Аффинное преобразование и его матричное представление. Преобразование декартовых прямоугольных координат на плоскости и в пространстве

5. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Вывод изображения на экран дисплея и разнообразные действия с ним, в том числе и визуальный анализ, требуют от пользователя известной геометрической грамотности. Геометрические понятия, формулы и факты, относящиеся прежде всего к плоскому и трехмерному случаям, играют в задачах компьютерной графики особую роль. Геометрические соображения, подходы и идеи в соединении с постоянно расширяющимися возможностями вычислительной техники являются неиссякаемым источником существенных продвижений на пути развития компьютерной графики, ее эффективного использования в научных и иных исследованиях. Порой даже самые простые геометрические методики обеспечивают заметные продвижения на отдельных этапах решения большой графической задачи.

5.1. Преобразования на плоскости и в пространстве

Для решения таких задач, как движение объектов и их частей, управления камерой применяются аффинные преобразования (АП), рассмотрим их основные свойства:

1) точки, лежащие на одной прямой, после преобразования лежат на одной прямой;

2) пересекающиеся прямые остаются пересекающимися, а параллельные – параллельными;

3) при АП пространства пересекающиеся плоскости остаются пересекающимися, параллельные – параллельными, а скрещивающиеся – скрещивающимися;

4) при АП сохраняются отношения площадей двух квадратов на плоскости и отношение объемов двух кубов в пространстве.

Аффинные преобразования на плоскости

Допустим, на плоскости задана прямолинейная координатная система. Тогда каждой точке М соответствует упорядоченная пара чисел (х ,у ) ее координат (рис. 5.1). Вводя на плоскости еще одну прямолинейную систему координат, мы ставим в соответствие той же точкеМ другую пару чисел – (х *,у *).

Переход от одной прямолинейной координатной системы на плоскости к другой описывается следующими соотношениями:

x* = α x+ β y+ λ ,

y* = γ x+ δ y+ µ ,

где α , β , λ , γ , µ , δ – произвольные числа, связанные неравенством

α β ≠ 0.

γ δ

Формулы (1) можно рассматривать двояко: либо сохраняется точка и изменяется координатная система (рис. 5.2) (в этом случае произвольная точка М остается той же, изменяются лишь ее координаты), либо изменяется точка и сохраняется координатная система (рис. 5.3) (в этом случае формулы (1) задают отображение, переводящее произвольную точкуM (x ,y ) в точкуМ *(х *,у *), координаты которой определены в той же координатной системе).

Рис. 5.1. Исходные

Рис. 5.2. Преобразова-

Рис. 5.3. Преобразова-

ние системы координат

ние точки

В дальнейшем мы будем рассматривать формулы (1) как правило, согласно которому в заданной системе прямолинейных координат преобразуются точки плоскости.

В аффинных преобразованиях плоскости особую роль играют несколько важных частных случаев, имеющих хорошо прослеживаемые геометрические характеристики. При исследовании геометрического смысла числовых коэффициентов в формулах (1) для этих случаев удобно считать, что заданная система координат является прямоугольной декартовой.

1. Поворот вокруг начальной точки на угол ϕ описывается формулами

x * = x cosϕ − y sinϕ ,

y * = x sinϕ + y cosϕ .

2. Растяжение (сжатие) вдоль координатных осей можно задать так:

x * = α x ,y * = δ y ,α > 0,δ > 0.

Растяжение вдоль оси абсцисс обеспечивается при условии, что α > 1, а сжатие – при 0 <α < 1.

3. Отражение (относительно оси абсцисс) задается при помощи

x *= x ,y *= − y .

4. Параллельный перенос обеспечивают соотношения

x* = x+ λ , y* = y+ µ .

Выбор этих четырех частных случаев определяется двумя обстоятельствами.

1. Каждое из приведенных выше преобразований имеет простой и наглядный геометрический смысл (геометрическим смыслом наделены и постоянные числа, входящие в приведенные формулы).

2. Как доказывается в курсе аналитической геометрии, любое преобразование вида (1) всегда можно представить как по-

следовательное исполнение простейших преобразований. Для эффективного использования этих известных формул в за-

дачах компьютерной графики более удобной является их матричная запись. Матрицы, соответствующие случаям А ,Б иВ , строятся легко и имеют соответственно следующий вид:

cosϕ

sinϕ

− sinϕ

cosϕ

−1

Однако для решения рассматриваемых далее задач весьма желательно охватить матричным подходом все четыре простейших преобразования (в том числе и перенос), а значит, и общее аффинное преобразование. Этого можно достичь, например, так: перейти к описанию произвольной точки плоскости, не упорядоченной парой чисел, как это было сделано выше, а упорядоченной тройкой чисел.

Однородные координаты точки

Пусть М – произвольная точка плоскости с координатамих иу , вычисленными относительно заданной прямолинейной координатной системы. Однородными координатами этой точки называется любая тройка одновременно неравных нулю чиселx 1 ,x 2 ,x 3 , связанных с заданными числамиx иy следующими соотношениями:

x 1/ x 3= x , x 2/ x 3= y .

При решении задач компьютерной графики однородные координаты обычно вводятся так: произвольной точке М (х ,у ) плоскости ставится в соответствие точкаМ *(х ,у , 1) в пространстве (рис. 5.4).

Заметим, что произвольная точка на прямой, соединяющей начало координат, точку O (0, 0, 0) с точкойM *(х ,у , 1), может быть задана тройкой чисел вида (hx ,hy ,h ).

Рис. 5.4. Однородные координаты

Будем считать, что h ≠ 0. Вектор с координатамиhx ,hy ,h является направляющим вектором прямой, соединяющей точки 0(0, 0, 0) иМ *(х ,у , 1). Эта прямая пересекает плоскостьz = 1 в точке (х ,у , 1), которая однозначно определяет точку (х ,у ) координатной плоскостиху.

Тем самым между произвольной точкой с координатами (х ,у ) и множеством троек чисел вида (hx ,hy ,h ) приh ≠ 0 устанавливается (взаимно однозначное) соответствие, позволяющее считать числаhx ,hy ,h новыми координатами этой точки.

В проективной геометрии для однородных координат принято следующее обозначение: x :у : 1 илиx 1 :x 2 :x 3 (числаx 1 ,x 2 ,x 3 одновременно в ноль не обращались).

Применение однородных координат оказывается удобным уже при решении простейших задач, например, масштабирования:

1) точку с однородными координатами (0.5; 0.1; 2.5) h=1 нельзя представить целыми координатами, но, например, при выборе h= 10 получаем (5; 1; 25);

2) чтобы результаты преобразования не приводили к арифметическому переполнению, для точки с координатами

(80000;40000;1000) можно взять, например, h= 0,001. В ре-

зультате получим (80;40;1).

Приведенные примеры показывают полезность использования однородных координат при проведении расчетов. Однако основной целью введения однородных координат в компьютерной графике является их несомненное удобство в применении к геометрическим преобразованиям.

При помощи троек однородных координат и матриц третьего порядка можно описать любое аффинное преобразование плоскости.

В самом деле, считая h = 1, сравним две записи: помеченную символом * и следующую, матричную:

{x *y * 1}= {x y 1}

Нетрудно заметить, что после перемножения выражений, стоящих в правой части последнего соотношения, мы получим обе формулы (1) и верное числовое равенство 1 ≡ 1. Тем самым сравниваемые записи можно считать равносильными.

Элементы произвольной матрицы аффинного преобразования не несут в себе явно выраженного геометрического смысла. Поэтому, чтобы реализовать то или иное отображение, то есть найти элементы соответствующей матрицы по заданному геометрическому описанию, необходимы специальные приемы. Обычно построение этой матрицы в соответствии со сложностью рассматриваемой задачи разбивают на несколько этапов.

На каждом этапе находят матрицу, соответствующую тому или иному из выделенных выше случаев А ,Б ,В илиГ , обладающих хорошо выраженными геометрическими свойствами.

Выпишем соответствующие матрицы третьего порядка.

А. Матрица вращения (rotation)

Б. Матрица растяжения

cosϕ

sinϕ

(сжатия) (dilatation)

cosϕ

= − sinϕ

Г. Матрица переноса (translation)

В. Матрица отражения (re-

− 1 0 .

Рассмотрим примеры аффинных преобразований плоскости.

Пример 1. Построить матрицу поворота

вокруг точки А(a, b) на угол ϕ (рис. 5.5).

А (-а ,

совмещения центра

поворота

координат.

2-й шаг. Поворот на уголϕ .

A(a,

Рис. 5.5. Поворот

возвращения центра поворота в прежнее положение; матрица соответствующего преобразования.

cosϕ

sinϕ

= − sinϕ

cosϕ

−A

−a

−b

Перемножим матрицы в том же порядке, как они выписаны: . В результате получим, что искомое преобразование (в матричной записи) будет выглядеть следующим образом:

sinϕ

sinϕ

{x *y * 1}= {x y 1}×

− sinϕ

cosϕ

− a cosϕ + b sinϕ + a

− a sinϕ − b cosϕ + b

Элементы полученной матрицы (особенно в последней строке) не так легко запомнить. В то же время каждая из трех перемножаемых матриц по геометрическому описанию соответствующего отображения легко строится.

Пример 2. Построить матрицу растяжения с коэффициентами растяженияα вдоль оси абсцисс иβ вдоль оси ординат и с центром в точке А(а, b).

1-й шаг. Перенос на вектор А (-а , -b ) для совмещения центра растяжения с началом координат.

2-й шаг. Растяжение вдоль координатных осей с коэффициентамиα иβ соответственно.

3-й шаг. Перенос на векторА (а ,b ) для возвращения центра растяжения в прежнее положение; матрица соответствующего преобразования.

Аффинным преобразованием б называется такое преобразование плоскости, которое всякую прямую переводит в прямую и сохраняет отношение, в котором точка делит отрезок.

На рис.1: L"= б(L), A"=б(A), B"=б(B), C"=б(C), |

Преобразования - движение и подобие - являются частными случаями аффинных, так как в силу свойств движения и подобия для них выполнены все требования определения аффинных преобразований.

Приведем пример аффинного преобразования, не сводящегося к ранее рассмотренным. С этой целью сначала рассмотрим параллельное проектирование плоскости на плоскость.

Пусть даны плоскости: w и w1 прямая l (направление проектирования), не параллельная ни одной из этих плоскостей (рис.2). Точка Аєw называется проекцией точки А1єw1, если АА1||l , то прямая АА1 называется проектирующей прямой. Параллельное проектирование представляет собой отображение плоскости w1 на w.

Отметим следующие свойства параллельного проектирования.

1) Образом всякой прямой а1 является прямая.

В самом деле, прямые, проектирующие точки прямой а1, образуют плоскость (она проходит через а1 параллельно l), которая при пересечении с w дает образ прямой а1 - прямую а(рис.2).

2) Отношение, в котором точка делит отрезок, сохраняется, т.е.

Сразу следует из теоремы о пересечении сторон угла параллельными прямыми.

Перейдем непосредственно к построению примера аффинного преобразования.

Возьмем два экземпляра плоскости w и один из них переместим в другое положение w1(рис.3). Новое положение какой-либо точки Аєw обозначим А1єw1. Теперь плоскость w1 спроектируем в каком-нибудь положении на w, проекцию точки А1 обозначим А".

Получилось преобразование плоскости w на себя, при котором. В силу симметричных свойств параллельного проектирования для данного преобразования выполняются оба требования определенного аффинного преобразования, следовательно, построенное сейчас преобразование -перспективно- аффинное.

3)Основная теорема. Каковы бы ни были 2 аффинных репера и, существует единственное аффинное преобразование, которое первый переводит во второй.

Существование. Рассмотрим преобразование а, которое произвольную точку А, имеющую в репере R координаты (х,у), переводит в точку А", имеющую в репере R" те же координаты (рис.4). Очевидно, что а(R)=R". Покажем, что а - аффинное преобразование.

Образом прямой l, имеющей в репере R уравнение ах+ву+с=0, будет линия l", которая в R" имеет то же самое уравнение. Значит, l"- прямая(рис.5). Следовательно, образом произвольной прямой является прямая.

Пусть теперь точка С(х,у) делит отрезок, соединяющий точки А(х1,у1), В(х2,у2) в отношении

А так как образы этих точек- А",В",С" имеют те же координаты(в другой системе), то и, следовательно,

Итак для преобразования б выполнены оба требования определения, значит б- аффинное преобразование.

Единственность доказательства от противного. Пусть существует два аффинных преобразования б1 и б2, при которых. Тогда найдется такая точка А, что, где (рис.6). Обозначим через К точку пересечения прямых ОА и Е1Е2(если эти прямые параллельны, то надо взять Е1А, ОЕ2, если и эти прямые параллельны, надо взять Е2А и ОЕ1). Так как, то образом точки К будет точка К"1-точка пересечения прямых. В силу определения аффинного преобразования:

Аналогично для преобразования б2.

Таким образом

Первое из этих равенств показывает, что точки К"1 и К"2 совпадают, а тогда из второго следует А"1=А"2, что противоречит А. Полученное противоречие доказывает теорему.

Основную теорему можно сформулировать иначе: каковы бы ни были два треугольника, существует единственное аффинное преобразование, переводящее один в другой.

Доказанная основная теорема делает понятие аффинного преобразования конструктивным. Аффинное преобразование задается парой произвольных аффинных реперов.

4)Уравнения аффинного преобразования получаются из основной теоремы и формул преобразования аффинных координат точно так же, как и уравнения движения и подобия. Пусть даны два репера и (рис. 7).

получаются уравнения:

Эти уравнения записаны в аффинной системе координат. В частности они действуют и в прямоугольных декартовых координатах.

Глава 1. Дополнение. Преобразование декартовых прямоугольных координат на плоскости и в пространстве. Специальные системы координат на плоскости и в пространстве.

Правила построения систем координат на плоскости и в пространстве рассмотрены в основной части Главы 1. Были отмечены удобства применения прямоугольных систем координат. При практическом использовании средств аналитической геометрии часто возникает необходимость преобразовать принятую систему координат. Обычно это диктуется соображениями удобства: упрощаются геометрические образы, нагляднее становятся аналитические модели и используемые при вычислениях алгебраические выражения.

Построение и использование специальных систем координат: полярных, цилиндрических и сферических диктуется геометрическим смыслом решаемой задачи. Моделирование при помощи специальных систем координат часто облегчают разработку и использование аналитических моделей при решении практических задач.

Результаты, полученные в Дополнении Главы 1, будут использоваться в линейной алгебре, большая часть – в математическом анализе и в физике.

Преобразование декартовых прямоугольных координат на плоскости и в пространстве.

При рассмотрении задачи построения системы координат на плоскости и в пространстве отмечалось, что систему координат образуют пересекающиеся в одной точке числовые оси: на плоскости требуются две оси, в пространстве – три. В связи с построением аналитических моделей векторов, введением операции скалярного произведения векторов и решением задач геометрического содержания было показано, что применение прямоугольных систем координат наиболее предпочтительно.

Если рассматривать задачу преобразования конкретной системы координат абстрактно, то в общем случае можно было бы допускать произвольное перемещение в заданном пространстве осей координат с правом произвольного переименования осей.

Мы будем исходить из первичного понятия системы отсчета , принятого в физике. Наблюдая движение тел, было обнаружено, что движение изолированного тела не может быть определено само по себе. Нужно иметь ещё хотя бы одно тело, относительно которого наблюдается движение, то есть изменение его относительного положения. Для получения аналитических моделей, законов, движения с этим вторым телом, как с системой отсчёта, связали систему координат, причём так, что система координат представляла собой твёрдое тело !

Так как произвольное перемещение твёрдого тела из одной точки пространства в другую может быть представлено двумя независимыми движениями: поступательное и вращательное, то варианты преобразования системы координат ограничили двумя движениями:

1). Параллельный перенос: следим только за одной точкой – точкой .

2). Вращение осей системы координат относительно точки : как твёрдого тела.

Преобразование декартовых прямоугольных координат на плоскости .

Пусть имеем на плоскости системы координат: , и . Система координат получается параллельным переносом системы . Система координат по­лу­ча­ется вращением системы на угол , причём за положительное направление вращение принято вращение оси против часовой стрелки.

Определим для принятых систем координат базисные векторы. Так как система получена параллельным переносом системы , то для обеих этих систем примем базисные векторы: , причём единичные и совпадающие по направлению с осями координат , , соответственно. Для системы в качестве базисных векторов примем единичные векторы , совпадающие по направлению с осями , .

Пусть задана система координат и в ней определена точка = . Будем считать, что перед преобразованием имеем совпадающие системы координат и . Применим к системе координат параллельный перенос, определяемый вектором . Требуется определить преобразование координат точки . Воспользуемся векторным равенством: = + , или:

Проиллюстрируем преобразование параллельного переноса известным в элементарной алгебре примером.

Пример Д 1 : Задано уравнение параболы: = = . Привести уравнение этой параболы к простейшей форме.

Решение :

1). Воспользуемся приёмом выделения полного квадрата : = , которое легко представить в виде: –3 = .

2). Применим преобразование координат – параллельный перенос : = . После этого уравнение параболы принимает вид: . Это преобразование в алгебре определяют так: парабола = получена смещением простейшей параболы вправо на 2, и вверх на 3 единицы.

Ответ: простейшая форма параболы: .

Пусть задана система координат и в ней определена точка = . Будем считать, что перед преобразованием имеем совпадающие системы координат и . Применим к системе координат преобразование вращения так, что относительно исходного своего положения, то есть относительно системы оказывается повёрнутой на угол . Требуется определить преобразование координат точки = . Запишем вектор в системах координат и : = .

В то же время для любого угла имеем: что достаточно просто наблюдаем из рисунка. Тогда: = . Последнее может быть записано в виде: = . Из векторного равенства получаем преобразование координат для точки : .Нарушение авторских прав и

Как можно догадаться - с пространством всё тоже самое, что и с плоскостью. Все правила, которые касались АП в однородных координатах на плоскости, сохраняются и в пространстве, все проблемы, что были на плоскости, остаются и в пространстве. Можно предположить, что все эти правила действительны и для любого n-мерного пространства. Что надо хорошо помнить: есть разные понятия: радиус-вектор по сути – это точка в КГ, а свободный вектор – это просто направление, и третье понятие – нормаль. Преобразования для них определяют по-разному. В пространстве всё также, причём в пространстве это более актуально, т.к. в трёхмерной графике много задач, которые не часто или вообще не встречаются на плоскости.

Итак, в пространстве имеем три координаты x,y,z и дополнительно вводится координата W для получения свойства однородности. Также для АП принимаем, что W=1 и тогда (x, y, z) = ( , ).

Преобразования в общем случае можно представить в виде скалярного произведения вектора – строки на матрицу преобразования – слайд 29:

В матрице 12 коэффициентов. Блок (3х3) (как в 2D блок (2х2)) отвечает за преобразования - поворот, масштабирование… Нижняя строка отвечает за параллельный перенос, правый столбик должен отвечать за перспективные преобразования, но пока эти вопросы рассматривать не будем. Матрицы преобразования имеют аналогичный вид и смысл - (слайд 30)

и повороты - (слайд 31)

Если вспомнить пример поворота точки, то в пространстве выполнить это так же просто нельзя. Поворот, рассмотренный на плоскости, по существу был выполнен вокруг оси Z, и если надо выполнить поворот какой-то точки в пространстве, то его нельзя задать однозначно простым действием. Он будет описываться посредством трёх матриц – вокруг оси Z, оси Х, оси У, т.е. его надо будет разбить на ряд отдельных действий – на три составных.

Ещё одно замечание – определитель матрицы равен 1. Это означает, что в процессе поворота объект не поменяет своих размеров и не претерпеет какой-либо деформации, т.е. ведёт себя как твёрдое тело. Этому телу можно задавать необходимую ориентацию в пространстве. Тоже можно сказать и о параллельном переносе.

Имеется более универсальный способ осуществления поворота относительно произвольной оси, проходящей через начало координат. Матрица такого преобразования построена на КВАТЕРНИОНАХ и приведена ниже:

С кватернионами следует познакомиться самостоятельно!

Замечание о кватернионах.

При выводе последнего соотношения использовалось понятие о кватернионах. Это система гиперкомплексных чисел (предложена в 1843 г. Гамильтоном, в то время - гл. астрономом Англии).

Кватернион – это пара (а, ū ). а - скаляр, вещественное число. ū - вектор трёхмерного пространства. Кватернионы образуют систему (ряд) гиперкомплексных чисел, подобную другим числовым рядам. Если коротко – то это 4-х компонентная математическая абстракция со своими свойствами и правилами выполнения операций сложения и умножения. Кватернион в общем виде можно представить как сумму a+bi+cj+dk, где a,b,c,d – вещественные числа, а i,j,k – несократимые мнимые единицы, причём для них определено, что

i 2 =j 2 =k 2 =ijk= -1;

Примеры числовых рядов:

Натуральные: 1,2,3,4,5….

Целые: 0,1,-1,2,-2,…

Рациональные: 1;-1;1/2; 0,12,..

Вещественные: рациональные + ирац.: π, е, ,….

Комплексные: -1; ½; π; 3i+z; -еiπ/3;… (включают в себя все предшедствующие)

Кватернионы: 1; -1; 1/2; I; j; k; πj-1/2k; …

9. Пример трёхмерного преобразования – построение матрицы камеры - (слайд 34)

Достаточно часто требуется изменение наблюдения на сцену. Т.е. имеется некоторая сцена и требуется изменить наблюдение на эту сцену с помощью матрицы трёхмерного преобразования.

Считаем, что виртуальный наблюдатель (камера) находится в некоторой точке “C” в ортогональной системе координат U,V,N

и есть другая система координат – X,Y,Z (мировая). Мировые координаты описывают истинное положение объектов в пространстве. Экранная система координат предназначена для синтеза (создания) изображения на к.-л. плоскость. Эта система может быть двумерной и трёхмерной. Различают так же другие системы координат как системы устройств изображения, осуществляющие вывод изображения в заданной форме.

Проекция - способ отображения объекта на графическом устройстве: экране, бумажном, тканном или другом материальном носителе на плоскости или поверхности.

Будем считать, что обе системы координат правосторонние, и та, что в камере и мировая. Это означает, что ось Z смотрит на нас. Все векторы направлений нормированы и, что естественно, ортогональны. Это требуется для сокращения набора вычислений. Камеру С должно рассматривать как некоторую одноразовую, однократно задаваемую в программе абстракцию. Её можно заранее настроить, а затем применить ко всем объектам.

Что значит настроить? Настроить – это значит ортонормировать все векторы и согласовать их с векторами – направлениями в другой СК. А дальше применять так долго, как это потребует обстановка.

Что будем искать? Будем искать такое преобразование, которое переводит объект из мировой системы координат в систему координат наблюдателя.

Как будем делать?

Сначала перенесём камеру в начало координат Мировой СК на (- C z), (- C y), (- C x); затем повернём, причем таким образом, что бы оси -U совпала с осью X, V совпала с осью Y и ось N c осью Z; т.е. будем искать матрицу преобразования в виде: перенос-поворот.

Поскольку камера находится в позиции точка “C” с координатами (x,y,z), то необходимо выполнить обратный её перенос: матрица переноса показана на слайде 33.

где Т – матрица переноса

Тема этого выпуска задание аффинного преобразования в матричной форме. Эта тема, по сути, является обобщением всего, что было сказано ранее.

Определение. Преобразование плоскости называется аффинным , если

  • оно взаимно однозначно;
  • образом любой прямой является прямая.

Преобразование называется взаимно однозначным , если

  • разные точки переходят в разные;
  • в каждую точку переходит какая-то точка.

Однородные координаты

Если рассмотреть параллельный перенос, то оказывается, что для его задания матрицы 2x2 уже недостаточно. Но его можно задать с помощью матрицы размера 3x3. Появляется вопрос, откуда взять третью координату у двумерной точки?

Определение. Однородные координаты - координаты, обладающие тем свойством, что определяемый ими объект не меняется при умножении всех координат на одно и то же число.

Однородными координатами вектора (х, у) является тройка чисел (x", y", h) , где х = х" / h, у = y"/h, а h - некоторое вещественное число (случай, когда h = 0 является особым).

Прим. Данные координаты не позволяют однозначно задать точку плоскости. Например, (1 , 1, 1) и (2, 2, 2) задают одну и ту же точку (1, 1) . Предлагается взять набор (x, y, 1) , который будет описывать все точки плоскости.

Матрица преобразования для однородных координат имеет размер 3х3. Рассмотрим некоторые преобразования в однородных координатах.

Сжатие/растяжение

Это преобразование умножает соответствующие координаты точек на коэффициенты масштабирования по осям: (x, y ) -> (a x * x , a y * y ) . Матрица преобразования запишется следующим образом:

[ a x 0 0 ]

Где a x – растяжение по оси x ,

a y – растяжение по оси y .

Прим. Можно заметить, что при отрицательных значениях коэффициентов сжатия/растяжения происходит отражение относительно соответствующих осей. Этот случай можно включить в данное преобразование, а можно вынести в отдельное, сказав, что коэффициенты масштабирования принимают только положительные значения.

Поворот


Матрица поворота 2x2 была подробно разобрана ранее. Теперь она дополняется строкой и столбцом:

[ -sin(phi)cos(phi) 0]

Прим. При угле phi = п эта матрица задает центральную симметрию относительно начала координат, которая является частным случаем поворота. Можно заметить, что такую симметрию можно задать с помощью преобразования сжатия/растяжения (допуская отрицательные коэффициенты масштабирования).

Параллельный перенос


Исходный вектор (x, y ) переходит в (x + t x, y + t y ) . Матрица преобразования запишется следующим образом:

[ 1 0 0]

[ t x t y 1]

Отражение


Как говорилось в примечании к преобразованию сжатия/растяжения, отражения получаются следующим образом:

[-10 0]


отражение относительно оси x


отражение относительно оси y

Общий вид аффинного преобразования

Матрица 3x3, последний столбец которой равен (0 0 1) T , задает аффинное преобразование плоскости:

[ * * 0]

[ * * 0]

[ * * 1]

По одному из свойств, аффинное преобразование можно записать в виде:

f (x ) = x * R + t ,

где R – обратимая матрица 2 x2, а t – произвольный вектор. В однородных координатах это запишется следующим образом:

[ R 1,1 R 1,2 0 ]

[ R 2,1 R 2,2 0 ]

[ t x t y 1 ]

Если умножить вектор-строку на эту матрицу получаем результат преобразования:

[ xy1 ] *[ R 1,1 R 1,2 0 ]

[ R 2,1 R 2,2 0 ]

[ t x t y 1 ]

[ x’y’1 ]+[ t x t y 1 ]

При этом [ x ’ y ’ ]= R *[ x y ]

Прим. Любопытный читатель уже задал себе вопрос: в чем смысл определителя матрицы R? При аффинном преобразовании площади всех фигур изменяются в | R|. (Можно строго доказать это с точки зрения математики, но здесь этот факт приводится без доказательства.)

Т.о. аффинное преобразование представляется в виде композиции некоторого преобразования, задаваемого матрицей R , и параллельного переноса. Разберем более подробно природу этой матрицы и возможности, которые она нам дает.

Матрица R определяет новый базис плоскости. Т.е. вектор (1, 0) переходит в (R 1,1, R 1,2 ), вектор (0, 1) переходит в (R 2,1, R 2,2 ). Новый базис это строки матрицы R .

Пример.


При отражении относительно оси y , базисный вектор по оси ординат сохраняется, а по оси абсцисс переходит в (-1, 0) . Т.о. матрица R будет выглядеть следующим образом:


Теперь становится ясно, что кроме вышеперечисленных преобразований, с помощью аффинного преобразования можно получить скос:


Выше приведены базовые сведения о таком мощном инструменте, как аффинное преобразование. Остается много вопросов: какой подкласс аффинных преобразований сохраняет углы между прямыми? Как можно представить аффинное преобразование в виде композиции нескольких подклассов? Как задавать более сложные преобразования, например, осевая симметрия относительно произвольной прямой?

Ответы на эти вопросы и более детальное рассмотрение аффинного преобразования будут приведены отдельно, в качестве раздела курса теоретической геометрии.

Остановимся на практической реализации аффинного преобразования в виде демонстрационной программы. К возможностям приложения, демонстрирующего поворот плоскости мышью, добавляются функции параллельного переноса при нажатой клавише CTRL .

Т.к. эта статья является завершающей в данном разделе, код демонстрационного приложения должен быть соответствующим. Давайте попробуем разобраться, какие блоки нужны в графическом приложении, параллельно рассматривая, как они реализованы в данной программе:

  • блок, в котором происходит создание окна и обрабатываются сообщения операционной системы, реализован в файл emain . cpp
  • графический движок, выполняющий отрисовку изображения, класс Engine
  • прослойка, необходимая для преобразования логических координат в оконные и обратно, класс Viewport
  • объект, отвечающий за реакцию на действия пользователя, класс Action

В приведенном примере реализованы эти функциональные блоки, с подробными комментариями.

Поделиться: