Звуко буквенный разбор. Как делать звуко-буквенный анализ слова

Что такое звуко-буквенный анализ слова? Как правильно его делать? На уроках русского языка в начальных классах часто дают подобное задание, однако не все ученики успевают понять во время занятия, как правильно осуществлять разбор. Давайте внимательно изучим этот вопрос.

Для чего это нужно

В отличии от многих европейских языков, где «как слышится, так и пишется», в русском правила написания могут быть достаточно сложными. Почему, например, мы говорим «карова», а пишем «корова»? Вспомним о всеми любимом новогоднем дереве: почему «ёлка», а не «йолка»?

Казалось бы, сочетание букв даст такой же результат. А значит, ученик, не знающий правил написания слов и не понимающий смысла транскрипции, которую мы пишем при звуко-буквенном анализе, будет многие понятия записывать неверно.

Более того, умение писать и читать транскрипции очень пригодится при изучении иностранного языка, в частности - английского. Правила написания слов там весьма сложны - даже запутаннее, чем в нашем родном - а значит, не научившись разбирать содержимое квадратных скобок, вы не сможете и свободно разговаривать!

Первым делом

Первое, что требуется от школьника - написать транскрипцию. Она оформляется в Чем ещё она отличается от обычной записи слова? Во-первых, в ней отсутствует мягкий знак. Вместо привычного «ь» мягкость обозначается запятой справа сверху от согласной. Вы же помните, что гласные не обладают таким параметром?

Некоторые буквы совсем не встречаются в транскрипции: это «я», «ю», «е» и «ё». Вместо них будут использоваться либо обозначения из двух фонем: «й» + гласный, либо только их «парный» гласный. Вы замечали, что эти буквы легко заменить? «Е» - то же, что и «йэ», а «ю» можно представить как «йу». Именно это и требуется в транскрипции.

Пример

Давайте посмотрим на звуко-буквенный анализ слова «моряк». Здесь мы видим сразу несколько характерных деталей. Во-первых, это наличие безударной гласной «о», которая превратится в «а». Что ещё вы замечаете? Правильно, согласный «р» является мягким. Обозначим это запятой над буквой в соответствующем месте. Наконец, сама «я» превратится в «а» - вы же не слышите звука «й», когда произносите это слово?

Итак, напишем «моряк». Звуко-буквенный анализ представим в квадратных скобках справа: [мар’ак]. Вот и всё, первую часть задания мы выполнили!

Забегая вперед, укажем на ещё одну деталь: количество букв и звуков в слове может различаться. Например, в слове «сталь» будет 5 букв, но всего 4 звука. А вот «ящик» покажет с точностью противоположные результаты - четыре против пяти.

Характеристики фонем

Каждый из звуков, представленных в транскрипции, является фонемой. Все они обладают параметрами, которые вы должны научиться выделять.

Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, в зависимости от положения в слове. Например, в разобранном нами «моряке» «р’» является мягкой. А вот в слове «ров» та же буква будет представлена в качестве твердого «р».

Ещё одним показателем будет пара «звонкий-глухой». Помните, «Б-п», «в-ф», «г-к» и так далее. Одна из них является звонкой, а вторая - глухой. Некоторые фонемы могут быть только звонкими: это «р», «н», «м», «л». Такие звуки называются сонорными - в их образовании участвует носовая полость.

Обратите внимание, что при проведении звуко-буквенного анализа знаки, обозначающие звонкие фонемы, подвергаются оглушению в конце слова. Например, «гриб» предстанет в виде транскрипции как [гр’ип]. Узнаете омоним - аналогично звучащее слово? Сезонная болезнь - грипп - произносится точно так же.

Оформление

Чтобы преподаватель не придрался к оформлению задания, давайте посмотрим, как это делать в соответствии с правилами.

Запишите слово, которое требуется разобрать, с большой буквы. Теперь поставьте тире, а справа от него - открытую квадратную скобку. Когда вы составите транскрипцию, вы её сюда впишете. Не забудьте закрыть её симметричной квадратной скобкой.

Ниже, под исходным словом нужно вертикально написать все его фонемы - это те знаки, которые составляют транскрипцию. Обратите внимание, что при звуко-буквенном анализе согласная вместе с показателем мягкости составляет единую сущность! Например, в слове «река» - [р’эка] - первой фонемой будет не «р», а «р’». Обязательно запомните это.

Напротив каждой полученной фонемы - там, где мы написали их «в столбик» - укажите все их возможные параметры. Сюда относятся и мягкость-твердость, и противопоставление «звонкий-глухой». Напротив каждого знака напишите, соответственно, гласный он или согласный.

Слово «класс»

Давайте разберем ещё один пример. Выберем для проведения звуко-буквенного анализа слово «класс». Наша задача совсем проста. В транскрипции отличаться от оригинальной записи будет только концовка… Но мы ведь и не знаем, как представлять сдвоенные согласные! Ответ прост - вместо двух букв мы напишем одну.

Итак, «класс» предстанет перед нами как [клас]. Здесь «К» - твёрдый глухой согласный, «Л» - твёрдый и звонкий. Вслед за гласной «А» укажем «С» - твёрдый и глухой.

Не забудьте указать количество букв и количество звуков. Например, в последнем разобранном нами слове имеется 5 букв, но всего 4 звука. В целом, это всё, что нужно преподавателю в этом задании! Теперь выберите любой другой пример и сделайте звуко-буквенный анализ слова самостоятельно.

Усложнения

Когда вы подрастете, вы узнаете, что все гласные каждого существующего на планете языка, как и все согласные, сводятся к одной единственной табличке. Они обладают двумя параметрами: подъемом и рядом. Например, гласные «и», «ы» и «у» относятся к одному подъему и различаются рядом - соответственно, передним, средним и задним. И наоборот: «ы» и «а» - гласные одного ряда - среднего, а вот подъемом различаются. В первом случае он верхний, а во втором - нижний.

Если вы хотите связать свою жизнь с изучением языка - стать переводчиком, исследователем родной речи, преподавателем соответствующих предметов, то вам обязательно нужно будет выучить эти тонкости. Впрочем, это кажется сложным лишь на первый взгляд.

Заключение

Правильное выполнение данного задания поможет в дальнейшем разобраться и в иностранных языках. Во-первых, вы будете грамотнее писать. А помимо этого, вы сможете четче разграничивать звуки, что очень важно на первом этапе освоения нового для вас языка.

Выполняйте задания вовремя, и тогда учеба станет приносить больше удовольствия и отнимать меньше времени!

Звуко-буквенный анализ принято называть фонетическим . Он заключается в том, чтобы разделить заданное слово по слогам, поставить правильно ударение, выписать звуки, соответствующие буквам слова так, как они слышатся при произношении, и затем охарактеризовать отдельно каждый из них по установленной схеме. Причем звуков может быть больше, чем букв, а может быть и меньше. При этом, в разных областях страны результаты разбора одного и того же слова окажутся разными, поскольку произношение у жителей разных регионов иногда существенно отличается.

Необходимо:

— тетрадь;
— карандаш и ручка.

Инструкция:

  • Прежде, чем разобраться с тем, как сделать звуко-буквенный анализ, вспомним правила разбора . Итак, во-первых, производится орфографическая запись слова . Затем оно делится на слоги, ставится ударение. Третьим пунктом идет расставление переносов. Далее в столбик выписываем фонетическую транскрипцию слова, каждый звук характеризуем. После этого подытоживаем количество звуков и букв и отмечаем моменты, когда они не совпадают.
  • Поскольку звуко-буквенный анализ базируется на разборе характеристик звуков , вспомним некоторые важные моменты. Во-первых, буквы бывают гласные и согласные. Гласных букв в русском языке 10: «а », «о », «у », «ы », «э », «я », «ё », «ю », «и », «е ». Гласными являются звуки: «а », «о », «у », «ы », «э », «и ». Они бывают ударные и безударные. Буквы «я », «ё », «ю » и «е » имеют двойное звучание, если стоят впереди слова, после мягкого или твердого знака и после гласного звука. Именно поэтому остальные буквы и звуки – согласные. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Так, «й », «л », «м », «н », «р » — всегда звонкие , а «х », «ц », «ч », «щ » — всегда глухие . Звуки «ж », «ш », «ц » всегда твердые, а «й », «ч », «щ » всегда мягкие. Кроме этого, согласные звуки образуют шесть пар звонких и глухих согласных: «б-п », «в-ф », «г-к », «д-т », «ж-ш », «з-с ».
  • В качестве примера приведем звуко-буквенный разбор слова «приятели », который наглядно покажет, когда количество звуков больше , чем количество букв:

    Деление по слогам: при-я́-те-ли (в слове имеется четыре слога, ударение падает на второй слог)

    Перенос: при-я-те-ли

    п [п]
    р [р]
    и [и] – гласный, безударный.
    я [й] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.
    —[а] – гласный, ударный.
    т [т]
    е [е] – гласный, безударный.
    л [л] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.
    и [и] – гласный, безударный.

    В слове 8 букв и 9 звуков . Несовпадения: буква «я » обозначается двумя фонемами: «й » и «а ».

  • Разбор слова «дробь» является ярким примером случаев, когда напротив – количество звуков меньше , чем количество букв:

    Дробь (в слове одна гласная, а потому в ней один слог, и переносу слово не подлежит)д [д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный.
    р [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный.
    о [о] – гласный, ударный.
    б [п] – согласный, глухой, мягкий, парный.
    ь – не звука.В слове 5 букв и 4 звука . Несовпадения: буква «б » слышится как «п », а буква «ь » не имеет звучания.

  • И, наконец, фонетический разбор слова «похлебка » докажет, что бывает и полное соответствие количества букв и звуков:

    Похлебка. Деление по слогам: по-хле-бка (в слове имеется три слога, ударение падает на второй слог)Перенос: по-хлеб-ка п [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
    о [а] – гласный, безударный.
    х [х] – согласный, глухой, твёрдый, непарный.
    л [л] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.
    ё [о́] – гласный, ударный.
    б [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
    к [к] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
    а [а] – гласный, безударный.В слове 8 букв и 8 звуков . Несовпадения: буква «о » обозначает звук «а », буква «ё » имеет звучание «о », а буква «б » — «п ».

  • Приведенные примеры показывают, как делать звуко-буквенный анализ, принятый в средних общеобразовательных учреждениях. Как видно, ничего трудного в этом процессе нет, главное – опыт , знание правил и внимательность . В любом случае, всегда можно обратиться за помощью к справочникам по русскому языку . В частности, это могут быть и справочные интернет-источники, например,

Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова, необходимо придерживаться следующего плана:

  • Поставить в слове ударение и определить количество слогов в слове.
  • Выписать все буквы в слове, а напротив каждой буквы записать соответствующий ей звук.
  • Для каждого звука написать характеристику.
  • Записать транскрипцию слова, а также посчитать все буквы и звуки в слове.

Начинать разбор слова необходимо с постановки ударения в слове (необходимо правильно произнести слово). После этого определяют, сколько в слове слогов. Количество слогов и количество вариантов переноса слова - это не одно и то же. Количество слогов в слове совпадает с количеством гласных букв, именно поэтому, чтобы посчитать слоги, достаточно посчитать гласные буквы.
Затем необходимо записать все буквы в слове, а к каждой букве подобрать соответствующий ей звук (то, как буква произносится). Существуют буквы, которые не обозначают звуков - ь, ъ. Однако, если гласная находится в начале слова или гласная расположена после мягкого или твердого знака, то такая гласная будет обозначать сразу два звука. Звуки записываются в квадратных скобках.
После того, как все звуки выписаны, необходимо дать каждому звуку характеристику, то есть описать его. В русском языке звуки делятся на две большие группы: гласные и согласные. Гласные звуки делятся на ударные или безударные. Согласные звуки бывают твердые или мягкие (парные или непарные), звонкие или глухие (парные или непарные). Если звук мягкий, то над ним справа ставится черточка. Если звук парный, значит такой звук имеет себе пару, но только по данному признаку (например, если звук [б] - парный звонкий, то звук [п] - парный глухой).
В самом конце записывают транскрипцию слова в квадратных скобках. Транскрипция слова - это совокупность всех звуков, то, как мы произносим это слово. Завершается звуко-буквенный разбор написание количества всех букв и звуков.

Звуко-буквенный разбор слова "пять"

Пять - один слог (так как одна гласная буква), ударение на звук [а];
п - [п"] - согласный, мягкий парный, глухой парный;
я - [а] - гласный, ударный;
т - [т"] - согласный, мягкий парный, глухой непарный;
ь - [-];
[п"ат"] - транскрипция слова;
4 буквы, 3 звука.

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ

памятка

Буквы, обозначающие гласные звуки: А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

Гласные звуки в слове всегда обозначаются красным цветом.

А О У Ы Э указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук, который обозначается синим цветом.

Я Ё Ю И Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук, который обозначается зелёным цветом.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]

Всегда мягкие согласные: [Ч]. [Щ], [Й],

Всегда звонкие согласные: [М], [Н], [Л], [Р], [Й].

Всегда глухие согласные: [Х], [Ц], [Ч], [Щ].

Парные согласные: [Б]-[П] [В]-[Ф] [З]-[С] [Ж]-[Ш] [Г]-[К] [Д]-[Т]

Имеют 2 звука: Я Ё Ю Е (если:Стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука)

ВАРИАНТ ОТВЕТА У ДОСКИ:

ЯРКИЙ

1.В слове яркий ударение падает на гласную Я

2.Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ

3.В слове ЯРКИЙ две гласные буквы Я и И, поэтому два слога.

4.Буква Я имеет два звука (Й, А), потому что стоит впереди слова.(Й)-всегда мягкий, обозначаем зелёным цветом; Звук (А)-гласный, обозначаем красным цветом.

5.Буква ЭР- звук (Р).Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.

6.Буква КА-звук (Кь),обозначаем зелёным цветом, потому что гласный И указывает на мягкость впереди стоящего звука.

7.Буква И- звук (И). Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.

8.Буква Й-звук (Й). Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...

Памятки для звуко-буквенного анализа (2013 год)

Памятки для звуко-буквенного анализа для учащихся начальной школы. Такая памятка есть у каждого ученика в моем классе. В оформлении памятки использован иллюстративный материал из "Букваря" Р...

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.

Вконтакте

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков;
  • используется для передачи мыслей более 50;
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • звук;
  • слог;

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .

Фонетика — схема

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова — пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные;
  • гласные.

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Звуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат;
  • мягкие согласные – зеленый квадрат;
  • гласные – красный квадрат;
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
  • слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;

с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;

ё — [о] – гласный и ударный.

Фонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;

а — [а] – гласный и ударный;

з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;

е — [э] – гласный и неударный;

р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые — заканчиваются на гласный;
  • закрытые – на согласный;
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.

Поделиться: