Почему Роджер, и почему Веселый – история появления пиратского знака. Пиратские «символы

Евсеев Антон 27.03.2011 в 14:31

Принято считать, что суда пиратов, промышлявших в XVII- XVIII веках в Карибском море и Индийском океане, плавали под флагом, где на черном полотнище были изображены череп и скрещенные кости под ним. Этот флаг многие называли "Веселый Роджер". Неспециалисты уверены, что это знамя было общим для всех "джентльменов удачи". Однако это совсем не так.

Прежде всего, "Веселый Роджер", судя по всему, никогда не существовал в том виде, в котором его изображают на иллюстрациях книг о пиратах или в художественных фильмах. Очень похожий флаг поднимали лишь корабли капитана Генри Эвери (конец XVII века) и Эммануэля Вейна (начало XVIII столетия). Причем у Эвери череп над скрещенными костями был изображен не в фас, а в профиль, и его макушка была повязана пиратским платком, а на флаге Вейна под костями красовались песочные часы (говорящие о том, что у жертвы кончилось время на размышление). Больше ни у кого из пиратов флага с подобным рисунком не отмечалось.

Следует заметить, что у "джентльменов удачи" вообще не было единого флага. Их было несколько, каждый для определенной ситуации. В обычное время корабль плавал под флагом той страны, откуда был родом капитан, или той, что выдала ему патент на каперство. Когда требовалось обмануть противника, пираты поднимали такой же флаг, как и у него (это делалось при обманном маневре в бою или при попытке уйти от военного патрульного судна). Однако часто перед атакой на пиратском корабле действительно поднимался своеобразный флаг, который позже и назвали "Веселый Роджер". Однако рисунок и фон его были весьма различны.

Приведу несколько примеров. Флаг капитана Эдварда Дэвиса был следующим - на белом фоне была изображена рука, державшая саблю. Похожий флаг использовал Томас Тью, глава пиратов Мадагаскара, только фон флага был черным. Знаменитый морской недотепа Бартоломью Шарп (прототип Джека Воробья из фильма "Пираты Карибского моря") перед атакой поднимал знамя, где на красном фоне перекрещивались белая и зеленая полоса. Похожий флаг имел капитан Ричард Сокис, только обе полосы были желтыми, а у Эдмунда Кука эта композиция дополнялась еще изображением руки с саблей.

Многие французские пираты перед атакой поднимали красный флаг с изображением единорога, а голландские - зеленый с рисунком дракона или василиска. Некоторые отдавали предпочтение религиозной символике - так, на знамени известного мадагаскарского пирата Миссона на белом фоне был изображен ангел, а под ним красовалась надпись "С нами Господь". Встречались также флаги с изображением креста и распятия. Так что, как видите, не о каком едином пиратском знамени речи быть не может.

Что касается черного "Веселого Роджера" с изображением символов смерти, то он, согласно исследованиям историков, появился достаточно поздно, в первой половине XVIII века, когда пиратство уже шло на убыль. Однако и здесь было множество вариантов изображения. Например, на флаге Черной Бороды (подробнее об этом капитане читайте в статье "Пираты: оклеветанный капитан Флинт ") красовался дьявол с пикой в одной руке и рюмкой в другой. Знамя Бартоломью Робертса украшало изображение пирата, выпивающего в компании скелетов. На флаге Ситцевого Джека (про него можно узнать в статье "Пираты: флибустьеры в юбках ") под черепом были не скрещенные кости, а абордажные сабли. Капитан Стид Боннет перед атакой поднимал знамя с изображением черепа, под которым горизонтально располагалась одна кость, а по бокам - рюмка и сердце. Самый интересный "Веселый Роджер" имел корабль Кристофера Моуди: на красном фоне в центре была изображена рука с саблей, справа от нее - череп со скрещенными костями, а слева - песочные часы.

Итак, вариантов "Веселого Роджера" было очень много. А вот откуда взялось само название? Почему персонаж, изображенный на флаге, зовется Роджером, и по какому поводу он веселиться? На этот счет существует несколько версий, однако самыми правдоподобными на данный момент считаются две.

Согласно первой версии, "Весёлый Роджер" происходит от французского "Joyeux Rouge" (ярко-красный). Известно, что идя в атаку, французские флибустьеры XVII века поднимали ярко-красный флаг, поскольку данный цвет символизировал бунт и неповиновение. Позже каперы и корсары разных национальностей, которые вообще-то были обязаны поднимать на своих кораблях государственные флаги, стали использовали чёрный сигнальный флаг непосредственно перед нападением. Он, согласно морскому кодексу того времени, означал предъявление ультиматума. Если противник не сдавался, то корсары поднимали красный флаг и шли в атаку.

Считается, что позже англичане переделали слово "Rouge" в более привычное для них слово "Roger", а "Joyeux" в "Jolly", то есть "Весёлый". При этом название распространилось и на ультимативный черный флаг, который со временем стал единственным сигнальным знаменем пиратов. А для того, что бы сделать ультиматум более действенным, его стали украшать изображением чудовищ.

Однако данная версия лично мне представляется весьма сомнительной. Дело в том, что в романтическом XVII столетии красным флагом пользовались не только французские, но и английские (а также голландские) флибустьеры. Так зачем же им было заимствовать название этого знамени у французов, которых они, кстати, весьма недолюбливали? Не легче ли было придумать свое собственное?

Судя по всему, дело обстояло совсем не так. Известно, что в староанглийском языке слово rogue обозначало бродягу, мошенника, плута, а также являлось эвфемизмом… самого дьявола! К XVII веку данное слово стали произносить как roger, то есть "Роджер". В английском фольклоре того времени оно также часто обозначает сатану. Слово же jolly в ту эпоху имело значение "бесшабашно храбрый" и даже "безбашенный" (в смысле, слегка сумасшедший). Так что, скорее всего, "Веселый Роджер" - это намек на сумасшедшего дьявола (не случайно на флаге капитана Тича был изображен именно этот персонаж). Череп же и кости, а также песочные часы тоже часто являлись символами владыки ада.

Поднимая подобный флаг, пираты как бы подвергали своих жертв своеобразной "психической атаке". Известно, что флаг на мачте корабля означает не только то, какой стране принадлежит данное судно, но и то, под чьим покровительством оно находится (судам с "Юнионом Джеком" покровительствует британский монарх, и т. п.). Так что, используя "Веселый Роджер", пираты заявляли, что они находятся под покровительством самого дьявола, и поэтому любое сопротивление бесполезно. Интересно, что в большинстве случаев подобный психологический трюк имел успех - напуганные "купцы" сдавались разбойникам сразу после поднятия флага.

Однако из этого вовсе не следует, что все пираты указанного периода были сатанистами или безбожниками. Наоборот, большинство из них были верующими людьми. Известно, что на их кораблях почти всегда были судовые капелланы, а капитан и квартирмейстер при дележе добычи клялись на Библии, что будут честными с командой. По сообщениям очевидцев, многие французские флибустьеры, ограбив испанское поселение, шли в ближайшую церковь и заказывали молебен, а также жертвовали из добычи деньги на нужды храма.

Английские и голландские пираты-протестанты часто устраивали молебны на палубе перед атакой. Известно, что капитан Даниэль даже застрелил одного матроса, который начал богохульствовать во время подобного молебна. С удачливым же французским пиратом Де Граммоном многие капитаны не хотели иметь никаких дел именно потому, что он слыл атеистом (что было весьма распространено среди французских аристократов в конце XVII века). Так что в безбожии или дьяволопоклонничестве пиратов обвинить достаточно сложно.

Почему же они тогда считали сатану своим покровителем? Скорее всего, потому, что в то время к данному библейскому персонажу относились несколько по-другому, нежели сейчас. Конечно, он и тогда считался врагом всех христиан, однако на войне (а пираты ведь всегда находились в состоянии войны со всеми подряд) иногда приходится просить помощи и у врага. Что пираты и делали перед каждой атакой.

После того, как в XVIII веке пиратство фактически закончилось, про "Веселый Роджер" надолго забыли. Однако в конце этого столетия он вновь появился, правда, уже исключительно на страницах романов о флибустьерах. Именно тогда-то и сформировался миф о том, что данный флаг был единым для всех пиратов и представлял собой череп со скрещенными костями на черном фоне. Считается, что наиболее способствовал распространению данного заблуждения известный роман Р. Л. Стивенсона "Остров сокровищ".

В качестве символа пиратства за последние два столетия в культуре крепко утвердился череп над скрещенными костями на черном фоне. Однако единого пиратского флага никогда не существовало. Веселый Роджер, как принято называть черный флаг с адамовой головой и костями, использовался пиратами вместе с десятками других стягов. В то же время Jolly Roger заслуживает отдельного внимания, пусть даже больше как культурное явление современности.

Какими были пиратские флаги

Пиратские флаги начали выделяться в отдельный класс морских символов примерно в 15-м веке. Изначально никакого унифицированного знамени у пиратов не было. Каждый капитан стремился заиметь собственную символику.

Появление черного пиратского полотнища впервые отмечено в 1694 году. Оно поднималось в тех случаях, когда жертва оказывала сопротивление. Если пираты вывешивали черный флаг, то пытающиеся избежать захвата понимали – никакой пощады им не будет.

Первая документальная фиксация «Веселого Роджера» состоялась в 1700 году. Его увидели английские военные, находившиеся на корабле «Her Majesty’s Ship Pole» под командованием Джона Крэнби. Под флагом с черепом и костями шел французский пират Эммануэль Уинн. Отчет об этом происшествии хранится в Государственном архиве Великобритании. Крэнби пытался догнать Уинна в бухте одного из островов Зеленого Мыса, но португальские солдаты помогли пирату скрыться.

В отчете не сказано, как назывался пиратский корабль, но зато там есть подробное описанием стяга. На нем помимо черепа и скрещенных костей также присутствовали песочные часы, символизировавшие истекающее время на размышление.

У английского пирата Стида Боннета «Веселый Роджер» дополнялся по бокам сердцем и кинжалом, у Калико Джека перекрещенные кости заменялись шпагами, у Генри Эвери череп был развернут в профиль. Еще один пират из Великобритании Томас Тью, убитый пушечным ядром при попытке захватить один из кораблей с направлявшимися в Мекку индийскими паломниками, использовал черное полотнище с изображением белой руки с мечом. Предполагается, что этот символ означал «мы готовы убить вас».

На флаге Эдварда Тича, более известного как Черная Борода, черепа и костей не было вообще. Вместо них на полотнище в полный рост стоял дьявол, в одной руке которого были песочные часы (символизировали неотвратимую смерть), а в другой – копье, готовое пронзить человеческое сердце. При виде такого стяга встречные суда должны были понимать, что не стоит оказывать пиратам сопротивления. В противном случае всех попавших в плен ожидала жестокая смерть.

Интересную символику использовал пират из Уэльса Бартоломью Робертс, захвативший за свою «карьеру» больше 400 кораблей. На его флаге был изображен пират с обнаженной саблей, который стоит на черепах поверженных врагов. Под мертвыми головами сделаны подписи:

  • ABH, «A Barbados Head», губернатор Барбадоса;
  • AMH, «A Martinique’s Head», губернатор Мартиники.

Губернатор Мартиники был повешен Робертсом на рее после того, как пираты пленили его на захваченном военном корабле.

Был у Бартоломью и другой флаг – на нем стояли рядом скелет с копьем и пират, вместе держащие песочные часы.

В общем, морские разбойники были вольны в придумывании собственной символики. Одни изображали что-то оригинальное, другие дополняли и смешивали уже распространившиеся символы. Например, Кристофер Муди использовал красное полотнище, на которое наносилось сразу три знака – череп с костями, рука с мечом и песочные часы с приделанными к ним крыльями.

Название Веселый Роджер

  1. Веселый Роджер мог произойти от французского «joyeux rouge», что означает «ярко-красный». Именно во Франции появился термин «корсары», которым обозначали людей, получивших от французского короля разрешение грабить корабли враждебных держав. Франция же первой отправила своих пиратов в Америку, чтобы те нападали на испанские корабли, возившие золото из колоний. Корсары приносили стране настолько серьезный доход, что он учитывался министерством финансов при планировании бюджета. «Лицензии» на пиратство во Франции действовали около 300 лет. Они были отменены только после того, как в корсарах исчезла необходимость из-за усиления французского государства.

    По правилам корсары должны были ходить под государственным флагом, который менялся на черный сигнальный флаг в момент атаки – это означало предъявление ультиматума. Если преследуемое судно не сдавалось, то пираты поднимали стяг кроваво-красного цвета, символизировавшего войну.

    Англичане позднее вполне могли переделать непривычные для них слова «joyeux rouge» в «jolly roger».

  2. В 12-м веке Сицилией правил король Рожер II Сицилийский, одержавший множество побед на море и на суше. Его флаг выглядел как красное полотнище с двумя перекрещенными костями. В связи с этим некоторые исследователи связывают Веселого Роджера с именем этого славного правителя.
  3. Еще одна версия восходит напрямую к дьяволу. Одним из шутливых имен сатаны было «Old Roger», и слово «old» (то есть «старый», «старина») могло в дальнейшем превратиться в «jolly».
  4. Если на корабле начиналась вспышка какой-то смертельной болезни (например, холеры или чумы), то для предупреждения остальных поднимался специальный флаг черного цвета с двумя диагональными белыми полосами. На других судах понимали, что это источник опасности и от него следует держаться подальше. Пираты стали использовать этот знак для дополнительного устрашения или отпугивания мощных военных кораблей. В дальнейшем белые полосы могли превратиться в скрещенные кости.
  5. В Индийском и Тихом океане долгое время промышляли тамильские пираты. Они называли себя «властителями моря», и на их языке эта фраза звучит как «Али раджа». Нетрудно уловить, насколько данное словосочетание созвучно «джолли роджер».

Как бы там ни было на самом деле, не стоит думать, что пираты постоянно ходили под знаменем Веселого Роджера или иным вариантом черного полотнища. Чаще всего на пиратских судах были подняты государственные флаги, но означали они не принадлежность к какой-то стране. Морские разбойники так маскировались. Например, при приближении к английским боевым судам они могли вывесить флаг Нидерландов, потому что эта страна в данный момент не воевала с британской короной. При нападении на набитый золотом корабль испанских колонизаторов те же пираты могли поднять морской флаг Англии, чтобы запутать следы и списать грабеж на представителей «владычицы морей».

Фантазия разбойников была достаточно приземленной, но богатой, и чуждые вычурности пираты охотно наделяли своих собратьев всевозможными незатейливыми кличками. За прозвищами могли скрываться люди самые разные. Одни предпочитали сохранить в тайне свои подлинные имена, другие — особые любимчики пиратского мира — гордо носили прозвища как почетный титул, а некоторые пираты обладали столь необычными физическими особенностями, что оставить их без внимания было просто невозможно.

Нередко прозвища получали по географическому признаку. Нетрудно понять, откуда родом Гассан Венеииано, знаменитый алжирский корсар XVI в. Легендарный Жан Франсуа Но, известный как Олоне и прославившийся своей жестокостью, родился в местечке Сабль д"Олон. Прозвища Пьера Пикардийца, Мигеля Ле Баска, Рока Бразильца или Бартоломео Португальца также выдают их национальную принадлежность или напоминают о странах, с которыми так или иначе были связаны эти люди.

Вряд ли нуждаются в особых пояснениях и прозвища, связанные с физическими особенностями их носителей. Например, Длинный Бен, Пьер Длинный, Красавчик, Тич Черная Борода, два рыжебородых брата Арудж и Хайраддин, вошедшие в историю как Барбаросса I и II. Широко распространено было прозвище Деревянная нога. Знакомый всем пират Джон Сильвер из «Острова сокровищ», возможно, обязан своим появлением известности двух реально существовавших героев пиратских баталий в Испанском Мейне — французу Франсуа Леклерку и голландцу Корнелису Елу. В других случаях фантазия пиратов была изощреннее. Если прозвище флибустьерского главаря Александра Железная рука наводит на мысль, что его носитель обладал всесокрушающим мощным ударом и огромной физической силой, то Пьер Легран (фр. «grand» — «большой», «великий»), вероятно, был просто высоким человеком, а может быть, и обладал великим умом. Некий флибустьер Вест-Индии носил прозвище Крепкозубый, а другой был известен как Легкий На Ногу. Трудно определить, какими качествами прославился пират по прозвищу Попутный Ветер. Вполне может статься, что для своих товарищей он был чем-то вроде талисмана, и его присутствие на корабле сулило нужное направление ветра, а возможно, он заслужил прозвище из-за постоянной готовности поучаствовать в славной драке и лихой попойке. Явно шутливое прозвище было придумано одному известному алжирскому разбойнику — Мертвая Голова. Его абсолютно лысая голова напоминала безводную мертвую пустыню, где не было места живой растительности.

Более замысловатые прозвища давались за особые «отличия». Мир Карибского моря сохранил несколько довольно типичных кличек — например, Проныра или Гроза Приливов. Наибольшую известность приобрело прозвище Истребитель, полученное шевалье де Монбаром за всепоглощающую страсть к истреблению испанцев.

Наконец, были и таинственные прозвища-псевдонимы. К таким относится имя, взятое известным пиратом Генри Эвери, или Джоном Авери. Подлинная фамилия его была Бриджмен, и он происходил из семьи честных законопослушных моряков. Чтобы не запятнать своих родственников, он придумал для себя странное Эвери (англ, «every» — «любой, каждый»). Непросто по такому прозвищу распознать, как же по-настоящему зовут его владельца.

Весьма показателен пример пирата Джеймса Келли. На протяжении своего бурного жизненного пути, наполненного авантюрами и плаваниями, он несколько раз менял имя и либо выступал под собственной фамилией, либо становился Сэмпсоном Маршаллом или Джеймсом Гиллиамом. Невозможно с точностью определить, на каких этапах происходили перевоплощения этого ловкача. Его деятельность на ниве пиратства и приватирства продолжалась почти двадцать лет. Она началась в 1680 году, когда молодой англичанин оставил родную страну и на работорговом судне двинулся к западному побережью Африки. Здесь судно было захвачено пиратами капитана Янки, и Келли решил сделаться разбойником. Несколько лет он грабил в Испанском Мейне, переходя с одного судна на другое. В конце концов он оказался на пиратском корабле Джона Кука. Весной 1683 года судно пришло к берегам Виргинии в залив Чезапик, где был набран экипаж и закуплена провизия. Отметим, что среди новых членов команды оказались знаменитые впоследствии Уильям Дампир и Эмброз Коули, оставившие записки об этом плавании. В апреле корабль Кука отправился в плавание. В Атлантике он перехватил голландское торговое судно. Команде Кука понравились его осадка, крепость, и пираты перебрались на него, прихватив ценный груз (шестьдесят черных невольниц) и оставив голландцу в обмен свое судно. Теперь корабль, на котором поплыл Келли, стал называться «Бечелос Делайт» («Услада холостяка»). Пираты пошли в Тихий океан, но, пройдя мыс Горн, попали в ужасный шторм. После тяжелых испытаний в южных широтах, они наконец выбрались к чилийскому побережью. Здесь они повстречались с другими пиратскими судами, и солидная англо-франко-голландская компания продолжила совместную охоту за испанскими галионами. Никаких особых успехов не было достигнуто, экипажи рассорились, и сообщество развалилось. Келли оказался в группе под командованием Эдварда Дэвиса (Кук к этому времени умер), которая ушла обратно в Карибское море. Здесь Келли направился на Ямайку и принял амнистию Вильгельма I, став приватиром. Однако официальный статус ему вскоре надоел, и он вернулся к пиратству. Захватив шлюп «Даймонд» («Бриллиант»), Келли, уже в качестве капитана, направился в Индийский океан, где и пропал за несколько лет. Предполагают, что он провел немало времени на острове Мадагаскар, а возможно, и находился в плену. Кончилось тем, что Келли, под именем Маршалла, с экипажем известного Роберта Каллифорда пришел на остров Сен-Мари. Здесь он встретился с капитаном Киддом и вернулся с ним в Вест-Индию, но уже под именем Джеймса Гиллиама. Но Келли не остался в Америке, а, возвратившись в Англию, поселился в Лондоне со своей семьей. Он умер как респектабельный господин, окруженный любовью и уважением.

Какими бы причинами ни руководствовались авторы прозвищ, все прозвища несли определенную психологическую нагрузку, придавая пиратской жизни загадочность, необычность. Порой эти клички превращались в своеобразные визитные карточки, от которых потенциальные жертвы их владельцев содрогались от страха.

* * *

Важную роль психологического воздействия на противника играли названия пиратских судов. Исследователь морского разбоя М. Редикер, проанализировав названия сорока четырех пиратских кораблей, установил: в восьми случаях (18,2%) упоминалась слово «месть» (вспомним знаменитый бриг Тича «Месть королевы Анны» или судно Стеда Боннета «Месть»), в семи (15,9%) присутствует слово «бродяга» («ranger») или «скиталец» («rover»), в пяти случаях название судна упоминает о королевской власти .

Самым знаменитым символом пиратства является зловещий флаг «Веселый Роджер» («Jolly Rodger»). Его впервые зафиксировал «Oxford English Dictionary» в 1724 году. Он получил очень широкое распространение и был известен в различных вариантах. На черном поле помещался излюбленный знак морских разбойников — череп с перекрещенными костями или целый скелет в полный рост. Использовалась различная атрибутика морской жизни, вооружение и другие предметы, в зависимости от фантазии и пристрастий команды. В большинстве случаев это было оружие — от абордажных клинков и шпаг до ножей и стрел. Так, например, над кораблем капитана Спригсса развевался черный флаг, в середине которого был изображен белый скелет. В одной руке он зажал стрелу, пронзающую сердце, с которого стекали три капли крови, в другой находились песочные часы, указывающие встретившемуся кораблю, что смертный час пробил. Ранее такой же флаг, но под названием «Старый Роджер», был зафиксирован у пирата Джона Куэлча, пришедшего в Бразилию в 1703 году. У Бартоломью Робертса жуткий скелет стоял на двух черепах, под которым были выведены буквы «АВН» и «АМН» . Конечно, власти островов Барбадос и Мартиника, заклятые враги Робертса, зная про эти буквы под мертвыми головами, не могли забыть об особой «привязанности» разбойника к их владениям.

Известен рапорт о черном флаге со скелетом, который держит в одной руке чашу пунша, а в другой — шпагу. Иногда цвета варьировались, и тогда черный скелет выступал на белом поле.

С «Веселым Роджером» связано немало спорных вопросов. Во-первых, известно, что это название было не единственным для пиратских флагов. Применялись и «Черный Флаг», и «Роджер», и уже упоминавшийся «Старый Роджер». Во-вторых , цвет пиратского флага далеко не всегда был черным . Собственно, первое упоминание о черном цвете относится лишь к 1700 году, и такой фон имел флаг французского пирата Эммануэля Дюна.

Ранее же черный цвет (равно как и черные платки) широко использовали испанские пираты. В одном из правил, определяющих порядок оформления катафалков для похорон испанского короля, записано: «Не следует ни на вершине, ни на одном из этажей траурной башни вывешивать черный флаг. Несмотря на то, что он является знаком и цветом короля, этот флаг опозорен (разрядка наша), как флаг, употребляющийся на пиратских кораблях. Поэтому надлежит ограничиться флагом темно-фиолетовым или кардинальским пурпуром».

Возможно, испанские разбойники издевались не только над монархом — черный цвет носили и флаги испанских военных эскадр (в том числе они были и на «Непобедимой Армаде»). Кроме того, черный костюм испанского аристократа служил отличительным признаком принадлежности к высшим классам и знаком «высокой моды» XVI в. Нет ничего удивительного, что пиратам захотелось «приобщиться» к высшему свету.

Однако излюбленным у бандитов (особенно англичан и французов) был красный, или кровавый, флаг, цвет которого, по-видимому, символизировал кровопролитие, готовность выбросившего этот флаг пролить кровь и находиться в постоянной боевой готовности. Не случайно красный флаг был сигналом опасности, возвещал тревогу и стал впоследствии флагом восстаний. В судовом журнале капитана Массерси приводится рассказ о том, как отряд флибустьеров повстречался на дороге к городу Капоне в Западной Мексике с индейцами, находящимися на стороне испанцев: «Когда они увидели нас, то испугались… Мы сразу же спустили белый флаг и подняли красный с черепом и скрещенными костями белого цвета». Вспомним и знаменитое наступление 1680 года на Панаму Первой Тихоокеанской волны буканьеров. Пять отрядов из семи шли под красными флагами: авангард (первый отряд) капитана Бартоломью Шарпа под красным флагом с белыми и зелеными лентами; главные силы — второй отряд Ричарда Соукинса под красным флагом с желтыми полосами, третий и четвертый отряды (команды Питера Харриса) под зелеными флагами, пятый и шестой отряды под красными флагами; арьергард (седьмой отряд) Эдмонда Кука под красным флагом с желтой полосой, изображением обнаженной руки и меча.

Красный флаг разбойников повторял кровавый боевой флаг военных флотов. Приказом № 1 лорда Адмиралтейства в 1596 году было установлено «на время ведения боя поднимать вместо постоянного носового флага боевой флаг красного цвета». В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» герой вспоминает одно столкновение с противником и рассказывает, что вначале на его корабле был поднят белый флаг переговоров, а с началом сражения на мачте взвился красный флаг. Близким к красному был и светло-оранжевый цвет, в который было выкрашено полотнище Тича Черной Бороды.

Заметим, что в XVII в. морские разбойники предпочитали плавать под своим национальным флагом или пользовались флагом того государства, которое предоставило им каперскую лицензию. Но уж если при встрече с противником на мачте взмывало кровавое знамя, то его появление говорило о том, что пощады никому не будет (то же и на суше). Бескомпромиссный, тотально враждебный характер красного флага был зафиксирован свидетелями. Так, капитан Ричард Хоукинс, захваченный пиратами в 1724 году, рассказывал, что если пираты сражаются под «Веселым Роджером», они как бы дают возможность намеченной жертве поразмыслить, стоит ли сопротивляться, и готовы принять добровольную сдачу, но уж если появляется красный флаг, значит, дело дошло до крайней точки, и схватка предстоит не на жизнь, а на смерть. Ту же функцию кровавый флаг играл, например, у Эвери. Этот грабитель плавал под крестом Св. Георга, используя собственную символику — четыре серебряных шеврона на красном поле. Появление этого флага означало, что Эвери готов вступить в переговоры о сдаче, но когда на флагшток взлетал простой красный флаг, экипажу купеческого судна следовало готовиться к рукопашной. Возможно, что черный флаг, используемый, как и красный, с целью устрашить противника, нес в себе некий миролюбивый подтекст. Символика выбора могла опираться на то, что черный цвет считался цветом траура, скорби и смерти, в то время как красный рассматривался как цвет восстания и мятежа, знак беспощадной войны и смерти.

В-третьих, остается открытым вопрос о происхождении самого названия «Веселый Роджер». Если это связано со свирепым оскалом черепа, то вполне вероятно, что пираты («в шутку») могли назвать этого жуткого монстра «веселым». Но при чем здесь Роджер? Исследователь Патрик Прингл предложил несколько объяснений. Одно из них отмечает то обстоятельство, что французские флибустьеры и буканьеры называли красный флаг «joli rouge». Произнося первое слово, пираты нарочито акцентировали конечную гласную, добавляя призвук «е». Английские флибустьеры привнесли свое прочтение в название, и в ходе эволюции «joli» превратился в «jolly», a «rouge» стал «Roger». Причем все это соединилось воедино в черном флаге. По другой версии, термин получил происхождение в зоне Индийского океана. Предводитель местных пиратов, плававших под красными флагами, имел титул Али Раджа (Аli Raja). Он назывался «королем моря». У пришедших сюда англичан слово «Raja» превратилось в «Roger», a Ali стал принадлежностью любого Роджера — Ally, Old или Jolly. Впрочем, возможно, что английское «rоgеr» этимологически связано со словом «rogue» («жулик», «бродяга») и обозначало начало независимой бродяжнической жизни.

Что же касается черепа, то его появление на флаге, по-видимому, уходит в историю распространения и применения этого знака как символа смерти. И это вовсе не было изобретением пиратов. Череп как эмблема смерти был принят уже давно и распространился в европейских армиях XVI в. Капитаны же торговых судов применяли череп с костями при записях в судовых журналах, констатируя смерть кого-либо из членов экипажа.

* * *

Особый колорит пиратству придавало использование символов и атрибутов «личного характера», без которых невозможно представить разбойничий мир моря. Можно ли говорить о моряке и не сказать о татуировке? Морские знаки, талисманы, символы, таинственные письмена, буквы — изощренная фантазия подсказывала тысячи и тысячи различных вариаций. На портовых улочках Старого и Нового Света, Ост-Индии моряки находили специальные «салоны», где мастера наносили татуировки, позволявшие их владельцам не только красоваться перед другими членами команды, но и… скрываться от правосудия. Дело в том, что татуировка — признак принадлежности к морской касте, помимо эстетического, психологического подтекста, несла дополнительную функцию: с ее помощью разбойники прятали вечные, несмываемые следы правосудия — «стигмат позора» (по определению кардинала де Ришелье), клеймо. Наносимые раскаленным железом лилии и короны стереть и уничтожить было невозможно — и тогда преступники прятали их среди множества татуировок и рисунков (черепа, скелеты с косами, сабли, ножи, кресты, монограммы Христа, Мадонна), наносимых на плечи и предплечья .

Приведем несколько примеров таких «заретушированных» клейм.

Рис. 1 — 3 иллюстрируют варианты сокрытия знаков французского правосудия — лилий Бурбонов. На рис. 1 «царственный» цветок прикрыт пучком молний, олицетворяющих бесстрашие и могущество (XVII в.). Клеймо на левом плече (вторая четверть XVIII в.) спрятано: на рис. 2 — нанесенными черепами; на рис. 3 — изображением обнаженной красавицы. На рис. 4а — 4б показана трансформация, которую претерпело клеймо испанской инквизиции (буква «Р», от «praedo» (лат.) — «разбойник», «пират», «грабитель», увенчанная знаком королевской короны), выжигаемое на правой стороне груди, — полученная печальная композиция состоит из виселицы с повешенным и сидящей на ней птицей.

Любопытнейший образец демонстрирует татуировка на рис. 5 — испанское клеймо (старый герб королевства Кастилия), дополненное в нижней части якорем, превратилось в герб XVII в. испанского Адмиралтейства. На рис. 6 и 7 изображены характерные татуировки морских разбойников XVII — XVIII вв. В первом случае (рис. 6) — это татуировка, приносящая удачу (роза ветров, сердце, якорь и два магических треугольника); во втором (рис. 7) — татуировка, сулящая удачу (солнце над кораблем).

Надежду на фортуну, богатую добычу, счастливое плавание и удачу в бою любой разбойник, не слишком образованный, суеверный человек, связывал также с наличием амулетов, различных талисманов, священных тотемов и отправлением магических культов. Известно испытание — своеобразный обряд посвящения, инициации, — которое Тич Черная Борода проводил для новых членов команды. Их помещали в тесное помещение (как правило, в трюм) и окуривали серой, выясняя, по тому времени, которое матрос мог выдержать, сколь «силен» новоприбывший. Можно вспомнить и чарующее действо «лунных заточек» — заточек холодного оружия о лунный свет, происходившее обычно накануне военных походов. Одурманенные наркотическими зельями (чаще всего использовался «пейотль» — наркотическое вещество, добываемое из кактуса) разбойники с обнаженными клинками собирались в круг и ждали восхода луны; когда свет падал на оружие, они наносили друг другу легкие раны и не стирали кровь с лезвия. Широко распространены были и запреты, основанные на суеверных представлениях, — плевать за борт во время плавания, сбривать или подстригать волосы во время похода, брать еду и питье левой рукой.

В том же ряду стоят и амулеты, неразделимо связанные с морским разбойным промыслом. Число их бесконечно. Вот несколько примеров (XVI — XVIII вв.):

1) Амулет, предохраняющий от предательского выстрела. Сделан из свинцовой пули, расплющенной о панцирь или металлическую часть такелажа: ее оправляли в серебро или в золото и носили на шейной цепочке.

2) Астрологический, с гороскопом владельца.

3) Амулет, гарантирующий счастливое возвращение домой, — медвежий зуб (знак земли).

4) Навигационный амулет, обещающий хорошее плавание, — якорь Нептуна.

5) Амулет дружественных духов — лавовый кружок с геральдическими и астрологическими знаками и буквами.

6) Амулет, предохраняющий от индейских и негритянских чар, — нефритовая черепаха со знаком креста; носилась на шнурке, сплетенном из конского волоса (старинный амулет конкистадоров).

7) Амулет от колдовства, обмана и злых чар — цыганский амулет в форме цехина.

8) Амулет, обеспечивающий победу в бою, — боевой топорик с магической пентаграммой.

9) Амулет безопасности плавания в Южном полушарии — скорлупа моллюска с выжженными знаками Луны и Южного креста.

10) Амулет, снимающий колдовство, распространенный в Средиземноморье.

11) Амулет, гарантирующий верность жены и удачу в любовных приключениях, — пучок волос черного козла.

12) Амулет от ранений и смерти от огнестрельного оружия — лук с тетивой (должна быть сплетена из волос павшего в бою).

13) Амулет, приносящий горе врагу, — кусочек коралла в форме человеческой головы (нельзя было обрабатывать материал).

  1. Амулет, предохраняющий от мщения убитых, — череп со знаками зодиака владельца (на рис. — Рыбы) и острием, символизирующим ранение.

15) Амулет, обеспечивающий победу в перестрелке, — огненный меч.

16) Амулет безопасности — фигурка дьявола, вырезанная из кусочка черного дерева.

Назовем еще несколько магических талисманов и амулетов. Обломок холодного оружия (ножа, кинжала, стилета, рапиры и т. д.), извлеченный из раны, гарантировал победу в бою (его носили в кожаном кармашке у пояса). У йеменских пиратов был распространен талисман в форме «руки фатьмы» (любопытно, что в Марокко это был женский талисман), у мавританских пиратов — клыки льва, у алжирских пиратов — уши леопарда.

В заключение вспомним еще один амулет, на наш взгляд, ярко характеризующий специфический характер пиратского сообщества. Это так называемый побратимский амулет. Пираты-побратимы, сделав надрезы на левом предплечье, собирали несколько капель крови в сосудики, изготовленные из выдолбленного кактуса, и добавляли в них немного земли с того места, где происходила вся процедура. Сосудики покрывали воском, и «братья» обменивались талисманами. Если когда-нибудь один из них получал такой сосудик, он должен был бросить все свои дела и идти на помощь другу-побратиму.

Мрачная символика была средством, с помощью которого разбойники устрашали свои жертвы. Флаг смерти, мести, свирепости и обреченности, развеваясь над морями, бросал вызов всему миру. Подобная атрибутика была неотъемлемой частью пиратского мира, мира самостоятельного, осмелившегося бросить вызов цивилизованному обществу. Пиратство как обособленная система, пытаясь замкнуться на собственной исключительности, превратилась в общество обреченных людей, объединенных непривычными для цивилизации отношениями. Дикость, свирепость, жестокость и обреченность этих изгоев соединялись с осознанием ими своей преступной исключительности, некоей избранности людей, пошедших против принятых законов породившего их общества. И, понимая это, цивилизованный, добропорядочный мир объявил грабителям безжалостную войну: трупы повешенных на перекрестках дорог и на набережных усугубляли мрачную тональность пиратского промысла, напоминая о непримиримом противостоянии двух миров.

Мир преисподней темным призраком поднимался над морями. Он нес предупреждение о том, какая роковая разрушительная сила затаилась в недрах человеческого сообщества. «Защитники справедливости», эти пиратские Робины Гуды, устрашая своих врагов, не принимая «систему», казалось, заведомо обрекали себя на уничтожение. Но сами они смотрели на жизнь другими глазами. Отвергая общество, основанное на знатности и богатстве, пираты рисовали себе принципиально иную картину устройства их замкнутого социума. На пиратских кораблях, в разбойничьих поселениях царствовали свои порядки. Взяв на себя миссию мщения за несправедливость, пираты не ограничились призывами к разрушению. Пиратский корабль стал символическим котлом, в котором вываривался особый общественный продукт, своего рода попытка воздвигнуть общество социальной альтернативы. Его составляющими стали демократические принципы народовластия и уравнительные идеи распределения собственности. Над новым сооружением взвился белый флаг Либерталии.

Либерталия

Белый флаг чистоты и свободы с надписью «За Бога и свободу» впервые взвился над французским кораблем «Виктуар» («Победа»). Произошло это в начале 90-х годов XVII в. во время Войны Франции против Аугсбургской лиги. В сражении с английским приватирским судном «Винчестер» в районе Мартиники «Виктуар» одержал верх.

За победу была заплачена высокая цена — погибли почти все офицеры и около половины экипажа. Остался в живых лишь один офицер-дворянин из Прованса лейтенант Миссон. Со своим приятелем, молодым итальянским монахом-расстригой Караччиоли, он обратился к матросам с предложением стать пиратами. Но это будет не простой грабеж, говорил бунтовщик, интеллектуал Миссон, мы понесем по миру свет идей равенства, людского братства и избавим человечество от власти золота. Ему вторил Караччиоли: «Мы не пираты. Мы, свободные люди, боремся за право человека жить по законам Бога и природы. У нас нет ничего общего с пиратами, кроме того, что мы ищем счастья на море». Ошеломленные матросы согласились. Пиратский корабль направился в освободительный вояж. На судах, которые разбойники захватывали по пути, не могли прийти в себя от изумления. Пираты не «грабили», а лишь забирали необходимые им снаряжение и продовольствие. Золото, найденное на захваченных судах, шло в казну будущего государства. Серьезно пострадало лишь голландское судно с грузом рабов — невольников из Африки. Все захваченные ценности были разделены поровну, освобожденных негров объявили свободными, переодели в платье убитых голландцев и доставили на родину. Всех недовольных странными порядками пираты отпускали восвояси. Долго странствовал корабль свободы в Атлантике и Индийском океане, пока в 1694 году не вошел в безлюдную пустынную бухту Диего-Суарес, расположенную На северо-восточной оконечности острова Мадагаскар. На скалистых берегах залива пираты построили селение и объявили о новоявленной республике справедливости Либерталии (Стране свободы). Мир равных людей, расовое равенство, справедливое устройство общества, в котором «сильный не будет забивать слабого» — такими «разумными законами» руководствовались его творцы. Свободный город отправлял свои корабли в океан и приглашал всех пиратов идти в царство справедливости. Призывы из Либерталии не оставались без ответа. Так, экипаж пирата Кидда бросил своего капитана и отправился на Мадагаскар. Одним из лидеров нового государства стал карибский пират Томас Тью, прибывший в город Свободы со своим кораблем.

Жители Либерталии именовали себя либеры. Была отменена частная собственность. Город имел общую казну, пополняемую за счет пиратства. Отсюда черпались средства, необходимые для освоения окружающей местности, городского строительства и обеспечения нетрудоспособных. Деньги не имели хождения. В соответствии с легендой, гражданство Либерталии предоставлялось вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Здесь жили в равных условиях и англичане, и голландцы, и французы, и африканцы, и арабы. Были запрещены азартные игры, пьянство, ругань и драки. Управлял городом Совет старейшин, переизбираемый раз в три года. Во главе государства был поставлен Хранитель — Миссон, государственным секретарем выбрали Караччиоли, а великим адмиралом, командующим военно-морскими силами Республики, — Тью. «Флибустьерская республика равенства» постепенно закреплялась на острове. Было отбито нападение португальской эскадры, материальное благосостояние города росло за счет удачных грабежей и успешной колонизации окрестностей. Однако прекрасной мечте пришел конец, когда флот Либерталии во главе с Миссоном отправился в очередной рейд. Воинственные местные племена внезапно напали на город, разграбили его, захватили казну и перерезали всех жителей, оставив на месте коммуны дымящиеся развалины. Лишь горстка либеров сумела улизнуть и, уплыв на маленьком боте, добралась до эскадры и рассказала о катастрофе. Миссон и Тью (Караччиоли погиб при нападении на Либерталию) отправились в Америку, чтобы все начать сызнова. Но по дороге их корабли разлучились. Шлюп Миссона разбился у мыса Доброй Надежды, и вся команда утонула. Тью плавал еще несколько лет и был известной фигурой в мире пиратского бизнеса. О том, как закончилась его жизнь, доподлинно мы не знаем — по одной версии, он погиб у берегов Аравии в бою с кораблем Великого Могола, по другой — был повешен англичанами.

Историю об утопической пиратской республике Либерталии поведал нам загадочный капитан Джонсон. Неизвестно, что легло в основу легенды о пиратском государстве, — талантливая мистификация, навеянная социальными проблемами и надеждами на обновление человеческой цивилизации, или реальные события, приведшие к созданию общества, казалось, воплотившего идеалы справедливости и равенства. Так или иначе, но принципы пиратства, представления морских разбойников о социальном идеале вполне могли обернуться попыткой создать подобное «общество гармонии».

Морскими путями пролегала дорога из общества неравенства и частной собственности — «преступного общества» — к обществу преступников, врагов правящих добропорядочными людьми законов. Несправедливость современной цивилизации толкала тысячи искателей приключений на поиски «правды». Разбойное пиратство под черным флагом устрашения превратилось в жуткое пугало для всего мира. Но стал ли белый флаг разбойников-мстителей предостережением для мира частной собственности?

Д. Н. Копелев

Из книги «Золотая эпоха морского разбоя»

Примечания

В других случаях использовались: географические названия («Ланкастер»), женские имена («Мэри Энн»), названия животных («Блэк Робин» — «Черная малиновка») и т.д. Любопытно и упоминание холостяцкой жизни — уже встречавшийся нам ранее «Бечелос Делайт» («Услада холостяка») и «Бечелос Эдвенче» («Холостяцкая авантюра»). В этом нет ничего странного, так как у большинства пиратов не сложилась личная жизнь. Десятки пиратских судов с подобными названиями не оставляли торговцам никаких надежд на безнаказанность. Свирепые предупреждения, несущиеся с бортов пиратских кораблей, превращали океан в настоящий ад, населенный мрачными мстителями.

АВН (A Barbadians Head — Голова барбадосца; АМН (A Martinician Head) — Голова мартиниканца.

В вопросе о происхождении черных флагов у исследователей также нет единства. Вряд ли это связано с черными парусами корабля Тесея, возвращавшегося с Крита после победы над Минотавром, — сомнительно, что пираты изучали древнегреческие мифы и знали секрет договоренности героя с царем Афин. Вероятнее всего, на наш взгляд, предположение, что черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и в ночное время.

В XVII в. чиновники Французского королевства сталкивались с ситуациями, когда клеймо было просто некуда ставить — все тело приговоренного было покрыто замысловатыми орнаментами и татуировками. Не случайно они раздумывали, не ставить ли клеймо на лбу. Справедливости ради подчеркнем, что в Московском государстве подобная проблема перед правосудием не стояла, и заклейменный преступник всегда обнаруживал себя, когда «бил челом» (снимал шапку).

Редакция сайт сегодня решила вспомнить и подготовить для вас подборку символического творчества одних из самых известных пиратских капитанов.

Флаг Черной бороды

Эдвард Тич (Черная борода) — английский пират, действовавший в районе Карибского моря в 1716—1718 годах. Проницательный и расчётливый капитан избегал использования силы, полагаясь на свой грозный образ. Не сохранилось ни одного свидетельства об убийстве или пытках пленных на его корабле. После смерти Тич был романтизирован и послужил прототипом для многих произведений о пиратах в разных жанрах

На его флаге изображен скелет, держащий в руках песочные часы (символ неотвратимости смерти) и готовящийся пронзить копьем человеческое сердце. Флаг должен был предупреждать встречные корабли об опасности сопротивления пиратам — в этом случае всех пленных ждала жестокая смерть. Некоторое время вместо скелета на флаге изображался пират.

Один из флагов Черного Барта


Бартоломью Робертс — валлийский пират, настоящее имя Джон Робертс, также известен как Черный Барт. Промышлял в Атлантике и Карибском море. Захватил более четырехсот кораблей. Отличался экстравагантным поведением. Один из самых известных пиратов за всю историю пиратства.

Робертс считается первым, кто стал называть пиратский флаг «Веселым Роджером». Насколько это верно — неизвестно. Его собственный флаг не был обычным изображением черепа и костей. На нем был пират с обнаженной саблей, стоящий на головах поверженных врагов, губернатора Барбадоса (АВН, «A Barbados Head») и губернатора Мартиники (АМН, «A Martinique’s Head»). Робертс повесил на рее губернатора Мартиники, когда захватил военный корабль с губернатором на борту.

Флаг «Джентльмена пиратов»


Существуют разные варианты этого флага. Сердце и копье означают опасность и насилие

Стид Боннет — английский пират, называемый иногда «джентльмен пиратов», в основном из-за его происхождения — он дворянин, получил хорошее образование. До того, как занялся разбоем, служил майором в колониальной милиции на острове Барбадос. Причины, вынудившие его заняться пиратством, не вполне ясны. Довольно популярными в XVIII веке были сплетни о легком помешательстве в результате неудачной женитьбы на Мэри Элламби, что якобы сподвигло бывшего офицера податься в пираты. Другой версией был скандальный характер его жены, которого он не выдержал и решил заняться пиратством. Также, стоит отметить, что Боннет был единственный пират, плативший матросам жалование.

Флаг «Ситцевого Джека»


Джек Рэкхем по кличке Ситцевый Джек — известный пират начала XVIII века. Рэкхема называли Калико Джек (за контрабанду ткани калико, которую ввозили из Каликута во время запрета на ее импорт, а также за то, что он постоянно носил широкие штаны из этой ткани). Он не был известен как жестокий или удачливый пират. Он прославился благодаря тому, что в его команде было две женщины, переодетые в мужскую одежду, — Энн Бонни и Мэри Рид. Обе были сожительницами капитана. Их смелость и отвага делали команду знаменитой.

Именно его флаг послужил прообразом для одно из классических типов пиратского флага, известного каждому по пиратским романам и фильмам. Флаги с черепом и костями могли иметь как черное, так и красное полотнище. Опять же, существовало несколько вариантов флага, наиболее популярной темой был пират, пьющий вино вместе со смертью. Этот флаг действительно оказался пророческим. Рекем и его пираты были пьяны, когда попали в плен.

Флаг Эдварда Инглэнда


Эдвард Инглэнд — известный пират африканского побережья и Индийского океана с 1717 до 1720 года. Он плавал на кораблях «Pearl» (переименованный Инглэндом в «Royal James») и «Fancy», на который обменял «Pearl» в 1720 году. Его флагом был классический Весёлый Роджер с черепом выше двух пересечённых бедренных костей на чёрном фоне. Флаг был прославлен в романе Роберта Лююиса Стивенсона «Остров сокровищ». Теперь этот флаг считается основным типом пиратского флага, хотя, как вы уже поняли, он был только одним из многих вариантов.

Предполагаемый флаг Тью


Томас Тью, также известный как Род-Айлендский пират — английский капер и пират. Базировался в Ньюпорте, где был чрезвычайно популярен. Хоть он и совершил только два крупных путешествия и погиб во время второго из них, он впервые проплыл путем, известным позже как Пиратский круг. Многие знаменитые пираты, включая Генри Эвери и Уильяма Кидда, плавали этим путем после Тью.

По сообщениям, личный флаг Тью изображал белую руку, держащую меч на черном поле. Согласно общим мнениям, это означало «мы готовы вас убить». Современные свидетельства об этом флаге отсутствуют.

Флаг Архипирата


Генри Эвери, прозвища Архипират и Долговязый Бен — пират, прозванный «одним из самых успешных буканьеров и джентльменов удачи». Был одним из самых успешных пиратов Индийского Океана, однако, по одним сведениям, потерял к концу жизни всё и умер нищим, а по другим разорился, вернулся в Британию, купил новые документы и вскоре отправился в новые плавания, где и погиб.

Предположительно послужил прообразом для книги Даниэля Дефо «Жизнь и приключения славного капитана Сингльтона», на основе которой Чарльз Джонсон написал впоследствии комедию «Пират-счастливчик».

“Весёлый Роджер” (англ. Jolly Roger) – любой из многочисленных флагов использовавшихся пиратами в 17-18 вв, который вывешивался для идентификации судна как пиратского. Единого пиратского флага не существовало. Сегодня принято считать официальным “Весёлым Роджером” флаг с черепом человека над двумя скрещенными длинными костями на черном фоне. Таким флагом пользовались многие пираты, например капитаны Эдвард Ингланд (Edward England) и Джон Тэйлор (John Taylor). Некоторые пиратские флаги изображали песочные часы, что означало “ваше время утекает” и соответствовало представлениям о смерти, того времени. Довольно часто пираты использовали и простой черный флаг (либо красный), без каких-либо символов.

Главное предназначение пиратского флага – это запугать потенциальных жертв, принудить к капитуляции. Флаг передавал ультиматум, что нападающие являются профессиональными преступниками, которые не считают себя связанными правилами и обязательствами, и считают себя вправе убить всех оказавших сопротивление. Надо сказать, что точно также, всех без исключения захваченных пиратов в те времена вешали на рее.

Пиратский флаг Эмануила Вэйна.

Уже после завершения эпохи пиратов, многие воинские подразделения в разных странах, стали использовать череп и кости как собственный знак различия, приписывая себе, тем самым, свирепость и крутизну пиратов.

Возникновение пиратских флагов:

Точное происхождение пиратского флага затеряно в глубинах истории. Считается, что первоначально пираты использовали красный флаг, как цвет войны. Такой красный флаг назвали “Joyeux Rouge” (фр. ярко-красный) и позднее название перекочевало в английский язык уже как “Jolly Roger” (Веселый Роджер). Корсары обязаны были ходить под государственными флагами, а во время атаки поднимали черный флаг, как символ ультиматума, если ультиматум отвергали поднимался красный флаг.

От красных флагов, у отдельных пиратов, пошла мода вывешивать свой персональный пиратский флаг, чтобы сильнее испугать жертву и принудить к капитуляции. Черный флаг, в то время, использовался также как символ болезни, эпидемии на корабле, от таких кораблей старались держаться подальше, чем нередко пользовались корсары, когда хотели избежать боя с сильным военным кораблем. Тогда-то и стали некоторые капитаны пиратских судов добавлять на черный фон свои фирменные символы, по своему вкусу.

Также есть версия возникновения названия флага, по которой оно произошло от словосочетания “Old Roger” – одно из имен дьявола.

Современное использование флага на подводных лодках:

С появлением подводных лодок, адмирал сэр Артур Уилсон, лорд Адмиралтейства британского Королевского флота, заявил, что субмарины это “не по английски и не честно”, и что он убедит британское Адмиралтейство считать команды вражеских субмарин, захваченных в военное время, пиратами и вешать как пиратов. В сентябре 1914, во время Первой Мировой войны, британская подлодка E9 успешно торпедировала германский крейсер SMS “Hela”, помня слова адмирала, командир английской субмарины Макс Хортон поднял пиратский флаг “Весёлый Роджер” возвращаясь в порт. Другие командиры подводники подхватили новую традицию, которая была распространена в обеих мировых войнах.

На флагах указывались достижения подводной лодки, и какие-то фрагменты её истории в виде символов. Оформлением своего флага обязан был заниматься экипаж субмарины. В Музее подводного флота Королевского флота Великобритании хранится пятнадцать настоящих “Веселых Роджеров” с подлодок. Специалисты музея указывают на 20 уникальных символов. Прямоугольная “шпала” обозначает торпедирование судна: красные “шпалы” обозначают военные корабли, белые означают торговые суда, и черные “шпалы” с белой буквой “U” означают потопленную подводную лодку. Кинжал изображенный на флаге означал участие субмарины в так называемых “cloak and dagger” (англ. плащ и меч) секретных, шпионских операциях у вражеских берегов. Звезда – означает бой с использованием палубного орудия. Маяк или факел символизировали использование лодки в качестве навигационного маркера для сил вторжения. Спасение экипажа упавшего самолета или затонувшего судна отмечалось спасательным кругом. Также были специальные символы для обозначения уникальных инцидентов: например, на “Веселом Роджере” субмарины “Proteus” был изображен консервный нож. Такой символ подлодка заслужила за инцидент, где итальянский фрегат попытался таранить субмарину, но затонул из-за повреждений корпуса полученых от удара.

Субмарина "Sea Devil" и её Весёлый Роджер.

В наши дни “Веселый Роджер” все еще продолжает использоваться в ряде флотов. Во время войны Великобритании с Аргентиной (Фолклендской войны) 1982 года, британская субмарина “Conqueror” подняла “Веселый Роджер” украшенный силуэтом крейсера, чтобы показать успешное торпедирование аргентинского крейсера ARA “General Belgrano”. Другая британская субмарина “Turbulent”, во время войны в Ираке 2003 года, вывесила флаг с изображением скрещенных индейских томагавков, означавших запуск крылатых ракет “Tomahawk”. В 2011 году подлодка “Triumph”, по возвращении на базу подняла “Веселый Роджер”, украшенный шестью томагавками, по числу запущенных ею крылатых ракет.

Поделиться: