Предусмотрительный левинсон еще до приезда разведки. Вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции и

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Обращение» Упражнение 1. Выпишите те предложения, в которых есть обращения. 1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес. Упражнение 2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели. 3. Бабушка рассказывает сказку на ночь. 4. Ребята пошли на речку. 1 / 21

2 5. Мама купила мне книгу. 6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять. Упражнение 3. Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями. Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка. Упражнение 4. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.) 2 / 21

3 II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк.... Рабы разгибайте спины и ко лени. Армия пролетариев встань стройна. Упражнение 5. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения. I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем. II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться. III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу. 3 / 21

4 Упражнение 6. Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания. 1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.) Упражнение 7. Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи. Упражнение 8. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. 4 / 21

5 Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней. Простите мне, я так люблютатьяну милую мою. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела... Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке. Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку? Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч... Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. 5 / 21

6 Упражнение 9. Закончите предложения: а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того, ; б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено; в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой() ; г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и, поэтому при разборе предложения его нередко. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в, не является (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с. Упражнение 10. Как вы думаете, в какой речи устной или письменной чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится 6 / 21

7 использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений? (Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.) Упражнение 11. Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) Сашенька, а третьему (или в иных условиях) Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит. Упражнение 12. Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения. 7 / 21

8 Упражнение 13. Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания. 1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский) 2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин) 3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой) Упражнение 14. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения. а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова) 8 / 21

9 б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская) Упражнение 15. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать. 1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин). Упражнение 16. Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения. 1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее 9 / 21

10 мечты всегда были возвышенны и романтичны. Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва мой любимый город. Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тест по теме "Обращение" 1. Одно из утверждений неверно. Найдите его. 1) Обращение это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь. 2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта. 3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами. 4) В предложении обращения обычно являются подлежащими. 2. С чем нельзя согласиться? 10 / 21

11 1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа. 2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения. 3) Обращение может стоять в любой части предложения. 4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания. 3. Выберите ошибочное утверждение. 1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями. 2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми. 3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком. 4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ. 11 / 21

12 4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным. 1) Здравствуй, солнце да утро веселое! 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. 3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход. 4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, все ваша музыка плоха. 5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным. 1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять. 2) Свет Родионовна, забуду ли тебя? 3) Ты хочешь меду, сын? Так жала не страшись. 4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая! 12 / 21

13 6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания. 1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! 2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. 3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. 4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде. 7. Установите соответствие: 1) Подлежащее. 2) Обращение. А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от 13 / 21

14 сказуемого. 8. Установите соответствие: 1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» 2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. 3) «Вот что, князь, тебя смущает?» 4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит. А. Гости - подлежащее. Б. Князь - подлежащее. В. Гости - обращение. Г. Князь - обращение. 14 / 21

15 9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено 1) обращением и вводным словом. 2) вводным словом и словом-предложением. 3) обращением и уточняющим обстоятельством. 4) словом-предложением и обособленным приложением. 10. Нераспространенным обращением осложнено предложение 1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин) 2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев) 3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов) 4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин) 15 / 21

16 11. Распространенным обращением осложнено предложение 1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев) 2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин) 3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский) 4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский) 12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении 1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов) 2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин) 3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов) 4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин) 16 / 21

17 13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении 1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин) 2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев) 3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов) 4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин) 14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется 1) обращение. 2) вводное слово. 3) слово-предложение. 4) обособленное приложение. 5) уточняющие члены предложения. 17 / 21

18 15. В каком предложении нет обращения? I) Зачем ты, Балда. к нам залез? 2) Воротись, поклонися рыбке. 3) Постой, бабушка, постой немножко." 4) Здравствуй, солнце да утро веселое! 16. В каком предложении нет обращения? 1) Ребята, вероятно, уже все в оборе? 2) Взвейтесь кострами, синие ночи! 3) Ты, видимо, меня не услышал. 4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели. 18 / 21

19 17. В каком предложении есть обращение? 1) Откуда ты идешь? 2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу. 3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко. 4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи. 18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься. 2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить. 3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович? 4) Ты письмо мое, милый, не комкай. 19 / 21

20 19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа. 2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы. 3) Брат мой, как я рад тебя видеть! 4) Читатель, любишь ли ты книги? 20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Помоги мне, солнце красное. 2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы. 3) Итак, вы в Москве родные мои? 4) Он был, о море, твой певец. 20 / 21

21 Ответы: 21 / 21


Запомните! Обращение - это слово, или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, бывает нераспространённое:

МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» Лискинского района Воронежской области План-конспект урока русского языка в 8 классе Подготовила: учитель русского языка Гончарова Е.К. с. Сторожевое 2-е 2015-2016 учебный

Петрусева Ирина Владимировна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Таежно-Михайловская основная общеобразовательная школа» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЕМ»

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Предложения односоставные и двусоставные Урок в 8 классе на методическую неделю составила учитель русского языка и литературы

Обращение Русский язык, 5 класс, Лучкина Ольга Николаевна Тема. Обращение. 42. Цели: Образовательные: - познакомить учащихся с понятие обращение; - рассмотреть способы его выражения, роль в предложении;

22.01.Материал параграфа 53. Знать, на какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое. Выполнить упр.424, стр.154 (озаглавить текст, списать, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова, обозначить

Знаки препинания при вводных словах и обращениях Задание 10 Как формулируется задание В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

Урок со сказками Пушкина и обращения в них Выполнила: ученица 11 класса А гимназии 125 Идиятова Эвелина Проверила: Хабибуллина И.Н. Понятие об обращении Слово или сочетание слов, называющее адресата речи,

Сценарий праздника 8 МАРТА старшая группа (Дети заходят в зал под музыку и становятся полукругом) Начинается весна не с цветов, Есть тому много причин. Начинается она с теплых слов, С блеска глаз и с улыбок

Сценарий праздника 8 марта в детском саду вторая младшая группа. Дети под музыку входят в зал. Ведущий: Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла Праздник радостный, светлый и нежный. Праздник

Очень маму я люблю Ясли Лисичка. Дети с мамами под музыку входят в зал Солнышко ласково улыбнулось нам, Наступает праздник, праздник наших мам. В этот светлый день весенний Вы дружно в гости к нам пришли

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Правила по русскому языку 1-4 Хочу всё знать и правильно писать! Раздел VІ СИНТАКСИС (раздел грамматики, изучающий строение предложений) 1. Что называется п р е д л о ж е н и

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Сценарий музыкально-развлекательной программы, посвященной Дню

Оформление: мамочка» выставка рисунков «Портрет мамы», сочинения «Моя Звучит музыка. В зал входят мамы, дети, мамы занимают места в зале. Ведущий: Добрый вечер, дорогие мамы! Мы начинаем наше торжество!

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебно-методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П. (Учитель: Клокова М.Н.) 1 Урок-зачет по русскому языку в 4-м классе Тема: Имя прилагательное. Цель:

Сценарий ко Дню матери «Мама, мамочка моя!» Входят два ангела это мальчик и девочка. 1 ангел: Мама, мама, мамочка. 2 ангел: Мамочка? Ты веришь в маму? 1 ангел: Она везде, вокруг нас. Голос: Ангелы в лице

8 Марта (ст.гр.) Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла! Праздник радостный, светлый и нежный! Праздник всех дорогих наших женщин! О чем воробышек пропел Нам за окном с утра? Что наступает

ГУК «Областная библиотека для слепых им. Н. Островского», 1995. Анна Дмитриевна Абрамова родилась 28 января 1945 года в деревне Вечна Перемышльского района Калужской области в крестьянской семье. Инвалид

С днём матери!!! Наши мамы лучшие на свете!!! - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. -

Оглавление Примеры эпитафий... 1 Общие... 1 Ребенку... 4 Ему (мужу, отцу, сыну)... 4 Отцу... 6 Сыну... 6 Ей (жене, матери, дочери)... 7 Матери... 9 Дочери... 9 Родителям... 9 Примеры эпитафий Общие - Помним,

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

8 МАРТА В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Цель: формирование гендерной, семейной принадлежности; воспитание любви и уважения к матери. Задачи: 1. Формирование у детей таких качеств, как доброта, забота, любовь. 2.Формирование

ПАВЕЛ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧОНОК ПЕСНИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СОЛНЫШЕК Солнечный зайчонок: песни для маленьких солнышек. Павел Рождественский. Челябинск, 2010. 14 с. Для маленьких солнышек, ищущих Радость

1 КОНЦЕРТ ДЛЯ МАМ!!! 2012 2013г. Старше подготовительная группа. Детский сад 24, ст. Варениковская. Музыкальный руководитель Агошкова И. В. Вот опять наступила весна, Снова праздник она принесла. Праздник

Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение Для правильного

1 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ Учитель русского языка и литературы Потатуева Наталья Сергеевна 2 Дата: 22.04.2014г. Класс: 8 Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём». Тип урока: урок сообщения

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Приближается празднование Дня Победы! В ДОУ будет проходить фестиваль песен военных лет «Споемте друзья» Повторите вместе с детьми слова песен. «Катюша» Расцветали яблони и груши, Поплыли

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 2» при ФКУ ИК-4 Групповая консультация по русскому языку в 7 классе Тема консультации: «Категория

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (фрагмент) Время выполнения теста 45 мин. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест имеет 3 части: Грамматика/Лексика, Чтение и Письмо. Вы получили

Конспект урока по русскому языку по теме «Обращение» в 8 классе. Мосолова В.П. Учитель русского языка и литературы МБОУ Школы 63 г. о. Самара Тема: Обращение. Назначение обращений. Распространѐнные обращения.

Провели воспитатели Золотарева Людмила Николаевна Зайцева Ольга Васильевна Участники дети старшей группы Цель: Развлечение «День России» Старшая группа 9 июня 2018 года Воспитывать любовь и гордость к

Сценарий праздника 8 марта «Красная Шапочка в гостях у ребят» вторая младшая группа Цель: Создать праздничное настроение детей, вызвать эмоциональный отклик на праздничное действие. Задачи: Развивать эмоциональную

МБОУ «Большебыковская СОШ» Урок русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений» Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Давыдова Н. В. Тема урока: Виды односоставных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 14 «Березка» Сценарий праздника «Мамочке любимой» Волжск 2013 Выполнила: музыкальный руководитель Отмахова О.Л. Ведущая:

Утренник на 8 марта «Праздник вместе с Машей и Медведем» (средняя группа) Под музыку дети входят в зал. Ведущий. Солнечный луч заглянул в этот зал. Гостей дорогих в нашем зале собрал. Вы с нами сейчас

МКОУ «Специальная школа 106» Тематическая линейка «По сказкам А.С. Пушкина» Подготовили и провели: Антоновская Е.Ю., учитель русского языка и литературы; Шепелева А.С., учитель русского языка и литературы

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Сценарий праздника День матери ТАНЕЦ (Звучит мелодия на сцену выходят 2 ведущих) 1 ведущий. Кто сказал, что ангелов на Земле не бывает? Просто иногда у них нет крыльев, и тогда мы называем их мамами. 2

УРОК 2 Повторите окончания винительного падежа существительных и прилагательных, а также личных местоимений (учебник «Жили-были. 12 уроков русского языка», стр. 27 28). 1 Раскройте скобки, поставьте слова

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Разряды имён прилагательных 2011 21 слайд Тема урока: Разряды имён прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий Технология: элементы методики

Справочные материалы по блоку " Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения" 5 Что изучают синтаксис и пунктуация Синтаксис это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения,

Конспект урока в 3 классе по теме: Род и число имени существительного. Моя малая Родина. (урок-закрепление) Цель: закрепление умения определять род имен существительных, число имён существительных и при

УДК 373.167.1:82 ББК 84я71 Г80 Г80 Грехнёва, Г. М. Литературное чтение. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1: рабочая тетрадь / Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. 4-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2018. 94, с. : ил. ISBN

ГБОУ СОШ 84 Лебедева С.С. Способы передачи чужой речи Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней». Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней. И долго, долго

Праздник «День любимых мам» Савина Л.А. Цели: формировать в детях чувство уважения к мамам. Оборудование: фотовыставка, выставка рисунков, диски с фонограммами, шары для украшения зала, подарки мамам и

Сценарий праздника «1 сентября - День знаний» Дети стоят на улице перед центральным входом в детский сад. Ведущий: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегодняшней встрече! Учиться

Благотворительная акция «Новогодняя сказка» 24 декабря в Образовательном центре встречали гостей из школы-интерната 73. На новогоднюю сказку «Новогодний переполох» приехали ученики младших классов, педагоги

// Прими, мамуля, поздравленья В твой день чудесного рожденья! Пожелать хотим цветенья, молодости, доброты, Счастья, радости, терпенья И душевной красоты! 1 / 25 Твоей любовью, мама, дорожим! Ты нас растила,

Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя (полная) общеобразовательная школа» Сценария сказки «Заколдованная слезинка» (для детей разновозрастной группы) Составила: воспитатель дошкольной

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ СЕМЬИ» ГРУППЫ 12 «КАПИТОШКА» Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей. Родители и дети заходят в зал под «Гимн

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

Хотел бы я, чтобы мой дед Был ветераном той войны. И рассказывал всегда Военные истории свои. Хотел бы я, чтобы бабушка моя Была ветераном труда. И рассказывала внукам, Как трудно было им тогда. Но мы

Сценарий развлечения «ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ». Интеграция: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие. Цель: Познакомить

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ И СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ Ребенок это свет счастья. Жить с ребенком это возможность постоянного общения со светом. СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА Детство добрая планета, Это мир чудес

Сценарий праздничного концерта к 8 Марта «От всей души» Ход праздника. Дети под фанфары заходят в зал, за ними выходят ведущие. Ведущий 1: Вновь опять наступила весна! Снова праздник она принесла, Праздник

День знаний в детском саду Описание: Массовый праздник в детском саду, посвященный Дню Знаний (1 сентября) с участием Гномика Молчка. Данный сценарий предполагает минимальную подготовку к этому празднику.

1. Что такое имя прилагательное? 1) Слово. 2) Часть речи. 3) Часть предложения. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Тест 1. 2. Имена прилагательные отвечают на вопросы... 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3)

МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ 16+ Новокузнецк Издательство «Союз писателей» 2017 Издательство «Союз писателей», 2017 МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ Новокузнецк Издательство «Союз писателей»

Сценарий совместного мероприятия ко дню Матери «Мамочка любимая моя» для детей и родителей в старшей группе. Зал празднично украшен. Ведущая: Сегодня мы отмечаем день Матери. Для каждого человека, мама

План - сценарий мероприятия в старшей группе Тема: «Знайка и Незнайка в гостях у ребят» Возраст: 5 6 лет. Цель: Закрепление представлений детей о времени. Задачи: Образовательные: систематизировать знания

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс Вариант 7 Инструкция по выполнению работы На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответ запишите

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Упражнение 1.
Выпишите те предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.
Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.
II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.
III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.
Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.
Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.
Закончите предложения:
а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;
б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;
в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;
г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

Упражнение 10.
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Упражнение 11.
Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.
Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.
Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)
2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)
3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.
а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)
б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.
Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.
1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Slide 1

Вводные слова, вводные
предложения, вставные
конструкции и знаки
препинания при них.

Учитель русского языка и литературы
Коломийченко Т.А.

Slide 2

Цели урока.
 выяснить, что такое вводные слова и какова их роль в предложении;
 познакомить с группами вводных слов по значению;
 усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными
словами;
 выяснить общность и различие вводных слов и предложений;
 определить роль вводных слов и предложений в тексте;
 освоить богатство значений вводных конструкций, выработать
пунктуационный навык;
 развивать критическое мышление через чтение информационного
текста;
 развивать логическое мышление;
 развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Slide 3

Прочитай стихотворение.
О вводных словах и пойдёт сейчас речь.
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь,
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём смущаясь говорим.
Мне скажут: «К счастью…»
И потом
Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых»,
«во-вторых»,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
А.Кушнер.

Slide 4

Вводные слова и знаки препинания при них.
Задание. Запиши предложения. Объясни запятые в 1 предложении,
определи, чем являются выделенные слова.

Этот вопрос, казалось, затруднил гостя.
Лицо его казалось спокойным.

Рассмотри ниже схему

Slide 5

Выделяют три группы слов:
Запомни!
Водные слова, вводные предложения,
выделяются на письме запятыми, вставные
конструкции-тире, скобками, но не
являются никаким членом предложения!

Вводные
слова
Вставные
конструкции

Вводные
предложения

Slide 6

Прочитай!
Вводные слова – такие слова и
сочетания слов, которые не вносят в
сообщаемую мысль чего – то нового, а
выражают отношение к ней говорящего,
её оценку, замечания по поводу
сказанного.
В зависимости от того, какую
смысловую нагрузку несут в себе
вводные слова, их подразделяют на
несколько групп. Рассмотрим каждую из
них в отдельности.

Slide 7

Вводные слова

Slide 8

Вводные слова

Slide 9

Вводные слова

Slide 10

Вводные слова

Slide 11

Вводные слова

Slide 12

Вводные слова

Slide 13

Потренируйся.
Задание. Найди вводные слова и определи их значение.
(Примечание. Задание выполняется устно.)
1. По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет
похолодание.
2. Как говорят ученые, нас ожидает глобальное потепление.
3. оезд отправляется через час, следовательно, нам нужно
выходить из дома.
4. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость.
5. Мы собрались здесь, во-первых, для того, чтобы решить вопрос о
сроках работы.

Slide 14

Помни!
Вводные слова при произнесении выделяются
интонацией (паузами и сравнительно быстрым
произнесением), а на письме запятыми.

Например:
Кажется, я уже опоздал.
Морской воздух, безусловно, очень полезен для
здоровья.

Slide 15

Задание. Спиши в тетрадь предложения,
найди вводные слова, определи и подпиши
их значение.

К счастью, папы и мамы нет дома. Значит,
можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к
Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, по
правде сказать, интересно бывать у неё. Вопервых, у неё много книг, которые очень
интересны. Во-вторых, Люба любит рассказывать
о своих путешествиях. Она, к удивлению, уже
побывала в Италии и в Африке. В общем, у
Любочки очень интересно.

Slide 16

Отличие вводных слов от омонимичных
глаголов – сказуемых и наречий.

1. Ученик, верно, уже ответил.
2. Ученик верно ответил.
В каком из двух предложений слово «верно» - наречие, а в
каком – вводное слово? Почему вы так решили?
1.

В первом предложении «верно» - вводное слово. Во – первых, оно
произносится с вводной интонацией, выражающей, в какой степени
высказываемая мысль является достоверной. Во – вторых, мы в тексте
выделяем его запятыми.

Во втором предложении «верно» - наречие: оно зависит от глагола,
мы можем задать к нему вопрос, и оно является членом предложения
(обстоятельством).

Случаев, когда вводные слова становятся похожими
на другие части речи, достаточно много.

Slide 17

Задание. Определи, где вводное слово, а где
«замаскировавшаяся» часть речи. Запиши предложения в
тетрадь. «Замаскировавшуюся» часть речи подчеркни как член
предложения.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым.
Мы кажется многого (не) предусмотрели.
Окно должно быть забыли закрыть на ночь.
Окно должно быть открыто всю ночь.
Ты может быть хочешь поехать в Санкт – Петербург?
Ваше предложение может быть принято на определённых
условиях.
Откровенно сказать я вижу его (в)первые.
Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.

Slide 18

Как отличить вводное слово «однако» от омонимичного ему
сочинительного союза «однако»
(перед которым, кстати, всегда ставим запятую)
1.

Односоставные и неполные предложения имеют общие
признаки, однако различия их очень существенны.
Ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно
равнодушный и даже строгий вид.

В каком из двух предложений «однако» союз, вводное слово?

В первом предложении «однако» - это союз, потому что
соединяет части ССП.
Во втором предложении «однако» - это вводное слово, которое
произносится (вы заметили?) с вводной интонацией и
выделяется на письме запятыми.

Slide 19

Отношение к говорящего к высказываемым мыслям, их
оценку наряду с вводными словами могут выражать
целые предложения; они и получили название вводных
предложений.
Вводные предложения сходны по содержанию с
вводными словами – они передают те же разновидности
авторских замечаний, оценок, эмоциональных реакций,
о которых говорилось выше.

Усилие нужно сделать, говорит какая – то дама в одном романе
Диккенса, вот я и проделываю это усилие шестой год.
Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно,
полагал он, любить как приятеля.
Всё в этом письме раздражало Лидию Ивановну: и содержание,
и в особенности развязный, как ей показалось, тон.

Slide 20

Вводные предложения
Вводные предложения при произнесении
выделяются интонацией (паузами и сравнительно
быстрым произнесением), а на письме запятыми.
Вводные предложения, выражающие
дополнительные замечания или пояснения.

Slide 21

Вводные слова и предложения

Slide 22

Эти слова необходимо выучить наизусть.

Slide 23

Найди в тексте вводные слова и предложения,
определи их значение.(устно)

По мнению младшего брата, Пушкин, будучи
мальчиком, иногда проводил бессонные ночи в
кабинете отца, «пожирая» все книги, попадающие
ему под руку.
Обладая необыкновенной памятью, Пушкин, к
удивлению многих, в одиннадцать лет великолепно
знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и
других. Как вспоминают многие лицеисты, он
поражал всех своей начитанностью. Даже уезжая в
путешествия, он непременно брал с собой книги и
относился к ним бережно.

Slide 24

Задание. Замени вводные слова вводными
предложениями. Запиши эти и получившиеся
предложения в тетрадь.

1. Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище.
2. Дождь, казалось, никогда не утихнет.
3. Соревнование, безусловно, состоится.
4. С этим разговором, по-моему, медлить нельзя.

Slide 25

Проверь.
1. Пожар в лесу, как говорят очевидцы, страшное
зрелище.
2. Дождь, как мне кажется, никогда не утихнет.
3. Соревнование, я уверен, состоится.
4. С этим разговором, я думаю, медлить нельзя.

Slide 26

Задание. Выпиши в один столбик предложения, в которых
выделенные слова являются членами предложения, а в другой –
предложения, в которых они являются вводными словами. Расставь
знаки препинания.

Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. Мы
кажется многого (не) предусмотрели. Окно должно
быть открыто всю ночь. Окно должно быть забыли
закрыть на ночь. Ты может быть хочешь поехать на
экскурсию? Ваше предложение может быть принято на
определённых условиях. Откровенно сказать я вижу
этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно
сказать своё мнение.

Slide 27

Slide 28

Выполни задание. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые? Выбери ответ и запиши его в тетрадь.
1. Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом,
так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик
заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень
смутила.
1) 1, 2
2) 4, 5
3) 3
4) 1, 2, 3, 4, 5
2. В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных
ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы,
затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик.
1) 1, 2
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4

Slide 29

3. За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3)
видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.
1) 1,2
2) 1,2,5,6
3) 1,2,3,4
4) 1,5
4. Когда (1) наконец (2) явилось солнце и
разогрело землю, то деревья и травы
обдались такой сильной росой, такими
светящимися
узорами
глянули
из
темного леса ветки елей, что (3) казалось
(4) на эту отделку не хватило бы
алмазов всей нашей земли.
1) 1, 2
2) 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 2, 3, 4

Slide 30

5.
Учитель (1) очевидно (2) был
прекрасно образован и начитан. По
мнению многих (3) его влияние на
учеников было (4) очевидно.
1) 3, 4
2) 1, 2, 3
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 3, 4
6. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила
свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории
Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 2

Slide 31

7. Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно
(2) человек слова!» Значит (3) на такого человека
можно положиться - он (4) как считают (5) выполнит
свое обещание без напоминания.
1) 1, 2, 4,5
2) 1, 2, 3, 4, 5
3) 3, 4, 5
4) 1, 2, 3

Slide 32

Задание. Прочитай текст.
Определи проблему, поднятую автором.(устно)
1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком,
мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку
никогда не придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На
мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку
достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на
успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча,
сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек
оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с
другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для
своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно
применяют свои способности и имеющиеся возможности,
напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть
выше головы – разумное занятие для достойного человека.

(Д. С. Лихачев)

Slide 33

Задание. Запиши в
тетрадь своё мнение
по поводу проблемы,
поднятой
автором.
Используй
вводные
слова и предложения.

Slide 34

Задание. Прочитай текст, спиши его, расставь недостающие
знаки препинания и объясни их.
(1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно
требование: она должна пр…образовывать электрическую энергию в
свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов
вынужде…ы задумываться и о других факторах: во-первых, об
экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья,
во-вторых, о надежности и эстетичности. (3)Безусловно совместить все
это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)Например в поисках
экологически безопасного вещества, которое можно было бы
использовать во флюресцентных лампах, инженеры остановились на
газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ
малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать
60 люмен (люмен – единица измерения светового потока) на один ватт
потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой – только 35 люмен.
(7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше,
а следовательно больше сжигается ископаемого топлива.

Slide 35

Задание. (все задания письменно)
1. Спиши текст в тетрадь.
2. Определите тип речи текста. Ответ
обоснуй.
2. Определи стиль этого текста.
3. Определи средства связи 2 и 5, 4 и
5 предложений,
4. Укажи номер(-а) предложения(-ий) с
вводными словами.
Устно ответь.
Какие значения имеют вводные
слова?
 Сделайте вывод о роли вводных
слов в данном тексте.

Slide 36

Познакомимся с друзьями вводных слов и вводных предложений –
вставными конструкциями.
Почему их выделяют в отдельную группу «слов, грамматически не
связанных с предложением»? Попробуем разобраться. Обычно
вставные конструкции заключают те или иные сведения, необходимость
в которых замечается говорящим, когда он уже приступил к
высказыванию мысли, вследствие чего начатое предложение
прерывается и в него вводится необходимое сообщение.
Вставные конструкции более самостоятельны и даже могут стать
независимыми предложениями.
Вставные конструкции помогают пониманию того предложения,
в которое они включены.
Таким образом, главное отличие вставных конструкций от водных слов и
предложений заключается в том, что первые несут дополнительную
информацию, которая дополняет, уточняет высказывание;
вторые, наоборот, никакой дополнительной информации, важной для
понимания всего предложения в целом, не несут.

Slide 37

Задание. Перепиши, расставляя знаки препинания.
1. На озере оно называлось Лариным прудом всегда плавало много
ряски. (Пауст.)
2. Сначала это было в апреле он поехал к себе в свою родовую
Ковринку и здесь прожил в уединении две недели. (Ч.)
3. Алексей читатель уже узнал его пристально глядел на молодую
крестьянку. (П.)
4. Мать и дочь Павловские это была их фамилия всё время сидели в
своём флигельке и в саду не появлялись.
5. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли,
что увижу её снова.
Но подумал я старый смотритель может быть уже сменен вероятно
Дуня уже замужем. (П.)
6. Предусмотрительный командир ещё до приезда разведки приехала
она ночью выставил усиленную охрану.
7. Он меня вы знаете очень уважает. (Т.)
8. Вы вижу я охотник песни слушать. (Кр.)
9. Уже я думаю около полуночи к нам подъехали старичок и Василий
догонявшие оторвавшихся лошадей. (Л. Т.
10. Вот у меня я думаю получше глаза. (Г.)

Slide 38

Домашнее задание.
П. 33, 34.
Ответы на задания по тексту (см. дневник)
отправить на электронный адрес.

Карточка 1

Карточка 2

В горах

(По В.Быкову).

Карточка 1
Задание: Выпишите сначала предложения, в которых вставные конструкции оформляются с помощью тире или скобок, затем предложения, в которых вставные конструкции оформляются запятыми. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Старик, дядя Михайло как называли его ребятишки был высок сутул худ. 2) Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей не могла же она считать собеседником денщика сразу обрушила на них ворох городских новостей. 3) Человек шесть немцев им удалось сгруппироваться опасливо оглядываясь, двигались в нашу сторону веером. 4) Моя душа я помню с детских лет чудесного искала. 5) Этот грузный и немощный человек на второй же день со всеми перезнакомился и как выразился потом о нем Степан Иванович сумел при этом к каждому подобрать свой особый ключик. 6) Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки приехала она ночью выставил удаленное охранение. 7) Где-то на улице тоже горел костер, и на нем как сказали Алексею калился большой валун.

Карточка 2
Задание: Вставьте вместо точек вводные слова, данные в скобках в конце каждого предложения. Спишите получившийся текст.

В горах
Перевал … был близко, подъем постепенно выравнивался, тропинка уже не петляла по заснеженному скалистому взлобью, справа возвышалось что-то серое… громада другой горы … они добрались уже до седловины (пожалуй, наверно, значит). Ветер по-прежнему безумствовал в своей неуемной ярости, будто в невидимой гигантской трубе выло, стонало, даже звенело … звенело … в ушах (впрочем, возможно). Мороз … крепчал, от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).
(По В.Быкову).

12 ... "щеки" (Щеки - ущелье). Через несколько суток был в Шибиши, не потеряв ни одного человека. - Ну, Бакланыч, теперь держись... - сказал Левинсон, и в зыбком его взгляде нельзя было прочесть, шутит ли он или всерьез. В тот же день он раздробил хозяйственную часть, раздав по рукам шинели, патроны, шашки, сухари, оставив сколько могут поднять заводные лошади. Вся Улахинская долина, вплоть до Уссури, была занята неприятелем. К устью Ирохедзы стягивались новые силы, японская разведка шарила по всем направлениям и не раз натыкалась на дозорных Левинсона. В конце августа японцы двинулись кверху. Шли медленно, с большими остановками, от хутора к хутору, ощупывая каждый шаг, разбрасывая по флангам частые охранения. В железном упорстве их движения, несмотря на его медлительность, чувствовалась уверенная в себе, разумная и в то же время слепая сила. Разведчики Левинсона возвращались с дикими глазами, а сведения их противоречили одно другому. - Как же так? - холодно переспрашивал Левинсон. - Вчера, говоришь, они были в Соломенной, а сегодня утром в Монакине, - что же они, назад идут?.. - Н-не знаю, - заикался разведчик. - Может, то передовые были в Соломенной... - А откуда ты знаешь, что в Монакине главные, а не передовые? - Мужики сказывали... - Дались тебе мужики!.. Как тебе было приказано? Разведчик тут же сочинял замысловатую историю, почему не удалось проникнуть вглубь. На самом деле, напуганный бабьими россказнями, он не доехал до неприятеля верст десять, просидел в кустах, раскуривая табачок и дожидаясь, когда удобнее будет вернуться. "Ты бы сам сунулся", - думал он про Левинсона, глядя на него затаенно-мигающим мужицким взглядом. - Придется тебе самому съездить, - сказал Левинсон Бакланову. - Иначе нас тут, как мух, прихлопают. Ничего не поделаешь с этим народом. Возьми кого-нибудь с собой и поезжай чуть свет. - А кого взять? - спросил Бакланов. Он старался быть серьезным и озабоченным, хотя все внутри билось в тревожной боевой радости: как и Левинсон, он считал нужным прятать истинные свои чувства. - Возьми кого хочешь... хотя бы новенького, что у Куб-рака, - Мечика, что ли? Кстати проверишь, что он за парень. А то говорят про него нехорошее, может, и зря... Разведка подвернулась Мечику как нельзя кстати. За короткое пребывание в отряде он скопил такое количество невыполненных дел, несдержанных обещаний и неосуществленных хотений, что каждое из них в отдельности, даже выполненное, потеряло бы уже всякий смысл и значение. Но вместе они давили все тяжелей, и глуше, и больнее, не давая вырваться из своего до нелепости узкого круга. Теперь ему казалось, что он сможет разорвать этот бессмысленный круг одним смелым движением. Они выехали еще до рассвета. Чуть розовели на отроге таежные маковки, в деревне под горой кричали вторые петухи. Было холодно, темно и немножко жутко. Необычность обстановки, предвкушение опасности, надежда на удачу порождали в обоих то приподнято-боевое настроение, при котором все остальное не важно. В теле - легкая зыбь крови, пружинят мускулы, а воздух кажется холодным и жгучим, даже хрустит. - Эк у тебя кобыла опаршивела, - говорит Бакланов. - Не ухаживаешь, что ли? Плохо... Это Кубрак, дурило, не показал, видно, что с ней делать? - Бакланов никогда бы не подумал, что у человека, умеющего обращаться с лошадью, хватит совести довести ее до такого состояния. - Не показал, да? - Да как сказать... - смутился Мечик. - Он вообще мало помогает. Не знаешь, к кому обратиться. Стыдясь своей лжи, он ерзал на седле и не смотрел на Бакланова. - А ты у каждого спрашивай. У нас там много понимающих. Ребята есть боевые... Вопреки мнению Чижа, которое Мечик тоже почти усвоил, Бакланов начинал ему нравиться. Он был такой плотный и круглый, сидел на седле как пришитый. Глаза у него были коричневые и сметливые, он все схватывал на лету, тут же отделяя достойное внимание от пустяков, затем следовали практические выводы. - Э-э, парень, а я все смотрю, чего у тебя седло ездит! Заднюю подпругу ты до отказа натянул, а передняя висит. Наоборот надо. Давай перетянем. Мечик не успел еще сообразить, в чем дело, а уж Бакланов, спешившись, возился у седла. - Ну-у... да у тебя и потник завернулся... Слезай, слезай - лошадь загубишь. Насквозь переседлаем. После нескольких верст Мечик окончательно уверил себя в том, что Бакланов гораздо лучше и умней его, что Бакланов, кроме того, очень смелый и сильный человек и что он, Мечик, должен всегда безропотно ему подчиняться. Бакланов же, подходивший к Мечику без всякой предвзятости, хотя и почувствовал вскоре свое превосходство, но разговаривал с ним как с равным, стараясь простым наблюдением определить действительную его цену. - В сопки тебя кто направил? - Да я, собственно, сам пошел, а путевку мне максималисты дали... Помня странное поведение Сташинского, Мечик старался как-нибудь смазать значение пославшей его организации. - Максималисты?.. Зря ты с ними путаешься - трепачи... - Да мне ведь все равно... Просто там есть несколько моих товарищей по гимназии, вот я... - Гимназию-то кончил? - перебил Бакланов. - Что? Да, кончил... - Это хорошо. Я тоже учился в ремесленном. На токаря. Не пришлось кончить. Поздно, видишь, начал, - пояснил он, точно оправдываясь. - До того я на судостроительном работал, пока братишка не подрос, а тут вот вся эта каша... Немного погодя он снова задумчиво протянул: - Да-а... Гимназия... Я тоже мальцом хотел, да уж такое дело... Видно, слова Мечика навеяли на него много ненужных воспоминаний. Мечик с неожиданной страстностью стал доказывать, что вовсе не плохо, а даже хорошо, что Бакланов не учился в гимназии. Незаметно для себя он убеждал Бакланова в том, какой тот хороший и умный, несмотря на свою необразованность. Бакланов, однако, не видел большого достоинства в своей неучености, а более сложных рассуждений Мечика не понял вовсе. Задушевного разговора не получалось. Оба прибавили рыси и долго ехали молча. Всю дорогу попадались разведчики и врали по-прежнему. Бакланов только головой крутил. На хуторе, в трех верстах от деревушки Соломенной, они оставили лошадей и пошли пешком. Солнце давно уже перевалило к западу, усталые поля пестрели бабьими платками, от жирных суслонов ложились тени, спокойно-густые и мягкие. У встречной подводы Бакланов спросил, были ли в Соломенной японцы. - С утра, говорят, человек пять приезжало, а сегодня штой-то не слыхать... Хоть бы хлеба убрать, ну их к лешему... Сердце у Мечика забилось, но страха он не чувствовал. - Значит, они и впрямь в Монакине, - сказал Бакланов. - Это разведка приезжала. Крой смело... Они вошли в село, встреченные ленивым собачьим лаем. На постоялом дворе - с пучком сена, привязанным к шесту, и подводой у ворот - напились молока "по-баклановски": из мисочки и с хлебцем. Впоследствии, с жутью вспоминая весь этот поход, Ме-чик неизменно видел перед собой Бакланова, как он вышел на улицу с расплывшимся счастливым лицом и остатками молока на верхней губе. Они не сделали и нескольких шагов, как из переулка, подобрав юбки, выбежала толстая баба и, столкнувшись с ними, остановилась в столбняке. Глаза ее полезли под платок, а ртом она хватала воздух, как пойманная рыба. И вдруг завопила самым пронзительным и тонким голосом: - А родненькие ж вы мои, а куда ж вы идетя?.. Агромяту-ущая сила гапонцив биля школы!.. Сюда идуть, а текайте ж, сюда идуть!.. Мечик не успел еще восчувствовать ее слова, как из того же переулка, маршируя в ногу, вышли четыре японских солдата с ружьями на плечах. Бакланов, вскрикнув, стремительно выхватил кольт и выстрелил - почти в упор - в двоих. Мечик видел, как сзади у них вылетели кровавые клочки и оба они рухнули на землю. Третий патрон попал в перекос, и кольт перестал действовать. Один из оставшихся японцев бросился бежать, а другой сорвал винтовку, но в то же время Мечик, повинуясь новой силе, которая управляла им больше, чем страх, выстрелил в него несколько раз подряд. Последние пули попали в японца, когда уже он лежал, корчась в пыли. - Бежим!.. - крикнул Бакланов. - К подводе!.. Через несколько минут, отвязав лошадь, бившуюся у постояла, они мчались по улице, вздымая жаркие клубы пыли. Бакланов стоял на телеге, изо всех сил хлестал концами вожжей, то и дело оглядываясь назад, - нет ли погони. Где-то в центре не менее пяти горнистов играли тревогу. - Здесь они... все-е!.. - кричал Бакланов с каким-то торжественным озлоблением. - Все-е... Главные!.. Слышишь, играют?.. Мечик ничего не слышал. Припав на дно, он чувствовал дикую радость избавления и то, как в горячей пыли корчится убитый им японец, исходя последними смертными муками. И когда он посмотрел на Бакланова, перекошенное лицо последнего показалось ему противным и страшным. Через некоторое время Бакланов уже смеялся: - Ловко получилось! Да? Они в село и мы - разом. А ты, брат, молодец! Даже не ожидал от тебя, право. Если бы не ты, он бы нас вот как изрешетил!.. Мечик, стараясь не смотреть на него, лежал, подвернув голову, весь желтый и бледный, в темных пятнах, как хлебный колос, сгнивающий на корню. Отъехав версты две и не слыша погони, Бакланов остановил лошадь возле одинокого ильмака, согнувшегося над дорогой. - Ты здесь оставайся, а я влезу на дерево, будем караулить... - Зачем?.. - сказал Мечик прерывающимся голосом. - Поедем скорей. Надо сообщить... ясно, что тут главные... - Он заставлял себя верить в то, что говорит, и не мог. Теперь ему страшно было оставаться вблизи неприятеля. - Нет, уж лучше обождем. Не затем киселя хлебали, чтоб трех этих дураков пришить. Разнюхаем точно. Через полчаса из Соломенной выехали шагом человек двадцать конных. "А что, ежели заметят? - подумал Бакланов с тайной дрожью. - Не уйти нам на подводе". Превозмогая себя, он решил ждать до последней крайности. Конница, не видная Мечику за холмом, проехала уже с полдороги, когда со своего наблюдательного пункта Бакланов заметил пехоту: она только выходила из села густыми колоннами, пыльно отсвечивая оружием... В стремительном гоне до хутора они едва не загнали лошадь, там пересели на своих и через несколько минут мчались уже по дороге в Шибиши. Предусмотрительный Левинсон еще до их приезда (приехали они ночью) выставил усиленное охранение - спешенный взвод Кубрака. Треть взвода осталась с лошадьми, а остальные дежурили возле села, за валом старой монгольской крепостцы. Мечик, передав кобылу Бакланову, остался со взводом. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. Туман стлался от реки, было холодно. Пика ворочался и стонал во сне, под ногами часовых загадочно шуршали травы. Мечик лежал на спине, глазами нащупывая звезды; они едва проступали из черной пустоты, которая чудилась там, за туманной завесой; и эту же пустоту, еще мрачней и глуше, потому что без звезд, Мечик ощущал в себе. Он подумал, что такую же пустоту должен все время ощущать Фролов, и ему стало жутко от внезапной мысли, что судьба этого человека может быть похожа на его. Он старался отогнать от себя эту страшную мысль, но образ Фролова не шел из головы. Он видел его лежащим на койке, с безжизненно опущенными руками и высохшим лицом, и клены тихо шумели над ним. "Да ведь он умер!.." - с ужасом подумал Мечик. Но Фролов пошевелил пальцем и, повернувшись к нему, сказал с костлявой улыбкой: "Ребята... шкодят..." Вдруг он задергался на постели, из него полетели какие-то клочки, и Мечик увидел, что это совсем не Фролов, а японец. "Это ужасно..." - снова подумал он, вздрагивая всем телом, но Варя склонилась над ним и сказала: "А ты не
Поделиться: