Что означает завершение конкурсного производства. Прекращение дела о банкротстве

В мировом соглашении стороны указывают, на каких условиях прекращается дело.

Прекращение производства по делу о банкротстве физического лица

К примеру, кредитор считает, что финансовый управляющий не отрабатывает свои деньги. Намеренно затягивает процесс и не пытается получить деньги с должника. Значит, наступило самое время подписать мировое соглашение. Соглашением можно установить, что за услуги управляющего платит должник, и на этом судебные прения заканчиваются. Кстати, после подписания соглашения стороны обязательно должны его исполнить. Нельзя в одностороннем порядке отказаться от взятых на себя обязательств по соглашению (п. 6 ст. 150 ФЗ «О несостоятельности).

Судебные разбирательства производятся по правилам, установленным процессуальным законодательством. Это означает, то нельзя просто ударить с кредиторами по рукам и прекратить спор. Нужно правильно провести процедуру. В суд направляется ходатайство с просьбой прекратить рассмотрение дела.

· наименование суда;

· причины для обращения;

· дата и подпись;

· необходимые приложения.

Заказать услугу

Ст. 45 ФЗ О несостоятельности (банкротстве) ФЗ 127 от 26.10.2002

ФЗ О несостоятельности (банкротстве)
Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20-2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20-2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20-2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Кассация разъяснила проблемные аспекты практики по делам о несостоятельности

В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20-2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3632).

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20-2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

8. (Пункт 8 утратил силу на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 219-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4188).

9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 219-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4188).

10. В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие — члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.

11. Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20-2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

(Статья 45 в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 4)

Статья 1…434445 4647…233

Скачать бесплатно Федеральный Закон О несостоятельности (банкротстве) ФЗ 127 от 26.10.2002

Добавить комментарий к ст.45 ФЗ О несостоятельности (банкротстве) ФЗ 127 от 26.10.2002

Дело о банкротстве может быть прекращено

Дела о банкротстве граждан не всегда доводятся до логического завершения. Основания для прекращения банкротного дела установлены ст. 57 ФЗ «О несостоятельности».

Раз судебное разбирательство прекращается, значит, для должника не наступают последствия, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности».

Для прекращения процедуры должник и его кредиторы должны подписать мировое соглашение. В нем указывается, что стороны претензий друг к другу не имеют.

Есть и другое основание для прекращения процедуры несостоятельности. У должника нет финансовой возможности продолжать оплачивать процедуру.

Существует шесть оснований для прекращения банкротного дела

Нельзя просто так остановить судебное разбирательство. Для прекращения производства имеется шесть причин:

1. Улучшилось финансовое положение должника.

2. Стороны подписали мировое соглашение.

3. Суд установил, что требования заимодателей незаконны.

4. Заимодатели решили отказаться от своих притязаний.

5. Должник сумел расплатиться с долгами перед всеми кредиторами.

6. Нет средств для финансирования банкротного дела. При этом не имеет значения: нет средств у должника или его кредиторов. В любом случае останавливается судебное разбирательство, если нечем платить финансовому управляющему.

Важно! Дело о несостоятельности гражданина или частного предпринимателя может быть остановлено на любом этапе по причине отсутствия средств (п. 22 Постановления Пленума Верховного суда № 45).

Суд рассматривает материалы каждого дела и принимает решение прекратить процедуру или нет. Вот примеры из практики.

1. Арбитражный суд Ростовской области прекратил дело о банкротстве (№ А53-2413/16). Суд пояснил, что у пенсионерки недостаточно средств для оплаты услуг финансового управляющего. Единственным ее доходом является пенсия. Размер пенсии не дотягивает до прожиточного минимума, установленного в регионе.

2. Арбитражный суд Кемеровской области выяснил, что заимодатели злоупотребляют своими правами (дело № А27-2165/2016). Кредиторы пытались обанкротить супругов. Передача денег подтверждается распиской. Суд сделал вывод, что кредиторы не могли дать 900 тыс. рублей взаймы должникам. Справки о доходах кредитора показывают, что таких денег у них попросту не могло быть. Потому нет оснований для признания супругов несостоятельными заемщиками.

3. Если финансовый управляющий не согласится вести дело, то процедуру несостоятельности можно прекратить. Такой вывод сделал Арбитражный суд Новгородской области (дело № А44-8644/2015). Должник пытался найти арбитражного управляющего, но так и не смог этого сделать. Ни одна из саморегулируемых организаций (СРО) не представила управляющего для ведения дела. Заявитель просил суд найти управляющего. Но и здесь его ожидали неприятности. В третьей СРО также отказались представить управляющего для ведения дела. За то время, пока искали финансового управляющего, истекли сроки для рассмотрения банкротного дела. Вот суд и прекратил производство.

Примеры показывают, что в законодательстве о банкротстве много подводных камней. Если не знать тонкости процедуры, то возникает риск, что банкротство прекратят. А это означает, что должник так и не сможет избавиться от своих обязательств. Штрафные санкции будут продолжать начисляться, а размер задолженности будет расти с каждым днем.

Поэтому так важно обратиться к юристу по банкротству. Юрист оценит перспективы дела, проконсультирует. Участие финансового управляющего в деле гарантируется, если ведением дела занимается юрист. А это означает, что у судьи не будет оснований отказать в рассмотрении дела.

На любой стадии рассмотрения банкротного дела можно заключить мировое соглашение

Иногда случается так, что кредиторы понимают: нет смысла и дальше тратить деньги на банкротство должника. Для этого могут быть разные причины. Например, финансовый управляющий бездействует или заемщик не имеет средств. Иными словами, процедура несостоятельности становится бессмысленной.

Важно! Заключение мирового соглашения – это способ прекратить процедуру несостоятельности. Правила подписания соглашения установила ст. 150 ФЗ «О несостоятельности».

4 правила подписания мирового соглашения

1. Документ подписывается на любой стадии рассмотрения дела.

2. В подписании соглашения могут принимать участие третьи лица. Если третье лицо принимает участие, это значит, что он берет права и обязанности на себя. Например, выплачивать перед банком кредит будет не сам заемщик, а его поручитель.

3. Утверждает соглашение арбитражный суд.

4. Суд выносит определение о прекращении дела о несостоятельности гражданина.

В мировом соглашении стороны указывают, на каких условиях прекращается дело. К примеру, кредитор считает, что финансовый управляющий не отрабатывает свои деньги. Намеренно затягивает процесс и не пытается получить деньги с должника. Значит, наступило самое время подписать мировое соглашение. Соглашением можно установить, что за услуги управляющего платит должник, и на этом судебные прения заканчиваются. Кстати, после подписания соглашения стороны обязательно должны его исполнить. Нельзя в одностороннем порядке отказаться от взятых на себя обязательств по соглашению (п. 6 ст. 150 ФЗ «О несостоятельности).

Не получится подписать мировое соглашение, если один заимодатель готов отказаться от своих требований, а остальные продолжают настаивать на своем. Согласно ст. 57 ФЗ «О несостоятельности» можно прекратить производство, если все кредиторы отказываются от своих притязаний.

Чтобы прекратить банкротство, нужно подать ходатайство в суд

Судебные разбирательства производятся по правилам, установленным процессуальным законодательством. Это означает, то нельзя просто ударить с кредиторами по рукам и прекратить спор.

Статья 57. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве

Нужно правильно провести процедуру. В суд направляется ходатайство с просьбой прекратить рассмотрение дела.

6 сведений, которые указываются в ходатайстве:

· наименование суда;

· фамилия, имя и отчество заявителя;

· причины для обращения;

· нормы закона, служащие обоснованием для подачи заявления;

· дата и подпись;

· необходимые приложения.

Если процедура соблюдена, то суд удовлетворит ходатайство. Тогда должник так и не станет банкротом, ведь процедура будет прекращена. На первый взгляд, кажется, что все просто: составил документ, подал в суд – и процедура прекращена. В действительности процедура несостоятельности имеет множество нюансов. Суд может и отменить свое решение, если обнаружится, что нарушены нормы закона. Судья не может утвердить мировое соглашение, если оно является экономически нецелесообразным. Например, одни кредиторы получают причитающиеся им деньги, а другие так и не увидят ничего от должника. В этом случае дело может быть направлено на новое рассмотрение. Именно поэтому важно вовремя обратиться к юристу по банкротству. Юрист грамотно составит ходатайство, мировое соглашение, другие документы. Кстати, юридическая консультация поможет не только должникам, но и кредиторам. Причины для обращения к юристу: снизить расходы по банкротному делу, избежать досадных ошибок при составлении документов и выработать грамотную тактику в деле о банкротстве.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Является ли прекращение производства по делу о банкротстве юридического лица в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, основанием для ликвидации данного юридического лица?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью средств для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, не является основанием для ликвидации юридического лица.

Обоснование вывода:

В соответствии с абзацем восьмым п. 1 ст. 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве) в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве.

Последствия прекращения производства по делу о банкротстве

Согласно п. 2 той же статьи в этом случае применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные ст. 56 Закона о банкротстве, если иное не установлено этим федеральным законом.

В свою очередь, ст. 56 Закона о банкротстве устанавливает, что принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных этим федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

Следовательно, прекращение производства по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве влечет за собой прекращение действия всех установленных законом ограничений, связанных с этой процедурой.

Ликвидация юридического лица является последствием признания его банкротом (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Прекращение же производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью средств для возмещения судебных расходов основанием для ликвидации не является. В такой ситуации юридическое лицо — должник продолжает действовать и формально в дальнейшем может быть ликвидировано по общим основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ. Однако практическая реализация этой процедуры весьма сомнительна, ибо, во-первых, кредитор вправе при наличии соответствующих оснований вновь инициировать возбуждение дела о банкротстве этого должника (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 N 08АП-9547/13, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 N 18АП-435/2010), а во-вторых, по смыслу положений абзаца второго п. 4 ст. 62 и ст. 65 ГК РФ, п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве, если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом (смотрите также постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П).

Консультации, Текстовые новости

В отношении банкрота введена процедура наблюдения, но реестр кредиторов не был сформирован, хотя они есть и желают быть поименованными в реестре.

Прекращение процедуры банкротства

Заявление о признании должника банкротом подано самим должником. Временный управляющий провел ознакомительное собрание (не являющееся первым собранием кредиторов, так как не было требований кредиторов, включенных в реестр) в целях выполнения определения арбитражного суда о проведении первого собрания кредиторов. Судом назначено к слушанию дело о рассмотрении вопроса об окончании процедуры наблюдения и о переходе на следующую стадию.

Может ли суд прекратить производство по делу о банкротстве в связи с тем, что реестр кредиторов на стадии наблюдения так и не был сформирован, хотя суду известно, что кредиторы есть?

Перечень оснований для прекращения производства по делу о банкротстве предусмотрен ст. 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве). Как отмечает судебная практика, положения этой статьи указывают на исчерпывающий перечень оснований, по которым арбитражный суд вправе принять решение о прекращении производства по делу о банкротстве (постановления ФАС Поволжского округа от 02.06.2010 по делу N А12-5518/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.08.2009 N Ф04-4847/2009(13075-А27-24)(12640-А27-24), ФАС Дальневосточного округа от 18.06.2009 N Ф03-2394/2009).

Закон о банкротстве не предусматривает такого основания для прекращения производства по делу о банкротстве, как отсутствие заявленных или включенных в реестр требований кредиторов требований со стороны конкурсных кредиторов или уполномоченных органов в период проведения процедуры наблюдения. Пунктом 1 ст. 75 Закона о банкротстве определено, что по окончании наблюдения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве на основании решения первого собрания кредиторов. Однако, как следует из положений этой статьи, отсутствие такого решения само по себе не является препятствием для перехода к иным процедурам банкротства. Как указано в п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 этого федерального закона, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку. При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах упомянутого срока арбитражный суд принимает решение о применении иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в том числе при наличии признаков банкротства, установленных Законом о банкротстве, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Как отметил Пленум ВАС РФ в п. 26 постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве должника, возбужденных по заявлению должника, в случае, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении одной из процедур банкротства, в том числе в связи с тем, что кредиторы не предъявили свои требования в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона о банкротстве, или собрание кредиторов не состоялось, суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 этого федерального закона. В случае невозможности отложения рассмотрения дела в пределах названного срока арбитражный суд принимает один из судебных актов, указанных в абзацах третьем-пятом п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве.

Таким образом, отсутствие требований, включенных в реестр требований кредиторов по итогам проведения процедуры наблюдения, и непроведение первого собрание кредиторов само по себе не является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве и не препятствует арбитражному суду в оценке наличия у должника признаков банкротства и принятии решения о применении иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, по окончании наблюдения, в частности, об открытии конкурсного производства (смотрите также вопрос 11 раздела II "Вопросы применения законодательства о банкротстве" постановления Президиума ФАС Центрального округа от 24.04.2008 N 5, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 N 14АП-1933/12).

Однако в отсутствие требований, заявленных и включенных в реестр требований кредиторов в период проведения наблюдения, арбитражная практика в некоторых случаях приходит к выводу о том, что должник не доказал наличие у него признаков банкротства и производство по делу о банкротстве должно быть прекращено на основании абзаца пятого п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве, который в качестве основания для такого прекращения предусматривает признание в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Законом о банкротстве, иных соответствующих положениям ст. 6 этого федерального закона требований кредиторов (смотрите постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.2012 N Ф08-4431/12, ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2009 N Ф03-163/2009, Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 N 06АП-6104/11, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 N 07АП-4388/09).

Таким образом, принятие арбитражным судом решения о прекращении производства по делу о банкротстве в настоящей ситуации не исключено. Полагаем, что решение, которое примет арбитражный суд по этому вопросу, будет зависеть от наличия доказательств того, что у должника по окончании наблюдения сохраняются признаки банкротства. Следовательно, возможность прекращения производства по делу о банкротстве во многом будет определяться оценкой арбитражным судом фактических обстоятельств, имеющих отношение к изложенной в вопросе ситуации, в том числе представленных доказательств наличия у должника признаков банкротства.

Информационно-правовая поддержка предоставлена компанией "Гарант"

Консультации, Новости профессии, Текстовые новости

Прекращение дела о банкротстве является одной из наиболее эффективных антикризисных мер, позволяющих предотвратить полное разорение предприятия, сохранить его активы и рассчитаться с кредиторами.

Причины завершения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Дело о банкротстве может быть завершено, если:

  • в ходе или была восстановлена платежеспособность должника;
  • было заключено ;
  • требования заявителя, из-за которых и было начато дело о банкротстве, оказались необоснованными;
  • все принимающие участие в деле о банкротстве кредиторы отозвали свои требования;
  • все кредиторские требования были удовлетворены во время реализации одной из ;
  • прекращено ;
  • отсутствуют средства, необходимые для компенсации судебных трат на проведение процедуры банкротства.

Действия

Как остановить дело
  • чаще всего дело о банкротстве останавливается при подписании мирового соглашения, благодаря которому удается растянуть выплату долга на значительный период, или же при погашении кредиторских требований;
  • нередко прибегают к непрямым способам остановки дела, в частности, вследствие выкупа требований по налоговым платежам.
Закрыть финансовые вопросы
  • С целью покрытия задолженности должника перед кредитором суд, как правило, назначает на длительный срок. В том случае, если должник не в состоянии погасить имеющуюся задолженность даже таким образом, прибегают к .
  • Также стоит учитывать, последствия прекращения производства по делу о несостоятельности не подразумевают ликвидацию абсолютно всех обязательств должника. В частности, взыскиваться непременно должны кредиторские требования по текущим платежам, по выплате алиментов, связанные с возмещением причиненного здоровью или вреда жизни.
Финальные бумаги и ходатайство Для выражения определенных требований относительного какого-либо действия суда любое заинтересованное лицо может подать ходатайство в арбитражный суд. Данное заявление даст возможность должнику не допустить банкротства при условии предоставления веских оснований для этого заявителем.

Кроме ходатайства, заявителем должны быть предоставлены суду документы, выступающие в качестве подтверждения оснований, а именно:

  • отчет, составленный внешним управляющим;
  • свидетельство о госрегистрации юридического лица;
  • документ, позволяющий судить о наличии у заявителя права обращаться в суд;
  • протокол кредиторского собрания;
  • реестр кредиторских требований.

Ликвидация

В качестве основания для ликвидации юридического лица не может выступать прекращение производства по делу о банкротстве из-за нехватки средств для компенсации судебных трат на проведение предусмотренных делом процедур.

Ликвидация запускается вследствие признания юридического лица банкротом, а при прекращении производства в связи с нехваткой средств юридическое лицо, выступающее в роли должника, продолжает функционировать. Формально в будущем его могут ликвидировать, используя общие основания, предусмотренные .

При этом на практике реализация данной процедуры усложняется тем, что при наличии должных оснований у кредитора есть право инициировать повторное .

Кроме того, при недостаточности стоимости имущества должника для погашения всех требований перед кредиторами может быть осуществлена лишь при условии, что оно признано банкротом.

Последствия прекращения производства по делу о несостоятельности

Отечественным предусматривается ответственность руководителя, а порой и учредителя с главным бухгалтером, за действия или бездействие, зафиксированные даже до того, как была начата процедура банкротства.

Последствия прекращения производства по делу о несостоятельности в случае нарушения предусмотренных законодательством норм могут быть самыми серьезными, включая административную, гражданскую и даже уголовную ответственность.

Рассмотрим возможные виды нарушений и предусмотренные за это наказания:

  • Фиктивное банкротство – заведомо неправдивое объявление юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом. При отсутствии в подобном действии уголовной составляющей должностные лица облагаются административным штрафом, размер которого составляет 5-10 тысяч рублей , или же дисквалифицируются на период от 6 до 36 месяцев . В случае возникновения крупного ущерба вследствие такого деяния предполагается наложение штрафа размером 100-300 тысяч рублей или же соответствующего зарплате либо иному виду дохода за 1-2 года . Альтернативный вариант – лишение свободы сроком до 6 лет плюс штраф размером до 80 тысяч рублей .
  • – совершение действий (либо бездействия), которые заведомо приводят к неспособности выполнения кредиторских требований в полном объеме юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Штрафные санкции, в случае отсутствия уголовной составляющей, подразумевают выплату 5-10 тысяч штрафа либо дисквалификацию длительностью до 36 месяцев . При причинении подобными действиями крупного ущерба размер штрафа возрастает до 200-500 тысяч рублей , а возможный срок лишения свободы – до 6 лет (плюс штраф до 200 тысяч рублей ).
  • Не поданное должником заявление в арбитражный суд предполагает возникновение главы, учредителя, комиссии по ликвидации или иного органа, отвечающего за управление должником, по долгам, которые возникли после того, как истекли предусмотренные законодательством сроки. Необходимо помнить, что заявление следует направить в арбитражный суд в течение месячного периода с того момента, когда возникли соответствующие обязательства. Если в процессе осуществления ликвидационной процедуры юридическое лицо стало неплатежеспособным или имеющегося у него имущества стало недостаточно для погашения задолженностей, обязанностью ликвидационной комиссии является обращение в арбитражный суд с заявлением должника на протяжении 10-дневного срока с того момента, как признаки неплатежеспособности или недостаточности имущества были выявлены.
  • При нарушении руководителем или учредителем должника, членами органов его управления или членами комиссии по ликвидации, самим гражданином-должником каких-либо положений Федерального закона, касающегося несостоятельности, обязанностью вышеперечисленных лиц становится возмещение убытков, которые были причинены вследствие подобных нарушений.

Мирное соглашение

Как гласит законодательство, мирное соглашение подразумевает реализацию одной или нескольких процедур с целью прекращения производства по делу о банкротстве. Главным образом оно необходимо для того, чтобы создать финансовую устойчивость должника, улучшить его положение, восстановить платежеспособность.

Мирное соглашение – это сделка, заключенная сторонами для урегулирования имеющегося спора за счет предоставления друг другу взаимных уступок.

Данное соглашение выгодно как должнику, так и кредиторам. Владелец предприятия благодаря нему имеет возможность предотвратить банкротство предприятия и сохранить имеющиеся на балансе активы. В свою очередь, для кредиторов такое соглашение становится порой единственной реальной возможностью получить назад свои средства.

Плюсы и минусы

Признание юридического лица банкротом связано с рядом положительных и отрицательных моментов:

Среди плюсов стоит выделить:
  • Формальное погашение всех долгов, отсутствие возможности у банковских учреждений и коллекторских организаций требовать исполнения по кредитам.
  • Ограничение выезда за границу возможно лишь при осуществлении одной процедуры – реализации имущества, тогда как стандартное взыскание предусматривает автоматический запрет на выезд за рубеж, если сумма долга превышает 10 тысяч рублей .
  • Введение первой процедуры банкротства лишает возможности кредиторов в дальнейшем подавать иски, касающиеся взыскания имеющихся по кредитам задолженностей. Единственное, что они могут, — в течение двух месяцев заявить свои требования о включения должника в реестр.
  • Пребывание должника во время процедуры банкротства под защитой закона о банкротстве, что исключает применение к нему принудительных требований об оплате кредита, иски в суды общей юрисдикции, любые виды неправомерных действий со стороны банков.
  • Составление плана реструктуризации задолженности, учитывающего семейные и жизненные обстоятельства должника.
В перечень негативных последствий признания банкротства входит:
  • распродажа большей части имущества, включая квартиру, приобретенную в ипотеку;
  • невозможность списания всех долгов;
  • возникновение ряда финансовых и правовых ограничений;
  • длительность процедуры банкротства, которая может длиться годами;
  • значительная стоимость процедуры.

Банкротство - это установленная судебным органом неспособность должника погасить финансовые обязательства перед кредиторами, включая денежные обязательства, выплату пособий, оплату труда работников, уплату налогов, сборов, платежей в пенсионный и страховые фонды. Банкротство устанавливается в процессе арбитражного судопроизводства. Должником могут выступать, юридические лица и граждане, обладающие и не обладающие статусом ИП. Отношения субъектов гражданско-правовых обязательств в рамках банкротства регулируются ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Прекращение разбирательства предполагает выход из банкротства и восстановление должника в своих правах относительно имущества.

Основания прекращения процесса банкротства

Основания для прекращения банкротного производства регламентированы ст. 57 регулирующего закона. К ним относятся:
- восстановление платежеспособности должника. Данное основание относится к стадиям финансового оздоровления и внешнего управления;
- заключение участниками процесса мирового соглашения;
- погашение денежных обязательств перед кредиторами, включенными в реестр;
- установление факта необоснованности требований кредитора - заявителя о банкротстве лица;
- отказ кредиторов от притязаний по обязательствам должника,
- недостаточность средств на погашение судебных расходов, а также на оплату вознаграждения назначенного судом управляющего и другие.
Следует отметить, что данная статья носит диспозитивный характер, позволяя дополнить перечень оснований иным законодательством, регулирующим вопросы несостоятельности.
Так, ст. 125 указанного закона содержит еще одно основание прекращения процесса банкротства, а именно: оплату финансовых требований к должнику в стадии конкурсного производства третьими лицами.

Последствия прекращения процедуры

Как и любому правовому действию, прекращению данной процедуры корреспондируют соответствующие последствия, в том числе, в виде прекращения всех ограничений, наступивших в связи с принятием судом соответствующего заявления и/или введением стадии наблюдения, в связи с чем:
- восстанавливаются права кредиторов на предъявление к должнику своих требований в общем порядке;
- возобновляются производства по спорам, связанным с финансовыми обязательствами должника, приостановленные по ходатайству кредитора;
- приостановленная исполнительная деятельность в отношении должника возобновляется, в том числе подлежат восстановлению ранее снятые ограничения в отношении имущества должника;
- восстанавливается правоспособность должника по финансовым обязательствам перед своими учредителями (участниками), и кредиторами, в том числе, по санкциям за нарушение порядка их исполнения, перед собственником имущества должника, если должником является унитарное предприятие;
- прекращаются ограничения для руководящих органов должника, которым п. 3 ст. 64 регулирующего закона в стадии наблюдения запрещено принятие локальных актов о ликвидации, реорганизации, создании представительств или филиалов и другом;
- прекращаются полномочия назначенного судом управляющего.

Практика прекращения процедуры банкротства

Как показывает практика, прекращение процесса банкротства чаще всего связано с заключением мирового соглашения, в рамках которого должнику предоставляется рассрочка по выплате имеющейся задолженности по всем обязательствам перед заявившимися кредиторами, а также в силу отсутствия денежных средств для дальнейшего финансирования процесса.
Важное значение для практической реализации положений о прекращении разбирательства дела о банкротстве имеют разъяснения, содержащиеся в п. 11 и 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012г. № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве». Так, согласно данным разъяснениям, прекращение производства в рамках наблюдения в связи с отказом участвующих в процессе кредиторов от заявленных требований возможно только по прошествии 30-дневного срока с момента опубликования информации о введении наблюдения в отношении должника в целях осведомления кредиторов, желающих заявить свои требования. Указанное означает, что избежать введения конкурсного производства можно, оплатив лишь сумму задолженности, включенной в соответствующий реестр. Задолженность, не включенную в реестр требований, для прекращения банкротства оплачивать не нужно.
Также обращают на себя внимание свежие разъяснения ВС РФ, содержащиеся в Определении СКЭС ВС РФ от 15.08.2016 № 308-ЭС16-4658 по делу № А53-2012/2015, согласно которым правило о минимальном размере долга для признания должника банкротом (300 000,00 руб.) не применяется, если обстоятельства дела очевидно свидетельствуют о неплатежеспособности должника (например, если долги за должника платит третье лицо) и недобросовестности лиц, участвующих в спорных правоотношениях.

Поделиться: