Ст 20 22 коап рф новая. Теория всего

СТ 20.22 КоАП РФ Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ -

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 20.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественный порядок, человеческое достоинство, общественная нравственность, здоровье и нравственное воспитание подрастающего поколения. На предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление причин и условий, способствующих этому, направлены нормы Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

2. Объективная сторона правонарушения близка к объективной стороне административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ. Объективной стороной анализируемого правонарушения являются действия (бездействия) законных представителей, послужившие причиной нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ.

Комментируемая статья корреспондирует со ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).

Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, необходимо отличать от преступления, выражающегося в вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, а именно: в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста (ст. 151 УК РФ).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения в соответствии с СК РФ и ст. 25.3 КоАП РФ являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего.

4. Субъективная сторона состава правонарушения представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла. Причем это не "чужая" вина, т.е. несовершеннолетнего, а вина и административная ответственность его родителей или иных законных представителей за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного надзора за поведением несовершеннолетних, обеспечению физического, психического, духовного и нравственного развития своих детей, подготовки их к общественно полезному труду.

5. Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в случае потребления наркотических средств или психотропных веществ - п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ).

Текст статьи 20.22 КоАП РФ в новой редакции.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 7-ФЗ.

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 7-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 20.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними.

Ответственность за соблюдение несовершеннолетними лицами правовых норм, общественного порядка несут их законные представители: родители, усыновители, опекуны, попечители. Статья 63 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ устанавливает, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Только они могут определять направление становления личности их ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, заботиться о его физическом и психическом развитии. Употребление алкогольной продукции несовершеннолетними говорит о низком уровне воспитания со стороны родителей (законных представителей), отсутствии заботы о физическом и психическом здоровье детей.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в случаях потребления наркотических средств или психотропных веществ).

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет, отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей.

2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, производится при наличии следующего состава.

Субъект правонарушения - родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

Объект правонарушения - общественный порядок и общественная безопасность.

Объективная сторона - действие, выражающееся в допущении законными представителями нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ.

Субъективная сторона - наличие вины. Следует отметить, прямой умысел в данном случае, как правило, отсутствует, что не оправдывает субъект правонарушения при привлечении его к ответственности.

Следующий комментарий к статье 20.22 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 20.22 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, характеризующие состояние порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в появлении несовершеннолетнего в состоянии опьянения, в распитии им пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в потреблении наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача или иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Несовершеннолетним является лицо, не достигшее шестнадцати лет. В качестве общественных мест следует рассматривать улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие места возможного скопления граждан. Несовершеннолетние лица не могут быть привлечены к административной ответственности. Основным нормативным актом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних правонарушителей, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

3. Субъектом административного правонарушения являются граждане (родители несовершеннолетнего либо его законные представители).

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным или неосторожным.

5. Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Административная ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С целью усиления административной ответственности за на­рушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ 1 были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) 2 , в частности, в его ст. 20.22 КоАП РФ.

Так, за нахождение в состоянии опьянения несовершенно­летних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосо­держащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ, предусмотрена административная ответственность родителей или иных законных представителей. Безусловно, новая редакция статьи в большей степени соот­ветствует цели реализации общественно полезных целей - борьба с пьянством, алкоголизмом, правонарушениями несо­вершеннолетних, халатным отношением родителей либо иных законных представителей к воспитанию несовершеннолетних, чем предыдущая. Однако, на наш взгляд, ее содержание не дает ответов на все возможные жизненные ситуации.

Принятие и реформирование ряда нормативных правовых актов в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции одной из целей имеет обеспечение права граждан, в том числе несовершеннолетних, на здоровье. Тем более что ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции и об ограничении потребления (рас­пития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) 3 прямо устанавливает запрет на потребление (рас­питие) алкогольной продукции несовершеннолетними, а зна­чит, не только потребление этой продукции в общественных местах, а в целом где бы то ни было.

К примеру, руководствуясь приказом МВД России от 15 ок­тября 2013 г. № 845 «Об утверждении инструкции по органи­зации деятельности подразделений по делам несовершен­нолетних органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу с несо­вершеннолетними с учетом особенностей их личности и окру­жения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанав­ливаются в ходе проведения профилактических бесед с не­совершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, другими лицами, а также посещения несо­вершеннолетнего по месту жительства. Таким образом, учи­тывая изменения в КоАП РФ, при обнаружении признаков со­става административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ, в виде нахождения по месту жительства в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет инспектор обязан пресечь данное нарушение и составить необходимые процессуальные документы. Вместе с тем воз­никает вопрос, каким образом сотрудник полиции добудет доказательства по делу о таком правонарушении? Достаточ­но ли в этом случае показаний свидетелей, либо необходимо проводить медицинское освидетельствование на состоянии опьянения несовершеннолетнего?

В соответствии с КоАП РФ в целях обеспечения своевремен­ного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постанов­ления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномо­чий применять меры обеспечения производства по делу об ад­министративном правонарушении, в том числе медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. Однако следует учесть, что по ст. 20.22 КоАП РФ лицами, со­вершившими административное правонарушение, т.е. субъек­тами являются родители или иные законные представители.

Кроме того, проблемы могут возникнуть и при решении во­проса о порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Как отмечено в ряде научных публика­ций, медицинское освидетельствование на состояние опьянения иных лиц, не являющихся водителями транспортных средств, должно осуществляться в соответствии с требованиями Времен­ной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем министра здравоохра­нения СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14.

В соответствии с названным нормативным актом медицин­ское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда за­кон предусматривает дисциплинарную или административную ответственность за потребление алкоголя либо пребывание в со­стоянии опьянения и предполагает применение освидетельство­вания к лицам, совершившим административные правонаруше­ния в сфере общественного порядка, связанные с потреблением алкогольных напитков. Поэтому, разделяя в определенной мере позицию Л. С. Буториной о том, что должностным лицам ор­ганов внутренних дел, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. КоАП РФ, при выявлении признаков правонарушения не­обходимо предоставить право направлять несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, следует отметить, что данную меру целесообразно закрепить в ст. 27.12.1 КоАП РФ.

Подытоживая, целесообразно отметить следующее. При­нятие изменений в части совершенствования ст. 20.22 КоАП РФ в связи с усилением административной ответственности, на наш взгляд, несколько нарушило структуру особенной части КоАП РФ. Ранее нормы данной статьи предусматривали администра­тивную ответственность за появление в состоянии опьянения, распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ал­когольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолет­ними в возрасте до шестнадцати лет, но только в случае, если все перечисленное происходило в общественных местах. Поскольку административная ответственность предусматривалась за со­вершение указанных действий в общественных местах, то объек­том данного правонарушения являлся общественный порядок, а норма была включена в 20 главу КоАП РФ.

В настоящее время, независимо от места пребывания не­совершеннолетнего, действия, выражающиеся в нахождении в состоянии опьянения, потреблении (распитии) алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потреблении нарко­тических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ несовершеннолетними до 16 лет, уже образуют состав административного правона­рушения, предусмотренного анализируемой статьей. Таким образом, изменились условия, характеризующие объективную сторону данного административного правонарушения, а имен­но признак - место совершения административного право­нарушения. Следовательно, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления про­токола также будет являться непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, несовершеннолетнего в состоянии опьянения либо в процессе потребления им алко­гольной и спиртосодержащей продукции по месту жительства или пребывания несовершеннолетнего.

Предлагается включить состав административного правона­рушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (рас­питие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ», в главу 6 КоАП РФ, поскольку признак, характеризу­ющий действие как административное правонарушение, совер­шенное в общественном месте, для квалификации администра­тивного правонарушения принципиального значения не имеет.

Во-первых, объективная сторона административного пра­вонарушения не предусматривает исключительности его со­вершения в общественном месте или местах, перечисленных в Федеральном законе № 171-ФЗ.

Во-вторых, на наш взгляд, объектом рассматриваемого ад­министративного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и развития несовершен­нолетнего.

Кроме того, целесообразно дополнить ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ «Медицинское освидетельствование на состояние опьяне­ния» абзацем следующего содержания: «При совершении ад­министративного правонарушения, предусмотренного статьей настоящего Кодекса, несовершеннолетние, не достигшие возраста 16 лет, подлежат направлению на медицинское осви­детельствование на состояние опьянения».

Новая редакция Ст. 20.22 КоАП РФ. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ -

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Комментарий к Статье 20.22 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, характеризующие состояние порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в появлении несовершеннолетнего в состоянии опьянения, в распитии им пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в потреблении наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача или иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Несовершеннолетним является лицо, не достигшее шестнадцати лет. В качестве общественных мест следует рассматривать улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие места возможного скопления граждан. Несовершеннолетние лица не могут быть привлечены к административной ответственности. Основным нормативным актом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних правонарушителей, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

3. Субъектом административного правонарушения являются граждане (родители несовершеннолетнего либо его законные представители).

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным или неосторожным.

5. Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Другой комментарий к Ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, здоровье несовершеннолетних.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях; а также лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии (бездействии) по ненадлежащему выполнению или невыполнению родителями, иными законными представителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, следствием чего является: появление в состоянии опьянения (как результата распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ) несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах, или распитие ими алкогольной или спиртосодержащей продукции в общественных местах, или потребление ими наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача, либо одурманивающих веществ в общественных местах.

3. Субъектами данного правонарушения являются родители или иные законные представители несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет.

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 20.22 КоАП РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними.

Ответственность за соблюдение несовершеннолетними лицами правовых норм, общественного порядка несут их законные представители: родители, усыновители, опекуны, попечители. от 29.12.1995 N 223-ФЗ устанавливает, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Только они могут определять направление становления личности их ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, заботиться о его физическом и психическом развитии. Употребление алкогольной продукции несовершеннолетними говорит о низком уровне воспитания со стороны родителей (законных представителей), отсутствии заботы о физическом и психическом здоровье детей.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в случаях потребления наркотических средств или психотропных веществ).

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет, отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей.

2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, производится при наличии следующего состава.

Субъект правонарушения — родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность.

Объективная сторона — действие, выражающееся в допущении законными представителями нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ.

Субъективная сторона — наличие вины. Следует отметить, прямой умысел в данном случае, как правило, отсутствует, что не оправдывает субъект правонарушения при привлечении его к ответственности.

Поделиться: