Высокоскоростная синхронизация вспышки nikon. Свадебный фотограф олег игнатов

У меня есть телефон. Нет, не совсем телефон - он умеет читать, писать и говорить, умный телефон, знает обо всех моих контактах и встречах, но главное его преимущество не в этом. При всем при этом он умеет все эти контакты хранить в интернете, рядом с почтой, где-то на американском сервере. С одной стороны, это удобно, а с другой, безопасно. при этом контакты в интернете полностью соответствуют контактам в телефоне, одни и те же данные хранятся в карточках, которые синхронизируются .

Изменил я карточку в телефоне, а она раз - и в сети очутилась. Поработал с ней в сети, а она взяла и обновилась в телефоне!

Со времени написания оригинальной статьи уже время прошло, и сейчас никого синхронизацией телефонов не удивить, но, поскольку синхронизация вспышек для многих нова, оставлю это на будущее здесь, в качестве вечного напоминания.

Я не ошибся - синхронизацией сейчас можно назвать все что угодно, в том числе и систему управления вспышками. Раньше все это делалось по проводам (провод так и назывался, синхрокабель), теперь в моде беспроводные технологии - телефон, телеграф, интернет… практически схема захвата мира. Сегодня количество передаваемых по воздуху данных растет на порядки с каждым годом. Так как сегодня есть некоторые различия в трактовке и употреблении термина «синхронизация» применительно к вспышкам, мы поговорим сначала о режимах работы вспышек , а потом собственно о способах поджига вспышек .

Вспышка и режимы работы вспышки

Вспышка - потрясающий инструмент фотографа. Это такое солнышко в кармане, которое, правда, в отличие от светила, светит не во все стороны, а более или менее в одну. Впрочем, если говорить о нашей планете, здесь солнечный свет тоже светит лишь в одном направлении и довольно жестко. Единственное отличие вспышки от солнца в том, что она светит не постоянно, а лишь в течение ограниченного времени, которое ограничивается, как правило, 1/1000 долей секунды. Такой период называется импульсом (важный параметр вспышки), а вспышку из-за этого недостатка/достоинства относят к импульсному свету . Солнце, в противовес, относится к свету постоянному (с рядом естественных говорок, которые позволяют его отнести и к естественному освещению ).

Говорят, если увидеть статью в интернете и репостнуть у себя в фейсбуке, мир станет на одного человека светлее.

Как вы понимаете, 1/1000с - это гораздо меньше большинства выдержек (хотя и достаточно, чтобы осветить кадр полностью), но в механике есть ряд требований, когда требуется закладывать определенную погрешность . Именно поэтому раньше со вспышкой фотоаппараты снимали на выдержке 1/60с - чтобы был запас по времени на срабатывание всех механизмов. Диафрагма при съемке только за счет импульса вспышки уже имеет не столь большое значение, потому подбирается под нужную глубину резкости. Сейчас, за счет использования более точной механики выдержка съемки со вспышкой может быть поднята до 1/200с, а были и фотоаппараты с электронными затворами, работавшие на 1/500с (Nikon D70, к примеру), да и сейчас в среднеформатниках есть лепестковый затвор, работающий даже быстрее, но вам он, скорее всего, не грозит. Короткая выдержка - гарантия фиксации движения, к примеру, хотя обычно это движение фиксирует сама вспышка.

Если знаете устройство затвора зеркального фотоаппарата, то смысла объяснять про шторки нет, для остальных же мы немного распространимся.

Пленка (а сейчас матрица) обычно была закрыта черной шторкой из довольно плотного материала. Когда начинается экспозиция, эта шторка уходит в сторону (обычно вверх), когда заканчивается, пленка вновь закрывается такой же шторкой, двигающейся в ту же сторону. Открывающая матрицу шторка называется первой (передней), закрывающая второй (задней). В обычных условиях это некритично, импульс вспышки происходит где-то между ними.

Кстати, такой обычный режим называется стандартным . При его использовании кадр освещается полностью за счет вспышки. Количество света потому здесь всегда примерно одно и то же (в зависимости от предварительного оценочного импульса, следующего непосредственно перед экспозицией), вне зависимости от выдержки, хоть 1/60с, хоть 1/500с, ведь вспышка имеет свою выдержку. Если вы будете закрывать диафрагму, вспышка просто будет увеличивать мощность, результат такого изменения вы заметите только по глубине резкости.

Недостаток такого режима в том, что вспышка подчиняется действующим законам физики и фотографии - свет не может распространяться бесконечно, есть даже формула, что на каждые дополнительные 40% расстояния (т.е., в 1.4 раза дальше) будет доходить в 2 раза меньше света (это для ручного режима, чтобы в студии рассчитывать мощность источников). Если возникнут мысли, откуда такая непоследовательность, вспомните формулу площади круга или хотя бы стандартные значения диафрагменных чисел. На практике выразится это в том, что лицо фотографируемого по интенсивности освещения будет сильно превосходить фон, т.е. фон будет черным, а лицо пересвеченным. Несмотря на то, что это стандарт фотосъемки во времена пленочных мыльниц, нравится это далеко не всем.

С внешними вспышками обойти такой недостаток довольно просто - надо лишь направить вспышку в потолок, от которого все объекты равноудалены, и такой разницы в освещении заметно не будет.

Однако, равномерно осветить кадр можно и другими способами. Так как импульс у вспышки довольно короткий, его можно принудительно вставить в начале или конце экспозиции, только экспозицию рассчитывать, исходя из освещенности кадра без использования вспышки. Такой режим называется медленной синхронизацией вспышки (slow-sync, rear curtain, 1st/2nd curtain) . Кадр экспонируется в нормальном режиме, а вспышка лишь подсвечивает то, что находится рядом с ней. В этом режиме есть два варианта - когда вспышка поджигается в начале и в конце экспозиции. Название получили они как синхронизация по первой и второй шторке (передней и задней). На деле, эффект их заметен при съемке движения на довольно длинных выдержках - уже на 1/50с и на 1/30с становится заметен смаз движения.

Вспышка же, так как дает довольно много света, «замораживает» объект: при синхронизации по первой шторке объект будет заморожен в начале, а потом от него следует шлейф смазанного движения, а по второй - сначала шлейф, а потом уже объект, причем самим объектом часть шлейфа забивается, отчего синхронизацию по задней шторке, в большинстве случаев, предпочитают передней.

Все фотоаппараты снимают сегодня в режиме TTL - когда автоматика аппарата принуждает вспышку сделать предварительный импульс, чтобы оценить освещенность кадра и скорректировать соответственно мощность вспышки. Такое происходит всегда, как в стандартном режиме, так и в режиме медленной синхронизиции. TTL помогает автоматике определить, какая мощность нужна вспышке, но эту мощность в некоторых аппаратах можно ставить и вручную. Nikon позволяет устанавливать это прямо в фотоаппарате в режиме Manual, другие производители - прямо на вспышке. Это непринципиально, но позволяет решить одну важную проблему: у 10% населения слишком чувствительные глаза, и при съемке со вспышкой они реагируют на предварительный, оценочный импульс морганием под второй, то есть, когда происходит экспонирование кадра. В итоге, получается, что человек выходит в кадре с закрытыми или полузакрытыми глазами. В ручном же режиме импульс будет только один, и человек моргать будет уже «за кадром», остается только правильно подобрать мощность вспышки.

Если вы попытаетесь снимать со вспышкой в яркий солнечный день (например, чтобы лицо человека на ярком фоне подсветить), то в полуручных режимах, в особенности, в режиме приоритета диафрагмы, вы можете столкнуться с ситуацией, когда фотоаппарат начнет ругаться, что не может установить корректную экспозицию (хотя снимать будет, правда, с пересветами). Проблема в том, что часто в таких случаях он не может установить выдержку короче выдержки синхронизации со вспышкой. Здесь приходит необходимость использования высокоскоростной синхронизации (FP sync/HSS) . Режим этот применим, однако, только со внешними вспышками - на встроенных его не дает использовать производитель. В отличие от стандартного, вспышка в таком режиме делает не один импульс, а серию, чтобы попасть в узкую щель между шторками, потому что двигаются они очень быстро, чтобы обеспечить нужную выдержку. Банальная физика предполагает, правда, что мощность вспышки тогда перераспределяется в пользу скорости, т.е. как раз и делится на количество этих импульсов, падая в 10-20 раз. Как результат, ведущее число (дистанция пробивания света) тоже сокращается, так как живет все по тем же физическим законам, и если ведущее число вашей вспышки в обычном режиме 38, при быстрой синхронизациии оно упадет до 2-3, да и то в лучшем случае. Понятно, что при съемке светосильным портретником отойти подальше уже не получится. Вспышку надо оторвать от фотоаппарата и поднести ближе к лицу. Вот тут мы и упираемся в особенности синхронизации вспышек.

Синхронизация вспышек в ручном режиме

Современная вспышка сегодня обязательно имеет на корпусе светоловушку , которая подает команду на срабатывание. Они есть везде, начиная с топовых вспышек основных производителей и заканчивая дешевыми китайскими полуручными экземплярами по 40-60 баксов (есть вспышки и дешевле, там просто светоловушек нет). Такие светоловушки есть даже в дешевых вспышках-лампочках, они вкручиваются в стандартный патрон и питаются от 220В. Светоловушки позволяют делить вспышки на ведущие и ведомые - это не звания, а скорее, что-то вроде должностей. Сегодня можно назначить ведущей одну (как правило, встроенную в фотоаппарат), а ведомыми все остальные, а завтра завести другой порядок. Главное, чтобы ведущая вспышка умела работать в ручном режиме.

Ведущей вспышкой может быть любое устройство, способное подать довольно яркий импульс - все та же встроенная вспышка, внешняя вспышка, инфракрасный пускатель, импульс которого отличается от обычной вспышки только спектром, который нашему глазу, к примеру, не виден. Интересно, что, если выстроить вспышки на определенном расстоянии друг от друга в одну линию, они смогут улавливать импульс соседних вспышек, от него поджигаться, а своим импульсом поджигать уже следующие за ними вспышки, которые импульс от предыдущих уловить были не в силах. Гуру вспышечного дела, Джо МакНелли, таким образом с помощью 53 вспышек как-то осветил целый самолет , причем очень большой.

Работает такая система благодаря одному очень важному моменту: реальная выдержка (то есть, продолжительность импульса) большинства вспышек соответствует 1/1000с , чего обычно при съемке нам и не требуется - мы работаем, как правило при куда более длинных выдержках (1/30-1/200, в большинстве случаев), потому что светим вспышками только тогда, когда уже довольно темно. Другими словами, у вспышки просто уйма времени, пока открыт затвор, чтобы сработать, и не так важно, насколько позже сработает 53-я вспышка, пусть даже на 53/1000с - это все равно попадает в нашу выдержку, а соответственно, будет зарегистрировано в кадре.

Более того, многие ведомые вспышки могут настраиваться таким образом, чтобы срабатывать на второй импульс, а не на первый . Нужно это тогда, когда включить ведущую в ручной режим нет никакой возможности, и она довольно нудно продолжает работать в режиме TTL. Такое распространено в случае с поджигом от встроенной вспышки в стане или - в первом случае, никто, а во втором, большинство фотоаппаратов попросту не поддерживают работу встроенной вспышки в ручном режиме. в этом плане более демократичен, равно как и многие более мелкие производители - системы управления вспышками у некоторых из них вообще отсутствуют, так хоть синхронизацию обеспечивают. Nikon же считается одним из самых крутых производителей в плане близости к фотографу, обеспечивая толпы стробистов своими фотоаппаратами, благодаря гибкости именно в плане работы со вспышками. Впрочем, благодаря все тем же китайцам, такое преимущество можно нивелировать всего за 10-50 баксов, приобретя ИК-пускатель или комплект ручных радиосинхронизаторов, на которых мы остановимся чуть ниже.

Преимущество ручной синхронизации заключается в том, что вы сами задаете мощность каждой вспышки , и можете внедрять их в световую схему в таком количестве, какое захотите. Мощность регулируется, естественно, в соответствии с характеристиками самой вспышки. Например, ведомые «лампочки» Rekam из набора Mini-light светят всегда на полную мощность. Чуть более дорогие FalconEyes имеют две ступени мощности: полную и 1/2 полной. Чем более продвинутая вспышка, тем больше ступеней регулировок может быть. Так, например, если у вспышки указывается, что она может регулировать мощность с точностью до 1 ступени до 1/64, это значит, что она имеет 7 регулировок мощности: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64 - даже для слабенькой китайщины это очень хорошо. Следует, правда, учитывать, что «полная мощность» здесь понятие относительное и представляет собой максимальную мощность каждой отдельно взятой вспышки: для ведомых и студийных указывается в виде NNN Дж, для портативных - в виде ведущего числа, которые, при определенном техническом таланте, можно и конвертировать, если требуется. Нужно лишь помнить одно: ведомые «лампочки» и студийные вспышки, в любом случае, будут мощнее портативных.

Недостаток ручной синхронизации заключается в том, что устанавливать мощность вспышки нужно вручную на каждой вспышке . А это выглядит так: щелкнули портрет, побежали подкрутили пару вспышек, щелкнули снова, опять побежали. При отсутствии ассистентов, вы довольно быстро поймете крайнее неудобство такого варианта, который будет ухудшаться с увеличением числа вспышек. Есть, правда, вариант регулирования света на самом фотоаппарате: , как минимум, два будут на вашей стороне, диафрагма и ISO. Диафрагма физически может уменьшать количество света в объектив и влиять на всю картинку в целом (тени будем терять так же, как и засвеченные зоны, учтите), а ISO увеличивать восприимчивость матрицы к поступающему свету с точностью до 1/3 ступени (современные вспышки тоже такое умеют). Именно поэтому ручные вспышки являются крайне бюджетным решением для домашней съемки или для некоторых уличных портретов (особенно, если вы проводите , на которую приходят как кенонисты, так и никонисты, и минольтисты, и нужно всем дать возможность поснимать), но не очень хорошо подходят, если модель, вместе со светом, находится от вас в паре десятков метров.

Управление вспышками

Сложно сказать, кто в свое время придумал управление внешней вспышкой (или вспышками), но этот японский инженер был явно гением. От простой синхронизации (или поджига), которую мы рассматривали выше, он предложил пойти еще дальше, чем воспользовались все. Своя система управления вспышками есть у Canon, Nikon, Sony, Olympus, даже Pentax.

Смысл управления вспышками заключается в следующем: раз по импульсу вспышки можно просто поджечь другую вспышку, почему бы не использовать этот оптический сигнал для передачи данных? Ну, примерно так, как работают пульты дистанционного управления - определенная последовательность импульсов различной амплитуды и частоты имеет осмысленное значение. Там ведь не надо передавать уйму информации: лишь мощность пыха, и все. Работает внешняя вспышка при управлении точно так же, как и на фотоаппарате: фотоаппарат делает предварительный импульс, на него срабатывает отнесенная в сторону вспышка, фотоаппарат оценивает освещенность сцены, дает вспышке команду, насколько сильно пыхнуть и когда. Теоретически, импульс управляющей вспышки на кадр влиять не должен, если такое не предусмотрено в настройках.

На деле же, все бывает по-другому: встроенная вспышка все равно срабатывает в момент экспозиции, и либо оставляет свет на блестящих поверхностях, либо и сама влияет на экспозицию. Поэтому очень желательно пробовать прикрывать ее рукой (не совсем, естественно, чтобы командующий импульс в стороны расходился и переотражался от стен). Есть и другой хак: просто закрываете вспышку засвеченной пленкой, отчего пыхать она должна в ИК-диапазоне.

Управляющий режим встроенной вспышки может быть выбран в качестве опции почти на всех современных фотокамерах. При управлении другой вспышкой можно использовать два основных режима поджига от встроенной:

  1. Устанавливать мощность управляемых вспышек вручную . Все вспышки делятся на группы, и при управлении на младших моделях фотоаппаратов можно управлять двумя, на старших тремя группами вспышек в одном из 4 каналов. Группы просто определяют, какие параметры задавать разным вспышкам - раз свет делится на рисующий, заполняющий, фоновый, задний, точно так же можно и перераспределять их мощность: больше мощности рисующему, меньше заполняющему, остальным по вкусу. Каналы нужны, чтобы, к примеру, ваши вспышки слушались, по возможности, только вас, если в помещении, к примеру, работают еще 3 никониста со вспышками - так у вас не будет конфликтов.
    Удобство здесь понятно: вспышка светит так, как вам надо, но бегать никуда не требуется, все делается в меню фотоаппарата, а система лишь подает сигналы, кому что делать.
  2. Устанавливать мощность управляемых вспышек автоматически через iTTL /E-TTL и прочие TTL. Дополнительные буквы означают только одно - дистанционное управление вспышками с полной поддержкой замера через TTL, точно так же, как если бы вспышка была на фотоаппарате. Преимущество очевидно: вам не нужно подбирать мощность, все делается автоматически, а от вас требуется лишь расставить роли, сказать, какой вспышке светить сильнее, какой слабее - это лишь коэффициенты экспокоррекции, как в случае со вспышкой на фотоаппарате. Преимущество в оперативности, но недостаток в том, что и TTL не панацея, часто ошибается, каким бы хорошим он не был.

Что выбрать, каждый для себя решает сам. Лично я люблю iTTL, который позволяет мне не возиться с мощностью вручную. Впрочем, в квартирных условиях часто раздражает, когда аппарат пытается за тебя понять, где он пересветил, и приходится менять его процессор на свою голову.

Инфракрасный пускатель

Вкратце рассмотренный выше, ИК-пускатель/синхронизатор (IR trigger) - крайне универсальное решение для любой студии. Более того, там они всегда есть по умолчанию - маяться с синхрокабелями сегодня никто уже не хочет, и правильно делает. Они подходят под любую систему (Canon, Nikon, Pentax, Olympus - только Sony стоит особняком с особой конструкцией своего синхроконтакта). Работает он только от двух контактов, центрального и выведенного на крепежную скобу. Срабатывает тогда, когда фотоаппарат делает кадр, отключить это нельзя - за исключением случаев, конечно, если вы его случайно сожгли высокоомной советской вспышкой. На него срабатывают все вспышки, подключенные в режиме ведомых (в Nikon называется SU-4), причем, в ручном режиме. Другими словами, он заменяет обычную оптическую синхронизацию в ручном режиме, просто ИК луч немного дальше бьет, то есть, его можно использовать и на природе, и в кадре его не видно. Его огромный плюс - универсальность абсолютно для всех систем… за редким исключением, естественно. Минус в отсутствии поддержки TTL и том, что на улице сигнал все-таки теряется на больших расстояниях, а в помещении не умеет стрелять за угол.

Радиосинхронизатор ручной

Радиосинхронизатор работает немного по-другому: снимает сигнал с центрального контакта, кодирует его в радиосигнал и отсылает на соответствующий приемник. Приемник дает команду на такой же центральный контакт вспышки, вспышка срабатывает в ручном режиме (для этого ее надо, естественно, перевести в ручной режим съемки и установить мощность). Преимущество в куда большей гибкости - радиосигналу не страшен солнечный свет и преграды, вроде стен, отчего приемник можно ставить и за угол (существуют ситуации, когда хочется туда занести вспышку, поверьте), а со всем комплектом можно и на улицу пойти снимать… говорят, радиус действия таких составляет около сотни метров, что безусловно, огромное преимущество. Поддержка всех систем тоже предполагается изначально. Недостаток - в необходимости приемника под каждую вспышку, которую вы хотите поджечь, а также в том, что, даже отнеся вспышку на сотню метров, все равно придется бегать, чтобы установить мощность.

Есть отдельная категория радиосинхронизаторов, которые не делятся на пары «приемник-передатчик», а определяют все автоматически, в зависимости от того, к чему их подключают - они дороже, а работают так же. Преимущество их состоит в том, что при умирании передатчика им может служить бывший приемник - естественно, оно уже заложено в цену.

Радиосинхронизатор TTL

Верхняя позиция радиосинхронизаторов, которые совмещают в себе и преимущества управления по оптическому сигналу с поддержкой TTL, и надежность поджига за счет того, что нет необходимости следить за стенами и солнечным светом. Работают все одинаково, хотя у каждого производителя просто своя кодировка сигнала, чтобы не было интерференции.

Выпускаются они сегодня как самими производителями фототехники, так и производителями вспышек - ProPhoto, Broncolor, но есть и китайские производители Godox, Phottix, Pixel, Yongnuo, которые придумали одну систему на все - точнее, правильно ее украли и используют.

Фото: Godox

Работают они просто: передатчик снимает командный импульс с «башмака» (синхроконтакта) камеры и передает его на приемник, который подает команду вспышке. По сути, то же самое делает «родной» синхрокабель - фотоаппарат в это время думает, что вспышка находится на нем и работает с ней, как если бы она там, действительно, и была. Естественно, поддерживаются все функции, включая управление, в том числе, по TTL. Другими словами, самый лучший вариант. На сегодняшний день, алгоритм работы управления через TTL крупными китайскими производителями давно разгадан, и если его производитель не поменяет (что вряд ли), ничего серьезного не произойдет. Недостаток состоит в том, что вы так привязываетесь к одному производителю, синхронизаторы которого вынуждены покупать, а они настроены только на его вспышки, где используются встроенные приемники. Для сторонних вспышек номинально существуют внешние приемники под систему, которые часто и купить в России невозможно, если только заказывать в Китае напрямую.

Заключение

Я специально не упомянул такие варианты, как синхрокабели, просто потому, что считаю их прошлым веком в эпохе развития фотоаппаратостроения, но, в то же время, одним из наиболее дешевых вариантов решения проблемы. Если вопросы все же есть, задавайте их в комментариях. Тему вспышек мы не закрываем, тем более что рассмотреть абсолютно все аспекты в пределах одной статьи невозможно.

Задумываясь о том, каким образом улучшить вид фотографий, новички часто приходят к неправильным выводам. Многие могут считать, что достаточно купить дорогую оптику и камеру, и красивые фотографии будут получаться автоматически. На деле, дорогая камера дает некое преимущество перед дешевой, но интересные снимки она сама по себе не делает.

Если вы хотите, чтобы ваши снимки выглядели “не как у всех”, лучше применять внешние вспышки , с помощью которых формируется особый светотеневой рисунок, позволяющий показать на снимке то, что обычно люди не видят, и, тем самым, вызвать удивление у зрителя.

Конечно, наилучший вариант искусственного освещения для фотосъемки - студийное оборудование . Но на самом деле, любую внешнюю накамерную вспышку можно подключить к камере через устройство, называемое синхронизатором , и она будет срабатывать в таком режиме (кроме того, такой вариант можно использовать не только в студии, но и в любом месте, благодаря автономному питанию).

Итак, мы знаем, что есть такое устройство, нужно понять, как оно работает и какие разновидности синхронизаторов бывают. Перечислим их.

Инфракрасные синхронизаторы

Это самый универсальный вариант, который подходит ко всем вспышкам, в том числе студийным.

Устройство такого синхронизатора простое - это вспышка фиксированной мощности, которая работает, как можно понять из названия, в инфракрасном диапазоне. Соответственно, никакого приемника не требуется, внешняя накамерная или студийная вспышка регистрирует этот сигнал и срабатывает сама.


Радиосинхронизаторы

Как можно понять из названия, связь в таких синхронизаторах работает по радиоканалу.

Здесь всегда имеется два устройства: передатчик и приемник. Передатчик является отдельным устройством, которое ставится на камеру, в то время как приемник нможет быть встроен во вспышку производителем.

У радиосинхронизаторов всегда присутствует возможность выбора канала связи, чтобы избежать помех и дать возможность работать нескольким парам передатчик-приемник одинаковых моделей в пределах зоны их действия.

Комплектация и питание

С синхронизатором могут идти в комплекте кабели для подключения его в разъем для пульта дистанционного спуска камеры, синхрокабель. В отдельных случаях в комплекте идет чехол.

Радиосинхронизаторы работают от батареек форматов AA, AAA, CR2032, CR2 и некоторых других. Желательно, чтобы доступ к замене батареек был легким. При желании, можно использовать и аккумуляторы вместо одноразовых батареек, но их стоимость будет окупаться довольно долго, так как синхронизаторы не так быстро разряжают источник питания.

Выводы

Как сделать свои фотографии лучше с наименьшими материальными затратами? Если у вас уже есть фотоаппарат и вспышка к нему, ответ очевиден - стоит приобрести синхронизатор , который позволит делать снимки такими, как вы хотите, без оглядки на то, какое сейчас время суток, какие посторонние источники света оказывают влияние на кадр и так далее.

Естественно, это не получится просто так, здесь нужны талант и умение, но, на наш взгляд, именно такой подход наиболее оправдан, если вы собираетесь серьезно заниматься фотосъемкой.

Шнур для ETTL-вспышек Canon и комплект беспроводного управления Yongnuo RF-602/C

Неавтоматическую вспышку и камеру согласовать несложно. Соединить двухжильным проводом через Х-разъем , измерить дистанцию от камеры до объекта съемки, поделить на это значение ведущее число вспышки (да и делить никогда не приходилось - на вспышках обычно есть справочные таблицы или механические калькуляторы), установить полученный результат как диафрагму на камере с выдержкой, подходящей для работы со вспышкой, и снимать. Автоматизация процесса съемки не обошла стороной и искусственные источники освещения - вспышки обзавелись экспоавтоматикой. Теперь считать ничего не нужно - вспышка работает сама, почти всегда правильно, и почти не задерживает съемку в режиме репортажа.

Вспышка, установленная на камеру, просто мощнее встроенной, но дает тот же характерный световой рисунок «в лоб»:


Вспышка на камере, режим Canon E-TTL. Рядом со скульптурой на штативе установлена глубокая трубочка-шахта, «глядящая в объектив». На ее дне закреплена монетка. Вспышка на камере дает характерный резкий световой рисунок. Монетка отражает свет, как дно глаза («эффект красных глаз»). А экспоавтоматика, полагая, что все должно быть «стандартным серым», несколько притемняет изображение белой головы на белом фоне (нужно ввести экспокоррекцию, примерно +1 ступень).

Чтобы избавиться от резкого рисунка и теней на лице, отделить тень на фоне, можно повернуть отражатель вспышки в потолок:


Изображение при схеме «вспышка в потолок» мягче. Чтобы его оживить, нужно лишь установить на вспышку, направленную вверх, отражатель части света вперед. И еще ввести экспокоррекцию.

Внешняя вспышка тем и хороша, что ее не обязательно устанавливать на камеру. Держа камеру в одной руке, а вспышку в другой, можно управлять световым рисунком, предотвращая появление ненужных теней на лице или фоне, а также красных глаз:


Вспышка в левой руке, камера в правой. Не очень удобно управлять зумом, зато свет вспышки можно направлять так, как хочется. Ограничивают съемку длина рук и особенности интерфейса, связывающего камеру и вспышку.

Для вспышек, автоматика которых использует данные из камеры (к примеру, ETTL Canon Speedlite 430EXII ), двухжильного провода для связи недостаточно. Требуется специальный, многожильный:


Стандартный ETTL-шнур для подключения вспышки Canon к камере Canon. Вещь эффективная, удобная, но довольно дорогая: 5-10 таких шнуров стоят, как зеркалка.

«Системный» шнур, связывающий камеру и вспышку, достаточно жесток, что делает съемку несколько неудобной. Но у этого неудобства есть обратная сторона: жесткость обеспечивает безопасность вспышке. Если случайно выронить вспышку, она до пола не долетает (правда, нужно крепко удерживать камеру, чтобы камера и вспышка не ударились о пол вместе).

Альтернатива проводным интерфейсам - беспроводные. Один из наиболее удобных и распространенных - с передачей данных световыми импульсами. Современные системные вспышки поддерживают групповую работу с управлением из ведущей вспышки именно по световому интерфейсу. Чтобы реализовать такую систему, фотографу нужно иметь как минимум две системных вспышки или вспышку и управляющий модуль, устанавливаемый на камеру. Такая реализация довольно затратна, если компания-производитель не интегрирует режим управления во встроенную вспышку камеры. К сожалению, управление по световому импульсу не очень надежно и, к примеру, вспышка, спрятанная за зонт или отражатель, не всегда срабатывает.

Для обеспечения большей дальности и надежности соединения вспышка-камера можно использовать управление по радиоканалу. Существует немало устройств радиосинхронизации, и некоторые вполне доступны по цене, даже для фотографа-любителя. Одно из таких устройств - RF 602/C компании Yongnuo () . Его функции: запуск удаленных (до 100 м) вспышек, запуск удаленных камер. В этой, самой простой версии экспоавтоматика и прочие продвинутые возможности согласования с камерой не поддерживаются. Выпускаются комплекты RF 602 под разные системы камер, а также универсальные. Преимущества «системных» - в поддержке некоторых не особенно важных функций. Модель для Canon , к примеру, позволяет не только запускать вспышку, но и «будить» ее. Радиоканал работает на частоте 2,4 ГГц. Передатчик и приемник имеют 4 двухпозиционных переключателя каналов, что позволяет реализовать 15 независимых (на тот случай, если в зоне съемки работает несколько комплектов радиоуправления) каналов и один универсальный (передатчик будет запускать приемник, настроенный на любой канал).


Комплект Yongnuo RF 602/C - приемник и передатчик. Подарок для покупателей - моношнур и адаптер для студийных вспышек.



Приемник. Гнездо с тремя контактами и массой позволяет подключить вспышку через кабель, а также запускать удаленную камеру через адаптер электрического спускового «тросика».



Передатчик. Кнопка на передатчике позволяет запускать удаленную вспышку или камеру. PC-разъем служит для подключения передатчика к камере через PC-шнур, к примеру, если горячий башмак занят.

Yongnuo RF 602/C прост в эксплуатации. Для работы нужно установить приемник на вспышку, передатчик на камеру, включить питание и выбрать канал связи. Сто́ит обратить внимание на возможность съемки удаленной камерой под управлением пульта из комплекта. Камера подключается к проводному гнезду приемника с помощью шнура. По радиоканалу передается сигнал полунажатия и нажатия на спуск, что дает возможность выполнять фокусировку до съемки. К сожалению, в комплект (и то в качестве бонуса, так что, возможно, он есть не во всех комплектах) входит лишь монокабель, поэтому функцию запуска камеры не удается реализовать с режимом «полунажатия». Впрочем, изготовить такой трехжильный шнур не составит особого труда.

Кое-что из собственного опыта эксплуатации. Раз уж Yongnuo RF 602/C не может передавать управляющий экспозицией сигнал из камеры на вспышку - пусть настройкой экспозиции «занимается» сама вспышка. В инструкции комплекта отмечено, что он совместим с большинством современных студийных вспышек. Поэтому я установил в гнездо приемника автоматическую вспышку Osram со встроенным экспоавтоматом.

Особенность вспышки в том, что ее горячий башмак не развязан электрически с основным ее электронным блоком, и напряжение на нем в момент срабатывания больше обычных для современных вспышек нескольких вольт. После первого срабатывания с этой вспышкой приемник Yongnuo перестал ее запускать. Разобрав приемник (для разборки нужно не только вскрыть корпус, но и отпаять контакты горячего башмака), я обнаружил очень аккуратно выполненную электронную конструкцию (чего, вообще говоря, не ожидал). В ней нашел вышедший из строя элемент нагрузки (в цепи перед контактами управления вспышкой и камерой), который и заменил на другой. Возможно, комплект не рассчитан на работу со старыми вспышками с большим напряжением на контактах синхронизации (в пользу этого свидетельствует и миниатюрность всех электронных элементов в блоке приемника), или просто это был случайный выход из строя, лишь спровоцированный срабатыванием вспышки Osram .


Снимок сделан с использованием комплекта Yongnuo RF 602/C и вспышки Osram. Корректную экспозицию обеспечил встроенный автомат вспышки.

В спецификациях фотоаппаратов мало кто обращает внимание на “sync speed” (то есть, минимальное время синхронизации со вспышкой) и FP mode. Однако, вооружившись знаниями и при наличии определённой аппаратуры, это очень полезные вещи.

Про скорость синхронизации вы вспомните, когда попытаетесь сфотографировать что-нибудь со вспышкой в яркий солнечный день. Вы наверняка получите пересвеченный кадр и неприятно удивитесь, когда камера откажется сокращать выдержку ниже определённого значения (обычно 1/250). Всё дело в sync speed.

Sync speed или X-Sync – это минимальная выдержка, которую вам позволит ваша камера с включённой вспышкой. Это аппаратное ограничение, связанное с конечной скоростью срабатывания механического затвора, который находится перед сенсором:

Затвор состоит из двух шторок: передней и задней. Тут возникает путаница в связи с тем, что на самом деле они двигаются друг за другом. Сначала сенсор закрыт передней шторкой, она открывает сенсор целиком, поднимаясь или опускаясь (в разных камерах по-разному), кадр экспонируется, а потом закрывается задней шторкой, следующей за передней.

В нормальном режиме вспышка срабатывает в тот момент, когда кадр открыт целиком. Но очевидно, что это не может произойти, пока передняя шторка полностью не открылась. Это и есть аппаратное ограничение, вызванное скоростью открытия механической шторки. Длительность самого импульса порядка 1/1000 секунды после открытия, поэтому ограничение складывается из суммы времени открытия и импульса. На современных зеркальных камерах суммарное время получается 1/250с.

Если выдержка короче 1/250, то задняя шторка начинает закрываться, не дождавшись, пока передняя полностью откроет кадр. Получается, что по кадру движется щель, образованная двумя шторками. Чем короче выдержка, тем уже щель. И если при естественном освещении это отлично работает, то со вспышкой начинаются проблемы.

Вот график интенсивности вспышки от времени:

T1 на графике – это время, когда интенсивность уменьшилась вдвое, типичное значение – 1/1000с. Жуликоватые производители вспышек указывают именно это время в качестве длительности импульса. На самом деле, в детализированной спецификации оно называется время T.5. Время T.1, когда вспышка почти погасла, гораздо больше, но это тема отдельной статьи.

Сейчас важны не параметры импульса, а его форма. Мы видим, что максимум приходится только на первые 1/1000сек, а далее света очень мало. Учитывая, что шторки пробегают кадр в 4 раза медленнее, мы понимаем, что в таком режиме нормально освещено будет только 25% кадра или меньше. Это понимают и производители, поэтому они блокируют выдержки короче sync speed, когда включена вспышка, чтобы не было претензий.

“Ну и что делать? Как фотографировать со вспышкой при ярком солнце?” – спросите вы. Есть два способа.

Первый способ дорогой, им пользуются профессиональные фотографы. Для этого нужна вспышка и камера, которая поддерживает режим синхронизации FP mode (FP sync или High speed sync у Кэнона). В этом режиме вспышка работает вот как:

Если по-русски, то вместо одного большого залпа, вспышка делает серию маленьких на протяжении всего периода, когда щель из шторок проходит сенсор.

В этом режиме вы можете выставить любую выдержку, вплоть до 1/8000. Но есть и минусы: энергии потребляется больше, а эффективность вспышки снижается. Это значит, что аккумуляторы вы посадите гораздо быстрее и вам придётся сокращать дистанцию до объекта, чтобы его подсветить.

Вот что происходит в FP режиме:

Синее – это передняя шторка, которая открывает кадр. Красное – задняя, которая закрывает. Жёлтая расчёска внизу – это серия быстрых импульсов в FP режиме. Жёлтая полоса на кадре – это щель, через которую на сенсор падает свет.

Вот отличный пример, на котором видна щель, которая проходит по кадру в режиме серийной съёмки с короткой выдержкой:

Из никоновских вспышек режим FP не поддерживает только одна – маленькая SB-400 . Так же не работают в этом режиме встроенные вспышки, за исключением Nikon D700 , но у неё ограничение 1/320с.

Второй способ сфоткать на солнце со вспышкой – нейтральный затемняющий фильтр , либо поляризационный . Затемняющий фильтр – экзотика, а вот поляризационный всегда должен быть с собой в ясную погоду. Минус этого подхода с поляриком в том, что выдержку меньше sync speed вы всё равно не получите, а фильтр вам добавит всего 2-3 стопа.

А зачем вообще нужна высокоскоростная синхронизация вспышки, так ли она необходима? Если честно, то острой необходимости в этом нет. FP синхронизация упрощает вам жизнь, но кардинально её не меняет. Вы сможете днём не задумываясь фотографировать со вспышкой быстродвижущиеся объекты или портрет на открытой диафрагме:

Но если вам не лень задуматься, то всё это вы сделаете и в обычном режиме. В повседневной жизни FP синхронизация не очень нужна. Следующее фото сделано в обычном режиме с выдержкой 1/250:

Ну да, немного размазолось. Но пока вы свои фото не продаёте, на это можно не обращать внимания.

Учтите, что не только вспышка должна поддерживать режим FP, но и камера. К сожалению, бюджетные камеры Nikon D40 /D3100 /D5000 /D5100 /D3200 /D5200 /D3300 /D5300/ D5500 FP mode не поддерживают. Зато в Nikon

Одной из моих любимых особенностей во вспышках серии Speedlite является высокоскоростная синхронизация. Эта функция позволяет работать со вспышкой на выдержках короче нормальной выдержки синхронизации камеры (1/160 - 1/250 в зависимости от типа камеры). Используя короткую выдержку, можно значительно уменьшить освещенность фона получить фотографию, как будто сделанную вечером, на самом деле снимая в полдень. Звучит невероятно, да? Однако, вы даже не догадываетесь, насколько это все просто.

Особенности работы затвора

Для начала рассмотрим, как работает затвор зеркальной фотокамеры. В механизме затвора есть две так называемые шторки. Когда вы нажимаете на спуск, первая шторка опускается, сенсор подвергается воздействию света. Затем опускается вторая шторка, закрывает сенсор и действие света прекращается. Вспышка в этом режиме срабатывает в момент полного открытия затвора, чтобы обеспечить наилучшую экспозицию. На более низкой скорости затвора, то есть более длинной выдержке, можно управлять срабатыванием вспышки, чтобы это происходило после открытия первой шторки или непосредственно перед закрытием второй. Это позволяет создавать интересные эффекты.


Как только выдержка превышает скорость синхронизации (короче 1/160 - 1/250 с в зависимости от камеры), затвор начинает работать уже по-другому. На более высоких скоростях затвора, то есть при более короткой выдержке, вторая шторка начинает движение до полного открытия первой, между ними возникает зазор, который перемещается вдоль затвора, экспонируя сенсор. Если в этот момент сработает вспышка, экспонированной окажется только часть кадра, в виде полосы.



Что такое высокоскоростная синхронизация?

Одним импульсом вспышки, как мы уже говорили, невозможно проэкспонировать весь кадр при короткой выдержке. Выходом из этой ситуации является удлинение импульса, но в силу особенностей физики вспышки это невозможно. Но все же разработчики нашли решение! При высокоскоростной синхронизации (HSS) вспышка Speedlite испускает очень большое число коротких импульсов, порядка 50000, эмулируя источник постоянного света. Затвор в это время движется и кадр экспонируется полностью. Есть два минуса высокоскоростной синхронизации. Первое, в этом режиме вспышка не может выдать полную мощность, производя десятки тысяч импульсов. Второй недостаток в том, что вы не сможете заморозить движение, поскольку свет излучается не одним коротким импульсом, а серией. Однако вы сможете заморозить движение, еще больше укорачивая выдержку. Наилучший вариант использования высокоскоростной синхронизации - при съемке на солнце. Даже самый яркий день можно превратить практически в ночь, уменьшая выдержку. Задача в том, чтобы получить достаточное количество света от вашей вспышки для подсветки главного объекта съемки и получения на нем правильной экспозиции.


Включение режима высокоскоростной синхронизации

На вспышках Canon Speedlite включить режим высокоскоростной синхронизации очень просто. Для этого нужно нажать всего одну кнопку, чтобы на дисплее появился соответствующий значок. Высокоскоростная синхронизация доступна как в режиме ETTL, таки в ручном режиме. Если высокоскоростная синхронизация не включена, то выдержка при съемке со вспышкой будет автоматически устанавливаться 1/250 с. Как только вы включите этот режим, можно будет выбрать любую выдержку, которую поддерживает камера. Большинство современных зеркальных камер поддерживают выдержку до 1/8000 с.

Зачем нужна высокоскоростная синхронизация?

Если выдержка в 1/250 и так достаточно короткая, чтобы заморозить движение, то зачем использовать еще более короткие выдержки, а тем более использовать вспышку на открытом воздухе, где и так достаточно света? Начнем с того, что если мы снимаем людей на фоне голубого неба и выставляем экспозицию по лицам, то получим белесое светлое небо. Если же настройку экспозиции произвести по небу, чтобы оно оставалось красивым и голубым, то мы получим темное недоэкспонированное лицо. Лучший вариант - настроить экспозицию по небу и использовать вспышку, чтобы осветить объект съемки. Хотя звучит это просто. Но проблема в том, что при ярком свете потребуется выдержка, значительно превышающая нормальную скорость синхронизации, иногда короче, чем 1/1000 с. Давайте посмотрим на типичную картину съемки на улице в полдень.

На первом снимке солнце практически в зените, девушка сидит в беседке в тени. Экспозиция выставлена по объекту съемки (по лицу). На втором изображении экспозиция выставлена по небу, из за чего выдержка стала очень короткой. На третьем снимке - те же параметры, что и на втором. но объект съемки освещается вспышкой. В результате получаем сочный, проработанный фон и нормально экспонированный объект съемки.


Экспозиция по объекту. Фон пересвечен. Освещение выглядит плоским. 1/1000, f/4, ISO 400


Экспозиция по фону. Объект недоэкспонирован. 1/8000, f/4 , ISO 400


Экспозиция по фону, объект подсвечивается вспышкой. 1/8000, f/4 , ISO 400

Во втором примере мы начали с замера экспозиции по небу, а затем снизили экспозицию еще на две ступени, чтобы еще больше затемнить небо. Затем вспышкой мы осветили объект съемки.

Единственная проблема была в том, что модель смотрела в направлении солнца, но мы просто хотели доказать то, что вы можете полностью изменить окружающее освещение с помощью короткой выдержки. Пойдем еще дальше и передвинем вспышку на противоположную сторону. Обратите внимание, что теневая сторона лица освещается солнцем, то есть выдержкой мы полностью убрали эффект освещения лица солнцем и изменили светотеневой рисунок. Мы также снизили ISO с 400 до 100, чтобы снизить окружающее освещение на две ступени.

Как видите, мы закончили схемой короткого света "Петля". Вы не смогли бы сделать это только с естественным светом и отражателями. Можно конечно попробовать использовать легкий тент над моделью, чтобы смягчить солнечный свет, а затем добавить света на дальнюю сторону лица отражателем. Однако, вы не сможете таким образом затемнить фон. Со вспышкой Speedlite сделать это очень легко, поскольку на близком расстоянии она дает света больше, чем солнце.

Еще один пример

Теперь предположим, что вам нужно сделать снимок, который как будто бы сделан вечером, но ваше единственное время, в которое вы можете снимать - это полдень. 1/100 и f/16 дадут нам правильную экспозицию, однако если нужно значительно затемнить фон, выдержка может достигать 1/4000 или даже короче. Теперь нам нужно воспользоваться вспышкой. Помните, если мы находимся в режиме высокоскоростной синхронизации, вспышка теряет в мощности тем больше, чем короче выдержка. В итоге одной вспышки даже на максимальной мощности может оказаться недостаточно. Поэтому многие компании выпускают держатели на две, три, четыре и более вспышек Spedlite. Кроме того, использование нескольких вспышек на сниженной мощности означает более быстрое время перезарядки и более долгое время автономной работы. Две вспышки на половине мощности лучше, чем одна на полной. Еще лучше три вспышки на 1/3 мощности. Но некоторые используют и по 12 вспышек, соединенных вместе!

Заключение

Надеюсь, вы убедились в эффективности и преимуществах использования высокоскоростной синхронизации вспышки. С ее помощью можно получить фотографии, которые не сделать при обычных условиях. Естественно, освоение этого режима потребует некоторого времени и экспериментов с настройками, но как только вы возьмете эту технику съемки на вооружение, это значительно расширит ваш творческий потенциал.

Оборудование

Освещение:

Поделиться: