европейской экономической комиссии. Она вступила в силу 19.04.2000. Россия подписала и приняла ее (постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года № 1118).

Для России вступила в силу 19.04.2000. Депозитарием является Генеральный секретарь ООН. Государство - участник данной Конвенции может выйти из нее путем направления уведомления депозитарию. Выход приобретает силу на 90-й день после даты уведомления о нем депозитарием.

В Конвенции (ст. 1) определены ключевые термины. «Промышленная авария» означает событие, возникающее в результате неконтролируемых изменений в ходе любой деятельности, связанной с опасными веществами (производством, использованием, хранением, перемещением, удалением, транспортировкой). «Воздействие» - есть прямое или косвенное, немедленное или возникающее через какое-то время, вредное последствие промышленной аварии, в частности, для:

  • людей, флоры и фауны;
  • почвы, воды, воздуха, ландшафта;
  • взаимосвязи между указанными объектами;
  • материальных ценностей и культурного наследия (включающего исторические памятники).

«Трансграничное воздействие» означает воздействие в пределах действия юрисдикции той или иной Договаривающейся Стороны (участника Конвенции) в результате промышленной аварии, происшедшей в пределах действия юрисдикции другой Стороны. В ней определены также другие важные термины.

Конвенция применяется (ст.2) в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, обмена информацией и технологией в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. Она не применяется в отношении:

  • ядерных аварий и ЧС, связанных с радиоактивным заражением;
  • аварий, вызванных деятельностью на военных объектах;
  • разрушения плотин, за исключением воздействия промышленных аварий, вызванных такими разрушениями;
  • аварий на наземном транспорте, за исключением срочной ликвидации последствий таких аварий, транспортных операций на промышленной площадке, на которой осуществляется опасная деятельность;
  • случайных выбросов генетически модифицированных организмов;
  • аварий в результате деятельности в морской среде, включая разведку и разработку морского дна;
  • разливов в море нефти или других вредных веществ.

В Конвенции (ст. 3) изложены общие положения - принципы соглашения:

  • сотрудничества и всяческой предотвращаемости аварий;
  • беспромедлительного продвижения в деле предотвращения аварий;
  • расширения обязанностей операторов при осуществлении опасной деятельности и предотвращении аварий;
  • законодательного, административного и др. закрепления мер по предотвращению аварий.

В последующих статьях описаны:

  • правила установления опасных видов деятельности, проведения консультаций, составления консультативных заключений (ст. 4);
  • вопросы распространения действий Конвенции, предотвращения аварий, принятия решений о размещении объектов (ст. 5–7), обеспечение готовности к ЧС, информирования и уведомления населения и его участия в предотвращении аварий, ликвидации последствий аварий, взаимной помощи, ответственности участников Конвенции (ст. 8–13);
  • исследования и разработки, обмен информацией и технологиями (ст. 14–16);
  • создание компетентных органов и пунктов связи (ст. 17).

Статьи 18–32 имеют в основном процедурный характер. Тринадцать приложений к Конвенции - неотъемлемая ее часть.

В современных условиях, характеризуемых ростом масштабности , настоящая Конвенция является важным документом международного права, регулирующим ограничения по предотвращению .

Источники: Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий // ЕЭК ООН. Женева, 1994; Бюллетень международных договоров. 2000. № 6.

Заключение

Понимание того, что страна все еще находится в состоянии кризиса, тянет за собой несколько важных выводов. Наступило время говорить об управлении риском не чрезвычайных, а кризисных ситуаций. И включать в это понятие нарушение в системе управления и социальную нестабильность. Опыт Закарпатья и целого ряда областей, в первую очередь Одесской, во время массового обледенения доказал, что масштаб необходимых работ из координации и обеспечения взаимодействия вышел далеко за пределы возможностей и компетенции МЧС. Уровень управления рисками в стране и координация работ в этой отрасли должны быть выше.

При этом убытки от «рукотворной беды» и другие последствия могут многократно превышать убытки от стихийного бедствия и катастроф.

Более важным заданием государства является обеспечение безопасности своих граждан, обеспечения комплексной безопасности. Поэтому, определение цели в сфере национальной безопасности, является основой основ. Это понимают во всем мире и к более важным национальным приоритетам относят прогнозирование, предупреждение и управление нестабильностью в естественной, техногенной и социальной сферах.

Стратегия управления рисками - это не только политические решения и разработки исследователей. Это выбор общества. Лучше, чтобы это был сознательный выбор. Иначе, мы снова и снова будем перед лицом фактов, которые уже осуществились, как это неоднократно было в последние годы.

1. Понятие, этапы развития, виды ЧС

2. Характеристика стихийных бедствий и защита.

3. Характеристика Биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы - весьма час­тые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер за­щиты и разумном поведении населения значительно снизить все виды потерь.

Население должно быть готово к действиям в экстре­мальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации сти­хийных бедствий, аварий и катастроф, уметь владеть способа­ми оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Что же представляют собой стихийные бедствия? Каковы их особенности? Каковы правила поведения и действия людей в чрезвычайных ситуациях?

"Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного при­родного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жер­твы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жиз­недеятельности людей"(ст.1 Федерального закона РФ "О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера").


В своем развитии чс проходят пять ха­рактерных этапов:

1. накопление отклонений от нормального процесса;

2. инициирование аварии;

3. развитие аварии, во время которой оказывается воздейст­вие на людей, природную среду и объекты народного хо­зяйства;

4. проведение спасательных и других неотложных работ,

5. восстановление жизнедеятельности после ликвидации пос­ледствий аварии.

Источниками чрезвычайных ситуаций могут быть стихий­ные бедствия, аварии или техногенные происшествия, инфекци­онные болезни людей, животных и растений, а также совре­менные средства поражения, в результате которых произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Поражающее действие источника ЧС заключается в нега­тивном влиянии одного поражающего фактора или их сово­купности на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики и окружающую среду.

Пора­жающий фактор - это физическое, химическое или биологическое действие, которое определяется или выражается соот­ветствующими параметрами.

В нормативных документах Единой государственной сис­темы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяют следующие группы ЧС:

I - природные;

II - биолого-социальные;

III - техногенные;

IV - экологические.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996 г. в зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий все чрезвычайные ситуации подразде­ляются на локальные, местные, территориальные, регио­нальные, федеральные и трансграничные.

Локальная - это такая ЧС, в результате которой пострада­ло не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедея­тельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы территории объекта производ­ственного или социального назначения.

Местная - это ЧС, в результате которой пострадало от 10 до 50 человек; либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек; либо материальный ущерб составляет от1 тыс.до 5 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населен­ного пункта, города, района.

Территориальная - это ЧС, в результате которой постра­дало от 50 до 500 человек; либо нарушены усло­вия жизнедеятельности от 300 до 500 человек; либо материальный ущерб составляет от 5 тыс. до 0,5 млн МРОТ на день возникновения чрезвычайной си­туации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации .

Региональная - это ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек; либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек; либо материальный ущерб составляет от 0,5 млн, до 5 млн МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Федеральная - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятель­ности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 5 млн МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная - это ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычай­ная ситуация произошла за рубежом, но затрагивает террито­рию Российской Федерации.

Одни и те же события, связанные с чс, называют авариями или катастрофами.

В чем состоит различие между ними?

Авария - это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Эти происше­ствия не значительны и без человеческих жертв.

Катастрофа - событие с трагическими последствия­ми, например крупная авария с гибелью людей и значитель­ным материальным ущербом.

Стихийные бедствия как явления часто приводят к авари­ям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в ком­мунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятель­ности человека.

Экологическая катастрофа - стихийное бедствие, круп­ная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменени­ям в среде обитания и, как правило, к массовой гибели живых организмов и к значительному экономическому ущербу.

Поделиться: