Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста. Развитие связной речи средствами мнемотехники детей старшего дошкольного возраста с онр

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я попытаюсь раскрыть для вас понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

Высказывания короткие;

Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

Отличаются непоследовательностью;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

Зрительную и слуховую память;

Зрительное и слуховое внимание;

Воображение;

Восприятие;

Развивает кругозор;

Развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  • зрительного;
  • слухового;
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
  • обонятельного;
  • вкусового;
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;
  • метод, использующий образное мышление;
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка - одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

Разобрать непонятные слова и определения.

Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Рассказать стихотворение.

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы. Каждое слово имеет один свой символ, и в каждой скороговорки где, встречается это слово, выглядит именно так. Изучив несколько таких скороговорок, обычно дети улавливают этот момент. И в будущем могут читать сами по опорным символам.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 - 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 - с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

Важным условием развития дошкольников является связная речь. От уровня её сформированности зависит возможность ребёнка познавать окружающий мир. Но в речи дошкольников часто встречаются серьёзные пробелы. К ним можно отнести: маленький , ошибки в построении предложений, невыразительное чтение стихов и т. д., что в дальнейшем может сказаться на обучении в школе. Причинами таких проблем могут быть детей с родителями, неосведомлённость взрослых о правильном развитии связной речи ребёнка, скудный словарный запас самих родителей.

Если взрослые владеют выразительной речью, то и ребёнок говорит хорошо, не испытывает трудностей в общении. Для устранения указанных проблем можно воспользоваться современными технологиями.

Что такое мнемотаблица

Мнемотаблицы ‒ эффективная технология формирования связной речи.

Вместе с классическими методиками развития речи в дошкольной практике активно используется мнемотехника.

Мнемотехника - это методы и приёмы, воздействующие на запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Такая система основывается на создании определённых ассоциаций-образов, способствующих развитию памяти и связной речи, проявляющихся в высказываниях дошколят в виде описания, повествования и рассуждения.

Для детей это сложная речевая деятельность, поэтому приёмы работы должны быть доступны и понятны, вызывать у них интерес. Для этого взрослые сами должны хорошо владеть мнемотехникой, чтобы использовать её в развитии связной речи дошкольников.

Учитывая психологические особенности малышей: , непроизвольность процессов памяти и внимания, педагоги применяют для правильного построения речи у дошколят мнемотехнические приёмы. Важное место среди них занимают мнемотаблицы, или схемы с кодовой информацией. Так как в дошкольном возрасте ведущим пока остаётся наглядно-образное мышление, поэтому восприятие и переработка информации будет лучше всего строиться при опоре на зрительные образы.

Использование мнемотаблиц доступно не только педагогам, но и родителям. Все знают, что дошколята очень любят рисовать, и отображают в своих рисунках все предметы окружающего мира, явления природы, людей, которые рядом с ними, сюжеты любимых сказок и т. д. На этом детском стремлении к творчеству надо проводить работу по обучению детей мнемотаблицам, не забывая, что эта деятельность предполагает наличие определённого уровня мышления и творческих навыков ребёнка.

Начинать лучше всего с цветных таблиц, так как образы в сознании малышей строятся на конкретных свойствах предметов: если небо ‒ обязательно голубое, снег - белый, апельсин - оранжевый. Старшим дошкольникам, у которых уже , лучше перейти к черно-белой картинке, чтобы цвет не отвлекал ребёнка от схематичного изображения. Так дети обучаются понятию «закодировать слово». Родителей не должно это пугать, каждый в жизни сталкивается с кодированием информации: дорожные знаки, школьные ребусы, алгоритмы и т. д.

Как составить мнемотаблицу, работая с текстом

Мнемотаблица включает в себя широкий диапазон слов и словосочетаний, в ней можно зашифровать всё, но у детей работа с ней должна идти от простого к сложному. Поэтому дошкольники сначала усваивают понятие мнемоквадратов (рисунков-схем).

Первый этап - мнемоквадрат

В нём взрослый зашифровывает слово и показывает малышу рисунок-схему, заключённую в квадрат-окошко. Пример, слово «гроза» может представлять следующую схему:

В мнемоквадрате можно изображать любое слово, главное, чтобы оно было доступно детям. Тематика разная, это могут предметы, животные, их свойства и действия. Цель ‒ обучить малыша соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром.

Детям нравится такое упражнение, и они с удовольствием кодируют разные слова, хорошо, если родители поощряют это.

Второй этап - мнемодорожки

После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожекам, т. е. нескольким «окошкам», в которых изображено словосочетание или предложение. Малыш сначала под руководством взрослого переходит от одного квадрата к следующему и при помощи нарисованных схем припоминает текст, в дальнейшем делает это самостоятельно.

Например, предложение, составленное вместе с малышом, «Кошка вытащила из корзинки клубок и играет с ним», может быть зашифровано следующим образом:

Родители, обучая ребёнка в домашних играх кодировать слова, решают сразу несколько задач:

  • развитие речи;
  • творческое самовыражение малыша;
  • самостоятельность в играх.

Третий этап - мнемотаблица

И как завершающий этап мнемотехнического приёма ‒ составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста. Это может быть какое-либо произведение или рассказ, который придуман взрослым, главное, чтобы содержание было доступно ребёнку. В дальнейшем, так же, как и в работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любые тексты.

Вот как может выглядеть мнемотаблица, в которой схематически изображён составленный детьми рассказ.

«Наступила холодная зима. Выпало много снега. Ребята тепло оделись и пошли гулять. На улице они построили горку и катались на санках. Потом они слепили снеговика и поиграли в снежки. Весело гулять зимой! »

Из таких рассказов можно составлять целые циклы по временам года, и из нарисованных детьми картинок-схем изготавливать самодельные альбомы-книжки, которые дошкольники могут рассматривать и пересказывать произведения. Это отличный способ развития не только связной речи детей, но и творческого воображения, навыков рисования.

Более всего детям нравится зашифровывать сказки или веселые стишки. Главным изображением в мнемотаблицах должны быть персонажи и их действия, чтобы дошкольнику легче давался пересказ. Свойства предметов, зашифрованные в таблицах, будут доступны детям старшего возраста после специального обучения.

Родители, которые заинтересованы в том, чтобы помочь ребёнку овладеть богатством родного языка, могут принять активное участие в составлении такого рода таблиц.

Например, сказки о животных, предметах, с простым сюжетом, небольшим количеством персонажей и динамикой развития, могут легко кодироваться и стать для дошкольников игрой. Вот как может выглядеть сказка «Заюшкина избушка».

Подобным образом можно зашифровать любую сказку. Но родителям для таких занятий с ребёнком лучше не брать на первых порах объёмные по содержанию, обилию персонажей и многочисленным действиям сказки по типу «Царевна-лягушка», так как произвольность психических процессов у дошкольников ещё только формируется, и длительная по времени работа может погасить интерес ребёнка.

Наибольший эффект от действия мнемотаблицы достигается при работе над стихами и пересказами текстов, так как их использование в развитии речи решает многие задачи: облегчает ребёнку восприятие и усвоение текста, установление последовательности изложения содержания, и по плану-схеме его воспроизведение. Среди детских произведений можно подобрать стихи для разучивания с детьми и кодирования их в мнемотаблицах. Это могут быть как произведения классиков, А. Барто, В. Берестов, С. Маршак так и тексты современных авторов. Всё зависит от творческой направленности взрослых и детей, уровнем развития их связной речи.

Как при помощи мнемотаблиц работать над текстом

В настоящее время разработано много видов мнемотаблиц, которые педагоги берут за основу, формируя связную речь дошкольников при помощи литературных произведений или составленных рассказов. Чаще всего на занятиях по развитию речи пользуются готовыми дидактическими материалами к тем произведениям, которые предлагаются в перечне для каждой возрастной группы.

Родители, в домашней обстановке занимаясь с детьми, также могут пользоваться готовыми схемами, но лучше, если они в совместной деятельности со своим ребёнком сделают такие мнемотаблицы самостоятельно.

Главное понимать, что для малышей кодирование информации, т. е. переход от текста к картинке-схеме, а затем перекодирование, т. е. возвращение к тексту ‒ достаточно сложный процесс, поэтому не надо оставлять малыша наедине с трудным заданием, иначе у него потеряется интерес. Работа должна идти вместе со взрослым, на первых порах схема рассматривается и обсуждается совместно, только много позже малыш может выполнять её самостоятельно. Этот творческий процесс увлекателен для детей, поэтому взрослым при обучении связной речи можно опираться на эту особенность малышей и при помощи мнемотаблицы формировать связную речь.

При работе над текстом соблюдается алгоритм:

  1. Сначала взрослый читает текст и объясняет незнакомые слова, которые там встречаются. При чтении, если есть возможность, используются иллюстрации.
  2. Затем ведется беседа по содержанию. Вопросы к беседе подготавливаются заранее. Они должны быть доступны детям, в то же время заставлять задуматься дошкольника, искать ответ с опорой на свой небольшой опыт.
  3. Взрослый вновь читает текст и даёт установку на пересказ.
  4. Предлагается для рассматривания мнемотаблица. Происходит преобразование рисунков-схем в образы. После перекодировки детям предлагается с опорой на схему.

Родителям можно составлять мнемотаблицу вместе с малышом по ходу повторного чтения, а в дошкольном учреждении на начальном этапе схема составляется педагогом, а потом дети учатся работать самостоятельно.

Старшим дошкольникам, помимо уже предложенных форм работы по развитию связной речи, предлагается составление и отгадывание загадок, описательных рассказов, пересказ больших по объёму сказок и на их основе составление мнемотаблиц. Если родители учили ребёнка использовать мнемотаблицы, то у дошкольника не будет возникать трудностей, наоборот, он сам будет проявлять инициативу в составлении такого рода схем.

Родители должны помнить, что не только дошкольное учреждение заинтересовано в развитии речи детей. Домашние занятия вместе с родителями будут прекрасным дополнением к этому. Чем раньше начнется работа по развитию речи детей, тем успешнее будет ребёнок в школе.

Доброго дня. Я, Татьяна Сухих, с удовольствием отвечу на запрос читателя о плане самоанализа по мнемотехническим приемам. Предлагаю вашему вниманию тему, которая заинтересует воспитателей детских садов. Это развитие связной речи средствами мнемотехники. Сейчас существует большое количество электронных пособий на эту тему.

Так, интернет-магазин УчМаг предоставляет:

  1. купон , который дает право на участие в вебинаре о технологии применения мнемотехнических методов в формировании речи у ребят.
  2. пособие о познавательном и речевом развитии ,с применением мнемотехники.

Одной из главных задач обучения и воспитания дошколят является вырабатывание связной речи. А что это такое? Это рассказывание, создание монологов, приобретение навыков культуры речи.

Поскольку применением общепринятых методик обучения не всякий раз можно ждать долгожданного результата, следовательно, их необходимо дополнять такими средствами, которые облегчат процесс вырабатывания связной речи. К таким приемам относятся способы мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников. С их помощью становится возможным удачное запоминание, запечатление и повторение информации посредством знаков, образцов, символов. Мнемотехника способствует развитию речи, активизации и пополнения словаря, развития мышления, сообразительности и мелкой моторики. Это особенно заметно у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи

Когда у деток наблюдается речевое недоразвитие, у них нарушается фонематический слух и звукопроизношение. Грамматическая речь и запас словарных слов у них также отстает. Но при этом у малюток сохраняются интеллект и слух. Специалистами выделяются несколько уровней речевого нарушения. Поэтому, мнемотехнические приемы, будут помогать формированию связной речи детей и в средней, и в старшей группе доу с ОНР.

Коротко о мнемотехнических приемах

В чем же суть мнемотехники, спросите вы? Смысл этого метода следующий: придумать картинку на любое слово или словосочетание. Это позволяет нарисовать весь текст схематически.

Пример приёма запоминания техники цепочка.

В интернет – магазине УчМаг можете приобрести компакт- диск для компьютера с применением мнемодорожек, мнемотаблиц.

Мнемодорожка — простая схема, по которой составляется маленький рассказик.

Мнемотаблицы — схемы, в которые заложены определенного типа информации, состоящие из нескольких изображений, соответствующие словам текста.Они применяются при угадывании загадок, составлению и изложению рассказов, заучиванию стишков.Нужно принять во внимание порядок работы с мнемотехническими таблицами. Их необходимо делать в 3 этапа:

  1. Изучить таблицу и рассмотреть картины.
  2. Преобразовать абстрактные обозначения в картинки.
  3. Опираясь на таблицу, пересказать текст.

Мнемотехнические средства используют в играх. Для того чтобы детки дошкольного возраста преодолели лексические трудности, пользуются дидактическими играми.

Предлагаю посмотреть интересный семинар по мнемотехнике.

План самоанализа по мнемотехнике

Рассмотрим следующий план самообразования.

В работе с ребятами с ОНР, использование мнемодорожек и мнемосхем, дает возможность малышам преодолеть такие затруднения, как изложение и составление рассказов, вызубривание стишков, стеснительность. Использование мнемотехники открывает возможность для детей фантазировать и улучшать свою речь, сочинять сказки и рисовать их. Они учатся мыслить нестандартно. Для регулярной работы рекомендуется составлять план работы по мнемотехнике. Представим примерный план самоанализа в нижеследующем варианте.

На сентябрь

  1. Познакомить деток со сказочными изображениями.
  2. Работать с мнемотаблицей «Золотая осень».
  3. Выучить стих “Подарки осени” и работать с мнемодорожкой.
  4. Поиграть в дидактическую игру«Собери мнемодорожку» и закрепить стишок«Осень».

На октябрь

  1. Заниматься с мнемодорожкой «Осенние деревья».
  2. Разгадывать мнемозагадки.
  3. Делать упражнения на тему «Нарисуем слова».
  4. Научиться делать пальчиковую гимнастику «Гулял ветер по лесу».

На ноябрь

  1. Сочинить предложения об осени (сделать мнемокарточки).
  2. Пересказать сказку «Листопадничек».
  3. По плану лексических сюжетов сочинить описательные рассказы.
  4. Выучить пальчиковую гимнастику «Огород».

На декабрь

  1. Вести работу с мнемотаблицей «Зимушка-зима».
  2. Выучить стишок Маршака «Декабрь».
  3. Делать зашифровку информации. Детки делают упражнение «Шпионы».
  4. Нарисовать или придумать сказку собственного сочинения.

На январь

  1. Сочинить предложения о зиме.
  2. Составить рассказики по картинке «Зимние развлечения» и научиться пользоваться мнемодорожкой.
  3. Играть в поучительную игру «Сам сочини сказку» и использовать мнемокарточки.

На февраль

  1. Отгадывать мнемозагадку.
  2. Заучивать скороговорку, применяя мнемотаблицу.
  3. Играть с мнемокубом.
  4. Сочинить описательные повествования по лексической тематике.

На март

  1. Работать с мнемотаблицей «Пришла весна».
  2. Заучивать стишки о весне и нарисовать мнемодорожку к стихотворению вместе с родителями.
  3. Поиграть в дидактическую игру «А ну-ка угадай-ка». Воспитатель читает знакомые стишки, передает сказочные сюжеты, а детки узнают и угадывают тексты.

На апрель

  1. Составить мнемодорожки по приметам весны вместе с родителями.
  2. Научиться делать пальчиковую гимнастику «На дворе апрель…»
  3. Пересказать сказку «Снегурочка» и составлять мнемотаблицы.
  4. Отгадывать мнемозагадки.

На май

  1. Выучить стихи о школе (к выпускному).
  2. Подготовить итоговое мероприятие с родителями «Мнемотехника – это классно».

Оргпроект мастер-класса

«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)

Проведение мастер-класса организовано

образовательной деятельности с

детьми дошкольного возраста

Предназначение:

1. Актуализировать представление о использовании мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.

2. Педагоги получат представление о мнемотаблицах, модельных схемах, опорных картинках как средство развития связной речи у воспитанников

3. Предоставить возможность педагогам попрактиковаться в составлении сенсорно-графических схем и мнемотаблиц.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания

Мнемотехника это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти два важных фактора для формирования связной речи дошкольника. В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания.

С помощью мнемотехники решали следующие задачи:

· Развивать связную речь.

· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.

· Обучать детей правильному звукопроизношению.

· Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:

· при обучении составлению рассказов,

· при пересказах художественных произведений,

· при проговаривании чистоговорок и скороговорок,

· при отгадывании и загадывании загадок,

· при заучивании стихотворений.

Составление рассказа

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ художественных текстов.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Проговаривание чистоговорок и скороговорок. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.

Отгадывание и загадывание загадок . Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.

Заучивание стихотворений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа.

1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Коллаж –это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.

Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)

Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)

Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

II . ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Работа по сенсорно- графическим схемам и составление мнемотаблиц.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность педагога

Деятельность участников

Результат

Предлагает объединиться в три команды: педагоги средних и младших групп, старших групп и подготовительных к школе групп.

Объединяются в команды в соответствии с возрастом воспитанников групп.

Педагоги объединились в команды.

Предлагает участникам составить описание предмета по предложенной схеме, раздает каждой команде картинки с изображением предмета в соответствии с возрастом.

Работают в командах над составлением рассказа-описания.

Каждая команда представляет свой рассказ-описание другим командам.

Предлагает каждой команде составить мнемотаблицу. Педагогам групп младшего и среднего возрастов к стихотворению, педагогам старших групп к загадке, педагогам подготовительных к школе групп к рассказу.

Команды составляют и зарисовывают мнемотаблицы.

Каждая команда представляет составленные мнемотаблицы другим командам.

III . РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ

Мини-опрос участников мастер-класса:

1. Какие виды речевой деятельности можно осуществлять, используя опорные картинки, мнемотаблицы и опорные схемы?

2. В каких образовательных областях можно использовать приемы мнемотехники?

Ответы записываются на доске.

Участники делают вывод, что использование сенсорно-графических схем и мнемотаблиц и опорных картинок является универсальным методом для развития связной речи дошкольников во всех образовательных областях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Наглядность. План высказывания

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются: * при составлении рассказов, * при пересказах художественных произведений, * при проговаривании чистоговорок и скороговорок, * при отгадывании и загадывании загадок, * при заучивании стихотворений.

Составление рассказа

Пересказ художественных текстов

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Проговаривание скороговорок

Отгадывание загадок

Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: О существляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж (Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) (

Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. Схема описания игрушки

Схема составления рассказа

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.

Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

Спасибо за внимание!


Использование мнемотаблиц

в развитии связной речи у

дошкольников.

МДОУ «Детский сад №14

комбинированного вида»

Покаленко Наталия Юрьевна


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский


Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. " width="640"

С помощью мнемотехники можно

решать следующие задачи:

Развивать связную речь.

Развивать у детей умение с помощью графической

аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки,

стихи.

Обучать детей правильному звукопроизношению.

Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать,

выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы:

мышление, внимание, воображение, память.


Что такое мнемотехника?

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.


Последовательность работы с

мнемотаблицами:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания .


Мнемотехника строится от

простого к сложному:

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.


Мнемодорожка ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.


Мнемотаблица это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)




Описательный рассказ

Я кошка. Я умею ходить и бегать. Я умею лакать молоко. Я умею царапаться.

Я умею умываться язычком. Я умею играть в мячик. Я умею ловить мышей. Я умею мяукать: мяу!


Времена года

Наступила зима. Тучка – небо скрыто темными тучами.

Снежинки – часто идет холодный снег.

Девочки, мальчики – они гуляют на улице.

Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

Коньки, санки – катаются на коньках и санках.

Наступила весна.

Солнце – пригревает сильней и становится тепло.

Снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.

Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.

Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки,

из жарких стран возвращаются перелетные птицы.


Наступило лето.

строят из песка башни.

Наступило лето.

Солнце – ярко светит, греет, припекает.

Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч,

строят из песка башни.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Наступила осень.

Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.

Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.

Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.

Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.


Отгадывание загадок

Под сосной,под ёлкой

Лежит мешок с иголками.

Круглая,а не мяч

Жёлтая,а не солнце

С хвостиком,а не мышь.

На полянке у дорожки

Красные горошки.

Кто мимо пройдёт

В рот себе кладёт.







Поделиться: