Статью 12.37 часть 2 коап рф. Разъяснения Верховного Суда РФ

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Комментарий к Ст. 12.37 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области дорожного движения.

Объективная сторона выражается в управлении транспортным средством в отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Объективная сторона данного деяния признается реализованной в случае управления транспортным средством:

— в период, не предусмотренный страховым полисом;

— лицом, не включенным в страховой полис;

— при отсутствии страхового полиса;

— в случае неисполнения обязанности по заключению договора страхования ответственности, что также свидетельствует об отсутствии у лица полиса страхования ответственности.

2. Субъектами рассматриваемого деяния признаются водители транспортных средств, осуществляющие управление транспортным средством в нарушение установленных требований, а также собственники (владельцы) транспортных средств, не исполнившие требований Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.

Субъективная сторона выражается в совершении умышленных действий.

Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.

И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.

Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.

Штраф за езду без страховки в 2020 году

Если у Вас есть полис ОСАГО, но по каким-то причинам Вы его забыли дома, Вам, конечно, выпишут штраф, но сказать честно, это меньшая из зол, штраф за езду без ОСАГО составит – 500 рублей .

С 15 ноября 2014 года если нет страховки на машину, инспектору ГИБДД ЗАПРЕЩЕНО снимать госномера и запрещать эксплуатацию транспортного средства.

Теперь давайте рассмотрим каждый пункт более подробно с выдержками из КоАП РФ.

Штраф за страховку 5000 рублей

Действительно 19 июня 2019 года в Государственную думу был внесен законопроект парламентом Кабардино-Балкарской Республики по которому если человека повторно останавливают и у него нет полиса ОСАО, то штраф за езду без страховки предлагается увеличить до 5 000 рублей.

Обосновали они свое предложение следующим:

Читайте полный текст пояснительной записки к законопроекту

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан в целях побуждения водителей (собственников) транспортных средств к исполнению обязанностей по обязательному страхованию гражданской ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страхо-вании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО).

Указанный законопроект разработан в целях защиты прав граждан, которые, являясь участниками дорожно-транспортных происшествий, будучи невиновными в совершении происшествия и при отсутствии у виновника страхового полиса обязательного страхования (далее — полис ОСАГО) оказываются в положении, при котором затруднительно и практически невозможно реализовать свое право на возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП).

В настоящий момент обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлена Законом об ОСАГО и направлена, в первую очередь, на защиту прав потерпевших и на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, т.е. при столкновении транспортных средств (ДТП).

Именно наличие полиса ОСАГО у виновника происшествия защищает потерпевших в ДТП и гарантирует им право на возможность получения возмещения за вред, причиненный здоровью или имуществу потерпевшего, а также здоровью пассажиров, в пределах установленных лимитов ответственности страхов-щика по ОСАГО.

В то же время отсутствие полиса страхования у виновника происшествия зачастую нарушает права потерпевшего (потерпевших), поскольку в таком случае виновник дорожно-транспортного происшествия должен самостоятельно в полном объеме возмещать ущерб в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, что последний не всегда может и намерен делать.

В целях обеспечения прав потерпевших на возмещение ущерба законодателем была введена административная ответственность за управление транспортным средством без полиса ОСАГО (часть 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), с помощью которой планировалось уменьшение случаев управления транспортными средствами без указанных полисов. Указанной статьей КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Между тем, согласно официальной статистике, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса ОСАГО увеличилось на 40 процентов по сравнению с 2016 годом, что говорит об уменьшении количества лиц, которые страхуют свою ответственность. По данным Российского союза автостраховщиков по состоянию на 2017 год, примерно 3 млн. автомобилистов ездят по дорогам без полиса ОСАГО. Указанная цифра продолжает расти.

Увеличение количества автомобилистов, осуществляющих управление транспортными средствами без полиса ОСАГО, связано, во-первых, с относительно низкой суммой штрафа, который предусмотрен частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ (800 рублей, который может быть уменьшен до 400 рублей при оплате штрафа в течение первых 20 дней), по сравнению со стоимостью полиса ОСАГО, а во-вторых, с относительно мягким видом наказания — административным штрафом.

В итоге вождение транспортного средства без полиса ОСАГО приводит к следующему:

— увеличение количества ДТП, в которых у виновника отсутствует полис ОСАГО, что приводит к нарушению прав потерпевшего на получение возме-щения;

— увеличение количества судебных процессов по искам о возмещении ущерба между потерпевшим и виновником ДТП. Как следствие — увеличение работы судов, а также службы судебных приставов;

— увеличение количества штрафов в размере 800 рублей на одного и того же водителя (400 рублей при оплате штрафа в течение первых 20 дней), которые, несмотря на их привлечение к административной ответственности, не спешат оформлять полис ОСАГО ввиду «мягкости» административного наказания;

— увеличение количества ДТП, оформление которых невозможно без участия уполномоченных сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, поскольку обязательным для оформления факта ДТП без их привлечения является наличие у всех сторон происшествия полиса страхования. Как следствие — повышается объем работы сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые могли бы в указанное время осуществлять контроль за дорожным движением.

Решение указанной проблемы считаем возможным путем принятия предложенного законопроекта.

Дополнение статьи 12.37 КоАП РФ частью, предусматривающей более строгий вид наказания за повторное административное правонарушение, будет способствовать увеличению количества лиц, которые застрахуют свою гражданскую ответственность, и соответственно, уменьшится количество случаев, в которых потерпевшие будут ограничены в своих правах на возмещение ущерба от ДТП.

При этом повторное совершение административного правонарушения — это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.

Одновременно законопроектом вносятся дополнение в часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ, предусматривающее наделение судей полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях по проектируемой части, и уточнения в часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ и части 1 и 2 статьи 23.3 КоАП РФ.

Законопроект доработан с учетом замечаний, указанных в заключении комиссии Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства.

Они там, что белены объелись?

Как? Как увеличение размера штрафа может улучшить ситуацию если оформить ОСАГО это как выиграть в лотерею!

Но, потом похоже до них дошло и 22.10.2019 года, данный законопроект был отозван из Государственной думы РФ.

Так завершилась эпопея со штрафом за страховку 5000 рублей, иначе нам товарищи пришлось худо, очень худо.

Штраф за езду без страховки на организацию

Что для организаций, что для физических лиц размер штрафа одинаковый. Поэтому:

  • штраф за отсутствие ОСАГО для юридических лиц — 800 рублей;
  • штраф за езду без страховки на организацию — 500 рублей.

Напомним, что езда без страховки — это когда полис есть, но ты его забыл дома (на работе), а отсутствие ОСАГО — это когда полис не оформлялся ВООБЩЕ!

Нюанс страховки для юрлиц заключается в том, что на корпоративные автомобили оформляется ОСАГО без ограничений, чтобы в случае увольнения водителя каждый раз не переоформлять полис.

Но если организация желает получать скидку за безаварийность т.е. чтобы страховая компания учла КБМ, то тогда нужно при оформлении полиса ОСАГО вписать в него каждого водителя.

В этом случае при увольнении водителя нужно будет ехать в офис страховой компании и вписывать в полис нового водителя. Либо можно вписать водителя в электронный полис ОСАГО на сайте страховщика.

Как не платить штрафы ГИБДД в полном объеме

Сразу скажу, что не платить штрафы ГИБДД в полном объеме можно на законных основаниях. Правда не все, но штрафы за страховку входят в их число.

Не бойтесь Вы не нарушаете никакой закон и Вам за это ничего не будет.

Государство , чтобы увеличить сборы в казну, добросовестным плательщикам дало скидку 50% на оплату штрафов . ФЗ №437.

Единственное НО!

Оплатить штраф со скидкой 50% можно в течение 20-ти дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении.

Обратите внимание! В течение 20-ти дней с момента вынесения постановления, а не с момента совершения правонарушения!

Оплату штрафа со скидкой нужно производить заранее, так как на проведение операции по зачислению штрафа на счет потребуется несколько дней.

И если зачисление денег произойдет на 21 день, то скидка аннулируется и вы будете платить штраф полностью.

Вот если вас остановил сотрдник ГИБДД на дороге и составил протокол об административном правонарушении, то ослеживать начало течения срока в который можно оплатить штраф со скидкой 50% не сложно.

Как быть если правонарушение зафиксировала камера видеофиксации?

Здесь можно дать только 2 совета:

  1. Зарегистрироваться на портале госуслуг и привязать в личном кабинете свой номер телефона. И в будущем все уведомления о штрафах будут приходить Вам на телефон.
  2. Хотя бы 1 раз в 10 дней проверять выписан на вас штраф или нет на специальных сервисах в интернете. Я бы рекомендовал делать это на сервисе ГИБДД .

И есть еще одна маленькая хитрость!

Так как с оформлением полиса ОСАГО уже 2 год наблюдаются трудности и инспекторы ГИБДД намного лояльнее отнсятся к водителям без полиса ОСАГО. И если «не лезть в бутылку», а просто ему поплакаться, что страховщики такие сякие не хотят продавать страховку, типа уже 3-и сутки торчу в электронной очереди, а ехать нужно было срочно и т.д. и т.п., то в итоге на этом Вы можете сэкономить минимум 550 рублей.

Спросите как? Да очень просто. Инспектор может выписать Вам штраф не за отсутствие страховки ВООБЩЕ, а за езду без страховки, а это 500 руб. вместо 800 руб. И если Вы воспользуйтесь скидкой 50%, то в итоге заплатите 250 рублей, а не 800. Неплохо, да?

Внимание! Этой хитростью не стоит злоупотреблять. Она работает только потому, что сейчас трудно купить полис ОСАГО.

ПОМНИТЕ! Вы покупаете ОСАГО для страхования своей ответственности, а не для того, чтобы «отмазаться» от сотрудника ГИБДД!

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 41-ФЗ)

Комментарий к статье 12.37 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства. Данная статья введена Федеральным законом от 25.04.2002 N 41-ФЗ (с изм. от 21.07.2005 N 103-ФЗ).

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить причиненный вследствие этого события вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшего в пределах определенной договором суммы. Срок действия данного договора составляет один год.

2. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной.

4. Субъектом правонарушения является владелец транспортного средства.

Другой комментарий к статье 12.37 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья введена Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

2. Требования по обязательному страхованию гражданской ответственности обусловлены обязательствами договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее в тексте комментария к данной статье - договор обязательного страхования), который по смыслу ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" является публичным договором. В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК публичным договором является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

3. Применительно к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":

под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

под использованием транспортного средства подразумевается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Исчерпывающий перечень обязанностей владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности определен ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

4. Согласно п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона страховой полис вручается страхователю при заключении договора обязательного страхования.

Применительно к ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду нарушение водителем условий обязательного страхования при ограниченном использовании транспортных средств; согласно п. 1 ст. 16 рассматриваемого Федерального закона граждане вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства (в течение шести или более определенных указанными договорами месяцев в календарном году).

Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.

По смыслу п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие:

Предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, - их водительский стаж, возраст и иные персональные данные;

Сезонное использование транспортного средства.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 16 указанного Федерального закона при осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.

В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи имеются в виду нарушения страхователем - владельцем транспортного средства условий договора обязательного страхования, предусмотренных п. 1 - 3 ст. 16 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона владелец транспортного средства принимает на себя обязательства обязательного страхования в качестве страхователя.

5. Административная ответственность, установленная ч. 2 комментируемой статьи, наступает вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) владельцем транспортного средства обязанностей, определенных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Согласно п. 1, 2 ст. 4 указанного Федерального закона владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

Владельцы транспортных средств, на которых не распространяются обязанности по страхованию гражданской ответственности, определены п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Согласно п. 6 ст. 4 указанного Федерального закона владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.

Об особенностях возмещения имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.

Добровольная форма страхования гражданской ответственности по смыслу п. 5 ст. 4 рассматриваемого Федерального закона является факультативной и во всяком случае не заменяет обязанностей владельцев транспортных средств по обязательному страхованию.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, а применительно к ч. 1 комментируемой статьи - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (см. п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1. Комментируемая статья введена Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

2. Требования по обязательному страхованию гражданской ответственности обусловлены обязательствами договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее в тексте комментария к данной статье - договор обязательного страхования), который по смыслу ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" является публичным договором. В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК публичным договором является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

3. Применительно к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":

под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

под использованием транспортного средства подразумевается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Исчерпывающий перечень обязанностей владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности определен ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

4. Согласно п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона страховой полис вручается страхователю при заключении договора обязательного страхования.

Применительно к ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду нарушение водителем условий обязательного страхования при ограниченном использовании транспортных средств; согласно п. 1 ст. 16 рассматриваемого Федерального закона граждане вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства (в течение шести или более определенных указанными договорами месяцев в календарном году).

Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.

По смыслу п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие:

Предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, - их водительский стаж, возраст и иные персональные данные;

Сезонное использование транспортного средства.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 16 указанного Федерального закона при осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.

В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис.

Полный текст ст. 12.37 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 12.37 КОАП РФ.

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 41-ФЗ)

Комментарий к статье 12.37 КоАП РФ

1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области дорожного движения, урегулированные Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп.) и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 (с изм. и доп.).

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении установленных в ст. 16 указанного Федерального закона условий ограниченного использования транспортного средства. К этим условиям относятся управление транспортным средством только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства (в течение шести или более определенных месяцев в календарном году). Такие ограничения указываются в страховом полисе.

3. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, выражается в следующем. Во-первых, в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в ст. 4 упомянутого Федерального закона. Во-вторых, в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование своей гражданской ответственности, поскольку в ст. 32 указанного Федерального закона, а также в ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлен запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории РФ.

4. Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Кроме того, по ч. 2 данной статьи к ответственности привлекаются водители, управляющие теми транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности.

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, причем к водителям, управляющим соответствующими транспортными средствами, административное наказание применяется только в том случае, если обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует (т.е. когда водителю было известно об отсутствии страхования).

6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения и его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и его заместителем, а по ч. 1 данной статьи также сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 12.37 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 12.37 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Поделиться: