Магистратура Nikon. Концертная съемка

Видеосъемка концерта – это сложный и очень интересный процесс. С появлением телевидения стало возможно передавать на большие расстояния трансляции с концертов и выступлений известных артистов, музыкальных коллективов. Однако телевещание возможно лишь на широкие массы людей, на аудиторию региона или целой страны. Что часто не соответствует пожеланиям узкого круга людей, интересующихся творчеством конкретного артиста или музыкальной поп группы. С появлением интернета, с появлением интернет каналов видео на таких видео хостингах как ютуб или vimeo, возможность размещения концертов и выступлений стала реальной и не дорогой. Стоимость лишь ограничена расходами на организацию и проведение концерта и оплатой гонорара съемочной бригады.

Многокамерная съемка концерта позволяет показать выступление с разных ракурсов, с разных точек. Когда зритель находится в зале, он видит выступление на сцене только с одной точки. Когда съемка концерта произведена в много камер (не в 2-е и не в 3-и, а в более 4-х) с иcпользованием съемочного крана, смонтированный отчетный видеоряд смотрится очень динамично и разнопланово. В таком отчетном видео показаны самые вкусные кадры с мест не доступных обычному зрителю в зале.


Видеосъемка концерта – это своего рода визитка артиста и организаторов для последующей презентации тура по городам страны. В интернете люди могут посмотреть концерт из другого города и решить посетить выступление музыкантов, когда они привезут эту программу в ваш город.

Часто организаторы экономят на видеосъемке, ограничиваясь съемкой с одной камеры общего вида. Смотреть такое не станет даже самый не искушенный зритель. Даже супер выступление можно испортить не качественно исполненной съемкой концерта. Напротив, скучное и безынтересное выступление можно сделать ярким и динамичным шоу, грамотно распределив бюджет и сделав акцент на съемку в несколько камер с грамотным, сложным монтажoм на стадии постпродакшн.

В нынешнем мире ни одно выступление, ни один концерт не проходит без фото и видео сопровождения мероприятия. Организаторы, продюсеры, потенциальные заказчики захотят посмотреть товар заранее и убедиться в качестве оказываемой услуги за ранее, убедиться в успешности проведения выступлений с предыдущей концертной программой и сделать необходимые выводы о последующем сотрудничестве с коллективом.

Съемка концерта, как само собой разумеющееся, выполняется профессиональными видеооператорами, не один десяток лет снимающие друг с другом подобные мероприятия. Команда видеографов знает друг друга давно и знают кто, что и в какой момент на съемочной площадке на концерте будет делать, кто за какие действия, крупности, планы отвечает.

Видеосъемка концерта требует особого внимания, эти мероприятия уникальны, поэтому любая запись, пусть даже не существенного выступления очень важна как для известного артиста, популярной музыкальной группы, так и для начинающих исполнителей и малоизвеcтных танцевальных коллективов. Запись видео дает возможность разобрать каждый номер выступления по частям в деталях, что в дальнейшем позволяет снизить количество брака и ошибок, а следовательно повысив качество выступления в дальнейшем.

Съемка концертных выступлений – это своего рода хронология развития артиста. Из видеоархива концертных выступлений можно будет пронаблюдать творческий рост.

Разведка места проведения концерта

Опытные фотографы знают, что перед важной съемкой — особенно съемкой концерта, стоит разведать обстановку на месте. Необходимо знать заранее какая техника необходима, будет ли место для хранения этой техники. Так же важна информация о том, есть ли место для маневров, какие ракурсы можно выбрать для более удачной съемки, с какого места стоит снимать. Нужно продумать момент того, как пробраться ближе к выступающим для зумированной съемки. Ответив для себя на все эти вопросы, можно понять, как фотографировать концерты .

Проблема с нехваткой света? Нужен светосильный объектив!

При съемке в закрытых темных помещениях, а так обычно происходит на концертах, необходимо запастись светосильными объективами. Ведь зачастую вспышка является абсолютно бесполезной. Кроме того вспышки очень мешают артистам — доставляют неудобство во время исполнения (ну это конечно в случае, если удаётся подобраться так близко). Выход – взять светосильные объективы и чем сильнее будет объектив, тем лучше. Для концертов можно использоваться . Этот объектив дает возможность использовать его при меньших значениях ISO. Благодаря этому можно не только избежать ненужных шумов, но и быстрее фокусироваться. Вариантов объективов много. Еще один – это .

Точечный экспозамер

Перед тем как фотографировать в ночном клубе необходимо установить точечный экспозамер, так как, скорее всего, придется делать портретные съемки отдельных певцов или участников группы. Точечный экспозамер – наиболее реальный выход из ситуации при подобном освещении. Потому что при многозональном или центрально-взвешенном замере экспозиции, все неосвещенные участки будут автоматически компенсироваться камерой. А это приведет в итоге к переэкспонированности персонажа на фотографии.

Автоматика или ручной режим?

Значение точечного замера будет уменьшаться пропорционально подборке значения .
Съемка концертов скорее требует ручного подбора параметров и настроек, так как при автоматическом режиме получается очень большой контраст освещения. Зачастую автоматика камеры переэкспонирует либо освещение, либо самого участника группы. С помощью же ручного режима возможен строгий контроль при быстроменяющемся освещении.

Эксперименты с ISO

Перед тем как фотографировать в клубе стоит поэкспериментировать со значением ISO. Значение ISO напрямую влияет на выдержку, ведь большинство концертов снимают с небольшой глубиной резкости, для того что бы получить больше света. Необходимо выставлять выдержку соответственно тому, что происходит на сцене. В случае очень подвижных сцен на концерте необходимо установить выдержку короче, чем 1/60, что бы уменьшить размытость, а если движений мало, то и выдержку можно ставить более длинную.

Например, при повышении ISO до значения 6400, камер выдаст страшный шум, при ISO 3200 значение скомпенсируется выдержкой порядка 1/10, что смажет людей, находящийхся на сцене. Если использовать низкие ISO (например: 200, 400) вместе со вспышкой, то получится стандартная фотография. Использование разных режимов: уменьшение мощности, заполнение светом, скорее всего, не даст никаких результатов. Кроме того, при работе со штативом на таких же низких значениях ISO, картинка, вполне возможно, будет привлекательной и статичной но с размытыми обликами людей.

При использовании ISO 1600 и режима М (manual), можно получить неплохие фотографии но с высокими шумами. Однако, это не так страшно, поскольку получившиеся шумы можно будет с лёгкостью подавить в RAW на компьютере. При всём этом, следует помнить, что все зависит от камеры и объектива. Настройки нужно подбирать либо заранее, либо уже на месте.

Создание атмосферы и настроения

Все настроение фотографии, человек с камерой создает сам. В этом и есть суть авторской фотографии. Если не видеть интересные моменты, то никакие не помогут сделать хороший кадр. Стоит попробовать поискать что-то необычное на месте. То, что могло бы точно передать ощущения и атмосферу концерта. Это может быть игра света и тени, людей и выступающих, возможно найти интересный угол обзора.

Расширение кругозора

Конечно, приветствуется наличие нескольких объективов, среди которых будет и широкоформатный. С его помощью фотографии получатся очень показательными и эффектными. Например, фото всей группы сразу или толпы в зале. Снимки всей аудитории, присутствующей в зале всегда выглядит очень эффективно, только нужно поймать момент хорошей освещенности и видимости зала.

В поисках необыкновенного

Необходимо подготовиться к концерту заранее. Может быть, будет возможность разузнать, что будет на концертах, какая изюминка ожидается, какие эффекты будут. Зачастую это дает возможность фотографу быть готовым к неожиданностям, которые он сможет запечатлеть.

Чем ближе к исполнителям, тем лучше

Если необходимо сфотографировать каждого участника группы очень близко, то стоит воспользоваться . Это поможет выделить в отдельности каждого члена группы. Проблему может составить фотография барабанщиков, так как они зачастую находятся в центре сцены и окружены большим количеством оборудования. В данном случае можно либо пробраться за кулисы (в случае если есть пропуск), либо использовать зум.

Недавно я провел съемку концерта «Арии» для будущего фотобука группы. И в процессе обработки этих фотографий у меня появилась идея написать статью про простые, но очень эффективные приемы съемки концертов, которыми я частенько пользуюсь.

Мои пять приемов фотосъемки концерта:

1. ISO/Выдержка/Диафрагма

С настройками экспозиции все просто и зависит исключительно от возможностей вашей техники.

Камера спокойно «держит» ISO 1600? Отлично, работаем на 1600.

У вас телевик с подавлением вибрации? Супер, значит, выдержку можно поставить немного длиннее, не опасаясь испортить картинку шевеленкой.

Снимаете на светосильную оптику? Значит, можно открыть диафрагму посильнее и получить больше глубины в кадре.

У вас зеркалка начального уровня с китовой оптикой? Печально, но не смертельно - я начинал снимать концерты камерой, которая даже ISO 640 толком не держала, а уж про светосильную оптику можно было только мечтать. А раньше музыкантов вообще на пленку снимали и ничего, хорошие кадры тоже случались.

Итак, вы на концерте, стоите перед сценой в ложе фотографов.

Какие настройки экспозиции выставить?

У меня есть один очень простой рецепт:

Забудьте о автоматическом и «программных» режимах съемки , включаем manual - ручной режим.

Выставляем максимально возможное комфортное ISO (у одних камер это 800, у других 2000), выдержку 1/125 и «дырку» 3,5.

Делаем пробный кадр. Смотрим.

Слишком темно? Делаем выдержку длинее, скажем, до 1/80 или 1/100.

Слишком светло? Ставим ISO ниже или закрываем дырку до 4,5, а то и 5,6.

Теперь пара нюансов:

Снимая длиннофокусной оптикой, помните: чем длинее фокуное расстояние, тем короче придется ставить выдержку. Снимая с 200 мм, выдержка нужна 1/160-1/250. При более длинных выдержках шевеленка практически гарантирована.

Не увлекайтесь открытыми дырками. Глубина картинки, красивое боке - это все замечательно, но открытая диафрагма = малая глубина резкости , а значит, навести фокус на нужную область будет сложнее. Поэтому, снимая крупный портретный план, можно поставить диафрагму 2.8, но открываться до 1.8/1.4 стоит только в случаях с очень слабым освещением или используя малую глубину резкости как художественный прием. А если берете общий план, лучше прикрыть диафрагму до 5,6.

Кстати, если слова выдержка/диафрагма/ISO вам ни о чем не говорят, а только вызывают вопросы - рекомендую прочитать нашу статью «Основы экспозиции» , все сразу станет понятнее.

2. Контраст

Не бойтесь повышать контрастность картинки. Иногда только повышением контраста и можно «вытянуть» скучную картинку. Цвета станут ярче, картинка «звонче», и даже самый унылый кадр может стать интересным.

Обратите внимание на кадры разных фотографов с одного концерта - у кого-то фотографии яркие и сочные, у других - скучные и унылые. Все правильно, ведь все снимали в одинаковых условиях (при скучном освещении), но те фотографы, кто добил контраста, получили более интересную картинку.

Еще один очень простой и эффективный прием обработки - добавить побольше контраста, а потом «разбавить» картинку Shadow/Highlights (в Photoshop или RAW конвертере). Таким образом мы получим одновременно контрастную картинку, сохранив детали в светах и тенях.

3. Эксперементируйте с цветом

На концерте было плохое освещение? Вам очень хочется сломать световику руку в трех местах? И что самое печальное - фотографии получились совершенно никакие по цвету?

Так измените картинку! Не стесняйтесь менять цвет сценического освещения, если чувствуйте, что ваша фотография только выиграет от этого.

Сделать это можно 1000 различными способами (как и все в обработке фотографий). Самый простой и очень действенный - работа с настройками баланса белого в RAW конвертере.

У наc есть типичный кадр, испорченный плохим освещением (вся картинка залита одним цветом).

Посмотрим, что можно сделать, используя настройки баланса белого.

Я работаю с конвертером Capture One Pro , но аналогичный функционал обработки ББ есть в любом приличном RAW конвертере.

Очевидно, что с маджентой в кадре у нас перебор - двигаем Tint влево и добавляем зелени.

Маджента ушла, но цвета картинки стали нездорово холодные. Не проблема — повышаем цветовую температуру до 12 000 Кельвинов:

Для наглядности:

Конечно, над цветом тут можно еще работать и работать, но это лишь пара пасов в Raw конвертере, минутное дело, а картинка стала намного интереснее.

Кстати о цвете. Простой прием: сделайте передний план холодным, а задний - теплым. Или наоборот.

Это тот же контраст, только цветовой, и работает на зрителя так же безотказно. Конечно, освещение на концерте не всегда позволяет использовать этот прием, но если удастся - непременно воспользуйтесь, а обработкой цвета усильте эффект.

И всегда старайтесь усиливать цветовые акценты.

Во время выступления Хелависы фотографов не мог не порадовать синий контровой цвет, но усилив его при обработке можно получить еще более симпатичную картинку:

Для подобных манипуляций с цветом также существует стотыщмильенов способов в обработке. Рекомендую поработать с Selecive Color в Photoshop или в Color Editor Кэпчура (который Capture One Pro). А еще про инструменты по работе с цветом можно прочитать в статье «Уроки Фотошопа. Создаем яркие и насыщенные цвета в Photoshop» , кому интересно, конечно.

4. Ч/Б

Когда освещение на концерте было совсем уж никакое и в цвете картинка выглядят очень уныло - переведите ее в Ч/Б, и фотография сразу станет интереснее. Если не стала - значит, этот кадр уже ничего не спасет.

У Ч/Б картинки есть одна интересная особенность - черно-белое изображение акцентирует внимание зрителя на деталях кадра, фотографию в ч/б хочется рассматривать особенно долго (если есть на что смотреть, конечно). Именно поэтому так популярен черно-белый портрет.

Как это применимо к концертной фотографии? Возьмите кадр, который пестрит деталями, например, фотографию толпы фанов, и переведите ее в ч/б. Картинка сразу станет интереснее - цвет не отвлекает внимание зрителя от деталей кадра.

5. Дубль, дубль и еще дубль

Делайте много дублей. Уже много снимаете? Снимайте еще больше. Флешки нынче продаются россыпью, камеры быстро «молотить» РАВы умеют. Созданы все условия, чтобы делать по 5-7-10 дублей каждого «ключевого» момента.

А иначе как? Может, конечно, повезти, и с первого дубля удастся «поймать момент». А может не повезти, и останетесь вы без хорошей фотографии, будете потом жалеть. Я предпочитаю разгребать после съемки тонны РАВов, но не упустить кадр.

Концертный фотограф не может выставить свет на сцене или общаться с музыкантами, как с моделью в студии. Он может только снимать. Именно поэтому концертная фотография лучше всего иллюстрирует, что снимает не камера, а человек. На концерте может быть десяток фотографов. Все снимают с одной точки, схожим оборудованием одну и туже сцену и тех же музыкантов на ней. А фотографии у всех выходят разные.

Концерт фотографировать очень просто, хоть и немного сложнее любого другого мероприятия , так как это требует предварительной подготовки.

На концерт надо постараться попасть в танцевальный партер, если он там есть, конечно, чтобы быть ближе к сцене и иметь возможность перемещаться. Сидя на галёрке, вы ничего путного не сфотографируете.

Прийти на концерт надо заранее, хотя бы за час до начала, если концерт большой, чтобы можно было выбрать подходящую позицию, осмотреться, разобраться кто где будет стоять и на чём играть. В небольших клубах в этом нет необходимости.

Не надо фотографировать музыкантов, когда они рассказывают что-то смешное в перерывах между песнями, этого всё равно не будет видно на фотографии. Лучше сконцентрироваться на эмоциях в кульминационных моментах номеров.

Подумайте, с какого ракурса вы будете снимать музыкантов, потому что для каждого музыканта может понадобиться свой ракурс. Как то, снимая гитариста, важно, левша он или правша, от этого зависит, с какой стороны лучше стоять.

Вы можете снимать в любом режиме, какой вам нравится. Лично я предпочитаю выставить ИСО побольше, чтобы выдержка была покороче, насколько это возможно, чтобы не смазывались движения, обычно достаточно 1/250. Тип фокусировки при этом следящий по одной точке. Одна точка нужна, чтобы ваша камера не фокусировалась на руках из толпы, которые имеют свойство появляться в самый неподходящий момент.

Саму диафрагму и выдержку надо подбирать уже по ходу событий, сверяясь с результатом на экране. Когда неясно, какое освещение будет, либо оно очень сложное, выставляйте автоматический баланс белого . Если в освещении много жёлтого и красного, то имеет смысл установить баланс на лампу накаливания. В общем, придётся экспериментировать и искать, какие настройки работают лучше всего.

Помимо всего прочего, важно, чтобы вы знали репертуар и могли предсказать, что произойдёт в следующий момент.

Если вы с музыкой не знакомы, то скорей всего, самые интересные и неожиданные моменты вы просто пропустите.

Включите серийную съёмку и не жалейте кадры, потом лишнее всегда можно удалить. Тут важно, чтобы у вас была карточка побольше и побыстрее, а ещё лучше иметь запасную. 3000-4000 кадров за концерт – это обычное дело.

Иногда на концертах включают лазеры. Во-первых, избегайте прямого попадания лазера в глаза, это очень вредно для здоровья. Во-вторых, не увлекайтесь ловить объективом прямые лучи лазера, это может подпортить матрицу в вашей камере. Бояться не надо, надо знать. Если вы хотите красиво сфотографировать лазерные лучи, то вам придётся увеличить выдержку примерно до 1/30.

На некоторые концерты вас могут не пустить с камерой, либо попросят удалиться, если поймают во время представления. Заранее продумайте, что вы будете делать в таком случае.

Вот фотографии с некоторых концертов, чтобы вы могли вдохновиться:

Спасибо за внимание.

Выбор правильных настроек камеры для фотографий концерта может быть непростой задачей даже для опытных фотографов. Тем не менее, собрав воедино все знания и умения, а также нюансы концертной съемки, полученные опытным путем, от профессиональных фотографов, можем предложить вам ответы на все основные вопросы о том, как настроить камеру для концерта, чтобы получить в результате отличные фотографии.

Режим экспозиции

Nikon D3 и Nikon 24-70 мм f/2.8 на 24 мм. Выдержка: 1/200 секунды, f/2.8, ISO 3200

Ручная установка - лучший выбор для фотографий концерта. Концерт предполагает наличие большого количества ярких светов и глубоких теней, что создает большой динамический диапазон, поэтому датчики любой камеры в автоматическом режиме могут неверно считать информацию, что приведет к плачевному результату. В ручном режиме у фотографа появляется больше возможности повлиять на экспозицию и получить необходимое качество изображения, полагаясь на собственные глаза, а не на то, как окружающее пространство и свет в нем воспринимает фотоаппарат в автоматическом режиме.

Диафрагма

Nikon D700 и Nikon 70-200 мм f/2.8 на 190 мм. Выдержка: 1/500 секунды, f/3.5, ISO 800

С диафрагмой все просто. Выбирайте максимальное ее значение, на какое способен ваш объектив. Т.е. это будет f-stop с наименьшим числом, что означает - должно попадать больше света на сенсор. Даже на самых ярко освещенных концертах света всегда меньше, чем при дневном освещении, поэтому и нужно широко открывать диафрагму, чтобы как можно больше света можно было собрать на светочувствительный элемент.

Nikon D3 и Nikon 70-200 мм f/2.8 на 120 мм. Выдержка: 1/160 секунды, f/2.8, ISO 2000

Съемка концерта требует высокой скорости затвора. Получить значение порядка 1/500 возможно только при фотографировании просветленной оптикой и возможностью открывать диафрагму на f/1,4 или f/1,8.

Скорость затвора

Nikon D800 и Nikon 16 мм f/2.8 на 16 мм. Выдержка: 1/400 секунды, f/3.5, ISO 3200

Когда это возможно, старайтесь использовать высокие скорости затвора. Значения 1/250 или 1/500 - оптимальные, хотя и получить их, порой, бывает сложно, ведь приходится работать не только в больших помещениях, но и в маленьких клубах, где не только мало пространства, но и света, соответственно, тоже будет меньше. Для небольших клубных шоу, старайтесь держаться в диапазоне 1/100-1/200, как минимум. Этого диапазона должно быть достаточно, чтобы «заморозить» подвижные объекты. Все, что снято с полосы.

ISO

Nikon D3 и Nikon 70-200 мм f/2.8 на 150 мм. Выдержка: 1/500 секунды, f/2.8, ISO 1600

Поднимайте до 3200. Практически во всех камерах, где есть такая возможность, следует выбирать высокие значения ISO для правильной экспозиции кадра и не бояться при этом цифрового шума. Лучше цифровой шум, чем расплывчатое изображение!

Настройки автофокуса

Nikon D3 и Nikon 24-70 мм f/2.8 на 24 мм. Выдержка: 1/400 секунды, f/3.2, ISO 1000

Используйте режим непрерывной фокусировки. AF-C для Nikon и AI Servo для зеркалок Canon. Непрерывная фокусировка позволяет отслеживать движение до момента нажатия на кнопку спуска затвора. Для объектов съемки на концертах живой музыки режим непрерывной фокусировки является предпочтительным.

Баланс белого

Nikon D3 и Nikon 24-70 мм f/2.8 на 24 мм. Выдержка: 1/400 секунды, f/2.8, ISO 2000

Не знаете точно какой свет будет использоваться, выбирайте режим «Авто». Auto WB экономит около 99% времени. Безусловно, что при съемке с предустановкой баланса белого обеспечивается лучшее качество изображения, но для этого нужно больше информации о качестве света, которой у фотографа обычно нет.

Nikon D3 и Nikon 24-70 мм f/2.8 на 24 мм. Выдержка: 1/250 секунды, f/2.8, ISO 1600

RAW или JPG

Nikon D800 и Nikon 24-70 мм f/2.8 на 32 мм. Выдержка: 1/80 секунды, f/2.8, ISO 3200

Снимайте в RAW. Сейчас можно с лихвой запастись дополнительными картами памяти и не экономить на размере снимков. Закончится одна карточка, вставите другую и без проблем продолжите работать. Если вы снимаете не в первый раз, уже имеется опыт подобной фотосъемки, можно выбрать режим RAW+JPG - это сэкономит время при постобработке и вы будете иметь исходный файл на случай непредвиденной необходимости внести правки по экспозиции уже после съемки.

Nikon D3 и Nikon 14-24 мм, f/2.8 на 24 мм. Выдержка: 1/500 секунды, f/2.8, ISO 1600

Надеемся, что приведенные в материале двенадцать изображений дадут вам хорошее представление о параметрах, которые используются профессиональными фотографами и послужат отправной точкой для создания своего собственного опыта и рабочих настроек для фототехники.

Nikon D3 и Nikon 14-24 мм f/2.8 на 14 мм. Выдержка: 1/40 секунды, f/2.8, ISO 3200

Nikon D3 и Nikon 70-200 мм f/2.8 на 200 мм. Выдержка: 1/250 секунды, f/2.8, ISO 3200

Поделиться: