Примеры конфликтов между детьми в школе. Конфликты в школе и пути их разрешения
Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, они все же полезны, так как учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем, не только для выстраивания , но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны умет конфликтовать. Но как это правильно делать, чтобы не обижать глубокие чувства друг друга? И как правильно выходить из конфликтных ситуаций?
Причины конфликтов в школе
Чем младше ребенок, тем ниже уровень его интеллектуального развития, и тем меньше в его арсенале социальных навыков для разрешения споров. По мере взросления в сознании ребенка вырабатываются определенные модели взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такие модели социального поведения сохраняются много лет, и могут претерпеть некоторые изменения лишь в переходном возрасте.
А пока дети растут, они вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.
Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:
- взаимные оскорбления и сплетни
- предательство
- любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
- борьба за одного парня или одну девочку
- отсутствие взаимопонимания между детьми
- неприятие отдельной личности коллективом
- соперничество и борьба за лидерство
- неприязнь «любимчиков» учителей
- личные обиды
Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы.
Предупреждение конфликтов в школе
Несмотря на то, что конфликты помогают формировать у детей социальные навыки, родители должны стараться избегать частых ссор и постоянной своих детей. Ведь конфликт можно разрешить быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид. Не стоит влезать в конфликт, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок может сам справиться с ситуацией. Чрезмерная опека в этом случае только навредит. Но если Вам кажется, что прекратить конфликт самостоятельно ребенок не может, вмешиваться в ситуацию нужно очень аккуратно. Не нужно сильно давить ни на своего ребенка, ни на его оппонента. Ненужно требовать публичных извинений. Вы не должны вести себя как взрослый, который имеет власть и способен кардинально повлиять на ситуацию. Вы, конечно, мудрее и умнее, чем Ваш ребенок-школьник, но, тем не менее, лучше взять на себя роль друга, который просто подсказывает, что делать, но лично не участвует в выяснении отношений. Это будет более естественно и позволит детям научиться выходить даже из самых сложных ситуаций.
После того, как конфликт исчерпан, поговорите с ребенком. Скажите ему о том, что в его жизни будет еще множество подобных конфликтов, и сейчас нужно учесть все свои ошибки, чтобы не допустить их в будущем.
Очень часто родители задумываются над тем, как избежать конфликта в школе, еще на ранних стадиях, когда только начинают замечать напряженные отношения своего ребенка с одноклассниками или друзьями во дворе. Старайтесь создать в семье такую атмосферу доверия, чтобы ребенок не стеснялся делиться с Вами своими проблемами. В таком случае Ваш совет может помочь быстро исправить ситуацию.
Обязательно найдите для ребенка любимое занятие. Это может быть творческий кружок или . На основе общих интересов ребенок сможет найти себе близких друзей, с которыми он не будет конфликтовать. Это поможет ему отвлечься от глупых разборок в классе за лидерство, за любовь учителей, а иногда даже вовсе без причины.
Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Так что без конфликтов в нашей жизни никуда! Но они обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека, развить в нем комплексы и привести к продолжительной депрессии.
Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения. Обязательно следите за тем, какие отношения поддерживает Ваш ребенок в школе, с одноклассниками и учителями. Старайтесь мягко и аккуратно корректировать его поведение и отношение к окружающим.
Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения
■ Е.Захарченко
Конфликты, возникающие в школе, не только обуславливают характер педагогического процесса в целом, но и оказывают негативное влияние как на профессиональное и личное самочувствие учителя, так и на психоэмоциональное состояние ученика. Дальнейшие отношения между учителем и учащимися, вовлеченными в конфликт, во многом зависят от характера его протекания и результата. Школьная практика богата примерами конфликтных ситуаций и вариантов их разрешения.
Еще совсем недавно тема конфликтных ситуаций в системе образования считалась некорректной для публичных обсуждений. Сегодня многочисленные сообщения СМИ о всевозможных конфликтах, происходящих в наших школах, уже никого не удивляют. Тем более что многие взрослые люди, вчерашние школьники, знают о них не понаслышке и могут привести свои собственные примеры как учительского непрофессионализма, так и ученической агрессии. Многолетние наблюдения свидетельствуют о тесной взаимосвязи подобных явлений. Любое из них может выступать как причиной, так и следствием конфликтной ситуации. Причем каждая из сторон - участников конфликта склонна, как правило, отстаивать свою позицию до конца. Одна, опираясь на статусно-профессиональную принадлежность, другая - на эмоционально-возрастную отнесенность.
Плоды непонимания и отчужденности
Вот лишь один пример. Учительница начальной школы в ответ на жалобы детей по поводу оскорблений со стороны одноклассника предложила наказать обидчика следующим образом.
Дети, поднимите руки, кого Миша обидел. В кого он плевался и обзывал плохими словами?
В ответ поднялось несколько рук.
А тебе, Миша, будет приятно, если все также возьмут и плюнут в тебя?
Дети разом плюнули в сторону Миши. Сила коллектива сработала.
Иди Миша, умойся и сделай выводы на будущее, - сказала учительница.
Ничего кроме унижения и агрессии про- тив учителя этот ребенок не испытал. (Впрочем, не только он, но и одноклассни- (ки, ставшие по воле учителя участниками этой расправы. Она надолго сохранит- | ся в их памяти, и где гарантия, что «удав- , шийся» опыт не получит свое дальнейшее продолжение и не вызовет агрессивные
Интересно, что современные дети давно подметили эту тенденцию к личностной центрации многих учителей и с успехом используют ее, выстраивая собственные отношения с учителем или провоцируя на уроках затяжные разговоры на бытовые темы в ущерб учебному плану.
Иногда дети сами создают ситуации, в которых может проявиться поведенческая реакция учителя, и по его реакции определяют характер внутреннего настроя учителя не только на педагогический процесс, классный коллектив в целом, но и на отдельных учеников.
В средней школе на уроке истории кто-то из учеников бросил на пол гранату с криком: «Ложись!» Молодой учитель истории упал на пол и прикрыл гранату своим телом, спасая от взрыва учеников. Никто из учеников не пошевелился. Все знали, что это розыгрыш. Просто хотели посмотреть на реакцию учителя. Одни ученики поступок учителя одобрили, а другие посчитали его «лохом».
Чувствовать ребенка и понимать
ответственность за его судьбу
Для того, кто связал свою судьбу со школой, значение конфликтных ситуаций состоит в том, что при их проживании, оценке и разрешении происходит не только актуализация целей, задач и функций педагогического процесса, но и становление самого учителя как профессионала.
Под воздействием той или иной ситуации педагогический процесс перестает быть отражением абстрактного воображения учителя, а переходит в реально осязаемое явление и приобретает межличностный смысл.
Показательно, что конфликтные педагогические ситуации возникают не только в педагогическом процессе, но и в повседневной жизни. В моей родительской практике был случай, когда собственный восьмилетний ребенок в порыве несогласия с требованиями семейно-бытового характера заявил, что не может больше жить в такой обстановке и хочет уйти из дома. Вопреки его ожиданиям, уговоров с моей стороны не последовало. Я лишь предложил ему помочь собрать вещи, а затем вызвался проводить в «дальний путь». Ситуация разрядилась не сразу, а поэтапно. Первые признаки потепления отношений начали проявляться при сборе вещей в дорогу. Особенно явно это обнаружилось во время комплектации дорожной сумки. Я предлагал взять с собой ту или иную вещь или игрушку. Сын снисходительно одобрял или решительно отказывался. По пути на троллейбусную остановку в разговоре мы незаметно затронули причины возникшего между нами конфликта и выяснили, что они вовсе не стоят такого кардинального поступка. Конфликт был исчерпан, и в будущем попытки ухода из дома не повторялись. Это был мой первый интуитивный опыт выхода из конфликтной педагогической ситуации.
Педагогической наукой и практикой накоплен достаточный материал, позволяющий не только распознавать, анализировать и классифицировать школьные ситуации, но и определять возможные варианты способов их разрешения. Поведенческий выбор учителя нельзя свести к усвоению алгоритмов действий по четко разработанной схеме. Здесь мало знать возрастные особенности и приемы воздействия на ученика, надо «чувствовать ребенка», понимать свою ответственность за его судьбу, за развитие его индивидуальности. Реальная действительность всегда потребует от учителя необходимости внесения определенной поправки на личность ребенка, на сущность момента, на уровень педагогического творчества.
Глубокий и всесторонний анализ педагогической ситуации исключает возможность применения педагогических рецептов в чистом виде. Дело это нелегкое, но стремиться к нему необходимо. Содержание и способы организации педагогического процесса всегда будут обусловлены особенностями ситуаций, которые возникают независимо от воли и сознания учителя. Вместе с тем возникновение некоторых из них можно предугадать (если учитель достаточно глубоко изучил внутренний мир ребенка) или смоделировать (если этого требуют интересы организации учебно-воспитательного процесса). Более того, протеканием многих педагогических ситуаций можно управлять, приглашая учеников к совместному поиску приемлемых вариантов их разрешения.
Такая возможность может представиться учителю на любом уроке. Главное, не оставлять без внимания то, что может явиться причиной возникновения конфликта, вовремя давать объективную оценку происходящему, стремиться к обсуждению проблем, а не замалчивать их. Это поможет сократить наметившуюся дистанцию между учителем и учениками, а следовательно, предотвратить ухудшение отношений. Ведь не секрет, что результатом совместного поиска способов выхода из сложных ситуаций, как правило, является улучшение отношений и взаимопонимания участников.
Многолетний опыт работы в школе убеждает меня в том, что конфликтные ситуации не стоит считать неожиданной и досадной помехой. Они всегда были и будут, потому следует понять и принять неизбежность встречи с ними, научиться выявлять реальные причины, видеть трудности их разрешения и осознавать необходимость овладения способами их предупреждения.
Простые и сложные ситуации
Для удобства распознавания и анализа конфликтных ситуаций предлагаем разделять их на простые и сложные. Первые, как правило, разрешаются учителем благополучно без сопротивления учеников через разумную организацию их поведения. В разрешении сложных ситуаций большую роль играют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер ело- [ жившихся между ними отношений, вли- j яние присутствующих при этом школь- (
Хочу познакомить читателей с условной i характеристикой основных фаз развития; конфликтной ситуации. Первую фазу инициирует непредвиденное начало, которое нарушает привычный ход учебного процесса или стиль устоявшихся отношений. Вторая фаза обусловлена наличием ответной реакции одного из участников. От характера данной реакции зависит дальнейшее развитие событий. Третья фаза характеризуется способом разрешения конфликта. Она обуславливает последствия, перемены в протекании педагогического процесса, улучшение или ухудшение ранее сложившихся отношений.
Базовая основа конфликтных ситуаций может быть представлена целым рядом совокупных причин. Наши наблюдения позволили выявить некоторые из них. В их числе:
ограниченная возможность учителя прогнозировать характер поведения учеников на уроке;
неожиданность поступков учеников, часто нарушающая запланированный ход урока;
оценивание учителем не отдельного поступка ученика, а его личности; излишняя строгость учителя по отношению к ученику, попытка связать отрицательный поступок с действиями его родителей или образом жизни семьи в целом;
отчужденность учителя от личностных проблем ребенка.
Причиной многих конфликтных ситуаций является также низкий уровень общения отдельных учителей. Такие учителя, как правило, не сдерживают свои негативные эмоции, позволяя себе резкие слова в адрес учеников. Давая характеристику ученику, стараются подчеркивать отрицательные качества его самого или его родителей. Высмеивают ученика перед его сверстниками.
Учителя часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, которые провоцируются их собственной формальной неподготовленностью к работе (опоздание на собствен- ныеуроки,слабоезнание программного материала, неадекватная реакция на внешние раздражители и т.п.). Сегодня к числу причин, порождающих конфликтные педагогические ситуации, следует отнести и такое парадоксальное положение вещей, при котором учителю приходится учить детей тому, чему он сам не обучен. В первую очередь это связано с внедрением в образовательный процесс новых информационных технологий. Как следствие, источники информации, доступные детям, часто не попадают всферувниманияучителяилиустойчивоим и гнори ру ются. В резул ьтате уч ител ь утрач и - ваетпрежние позиции единственного носителя учебной информации и дополнительными причинными факторами выступают: ситуативное настроение учителя, его жизненное неблагополучие, состояние общего климата, сложившегося в педагогическом коллективе.
Кроме того, в погоне за результатом многие учителя допускают проявление излишней жесткости по отношению к детям, не способны преодолеть затруднения в общении с родителями, коллегами по работе. Все это также влечет за собой возникновение конфликтов.
Неслучайно большинство из разрабатываемых сегодня методик обращено к лучшим проявлениям личности и помогает учителю достичь возможной самореализации не через насилие и самоутверждение, а через сотрудничество и самоопределение.
В последнее время актуализировалась проблема развития способности учителя к общению как неотъемлемого свойства личности, главного профессионального качества. Только в условиях тесного контакта с ребенком становится возможным прогнозировать ход педагогического процесса, а следовательно, предупредить возникновение конфликтных ситуаций, способных его затормозить.
Нет готовых рецептов, но есть разные способы
Опыт исследования школьных конфликтов убеждает в том, что рецептов, устойчиво гарантирующих их позитивное разрешение, не существует. Предлагаемый нами способ решения конфликтных педагогических ситуаций направлен на организацию учителем самостоятельного поиска вариантов, имеющих позитивное начало, а значит, способных обеспечить положительный ход событий. В основе такого поиска лежит знакомство молодого учителя с педагогическими заповедями и максимами, выработанными известными учеными и педагогами-гуманистами. В занятиях со студентами педагогического вуза мы в качестве практических упражнений предлагаем им использовать набор конфликтных ситуаций, которые наиболее часто встречаются в современной школе, определить способ выхода и смоделировать дальнейший ход событий. Для этого используем такую анкету.
«Поставьте себя на место каждого из участников конфликта и постарайтесь дать объективные ответы на вопросы:
Как исход ситуации отразился на самочувствии учителя?
Как исход ситуации отразился на самочувствии ученика?
Как повели себя свидетели конфликта (ученики, другие учителя)?
Что ученики - участники конфликта рассказали своим родителям?
Что ученики - свидетели конфликта рассказали своим сверстникам?
Какова реакция родителей учеников - участников конфликта?
Какова позиция родителей учеников - свидетелей конфликта?
Что изменилось в отношении ученика к учителю?
Что изменилось в отношении учителя к ученику?
Что изменилось в отношении родителей к учителю?
Чью сторону в происходящем заняла администрация школы?
Как исход ситуации отразился на протекании педагогического процесса? И др.
Для отработки навыков самостоятельного выбора в педагогических ситуация может быть полезен и метод ролевого розыгрыша. Студенты с большим воодушевлением принимают условия данного вида практической работы. В качестве ориентиров поведения учителя предлагаем использовать гуманистические принципы. Следование этим принципам способно, по нашему мнению, предотвратить возникновение конфликтов или помочь найти оптимальный выход. Вот некоторые из них: будь честен; будь справедлив; поставь себя на место ребенка; умей прощать; не сравнивай детей друг с другом; допускай, что в некоторых ситуациях ученики оказываются умнее тебя; предъявляй ученику требования, соответствующие реальному уровню его развития; никогда не делай ученику того, чего бы ты не пожелал по отношению к себе.
И Захарченко Евгений Юрьевич, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, директор средней общеобразовательной школы № 4 г. Ростова-на-Дону, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета
Журнал «Директор школы» №1/2008
Школьные конфликты
школьный конфликт дисциплина ученик
Введение
Понятие школьных конфликтов
Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика
Заключение
Список литературы
Введение
Школа - это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, "являются обычным делом для школы". Основные поводы для конфликтов между учениками - грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого "подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…".
Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку.
Второй центральный конфликт "ученик - учитель". Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования.
Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление.
Целью данной работы будет изучение конфликтов в школьной среде.
В процессе ее достижения предполагается решение ряда задач:
рассмотреть понятие школьных конфликтов;
изучить уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностику;
Объектом данной работы являются конфликтные ситуации в процессе обучения.
Предметом, соответственно, будет значение и роль конфликтных ситуаций.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Понятие школьных конфликтов
Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами.
Конфликт (лат. coflic us - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.
В книге Чарльза Ликсона "Конфликт. Семь шагов к миру" приводится такое определение конфликта: "Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы".
Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.
Мы в своей работе рассмотрим школьный конфликт. Конфликт в школе - явление многоплановое.
В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов "лидируют" мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18.9% юношей и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц.
Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы. Отправив детей в школу, некоторые родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов. Но расслабляться не стоит. Очень скоро у ребят появляются новые проблемы, одна из которых - школьный конфликт, без которого не обходится ни один учащийся. А у учащихся 1, 5 и 10 классов они просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации на новой ступени обучения.
Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. Первую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.
Период №1:
Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется его социальная позиция. Из ребенка он превращается в школьника, возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация в школе может длиться от нескольких месяцев до 1,5 года.
Только ученик привык к новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период.
Период №2:
Ученик переходит в 5-й класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учителя начальных классов, как правило, опекают своих ребят, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.
Период №3:
В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема. Нужно решить, куда идти после 9-го класса: продолжить учебу в школе, и какой выбрать профиль или поступить в какое-то другое учебное заведение? Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь со всеми ее заботами и проблемами.
Период № 4:
Окончание школы, выбор профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, школа, обеспечивая базовое образование, еще недостаточно готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтный: неудачи, срывы и проблемы.
Во вторую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками. Чаще всего мотивационные конфликты возникают по причине учеников из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. О чем чаше всего говорят в учительской? Конечно же, об учениках: "Они не хотят учиться! Они ничего не умеют и ничего не понимают! Не слушаются!" Нетрудно догадаться о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, о несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться.
Третью группу конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.
Итак, мы убедились, что школьная жизнь насыщена педагогическими конфликтами. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, часто конфликтуют группа мальчиков и девочек и т.д. Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.
В конфликте необходимо выделять субъекты конфликта (участников), вторым элементом является объект, вызывающий данную конфликтную ситуацию. Определить его в каждом конкретном случае крайне не просто. Чтобы люди могли вступить в конфликт, они обязательно должны действовать. Для того чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение целей. Такие действия называют инцидентом. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.
Школьные конфликты очень разнообразны и почти не поддаются классификации.
Очень трудно найти критерии, по которым их можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта.
Существуют различные уровни развития конфликтных ситуаций, подробнее их мы рассмотрим во втором параграфе.
2. Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика
Выделяют следующие уровни развития конфликтных ситуаций:
Низкий уровень - деструктивный: школьник неверно воспринимает ситуацию рассогласования как конфликтную, в оценке конфликта наблюдается неправильное соотношение объективного и субъективного, налицо ложный конфликт; гибкость ума отсутствует; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемые чувства гнева, ненависти, раздражения, злобы.
Тенденция вступления в конфликт актуализируется во всех случаях разногласия с оппонентом, при этом природа конфликта не принимается во внимание; конфликтное поведение реализуется в одном стиле соперничестве, отсутствие умений и навыков управления конфликтной ситуацией делает этот выбор устойчивым.
Средний уровень - непродуктивный: в анализе и оценке ситуации противоречия у школьников непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; ситуативно (референтность оппонента) гибкость ума позволяет объективно воспринимать ситуацию как конфликтую или неконфликтную и находить оптимальные модели дальнейшего конфликтного поведения; эмоциональный фон - обида, нетерпение, чувство ущемления собственного достоинства; предпочитает не вступать ни в какие конфликты, от споров уходит, из стилей поведения в конфликтной ситуации выбирает приспособление.
Высокий уровень - продуктивный: школьник понимает причины и содержание ситуаций рассогласования, отличает предметные и непредметные конфликтные ситуации, может сформулировать объект конфликта; сознательно управляет конфликтом, использует оптимальный подход к выбору конфликтных стратегий; успешно контролирует отрицательные эмоции; с желанием проявляет в отношениях с окружающими коммуникативные и альтруистические эмоции; охотно отстаивает свои интересы в конструктивном споре, внимателен к эмоциональному благополучию оппонента.
Есть разные способы диагностики уровня конфликтности личности. В качестве примера мы приведем следующий тест.
Выберите один из трех предлагаемых вариантов ответа на вопросы и запишите его, например, в таком виде: 1 - А, 2 - Б, 3 - В.
Вы склонны к доминированию, то есть Вы подчинить своей воле других?
Б - Иногда.
Знаете ли Вы тех людей в коллективе, которые Вас побаиваются, а возможно ненавидят?
Б - Затрудняюсь ответить.
Кто Вы в большей степени?
А - Умиротворяющий.
Б - Принципиальный.
В - Предприимчивый.
Часто ли Вам приходится выступать с критическими суждениями?
А - Часто.
Б - Периодически.
В - Редко.
Что для Вас было бы на первом месте, если бы Вы возглавили новый коллектив?
А - Создал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в нее целеобразности.
Б - Изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами.
В - Советовался и общался бы с людьми.
Г- Начал бы размышления о монархии в России или как на Руси хорошо живется
В случае неудач, какое для Вас состояние наиболее характерно?
А - Пессимизм.
Б - Плохое настроение.
В - Обида на себя.
Вы отстаиваете и соблюдаете традиции Вашего коллектива?
Б - Скорее да.
Готовы услышать горькую правду о себе, сказанную в глаза?
Б - Скорее да.
Какие качества Вы стараетесь изжить в себе?
А - Раздражительность.
Б - Обидчивость.
В - Нетерпимость к критике в свой адрес.
Кто Вы в большей степени?
А - Независимый.
Б - Лидер.
В - Генератор идей.
Каким человеком считают Вас друзья?
А - Экстравагантным.
Б - Оптимистом.
В - Настойчивым.
С чем Вам чаще всего приходится бороться?
А - Несправедливостью.
Б - Бюрократизмом.
В - Эгоизмом.
Что для Вас наиболее характерно?
А - Недооценивание своих способностей.
Б - Объективная оценка своих способностей.
В - Переоценивание своих способностей.
Что приводит Вас к столкновению и конфликту с людьми?
А - Излишняя инициативность.
Б - Излишняя критичность.
В - Излишняя прямолинейность.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество набранных Вами баллов, используя приведенную далее таблицу. Отметим, что наиболее высокий уровень конфликтности предполагает наличие черт характера, обусловливающих продуцирование конфликтов, использование конфликтогенов общения и, безусловно, повышение конфликтности отношений в коллективе.
17 баллов - очень низкий уровень конфликтности.
20 - низкий уровень конфликтности.
23 - уровень конфликтности ниже среднего.
26 - уровень конфликтности несколько ниже среднего.
29 - средний уровень конфликтности.
32 - уровень конфликтности несколько выше среднего.
35 - уровень конфликтности выше среднего.
38 - высокий уровень конфликтности.
42 - очень высокий уровень конфликтности.
Признать существование конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с подростком по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, дети страдают, а открытого признания его нет. Каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого. Однако, совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу" целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
Согласовать процедуру разговоров. Определить, где, когда и как начнутся "переговоры", т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.
Заключение
Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. И здесь значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, или руководителя, его гражданское лицо, а также его авторитета в глазах учащихся. Еще ни один человек, не обладавший уважением учащихся, не смог ликвидировать конфликтную обстановку или же ликвидировать конфликт.
Конфликт нельзя ликвидировать с помощью волшебной палочки. Тем более конфликт детский, так как он основан в основном на эмоциях, которые в детском возрасте у детей очень сильны: они вытесняют голос рассудка. Эмоции дают установку на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. Конфликт можно погасить, доказывая оппоненту, что его соперник - достойный человек, что он обладает большими достоинствами, что ему трудно, как и тебе, что он переживает по поводу случившегося. Иногда при этом будет внешнее согласие при внутреннем: "Ничего, переживет и не только это еще переживет". Понимание, что другой страдает, в данном случае может вызвать не чувство сострадания к нему, а чувство удовлетворения.
Если же школьные конфликты становятся нормой, то лечить надо не психологией, а режимом и дисциплиной. "Школа без дисциплины, что мельница без воды" - отмечал великий чешский педагог Я.А. Коменский. На первых порах надо привести массу, пораженную "демократией", в норму. Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками, между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде.
Прежде всего, надо начинать с себя. Здесь возможна профилактика, в том числе и психологическая: надо учиться слушать другого, видеть себя глазами другого, уметь чувствовать за другого, уметь решать бесконфликтно вопросы, прийти к общему мнению, уметь правильно спорить.
Список литературы
1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991.
Чарльз Ликсон "Конфликт. ... Семь шагов к миру. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997 - (Серия "Гений общения").
3. Атаянц Н.Г. Психология конфликтов в средней школе: Моногр. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2002. - 124 с. - Библиогр.: 134 назв.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 211-212.
Н.М. Коряк и Ф.М. Бородкин и "Внимание, конфликт". СПб., 1994.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе? Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова
ЗАКОНЫ СТАИ
Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.
Особенно этот факт актуален для определенных возрастных периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.
Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.
В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие дуэлянты часто становятся друзьями неразлей вода.
Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.
ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО
Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?
Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.
Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно .
В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном» , то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.
Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.
ОДИН ЗА ВСЕХ
Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.
По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.
В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.
Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.
Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.
Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан» , ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:
+79048122996, психолог Абрамова Елена
+79123144065, психолог Макарова Анжела.
11.11.2013Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.
Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.
Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.
Виды и особенности
Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.
В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.
Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:
- Конфликты между учениками в школе . Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
- Конфликты между учениками и педагогами . Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
- Конфликты между педагогом и родителем школьника .
- Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
- Проблемная ситуация с участием посторонних .
Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.
Причины и пути разрешения конфликтов в школе
Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.
В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:
- При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
- При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.
Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.
Ученик – ученик
Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.
Почему возникают
- Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
- Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
- Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
- Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.
Пути решения
В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:
- Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
- Роль родителя . Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».
Ученик – учитель
Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:
- Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
- Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
- Эмоциональные и личностные конфликты . Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.
Почему возникают
Среди общих причин конфликтов можно выделить:
- Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
- Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
- Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны» . Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.
Пути решения
Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:
- Не допускается повышение голоса на учащихся . Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
- Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.
Учитель – родитель ученика
Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.
Почему возникают
Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:
- Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
- Педагог не умеет найти подход.
- Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.
Учитель выдвигает свои претензии:
- Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
- Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.
Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.
Пути решения
Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.
Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.
Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.
Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».
Способы профилактики школьных споров
Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.
- Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
- Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.
В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.
Видео: Конфликты в школе