Учет затрат по содержанию социальной сферы. Учет объектов, относящихся к социальной сфере, в мсфо

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение классификации расходов, издержек и затрат производства. Понятие, состав и методы оценки незавершенного производства, его отражение в финансовом и управленческом учете. Учет косвенных затрат и особенности учета затрат вспомогательных производств.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2014

    Понятие и сущность учета затрат предприятия. Классификация учета затрат на производство продукции, работ и услуг и принципы его организации. Рассмотрение и изучение расходов по экономическим элементам. Расходы на обслуживание производства и управление.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Характеристика видов производств и их влияние на организацию учета затрат на производство. Учет затрат на производство по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Цели и задачи учета незавершенного производства и прочих расходов организации.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2012

    Сущность и содержание системы "стандарт-кост", методология учета затрат и накладных расходов. Реквизиты ЗАО "ИПК Парето-Принт", организация бухгалтерского учета и оценка финансового состояния. Недостатки ведения учета в организации и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Теоретические основы организации учета затрат и исчисления себестоимости. Задачи учета затрат на производство и общая схема учета затрат. Группировка статей затрат коммерческих расходов. Первичные документы по учету затрат и исчислению себестоимости.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2019

    Понятие себестоимости и задачи учета затрат. Состав, классификация и методы учета затрат на производство и реализацию продукции. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на энергопредприятиях. Номенклатура статей расходов.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Понятие "затраты" и их классификация. Правила принятия расходов организации к бухгалтерскому учету. Анализ уровня учета производственных затрат на предприятии. Особенности ведения их синтетического и аналитического учета и пути его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Затраты в управленческом учете. Значение затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО "Биохимик". Группировка затрат по экономическому содержанию и статьям калькуляции. Учет накладных расходов. Сводный учет затрат.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2008


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 5
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ
РАСХОДОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 19
3 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ, СПИСАНИЕ
ЗАТРАТ ПО СОДЕРЖАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 22
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И МЕТОДИКИ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ ПО СОДЕРЖАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Организация бухгалтерского учета в сфере отражение издержек обращения, как основополагающее экономической стабильности предприятия представляет собой основной задачей предприятий общественного питания. Актуальность темы отчет об издержках обращения и наконец, Баланс предприятия, эти документы как никто яснее покажет насколько актуальна и не проста тема учета социальных издержек обращения. Составление документов по многочисленным статьям: Штрафы за простой товаров, финансовые санкции государственных налоговых служб за неправильное хранение товаров, издержки на судебные дела при краже товарно-материальных ценностей предприятия и дебиторская задолженность, лишь безмолвно скажут о ликвидации либо об экономическом подъеме предприятия. В документах это голые цифры, но для профессионального бухгалтера они будут выглядеть как точный план к действию.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что необходимо подробно изучить вопросы учета издержек обращения на предприятиях общественного питания, выделение из всего многообразия теоретической литературы главные аспекты и особенности учета затрат.
Цель работы является рассмотрение оранизации учета затрат социальной сферы и определение пути усовершенствования.

1. Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 г.
2. К. Друри. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 1998г. – 783 с.
3. Ивашкевич В.В. Бухгалтерский и управленческий учет. – М.: Юристъ, 2003. – 618с.
4. Попова Л.А., Торшаева Ш.М., Управленческий учет. 13 шагов к успеху. Испытай себя. Сборник задач. Караганда, 2001. – 150с.
5. Радостовец В.К. финансовый и управленческий учет на предприятии. Раздел 2. Алматы,1997г.
6. К.Друри. Управленческий учет для бизнес – решений. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 655с.
7. Гущина И.Э., Балакирева Н.М. Управленческий учет. Основы теории и практики. – М.: КНОРУС, 2004. – 192с.
8. Карпова Т.П. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 392с.
9. Бухгалтерский управленческий учет / Под ред. Кизилова А.Н., Богатой И.Н. – Ростов – на - Дону, 2005. – 380с.
10. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 496с.
11. Рой Вандер Вил, В. Палий. Управленческий учет. ИНФРА – М. 1997. – 480с
12. Хонгрен Ч.Т., Дж. Фостер. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2000. – 416с.
13. Управленческий учет. Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК – Пресс, 1999. – 512с.
14. Попова Л.А., Торшаева Ш.М., Управленческий учет. 130 шагов к успеху. Проверь себя. – Караганда, 2002. – 164с.

На балансе многих промышленных предприятий имеются объекты социально-культурной сферы. В нашей статье мы рассмотрим бухгалтерский учет и налогообложение услуг, оказываемых этими объектами. Для спорных ситуаций приведем арбитражную практику.

Бухгалтерский учет

Затраты, связанные с оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами, в состав которых включаются состоящие на балансе предприятия объекты социально-культурной сферы (дворцы культуры, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы и т. п.), отражаются на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Выручка за услуги объектов социально-культурной сферы отражается на счете 90 субсчет "Выручка" в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации". Делается это в том периоде, в котором услуги оказаны.

Правда, работникам предприятия некоторые услуги (полностью или частично) могут оказываться бесплатно. Тогда стоимость таких услуг (иначе говоря, неполученная выручка) списывается на счет 91 субсчет "Прочие расходы".

ПРИМЕР 1

На балансе ОАО "Вымпел" находится физкультурно-оздоровительный комплекс "Волна". В июне этот комплекс оказал услуги на сумму 1 108 000 руб. Услуги комплекса оплачены: наличными - 208 000 руб.; по безналу - 400 000 руб.; за счет удержаний из зарплаты сотрудников ОАО "Вымпел" - 200 000 руб. Услуги на 300 000 руб. были оказаны работникам ОАО "Вымпел" бесплатно.

Расходы комплекса в июне составили:
- амортизация основных средств, использованных при оказании услуг, - 150 000 руб.;
- использованные материалы - 200 000 руб.;
- зарплата работников комплекса (с учетом ЕСН и страховых взносов) - 100 000 руб.

В соответствии с учетной политикой ОАО "Вымпел" на счет учета затрат по физкультурно-оздоровительному комплексу относятся: общепроизводственные расходы - 124 000 руб.; общехозяйственные расходы - 300 000 руб.

В бухгалтерском учете ОАО "Вымпел" в июне будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02
- 150 000 руб. - начислена амортизация;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10
- 200 000 руб. - использованы материалы;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 70 (69)
- 100 000 руб. - начислена зарплата (с учетом ЕСН и страховых взносов);

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 25
- 124 000 руб. - списаны общепроизводственные расходы;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 26
- 300 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
- 208 000 руб. - оплачены услуги в кассу;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 400 000 руб. - оплачены услуги по безналичному расчету;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 62
- 200 000 руб. - отражена стоимость услуг, которая удерживается из зарплаты работников ОАО "Вымпел";

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73
- 200 000 руб. - удержано за услуги из зарплаты работников ОАО "Вымпел";

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 62
- 300 000 руб. - списана стоимость услуг, оказанных сотрудникам ОАО "Вымпел" бесплатно.

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость

Этим налогом не облагаются услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Правда, в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сделана оговорка: эти услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость, если их оказывает организация, которая получила лицензию на свою деятельность. На этом основании налоговики требуют доначислить НДС на стоимость оказываемых детям услуг, если у предприятия отсутствует лицензия (см. письмо УМНС России по г. Москве от 28 ноября 2003 г. № 24-11/66585, от 8 августа 2003 г. № 28-11/43486).

А вот Минфин России, давая разъяснения по вопросу применения льготы, не указывает, что наличие лицензии является необходимым условием получения льготы (см. письма Минфина России от 14 октября 2004 г. № 03-04-11/166 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-05/02). Так нужна ли лицензия для того, чтобы можно было воспользоваться льготой по НДС?

Обратимся к Положению о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796). В подпункте "а" пункта 2 этого Положения установлено, что лицензию не нужно получать на проведение разовых лекций, стажировок, семинаров и другого обучения, по итогам которого не проводится аттестация и не выдаются документы об образовании или квалификации. Поэтому такие занятия с детьми не облагаются НДС и без лицензии.

Отметим, что с таким выводом согласны и арбитражные суды (см. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. № А56-11012/04, от 15 июня 2004 г. № А05-12688/03-20).

ПРИМЕР 2

Воспользуемся данными примера 1.

Напомним, что в июне физкультурно-оздоровительный комплекс оказал услуги на сумму 1 108 000 руб. При этом выручка за услуги, оказанные несовершеннолетним детям (занятия в бассейне, детские кружки), составила 400 000 руб.; за иные услуги - 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.).

В учете ОАО "Вымпел" бухгалтер отразит:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка от оказания услуг, облагаемых НДС"
- 708 000 руб. - отражена выручка за услуги, облагаемые НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 108 000 руб. - начислен НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка от оказания услуг, не облагаемых НДС"
- 400 000 руб. - отражена выручка за услуги, оказанные несовершеннолетним детям, которая не облагается НДС.

Налог на прибыль

Если объекты социально-культурной сферы являются обособленными подразделениями предприятий, то налоговую базу по ним нужно определять отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Таково требование статьи 275.1 Налогового кодекса РФ.

Если по обособленному подразделению получен убыток, он принимается в целях налогообложения прибыли, если одновременно выполняется три условия:

1) стоимость услуг, оказываемых такими объектами, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями;

2) расходы на содержание объектов не превышают расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями;

3) условия оказания услуг объектом существенно не отличаются от аналогичных условий специализированных организаций.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то убыток, полученный предприятием по объектам социально-культурной сферы, можно перенести на срок, не превышающий 10 лет. Причем на его погашение можно будет направлять лишь прибыль, полученную при осуществлении социально-культурной деятельности.

Как мы уже говорили выше, некоторые услуги могут оказываться работникам предприятия бесплатно. И стоит отметить, что расходы по ним не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия. Это следует из пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Налог на доходы физических лиц

Услуги, оказанные работникам предприятия бесплатно, считаются их доходом в натуральной форме. Поэтому стоимость таких услуг (причем по их рыночной стоимости) включается в налогооблагаемый доход работников (п. 1 ст. 211 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР 3

Воспользуемся данными предыдущих примеров.

Предположим, что рыночная стоимость услуг, оказанных физкультурно-оздоровительным комплексом работникам предприятия бесплатно, составляет 300 000 руб. Причем на каждого работника приходится доход по 6000 руб.

Тогда в учете предприятия бухгалтер сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"
- 780 руб. (6000 руб. x 13%) - начислен налог на доходы физических лиц (с каждого работника, которому были бесплатно оказаны услуги);

ДЕБЕТ 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 72 000 руб. (300 000 руб. x 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

Со стоимости услуг, оказанных работникам бесплатно, данные платежи начислять не нужно. Потому что расходы по оказанию таких услуг не принимаются в целях налогообложения прибыли (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ).

ЕСЛИ ФИРМА ОКАЗЫВАЕТ РАЗНЫЕ УСЛУГИ

Причем часть из них может облагаться НДС, а другая - нет. Тогда организации нужно вести раздельный учет затрат по таким услугам (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Иначе она не сможет предъявить к вычету из бюджета "входной" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при оказании услуг, облагаемых НДС (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

РАСХОД НЕ ПРИНИМАЕТСЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Если какой-то расход (например, по безвозмездной передаче имущества, товаров, работ, услуг) в целях налогообложения прибыли не принимается, то в бухучете возникают постоянные разницы. Это следует из пункта 4 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

В том отчетном периоде, когда возникает постоянная разница, предприятием признается постоянное налоговое обязательство. Оно рассчитывается так: постоянная разница, возникшая в отчетном периоде, умножается на ставку налога на прибыль. В бухучете это обязательство отражается записью по дебету счета 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" в корреспонденции со счетом 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" (п. 7 ПБУ 18/02).

В избранном В избранное

Печать

Белова Наталья, налоговый эксперт

Март, 2015/№ 22

https://сайт/journals/nibu/2015/march/issue-22/article-6426.html Скопировать

Здорово, когда работодатель не только прилагает усилия для того, чтобы обеспечить работников средствами производства, которые необходимы для исполнения ими трудовых обязанностей, но и заботится об их здоровье и досуге. Поэтому, если на предприятии действуют объекты социальной инфраструктуры - столовая, спортзал, теннисный корт, музей, библиотека, оранжерея, знайте: это вовсе не изыск, а скорее производственная необходимость. Ведь не секрет, что физически здоровые и духовно богатые сотрудники - залог успешной и эффективной работы любой компании.
Жаль только, долгое время расходам на содержание таких объектов дорога в налоговые расходы была закрыта*, а это, понятное дело, никак не стимулировало работодателей тратить на них деньги. К счастью, времена изменились - с 1 января 2015 года все налоговорасходные ограничения сняты! Так что теперь содержать соцобъекты, с точки зрения налогообложения, станет не так обременительно. О порядке отражения «социально-инфраструктурных» затрат в учете предприятия мы с вами, дорогие друзья, сейчас и поговорим.

основные средства

* Мы не имеем в виду объекты социальной инфраструктуры, которые числились на балансе предприятия и содержались за его счет до вступления в силу Закона о налоге на прибыль, т. е. до 01.07.97 г. С расходами на их содержание и эксплуатацию все понятно - у них привилегированный статус. В фокусе нашего внимания - объекты социальной инфраструктуры, которые отражены в балансе предприятия после указанной даты.

Что за «фрукт» такой - социальная инфраструктура предприятия? Конкретной расшифровки этого понятия в действующем законодательстве мы, к сожалению, не найдем, хотя оно и встречается там довольно часто.

Традиционно под ней принято понимать совокупность подразделений предприятия, которые обеспечивают удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, а также членов их семей.

То есть социальной инфраструктуре уготована обслуживающая роль: она не направлена на получение прибыли, но призвана обеспечивать нормальное осуществление производственных процессов на предприятии.

Что относят к объектам социальной инфраструктуры предприятия?

Для начала уточним, что объектами социальной инфраструктуры предприятия считаются объекты, которые:

1) находятся на балансе предприятия;

3) обеспечивают предоставление работникам социальных услуг;

4) не используются для предоставления платных услуг (включая передачу в аренду) и другой хозяйственной деятельности (кроме домов отдыха, туристических баз и других подобных заведений).

Какие же конкретно объекты входят в перечень объектов социальной инфраструктуры предприятия? В свое время ответ на этот вопрос в налогово-учетных целях давал п.п. 5.4.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (ср. 025069200) . А потом эстафету от него принял п.п. 140.1.8 НКУ (см. редакцию, действовавшую до 01.01.2015 г.).

С учетом этого можно сделать вывод, что к объектам социальной инфраструктуры предприятия относят, в частности:

Детские ясли или сады;

Заведения среднего и среднего профессионально-технического образования;

Заведения повышения квалификации работников;

Детские, музыкальные и художественные школы, школы искусств;

Спортивные комплексы, залы и площадки, которые используются для физического оздоровления и психологической реабилитации работников;

Клубы, дома культуры, библиотеки, музеи;

Помещения, которые предприятие использует для организации питания работников (столовые, буфеты, кафе);

Заведения здравоохранения;

Банно-прачечные комбинаты;

Многоквартирный жилой фонд, в том числе общежития, одноквартирный жилой фонд в сельской местности и объекты жилищно-коммунального хозяйства;

Детские лагеря отдыха и оздоровления;

Учреждения социальной защиты граждан (дома-интернаты, дома для престарелых).

Заметьте: хотя перечисленные объекты напрямую и не приносят предприятию экономической выгоды, сбрасывать со счетов их роль в формировании финансового результата никак нельзя. Убедитесь в этом сами.

Как классифицировать в учете?

Напомним, что до 1 января 2015 года объекты социальной инфраструктуры* в налоговом учете классифицировались как непроизводственные основные средства. Такой статус они получили из-за того, что не используются в хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим затраты на содержание, эксплуатацию, обеспечение основной деятельности таких объектов, а также на их ремонт/улучшение НКУ запрещал относить к налоговым расходам или амортизировать.

* Кроме объектов социальной инфраструктуры, которые числились на балансе предприятия и содержались за его счет до 01.07.97 г.

К большому счастью, с начала 2015 года все изменилось в лучшую сторону. Объект обложения налогом на прибыль теперь зависит от финансового результата, определенного в финансовой отчетности согласно НП(С)БУ или МСФО (строка 2290 формы № 2 «Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе)». Так утверждает п.п. 134.1.1 НКУ . То есть отныне с целью расчета налога на прибыль мы с вами ориентируемся исключительно на бух­учетные правила.

А в бухгалтерском учете, как вы знаете, основные средства не подразделяют на производственные и непроизводственные

Поэтому нынче все операции с объектами социальной инфраструктуры предприятие отражает так же, как и операции с основными средствами, которые оно использует в процессе производства продукции, реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Тем более что привязки расходов к хоздеятельности разд. III НКУ больше не требует (хотя определение этого термина в п.п. 14.1.36 НКУ сохранилось).

Как амортизировать?

Как мы сказали выше, с 01.01.2015 г. с целью расчета налогооблагаемой прибыли все плательщики ориентируются на финансовый результат, который определен в финотчетности в соответствии с НП(С)БУ или МСФО , т. е. по бухгалтерским правилам. А значит, и амортизацию основных средств они начисляют так, как предписывает П(С)БУ 7 : по всем объектам, независимо от того, в каких целях они используются - для хозяйственной (производственной) деятельности предприятия или в непроизводственных целях.

Такой вывод следует из п. 138.1 , п.п. 138.3.1 НКУ и из консультации налоговиков в подкатегории 102.06.02 БЗ.

Значит, объекты социальной инфраструктуры теперь можно амортизировать наравне с производственными основными средствами.

Начисляют амортизацию с применением одного из пяти методов, предлагаемых п. 26 П(С)БУ 7 :

Прямолинейного;

Уменьшения остаточной стоимости;

Ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

Кумулятивного;

Производственного*.

* Этот метод для высокодоходных плательщиков с 01.01.2015 г. оказался под запретом. Поэтому замените его на любой из четырех оставшихся.

Информацию о начисленной сумме амортизации отражают по кредиту субсчета 131 «Износ основных средств». Одновременно с увеличением суммы износа увеличивают сумму расходов (п. 30 П(С)БУ 7 ). В нашем случае - это прочие операционные расходы. Показываем их по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

А еще, следуя нормам Инструкции № 291, при начислении амортизации основных средств увеличивают остаток по дебету забалансового счета 09.

Видите, как все гладко получается! ☺

Однако есть тут все-таки ложка дегтя.

Непроизводственные основные средства в налоговом учете п.п. 138.3.2 НКУ амортизировать запрещает

Не сомневайтесь, что объекты социальной инфраструктуры контролеры по-прежнему считают непроизводственными и будут наблюдать, как плательщики выполняют запрет на их амортизацию в налоговоприбыльных целях.

Но, к огромной радости, этот запрет касается не всех.

Если вы не накопите за 2015 год в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)» 20 млн грн. (сумма строк 2000, 2120, 2200, 2220, 2240), ничего не бойтесь - амортизируйте себе соцобъекты в бухгалтерско-налоговом учете как ни в чем не бывало. При этом по тем основным средствам, которыми вы успели обзавестись до 2015 года, отталкивайтесь от их бухгалтерской остаточной стоимости на 01.01.2015 г.

А вот если ваш доход за 2015 год составит 20 млн грн. и более, будьте готовы к тому, что налоговики попросят вас для целей налогообложения откорректировать по итогам года финрезультат на «амортизационную» разницу. По велению ст. 138 НКУ это нужно сделать так: увеличить финрезультат на сумму начисленной бухгалтерской амортизации и одновременно уменьшить его на сумму рассчитанной налоговой амортизации. В итоге получится, что сумма амортизации по соцобъектам будет у вас равна нулю и на размере налогооблагаемой прибыли никак не скажется.

Единственная сложность во всем этом - придется, как и раньше, вести отдельно учет амортизации бухгалтерской и отдельно - налоговой. Это хоть и трудоемко, зато информативно и надежно. Отправной точкой тут будет служить в налоговом учете балансовая стоимость основных средств, определенная на 31.12.2014 г. по старым правилам НКУ , а в бухгалтерском - остаточная стоимость, рассчитанная по П(С)БУ или МСФО .

Как учитывать расходы на ремонт/улучшение?

Бухгалтерский учет. Чтобы отразить в учете затраты на ремонт и другие улучшения объектов социальной инфраструктуры, подключаем П(С)БУ 7 .

Отметим, что учет этих затрат зависит прежде всего от характера осуществляемых ремонтных работ, а точнее, от их будущего экономического эффекта. При этом решение о характере и признаках выполненных работ принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа ситуации и существенности расходов (п. 29 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561 ).

То есть предприятие самостоятельно определяет, на что направлены ремонтные работы:

На повышение технико-экономических возможностей объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод (речь идет о модернизации, реконструкции, достройке, дооборудовании, модификации и т. п.),

На поддержание объекта в пригодном для использования состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (это может быть и текущий, и капитальный ремонт, а также техническое обслуживание объекта).

Вы считаете, что ремонт объекта приведет к получению в будущем дополнительных экономических выгод? Тогда на сумму ремонтных расходов увеличивайте первоначальную стоимость объекта. Так предписывает поступать п. 14 П(С)БУ 7 .

Другими словами, эти расходы вы капитализируете - группируете по дебету субсчета 151 «Капитальное строительство» или 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а по завершении ремонтных работ относите на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 10 «Основные средства» - Кт 151, 152). Кроме того, сумму проведенных улучшений не забудьте отразить по кредиту забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления» (в пределах его дебетового остатка).

А что, если, по-вашему, ремонтные мероприятия помогают поддержать объект в рабочем состоянии? Тогда потраченные на это суммы на основании п. 15 П(С)БУ 7 просто включите в состав расходов отчетного периода и отразите их по дебету субсчета 949.

Бухучетные расходы показывайте независимо от уровня своего годового дохода

НДС. К сожалению, рассчитывать на то, что суммы НДС, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением материалов для ремонта/улучшения объектов социальной инфраструктуры, а также с оплатой услуг подрядчиков-ремонтников, попадут в налоговый кредит, пока не приходится. Причина в п. 198.3 НКУ , который в целях налоговокредитности все еще делит расходы на две категории: с хозяйственным статусом и с нехозяйственным.

Расходы на ремонт объектов соцсферы к категории хозяйственных все же не относятся. Поэтому суммам НДС дорога в налоговый кредит закрыта. Но вы можете смело включить их в расходы отчетного периода или отнести на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого объекта - в зависимости от вида ремонтно-улучшительных работ.

Ситуация изменится с 01.07.2015 г. Тогда из п. 198.3 НКУ исчезнет «хоздеятельная» норма и вы получите право отражать налоговый кредит по такой операции. При условии, что составленная продавцом налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН (ст. 201 НКУ ). Правда, та же «нехозяйственная» окраска мероприятия заставит вас компенсировать налоговый кредит начислением НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НК У.

Как учитывать расходы на содержание?

Бухгалтерский учет. Расходы на содержание объектов социально-культурного назначения в бух­учете относят к прочим операционным расходам. На это ориентирует п. 20 П(С)БУ 16 .

О каких расходах идет речь? Это, в частности, расходы на:

Оплату энергии, коммунальных услуг, услуг связи;

Техобслуживание;

Приобретение инвентаря;

Заработную плату персонала, закрепленного за соцобъектами, и на уплату начисленного на нее ЕСВ;

Оплату услуг сторонних организаций и т. п.

Для отражения этих расходов в учете Инструкция № 291 предлагает использовать субсчет 949

Фиксируют их по дебету этого субсчета в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п. 7 П(С)БУ 16 ).

Чтобы иметь точную информацию о деятельности конкретных объектов, к субсчету 949 имеет смысл открыть дополнительные субсчета (второго порядка). Например, 9491 «Содержание детского сада», 9492 «Содержание столовой» и т. д.

НДС. С налоговым кредитом по расходам на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности объектов социнфраструктуры пока пролет. Помеха - их нехозяйственная направленность. Но для того, чтобы включить «входной» НДС в расходы отчетного периода, помех никаких. Да и разниц, к удовольствию высокодоходников, тоже.

С 1 июля 2015 года, как мы сказали выше, можете рассчитывать на налоговый кредит с последующей компенсацией его налоговыми обязательствами.

Пример. На балансе предприятия находится столовая, которую используют для организации питания работников.

Расходы на содержание этого объекта в учете предприятие отражает так:

Табл. Учет расходов на содержание объекта социальной инфраструктуры

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Отнесена на расходы стоимость коммунальных услуг

Оплачены коммунальные услуги

Начислена заработная плата работникам столовой

Начислен ЕСВ на суммы заработной платы работников столовой (6000 грн. х 37,18 % : 100 %)

Начислена заработная плата техническому персоналу

Начислен ЕСВ на сумму заработной платы технического персонала (1400 грн. х 37,18 % : 100 %)

Перечислена предоплата за электроплиту

Получена электроплита

Введена в эксплуатацию электроплита

Ремонт объекта подрядным способом

Перечислена подрядчику предоплата за ремонт объекта социальной инфраструктуры

Списана на расходы предприятия стоимость выполненных ремонтных работ (подписан акт приемки-сдачи выполненных работ)

Произведен зачет задолженностей

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

Начисление амортизации

Начислена амортизация здания столовой и других объектов основных средств, которые имеют отношение к социальной инфраструктуре (ежемесячно)

Увеличен остаток на забалансовом счете 09 на сумму начисленной амортизации

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

Вот так мы с вами теперь учитываем расходы на содержание объектов социальной инфраструктуры. Здорово, что они получили право полноценно участвовать при определении объекта обложения налогом на прибыль. Побольше бы в нашей работе таких положительных моментов!

    С 1 января 2015 года все операции с объектами социнфраструктуры предприятие отражает так же, как и операции с основными средствами, которые использует в производственной деятельности.

    Для отражения в учете расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры используем субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

    Объекты социнфраструктуры теперь амортизируем в том же порядке, что и производственные основные средства. Только высокодоходников по итогам года ждет корректировка финрезультата на «амортизационную» разницу.

Документы статьи

    НКУ -Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

    Инструкция № 291 - Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

    П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  1. П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

При составлении отчетности по МСФО часто возникает вопрос учета объектов социальной сферы (таких, как детские сады, базы отдыха, стадионы, здравпункты, объекты гражданской обороны, общежития, столовые и т. п.). Единого методологического подхода, применимого ко всем объектам социальной сферы, не существует. В статье приведены подходы к учету объектов социальной сферы в зависимости от их характера, назначения и способа использования предприятием.

При решении вопроса об учете объектов социальной сферы по МСФО прежде всего следует определить, является объект расходом или активом.

Если объект классифицируется как расход, то его стоимость списывается в момент приобретения. Если объект является активом, то следует определить вид актива и учесть его при первоначальном признании в соответствии с положениями стандарта, применимого к этому виду активов. В случае наличия признаков обесценения, актив должен быть протестирован на обесценение либо как отдельная ЕГДС , либо как корпоративный актив (т. е. в составе других ЕГДС).

Объекты, относящиеся к социальной сфере, в зависимости от обстоятельств могут учитываться в качестве:

  • основных средств;
  • расходов;
  • других категорий активов, таких, как:

— активы, предназначенные для продажи (если удовлетворяют критериям признания согласно МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»);
— инвестиционная недвижимость (если удовлетворяют критериям признания согласно МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»);
— нематериальные активы и/или финансовые активы (если удовлетворяют критериям признания согласно IFRIC 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»).

Наиболее часто объекты социальной сферы учитываются в качестве основных средств или расходов. Рассмотрим квалификацию объекта в качестве ОС или расхода, примеры квалификации объектов в другие категории и вопросы обесценения объектов.

Основные средства или расходы

Согласно п. 4.44 Концептуальной основы (Conceptual Framework) признание актива происходит в случае, если:

  • высока вероятность притока будущих экономических выгод от объекта;
  • объект может быть надежно оценен.

Как правило, объект социальной сферы будет иметь надежную стоимостную оценку. Основным вопросом для признания объекта социальной сферы активом является вероятность притока будущих экономических выгод.

Согласно п. 6 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», основные средства — это материальные активы, которые:

  • предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;
  • предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода.

При выполнении критериев признания в качестве активов, объекты социальной сферы могут быть признаны основными средствами как объекты, необходимые для предоставления услуг в административных целях.

СПРАВОЧНО
МСФО (IAS) 16.11 гласит: «Приобретение объектов основных средств может осуществляться в целях обеспечения безопасности или в целях защиты окружающей среды. Хотя приобретение таких объектов и не приводит непосредственно к увеличению будущих экономических выгод от использования конкретного существующего объекта основных средств, оно может быть необходимо для получения предприятием будущих экономических выгод от использования других принадлежащих ему активов.
Такие объекты основных средств могут быть признаны в качестве активов, поскольку они обеспечивают предприятию будущие экономические выгоды от использования зависимых активов, превышающие выгоды, которые могли бы быть получены, если бы такие активы не были приобретены.
Например, предприятие химической промышленности может внедрить новые технологии работы с химикатами, обеспечивающие соблюдение требований по охране окружающей среды при производстве и хранении опасных химических веществ; связанная с этим модернизация производственных помещений признается в качестве актива, поскольку без нее предприятие не может производить и продавать химическую продукцию».

Аналогичным образом приобретение и владение объектами социальной сферы хотя и не приводит непосредственно к увеличению будущих экономических выгод от использования этих объектов, однако может быть необходимо для использования других активов предприятия.
Предприятие может получать экономические выгоды в виде, например:

  • экономии затрат;
  • привлечения более квалифицированного персонала по сравнению с другими предприятиями (дополнительное неденежное вознаграждение в виде возможности пользоваться бесплатно социальной инфраструктурой);
  • повышения эффективности труда;
  • уменьшения текучести кадров (что приводит к снижению расходов на подготовку новых специалистов);
  • увеличения эффективной продолжительности рабочего дня (например, когда сотрудники тратят меньше времени на обед благодаря имеющейся на территории столовой) и др.

Кроме того, предприятие, которое, осуществляя свою деятельность, оказывает какое-либо негативное влияние на окружающую среду и/или может нанести вред здоровью сотрудников, может быть по законодательству или добровольно обязано проводить некие действия для устранения указанных негативных эффектов. Если для этого предприятию нужны активы, то такие активы будут признаны основными средствами, поскольку, не приобретя такие активы, предприятие не сможет получать экономические выгоды от своей основной деятельности. Для того, чтобы актив был признан по этому пункту, негативный эффект должен оказываться в течение длительного времени, а актив должен в течение длительного времени «страховать» предприятие от этого негативного эффекта.

Таким образом, главным вопросом признания в качестве основного средства для каждого конкретного объекта социальной сферы является вероятность поступления будущих экономических выгод от объекта или других, зависимых, объектов.

Ниже приведены вопросы, ответы на которые вместе или по отдельности могут помочь определить вероятность получения будущих экономических выгод.

  • Каково назначение объекта?
  • Существует ли возможность продажи объекта?
  • Есть ли у предприятия социальные обязательства, приводящие к необходимости владения активом?
  • Каким образом приобретен объект: передан на содержание городом (в том числе по IFRIC 12) или построен/приобретен самостоятельно / за плату?
  • Каково отношение менеджмента к безвозмездной передаче объекта городу / другой компании?
  • Взимается ли плата за доступ к объекту?

Назначение объекта
Для определения вероятности получения будущих экономических выгод от объекта необходимо точно выяснить назначение объекта. Например, такой объект, как оранжерея , может быть предназначен для выращивания овощей, необходимых для столовой, и менеджмент полагает, что выращивание овощей экономически более выгодно, чем их приобретение на рыночных условиях; тогда будущие экономические выгоды вероятны и объект можно признать активом. Или объект мог быть приобретен в момент приобретения земельного участка, на котором он расположен, никак не используется и использование его не планируется, в будущем объект подлежит сносу. В таком случае объект не может быть признан активом.
Другой пример — объект «питомник для собак » на производственном предприятии. Если объект предназначен для содержания собак, охраняющих территорию, тогда он может быть признан активом, поскольку объект нужен для обеспечения сохранности активов.
Но если питомник используется как приют для бездомных собак (и предприятие не имеет никаких обязательств по содержанию такого приюта, не получает никаких бюджетных или иных сторонних средств для содержания объекта и делает это исключительно в благотворительных целях), то этот объект не может быть признан активом.
В случае использования объекта «питомник для собак» с целью благотворительности в пользу животных и тем самым улучшения репутации предприятия, строго говоря, нельзя отрицать возможности поступления будущих экономических выгод в результате улучшения репутации, но вероятность притока экономических выгод в связи с таким улучшением невозможно достоверно оценить. Поэтому такой питомник не может быть признан активом.
Еще один пример — общежитие . Предприятие могло построить или приобрести общежитие для работников, поскольку производство предприятия находится далеко от населенных пунктов и возить работников ежедневно с работы и на работу невозможно или предприятие широко использует труд иностранных или иногородних работников. В этом случае предприятие владеет общежитием, поскольку не может без него обойтись. Общежитие приносит экономические выгоды и может быть признано активом.
Другая ситуация: общежитие было передано предприятию городом по договору, при этом предприятие практически не использует общежитие, его в основном использует город для предоставления иногородним работникам коммунальных служб города. Предприятие не может продать общежитие и не может изменить его назначение, т. к. оно не принадлежит предприятию на праве собственности, а назначение и использование объекта определено в договоре. В этом случае общежитие не принесет экономических выгод и не может быть признано активом.

Обратите внимание! При определенных условиях общежитие может учитываться как инвестиционная недвижимость (см. далее).

Возможность продажи объекта
Если приобретенный объект можно продать, то, скорее всего, объект может быть признан основным средством (или, в случае выполнения критериев признания в соответствии с МСФО (IFRS) 5, активом, предназначенным для продажи).
Например, фитнес-клуб в черте города, принадлежащий предприятию на праве собственности, который используется для оздоровления сотрудников и не приносит дохода, владение которым не является обязательным для предприятия (в коллективном договоре нет нерасторжимого условия о предоставлении работникам услуг собственного фитнес-клуба). Предприятие имеет возможность его продать и тем самым получить экономические выгоды в будущем. В этом случае фитнес-клуб может быть признан активом.
В то же время такой объект, как стадион , может быть передан на баланс городообразующему предприятию городом «в нагрузку», т. к. стадион находится на территории предприятия, и по договору с городом предприятие должно его охранять и обеспечивать электро-
энергией. Предприятие не может продать стадион. Стадион содержит другая организация, она взимает плату за проход и несет издержки по поддержанию данного объекта в функционирующем состоянии. Таким образом, у предприятия нет и не ожидается экономических выгод от использования стадиона. В таком случае он не может быть признан активом.
Другой пример — квартира в жилом доме , которая принадлежит предприятию на праве собственности. Такая квартира используется для размещения командировочных сотрудников, приезжающих из других подразделений предприятия. Предприятие в любой момент может продать квартиру и тем самым получить экономические выгоды. Квартира может учитываться в качестве основного средства. Аналогично можно рассуждать в отношении баз отдыха и других объектов недвижимости, принадлежащих предприятию на праве собственности.

Обратите внимание! При определенных условиях объекты, которые готовятся к продаже, могут учитываться в соответствии с МСФО (IFRS) 5 (см. далее).
При определенных условиях квартиры, базы отдыха и прочие объекты недвижимости могут учитываться как инвестиционная недвижимость.

Наличие у предприятия социальных обязательств, приводящих
к необходимости владения активом
Если социальные обязанности предприятия предусматривают предоставление социальных объектов, то эти объекты могут быть признаны активами только в том случае, если существует высокая вероятность получения предприятием будущих экономических выгод.
Например, если производство предприятия находится в отдаленном от населенных пунктов месте, где нет поликлиник и детских садов , а условиями коллективных договоров предусмотрено предоставление таких социальных объектов работникам, то владение этими объектами является обязательством предприятия. Если условия таковы, что работники, не получив этих объектов, не будут работать на предприятии, то будущие экономические выгоды от объектов очевидны: они необходимы для обеспечения возможности работы других активов предприятия. Такие объекты можно признать активами.
Но если предприятие находится в городе, где есть городские поликлиники и детские сады, то даже при наличии в коллективном договоре условий о предоставлении таких объектов нельзя определенно сказать о вероятности получения будущих экономических выгод от них, поскольку сложно оценить, будут ли работники работать на предприятии при отсутствии таких объектов. В этом случае нужно проводить анализ глубже и разбираться, приносят ли объекты экономические выгоды в виде привлечения более квалифицированного персонала, повышения эффективности труда, уменьшения текучести кадров, увеличения эффективной продолжительности рабочего дня и т. д. Возможно также, что за счет предоставления таких объектов предприятие привлекает работников на меньшую зарплату по сравнению с другими предприятиями города. Если ожидаемые экономические выгоды соотносимы с расходами на содержание объектов, тогда такие объекты можно признать активами. Если же экономические выгоды от использования объекта ничтожны в сравнении с расходами на содержание объектов, тогда объекты должны быть признаны расходами.
Если такие объекты, как детские сады, поликлиники и больницы, были построены или приобретены предприятием в рамках договора с государством и предприятие, согласно договору, обязано использовать объекты для оказания услуг, определенных договором, и не может изменить вид деятельности объектов, не может самостоятельно устанавливать цены на услуги, а также не может продать объекты, такие объекты попадают в сферу IFRIC 12 и права их использования могут быть признаны как НМА.
Другой пример — объекты гражданской обороны (ГО) , например убежища. Предприятие может владеть объектом ГО на праве ответственного хранения и пользования, права собственности на объекты ГО у предприятий нет. У предприятия есть обязанность по поддержанию объекта ГО в сохранности и готовности к использованию по назначению.
Несмотря на то что у предприятия есть обязательство владеть объектом ГО, это обязательство не является следствием деятельности предприятия, поэтому объект ГО не может быть отнесен к основным средствам по аналогии с объектами охраны окружающей среды на химическом предприятии (МСФО (IAS) 16.11). Объект ГО не будет приносить предприятию экономических выгод, следовательно, не может быть признан активом.
Еще один пример — медицинский пункт на опасном производстве. У предприятия есть обязательство иметь такой пункт, и это обязательство является следствием работы предприятия (опасное производство, возможны травмы работников), тогда объект является активом, по аналогии с объектами охраны окружающей среды на химическом предприятии (МСФО (IAS) 16.11).

Способ приобретения
Объекты социальной сферы могут быть самостоятельно приобретены или построены предприятием или могут быть переданы предприятию городом на содержание. Приобретение объектов по решению предприятия может говорить о том, что объект, скорее всего, нужен предприятию и, следовательно, будет приносить экономические выгоды в той или иной форме. Получение объекта от города на содержание, вмененное предприятию в социальные обязанности, может свидетельствовать о том, что экономических выгод объект не приносит.

Отношение менеджмента к безвозмездной передаче объекта
Руководство предприятия, как правило, понимает, будет ли объект социальной сферы приносить экономические выгоды или нет. Хорошим индикатором может быть вопрос о том, готово ли руководство предприятия безвозмездно отдать объект городу или другой компании. Если руководство готово отдать объект безвозмездно, следовательно, никаких экономических выгод оно не ожидает. В случае если руководство не готово безвозмездно отказаться от объекта, следует выяснить, в каком виде и какие экономические выгоды руководство ожидает получать от объекта, и, возможно, признать актив.

Плата за доступ к объекту
Если у предприятия есть возможность и намерение взимать плату за доступ к объекту и у руководства есть намерение и возможность сделать объект прибыльным в будущем, такой объект можно признать активом.
Если объект глубоко убыточный и у руководства нет возможности
и/или намерения сделать этот объект прибыльным в будущем, то следует рассмотреть, какие экономические выгоды приносит объект помимо взимаемой платы. Если помимо взимаемой платы никаких других ощутимых экономических выгод объект не приносит и не будет приносить в будущем, его следует признать расходом.
Если от объекта ожидаются экономические выгоды в виде уменьшения затрат, улучшения отдачи от труда работников и т. п., тогда нужно проанализировать, насколько такие экономические выгоды могут перекрыть ожидаемые убытки. Если ожидаемые экономические выгоды в совокупности могут перекрыть убытки, то объект можно признать активом, в противном случае — расходом.

Обратите внимание! Построенные или приобретенные предприятием в рамках договора с государством социальные объекты, за возможность доступа к которым предприятие имеет право взимать плату, могут попадать под действие IFRIC 12 (см. далее).

Учет в качестве других категорий активов

Объекты социальной сферы при определенных обстоятельствах могут учитываться в качестве:

  • активов, предназначенных для продажи (если удовлетворяют критериям признания согласно МСФО (IFRS) 5);
  • инвестиционной недвижимости, если удовлетворяют критериям признания согласно МСФО (IAS) 40;
  • нематериальных активов, если удовлетворяют критериям признания согласно IFRIC 12.

Активы, предназначенные для продажи
Согласно п. 6-7 МСФО (IFRS) 5 «предприятие должно классифицировать долгосрочный актив (или выбывающую группу) как предназначенный для продажи, если его балансовая стоимость будет возмещена в основном за счет продажи, а не посредством продолжающегося использования.
Для этого актив (или выбывающая группа) должен быть в наличии для немедленной продажи в его текущем состоянии и только на условиях обычных и обязательных при продаже таких активов (или выбывающих групп), и его продажа должна быть в высшей степени вероятной» . Учет таких активов ведется по наименьшей балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу.

Инвестиционное имущество
Согласно IAS 40.5 «инвестиционное имущество — недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся во владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:
a) не для использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, в административных целях;
b) не для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности».

Такие объекты, как квартиры, могут попадать в данную категорию активов, если не используются и предназначены для прироста стоимости капитала.
Такие объекты, как гостиницы, квартиры, общежития, рестораны и т. п., могут попадать в данную категорию активов, если используются путем сдачи в аренду.

IFRIC 12: Объекты, полученные по концессионным соглашениям
IFRIC 12 рассматривает ситуацию, в которой предприятие, в рамках договора с государством, строит или приобретает объект социальной инфраструктуры для государства, а государство предоставляет (передает) предприятию этот объект для управления и обслуживания этой инфраструктуры, предоставляет право взимать плату за услуги социальной инфраструктуры. В конце срока договора объект переходит к государству.
Такой договор обязывает предприятие оказывать общественности услуги (за плату) от имени государства.
Примерами таких объектов могут быть построенные или приобретенные предприятием для государства поликлиники, больницы, детские сады, дороги, взлетные полосы и т. п. Вместо платы за приобретенные для него или построенные для него социальные объекты, государство передает их предприятию по договору, и в договоре указано, как именно предприятие обязано использовать объект, кому должны предоставляться услуги и по какой цене (IFRIC 12.5).
Согласно п. 11 IFRIC 12 такая инфраструктура не должна признаваться в составе основных средств предприятия, потому что соглашение на предоставление договорных услуг не передает оператору право на контроль использования инфраструктуры общественного обслуживания. У предприятия есть доступ к управлению инфраструктурой для предоставления общественных услуг от имени поставщика концессии в соответствии с условиями, определенными в контракте.
Предприятие, которое построило или приобрело объект в рамках такого договора, должно признать право пользования объектом, т. е. признать нематериальный актив.

Обесценение

Если у предприятия есть признаки обесценения, то предприятие обязано протестировать основные средства на обесценение.
Для тестирования социальных объектов, признанных активами, на предмет обесценения следует определить уровень, на котором активы проверяются на предмет обесценения, а именно: определить, является ли социальный объект отдельной ЕГДС или корпоративным активом. От этого будет существенным образом зависеть результат теста.

СПРАВОЧНО
ЕГДС (МСФО (IAS) 36.6) — «единица, генерирующая денежные средства (генерирующая единица), — наименьшая идентифицируемая группа активов, которая генерирует приток денежных средств, в значительной степени независимый от притока денежных средств от других активов или групп активов».
Корпоративные активы (МСФО (IAS) 36.6) — «активы, помимо гудвила, которые способствуют поступлению денежных средств в будущем как от рассматриваемой генерирующей единицы, так и от других генерирующих единиц».

Согласно п. 70-71 МСФО (IAS) 36, «если для продукции, производимой активом или группой активов, существует активный рынок, такой актив или группа активов идентифицируется как генерирующая единица, даже если часть продукции или она вся используется для внутренних нужд... Даже если вся или часть продукции, произведенной активом или группой активов, используется другими генерирующими единицами предприятия (например, продукция на промежуточной стадии изготовления), данный актив или группа активов формирует отдельную генерирующую единицу, если предприятие могло бы продать продукцию на активном рынке».
Таким образом, даже если социальный объект используется только сотрудниками предприятия, но на его услуги есть активный рынок (социальный объект мог бы оказывать услуги третьим лицам), такой объект должен считаться отдельной ЕГДС и тестироваться на обесценение отдельно от других ЕГДС.
Если же активного рынка на услуги объекта нет, то объект будет считаться корпоративным активом. Для определения возмещаемой стоимости стоимость корпоративного актива должна быть распределена между теми ЕГДС, которые получают выгоды от использования этого корпоративного актива. Затем возмещаемая стоимость рассчитывается для этих ЕГДС и сравнивается с балансовой стоимостью этих ЕГДС с учетом распределенной стоимости корпоративного актива.
К социальным объектам, которые могут считаться отдельными ЕГДС, можно отнести, например, такие объекты:

  • пансионат,
  • земельный участок под базу отдыха,
  • общежитие,
  • стадион,
  • здание гостиницы.
  • объекты, находящиеся на закрытой территории предприятия, куда третьим лицам доступ запрещен (например, производственные столовые);
  • детский сад или поликлиника в труднодоступном рабочем поселке, где основная часть жителей — работники предприятия;
  • объекты, оказывающие такие специфические услуги, которые нужны только работникам предприятия.

Таким образом, объекты социальной сферы могут быть признаны расходами при приобретении, если не удовлетворяют условиям признания в качестве актива, или могут быть признаны как активы и, при наличии признаков обесценения, протестированы на обесценение.

1 - Единица, генерирующая денежные средства. — Прим. ред.

Поделиться: