Герб Чувашии: история создания, его художественно-поэтическая символика. Символика Чувашской республики: герб и флаг Герб чувашии описание

Приложение N 4

"О государственных символах

Чувашской Республики"

Описание Государственного герба Чувашской Республики

1. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".

2. Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сар`) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

3. Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика".

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой.

4. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети (месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 ("ветвями Древа" в виде национального орнамента "сунт`х". Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента "сунт`х". Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом "сунт`х", расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45(к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

6. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулн`, Пур, Пулатп`р" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

7. Подробное соотношение пропорций всех элементов герба приводится в его схематическом условно-графическом изображении, прилагаемом к настоящему Закону. За основу измерений взято соотношение элементов герба с диаметром условной окружности, в которую вписана композиция герба.

Приложение N 5

к Закону Чувашской Республики

"О государственных символах

Чувашской Республики"

Цветное изображение Государственного герба Чувашской Республики
(Автор -)

"Государственный герб Чувашской Республики"

Приложение N 6

к Закону Чувашской Республики

"О государственных символах

Чувашской Республики"

Условно-графическое изображение Государственного герба Чувашской Республики

"Условно-графическое изображение Государственного герба Чувашской Республики"

"Древо жизни" - сердцевина новых герба и флага Чувашии, которые были утверждены ее Верховным Советом 29 апреля 1992 года. В соответствующих положениях даны следующие их описания.

"Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого, окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, окаймленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита означает чувашскую землю". Оконечность щита пурпуровая.

"Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 5:8, пересеченное по горизонтали на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля. В центре находятся гербовые эмблемы "Древо жизни" (символ Возрождения) и "Три солнца".

Главный атрибут герба и флага - Древо жизни - очень древний символ, связанный с почитанием деревьев, особенно мощных. Эти деревья порождали у людей представления о бессмертии, вечности сущего. Так возникли мифологические представления о Древе жизни. Для чувашей таким деревом стал дуб, широко распространенный в лесах Чувашии. Дуб - его ствол, ветви, листья, желуди стали эмблемами силы, мощи, прочности, мужества, доблести. Вот почему основная эмблема символов, напоминающая традиционно почитаемый чувашами дуб, трактуется как "Возрождающаяся Чувашия" и по праву заняла центральное место в гербе и флаге.

Верхние ветви Древа символизируют территорию республики и чувашей, родившихся здесь и населяющих ее. Следующие представляют граждан республики нечувашской национальности. Замыкающие эмблему - символизируют чувашей, родившихся и проживающих за пределами Чувашии. В демографическом отношении "Древо" - эмблема, с одной стороны, объединяющая людей всех национальностей - коренной и некоренных, проживающих в Чувашии и составляющих единое целое - ее население. С другой - подчеркивает основанное на родственности земле предков единство чувашей, проживающих за ее пределами, со всем населением Чувашии.

Солнце, представленное в образе восьмиконечной звезды, - древняя чувашская космическая эмблема - означает источник, дарующий жизнь, свет, благополучие, богатство. "Три солнца" - это Утреннее солнце, Полуденное солнце, Вечернее солнце - представляют дающую жизнь Земле звезду как бы в цикле Времени и Труда.

Герб и флаг исполнены в двух, наиболее любимых цветах чувашей - желтом и пурпуровом, то есть сандалово-красном. Желтая (золотая) часть символизирует Вселенную, благоденствие, прекрасное, стремление к свободе и нравственной чистоте, нижняя часть символов - сандалово-красная - землю, на которой проживает чувашский народ, благородство, бесценность и святость жизни.

Изображение в обрамлении щита герба стилизованного хмеля говорит о наиболее распространенной технической культуре сельского хозяйства республики.

Оба государственных символа Чувашии являются одновременно и национальными, в них воплощены неразрывная связь истории и современности, их отличает верность традициям.

(Виктор Сапрыков, Российская Федерация сегодня)

Пять диких уток навечно избрали своим небом чебоксарский герб. А случилось это еще в XVIII веке.

В 1781 году известный герольдмейстер Волков разработал символику города, воплотив ее в гербе. Там уже фигурировали эти летящие птицы, только фон тогда был золотым этот цвет говорил об изобилии. А верхнюю часть городской эмблемы занимал казанский герб, чему тоже есть свое историческое объяснение, Чебоксары входили в состав Казанской губернии. Что представляло из себя такое "включение"?

Наиболее старинное его изображение было еще на печати Ивана Грозного, а само описание содержится в указе царя Алексея Михайловича (отца Петра I): "Печать Казанская, на ней в каруне василиск, крыло золото".

Змей в короне с современного герба Чебоксар исчез. А вместо него появился стилизованный чувашский орнамент, символизирующий самобытность "Земли Улыпов" края ста тысяч песен и вышивок.

3 июня в 1969 году на сессии городского Совета утверждены изображение и описание герба города. Автор герба - Элли Юрьев. Нынешний вариант герба был выбран из более 200 предложенных.

О символике герба

Символ "Пять серебряных уток" - эмблема, дарованная императорским указом в 1783 году, означающая: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих, в золотом поле уток в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно". Согласно правилам геральдики символ "Пять летящих конвертом уток" не подлежат замене и изменению. Этот неповторимый символ в мировой геральдике, означает стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей.

Голубое, лазоревое поле в геральдике означает - символ красоты, ясности, мягкости и величия. Дуб, любимое дерево чувашей, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эмблема "Три серебряных дуба" - символ. Эти три силуэта во главе щита герба Чебоксар означают существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем.

Три четырехлучевые восьмиугольные звезды, венчающие герб города - графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: "Были, есть и будем". Орнаментальный намет "Хмель" с девизным картушем "Шупашкар"- "Чебоксары" - элементы, позаимствованные из госсимволики Чувашской Республики, указывают на правовой статус города Чебоксары, как столицы Чувашской Республики.

Дата принятия: 29.04.1992

Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца" .

Обоснование символики:
Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Чаваш Республики - Чувашская Республика".

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности.

Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой,

Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети {месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

Подробное соотношение пропорций всех элементов герба приводится в его схематическом условно-графическом изображении, прилагаемом к нас гоящему Закону.

За основу измерений взято соотношение элементов герба с диаметром условной окружности, в которую вписана композиция герба.

Герб был утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики № 416 от 29 апреля 1992 г "О Положении о Государственном гербе Чувашской Республики"; Законом Чувашской Республики "О государственных символах Чувашской Республики" от 14 июля 1997 года № 12 (принят Госсоветом 1 июля 1997 года).

Проекты герба Чувашии 1990-1992 гг.

В декабре 1990 года был объявлен конкурс на разработку символов Чувашии, но ещё до объявления конкурса в комиссию поступило более 100 проектов.

Cреди авторов проектов были: Д.Ф.Мадулов - основной фигурой герба он сделал ласточку - любимую птицу чувашского божества Салти-тура. На груди ласточки символическое изображение сохи в обрамлении хлебных колосьем. В верхней части герба небесный свод "Кавак хуппи" и солнце. Герб окаймлён голубой лентой и ветвями хмеля. Флаг - жёлтое полотнище с красными полосами вверху и внизу, на полотнище основные элементы герба: лемех сохи, небесный свод, хлебные колосья.
С.Н.Михайлов - герб и флаг выполнены по мотивам национальной вышивки, на них изображены 3 солнца, ось мира.
Э.М.Юрьев - основной символ - вечное дерево в окружении дубовых веток.
В финальную часть конкурса вышли проекты:
В.П. Мелекесса и А.И. Васильева (г.Тольятти, Куйбышевская область) - синий овал с изображением венка из веток хмеля, перевязанного красными лентами с национальным орнаментом, внутри которого крестообразный знак с литерами "ЧАВАШЬЕН", над ним красная звезда, под ним солнце с лучами и "таблица" с девизом - "ЭПИР ПУЛНА, ПУР, ПУЛМАЛЛА";
А.В. Улангина (д.Татмыш-Югелево, Чувашия) - хлебный венок, серп и молот, звезда, восходящее солнце на фоне синего круга с надписью "Чувашская Советская Республика"; С.А.Синдячкина (г.Новочебоксарск).

Проект В.П. Мелекесса и А.И. Васильева

Государственные символы Чувашской республики

История создания и принятия Герба и Флага Чувашской Республики

Начало 1990-х гг. – подъем национального-демократического движения в советских республиках СССР и автономных республиках РСФСР, в том числе в Чувашской АССР. 24 октября 1990 г. была провозглашена «Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР». В 7-ом пункте данной «Декларации» говорилось о праве республики иметь свои государственные символы – государственный герб, флаг и гимн. В 1990 г. Комиссия Верховного Совета ЧАССР по культуре, развитию языка и межнациональных отношений работала над составлением основных требований к новым государственным символам Чувашии. На заседаниях Комиссии, проходивших в Чувашском научно-исследовательском институте языка, литературы, истории и экономики (ЧНИИЯЛИЭ), было рассмотрено до 140 эскизов гербов и флагов.

В 1990 г. Э.М. Юрьев не принимал участие в Комиссии. В 1990 г. он предлагал в качестве национально-государственной символа чертополох, но затем отказался от него.

В августе 1990 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой работы Комиссии. Он утверждал, что герб и флаг республики «могут быть утверждены только после всенародного обсуждения проектов» и жюри конкурсной комиссии «должно состоять из представителей всех районов и всех слоев населения республики». Некоторые его замечания были учтены при разработке «Положения об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР».

Комиссия Верховного Совета ЧССР по культуре выработала «Положение о концепции государственных символов ЧССР», утвержденное 27 октября 1990 г. По данному Положению, национальные герб, флаг и гимны должны воплощать «историческое прошлое чувашского народа, современное политическое состояние… и выражать его перспективу на будущее». Композиционная структура Герба и Флага, сочетание цветов, изображение атрибутов должны … выражать народное мировоззрение в отношении природы, земного и небесного пространства, трудовых, этических и эстетических традиций (см. Приложение «Проект. О концепции национально-государственной символики Чувашской Советской Республики»).

Согласно «Положению о концепции государственных символов ЧССР» в изображении герба и флага «важным условием является доминирование цвета народного искусства, устойчивые орнаментальные мотивы и отдельные элементы (4-угольная звезда, кĕске, знак солнца, древо жизни, знак огня, пахотной земли и т.д.), либо зафиксированные в памятниках булгаро-чувашской материальной культуры геральдические образы и эмблемы».

15 декабря 1990 г. Президиум Верховного Совета ЧССР принял «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР» (см. Приложение «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных Герба, Гимна и Флага Чувашской ССР»).

29 мая 1991 г. конкурсная комиссия отобрала три лучших проекта герба и флага. Первую премию в размере 750 руб. получил Д.Ф. Мадуров. Э.М. Юрьев получил третью премию в размере 250 руб. (см. Приложение «Протокол заседания конкурсной комиссии по оценке национально-государственных символов ЧССР»).


14 июня 1991 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой проекта Д.Ф. Мадурова, утверждая, что он «не пригоден для сфрагистики вообще» и «слабо отвечает концепции», выработанной Комиссией (см. Приложение «Юрьев Э. По принципу «нравится - не нравится»). Под влиянием этой критики Комиссия решила пригласить авторов-призеров конкурса в рабочую группу по созданию альтернативных проектов Герба и Флага (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 16 июня 1991 г.»). Однако Э.М. Юрьев не принял участие в рабочей группе, но добился разрешения на выдвижение нового своего проекта (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 18 ноября 1991 г.»)

15 февраля 1992 г. на заседании Верховного Совета Чувашской Республики было решено взять за основу герба и флага Чувашской Республики проект Э.М. Юрьева. Депутаты предлагали внести в герб и флаг серп и молот, но Э.М. Юрьев лишь поменял в гербе дубовые ветви на ветви хмеля.

29 апреля 1992 г. – на сессии Верховного Совета Чувашской Республики большинством голосов проекты герба и флага Э.М. Юрьева были утверждены в качестве государственных символов Чувашской Республики

С 2004 г. 29 апреля стал отмечаться как «День государственных символов Чувашской Республики».

Описание и объяснение основных элементов Герба и Флага Чувашской Республики


Созданные Элли Юрьевым образы герба и флага Чувашской Республики в полной мере удовлетворяли требованиям, изложенным в «Положении о концепции государственных символов ЧССР», утвержденном Верховным Советом ЧССР.

Желтый цвет Герба и Флага символизировал пространство под солнцем, населенное чувашами. ·Пурпурный (темно-красный) цвет «Древа» и нижней полуокружности символизировал землю, на которой проживают чуваши и извечное стремление чувашского народа к свободе, которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность. Согласно системе представлений чувашей о символике цветов, желтый – это цвет Вселенной, цвет чистоты, красный цвет – цвет, оберегающий от зла. Красный цвет является также символом достоинства, могущества, силы, отваги, мужества, желтый цвет – символом богатства, добра, милосердия, постоянства, силы, верности справедливости. Герб и флаг, разработанные Элли Юрьевым, опирались на доминирующие цвета и символику чувашской народной вышивки.

Центральный элемент герба и флага – «Древо жизни», которое несет многозначный смысл. Во-первых, оно обозначает единство народов, проживающих в Чувашии. Во-вторых, «древо жизни» – знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. В-третьих, «древо жизни» является символом возрождения чувашского народа. Поясняя «древо жизни», Элли Юрьев говорил, что «то, что мы называем орнаментом, это не орнамент, а руническое письмо, более древнее, чем европейское руническое письмо».


Возможно, историческими прототипами центрального элемента чувашского герба – древа жизни – являются рунические родовые знаки древнеболгарской династии Дуло. Еще до того, как часть болгар заняли территории Среднего Поволжья они входили в объединение «Великая Болгария» в степях Восточной Европы. Рунические знаки древнеболгарской династии Дуло использовались на флагах Великой Болгарии в 635-660-е гг.

Сам Элли Юрьев говорил, что нарисованное им древо жизни символизировало дуб (см. Приложение «Проект Государственного герба и государственного флага Чувашской ССР»), поэтому на одном из проектов герба были дубовые ветви, дополняющие образ ствола дуба. У чувашей дуб был древним тотемом, который сверхъестественным образом был связан с жизнью народа. Дуб был также символом общей древней религии чувашей. Неслучайно возвышенное место у старого дуба часто у чувашей символизировали Первосушу-Первогору с Мировым Древом и использовались для общественных жертвоприношений (киреметищ). Культ киримети возник, как полагают некоторые исследователи, из почитания умерших, слившегося с культом мусульманских святых и распространился, вероятно, в болгарскую эпоху.

Согласно чувашской мифологии, священное мировое древо – «Древо жизни» – поддерживало небосвод посередине. Это древо возвышается в центре мира или· одного из миров – среднего мира – мира людей. Сами чуваши при этом верили, что они живут в центре земли. В библейской символике тоже присутствует «Древо жизни», растущее посреди «земного Рая», который сам представляет центр нашего мира.

Древо жизни должно было связывать земной мир с высшим – духовным миром,· который определял судьбы чувашского народа. Это обозначало необходимость связи народа с традициями. По словам Элли Юрьева, дуб является «символом крепости, силы, стойкости, стремления к жизни, выражением тяги к восходящему духовному и экономическому развитию, к дружбе и спаянности со всеми народами» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 125»).

Крону «древа жизни» составляют три этнические ветви. 1-ая центральная· линия символизирует чувашей, родившихся в Чувашии и населяющих ее. 2-ая линия, которая не достигает корней, символизирует граждан Чувашии нечувашской национальности. 3 и 4 линии по краям древа символизирует чувашскую диаспору – чувашей,· родившихся и проживающих за пределами Чувашии. Элли Юрьев говорил про линии «Древа жизни», символизирующие народы: «Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики».

Над древом жизни находятся три 8-угольные звезды. 8-угольная звезда – один из наиболее распространенных элементов чувашской вышивки, выражающий красоту и совершенство. По словам Э.М. Юрьев, три солнца олицетворяют чувашский народ как один из древнейших народов в мире и «выражает стремление строить свое благополучие только в трудолюбии и в· благоразумном ладу с природой». Также они обозначают «почитание чувашами мироустройства, ожидание справедливого отношения к себе со стороны мироздания» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126).

Три звезды на чувашском языке также обозначают связь времен и соответствуют по смыслу изречению: «Пулнă, пур, пулатпăр». В переводе на русский это означает: «Были, есть и будем». Элли Юрьев отмечает, что герб показывает, что· «нынешнее поколение чувашского народа чтит своих предков, бережет выработанные ими духовные ценности и несет их будущему поколению» (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 127) .

У чувашей существует легенда про три солнца, которые находились настолько близко к земле, что люди не знали что такое зима и холод. Тогда недовольные жарой чуваши пригласили опытного охотника, который из лука убил два солнца. Третье солнце испугалось и убежало далеко в небо. Чувашские мудрецы сказали, что надо рисовать на домах три солнца и песнями завлекать солнце, тогда оно вернёт своё тепло. Возможно, легенда о трех солнцах связана с предками чувашей – гуннами, которые занимали территории Центральной Азии, где климат был теплее, по сравнению с климатом Среднего Поволжья.


По словам Элли Юрьева, надпись на гербе «Чăваш Республики – Чувашская Республика» выражала идею богатства и плодородия чувашской земли, единство чувашей и иноязычных граждан республики (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Одним из элементов герба является· хмель, который чуваши издавна выращивали.

По словам· Элли Юрьева, хмель – это символ жизнелюбия, трудолюбия, достоинства и благоразумия (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Также выбор хмеля объяснялся почитанием у чувашей растительного мира. Помимо прочего золотой цвет хмеля символизировал также богатство, справедливость и великодушие.

Руководство каждой из республик, находящихся в составе Российской Федерации, утвердило собственные геральдические символы. Если рассматривать внимательно герб , то можно отметить, что автор эскиза принял во внимание традиции европейской геральдики, но творчески интерпретировал их на основе национального этнографического материала.

Свет и богатство

Цветовая палитра герба этой республики, с одной стороны, небогатая (выбрано всего три цвета), с другой стороны, она очень яркая, солнечная. На цветном фото главный официальный символ Чувашии смотрится очень стильно и выразительно.

В каждом элементе гербовой композиции встречается сочетание червленого и золотого, кроме этого присутствует черный цвет. Он используется для прорисовки мелких деталей и контуров.

Символическое значение палитры хорошо известно специалистам в области геральдики. Червленый цвет ассоциируется с богатством, здоровьем и волевыми характеристиками человеческого характера – мужеством, отвагой, героизмом. Золотой цвет традиционно связывают с богатством, расцветом, солнцем.

Описание геральдического символа Чувашии

Для главной эмблемы Республики Чувашия выбраны следующие элементы, являющиеся традиционными спутниками многих мировых гербов:

  • щит с изображением одного из важных символов чувашского орнамента – мирового дерева;
  • окаймляющая лента с названием республики и завершающаяся стилизованным изображением растений;
  • «Три солнца» - своеобразная эмблема, состоящая из восьмиконечных звезд, расположенная над щитом.

Геральдический щит имеет нетрадиционную форму, так называемую вырезную, окаймленную. Он разделен на две неравных части, одна из которых, верхняя, золотого цвета, вторая, нижняя, – червленого. На золотом фоне выразительно смотрится червленый элемент чувашского орнамента, символическое дерево мира.

Над щитом расположен еще один важный элемент национального орнамента – восьмиконечные звезды. Для их изображения автор выбрал золотой цвет и червленую кайму.

Щит окружен червленой лентой с надписью, названием республики на чувашском и русском языках. Лента завершается стилизованными листьями и шишками хмеля. Это растение используется местным населением для изготовления пива, которое является обрядовым напитком.

Поделиться: