Речевая культура педагога презентация. Культура речи учителя

«Части речи 2 класс» - Бодрый прил. Варить гл. Зелёная прил. Достану гл. Ждёшь гл. Зарос гл. Ответный прил. Жалеем гл. Высь сущ. Ослику сущ. Смеётесь гл. Проходил гл. Деловая прил. Стоят гл. Определи части речи: Поранился гл. Ножной прил. Обошли гл. Ручки сущ. Отметим гл. Отметина сущ. Долгая прил. Мастера сущ. Жадный прил.

«Части речи урок» - Чувство 3. Какие слова не являются глаголами? а). К какой части речи относятся названные слова? Распределите слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распределение по частям речи. Глагол 2. Выберите имена существительные а). Солнце Дед Мороз Снеговик Морковка. Подготовка к изучению нового материала.

«Наша русская речь» - «Великий могучий русский язык!». Разберемся что к чему! А ведь ребенок впитывает в себя все, как губка! На возрождение нравственного(любовно-преданного) отношения к языку. А вот, что думаем мы… Дыдычкин М. (ученик 9 класса): Почему мы должны писать без ошибок? Коля только знал актеров Зарубежного кино.

«Самостоятельные части речи» - Основной вопрос нашего проекта: Глагол Прилагательное Причастие. Продолжительность проекта: Мы будем изучать следующие самостоятельные части речи: Может ли самостоятельное быть без служебного? Методические задачи: Самостоятельные части речи. Представление результатов исследования: Распределение по группа:

«Служебные части речи» - Части речи делятся на: - Предлоги - Союзы - Частицы. - Не имеют самостоятельного ударения; - фонетически примыкают к знаменательным частям речи. Служебные части речи – это… Членами предложения; - используются как формально-грамматические средства языка. Основные признаки служебных частей речи: Отличие служебных частей речи от самостоятельных:

«Проекты по развитию речи» - Язык и речь, функции языка. Рекламный текст. И скоро я снова обрету все, что имел. Рекламный образ. Скилеф. Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Слоган как часть рекламного текста. Этикет делового телефонного разговора. Критерии языковой нормы. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.














Выразительность Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.



Логичность Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


Богатство Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.


Уместность Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).




Регуляция силы голоса Педагогу необходимо говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи. Голос воспитателя должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать.





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности Культура речи как наука – языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием

Компоненты культуры речи педагога Грамотность построения фраз Простота и ясность изложения: немногословие грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов

Простота и ясность изложения немногословие

Выразительность интонация и тональность темп речи, паузы динамика звучания голоса словарное богатство образность речи дикция

Правильное использование специальной терминологии исключение режущих слух фразеологических оборотов исключение лишних слов

Культура профессионального общения педагога Педагогическое общение - это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками

Правила речевой культуры педагога 1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения 2. Педагог должен говорить внятно 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками) Роль мимики в передаче информации Выразительность пластики тела

При общении необходимо следовать некоторым принципам Принимать ребенка таким, каков он есть Помнить, что каждый человек самобытен Верить в способности воспитанников Стимулировать их творческую активность Уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого Не унижать достоинства ребёнка Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий Помнить, что любой может ошибаться Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это… Неуместное использование звукоподражательных слов Ошибки в речи: Ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

«Культура речи» - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Нормы литературного языка орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; стилистические.

Поставьте ударение в словах: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

Стиль педагогического общения - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Виды стилей педагогического общения: 1) общение – устрашение; 2) общение – заигрывание; 3) общение с четко выраженной дистанцией; 4) общение дружеского расположение; 5) общение совместной увлеченности).

Этапы подготовки речи 1этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы. 2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана. 3 этап. Формирование текста выступления. 4 этап. Работа над речевой стороной выступления. 5 этап. Редактирование и запоминание выступления. 6 этап. Психологическая подготовка. 7 этап. Сохранение информации

Требования к голосу учителя: Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью. Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым

ДИКЦИЯ Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Культура речи учителя

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не У...

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок: «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Основы педагогического общения.

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Что же такое Культура речи?

Однозначного понимания термина не существует.

профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Норма ударения: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

Выбрать правильную форму согласования подлежащего и сказуемого.

Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришел, пришла) (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов XX века. В гостиной (стоял, стояла) диван-кровать. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу.

Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.

В чем же заключаются особенности педагогического общения

Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

Этапы подготовки речи

Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы .

осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .

После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод .

3 этап. Формирование текста выступления .

Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

4 этап. Работа над речевой стороной выступления .

Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

5 этап. Редактирование и запоминание выступления . Начинается обработка по двум направлениям:

1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

6 этап. Психологическая подготовка .

После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

Качество речи учителя

Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований , которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

  1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
  2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
  4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
  5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)

Понятие выразительности речи

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Заключение

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Поделиться: