Почему на Афон не пускают женщин? (6 фото).  Афон женщины

Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил гору Афон, чтобы отметить тысячелетие присутствия там русских православных монахов. Эта гора - фактически полуостров площадью 335 квадратных метров - является самым большим участком в мире, куда запрещен вход женщинам (причем не только людям, но и самкам животных). Но почему существует подобный запрет?

Мужской монастырь - не место для женщин

Если вы хотите посетит гору Афон, первое, что вам нужно сделать - это отправить копию паспорта в паломническое бюро горы Афон. Ежедневно 100 православных и 10 неправославных паломников отправляются на трехдневный постой в одном из двадцати монастырей, расположенных на полуострове. При этом женщинам придется забыть о подобной идее, в то время как мужчины будут садиться на корабль в одном из двух ближайших портов. Женщины не допускаются на гору Афон уже в течение тысячи лет - более того, им нельзя приближаться более чем на 500 метров даже к побережью полуострова.

Почему существует запрет?

Устав, принятый еще в десятом веке, гласит, что самки животных не могут вступать на территорию горы Афон. При этом про женщин в уставе не сказано ни слова, так как в те времена все знали, что женщины не допускаются в мужские монастыри. Оказывается, это был простейший способ обеспечить соблюдение мужчинами-монахами целибата. Однако гора Афон отличается от других подобных случаев тем, что весь полуостров рассматривается как один большой монастырь.

Легенда

Однако существует другая причина запрета допуска женщин на гору Афон, и она связана с православными традициями. Одна из религиозных историй православия гласит, что Дева Мария сбилась с курса, когда плыла на Кипр. В результате она оказалась на горе Афон, которая ей понравилась так сильно, что она просила своего сына, чтобы он предоставил ей эту гору как ее собственную - и он согласился. До сих пор эту территорию называют «садом Божьей Матери», и она полностью посвящена Деве Марии. Считается, что она - единственная, кто представляет свой пол на горе Афон.

Недоступные продукты питания

Это относится как к людям, так и к животным - но за исключением кошек. На территории горы Афон живет большое количество кошек, и это очень хорошо, так как они прекрасно ловят мышей. Именно поэтому монахи стараются не обращать внимания на то, что в действительности это также самки. Таким образом, получается, что молочные продукты и яйца не могут быть получены на полуострове - их привозят из других мест. Но сами монахи практически не едят молочные продукты - в основном это сыр. Монахи любят сыр в салатах. На Пасху им привозят яйца, которые они окрашивают в красный цвет. Это общепринятый стандарт. Естественно, сами они не могут получить эти яйца, так как курицы не могут находиться на территории полуострова. Исключение делается не только для кошек, но и для диких животных, которых просто невозможно было бы контролировать.

Мальчики и евнухи

Что касается мальчиков, в последние годы политика стала гораздо более гибкой и мягкой. Одним из главных правил всегда было то, по которому на гору Афон разрешалось отправляться только тем мужчинам, которые способны отрастить бороду. Также в Византийский период существовал запрет на нахождение там евнухов и мальчиков. Причина подобного запрета заключалась в том, что существовала вероятность того, что женщина сможет проникнуть в монастырь под видом евнуха или мальчика. Сегодня же мальчики довольно часто появляются на горе, однако только в том случае, если их сопровождают взрослые мужчины, обычно их отцы. На гору приезжают даже совсем маленькие дети в возрасте всего лишь десяти лет. И монахи крайне снисходительны по отношению к ним - им очень нравится, когда рядом с ними есть дети. Так что на сегодняшний день мальчикам разрешено посещать гору Афон, но только в сопровождении взрослого мужчины.

Женские визиты

Но, несмотря на запрет, женщины все же посещали этот полуостров. Во время греческой гражданской войны, где-то между 1946 и 1949 годами на горе Афон предоставлялось убежище местным крестьянам, среди которых были девочки и женщины. В 1953 году Мария Поимениду посетила гору, замаскировавшись под мужчину, что вынудило греческое правительство на законодательном уровне запретить визиты на полуостров - нарушителям этого закона грозит до 12 месяцев лишения свободы. А совсем недавно, в 2008 году, четыре молдавские женщины были оставлены на полуострове украинскими контрабандистами. Они были задержаны полицией, но вскоре отпущены - офицеры сообщили, что эти женщины были прощены монахами.

Алтарь – это священное место для любого христианина. В православных храмах алтарь отгорожен от взглядов прихожан иконостасом, а вот в католических церквях открыт. Однако правила поведения в святая святых схожи во многих направлениях христианства.

Запрет не только для женщин

В древности, когда христианство еще только зарождалось, в алтарь мог заходить только первосвященник и только один раз в год. В 364 году на Соборе, то есть на собрании православных священников, который состоялся в городе Лаодикия, было утверждено правило под номером 44, которое гласило: «Не подобает жене в олтарь входити».

Позже на шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, священнослужители решили, что впредь никому из мирян входить в алтарь нельзя, за исключением представителей власти, которые захотят принести Богу дары.

Даже вопрос о том, может ли посещать алтарь монах мужского пола, был в некотором роде спорным. Однако патриарх Константинопольский Николай высказал мнение, что запрещать входить монаху в алтарь не следует, но делать это он может только для того, чтобы зажечь там лампады и свечи, то есть во время своего служения.

Женщины в алтаре

Однако о 44 правиле Лаодикийского собора как-то раз позабыла даже сама княгиня Дашкова. Однажды она вместе со своим малолетним сыном по приглашению Екатерины отправилась в Эрмитаж. Заплутав во дворце, Дашкова поинтересовалась у придворных, как пройти в Эрмитаж.

А те, желая подшутить над ней, ответили: «Через алтарь». Недолго думая, княгиня ринулась к святая святых. Узнав о поступке Дашковой, императрица рассвирепела. «Как Вам не стыдно! – воскликнула Екатерина. – Вы - русская и не знаете своего закона!»

По сей день в православном храме вход в алтарь разрешен только мужчинам, получившим на то благословение священника, например, церковнослужителям (алтарникам и чтецам). Женщинам же входить туда строго запрещено.

Подобный запрет объясняется вовсе не тем, что женщина является нечистым существом, как многие ошибочно полагают. Заходить в это священное помещение без благословения нельзя никому из прихожан. Однако священники дают данное благословение исключительно представителям мужского рода. Все дело в том, что в храме, а в особенности в алтаре, запрещается проливать кровь. Поэтому женщин сюда и не допускают из-за «ежемесячного непроизвольного течения».

Хотя из этого правила бывают и исключения. Так в женских монастырях в алтарь разрешено входить пожилым монахиням и нести там послушание. Однако и это тоже делается исключительно с благословения протоиерея.

А как у католиков?

Во всех христианских церквях алтарь занимает почетное место. Представители всех направлений христианства относятся к этому священному месту с особым трепетом. В католическом храме алтарь или пресбитериум находится за низенькой перегородкой, и никому не составляет особого труда ее перешагнуть. Однако делать этого не следует, так как обычным прихожанам подобное воспрещается точно так же, как и в православных храмах. Заходить в пресбитериум простым мирянам позволяется только в случае крайней необходимости.

.

В мае 2006 года в Сан-Франциско проходил Всезарубежный собор Русской Православной Церкви за рубежом. Делегатами на собор приглашались только мужчины. Это вызвало недовольство у многих женщин, деятельно участвующих в церковной жизни. Они составили письмо к митрополиту Лавру, главе РПЦЗ, с просьбой пересмотреть вопрос о правах женщины в Церкви: “Мы руководим хорами, мы находимся в составе церковных советов, мы возглавляем церковные организации и преподаем в семинарии. Мы имеем право голоса…”

– Осенью прошлого года вышло постановление Синода о том, как будут избираться делегаты для участия во Всезарубежном соборе. Чуть ли не в последнем предложении было написано, что представители от приходов должны быть только мужского пола. Мы недоумевали по этому поводу, но не сразу написали письмо митрополиту. Сначала мы просто задавали этот вопрос духовенству наших приходов. Я, в частности, живу около Вашингтона, так что я задала этот вопрос отцу Виктору Потапову (Свято-Предтеченский приход Русской Зарубежной Церкви в Вашингтоне). Отец Виктор был в процедурной комиссии, и он мне сказал, что Зарубежная Церковь не разрешает делегатов-женщин по традиции, которая была установлена в 1917 году на соборе. И что Церковь в России все еще придерживается этого правила, и если мы будем объединяться, или, во всяком случае, восстанавливать литургическое общение, то мы не можем идти вразрез с этой традицией.

Я подняла этот вопрос также в разговоре с отцом Серафимом Ганом, который тоже был в процедурной комиссии, и он мне ответил то же самое. Этот вопрос был крайне актуален для женщин. Некоторые из нас, как, например, Надежда Киценко, дочь протоиерея Бориса Киценко, преподают в семинарии. Мы все вместе обсуждали эти вопросы и решили зафиксировать тот факт, что мы не согласны с этим решением.

Так родилось это письмо. Оно было написано довольно быстро, в выходные накануне начала собора.

За несколько дней под письмом подписались более 50 человек из разных приходов. В основном из приходов США. Одновременно, если не раньше, было написано письмо из Лесненского монастыря. От участия в соборе отстранены были не только женщины с приходов, но и монашествующие. И это особенно неправильно, поскольку они составляют до 80% монашествующих Зарубежной Церкви.

Я с 1986-го по 1995 год представляла Синод Зарубежной Церкви при решении нескольких юридических вопросов. И ни разу ни у кого не возникало недоумения в связи с тем, что я женщина. Я родилась и выросла в Нью-Йорке, с детства хожу в церковь.

Мне кажется, нужно более глобально рассмотреть вопрос участия женщин в церковной жизни именно в XXI столетии. Этот вопрос не возникал раньше, потому что у нас было очень мало соборов. Последний прошел в 70-е годы, я тогда была подростком. А ситуация сильно изменилась, и это нельзя не учитывать. У нас женщины участвуют в церковной жизни на всех уровнях. В нормальной приходской жизни – в детском лагере, в воскресной школе, на клиросе – всюду женщины, приходская жизнь держится на женщинах. Вы знаете, например, что текст службы новомученикам написала женщина?

Почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? Предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: “жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви” (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов – епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-“священниц”, практика “рукоположения” женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.

Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, “священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя….Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа….Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский” (диакон Андрей Кураев, “Церковь в мире людей”).

Во-вторых, священник – это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. “Священное Предание – это не просто традиция, – пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. – Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства – существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла – женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же – проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.

Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником .

Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие – тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников – Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства”.

Для справки: первая женщина-“священник” в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907-1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское “священство” было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. “Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, – считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. – Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: “А где это сказано в Библии?” Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано “нет”, значит, можно – это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания”.

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. “Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ” (“Православная Церковь и женский вопрос”, Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: “Священство – состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника – не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода “христианского социального служения”.

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: “Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: “Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить – все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, – действием собственной верности Богу”.

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе “Церковь Духа Святого” разделяет служение царственного священства – общее всем верным, и служение управления – пастырство или “особое”, иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом – как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. “Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего”. Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей – то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, – могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию – пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, – может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли (“всороковляли”) – вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года года, а младенцев – только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков – прикладывать к св. престолу.

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон – полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери – предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении – вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго – не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) – диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше – во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам – социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было – в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: “Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в “Домострое” – русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций “Домостроя”). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: “А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии”.

Несовершенства

Мы провели небольшой опрос мужчин относительно того, какие типичные качества женщин можно было бы назвать “несовершенствами”. Наиболее часто встречающиеся ответы:

– излишняя эмоциональность

– болтливость

– алогичность мышления и поведения

– излишнее внимание к внешности – своей и не только

– женщина предпочитает обсуждение обдумыванию и анализу

– склочность

– завистливость

В общем и целом можно сказать: несамостоятельность и несамодостаточность женщин – как следствие того, что женщина была создана как помощник мужчине, а не сама по себе

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно – начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции “я имею право” совершенно неплодотворен? Никто из нас – мужчин или женщин, неважно – не может ничего требовать “для себя” – потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно – можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены – да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Тему “женщина в Церкви” невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти “вторую половину”, – этом читайте в следующем номере “Нескучного сада”.

Юлия Данилова, главный редактор “НС” Редакция благодарит диакона Михаила ЖЕЛТОВА за помощь в подготовке справочного материала.

Почему священники не допускают женщин в алтарь? Почему в церкви есть запрещенные для женщин места? Женщина что, хуже мужчины? – отвечает архимандрит Алипий (Светличный).
Главное место алтаря — престол, на котором совершается Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым, как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу! Не чтила бы сонм святых жен и дев. Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником. Богословие видит в нас людей! Людей, которые идут ко спасению, или людей, которые обрекают себя на гибель. Только такое деление.

Символика архитектуры православного храма
Православный храм в исторически сложившихся формах означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного.

Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм — область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия.

На Руси была разработана символика троичности (трёхчастного деления) архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался нартекс (притвор, преддверие), символизирующий землю.
Верхняя зона “небо” – включала в себя купола, своды верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид; здесь находились изображения Христа, Богоматери и ангелов.

Вторая зона – паруса (или тромпы) и верхние части стен, на которых помещали изображения ангелов и апостолов.

Третья зона – более низкие своды и нижние части стен. На столбах располагали строгие фигуры святых мучеников и воинов – “столпов церкви”, подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.
Владимирский собор. Киев

Почему же женщинам не подобает входить в священный алтарь

Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».

Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь!

Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора:«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

Позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.
Почему мирян не пускает Правило в алтарь

Думаю, что и искать поясняющих правил не надо: и так ясно! Святилище необходимо для того, чтобы в нем священнодействовали. Его отделили от пространства храма для того, чтобы это место было не только особо свято, но и чтобы не допускать в нем бесчиние и толчею, какая бывает в случае большого количества людей в церкви, особенно на праздники.

В алтаре должно быть сосредоточие молитвы и исключительный порядок. Это особенно важно в виду того, что на святой трапезе Чаша с Божественной Кровью! На трапезе — Агнец Божий в виде Хлеба! Никто никого не должен подтолкнуть по неосторожности, но во всем внимание и благоговение.

Если же в алтарь станут входить миряне, то алтарь станет местом проходным, и вскоре начнется беспорядок и неудобство при священнодействии!

И сегодня можно видеть, как досаждают подчас миряне священникам, вышедшим по какому-либо делу из алтаря. Каждому надо что-то сказать, спросить, какую-то записку сунуть с множеством объяснений, а то и подарок всучить, а порой замечание или жалобу с возмущением высказать. Некоторые пытаются свои обычаи заводить на месте своего стояния… И все это может войти в алтарь!

Вполне мудрое решение было Святых отцов о том, что в алтаре должны находиться только служащие Святым Тайнам!
Коронация императора Николая II в Успенском соборе. Валентин Серов. 1896г.

Впрочем, время внесло правки в Соборные постановления, и сегодня мы можем видеть некоторых мирян в алтаре. Но с какой целью они там?

Разве праздношатающихся? Нет — прислуживающих. Поскольку в Кормчей книге написано, что священник не смеет приступать к служению Литургии, если нет у него прислуживающего пономаря…

И тут мы вдруг сталкиваемся с еще одной странностью. В женских монастырях можно видеть монахинь в алтаре! И именно с той же целью им позволено входить в алтарь — они прислуживают во время службы! Так значит, женщин Церковь все-таки не считает ниже мужчин!

Просто, во всем должна быть мера, и во всем должен быть смысл и порядок в Церкви Божией.

И если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значит, что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!

Преподаватель КДАиС Сергей Бортник против стиля унисекс в одежде и наверняка знает, где место женщины.

– Что ожидают от женщины в Церкви?

– Женщины, как и мужчины, являются прихожанами Православной Церкви. Это крещеные люди. А Таинство Крещения предполагает осознание своей веры и активное участие в приходской жизни, в частности в Евхаристическом богослужении. Именно это самое важное в жизни любого человека, в том числе и женщины.

– С точки зрения современной светской культуры, налицо дискриминация Церковью женщины: не пускают в алтарь, нахождение в храме обязательно с покрытой головой в отличие от мужчин, женщины не могут быть священниками… Почему так происходит?
– Это ошибочное мнение. Из названного неоспоримым является лишь факт того, что женщина не может быть священнослужителем, потому что священник – это образ Христа. Христос был мужчиной, поэтому считается, что женщина не может нести это служение. Оно должно восприниматься не как право, а как Крест – служение на благо людей и Церкви. Некоторые богословы указывают на целесообразность необременения женщины тяжким крестом священнического служения.

Бывало, что меня самого не пускали в алтарь какого-то храма или собора, думая, что я не причастен к христианству, к православию. Эти предостережения распространяются как в отношении женщин, так и мужчин. А если говорить о платке, то лучше в нем, чем без шапки. Иногда, когда богослужение проходит зимой в неотапливаемом храме, мужчинам приходится мерзнуть без шапки. А женщинам можно надеть и шапку, и платок.

Если и говорить об определенной дискриминации в нашей Церкви, то по большому счету она касается не столько женщин, сколько мирян в целом. К примеру, порой встречается определенная клерикализация церковного сообщества, когда священник имеет явно больше прав, чем мирянин.

– Почему место женщин в храме с левой стороны?

– В разных Поместных Церквях своя практика. В Румынии, к примеру, мужчины стоят впереди, а женщины сзади. На мой взгляд, не принципиально, где находятся женщины – слева или справа. Главное, чтоб и мужчины, и женщины были максимально сосредоточены на молитве. Именно для сосредоточения, а не отвлечения на посторонние вещи принято их разделять.

– А почему к Чаше подходят вначале мужчины, а потом женщины?

– Подходят к Чаше вначале дети с родителями (и мальчики, и девочки с папами или мамами) и лишь потом все остальные. Здесь никакого разделения или умаления женщины не наблюдается. Конечно же, в библейском понимании, муж – глава жены, поэтому и в обществе, и в Церкви он призван быть более активным. Это хорошее, положительное качество. Сегодня многие женщины хотят, чтобы мужчины были более мужественными, сильными. И надо помогать им в этом.

– Почему женщины не имеют права административного голоса?

– Это не так. К примеру, у нас есть игуменьи монастырей. И они иногда имеют больше полномочий, чем священники, служащие в монастыре: носят крест, благословляют крестом или рукой. А порой и матушки – жены священников в приходах – являются уважаемыми в делах приходской жизни.

– Какая разница между мужчиной и женщиной?

– В идеале функции мужчины и женщины в обществе можно свести к двум принципам: мужественности и женственности. Мужественность – это сила, смелость, ответственность. А женственность – это мягкость, умение создать уют… В полноценной семье мужчина и женщина должны друг друга дополнять. Я, к слову, против стиля унисекс, появившегося в результате изменения мужской и женской роли в обществе. Он сказывается и на одежде. Юбки и платки украшают женщину, если со вкусом подобраны. Православный дресс-код позволяет женщине быть красивее, чем мужчина, и это скорее не минус, а большой плюс для женщины.

– Какой должна быть идеальная женщина?

– Популярностью пользуются следующие стереотипы: терпеливая, смиренная, покорная. Но мне кажется, что есть общие принципы, одинаковые как для мужчин, так и для женщин. Например: Царствие Небесное силою берется – это общий принцип. В духовной жизни многие вопросы касаются одинаково обоих полов. Есть и дискуссионные: обязательно ли работать женщине, быть ли финансово независимой. Они являются предметом разногласий между традиционной православной культурой, с одной стороны, и современным обществом, с другой. Ответы могут быть разные. Иногда женщина зарабатывает больше, чем мужчина, кого-то это обижает, раздражает, делает более дерзким.

Бывает, что мужчина по характеру недостаточно решителен, но зато у него получается намного лучше что-то другое. Инициативность в принятии решений, конечно же, для семьи очень важна. На мой взгляд, вполне допустимо для женщины осуществлять эту функцию. Главное, чтобы между супругами была гармония, любовь и взаимопонимание.

Беседовала Наталья Горошкова

Поделиться: